Проект "Семейная творческая мастерская"
проект
Проект "Семейная творческая мастерская"
Цель: Создание условий для расширения и усиления воспитательной функции семьи по формированию позитивных социальных интересов детей и подростков.
Задачи: 1) сформировать у детей и родителей правильные представления о ценности семейных отношений;
2) повысить педагогическую компетентность родителей;
3) организовать полезный досуг детей и родителей;
4) привлечь родителей воспитанников к жизни учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semeynaya_masterskaya.docx | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
«Центр социальной помощи семьям и детям г.о.г. Кулебаки»
«Утверждаю»
_________________________
Фомичева И.Ю.
Директор ГБУ НО «ЦСПСД г.о.г. Кулебаки»
«___»__________ 2023 г.
Педагогический проект
«Семейная творческая мастерская»
Автор:
воспитатель
отделения дневного пребывания
несовершеннолетних
Крупнова Марина Алексеевна
г. Кулебаки, 2023
Педагогический проект
«СЕМЕЙНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Методический паспорт
Название проекта | Педагогический проект «Семейная творческая мастерская» |
Руководитель проекта | Крупнова Марина Алексеевна, воспитатель отделения дневного пребывания несовершеннолетних ГБУ НО «ЦСПСД г.о.г. Кулебаки» |
Территория реализации | ГБУ НО «ЦСПСД г.о.г. Кулебаки», отделение дневного пребывания несовершеннолетних |
Целевая аудитория | Воспитанники отделения дневного пребывания несовершеннолетних ЦСПСД дошкольного и младшего школьного возраста и их родители |
Типовые особенности проекта | По характеру создаваемого продукта: творческий По количеству участников: групповой. По продолжительности: долгосрочный – 1 год По содержанию: ребенок и его семья, творчество По типу объекта проектирования: социальный |
Срок реализации | 2023 –й год |
Цель | Создание условий для расширения и усиления воспитательной функции семьи по формированию позитивных социальных интересов детей и подростков |
Задачи | 1) сформировать у детей и родителей правильные представления о ценности семейных отношений; 2) повысить педагогическую компетентность родителей; 3) организовать полезный досуг детей и родителей; 4) привлечь родителей воспитанников к жизни учреждения. |
Этапы и сроки | I этап – подготовительный - январь – февраль II этап – основной (практический) – март - ноябрь III этап – заключительный - декабрь |
Ожидаемые результаты | Повышение педагогической культуры родителей; укрепление детско-родительских связей; обновление форм и методов работы с родителями; привлечение родителей к работе учреждения. |
Трансляция проекта | Создание выставок, презентации фото в процессе создания продукта деятельности и результаты работы. Итоговые мероприятия – презентация проекта на отчетном собрании учреждения, размещение на сайте ЦСПСД. |
Дальнейшее развитие проекта | Исходя из интересов детей и родителей, продолжить проект на следующий год |
Аннотация (краткое описание проекта) | Мастер-классы по знакомству с народными ремеслами (лепкой из глины, изготовлением кукол, работа с различным природным материалом, ткачеством, вышивкой) и изготовление в различной технике поделок и подарков, социо-культурные мероприятия |
Ресурсная база | Материально - технические условия реализации проекта: кабинет с необходимым количеством столов и стульев; мультимедийная система; фотоаппарат; материал для проведения мастер-классов Методическое обеспечение проекта: подборка презентаций, конспекты |
Возможные риски и пути преодоления | Отсутствие отклика со стороны родителей – активизация информирования, индивидуальная работа с родителями |
Проблема, которую затрагивает проект, и ее актуальность
Семья, как социальная организация, влияет на воспитание и развитие детей. Она составляет основу формирования и становления личности, самосознания детей, определяет уровень развития их мировоззренческих установок, ценностных ориентаций, социальной активности. Но, в то же время, семья не обеспечивает в полном объёме контроль свободного времени детей и подростков и проигрывает во влиянии на ребёнка другим факторам социализации.
В настоящее время в нашем городе, как и в стране в целом, существует ряд таких проблем, как:
- чрезмерная занятость родителей, вследствие чего дети предоставлены сами себе;
- отсутствие общих дел, традиций в семье;
- не в каждой семье существует преемственность поколений;
- функции родителей смещены в сторону удовлетворения материальных потребностей.
К этому перечню можно добавить и другие проблемы, характерные для нашего учреждения. Контингент воспитанников отделения дневного пребывания несовершеннолетних ГБУ НО «ЦСПСД г.о.г. Кулебаки» можно характеризовать как неблагополучный, поскольку 20% - это дети из семей в социально-опасном положении, 30% - из семей «группы риска», 50 % - дети из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Именно в отношении «неблагополучных» детей особенно остро встала проблема практически полного отсутствия внимания родителей к ребенку, они особенно остро ощущают психологический дискомфорт, одиночество, неприкаянность.
Кроме этого, родители наших воспитанников неохотно идут на контакт с учреждением, игнорируют родительские собрания и другие социо-культурные мероприятия, проводимые в учреждении.
Для решения данных проблем необходимо усилить воспитательную функцию семьи.
Одним из эффективных способов активизации воспитательной функции семей вышеуказанных категорий является взаимодействие и сотрудничество двух институтов - семьи и социального учреждения, которое имеет возможность создать необходимые условия для совместного труда и отдыха несовершеннолетних и их родителей (законных представителей).
ГБУ НО «ЦСПСД г.о.г. Кулебаки» предлагает такую форму работы с семьями несовершеннолетних, как семейная творческая мастерская, которая призвана улучшить взаимодействие взрослых и детей в семьях, организовать семейный досуг, наладить контакт родителей и педагогического коллектива.
Проект «Семейная творческая мастерская» обеспечивает реализацию организационно-педагогических мероприятий, направленных на повышение воспитательной функции семьи и возрождение семейных традиций.
Цель: Создание условий для расширения и усиления воспитательной функции семьи по формированию позитивных социальных интересов детей и подростков.
Задачи:
1) формировать у детей и родителей правильные представления о ценности семейных отношений;
2) повышать педагогическую компетентность родителей;
3) организовать полезный досуг детей и родителей;
4) привлечь родителей воспитанников к жизни учреждения.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный - январь – февраль
II этап – основной (практический) – март - ноябрь
III этап – заключительный - декабрь
План реализации проекта
Подготовительный этап – январь - февраль | |||
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1 | Изучение методической литературы по теме проекта | 09 – 13.01 | Рук. проекта |
2 | Разработка проекта | 16 –31.01 | Рук. проекта, зам. директора по воспитательной работе |
3 | Подготовка оборудования, материалов для проведения занятий | 01 – 10.02 | зам. директора по воспитательной работе, рук. проекта |
4 | Подготовка пособий, образцов для проведения мастер – классов, составление конспектов занятий | 13 – 26.02 | Рук. проекта |
5 | Методический совет «Утверждение педагогического проекта «Семейная мастерская» | 27.02 | зам. директора по воспитательной работе |
6 | Корректировка режима дня в группе с целью высвобождения времени для проведения «Семейной мастерской» | 27-28.02 | заведующий отделением дневного пребывания |
7 | Информирование и привлечение семей с детьми к работе | 20 – 27.02 | воспитатели |
8 | Проведение организационной встречи: составление плана работы, разработка Положения о семейной творческой мастерской | 28.02 | Рук. проекта, зам. директора по воспитательной работе |
Основной этап – март – декабрь | |||
1 | Анкетирование детей и родителей. «Трикотажная кукла» | Март |
|
2 | «Игрушка-небалушка» – роспись народной игрушки неваляшки | Апрель | |
3 | «Семья – территория счастья». Праздничное мероприятие ко Дню семьи | Май | |
4 | «Декоративное панно из атласных лент «Цветущая веточка» | Июнь | |
5 | «Модульное оригами – увлечение для всей семьи» «Кактус в горше»; | Июль | |
6 | «Аппликация из ткани «Тропические бабочки»; | Август | |
7 | Бусы в стиле ЭКО «Рябиновые бусы»; | Сентябрь | |
8 | «Декоративное оформление – «флорариум с нуля»»; | Октябрь | |
9 | «Модная бижутерия» – бусы, браслет и серьги в технике «валяние из шерсти» | Ноябрь | |
10 | «Новогодний семейный квест». Анкетирование детей и родителей. | Декабрь | |
Заключительный этап – декабрь | |||
15 | Оформление фотовыставки совместных работ | зам. директора по воспитательной работе | |
16 | Создание презентации по итогам проекта | Рук. проекта | |
17 | Обобщение итогов реализации проекта, выступление с презентацией на отчетном собрании отделения/учреждения | Рук. проекта |
Стратегия и механизмы реализации
Направления деятельности
педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в воспитательный процесс
Основные принципы деятельности:
принцип личностно - дифференцированного подхода к семье, ее членам;
принцип партнерской позиции педагога по отношению к семье и ее членам;
принцип установки на развитие позитивного воспитательного потенциала семьи, ее способности к самопомощи и самоорганизации;
принцип доброжелательного и безоценочного отношения к каждому члену семьи, создание спокойной и комфортной обстановки во время встреч;
принцип разграничения личных и профессиональных отношений.
Тематика творческих мастерских формируется в зависимости от:
запроса детей и родителей на овладение той или иной техникой декоративно-прикладного творчества;
плана реализации муниципальной программы «Комплексные меры профилактики наркомании и токсикомании на территории городского округа город Кулебаки на 2018 – 2025 годы», в рамках которой проводятся некоторые творческие мастерские;
праздника, накануне которого проводятся встречи.
Условия проведения творческих мастерских:
Желательно, чтобы количество пар участников (ребенок-взрослый) было не менее 6. Рекомендуется присутствие на занятии двух педагогов: педагог, проводящий творческую мастерскую, и педагог, оказывающий помощь.
Для проведения творческой мастерской необходимо светлое помещение, оборудованное столами и стульями по числу участников. Материалы, необходимые для занятий, зависят от изучаемой техники и темы творческой мастерской.
Продолжительность творческой мастерской не должна превышать двух занятий по 40 минут с 10- минутным перерывом между ними.
Периодичность встреч -1 раз в месяц.
Структура творческой мастерской
Этапы | Содержание этапа | Деятельность участников |
1. Подготовительно-организационный
Постановка цели и задач творческой мастерской. | Прием гостей. | Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
2. Теоретическая часть | Информационная часть. | Сообщение педагогом информации из истории техники, особенностях технологии и др. |
3. Игровая переменка | Подвижные игры | Выполнение правил игры |
4. Практическая часть | Выполнение работы. | Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. |
5. Подведение итогов (рефлексия) | Подведение итогов работы. | Презентация творческих работ. |
На занятиях творческой мастерской дети и родители в совместной деятельности создают индивидуальные или коллективные работы из различных материалов с использованием разнообразных техник изобразительного или декоративно-прикладного творчества.
Ожидаемые результаты:
для несовершеннолетних и их родителей:
формирование правильных представлений о ценности семейных отношений;
формирование общекультурной личности;
развитие правильных представлений о ценности семейных отношений;
повышение педагогической компетентности родителей;
организация полезного досуга
для учреждения:
формирование качественно новых отношений педагогов и родителей;
установление эмоционального контакта между педагогами и родителями;
обновление форм и методов работы с родителями;
привлечение родителей к работе учреждения
Оценка эффективности реализации проекта
- Статистические данные о количестве родителей, получивших социально-педагогические услуги, принявших участие в социо-культурных мероприятиях учреждения в 2022 и 2023 гг.;
- Анализ результатов входной и итоговой анкеты для родителей «Взаимоотношения в семье», "Изучение характера отношений между педагогами и родителями";
- Анализ результатов входной и итоговой анкеты для детей «Детско-родительские отношения»
Используемая литература и интернет-ресурсы:
- Активные формы работы с педагогами и родителями//Научно-практический журнал «Управление ДОУ». – 2011, №2(68), с. 108-110
- Балабанов С.С. Воспитательный потенциал семьи. /Малая соц. группа: Социокультурный и социологический аспекты Т.2 Н. Новгород. 2004
- Березина Т. А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников /Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 8.
- Бобкова Т.И., Красносельская В.Б., Прудыус Н.Н. Художественное развитие детей 6 - 7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2014
- Дубровская, Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги / Н.В. Дубровская. - М.: Детство-Пресс, 2013
- Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/10/14/master-klass-otkrytka-ko-dnyu-pobedy-vechnyy-ogon-v
- Интернет-ресурс: https://ped-kopilka.ru/blogs/elena-soldatova/master-klas-po-plastilinografi-snegir-na-rjabine.html
Приложение
1. Анкета «Взаимоотношения в семье»
1.Вы считаете взаимоотношения в вашей семье
1) очень хорошими
2) хорошими
3) не очень хорошими
4) плохими
5) не очень плохими
2.Считаете ли вы свою семью дружным коллективом?
1) да
2) не совсем
3) нет
3.Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? Перечислите их____________________________________________________
__________________________________________________________________
4.Как часто ваша семья собирается вместе?
1) ежедневно
2) по выходным дням
3) редко
5.Что делает ваша семья, собравшись вместе?
1)решаете сообща жизненные проблемы
2)занимаетесь семейно-бытовым трудом
3)работаете на приусадебном участке
4)вместе проводите досуг, смотрите телепередачи
5)обсуждаете вопросы учебы
6)делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах
7)каждый занимается своим делом
8) допишите…
6.Бывают в вашей семье ссоры, конфликты?
1)да
2)часто
3)иногда
4)редко
5)не бывают
7.Чем обусловлены ссоры, конфликты?
1)непониманием членами семьи друг друга
2)нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и т.д.)
3)отказом участвовать в семейных делах, заботах
4)разногласиями в вопросах воспитания детей
5)злоупотреблением алкоголем
6)другими обстоятельствами___________________________________
8.Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей семье?
1)примирение
2)обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения
3)прекращение конфликтов на некоторое время
4)обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям и т.д.)
5)конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер
9.Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
1)да
2)нет
3)иногда
10.Как реагируют дети на семейные конфликты?
1)переживают, плачут
2)становятся на сторону одного из родителей
3)пытаются помирить
4)уходят из дома
5)замыкаются в себе
6)относятся безразлично
7)становятся озлобленными, неуправляемыми
8)пытаются найти поддержку в других людях
11.Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Анкета для родителей
"Изучение характера отношений между педагогами и родителями"
Уважаемые родители!
Администрация ЦСПСД просит вас ответить на следующие вопросы. Надеемся, что ваши ответы помогут установлению взаимопонимания и доверия друг к другу в вопросах воспитания наших воспитанников - ваших детей.
1. Нравится ли вам наше учреждение, отделение?
Да
Не совсем
Нет
2. Доверяете ли вы воспитателю (куратору) вашего сына или дочери?
Да
Не совсем
Нет
3. Какие отношения преобладают между педагогами и родителями в нашем отделении?
Доброжелательные
Равнодушные
Неприязненные
Конфликтные
4. Есть ли единство педагогических требований у вас и педагогов к вашему ребенку?
Да
Не совсем
Нет
6. Посещаете ли вы родительские собрания, социо-культурные мероприятия в центре?
Регулярно
Иногда
Нет
Если не посещаете, то почему?__________________________________-_
7. Помогают ли вам родительские собрания в воспитании вашего ребенка?
Да
Не совсем
Нет
8. Какие проблемы в первую очередь надо обсуждать на родительских собраниях? ______________________________________________________
9. Что, на ваш взгляд, должно делать наше учреждение по отношению к семье? ________________________________________________________________
10. Каковы, на ваш взгляд, обязанности родителей по отношению к школе, нашему учреждению? ________________________________________________________________
11. Как наше учреждение может помочь родителям в решении возникших у ребенка проблем? ______________________________________________________
Примечание: Подписывать анкету не обязательно. Если по каким-то причинам вы не хотите передавать анкету через своего ребенка, вы можете передать ее лично учителю.
3. Анкета для детей
«Детско-родительские отношения»
Ребята, вы видите перед собой таблицу с незаконченными предложениями. В конце каждого предложения даны 4 слова, которыми эти предложения могут заканчиваться. Из этих слов выберите только одно, которое соответствует Вашему мнению, и подчеркните его.
Начало предложения | Окончание предложения | |||
Мама с тобой ласкова… | часто | иногда | редко | никогда |
Папа с тобой ласков… | часто | иногда | редко | никогда |
Родители покупают тебе игрушки… | часто | иногда | редко | никогда |
Родители на тебя кричат… | часто | иногда | редко | никогда |
Родители покупают тебе новую одежду… | часто | иногда | редко | никогда |
Мама может тебя шлепнуть… | часто | иногда | редко | никогда |
Родители интересуются твоими успехами в школе… | часто | иногда | редко | никогда |
Папа может тебя шлепнуть… | часто | иногда | редко | никогда |
Родители ставят тебя в угол… | часто | иногда | редко | никогда |
Родители проводят свободное время с тобой… | часто | иногда | редко | никогда |
Родители разговаривают с тобой грубо… | часто | иногда | редко | никогда |
Родители помогают тебе выполнить домашнее задание.. | часто | иногда | редко | никогда |
Родители спрашивают тебя о твоих друзьях… | часто | иногда | редко | никогда |
Родители говорят, что любят тебя… | часто | иногда | редко | никогда |
4. Правила организации семейной творческой мастерской «…»
- добровольное посещение, без принуждения
- посещать мероприятие вместе с ребёнком может любой из родителей
- каждое мероприятие включает в себя разные виды деятельности: игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную
5. Положение
о семейной творческой мастерской «…»
дополняет проект после принятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – мастерская с применением технологии французских творческих мастерских
Урок русского языка...
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;
Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...
Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника
Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...
Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс
Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»
Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...
Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»
В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...
Творческая мастерская «Кукла оберег» приемы активизации творческой деятельности обучающихся с ОВЗ
cent;Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культ...