Образовательная программа «Хореография для дошкольников»
рабочая программа
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития, формируется личность. В период старшего дошкольного возраста ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. Существует много направлений в такой деятельности, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это хореография.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_horeografiya_dlya_doshkolnikov.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа «Город Архангельск» «Средняя школа № 35
имени Героя Советского Союза П.И. Галушина»
«Рассмотрено» на заседании педсовета Протокол № __ от _________________ | «Утверждено» Директор МБОУ СШ № 35 _____________Е.А.Сидорук « » 2021 г. |
Образовательная программа
«Хореография для дошкольников»
Срок реализации – 1 год
64часа
Автор программы:
Бессонова Наталья Николаевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МБОУ СШ № 35
Архангельск
2021 год
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития, формируется личность. В период старшего дошкольного возраста ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. Существует много направлений в такой деятельности, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это хореография.
Основным принципом хореографии является закон от музыки – к движению. Движение используется как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства.
Танец – эффективное развивающее средство, способствующее телесно-духовному совершенствованию ребенка. Это один из факторов развития гармоничной и духовно богатой личности. Танец – это совокупность выразительных и организованных движений, подчиненных общему ритму. Он обладает большой силой и интенсивностью эмоционального воздействия, приобщая ребенка к символическому языку жестов и танцевальных движений.
Структура программы предполагает концентрический подход к пониманию природы танца и осуществляется по принципу «от простого к сложному». Поэтапное развитие моторики ребенка, сенсорных и мышечных рефлексов, чувства ритма, умения подчинять движение тела музыкальной теме танца способствует и общему развитию психических функций детского организма, свойств и качеств растущей и развивающейся личности.
Новизна данной программы заключается в использовании наряду с традиционными методиками обучения хореографии методов совершенствования опорно-двигательного аппарата, коррекции осанки, технологий дыхательной гимнастики.
Актуальность. Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных в возрасте 5 – 6 лет. Срок реализации 1 год. Занятия проходят 2 раза в неделю по 45 минут.
Цель: Создание условий для активизации музыкального восприятия через движение, всестороннее развитие ребенка, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств дошкольника, средствами музыки и танцевальных движений.
Задачи:
- Формировать двигательные умения, музыкально-ритмические навыки;
- Содействовать воспитанию эмоционально-осознанного отношения к музыке, развитию чувства ритма, внутреннего слуха;
- Содействовать развитию художественно – творческих способностей, инициативы, творческой активности и фантазии;
- Содействовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, формированию правильной осанки.
В основе программы лежит принцип целостного, активного и эмоционального восприятия музыки, тесной взаимосвязи музыки и движения.
Содержание программы включает в себя несколько разделов, разделение которых носит условный характер и дается в учебных целях.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально- ритмические занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Организация игровых ситуаций, импровизация и упражнения на координацию движений помогают усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, развивают художественно – творческие способности. А также позволяют педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
Формы контроля: открытое занятие в конце года, концертная деятельность.
Условия реализации:
- Хореографический зал
- Музыкальная аппаратура
- Наличие зеркал
- Форма
- Реквизит
Результат:
- Сформированы двигательные умения, музыкально-ритмические навыки;
- Положительная динамика в развитии чувства ритма, внутреннего слуха;
- Созданы условия для развития художественно – творческих способностей, инициативы, творческой активности и фантазии;
- Укрепляется здоровье, формируется правильная осанка.
Разделы программы:
Раздел I. Основные движения в передаче характера музыки и средств музыкальной выразительности. Танец.
С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий.
В основу раздела входит работа над передачей в движении характера музыки, темпа, динамических оттенков, регистровой окраски. Виды ходьбы, бега, прыжковые движения, подскоки.
Раздел включает в себя изучение основных позиций ног и рук в детском танце.
Танцевальные элементы. Рисунки танца. Построения, перестроения. Постановка танца.
Раздел II. «Гимнастика. Стретчинг, пластические упражнения в передаче формы муз. произведения».
Выработка умения ориентироваться в пространстве, правильно воспринимать форму музыкальных произведений, различать крупные и мелкие подразделения. Обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.
Ритмические упражнения, гимнастические комплексы, стретчинг (система естественных статических растяжек мышц тела и суставно - связочного аппарата рук, ног, способствующая укреплению позвоночника и позволяющая предотвратить нарушения осанки), пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. Упражнения с предметами.
Раздел III. «Метроритм».
Этот раздел включает изучение музыкального размера, ритмических рисунков, определение сильных и слабых долей. Ритмика в игре.
Раздел IV. «Музыкальные игры. Импровизация».
Этот раздел является ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
Организация учебно-воспитательного процесса.
Раздел | Часы практика теория | Содержание |
Основные движения в передаче характера музыки и средств музыкальной выразительности. Танец. | 18 1 |
умеренный, быстрый, неторопливый, медленный.
|
Гимнастика. Стретчинг. Построения, перестроения, пластические упражнения в передаче формы муз. произведения | 20 1 |
направленный на улучшение осанки, гибкости и пластичности мышц.
|
Метроритм | 8 1 |
4/4.
|
Музыкальные игры. Импровизация | 14 1 |
|
Итого: 64 ч.
Тематическое планирование.
Тема занятий | Кол-во часов | Репертуар |
Основные движения в передаче характера музыки и средств музыкальной выразительности. Танец. | ||
1.Введение в программу. 2.Виды ходьбы: - бодрый шаг - спортивно-торжественная ходьба -спокойный шаг, -высокий шаг, -шаг на носках, -осторожная ходьба. 3. Виды бега: -легкий бег -неторопливый, танцевальный или пружинистый -стремительный -широкий -высокий 4. Подскоки: -легкие -сильные -прямой галоп -боковой галоп -галоп в повороте -галоп в паре 5.Понятие темп и его смысловая нагрузка, динамические оттенки муз. произведения. 6.Основные танцевальные точки, шаги, диагональ, середина. 7.Танцевальные элементы по диагонали, на середине. 8. Позиции ног: 1,2, 3, 6. 9. Позиции рук: подготовительная, 1, 2,3. Demi plie, grand plie. Releve. 10.Притопы. 11. «Каблучок», «Ковырялочка». 10. Постановка танца. (По желанию педагога) | 1
2
4 4 1 1 1 2 2 1 | Рассказ, беседа, знакомство с предметом. поклон «Приветствие» Марш «Вместе весело шагать по просторам», фигурный марш. Ветер и деревья», «Аист», «Пружинка», Хоровод Музыкальный этюд «Плавно – отрывисто». Вариации на тему «Бег с препятствиями» (простой, через «лужи», с одной ноги, меняя позиции т.д.) Музыкальные произведения, различной темповой, динамической окраски. Танцевальный этюд «Красная шапочка», композиция в паре «Мишка с куклой», «Березка», Танцевальный этюд «Стирка», этюд на координацию «Лестница», «Пляска». |
Гимнастика. Стретчинг. Построения, перестроения, пластические упражнения в передаче формы муз. произведения | ||
1. Постановка корпуса. Поочередное подтягивание мышц плеч, живота, ягодиц, коленей. 2.Пространственные построения: круг, шеренга, колонна, шахматы. 3.Упражнения для развития силы мышц голени и стопы. 4. «Угол», «Складка», «Книжка», «Ножницы», «Кошка», «Рыбка», наклоны, повороты корпуса, упражнения для развития танцевального шага, пластики и эластичности мышц. 5.Ритмико-гимнастические упражнения. 6. Парные упражнения. 7. Муз. Форма: часть, период, предложение, музыкальная фраза, мотив. 8.Упражнения, способствующие формированию различных типов дыхания: дыхание с задержкой; грудное дыхание; брюшное дыхание; смешанное дыхание; 9.Упражнения для развития: ручной умелости; мелкой моторики; координации движений рук. | 3 3 2 4 2 2 1 2 2 | Фигурный марш «Шествие кузнечиков» С. Прокофьев. Экосез. Ф.Шуберт. Лендлер. Ф.Шуберт Музыкальное сопровождение – на усмотрение педагога. (рекомендация: использовать песни советских композиторов и упрощенные классические произведения) |
Метроритм | ||
1.Тактирование: -Размер 2/4 -Размер 4/4 2.Ритмические рисунки: -в хлопках - в выстукиваниях - в речевой окраске. 3. Отображение ритма с помощью предметов. | 1 1 2 2 2 1 | Игра «Цигали – бугали», «Ладушки», Ритмическое эхо, Речевая игра – песня «Чайничек с крышечкой», «Базар». |
Музыкальные игры. Импровизация. | ||
1. Урок-игра «Снежный ком» 2. Упражнения, направленные на развитие выдумки; воображения творческой инициативы. 3. Импровизация на тему «животные» 4.Импровизация «Моя любимая игрушка» 5.Игра «Кто быстрее построится» 6. Образные упражнения под слово. 7.Беседа-диалог «Мои игрушки». 8. Импровизация «Кем быть» | 1 3 2 2 2 3 1 1 | Игры: «Маляры», «Кошка», «Качели», «Макароны», «Сова», «Сапожок». «Горячий бубен» и др. |
Организация учебно-воспитательного процесса.
Период обуче - ния | Задачи | Формы | Результат |
1 год |
ым, пластичным движениям в танцевальных комбинациях, музыкальных этюдах, играх. |
| Учащиеся должны знать:
Уметь:
|
Литература
1.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.
2.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
3.Михайлова М.А., Развитие музыкальных способностей детей – Пр.; Академия развития, 1997, 240с.
4.Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.
5.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с 6.Руднева С., Фиш Э. Ритмика, Музыкальное движение. – М.: Просвещение,1972,237с.
7.Федорова Г.П. Танцы для детей. - СПб.: Детство-пресс, 2000. - 40 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа Хореография"
Программа разработана для учереждений дополнительного образования для детей.Возрастной диапазон 7-10 лет, 11-14 лет.Срок реализации 8 лет. ...
Образовательная программа "Хореография для дошкольников"
В программу заложена идея приобщения детей к танцевальной культуре с помощью обучения их основам хореографии и современных танцев....
Образовательная программа по хореографии и ритмической гимнастике для дошкольников «Музыка и движение»
Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического ра...
Дополнительная образовательная программа "Хореография в школе"
Главная цель данной программы дополнительного образования – приобщение детей к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер...
Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 2 классов
Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 2-х классов...
Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 3-4 классов
Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 3-4-х классов...
Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 5-9-х классов
Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 5-9 -х классов...