Образовательная программа Хореография"
рабочая программа на тему
Программа разработана для учереждений дополнительного образования для детей.
Возрастной диапазон 7-10 лет, 11-14 лет.Срок реализации 8 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Южноуральского городского округа Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей «Центр дополнительного образования для детей»
Утверждаю
Директор Андреева О. М.
__________ 2013 г.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Хореография»
Возрастной диапазон: 7-10 лет; 11-14 лет
Срок реализации: 8 лет
Липкина Л.В.
педагог доп. образования
- высшая кв. категория
Южноуральск
2013 г.
Информационная карта
программы «Хореография»
- ФИО педагога: Липкина Лилия Владимировна
Бабиева Нина Михайловна
- Тип программы: адаптированная
- Образовательная область: искусство
- Направленность деятельности: художественно-эстетическая
- Способ освоения содержания образования: репродуктивный, креативный, эвристический
- Уровень освоения образования: углубленный, профессионально-ориентированный
- Возрастной уровень реализации программы: среднее общее образование
- Форма реализации программы: групповая
- Продолжительность реализации программы: восьмилетняя
Пояснительная записка
Современное общество выставляет заказ на творчески активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит свое отражение в образовательных программах и поиске оптимальных путей духовного, интеллектуального и физического развития детей.
Нацеленность современного образования на духовное обновление общества вызывает потребность к расширению художественно-эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Расширяется влияние различных видов искусств на процесс образования. Особый интерес проявляется к занятиям танцевальным искусством.
Необходимость разработки настоящей программы вызвана тем, что танец, как один из видов искусства, воспитывает художественный вкус, развивает детей физически и духовно, формирует интерес к танцевальной культуре и потребности в ней как неотъемлемой части культуры в целом.
Актуальность программы «Хореография» заключается в ее содержательной активности, гибкости использования и разноуровневости. В ней сочетаются традиционные методы обучения с инновациями. В народный танец с его канонами и многовековыми традициями включены элементы современной хореографии, что дает возможность ставить стилизованные номера, интересные исполнителям и зрителю.
Приобретение знаний в области хореографии и музыки, совершенствование детей физически и духовно свидетельствует о преемственности и согласованности программы с программой общеобразовательной школы (музыка, физкультура, культурология).
Программа «Хореография» относится к эстетическому циклу предметов и основной целью ставит всестороннее и гармоничное развитие ребенка.
Цель достигается через решение следующих задач:
- познавательная: расширить объем историко-культурных и эстетических знаний в области хореографического искусства;
- мотивационная: создать комфортную обстановку и ситуацию успеха для каждого ребенка, повысить его самооценку через участие в творческой жизни класса, школы, клуба, города, где каждый может проявить себя, реализовать свои способности;
- воспитательная: воспитать качества личности, востребованной в современном обществе: трудолюбие, коммуникабельность, уважение к себе и окружающим людям;
- обучающая: сформировать специальные знания и умения по данному курсу программы «Хореография»:
- научить детей музыкально и грамотно исполнять движения, работать в паре и ансамблем, соблюдая рисунки танца;
- развить физические качества ребенка, совершенствовать их средствами танца в гармонии с общим развитием;
- раскрыть в учащихся творческие способности, развивая эмоциональные сферы, т.е. самовыражение в танце, артистические способности, умение передать зрителю настроение хореографического номера;
- эстетическая: привить устойчивый интерес к национальной культуре и искусству.
Данная программа разработана для хореографического ансамбля «Надежда». По программе «Хореография» работают два педагога Липкина Лилия Владимировна и Бабиева Нина Михайловна. Программа комплексная, включает в себя два учебных курса: «Классический танец», «Народный танец». Возможно проведение индивидуальных занятий по любой из дисциплин.
Программа составлена на восемь лет обучения, возрастной диапазон семь - четырнадцать лет:
- 1-4 год обучения (7 – 10 лет) – 144 часа в год (72 часа – классический танец, 72 часа – народный танец). Индивидуальные занятия – 72 часа в год.
- 5-8 год обучения(11 – 14 лет) – 180 часов в год (108 часов – классический танец, 72 часа – народный танец). Индивидуальные занятия – 144 часа в год.
Продолжительность учебного года – тридцать шесть недель. Время занятий – 45 минут, с 15-ти минутным перерывом.
Набор в объединение производится по критериям: желание ребенка получить предлагаемые знания и умения; физическое состояние, позволяющее заниматься танцами. Ребенок имеют право начать учебу по программе «Хореография» с любого года обучения, после соответствующего возрасту тестирования и индивидуальной беседы.
Количество детей в группе: семь - десять лет – 12-15 человек, одиннадцать - четырнадцать лет – 10-12 человек. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете.
Основная форма проведения занятий – групповая. Занятия проходят по следующей схеме:
- организационный момент;
- повторение пройденного материала;
- изложение нового материала;
- вывод, подведение итогов;
- оценка работы обучающихся.
Объем движений и танцевальных элементов подобран с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Педагог вправе вносить необходимые коррективы разделов и тем в программе, с учетом психофизических особенностей детей.
В процессе изучения программы «Хореография» обучающиеся знакомятся с основными ключевыми понятиями курса: хореография, танец, ритмика, разминка, классический танец, народный танец.
Знания учащихся оцениваются тремя уровнями:
- Р (репродуктивный уровень) – решение творческих задач по образцу;
- Э (эвристический, ассоциативный) – решение творческих задач с элементами рационализаторства и изобретательства;
- К (креативный, творческий, продвинутый) – творческое воплощение собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков.
Критерии оценки: техника исполнения, музыкальность, терминология хореографических движений, исполнительское мастерство.
Итоги и результаты учебного года подводятся на контрольных открытых уроках, которые проходят в конце года.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный
Способствует созданию прочной информационной базы для формирования умений и навыков;
Репродуктивный
Учащиеся сами воспроизводят известный им по опыту материал. Этот метод позволяет педагогу осуществить контроль за тем, как учащиеся усваивают знания, овладевают умениями и навыками. С помощью разнообразных заданий педагог предлагает воспроизвести разученные ранее танцевальные движения, показать умения и навыки. Этот метод применяется в вариантах: воспроизведение танцевального материала в наглядно-образной форме; в форме устного изложения; в форме исполнения танцевальной композиции целиком или фрагмента;
Проблемный
Заключается в том, что педагог выдвигает перед учащимися познавательную проблему, которая решается совместно;
Частично-поисковый, исследовательский
Педагог ставит проблемную ситуацию и предлагает решить самостоятельно. Эти методы взаимосвязаны. Они более эффективны и способствуют глубокому усвоению танцевального материала.
Приемы обучения:
Показ
Практика преподавания выделяет три условия танцевального показа:
1.Предварительный показ танцевальной композиции, отдельных ее элементов, упражнений и т.д. На этом уровне задача - предварительное знакомство с учебным материалом. Чтобы позднее, в ходе обучения, дети могли мысленно соотносить свои действия с ранее увиденным.
2.Показ танцевального материала. Выделение из совокупности многих танцевальных элементов какого-либо определенного элемента и сосредоточение внимания на его восприятии.
3. Анализ и синтез танцевального материала, при котором анализируются отдельные части движения, композиции и потом соединяются.
Особое место занимает художественный анализ музыкально-хореографического произведения, разбор выразительных и образных средств и интерпретаций с оценкой.
Изложение
Применяются различные формы изложения: информация, рассказ, лекция, беседа и т.д. С помощью этого приема педагог сообщает знания об истории, современном состоянии хореографии, рассказывает об отдельных танцах, лучших парах, ансамблях и т.д. В соответствии с учебными задачами педагог дает описание учебного материала. Изложение ведется в форме характеристики, где определяются особенности музыки, костюма, творчества. В случае необходимости раскрытие внутренних связей и зависимостей дается в форме объяснения.
Комментирование
Это словесное сопровождение педагогом сведений об особенностях танцевального движения и музыкального произведения.
Инструктирование
Это словесные рекомендации, которые педагог дает учащемуся, как нужно исполнять элементы или композицию в целом. Может касаться правил поведения при общении в танце.
Корректирование.
В процессе исполнения танцевальных движений педагог корректирует действия учащихся.
Итогом реализации комплексной программы «Хореография» является овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в области хореографического искусства.
Оценка исполнения обучающимися изученных упражнений, движений, комбинаций, танцевальных этюдов проходит в форме контрольных открытых занятий. Творческий потенциал воспитанников реализуется на отчетных концертах, на которые приглашаются родители и педагоги, в городских и областных мероприятиях. Уровень исполнительского мастерства выявляется на конкурсах различного уровня (городского, регионального, областного и т. д.)
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специально оборудованный кабинет, аудио, видео – техника, специализированная литература, диагностические карты контроля ЗУНов.
Учебный курс
«Классический танец»
Учебный курс «Классический танец» включает в себя разделы: ритмика и музыкальная грамота, основы хореографии, классический танец. Реализуется на возрастной диапазон с семи до восемнадцати лет.
Цель – формирование духовного, нравственного и физического здоровья учащихся на основе хореографического искусства.
Задачи –
- эмоциональное и духовное развитие учащихся в процессе обучения;
- активизация интереса учащихся к хореографическому искусству, как неотъемлемой части культуры;
- формирование навыкав владения своим телом, укрепление и совершенствование двигательного аппарата;
- формирование знаний, умений и навыков классического танца;
- развитие творческой активности детей.
Раздел «Ритмика и музыкальная грамота» включает в себя упражнения и музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной и классической музыки, а также движения под музыку.
Цель ритмики – активизация музыкального восприятия детей через движения. Развитие музыкальных и творческих способностей детей. Дети учатся слушать музыку. Различать ее выразительные средства: темп, динамические оттенки, размер, форму музыкального произведения, характер, ритмические рисунки. Развитию музыкальных способностей учащихся.
Музыка пробуждает у детей светлые, радостные чувства. Они получают удовольствие от свободных, легких движений, от сочетания музыки с пластикой тела, жестов, мимикой. Занятия ритмикой поднимают настроение, повышают жизненный тонус. Дети учатся эмоционально переживать музыку. Чувства, настроения, вызванные музыкой, придают движениям эмоциональную окраску, выразительность.
Раздел «Основы хореографии» В этот раздел входят упражнения, помогающие формировать красивую осанку, правильную постановку корпуса, головы, ног рук, развивающие у детей физические данные, исправляющие недостатки фигуры. Это движение классического танца по свободным позициям на середине, движения народного и бального танцев, несложные упражнения по аэробике. А так же гимнастика для укрепления и развития эластичности связок и мышц. Раздел включает в себя упражнения на координацию (различие правой и левой ноги, правой и левой руки, поворотов вправо, влево, согласованное действие различных частей тела), ориентацию в пространстве (движение в различных направлениях, соблюдение интервалов, построение рисунков).
Раздел «Классический танец» изучает постановку корпуса, позиции рук и ног, движения классического танца у станка и на середине, adagio, allegro. Классический танец вырабатывает правильную осанку, повышает технический уровень исполнителя, танцевальную выразительность, музыкальность. Развивает координацию, силу мышц, внимание. Изучение классического танца дает возможность легко и уверенно осваивать другие виды танца.
Учебно-тематический план
первого года обучения
Тема | Общее кол-во часов | теория | практика | |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Ритмика и музыкальная грамота | 8 | 4 | 4 |
1 | Музыкальные жанры | 1 | 1 | 1 |
2 | Темп и характер музыки | 1 | 1 | 1 |
3 | Динамические оттенки | 1 | 1 | 1 |
4 | Такт и длительность в музыкальном произведении | 1 | 1 | 1 |
3. | Основы хореографии | 62 | 8 | 54 |
1 | Постановка корпуса | 4 | 1 | 3 |
2 | Позиции рук и ног | 4 | 1 | 3 |
3 | Движения для головы | 4 | 4 | |
4 | Движения для рук, кистей, плечевого сустава | 4 | 4 | |
5 | Движения корпуса | 4 | 4 | |
6 | Движения для ног, стоп | 4 | 4 | |
7 | Шпагаты | 6 | 1 | 5 |
8 | Колонетика | 4 | 1 | 3 |
7 | Танцевальные шаги | 8 | 1 | 7 |
8 | Прыжки | 4 | 1 | 3 |
9 | Упражнения на координацию | 8 | 8 | |
10 | Рисунок танца | 8 | 2 | 6 |
11 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
ИТОГО | 72 | 14 | 58 |
Содержание учебно-тематического плана
первого года обучения
1. Вводное занятие 2 ч.
Теория 2 час: Знакомство с детьми. Техника безопасности. Знакомство с искусством танца.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Образовательная программа, специализированная литература, иллюстрации, инструкции по ТБ.
2. Ритмика 8ч.
Теория 4 часа:
- Музыкальные жанры (марш, песня, танец);
- Понятие о темпе (медленный, умеренный, быстрый). Понятие о характере музыки (грустная - веселая, громкая – тихая; гордая, торжественная, легкая, светлая);
- Динамические оттенки (громко, умеренно, тихо).
- Такт, длительности в музыкальных произведениях;
Практика 4 часа:
- Определение музыкальных жанров;
- Определение темпа и характера музыки;
- Движение в характере мелодии;
- Отсчет тактов.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение.
3.Разминка 62ч.
Теория 8 часов:
- Постановка корпуса.
- Правила исполнения упражнений для головы, рук, корпуса, ног.
- Для чего развивать отдельные группы мышц.
- Положения рук и ног в танце.
- Техника исполнения шпагата.
- Упражнения на развитие эластичности мышц (как правильно исполнять).
- Правила исполнения танцевальных шагов.
- Техника исполнения прыжков.
- Рисунок танца.
Практика 54 часа:
- Постановка корпуса, как в классическом танце (“Елочка”; “Принц - принцесса”);
- Движения для головы:
- поворот вправо, влево;
- наклон направо, налево, вперед, назад;
- смещение вперед, назад;
- круговые движения головой;
- Упражнения для глаз (закрыть - открыть, зажмуриться, широко раскрыть глаза, посмотреть направо, налево, вверх, вниз, круговые движения).
- Мимика лица (“маски” - смешинки, сердинки, грустинки, дразнилки и т.д.);
- Движения плеч (вверх - вниз, вперед - назад, круговые вперед - назад);
- Движения для кистей рук (сжатие и разжимание кулака, движение кисти вперед, назад по кругу, вниз – вверх, сгибание в запястье)
- Движения для локтевого и плечевого суставов:
- сгибание руки в локте;
- круговые движения от локтя вперед - назад, от плеча всей рукой вперед – назад;
- рывки руками;
- натяжение и расслабление рук - “деревянные”, “тряпичные руки”;
- различные положения рук вверх - вниз, в стороны;
- Свободные позиции рук: подготовительная I, II позиции, руки за юбочку, руки на талию;
- Движения корпуса: наклоны корпуса вперед - назад, в стороны, круговые движения корпусом;
- Движения для тазобедренных и коленных суставов (подъем, сгибание ног, вращательные движения, приседания); равновесие на одной ноге - “чертик”, “журавлик”;
- Движения для стоп (подъем на полупальцы, развороты, упражнения на развитие подъема);
- Упражнения на полу для мышц спины («кораблик», «коробочка», «кольцо», «кошечка» и т. д.);
- Упражнения для мышц живота;
- Упражнения для ног, стоп на полу;
- Шпагат прямой и поперечный;
- Упражнения на развитие эластичности мышц;
- Подготовка к прыжкам (полуприседание и подъем на полупальцы , plie releve);
- Свободные позиции ног I, II, III, VI позиции;
- Танцевальные шаги: бытовой, танцевальный (с носка), шаг на полупальцах, легкий бег, подскоки, боковой галоп;
- Прыжки (“мячик”, “маятник” — из стороны в сторону, с продвижением вперед - назад, с поворотом 90°, c поджатием ног, сочетание разных прыжков);
- Упражнения на ориентировку в зале (повороты вправо и влево, движения по линии танца и обратно, по диагонали);
- Упражнения на координацию (различные комбинации);
- Построение рисунков (круг, колонки, шеренги, диагональ, змейка, ручеек); переход из одного рисунка в другой.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, иллюстрации, коврики, лавочки, станки.
4.Итоговое занятие 2ч.
Практика 2 час:
Демонстрация полученных навыков в форме контрольного урока.
Предполагаемые результаты
первого года обучения
По окончанию данного курса учащиеся:
- имеют представление о музыкальных терминах, таких как жанр, такт, длительность;
- определяют характер, темп, динамические оттенки в музыке;
- выделяют начало фразы, части в произведении;
- знают основные понятия в хореографии: танец, хореография, осанка, позиции ног и рук, рисунок танца, растяжка.
- соблюдают правильную осанку при исполнении движений;
- знают позиции и положения рук, ног;
- движения исполняют под музыку, передавая заданный характер;
- ориентируются в пространстве зала, сценической площадки, строят простые рисунки;
- показывают азы актерского мастерства.
Учебно-тематический план
второго года обучения
Тема | Общее кол-во часов | теория | практика | |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Ритмика и музыкальная грамота | 6 | 4 | 2 |
1 | Акцепта, музыкальный размер | 1 | 1 | 1 |
2 | Понятия танцевальной музыке | 1 | 1 | |
3 | Мелодия, аккомпанемент | 1 | 1 | |
4 | Пунктирный ритм | 1 | 1 | 1 |
3. | Разминка | 30 | 4 | 26 |
1 | Постановка корпуса | 2 | 2 | |
2 | Движения для головы, рук, кистей, плечевого сустава | 2 | 2 | |
3 | Движения корпуса | 2 | 2 | |
4 | Движения для ног, стоп | 2 | 2 | |
5 | Колонетика | 4 | 1 | 3 |
6 | Шпагаты | 4 | 4 | |
7 | Танцевальные шаги | 4 | 1 | 3 |
8 | Прыжки | 2 | 2 | |
9 | Упражнения на координацию | 2 | 2 | |
10 | Рисунок в танце | 4 | 1 | 3 |
11 | Правила этикета | 2 | 1 | 1 |
4. | Классический танец | 32 | 8 | 24 |
1 | Позиции рук | 4 | 1 | 3 |
2 | Позиции ног | 4 | 1 | 3 |
3 | Движения у станка | 14 | 3 | 11 |
4 | Движения на середине | 6 | 1 | 5 |
5 | Adagio | 2 | 1 | 1 |
6 | Allegro | 2 | 1 | 1 |
5. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
ИТОГО | 72 | 18 | 54 | |
6. | Индивидуальные занятия | 72 | 72 |
Содержание учебно-тематического плана
второго года обучения
1.Вводное занятие 2ч.
Теория 1 часа:
1. Знакомство с классическим танцем;
2. Техника безопасности.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Образовательная программа, специализированная литература, иллюстрации, инструкции по ТБ.
2. Ритмика 6ч.
Теория 4 часа:
- Закрепление знаний, полученных в первом классе;
- Длительности и ритмический рисунок (сочетание различных длительностей);
- Понятие такт и затакт;
- Понятие танцевальной музыки (полонез, вальс, полька, гавот, падеграс); специфичность метроритма различных танцевальных жанров;
- Разнообразие характера и темпа танцевальных жанров (на примере вальса, польки);
- Мелодия, аккомпанемент (вальс, полонез, полька);
- Пунктирный ритм (пример полонеза).
Практика 2 часа:
- Определение музыкального размера, дирижирование;
- Прохлопывание длительности (целая, половинная, четверть) и ритмического рисунка.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, аудио материал, тетради, ручки.
3. Разминка 20ч.
Теория 4 часа:
- Техника исполнения упражнений разминки.
- Правила исполнения танцевальных шагов.
- Правила этикета.
- Техника исполнения упражнений в паре, четверке, и т. д.
Практика 26 часов:
- Продолжается работа над постановкой корпуса, позициями рук, ног (упражнения для рук и ног по I ,II, III свободным позициям);
- Повторяются и усложняются упражнения для головы, плечевых и локтевых суставов, кистей рук (комбинированные упражнения, движения с разным ритмическим рисунком);
- Упражнения для корпуса выполняются с большей нагрузкой и амплитудой;
- Упражнения для ног (движения классического тренажа на середине по свободным позициям: demi-plie и releve по I, II, III, VI позициям, battement tendu из I свободной позиции, с работой стопы носок – каблук, grand battement); упражнения для стопы (перекат с п/п на пятки, перекат на внешнее и внутренне ребро стопы: 1 нога, 2 ноги, подъем на п/п по I II III позициям);
- Упражнения на мышцы спины (увеличивается нагрузка и объем движений);
- Упражнения на пресс (увеличивается количество движений); силовые движения для мальчиков (на мышцы спины, рук, ног);
- Шпагаты: увеличение амплитуды и время растяжки.
- Колонетика: увеличение время исполнения движения, повышение сложности.
- Танцевальные шаги, беговые движения: переменный шаг, танцевальный шаг, бег с отбрасыванием ног назад, вперед. Подскоки в разном темпе. Галоп с поворотом на 180°.
- Прыжки: исполняются с большей амплитудой, с поворотом на 90°, 180°, комбинируются два, три вида прыжков.
- Рисунок танца (строить аккуратно, соблюдая центр и интервалы), переход из одного рисунка в другой (плетень, улитка, змейка);
- Работа над ансамблем: согласованное движение в паре, 4-ке, 6-ке;
- Правила этикета - умение вести девочку в танце, поворачиваться в паре, исполнять поклон дамы и кавалера; уважительное, внимательное, доброжелательное отношение друг друга в паре, ансамбле.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, иллюстрации, коврики, лавочки, станки.
4. Классический танец 32ч.
Теория 8 часов:
1. Что такое классический танец (историческая справка).
2. Постановка корпуса, позиции рук и ног.
3. Техника исполнения движений классического экзерсиса.
4. Техника прыжка.
5. Adagio в классическом танце.
Практика 24 часа:
- Позиции рук: подготовительная, I , II, III. Позиции ног: I, II, III, V.
- Движения у станка:
- demi plie (по I ,II, III позициям);
- battements tandus в сторону, вперед, назад (I, III позициям);
- bt tandus jetes в сторону, вперед (по I, III позициям);
- passé par terre (проведение ноги вперед и назад через I позицию);
- понятие направлений en dehors et en dedans;
- battements releves lents на 90° в сторону (по I, III позициям);
- grand battement вперед, в сторону (по I и III позициям);
- releves на полупальцы (по I ,II, III поз.), с вытянутых ног и с demi plies;
- положение ноги sur le cou-de-pied вперед и назад;
- Движения на середине:
- demi plie (по I ,II, III позициям);
- battements tandus в сторону, вперед (I позиции);
- bt tandus jetes в сторону, вперед (по I позиции);
- grand battements jetes вперед, в сторону (по I позиции);
- releves на полупальцы (по I ,II, III позициям), с вытянутых ног и с demi plies;
4. Аdagio (позы классического танца, port de bras: подготовительное);
5. Аllegro: temps saute (по I ,II позициям), pas echappe (по II позиции).
Основной задачей освоения классического танца на этом году обучения является постановка корпуса, рук, головы в процессе изучения основных движений тренажа у станка и на середине, развитие координации движений.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, иллюстрации, станки, зеркала, видеоматериал.
5.Итоговое занятие 2ч.
Практика 2 час:
Сдача практических упражнений в форме контрольного урока.
6.Индивидуальные занятия 72часа.
Классический танец:
- Расстяжки: прямой, поперечный шпагаты, упражнения на мышцы спины, упражнения для выворотности ног – 20 часов.
- Battement tandu, bt tandus jetes, grand battement – 10 часов.
- Port de bras – 5 часов.
- Танцевальные шаги – 5 часов.
- Танцевальные комбинации – 32 часа.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, иллюстрации, станки, зеркала, видеоматериал.
Предполагаемые результаты
второго года обучения:
- определяют характер, темп, размер и ритмический рисунок музыкального произведения;
- имеют представление о танцевальной музыке;
- знают основные понятия в хореографии: танец, хореография, осанка, позиции ног и рук, рисунок танца, классический танец, терминологию изученных движений;
- выполняют движения с различной амплитудой (в зависимости от характера и динамических оттенков музыки) и в различных темпах, переходя из одного в другой;
- повышают технический уровень в сравнении с первым годом обучения;
- развивают физические данные (исполняют упражнения «мостик», «шпагат», «коробочку»);
- осваивают движения и терминологию классического танца;
- исполняют упражнения и комбинации музыкально грамотно, выразительно;
- ориентируются в пространстве зала, сценической площадки; рисунки танца и переходы исполняют грамотно и ровно;
- учатся самостоятельно контролировать свое поведение и работу.
Учебно-тематический план
третьего года обучения
Тема | Общее кол-во часов | теория | практика | |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Ритмика и музыкальная грамота | 4 | 2 | 2 |
1 | Закрепление пройденного материала | 2 | 1 | 1 |
2 | Расширение знаний о музыке | 2 | 1 | 1 |
3. | Разминка | 20 | 4 | 16 |
1 | Движения для головы, кистей, плечевого сустава | 2 | 2 | |
2 | Движения корпуса | 2 | 2 | |
3 | Движения для ног, стоп | 2 | 2 | |
5 | Развитие шаговых мышц | 2 | 2 | |
4 | Колонетика | 2 | 2 | |
5 | Прыжки | 2 | 2 | |
6 | Танцевальный шаг | 2 | 1 | 1 |
7 | Рисунок в танце | 4 | 1 | 3 |
8 | Правила этикета | 2 | 2 | |
4. | Классический танец | 44 | 6 | 38 |
1 | Повторение пройденного материала | 8 | 1 | 7 |
2 | Движения у станка | 16 | 2 | 14 |
3 | Движения на середине | 10 | 1 | 9 |
4 | Вращения, туры | 4 | 1 | 3 |
5 | Adagio | 2 | 2 | |
6 | Allegro | 4 | 1 | 3 |
5. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
ИТОГО | 72 | 14 | 58 | |
6. | Индивидуальные занятия | 72 | 72 |
Содержание учебно-тематического плана
третьего года обучения
1. Вводное занятие 2ч.
Теория 2 часа:
- Знакомство с программой на новый учебный год.
- Техника безопасности.
Методическое и дидактическое обеспечение: Образовательная программа, специализированная литература, инструкции по ТБ.
2. Ритмика 4ч.
Теория 2 часа:
- Закрепление знаний, полученных во втором классе;
- Расширяется представление о танцевальных жанрах в музыке.
- Прослушивание классической балетной музыки.
Практика 2 часа:
Слушание, анализ музыкальных произведений. Определение характера, темпа, динамики, музыкального размера, жанра муз. произведения.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, аудио материал, тетради, ручки.
2. Разминка 20ч.
Теория 4 часа:
- Повторение правил исполнения упражнений разминки.
- Правила исполнения движений ансамблем, рисунки в танцевальных композициях.
- Правила этикета.
Практика 16 часов:
- Усложняются упражнения для головы, рук, корпуса:
- комбинированные упражнения, движения с разным ритмическим рисунком;
- смещения корпуса в стороны, вперед, назад;
- «волны» (корпус, руки, голова);
- «контракция» (корпус).
2. Упражнения для плечевого пояса, рук, кистей: «волны» (различные виды), круговые движения. Движения комбинируются, исполняются в разном темпе.
3. Упражнения для ног (увеличивается объем маховых движений).
- Упражнения на мышцы спины, живота, силовые движения (для мальчиков) усложняются качественно и количественно.
- Колонетика (упражнения усложняются по длительности и сложности).
- Прыжки: проучиваются прыжки большой амплитуды, комбинируются с танцевальными движениями, исполняются в различных темпах.
- Танцевальный шаг: добавляются движения рук, корпуса. Танцевальные шаги исполняются в различном рисунке и разных темпах.
- Рисунок танца (построение рисунка, движение в рисунке и переходы из одного в другой): «прочес»; движение в нескольких кругах, «звездочка», «крест», «мельница».
- Работа над ансамблем:
- синхронность вращений соло, в паре;
- одинаковая степень поворотов - 2-х, 3-х, 4-х пар и т.д.;
- Закрепление правил этикета.
Силовые упражнения (потягивание, отжим от пола, упражнения на развитие силы мышц с использованием гантелей).
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, коврики, лавочки, станки, гантели.
3. Классический танец 44ч.
Теория 6 часа:
1.Правила исполнения движений экзерсиса.
2.Техника вращений.
3.Большие прыжки, правила исполнения.
Практика 38 часов:
1. Закрепление позиций рук и ног.
2. Движения у станка:
- demi plie (по I ,II, V позициям); grand plie I, II, III.
- battements tandus в сторону, вперед, назад (по III позициям) с опусканием пятки во II позицию;
- bt tandus jetes в сторону, вперед, назад (по I, III позициям) pigues в сторону;
- rond de jambe par terre (en dehors, en dedans);
- preparation для rond de jambe par terre en dehors, en dedans;
- battements releves lents и вперед, в сторону, назад (по I, III позициям), комбинируется с passe;
- grand battement вперед, в сторону, назад (по I и III позициям), c demi plies;
- releves на полупальцы (по I ,II, V позициям), с вытянутых ног и с demi plies;
- pas de bourre (с продвижением, с переменой ног, без перемены ног);
- balance (в сторону);
- перегибание корпуса назад и в сторону (лицом к станку).
Основной задачей экзерсиса у станка является развитие силы ног, путем введения полупальцев в упражнения и увеличения количества движений; а так же развитие техники исполнения упражнений в более быстром темпе. Комбинации составляются из 2 и более движений, сочетаются движения рук и ног, используется положение epalment.
3. Движения на середине:
- demi plie (по I ,II, V позициям);
- battement tandu, bt tandu jete в сторону, вперед, назад;
- releve lent вперед, в сторону (по I, III позициям);
- grand battement вперед, в сторону (по I, III позициям);
- releve, plie releve (по I ,II, III позициям);
- pas de bourre (с продвижением, с переменой ног);
- pas balance (в сторону); положение epalmant;
4. Аdagio
- позы классического танца;
- arabesgue: I, II;
- port de bras: подготовительное, I ,II.
Составляются танцевальные композиции под известную классическую музыку.
5. Аllegro: temps saute (по I ,II. III позициям), pas echappe (по II позиции), pas assemble в сторону.
Упражнения на середине составляются из 2-х и более движений, используются положения epalman crouser, effaser, позы и положения классического танца. Особое внимание обращается на развитие устойчивости.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, иллюстрации, зеркала, станки.
4. Итоговое занятие 2ч.
Практика 1 час:
Демонстрация полученных навыков в форме контрольного урока.
5. Индивидуальные занятия 72 часа.
Классический танец:
- Расстяжки: прямой, поперечный шпагаты, упражнения на мышцы спины, упражнения для выворотности ног – 20 часов.
- Battement tandu, bt tandus jetes, grand battement – 10 часов.
- Releve lent, grand battement – 10 часов.
- Pas de bourre, pas balance 10 часов.
- Танцевальные комбинации – 22 часа.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, иллюстрации, зеркала, станки.
Предполагаемые результаты
третьего года обучения
По окончанию данного курса учащиеся:
- анализируют музыкальные произведения (определяют характер, темп, динамику, размер, ритмический рисунок);
- выполняют движения с различной амплитудой (в зависимости от характера и динамических оттенков музыки) и в различных темпах, переходя из одного в другой;
- повышают технический уровень в сравнении со вторым годом обучения;
- осваивают движения и терминологию классического танца;
- исполняют упражнения и комбинации музыкально грамотно, выразительно, четко, показывая актерскую игру;
- ориентируются в пространстве зала, сценической площадки; рисунки танца и переходы исполняют грамотно и ровно;
- пробуют анализировать выступления своих сверстников и свое исполнение.
Учебно-тематический план
четвертого года обучения
Тема | Общее кол-во часов | теория | практика | |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Разминка | 20 | 4 | 16 |
1 | Упражнения для мышц тела | 6 | 1 | 5 |
2 | Растяжки у станка и на середине | 6 | 1 | 5 |
3 | Танцевальные шаги, прыжки | 4 | 4 | |
4 | Проведение разминки | 4 | 2 | 2 |
3. | Классический танец | 48 | 8 | 40 |
1 | Повторение пройденного материала | 8 | 8 | |
2 | Движения у станка | 16 | 4 | 12 |
3 | Движения на середине | 10 | 2 | 8 |
4 | Вращения, туры | 2 | 1 | 1 |
5 | Adagio | 2 | 2 | |
6 | Allegro | 2 | 2 | |
7 | Постановка этюдов | 8 | 1 | 7 |
5. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
ИТОГО | 72 | 15 | 57 |
Содержание учебно-тематического плана
четвертого года обучения
1. Вводное занятие 2ч.
Теория 2 часа:
- Знакомство с программой на новый учебный год;
- Техника безопасности.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Образовательная программа, иллюстрации, инструкции по ТБ.
2. Разминка 20ч.
Теория 4 часа:
1. Повторение правил исполнения упражнений разминки.
2. Правила исполнения движений ансамблем, рисунки в танцевальных композициях.
Практика 16 часов:
- Усложняются упражнения для головы, рук, корпуса:
- комбинированные упражнения, движения с разным ритмическим рисунком;
- смещения корпуса в стороны, вперед, назад;
- «волны» (корпус, руки, голова);
- «контракция» (корпус).
- Упражнения для ног (увеличивается объем маховых движений).
- Упражнения на мышцы спины, живота, силовые движения (для мальчиков) усложняются качественно и количественно.
- Растяжка у станка в сторону, вперед, назад.
- Растяжка на середине (прямой и поперечный шпагаты, подготовка к исполнению шпагата).
- Танцевальные шаги (шаг польки, вальса, вальсовый шаг с поворотом), беговые движения (исполняются в различных темпах, комбинируются).
- Прыжки: увеличивается темп и объем движений, исполняются с поворотом на 90°, 180°, 360°, увеличивается амплитуда прыжков.
- Самостоятельно проводим разминочный комплекс (каждый учащийся проводит разминку на 10 минут для всего класса).
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, коврики, лавочки, станки.
3. Классический танец 48ч.
Теория 8 часов:
- Правила исполнения движений экзерсиса.
- Техника вращений.
- Большие прыжки, правила исполнения.
Практика 40 часов:
1. Движения у станка:
- demi и grand plies (по I ,II, IV, V позициям);
- battement tandu в сторону, вперед, назад (по V позиции); с plie releve, с опусканием пятки во II позицию;
- bt tandus jetes в сторону, вперед, назад (по V позиции) с plie releve, pikues в сторону;
- rond de jambe par terre (en dehors, en dedans); «обводка», комбинируется с растяжкой;
- battement tandu frappe в сторону, вперед, назад.
- relevelent и develope вперед, в сторону, назад (по V позиции);
- grand battement с demi plies, сквозной;
Комбинации усложняются: составляются из 2 и более движений,
сочетаются движения рук и ног, используется положение epalment, увеличивается темп.
2. Движения на середине:
- demi plies (по I ,II, V позициям), grand plies (по I ,II позициям);
- battement tandu, bt tandu jete в сторону, вперед, назад (V позиции);
- rond de jambe par terre (en dehors, en dedans).
- relevelent вперед, в сторону, назад;
- grand battement вперед, в сторону, назад;
- releve, plie releve (по I ,II, III, V позициям);
- pas de bourre (с продвижением, с переменой ног, без перемены ног);
- pas balance (в сторону); положение epalmant;
- Вращения, туры:
- Подготовительные упражнения к вращениям у станка и на середине;
- Подготовительные упражнения к турам;
- Chaines на середине.
4. Аdagio
- arabesgue: I, II, III;
- port de bras: подготовительное, I ,II, III.
- Аllegro: sote (по I ,II, III, V позициям), changement de pieds, pas eshappe (по II позиции) с разворотом на 90°, 180° , pas assembly (в сторону, вперед) pas de basgue вперед.
- Постановка этюдов. Танцевальные комбинации составляются с использованием нескольких движений.
Закрепляется азбука классического танца. Вырабатываются навыки правильности и чистоты исполнения, закрепляется устойчивость, продолжается развитие координации, силы и выносливости.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, иллюстрации, зеркала, станки.
5. Итоговое занятие 2ч.
Практика 2 часа:
Сдача практических упражнений в форме контрольного урока.
Предполагаемые результаты
четвертого года обучения
По окончанию данного курса учащиеся:
- выполняют движения с различной амплитудой (в зависимости от характера и динамических оттенков музыки) и в различных темпах, переходя из одного в другой;
- повышают технический уровень;
- исполняют упражнения и комбинации музыкально грамотно, выразительно, четко, проявляя актерские данные;
- ориентируются в пространстве зала, сценической площадки; рисунки танца и переходы исполняют грамотно и ровно;
- самостоятельно контролируют свое поведение и свою работу;
- анализируют свои выступления и сверстников.
Учебно-тематический план
пятого года обучения
Тема | Общее кол-во часов | теория | практика | |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Разминка | 26 | 4 | 22 |
1 | Движения для разогрева мышц тела | 6 | 1 | 5 |
2 | Растяжки у станка и на середине | 8 | 1 | 7 |
3 | Прыжки | 2 | 2 | |
5 | Работа ансамблем | 2 | 2 | |
6 | Проведение разминки | 8 | 2 | 6 |
3. | Классический танец | 78 | 8 | 70 |
1 | Повторение пройденного материала | 10 | 1 | 9 |
2 | Движения у станка | 24 | 2 | 22 |
3 | Движения на середине | 20 | 2 | 18 |
4 | Вращения, туры | 4 | 1 | 3 |
5 | Adagio | 4 | 4 | |
6 | Allegro | 6 | 1 | 5 |
7 | Постановка танцевальных композиций | 10 | 1 | 9 |
5. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО | 108 | 15 | 93 |
Содержание учебно-тематического плана
пятого года обучения
1. Вводное занятие 2ч.
Теория 2 часа:
- Знакомство с программой на новый учебный год;
- Техника безопасности.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Образовательная программа, специализированная литература, иллюстрации, инструкции по ТБ.
2. Разминка 26ч.
Теория 4 часов:
- Повторение правил исполнения упражнений разминки.
- Техника исполнения новых движений.
Практика 22 часа:
- Движения для разогрева: увеличивается нагрузка, сложность движений, темп исполнения повышается.
- Растяжка у станка: добавляются растяжки повышенной сложности.
- Растяжка на середине: прямой и поперечный шпагаты, растяжка на шпагат с лавочек.
- Прыжки: увеличивается темп и объем движений, исполняются с поворотом на 90°, 180°, 360°, увеличивается амплитуда прыжков.
- Колонетика: продолжаем развивать эластичность мышц.
- Упражнения на работу ансамблем.
- Каждый учащийся составляет разминочный комплекс на 10-15 минут и проводит в классе.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, коврики, лавочки, станки.
3. Классический танец 78ч.
Теория 8 часов:
- Правила исполнения движений экзерсиса.
- Техника вращений.
- Большие прыжки, правила исполнения.
- Танцевальные этюды: пластика движения и характер исполнения.
Практика 70 часов:
1. Движения у станка:
- demi и grand plies комбинируется с port de bras;
- battement tandu, bt tandu jete, с plie releve, с разворотом на 45°;
- rond de jambe par terre (en dehors, en dedans); rond de jamb на 45°;
- battement tandu frappe, petit battement;
- battement fondu в сторону, вперед, назад;
- relevelent и developpe, с demi plies;
- grand battement, с подъемом на полупальцы;
Комбинации составляются из 2 и более движений, сочетаются движения рук и ног, используется положение epalment, увеличивается темп.
2. Движения на середине:
- demi и grand plies (по I ,II, V позициям);
- battement tandu, bt tandu jete (по V позиции);
- rond de jambe par terre (en dehors, en dedans);
- relevelent и developpe вперед, в сторону, назад;
- grand battement вперед, в сторону, назад;
- releve, plies releve (по I ,II, III, V позициям);
- pas de bourre (с продвижением, с переменой ног, без перемены ног);
- pas balance (в сторону); положение epalmant;
- Вращения, туры:
- Подготовительные упражнения к вращениям у станка и на середине;
- Подготовительные упражнения к турам;
- Chaines на середине.
- Туры у станка.
4. Аdagio
- arabesgue: I, II, III, IV;
- port de bras: подготовительное, I ,II, III, IV.
- Аllegro:
- sote (по I ,II, III, IV, V позициям);
- changement de pieds;
- pas eshappe по II, IV позициям, с разворотом на 90°, 180°;
- pas assembly в сторону, вперед;
- pas de basgue вперед;
- glissade в сторону;
- sissonne fermee в сторону, вперед.
6. Танцевальные этюды: сольные и парные.
Повторяется и закрепляется материал предыдущего года обучения, добиваемся точности и чистоты исполнения пройденных движений, вырабатываем устойчивость на полупальцах. Продолжается работа над техникой исполнения туров и вращений. Проучиваются небольшие этюды на развитие пластики и танцевальности.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, иллюстрации, видеоматериал, станки.
5. Итоговое занятие 2ч.
Теория 1 час:
Сдача теоретического материала в форме устного экзамена.
Практика 1 час:
Сдача практических упражнений в форме контрольного урока.
Предполагаемые результаты
пятого года обучения
По окончанию данного курса учащиеся:
- выполняют движения с различной амплитудой (в зависимости от характера и динамических оттенков музыки) и в различных темпах, переходя из одного в другой;
- повышают технический уровень;
- исполняют упражнения и комбинации музыкально грамотно, выразительно, четко, проявляя актерские данные;
- ориентируются в пространстве зала, сценической площадки; рисунки танца и переходы исполняют грамотно и ровно;
- самостоятельно контролируют свое поведение и свою работу;
- проводят 10-15 минутную разминку, составляют комбинации классического экзерсиса;
- анализируют свои выступления и сверстников.
Учебно-тематический план
шестого года обучения
Тема | Общее кол-во часов | теория | практика | |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Разминка | 26 | 2 | 24 |
1 | Движения для разогрева мышц тела | 6 | 1 | 5 |
2 | Растяжки у станка и на середине | 6 | 6 | |
3 | Прыжки | 2 | 2 | |
4 | Работа ансамблем | 4 | 4 | |
5 | Проведение разминки | 8 | 1 | 7 |
3. | Классический танец | 78 | 10 | 68 |
1 | Повторение пройденного материала | 10 | 1 | 9 |
2 | Движения у станка | 24 | 2 | 22 |
3 | Движения на середине | 20 | 2 | 18 |
4 | Вращения, туры | 4 | 1 | 3 |
5 | Adagio | 4 | 1 | 3 |
6 | Allegro | 6 | 1 | 5 |
7 | Танцевальные этюды | 10 | 2 | 8 |
5. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
ИТОГО | 108 | 15 | 93 |
Содержание учебно-тематического плана
шестого года обучения
1. Вводное занятие 2ч.
Теория 2 часа:
1.Знакомство с программой на новый учебный год;
2.Техника безопасности.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Образовательная программа, специализированная литература, иллюстрации, инструкции по ТБ.
2. Разминка 26ч.
Теория 2 часов:
1.Повторение правил исполнения упражнений разминки.
2.Техника исполнения новых движений.
Практика 24 часа:
3.Движения для разогрева: увеличивается нагрузка, сложность движений, темп исполнения повышается.
4.Растяжка у станка: добавляются растяжки повышенной сложности.
5.Растяжка на середине: прямой и поперечный шпагаты. Растяжка на шпагат с лавочек.
6.Прыжки: увеличивается темп и объем движений, исполняются с поворотом на 90°, 180°, 360°, увеличивается амплитуда прыжков.
7.Колонетика: продолжаем развивать эластичность мышц.
- Упражнения на работу ансамблем.
- Каждый учащийся составляет разминочный комплекс на 15 – 20 минут и комбинации классического экзерсиса и проводит в классе.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, коврики, лавочки, станки.
3. Классический танец 78ч.
Теория 10 часов:
1.Правила исполнения движений экзерсиса.
2.Техника вращений.
3.Большие прыжки, правила исполнения.
4.Танцевальные этюды: пластика движения и характер исполнения.
Практика 68 часов:
1. Движения у станка:
- demi и grand plies;
- battement tandu, battement tandu jete с подъемом на полупальцы;
- rond de jambe par terre (en dehors, en dedans) с port de bras;
- battement tandu frappe, petit battement, с подъемом на полупальцы;
- battement fondu с rond de jambe par terre на 45°;
- relevelent и developpe с подъемом на полупальцы;
- grand battement jete с passe;
2. Движения на середине:
- demi и grand plies с port de bras ;
- battement tandu, bt tandu jete с разворотом на 45°;
- rond de jamb parter (an dehor, an dedan);
- relevelent, developpe;
- grand battement с разворотом на 45°;
- pas de bourre (с продвижением, с переменой ног, без перемены ног);
- pas balance (в сторону); с разворотом на 45°;
3. Вращения, туры:
- Chaines на середине;
- Туры на середине.
4. Аdagio
- arabesgue: I, II, III, IV;
- port de bras: I ,II, III, IV.
5. Аllegro:
- sote (по I ,II, III, IV, V позициям);
- changement de pieds с разворотом на 45°;
- pas eshappe по II, IV позициям, с разворотом на 90°, 180°;
- pas assembly в сторону, вперед, назад;
- pas de basgue;
- glissade в сторону, вперед;
- sissonne fermee в сторону, вперед, с продвижением.
6. Танцевальные этюды: сольные и парные.
Повторяется и закрепляется материал предыдущего года обучения, добиваемся точности и чистоты исполнения пройденных движений, вырабатываем устойчивость на полупальцах. Продолжается работа над техникой исполнения туров и вращений. В танцевальных этюдах делается акцент на исполнительское мастерство.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, иллюстрации, видеоматериал, станки.
литература, музыкальное обеспечение, иллюстрации, видеоматериал.
5. Итоговое занятие 2ч.
Практика 2 часа:
Сдача практических упражнений в форме открытого урока.
Предполагаемые результаты
шестого года обучения
По окончанию данного курса учащиеся:
- выполняют движения с различной амплитудой (в зависимости от характера и динамических оттенков музыки) и в различных темпах, переходя из одного в другой;
- повышают технический уровень;
- исполняют упражнения и комбинации музыкально грамотно, выразительно, четко, проявляя актерские данные;
- ориентируются в пространстве зала, сценической площадки; рисунки танца и переходы исполняют грамотно и ровно;
- самостоятельно контролируют свое поведение и свою работу;
- проводят уроки (разминку, классический танец);
- анализируют свои выступления и сверстников.
Учебно-тематический план
седьмого года обучения
Тема | Общее кол-во часов | теория | практика | |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Разминка | 24 | 2 | 22 |
1 | Движения для разогрева мышц тела | 6 | 1 | 5 |
2 | Растяжки у станка и на середине | 6 | 6 | |
3 | Прыжки | 2 | 2 | |
4 | Работа ансамблем | 2 | 2 | |
5 | Проведение разминки | 8 | 1 | 7 |
3. | Классический танец | 80 | 10 | 70 |
1 | Повторение пройденного материала | 10 | 1 | 9 |
2 | Движения у станка | 20 | 2 | 18 |
3 | Движения на середине | 14 | 2 | 12 |
4 | Вращения, туры | 6 | 1 | 5 |
5 | Adagio | 6 | 1 | 5 |
6 | Allegro | 4 | 1 | 3 |
7 | Танцевальные этюды | 20 | 2 | 18 |
5. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
ИТОГО | 108 | 17 | 91 | |
6. | Индивидуальные занятия | 72 | 72 |
Содержание учебно-тематического плана
седьмого года обучения
1. Вводное занятие 2ч.
Теория 2 часа:
1.Знакомство с программой на новый учебный год;
2.Техника безопасности.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Образовательная программа, специализированная литература, иллюстрации, инструкции по ТБ.
2. Разминка 24ч.
Теория 2 часа:
1.Повторение правил исполнения упражнений разминки.
2.Техника исполнения новых движений.
Практика 22 часа:
1.Движения для разогрева: увеличивается нагрузка, сложность движений, темп исполнения повышается.
2.Растяжка у станка: добавляются растяжки повышенной сложности.
3.Растяжка на середине: прямой и поперечный шпагаты, увеличивается время исполнения. Растяжка на шпагат с лавочек.
4.Прыжки: увеличивается темп и объем движений, исполняются с поворотом на 90°, 180°, 360°, увеличивается амплитуда прыжков.
5.Колонетика: продолжаем развивать эластичность мышц.
6.Упражнения на работу ансамблем.
7.Каждый учащийся составляет разминочный комплекс и комбинации классического танца на 15 – 20 минут, проводит в классе.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, коврики, лавочки, станки.
3. Классический танец 80ч.
Теория 10 часов:
1.Правила исполнения движений экзерсиса.
2.Техника вращений.
3.Большие прыжки, правила исполнения.
4.Танцевальные этюды: пластика движения и характер исполнения.
Практика 70 часов:
1. Движения у станка:
- demi и grand plies; battement tandu, battement tandu jete (комбинируются с полуповоротами, турами);
- rond de jambe par terre (en dehors, en dedans) на 90°;
- relevelent и develope с demi plies, с подьемом на п/пальцы;
- battement tandu frappe, petit battement (на п/пальцах);
- battement fondu;
- grand battement;
2.Движения на середине:
- demi и grand plie (по I ,II, V позициям);
- battement tandu, bt tandu jete в сторону, вперед, назад;
- rond de jamb parter (an dehor, an dedan);
- relevelent вперед, в сторону, назад;
- grand battement;
- pas de bourre (с продвижением, с переменой ног, без перемены ног);
- pas balance (в сторону); положение epalmant;
3. Аdagio
- arabesgue: I, II, III, IV;
- port de bras.
Составляются танцевальные композиции под известную классическую музыку.
4.Аllegro:
- sote;changement de pieds с разворотом на 90°, 180°;
- pas eshappe по II, IV позициям, с разворотом на 90°, 180°;
- pas assembly в сторону, вперед, назад;
- pas de basgue;
- glissade в сторону, вперед;
- sissonne fermee в сторону, вперед, с продвижением.
5. Танцевальные этюды: сольные и парные.
Повторяется и закрепляется материал предыдущего года обучения, добиваемся точности и чистоты исполнения пройденных движений, вырабатываем устойчивость на полупальцах. Adagio усложняется за счет новых движений. Продолжается работа над техникой исполнения туров и вращений. Проучиваются небольшие этюды на развитие пластики и танцевальности.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, иллюстрации, видеоматериал, станки.
литература, музыкальное обеспечение, иллюстрации, видеоматериал.
4. Итоговое занятие 2ч.
Практика 2 часа:
Сдача практических упражнений в форме контрольного урока.
5.Индивидуальные занятия 72часа.
Классический танец:
- Расстяжки: прямой, поперечный шпагаты, упражнения на мышцы спины, упражнения для выворотности ног – 20 часов.
- battement tandu, bt tandus jetes, grand battement – 10 часов.
- relevelent, develope, grand battement – 10 часов.
- pas de bourre, pas balance 10 часов.
- Танцевальные комбинации – 22 часа.
Предполагаемые результаты
седьмого года обучения
По окончанию данного курса учащиеся:
- выполняют движения с различной амплитудой (в зависимости от характера и динамических оттенков музыки) и в различных темпах, переходя из одного в другой;
- повышают технический уровень;
- исполняют упражнения и комбинации музыкально грамотно, выразительно, четко, проявляя актерские данные;
- ориентируются в пространстве зала, сценической площадки; рисунки танца и переходы исполняют грамотно и ровно;
- самостоятельно контролируют свое поведение и свою работу;
- проводят уроки (разминку, классический танец);
- анализируют свои выступления и сверстников.
Учебно-тематический план
восьмого года обучения
Тема | Общее кол-во часов | теория | практика | |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Разминка | 24 | 2 | 22 |
1 | Движения для разогрева мышц тела | 6 | 1 | 5 |
2 | Растяжки у станка и на середине | 6 | 6 | |
3 | Прыжки | 2 | 2 | |
4 | Работа ансамблем | 2 | 2 | |
5 | Проведение разминки | 8 | 1 | 7 |
3. | Классический танец | 80 | 10 | 70 |
1 | Повторение пройденного материала | 10 | 1 | 9 |
2 | Движения у станка | 20 | 2 | 18 |
3 | Движения на середине | 14 | 2 | 12 |
4 | Вращения, туры | 6 | 1 | 5 |
5 | Adagio | 6 | 1 | 5 |
6 | Allegro | 4 | 1 | 3 |
7 | Танцевальные этюды | 20 | 2 | 18 |
5. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
ИТОГО | 108 | 17 | 91 | |
6. | Индивидуальные занятия | 72 | 72 |
Содержание учебно-тематического плана
восьмого года обучения
1. Вводное занятие 2ч.
Теория 2 часа:
1.Знакомство с программой на новый учебный год;
2.Техника безопасности.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Образовательная программа, специализированная литература, иллюстрации, инструкции по ТБ.
2. Разминка 24ч.
Теория 2 часа:
1.Повторение правил исполнения упражнений разминки.
2.Техника исполнения новых движений.
Практика 22 часа:
1.Движения для разогрева.
2.Растяжка у станка, растяжка на середине.
3.Колонетика: продолжаем развивать эластичность мышц.
4.Упражнения на работу ансамблем.
5.Каждый учащийся составляет экзерсис классического танца на 15 – 20 минут и проводит в классе.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, коврики, лавочки, станки.
3. Классический танец 80ч.
Теория 10 часов:
1.Правила исполнения движений экзерсиса.
2.Техника вращений.
3.Большие прыжки, правила исполнения.
4.Танцевальные этюды: пластика движения и характер исполнения.
Практика 70 часов:
- demi и grand plies; battement tandu, battement tandu jete;
- rond de jambe par terre (en dehors, en dedans), комбинируется с port de bras, растяжками;
- relevelent и develope комбинируется с rond de jambe на 90°;
- battement tandu frappe, petit battement (на п/пальцах);
- battement fondu (на п/пальцы);
- grand battement;
2.Движения на середине:
- demi и grand plie комбинируется с port de bras;
- battement tandu, bt tandu jete (комбинируются с полуповоротами, турами);
- rond de jamb parter (an dehor, an dedan);
- develope вперед, в сторону, назад;
- grand battement;
- pas de bourre (с продвижением, с переменой ног, без перемены ног);
- pas balance (в сторону); положение epalmant;
3. Аdagio
- arabesgue: I, II, III, IV;
- port de bras: подготовительное, I ,II, III, IV.
Составляются танцевальные композиции под известную классическую музыку.
4.Аllegro:
- sote; changement de pieds с разворотом на 90°, 180°;
- pas eshappe, pas assembly;
- pas de basgue;
- glissade в сторону, вперед, назад;
- sissonne fermee;
- sissonne fermee jete в сторону, вперед.
5. Танцевальные этюды: сольные и парные.
Повторяется и закрепляется материал предыдущего года обучения, добиваемся точности и чистоты исполнения пройденных движений. Продолжается работа над техникой исполнения туров и вращений. Проучиваются этюды на развитие пластики и танцевальности.
Методическое и дидактическое обеспечение:
Специализированная литература, музыкальное обеспечение, иллюстрации, видеоматериал, станки.
литература, музыкальное обеспечение, иллюстрации, видеоматериал.
5. Итоговое занятие 2ч.
Теория 1 час:
Сдача теоретического материала в форме устного экзамена.
Практика 1 час:
Сдача практических упражнений в форме контрольного урока.
Предполагаемые результаты
восьмого года обучения
По окончанию данного курса учащиеся:
- выполняют движения с различной амплитудой (в зависимости от характера и динамических оттенков музыки) и в различных темпах, переходя из одного в другой;
- повышают технический уровень;
- исполняют упражнения и комбинации музыкально грамотно, выразительно, четко, проявляя актерские данные;
- ориентируются в пространстве зала, сценической площадки; рисунки танца и переходы исполняют грамотно и ровно;
- самостоятельно контролируют свое поведение и свою работу;
- проводят уроки (разминку, классический танец);
- ставят этюды и номера;
- анализируют свои выступления и сверстников.
Литература
- Бекина С. И. «Музыка и движение». Москва 1984 г.
- Богомолова Л. В. «Итоги эксперимента художественно-эстетического направления». Москва 1993 г.
- Копорова Е. «Ритмика» – Москва 1997 г.
- «Ритмика и танец». Программа министерства культуры для хореографических отделений школ искусств. Москва 1980 г
- Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытавой танец. М.Искусство, 1960г.
- Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. М. Музыка 1972г.
- Классический танец. Программа для хореографических отделений школ искусств (проект). Москва 1992г.
- Михайлова М. А., Воронина И.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. М. Ярославль, 2000г.
Приложение
Воспитательная работа в объединении
Цель: формирование и развитие гармонически развитой личности внутри коллектива.
Задачи: создание благоприятной психологической атмосферы для повышения степени коллективности.
Форма проведения:
- Участие в концертной деятельности;
- Экскурсии с целью ознакомления с окружающей средой;
- Изучение искусства родного края;
- Коллективные творческие дела;
- Организация и участие в досуговых мероприятиях.
Календарный план
№ | месяц | мероприятия |
1 | сентябрь | День знаний. |
2 | октябрь | Посвящение в кружковцы |
3 | ноябрь | К дню матери. |
4 | декабрь | Новогодний праздник. |
5 | январь | Рождественские колядки. |
6 | февраль | «Сильные – смелые» - игровая программа. |
7 | март | В мамин день. |
8 | апрель | День здоровья. |
9 | май | С днем рождения, «Оптимист». |
Программа содержит следующие разделы:
1. Ритмика и музыкальная грамота.
2. Разминка .
3. Классический танец.
4. Основы хореографии.
5. Народный танец.
Раздел 1: «Ритмика и музыкальная грамота» включает в себя упражнения и музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, а также движения под музыку.
Цель ритмики – активизация музыкального восприятия детей через движения. Развитие музыкальных и творческих способностей детей. Дети учатся слушать музыку. Различать ее выразительные средства: темп, динамические оттенки, размер, форму музыкального произведения, характер, ритмические рисунки. Развитию музыкальных способностей учащихся.
Музыка пробуждает у детей светлые, радостные чувства. Они получают удовольствие от свободных, легких движений, от сочетания музыки с пластикой тела, жестов, мимикой.
Занятия ритмикой поднимают настроение, повышают жизненный тонус. Дети учатся эмоционально переживать музыку. Чувства, настроения, вызванные музыкой, придают движениям эмоциональную окраску, выразительность.
Раздел 2: «Разминка» включает в себя упражнения на координацию (различие правой и левой ноги, правой и левой руки, поворотов вправо, влево, согласованное действие различных частей тела), ориентацию в пространстве (движение в различных направлениях, соблюдение интервалов, построение рисунков). В этот раздел входят упражнения, помогающие формировать красивую осанку, правильную постановку корпуса, головы, ног рук, развивающие у детей физические данные, исправляющие недостатки фигуры. Это движение классического танца по свободным позициям на середине, движения народного и бального танцев, несложные упражнения по аэробике. А так же гимнастика для укрепления и развития эластичности связок и мышц.
Раздел 3: «Классический танец». Этот раздел включает в себя постановку корпуса, изучение позиций рук, ног, основных движений классического танца у станка и на середине, adagio, allegro. Классический танец вырабатывает правильную осанку, повышает технический уровень исполнителя, танцевальную выразительность, музыкальность. Развивает координацию, силу мышц, внимание. Изучение классического танца дает возможность легко и уверенно осваивать другие виды танца.
Раздел 4: «Композиция танца». В разделе изучается композиция танца, из чего строится номер, как постановщик воплощает идею и замысел номера через движения, позировки, рисунок. Учащиеся самостоятельно пробуют ставить простые этюды, небольшие танцевальные сюжеты и хореографические номера, как завершение курса.
Раздел 5: «Народный танец». включает в себя изучение движений, рисунков и перестроений народного танца. Особое внимание уделяется манере и характеру исполнения движений. Народный танец помогает раскрыть творческие способности учащихся, развить артистизм.
Народная музыка дает мощный эмоциональный заряд и определенный настрой, что способствует более яркому самовыражению исполнителей, помогает вкладывать всю душу в танец.
любовь к хорошей музыке, помогает понимать прекрасное, а танцевальные упражнения и движения, так же как и гимнастика, укрепляют мышцы тела, вырабатывают правильную осанку, развивают ловкость, пластику и координацию движений. Но ценность занятий танцами не только в этом. При разучивании и исполнении танцевальной постановки, хороводного или парного танца, необходимы согласованность движений, умение быстро ориентироваться, не теряться при случайной ошибке или неточности движений. Все эти качества полезно развивать у детей.
Большое воспитательное значение имеют народные танцы. Они дают представление о творчестве многонационального народа, расширяют кругозор детей.
Подвижные, жизнерадостные дети любят играть и танцевать, и эту склонность нужно поддерживать. Игры и танцы создают у ребят радостное настроение и в то же время способствуют эстетическому воспитанию и физическому развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Хореография для дошкольников"
В программу заложена идея приобщения детей к танцевальной культуре с помощью обучения их основам хореографии и современных танцев....
Образовательно-методический комплекс к образовательной программе "Азбука хореографии"
Здесь вы найдёте примерные вопросы для самостоятельной проверки знаний по курсу "Азбукуа хореографии"....
Дополнительная образовательная программа "Хореография в школе"
Главная цель данной программы дополнительного образования – приобщение детей к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер...
Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 2 классов
Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 2-х классов...
Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 3-4 классов
Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 3-4-х классов...
Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 5-9-х классов
Дополнительная образовательная программа "Хореография" для 5-9 -х классов...
Образовательная программа «Хореография для дошкольников»
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического разви...