Дополнительная образовательная программа "Хореография в школе"
рабочая программа на тему
Главная цель данной программы дополнительного образования – приобщение детей к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер.
В связи с этим выдвигаются определенные задачи:
1. Формирование основных знаний, умений и навыков на основе программного материала.
2. Развитие творческих способностей ребенка на основе сознательного и вдумчивого отношения к занятиям.
3. Развитие музыкальности и артистизма у танцоров.
4. Развитие общекультурных ценностей и воспитание высоконравственной личности.
Решения задач, выдвигаемых данной программой, требует учета психологии детей разного возраста и физиологических особенностей организма. В связи с этим, в работе с младшими школьниками используется игровое начало, а со старшими – индивидуальные творческие занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная программа "Хореография в школе" | 33.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Хореографический ансамбль в общеобразовательной школе является одним из важных компонентов системы общего дополнительного образования, которое направлено на развитие личности и способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой, приобретению им новых знаний (статья 1, глава 1 Закона РФ «О дополнительном образовании»).
При работе над программным материалом педагог должен опираться на следующие основные принципы:
- Целенаправленность учебного процесса
- Систематичность и регулярность занятий
- Постепенность в развитии природных данных детей
- Строгая последовательность в овладении «лексикой» и техническими приемами танца.
Главная цель данной программы дополнительного образования – приобщение детей к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер.
В связи с этим выдвигаются определенные задачи:
1. Формирование основных знаний, умений и навыков на основе программного материала.
2. Развитие творческих способностей ребенка на основе сознательного и вдумчивого отношения к занятиям.
3. Развитие музыкальности и артистизма у танцоров.
4. Развитие общекультурных ценностей и воспитание высоконравственной личности.
Решения задач, выдвигаемых данной программой, требует учета психологии детей разного возраста и физиологических особенностей организма. В связи с этим, в работе с младшими школьниками используется игровое начало, а со старшими – индивидуальные творческие занятия.
Данная программа по хореографии, в отличие от других подобных программ, является универсальной. В ней содержится необходимый комплекс танцевальных дисциплин, необходимых для начинающего танцора по мере его творческого роста.
Так, в подготовительной группе большое внимание уделяется развитию азбуки музыкального движения, ритмичности; на следующих ступенях обучения усложняются базовые ЗУН, ускоряется темп исполнения; а в старшей группе дети приобретают навыки хореографа-постановщика.
Программа рассчитана на 1 год обучения для всех желающих детей без медицинских противопоказаний в возрасте от 6 до 17 лет. Основная форма занятий – групповая:
На каждом этапе обучения дается материал по 6 основным разделам:
- Азбука музыкального движения
- Ритмика
- Классический танец
- Народный танец
- Историко-бытовой и бальный танец
- Эстрадно-джазовый танец.
Кроме того, в программе даются часы на индивидуальные занятия и постановочную работу над репертуаром.
Основой занятий по хореографии является изучение классического танца т.к. он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин и источником высокой исполнительской культуры. Кроме того, важный акцент уделяется индивидуальным занятиям в двух направлениях: работа с неуспевающими в группе детьми и работа с более способными детьми по подготовке сольных партий.
Кроме групповых и индивидуальных занятий используются и другие формы: беседы, прослушивания и анализ музыки, просмотр учебных видеоматериалов и выступлений, посещение концертов и мероприятий, организационная работа.
Для отслеживания результатов обученности по данной программе на начальных этапах обучения проводится анкетирование и тестирование детей для выявления уровня усвоения ЗУН по трем направлениям: высокому, среднему и ниже среднего. По результатам мониторинга педагог, анализируя работу танцевального ансамбля за учебный год, составляет диаграммы для лучшей наглядности по каждой группе.
Общим итогом работы педагога и танцевального коллектива является проведение открытых уроков и отчетных концертов для родителей, выступления на мероприятиях, участие в фестивалях и конкурсах детского творчества.
В процессе работы над программным материалом педагог может вносить определенные корректировки по мере необходимости:
- сокращать или увеличивать материал по определенным темам;
- включать дополнительные сведения и практические занятия.
Ведущая идея данной программы дополнительного образования по хореографии является то, чтобы избавить ребенка от комплексов, научить его творчески мыслить и оценивать свои способности, стремясь к развитию личностных качеств успешного человека.
Содержание программы обучения
Занятия с детьми первого года обучения проводятся по 1,5 часа с 5 минутным перерывом. Дети младшего возраста отличаются неустойчивостью внимания, большой подвижностью. Поэтому, на уроках необходимо чередовать теорию и практику, а также быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. При работе с малышами в основу обучения танцу берется игровое начало и используется пантомима и жесты, различные атрибуты и игрушки для развития эмоциональности и артистизма у детей.
Обучение ЗУН ведется по принципу «от простого к сложному».
Основные задачи обучения хореографии 1 года обучения следующие:
- Общее физическое развитие.
- Развитие внимания, целеустремленности, собранности, коллективизма.
- Усвоение базовых танцевальных навыков: осанки, выворотности ног, «шага» и.т.д
Осваивая основные танцевальные навыки, дети учатся работать в паре, группе. А также знакомятся с различными видами хореографии, усваивают танцевальную «лексику» и терминологию, делают первые шаги на сцене.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Азбука музыкального движения | 9 | 3 | 6 |
1.1 Музыкальная фраза | 1 | 2 | ||
1.2 Длительность нот | 1 | 2 | ||
1.3 Музыкальный размер | 1 | 3 | ||
2. | Классический танец | 40 | 6 | 34 |
1.1 Позиции ног | 1 | 1 | ||
1.2 Позиции рук | 1 | 3 | ||
1.3 «Плие» | - | 1 | ||
1.4 «Батман тандю» | - | 5 | ||
1.5 «Жэтэ» | 1 | 3 | ||
1.6 «Батман дэвлопэ» | 1 | 5 | ||
1.7 «Сотэ» | - | 6 | ||
1.8 Растяжка ног на «станке» | 1 | 5 | ||
1.9 «Гранд батман | 1 | 5 | ||
3. | Народный танец | 40 | 6 | 34 |
1.1 Позиции рук народного танца | 1 | 2 | ||
1.2 Позиции ног | 1 | 1 | ||
1.3 Ходы русского танца | 1 | 5 | ||
1.4 Элементы русского танца | 1 | 8 | ||
1.5 Элементы белорусского танца | 1 | 8 | ||
1.6 Вращения | 1 | 10 | ||
4. | Бальный и эстрадный танец | 40 | 3 | 37 |
1.1 «Полонез» | 1 | 5 | ||
1.2 «Полька-галоп» | 1 | 9 | ||
1.3 «Вальс» | 1 | 12 | ||
1.4 Элементы эстрадно-спортивных танцев | - | 11 | ||
5. | Партерная гимнастика | 12 | 2 | 10 |
1.1 Растяжка спины | - | 3 | ||
1.2 Растяжка ног | - | 3 | ||
1.3 Упражнения на выворотность ног | 1 | 1 | ||
1.4 Упражнения на гибкость | 1 | 3 |
6. | Учебно-постановочная работа | 53 | 3 | 50 |
1.1 Спортивный танец | - | 8 | ||
1.2 Полька «Летка-енька» | 1 | 10 | ||
1.3 «Паровозик» | - | 5 | ||
1.4 «Полька-галоп» | 1 | 12 | ||
1.5 Фигурный вальс | 1 | 15 | ||
7. | Мероприятия воспитательно-познавательного характера | 16 | 8 | 8 |
1.1 Прослушивание и анализ музыки | 2 | 2 | ||
1.2 Беседы | 6 | - | ||
1.3 Просмотр видеоконцертов | - | 6 | ||
Всего часов за год: | 210 | 31 | 179 |
Содержание курса
- Азбука музыкального движения
ТЕОРИЯ: Элементы музыкальной грамоты, Характер музыки – веселый, грустный, спокойный. Темп музыки – медленный, умеренный, быстрый.
ПРАКТИКА: Движение в характере музыки. Маршировка, шеренга, колонна, пары, четверки. Круг – сужения и расширения. Танцевальный шаг с носка, шаг на полупальцах. Бег «с захлестом», бег с выбросом ног вперед, назад; шаг с пятки, бег с высоким подниманием колен.
- Ритмика
ТЕОРИЯ: Прослушивание музыки и выстукивание ритма хлопками и притопами. ПРАКТИКА: Ритмичные шаги - вперед, назад, вправо, влево. Приставной шаг, шаг с каблука с соскоком. Повороты головы по сторонам, наклоны вправо, влево. Вращение кистей, локтей, рук. Наклоны корпуса по четырем сторонам, круговые вращения. Позиции ног – шестая и третья. Поднимание согнутой в колене ноги вверх и опускание. Приседание. Позиции рук – подготовительная, первая, вторая, третья. Прыжки по 6 позиции на двух ногах, на одной ноге, с скрещенными ногами, прыжки с продвижением вперед, назад, вправо, влево, с поворотом на 1\4 круга.
- Партерная гимнастика
Сокращение и вытягивание стопы, вращение стоп. Наклоны корпуса к ногам. Упражнения: «кошка», «Мячик», «березка», «лягушка», «корзинка», «качели», «рыбка», «коробочка». Растяжка ног и спины. Прогибы позвоночника – «мостик».
4. Классический танец
ТЕОРИЯ: Знакомство с танцевальным станком. Беседы о значимости классического танца как основы всей хореографии. Понятие «тренаж». Правильная постановка корпуса у станка. Выворотность ног. В первом полугодии тренаж делается лицом к палке.
ПРАКТИКА:
А) выворотные позиции ног 1,2,5.
Б) «Плие» (приседание): деми-плие и гранд - плие по 1 и 2 позициям.
В) «Батман тандю» (выдвижение ноги вперед, в стороны) по 1 позиции.
Г) «Пике» (удар носка по полу)
Д) «Ролевэ» (подъем на полупальцы) по 6, 1, 2 позиции.
Е) «Сотэ» (прыжки) по 6, 1, 2 позиции.
Ж) «Ронд де жамб пар тэр» ( круг ногой по полу)
- Народный и бальный танец
ТЕОРИЯ: Элементарные сведения о том или ином виде танца. Постановка корпуса, рук, ног и головы.
ПРАКТИКА: Позиции ног (полувыворотные) 1, 2, 3, 6. Русский поклон.
Положения рук народного танца: подготовительное положение – руки опущены;
Первое положение – руки раскрыты в стороны ладонями вверх;
Второе положение – руки вытянуты и раскрыты в стороны ладонями внутрь.
Ходы русского танца: простой, переменный с ударом, с каблука, приставной шаг.
Элементы народного танца: «гармошка», «маятник», «елочка», «паровозик», «ковырялочка», «вынос ноги на каблук вперед и в стороны.
Элементы бальных танцев: «охотничий шаг», шаг «подскок», шаг «галоп», шаг «польки», шаг «полонез».
- Репертуар
ТЕОРИЯ: Понятие о мимике, жестах, пластике тела. Понятие «танцевальный этюд».
ПРАКТИКА: Упражнения на воображение – изображение живого и неживого предмета, явлений природы, повадок животных. Изучение танцевальных композиций, с использованием усвоенной танцевальной лексики, с применением мимики и жестов. Примерный репертуар: «Ку-ка-ре-ку», «Полька для гостей», «Мячик», «Дружба», полька «Вару-вару», «Веселая разминка», «Точка, запятая».
Ожидаемый результат
- Грамотно и выразительно исполнять изученные движения классического, народного, бального танцев;
- Чувствовать характер и темп музыки, двигаясь в такт музыкального сопровождения;
- Иметь навыки актерской выразительности, изображая разные виды настроения человека, повадки животных и птиц и т.д.;
- знать позиции рук и ног, положения рук и корпуса в паре, усвоить «терминологию» классического и народного танцев
3. Мониторинг качества.
Название раздела | Ожидаемый результат | Формы контроля |
1. Азбука музыкального движения | Различать темп и характер музыки | Анализ музыки. Практика |
2. Ритмика | Движение в темпе музыки | Тест «ритмические хлопки» |
3. Партер | Растяжка ног и спины | Тест на гибкость |
4. Классический танец | Выворотность стоп, положение кисти руки | Практика. Открытый урок |
5. Народный танец | Знать позиции ног и рук | Опрос |
6. Репертуар | Использовать ЗУН в танце | Тест |
- Характеристика средств по реализации программы.
Для реализации данной программы дополнительного образования необходим опытный педагог-хореограф со стажем работы с детьми разного возраста, желательно с 12, 13 квалификационной категорией. Занятия по классическому и народно-сценическому танцу проходят под аккомпанемент живой музыки (пианино, баян). Музыкант должен иметь опыт работы в танцевальном коллективе, уметь импровизировать и аранжировать музыку, эмоционально передавать характер музыкального сопровождения и быть главным помощником хореографу в работе с детьми на занятиях и выступлениях ансамбля.
Для реализации программы необходима определенная материально-техническая база. Для группы детей из 15 человек необходимо:
- Танцевальный зал с кондиционером
- Танцевальный станок и зеркала в полный человеческий рост
- Фортепиано (баян)
- Аудиотехника с фонотекой (диски, кассеты)
- Видеотехника с видеотекой (диски, кассеты)
- Концертно-сценические костюмы
Глоссарий
Терминология классического и народного танцев сложилась в 17 веке (1661г.) во Франции, в Королевской Академии танца. С того времени французский язык остался в ней обязательным.
АДАЖИО – медленно; медленная часть танца
АЛЛЕГРО – быстро; прыжки
АПЛОМБ – устойчивость
АРАБЕСК – поза классического танца – 1я, 2я, 3я, 4я
АССАМБЛЕ – прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе на 2 ноги
АТТИТЮД – поза, когда поднятая нога вверх полусогнута
БАЛАНСЭ – покачивающее движение
БАТМАН – размах, биение
БАТМАН ДЭВЭЛОППЭ – раскрытие ноги на 90 градусов
БАТМАН ДУБЛЬ ФРАППЭ – движение с двойным ударом
БАТМАН ФОНДЮ – мягкое, тающее движение
БАТМАН ТАНДЮ – отведение и приведение прямой ноги
ПА ДЕ БАСК – шаг басков
ПА ДЕ БУРРЭ – чеканный танцевальный шаг, с переступанием и продвижением
КАБРИОЛЬ – прыжок на месте с подбиванием одной ноги другой
ШАНЖМАН ДЕ ПЬЕ – прыжок с переменой ног в воздухе
ПА ШАССЭ – партерный прыжок с продвижением, с подбиванием одной ноги
ПА ДЕ ША – кошачий шаг
ПА СИЗО – ножницы
КРУАЗЭ – скрещивание ног, одна нога закрывает другую
АН ДЕДАН – внутрь, в круг
АН ДООР – наружу
ДЕМИ ПЛИЕ – маленькое приседание
ЭФАССЭ – развернутое положение корпуса и ног
АНТРОША – прыжок с занозкой
АНФАС – прямо
ГЛИССАД – скользящий по полу прыжок
ГРАНД – большой
ЖЭТЭ – бросок ноги на месте или в прыжке
ПАССЭ – связующее движение
ПОР ДЕ БРА – упражнение для рук, корпуса, головы, наклоны корпуса
ПРЭПАРАСЬОН – подготовка
РОЛЕВЭ – подъем на полупальцы
РОНД ДЕ ЖАМБ ПАР ТЭР (АН ЛЕР) – круг ногой по полу (в воздухе)
СОТЭ – прыжок на месте по позициям
СИССОН – вид прыжка
СЮР ЛЕ КУ ДЕ ПЬЕ – положение одной ноги на щиколотке другой
ТАН ЛИЕ – слитное движение
ТУР – поворот
ТУР ШЭНЭ – быстрые связующие повороты один за другим
ВЫВОРОТНОСЬ – раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах
КООРДИНАЦИЯ – соответствие и согласование всего тела.
Литература
- Закон РФ «Об образовании» (статьи 12, 26, 45)
- Закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07.01г.
- Барышникова Т. «Азбука хореографии» М. «Рольф» 1999г.
- Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе» Киев 1995г.
- Буренина А.И. «Ритмическая пластика для дошкольников» 1994г.
- Бриске И.Э. «Народный танец» Челябинск 2000г.
- Горшкова Е.В. «От жеста к танцу» М. «Гном и Д» 2002г.
- Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца» М.»Владос» 2005г.
- Ивлева И.Д. «Джазовый танец» Челябинск 2000г.
- Кветная О.В. «Историко-бытовой танец» М. 1981г.
- Костровицкая В. «Школа классического танца» М.
Календарно – тематическое планирование
танцевального кружка «Глория»
№ | Дата | Тема | Кол – во часов |
Азбука музыкального движения - 9 часов | |||
1. Музыкальная фраза. Отработка | 2 | ||
2. Длительность нот. Отработка | 2 | ||
3. Музыкальный размер. Отработка. | 2 | ||
4. Основной музыкальный шаг | 2 | ||
5. Музыкальная фраза. Отработка | 2 | ||
6. Длительность нот. Отработка | 2 | ||
7. Музыкальный размер. Отработка. | 2 | ||
8. Основной музыкальный шаг | 2 | ||
9. Работа на середине зала | 2 | ||
1. Позиции ног. Отработка в танце | 2 | ||
2. Позиции ног. Отработка в танце | 2 | ||
3. Позиции ног. Отработка в танце | 2 | ||
4. Позиции ног. Отработка в танце | 2 | ||
5. Позиции рук. Отработка в танце | 2 | ||
6.Позиции ног. Отработка в танце | 2 | ||
7. Позиции ног. Отработка в танце | 2 | ||
8.Позиции ног. Отработка в танце | 2 | ||
9.Позиции ног. Отработка в танце | 2 | ||
10.«Плие» | 2 | ||
11.«Плие». Разучивание композиции | 2 | ||
12.«Плие» Разучивание композиции | 2 | ||
13.«Плие» Разучивание композиции | 2 | ||
14.«Плие» Разучивание композиции | 2 | ||
11.«Батман тандю» | 2 | ||
12. «Батман тандю» | 2 | ||
13. «Батман тандю» | 2 | ||
14.«Батман тандю» | 2 | ||
15. «Батман тандю» | 2 | ||
18. «Жэтэ» | 2 | ||
19. «Жэтэ» | 2 | ||
20. «Жэтэ» | 2 | ||
21. «Батман дэвлопэ» | 2 | ||
22. «Батман дэвлопэ» | 2 | ||
23. «Батман дэвлопэ» | 2 | ||
24.«Батман дэвлопэ» | 2 | ||
25. «Сотэ» | 2 | ||
26. Растяжка ног на «станке» | 2 | ||
27. Растяжка ног на «станке» | 2 | ||
28. Растяжка ног на «станке» | 2 | ||
29. Растяжка ног на «станке» | 2 | ||
30. «Гранд батман» | 2 | ||
31. Упражнения (игры) на развитие внимания и памяти | 2 | ||
32.Упражнения (игры) на развитие внимания и памяти в танце | 2 | ||
33. Упражнения (игры) на развитие фантазии и воображения в танце | 2 | ||
34. Упражнения (игры) на развитие фантазии и воображения в танце | 2 | ||
35. Упражнения (игры) на развитие фантазии и воображения в танце | 2 | ||
36. Упражнения (игры) на развитие ассоциативного и образного мышления в танце | 2 | ||
37. Упражнения (игры) на развитие ассоциативного и образного мышления в танце | 2 | ||
38. Упражнения (игры) на развитие внимания и памяти в танце | 2 | ||
39.Упражнения (игры) на развитие фантазии и воображения в танце | 2 | ||
40. Итоговое занятие «Классический танец» | 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
Бальный и эстрадный танец – 40 | |||
|
| 2 | |
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 |
Итого: 210 ЧАСОВ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительно-образовательная программа "Школа-театр моды Авангард"
Материал содержит следующие разделы: - Пояснительная записка; - Актуальность; - Цели, задачи; - Предполагаемый результат; - Организация образовательного процесса; - Условия реализации программы...
Дополнительная образовательная программа интеллектуальной школы «Созвездие» «В мастерской знатока истории»
Образовательная программа «В мастерской знатока истории» имеет историко-краеведческую направленность, позволяет познакомить учащихся с системой первоначальных теоретических и практических знаний...
методическая разработка занятия по дополнительной образовательной программе объединения «Школа светофорных наук» для 4 класса «Запрещающие знаки»
В данной методической разработке «Запрещающие знаки» представлено занятие детей 2-го года обучения по образовательной программе «Школа светофорных наук», с использованием технических средств и электро...
Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.
Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ГОРОД КРАСНОКАМЕНСК И КРАСНОКАМЕНСКИЙ РАЙОН» ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗО
Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области х...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...