Образовательная программа "Хореография для дошкольников"
рабочая программа по теме
В программу заложена идея приобщения детей к танцевальной культуре с помощью обучения их основам хореографии и современных танцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khoreografiya_dlya_doshkolnikov.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ
«ХОРЕОГРАФИЯ
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
(ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ)
Программа рассчитана на детей от 5 до 6 лет
Срок реализации программы: 4 месяца
Автор-составитель:
Василевская Мария Владиславовна
педагог дополнительного образования
2013 год
Пояснительная записка
Актуальность
Хореографическое искусство – значимая часть духовной культуры человека и одна из составляющих его творческого саморазвития и эстетического сознания. Формирование эстетического вкуса средствами уроков хореографии как части образовательного и воспитательного процесса, выступает как одна из конкретных возможностей раскрытия личности подрастающего человека.
Данная программа, являясь частью образовательной и воспитательной системы ОУ, разработана в соответствии с общей концепцией школьного воспитания и современными методиками и формами обучения танцам; обеспечивает развитие детей и активизацию их познавательных интересов в свободное время в области танцевального искусства.
Танцевальное воспитание предполагает приобретение знаний и навыков в области хореографии, формирование художественного вкуса. Обучение танцам сочетает средства музыкального, пластического, спортивно-физического, художественно-эстетического развития и образования. Занятия танцами учат детей слушать и воспринимать музыку, передавать в движении ее образы, эмоциональное состояние, развивают музыкально-двигательные навыки и эстетический вкус; общаться посредством движения, работать в команде, сосредотачиваться, импровизировать.
В программу заложена идея приобщения детей к танцевальной культуре с помощью обучения их основам хореографии и современных танцев. Танцы затрагивают музыкальную, спортивную, творческую сферы жизни и относятся к группе сложно-координационных видов досуговой деятельности. Танцевальное искусство, давая выход энергии детей, наполняет их бодростью, удовлетворяет потребность в празднике, в зрелище, игре.
Танцы для дошкольников построены на изучении основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм и темп), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучаются простые движения, формируются навыки передачи с помощью движения эмоциональных оттенков (танцуем спокойно, бодро, весело, плавно или резко), навыки выполнения движений в различных темпах. Часто занятия больше похожи на игру. Наряду с четко определенным построением урока, состоящего из тренировочных движений, следует включать упражнения, позволяющие ребенку свободно, произвольно двигаться, «выплескивать» эмоции, фантазировать и проявить себя в игре.
Игра и движение – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы играть и двигаться. Игра как способ познания действительности – одно из главных условий развития детского воображения и самостоятельности. Игра снимает усталость и дает простор лучшим силам и свойствам ребенка, развивает сообразительность, находчивость, инициативу, мышление, воображение и творческие способности. Игра способна трудную работу сделать легкой и увлекательной; рождает стремление переносить трудности, которое необходимо любой трудовой деятельности. Игры вызывают чувства сопричастности и переживания совместного успеха. В игре легко и незаметно для ее участника формируются способности взаимодействия с людьми.
В дошкольном возрасте происходит активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). Выразительное движение – это своеобразная задача двигательного воображения, которое обеспечивает одушевление и одухотворение детских движений. Импровизации на заданную тему (например, танец ветра, танец бабочки, цветка; с предметом и т.п.) дают возможность проявить полную свободу выражения чувств и ощущений. В специальных заданиях на музыкально-игровое творчество дети приобретают способность самостоятельно изменять выразительность своих основных движений (ходьбы, бега, прыжков) в зависимости от особенностей музыки. Такая игра является важным методом активизации интереса к музыке и созданию музыкально-двигательных образов. Совершенствуется умение детей исполнять движение пружинным, маховым и плавным приемом, изменяя их силу, амплитуду, ритм, темп.
Занятия танцами направлены на:
- развитие физических данных, ориентации и координации движений, ловкости, точности, общей выносливости, выработку осанки и красивой походки;
- развитие чувства ритма, музыкального слуха, изучение основ музыкальной грамотности, выработку навыков исполнения движений в различных темпах;
- раскрытие через танец красоты, многообразия и эстетики движения, обучение владению своим телом, приобретение гибкости, пластичности;
- создание эмоционального настроя, выразительности, образности;
- обогащение двигательного опыта, осваивание различных танцевальных направлений и расширение познавательного интереса к искусству и кругозора;
- развитие фантазии и творческого воображения, образного мышления и желания импровизировать, умения придумать и оценить танец;
- формирование способности концентрировать внимание, воспитание дисциплинированности, самостоятельности и самоконтроля;
- воспитание культуры поведения и формирование межличностных отношений в коллективе, выработка навыков коллективной творческой деятельности.
Немаловажным фактором занятий детей в танцевальных группах является престижность занятий танцем, возможность достичь успеха, ярко проявить себя на праздниках, конкурсах и фестивалях.
Главная задача педагога - создать условия, способствующие раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала детей, научить сознательному отношению к своим движениям, помочь детям проникнуть в мир музыки и танца.
Цель программы:
Формирование внутренней культуры и эстетической позиции средствами уроков хореографии как части образовательного и воспитательного процесса, как одной из конкретных возможностей раскрытия личности подрастающего человека, развитие творческих способностей средствами хореографического искусства.
Целью занятий хореографией является пробуждение в детях стремления к прекрасному, интереса к музыкальному и танцевальному творчеству; усиление эмоциональной отзывчивости и творческой активности; знакомство детей с танцевальной культурой; развитие образного мышления и воображения. Занятия танцами органически связаны с усвоением норм этики, выработки нравственных основ, высокой культуры общения и поведения, общей культуры зрителя, уважения к профессиональной деятельности других людей.
Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.
Задачи программы:
- формирование интереса к хореографическому искусству через раскрытие его многообразия и красоты;
- развитие физических качеств (ловкости, точности, гибкости, равновесия, выносливости), формирование правильной осанки, укрепление здоровья;
- развитие чувства ритма и ритмической координации;
- изучение основ музыкальной грамотности и импровизации под музыку;
- изучение основ конкретного ритмического рисунка танцев;
- развитие психических функций (внимания, настойчивости, воображения);
- воспитание чувства прекрасного;
- развитие художественно-образного восприятия, фантазии, способности к импровизации.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 месяца (январь-апрель). Количество часов в год – 8 часов (16 рабочих недель, 0,5 часа в день 1 раз в неделю). Продолжительность занятий обусловлена возрастными особенностями детей.
Формы и режим занятий
В коллектив принимаются дети 5-6 лет по желанию (без специального отбора учащихся, в отличие от специализированных учреждений), комплектование групп происходит с учетом возраста и подготовки учащихся.
Основной формой организации образовательного процесса является занятие в группе. Возможные виды занятий: традиционное практическое занятие, теоретическое занятие, игра, комбинированное занятие, праздник, конкурс, фестиваль, творческая встреча, концерт, репетиция и т.д.
Программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со спецификой занятий танцами, границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться элементы классического, современного, сценического танца. Преподаватель строит работу таким образом, чтобы не нарушить целостный педагогический процесс, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы развития детей.
Процесс обучения происходит очень динамично, со сменой различных ритмов и танцев, импровизацией движений и танцевальных игр. Учитывая отсутствие у основной массы детей достаточного уровня физической подготовки, программа предусматривает упражнения, укрепляющие мышечный аппарат и вырабатывающий правильную осанку. Наряду с этим включаются упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие.
Значительная часть программы посвящена азбуке музыкального движения. Это различные виды шагов, знакомство с рисунком танца, упражнения и игры, развивающие гибкость, музыкальность, координацию, что подготавливает детей к исполнению более сложных элементов. Наряду с этим в программу включены сюжетные и игровые танцы, развивающие в детях эмоциональность, воображение, актерское мастерство.
На протяжении всего периода обучения в процессе репетиционно-постановочной работы нарабатывается техника танца, разучиваются новые танцевальные движения, раскрывается творческий потенциал детей, совершенствуется их исполнительское и актерское мастерство.
В коллективе предусмотрена работа с родителями индивидуально и с родительским комитетом, что облегчит подготовку к концертной и конкурсной деятельности, пошив костюмов и т.д.
Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы: постепенность в развитии природных способностей детей; последовательность в овладении танцевальными движениями, систематичность и регулярность занятий.
Прогнозируемые результаты 1-го года обучения
К концу 1-го года обучения учащиеся будут знать:
- основы общей и специальной физической подготовки;
- музыкальные размеры, темп и характер музыки;
- простейшие элементы классической хореографии;
- исполнять движения и комбинации несложных танцев;
- знать основные характеристики и движения стилей диско, хип-хоп;
- приобретут навыки концентрации внимания, ориентации в пространстве, общения в коллективе, поведения на занятии.
Формы подведения итогов реализации программы - проведение итогового показательного занятия; а в дальнейшем - участие в общешкольных мероприятиях и праздниках; участие в фестивалях и конкурсах танца; сотрудничество с другими творческими коллективами.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных занятий | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Хореография - элементы классического танца (экзерсис у станка и на середине зала) | 3 | 0,5 | 2,5 |
3 | ОФП и ритмические упражнения для танцев | 2 | - | 2 |
4 | Образно-игровые упражнения и танцы «Прогулка в лес», «Наш день», «Котенок», «Зима», «Снежинки», «Весеннее настроение» | 3 | 0,5 | 2,5 |
5 | Веселые детские танцы «Мы едем-едем-едем», «Маленький ежик», «Песенка Красной Шапочки»,«Перышки у птички», «Аэробика» | 3 | 0,5 | 2,5 |
6 | Танцевальные комбинации современных стилей (диско, хип-хоп) | 3 | - | 3 |
7 | Открытый урок | 1 | - | 1 |
Итого | 16 | 2 | 14 |
Приемы и методы, используемые на занятиях
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- Словесный: рассказ, беседа
- Наглядный: показ, предъявление материала, открытое занятие
- Практический: упражнения - различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, педагогических требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха, тренировок (повторение предлагаемого танцевального материала, изучение и проработка движений, работа над техникой танца, работа с музыкальным материалом); приучение, создание воспитывающих ситуаций; игровой метод
- Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность: поощрение, создание ситуаций успеха
Дидактические материалы:
- Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования Москва Школьная пресса 2008
- Методические указания в помощь начинающему педагогу бального танца. Автор Р.С.Блок, ЗНУИ, 1972
- Методическое пособие руководителю кружка бальных танцев. Москва 1988
- Ткаченко Т. Работа с танцевальным коллективом. Москва Искусство 1958
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. М, «Просвещение», 1981
- Методические указания в помощь начинающему педагогу бального танца. Автор Р.С.Блок, ЗНУИ, 1972
Техническое оснащение программы
Занятия проводятся в просторном зале, специально оборудованном зеркалами, хореографическими станками, покрытием пола, соответствующем технике безопасности и требованиям СанПИН.
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий, в расчете на каждого обучающегося:
- звуковоспроизводящая аппаратура с пультом дистанционного управления
- DVD-аппаратура
- фонотека музыкальных записей различного характера и стилей
- коврики для упражнений на полу
- атрибуты для танцев (в соответствии с репертуаром)
- концертные костюмы (в соответствии с репертуаром)
Программа может быть дополнена богатым иллюстративным материалом на основе новейших технических и интерактивных средств обучения: видео- и аудиоиллюстрации, компьютерные интерактивные пособия и программы по всем изучаемым темам.
Список литературы
- Барышникова Т. “Азбука хореографии”, М., 1999 г.
- Васильева Е. Танец. Москва Искусство 1968
- Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования Москва Школьная пресса 2008
- Константиновский В. Учить прекрасному. Москва Молодая гвардия 1973
- Методические указания в помощь начинающему педагогу бального танца. Автор Р.С.Блок, ЗНУИ, 1972
- Методическое пособие руководителю кружка бальных танцев. Москва 1988
- Программа воспитания и обучения в детском саду”, под ред. М.А. Васильевой, М., 2005 г.
- Рубштейн Н. Секреты успешной тренировки. Москва 2001
- Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
- Ткаченко Т. Работа с танцевальным коллективом. Москва Искусство 1958
- Ресурсы интернета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа для дошкольников "Хочу все знать"
Адаптированная программа по подготовке детей к школе....
Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с дошкольниками по теме "Моя малая Родина"
АННОТАЦИЯ Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству — сложная за¬дача, особенно когда речь идет о де¬тях дошкольного возраста. Но, как известно, большой патриот вырастает из маленького, т.е...
Буклет «Использование макетов в образовательной деятельности с дошкольниками».
Информационный буклет для педагогов и родителей "Использование макетов в образовательной деятельности дошкольников"....
Разработка образовательного путешествия «Животные севера и юга» в Ленинградский Зоопарк для дошкольников. Использование инновационной технологии: образовательного путешествия для освоения дошкольником окружающего мира.
Образовательное путешествие - этот метод направлен на мотивацию и раскрытие творческого потенциала дошкольника в процессе освоения окружающего мира....
«Что надо знать при проектировании индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника»
Индивидуальный Образовательный Маршрут развития ребёнка с ОВЗ в Образовательной области «Физическое развитие»....
Выступление на семейной гостиной: «Я покажу тебе Москву» образовательный маршрут для дошкольников и школьников : «ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ В БАБУШКИНСКОМ ПАРКЕ»
Выступление на семейной гостиной: «Я ПОКАЖУ ТЕБЕ МОСКВУ»ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ :«ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ В БАБУШКИНСКОМ ПАРКЕ» Возрастная к...
Рабочие листы к образовательному маршруту для дошкольников и школьников "Выходной день в Бабушкинском парке"
Рабочие листы с заданиями...