Программа внеурочной деятельности
методическая разработка (8 класс)

Валерий Ванин

"Москва музейная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа ВУД "Москва музейная"60.12 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МОСКВА МУЗЕЙНАЯ»

(ИСТОРИЧЕСКИЕ УЛИЦЫ И МЕСТНОСТИ МОСКВЫ)

НАПРАВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ

КЛАСС 7-8

                                                                           Возраст обучающихся – 12-14 лет

                                                                           Срок реализации – 2 года

Составил:

Ванин Валерий Юрьевич

учитель русского языка

и литературы

МОСКВА

2021 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

3. Методическое и материально-техническое обеспечение программы (не является обязательным)

4. Тематическое планирование

5. Содержание программы

6. Список литературы

«В каждом городе самая примечательнейшая

вещь для меня... самый город»

Н.М. Карамзин

                     Письма русского путешественника, 1790 г. 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Москва не город, а целый мир» – гласит старинная поговорка. Столица прошла длительный путь развития, в её истории, как в капле воды отразилась история Отечества.

К 850-летию столицы в образовательных учреждениях был введён предмет «Москвоведение», но в его программах мало времени отводилось на практическое освоение города – знакомство с улицами, местностями и памятниками. Вместо непосредственного наблюдения города такие программы предлагают теоретическое, «книжное»[1] изучение Москвы, а в тех из них, где прогулки по городу имеют место, они носят вспомогательный характер и дополняют материал, изучаемый в аудитории[2]. Подобные программные разработки нацелены на реализацию в условиях школьного образовательного процесса, а школа, в силу своей специфики, не может много внимания уделять практическому освоению Москвы.

Настоящая программа относится к культурологической направленности с элементами туристско-краеведческой направленности и рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования детей, но отдельные её идеи могут использоваться и в школах.

Программа имеет комплексный характер, призвана не просто познакомить обучающихся с историей Москвы, а позволить ребятам практически, если так можно сказать, «собственными ногами и глазами», освоить свой город, приобрести пространственно-визуальный образ города, связать историю Москвы с её городским ландшафтом, ощутить «душу столицы», воплощённую в её зданиях, площадях и улицах, всей материально-вещественной среде, несущей неповторимый образ «малой Родины». Именно в этих особенностях содержания и формы реализации программы и заключается её новизна и оригинальность, отличие от традиционных курсов «москвоведения».

Работа над программой началась в 1993 году и продолжается по настоящее время. Она состоит из следующих блоков: «Введение в Москву», «Кремль и Китай-город».

Программа предназначена для учащихся 6-7 классов (12-14 лет), интересующихся внешним обликом, топографией, историей и архитектурой столицы. Реализация всей программы рассчитана на 2 года, а продолжительность тематических блоков на один или два года. На занятиях-прогулках обязательно присутствие родителей обучающихся; сама программа во многих своих темах и дидактических пособиях рассчитана на совместные занятия детей и родителей.

Комплексный характер программы предопределил особенность её структуры: сначала излагается та её часть, которая характеризует программу в целом (учебный план, методическое обеспечение и т.д.), а затем даётся отдельное описание каждого из пяти блоков.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Название блока

Количество часов

1 год

2 год

1

Введение в Москву

36

2

Кремль и Китай-город

36

 

Цель всей программы: формирование у обучающихся систематических знаний об исторических местностях и улицах Москвы через изучение истории города, его архитектуры и городского пространства, развитие исследовательских навыков.

Задачи:

– познакомить обучающихся с основными историческими улицами и местностями Москвы, с основными принципами планировки и застройки Москвы в исторической ретроспективе; научить ориентироваться в реальном городском пространстве;

– помочь научиться видеть и понимать Москву; воспитать любовь к своему  городу;

– привить навыки исследовательской и практической работы по сбору и систематизации материалов о Москве; участия в чтениях, конкурсах и конференциях; проведения экскурсий по Москве, подготовки исследовательских работ к публикации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании комплексной образовательной программы «Москвоходы» (Исторические улицы и местности Москвы) обучающиеся смогут свободно ориентироваться на территориях, расположенных в пределах Садового кольца и Камер-Коллежского вала; уметь работать с картой и ориентироваться по ней.

Они также будут знать:

– основные исторические местности и улицы столицы и краткие исторические сведения о них;

– основные памятники истории и архитектуры Москвы;

– основные принципы планировки Москвы.

Кроме того, обучающиеся смогут вести самостоятельную исследовательскую работу по изучению Москвы.

Полученные знания и навыки проверяются системой контрольных заданий и упражнений, основу которой составляют кроссворды и головоломки, специально созданные автором для этих целей. Для контроля и проверки используются также специальные тексты по темам прогулок и занятий, графика и фотографии, контурные карты и другие дидактические материалы. Важную роль здесь играет и система семинарских занятий. По окончании каждого блока и программы в целом проводится заключительное занятие в форме общей итоговой викторины.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Комплексная программа  делится на ряд самостоятельных, но взаимосвязанных последовательных блоков, составляющих единый многолетний цикл, при этом каждый из блоков можно изучать отдельно.

 «Введение в Москву» – одногодичный блок для 6 классов, дающий самые общие представления о городе, о его основных памятниках и улицах.

«Кремль и Китай-город» – одногодичный блок для  учащихся 6 класса.

Основной формой проведения занятий является прогулка по улицам Москвы[3]. Аудиторные занятия, предваряющие прогулку, носят вспомогательный характер. Особенность программы заключается в том, что при составлении тем и маршрутов надо соответствующим образом выбрать последовательность прогулок, их взаимосвязь с аудиторными занятиями, логично включить сюда планируемое посещение музеев, выставок, театров, найти необходимую форму подачи материала. В аудитории и на прогулках материал излагается по-разному. В занятиях на улице главное – ощущение реального городского пространства, его восприятие. На прогулке надо показывать и смотреть, в то время как в аудитории – больше рассказывать и слушать.

Программа не является курсом истории, где главный интерес представляет изучение исторического процесса на примере Москвы. Это также не изучение фольклора, быта, археологии, архитектуры или любого другого предмета на московском материале. Это самостоятельный предмет, изучающий собственно Москву, в который все вышеперечисленные предметы входят как вспомогательные, помогающие познанию на практике города Москвы.

Поскольку прогулка избрана основной формой проведения занятий, то и основным методом изучения столицы стал градостроительный анализ. Его суть в следующем: на прогулке главным становятся зрительные впечатления, реальный город – улицы, здания, дворы, городской пейзаж и ландшафт. Прогулки строятся так, чтобы показывать и анализировать увиденное: как застраивалась улица, почему она поворачивает в ту или иную сторону, чем объяснить неровности городского рельефа, почему один двор просторный, а другой тесный. В результате вырабатывается умение видеть город, читать его, как читают книгу. Программа даёт воспитанникам метод познания города, который в будущем можно использовать самостоятельно.

Особое внимание уделяется практической работе по сбору исторических материалов о Москве – фотографий, открыток, календарей, книг, газетных и журнальных публикаций, воспоминаний. Занятия развивают у воспитанников стремление самим собирать такие материалы и составлять личные коллекции, библиотеки и архивы, вести дневники и другие записи по городу.

Каждый блок рассчитан на 36 часов в год при нагрузке: одну неделю 1 час, всего за учебный год предусмотрено 36 занятий.

Программа реализуется на базе учебной группы, которая делится на две подгруппы, занятия с каждой подгруппой проводятся раз в неделю. Одно занятие посвящено историко-теоретическим вопросам и проводится в учебном помещении (музее, библиотеке). На этих занятиях сообщаются необходимые сведения о Москве, её отдельных местностях или памятниках, обсуждаются работы обучающихся. Форма аудиторных занятий разнообразна – традиционная лекция, семинар, беседа, викторина, игра. Продолжительность такого занятия – 1 час.

Следующее за аудиторным занятие – прогулка по городу, знакомство с конкретным памятником, ансамблем, местностью или улицей.

Маршруты прогулок составляются так, чтобы быть либо закольцованными, либо заканчиваться в пунктах, где уже была группа. Такой метод составления маршрутов позволит воспитанникам преодолеть фрагментарное знание города и сложить свои наблюдения в стройную картину. Продолжительность прогулки до 2 часов.

В связи с особенностью программы общепринятое деление занятий на теоретическую и практическую части полностью реализовать невозможно, потому что и на прогулке, и в аудитории, в зависимости от темы и маршрута, могут рассматриваться как практические, так и теоретические вопросы. Поэтому в учебно-тематических планах не выводятся отдельно часы на теорию и практику. Также затруднено чёткое разграничение тем: поскольку основой является прогулка, то её маршрут, как правило, и является темой занятия.

После каждого занятия обучающиеся получают домашнее задание: поработать со справочным текстом, разгадать кроссворд или головоломку по теме, составить схему маршрута, ответить на вопросы, решить задачу. Помимо того, что подобные задания поддерживают интерес к занятиям, они ещё служат и удобной формой проверки усвоения пройденного материала.

Важно отметить, что такие понятия как «историческое», «старое» или «новое» относительны, границы между ними подвижны и то, что сегодня называют «современным», завтра становится «историческим».

Однако некоторые учебные пособия и программы делают акцент на изучение только определённого исторического периода города, забывая о том, что Москва – это современный живой город, в котором наше время оставило глубокие следы и во внешнем облике улиц и в исторической памяти горожан[4]. Поэтому, так важно, чтобы воспитанники изучали Москву с учётом исторической перспективы. В курсах предусмотрены прогулки как по старой части города, так и по его новым районам. А при знакомстве с центральными кварталами и ансамблями столицы много внимания уделяется их современному состоянию и внешнему облику. Исторический материал также излагается в ретроспективе.

Учебный год начинается и заканчивается вводным и заключительным занятиями, которые проводятся в форме викторины. Задача первой викторины – напомнить воспитанникам о пройденном в прошлом учебном году, а задача второй – закрепить знания, полученные в течение учебного года. Такие викторины, наравне с кроссвордами и другими заданиями, – своего рода контрольные работы, позволяющие проверить степень овладения материалом. Кроме того, поскольку в дополнительном внешкольном обучении не принято ставить отметки, викторины с их призами и наградами позволяют решить проблему оценки знаний и премирования за успешно проведённую работу.

Серии прогулок целесообразно начинать и завершать показом городских панорам, созерцание которых с высоких точек, по мысли экскурсионистов 1920-х годов, многое даёт для изучения  города[5]. Поэтому блоки, как правило, начинаются и заканчиваются в местах, где такой обзор города можно сделать: Воробьёвы горы, Останкинская телебашня, смотровые площадки здания МГУ и другие.

Занятия сопровождаются показом схем, планов, открыток и фотографий. Прогулки могут дополняться посещением музеев, театров или выставок, которые расположены вблизи экскурсионных маршрутов.

Для более глубокого изучения Москвы необходимо знакомство с другими городами: в них могут сохраняться градостроительные системы, давно исчезнувшие в Москве. Например, остатки белокаменного кремля в Серпухове или сохранившиеся древние валы и сам масштаб городской застройки Волоколамска дают представление о том, как могла выглядеть Москва в древности. Очень полезна поездка в Коломну, где сохранились фрагменты Кремля, похожего на Московский Кремль.

При посещении этих городов главное внимание обращается на архитектурно-градостроительную сторону: планировка, исторические части и местности города, крепости, посады, торги, как это всё расположено и взаимосвязано. При этом постоянно проводятся параллели с Москвой.

Все поездки организуются в каникулы или в воскресные дни. План и обоснование поездок указывается в тематических разделах соответствующих блоков. По итогам поездок проводятся семинары.

Начиная со второго года занятий, для получения навыков исследовательской работы, подготовки докладов и проведения экскурсий, обучающиеся могут заниматься по индивидуальной программе.

Подготовка сообщений, докладов и экскурсий позволяет активно воспринимать город, вырабатывает навыки работы с источниками, учит внимательно слушать коллег, вдумчиво относиться к изучаемому материалу. В старших классах приобретённые навыки служат хорошей основой для серьёзной исследовательской работы и выступлений с докладами на научно-практических конференциях учащихся.

Для каждого из блоков предусмотрена своя система семинарских занятий.

Для  воспитанников, занимающихся по блоку «Введение в Москву», семинары дают возможность самостоятельно подготовить краткие сообщения по пройденным темам или маршрутам прогулок, получив, таким образом, первый опыт публичного выступления и работы с источниками.

В блоках «Кремль и Китай-город» на семинарах обсуждаются конкретные, узловые темы; особое значение придаётся семинарам по результатам поездок в другие города.

Воспитанники, проявившие склонность к исследовательской работе, сбору и анализу материалов по истории Москвы, могут участвовать в историко-краеведческих чтениях и научно-практических конференциях учащихся, готовить свои исследования к публикации. Подготовка к таким выступлениям проводится по индивидуальной программе.

Индивидуальные занятия строятся по примерному плану, выработанному в практике педагогов Центра культурологического образования:  

– выбор темы исследования;

– подбор источников и литературы;

– изучение и анализ материалов; составление выписок и конспектов; составление библиографии;

– консультации со специалистами;

– составление схем и таблиц; подбор иллюстраций и планов;

– посещение музеев, связанных с тематикой работы;

– написание первого варианта работы;

– работа над техникой выступления;

– корректировка и уточнение фактов;

– написание окончательного варианта работы;

– подготовка тезисов;

– пробные выступления;

– выступление.

Условия реализации программы

Основное место проведения занятий – улицы и площади города.

Для лекционных занятий необходимо учебное помещение, оснащённое аудио-, видео-, проекционной и компьютерной техникой – для просмотра и изучения различных учебных пособий, исторических и дидактических материалов; дидактические пособия; карты Москвы, видео-, фото-, аудио- и компьютерные материалы по истории и архитектуре Москвы.

Основные термины, используемые в программе

Историческая местность – любая территория, расположенная в старом или новом районе Москвы.  

Историческая улица – улица, расположенная в пределах Камер-Коллежского вала, сложившаяся до середины ХХ столетия, а также все крупные магистрали – проспекты и шоссе.

Памятник – 1) Скульптурный памятник – монумент, скульптурная композиция, посвящённая какому-либо событию или лицу, например, памятник Минину и Пожарскому. 2) Архитектурный памятник – архитектурное сооружение мемориального характера, построенное в память какого-либо события, например, храм Василия Блаженного. 3) Памятник архитектуры – архитектурное сооружение определённого стиля и эпохи.

Поход – особая форма прогулки с более сложным маршрутом, как правило, по окраинам.

Прогулка основная форма проведения занятий, равнозначно термину «экскурсия».

«ВВЕДЕНИЕ В МОСКВУ»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Первый год обучения

Название темы

Количество часов

1

Правила поведения. Вводное занятие

1

2

Воробьёвы горы. Прогулка

1

3

Что такое москвоведение, или Откуда мы черпаем знания о Москве

1

4

По улице-сказке на Красную площадь

1

5

План и карта

1

6

На Красной площади. Прогулка

1

7

Тверская – главная улица Москвы

1

8

План и карта

1

9

Тверской – первый бульвар Москвы

1

10

О чём говорят имена: имя человека, имя улицы, имя города

1

11

Воздвиженка. Прогулка

1

12

Что такое древнерусский город

1

13

По Замоскворечью. Прогулка

1

14

Что такое памятник

1

15

Музей-заповедник «Коломенское». Прогулка

1

16

Какие бывают дома, или Где обитают москвичи

1

17

По Большой Никитской. Прогулка

1

18

Где эта улица, где этот дом, или Как москвичи находили друг друга...

1

19

Измайлово. Прогулка

1

20

Утраченные памятники Москвы

1

21

Чертолье. Прогулка

1

22

От конки до метро …

1

23

Метро – подземный город

1

24

От Москвы до самых, до окраин …

1

25

Московские колоссы. или Самые большие сооружения Москвы

1

26

По Большой Пироговке к Новодевичьему монастырю. Прогулка

1

27

Угадай силуэт

1

28

Китай-город. Прогулка

1

29

Непостроенные здания Москвы

1

30

Красная площадь. Семинар

1

31

Кутузовский проспект

1

32

Всю Тверскую осветили, или Рассказ московского фонаря

1

33

Поклонная гора

1

34

«Знаешь ли ты Москву?» Итоговая викторина

1

35

Путешествие по Москве-реке

1

36

Панорама Москвы. Экскурсия на Останкинскую телебашню

1

Итого:

36

                                                         СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА

Первый год обучения

Тема 1. Правила поведения. Вводное занятие. Знакомство с ребятами. Инструктаж по технике безопасности: правила поведения на улице, правила перехода улиц и дорог, инструкция  № 101.

Тема 2. Воробьёвы горы. Прогулка. Смотровая площадка, панорама Москвы; прогулка вокруг здания МГУ. Практикум по безопасности жизнедеятельности в городе (на улицах). На второй год занятий предусмотрена аналогичная прогулка, но с обратным маршрутом.

Тема 3. Что такое москвоведение, или Откуда мы черпаем знания о Москве. Книга, рукопись, фотография, картина, коллекция, сам город – как исторические источники.

Тема 4. По улице-сказке на Красную площадь. Первое постижение городского пространства. Прогулка по Варварке. Знакомство с основными памятниками Красной площади. Прочтение рельефа Варварки и Красной площади.  Перекличка с темой «Что такое москвоведение…».

Тема 5. План и карта. Что такое план и карта, когда они появились, как ими пользоваться.

Тема 6. На Красной площади. Прогулка. Знакомство с памятниками южной стороны Красной площади: Спасская башня, Покровский собор, Лобное место, памятник Минину и Пожарскому.

Тема 7. Тверская – главная улица Москвы. Прогулка по Тверской от Охотного ряда до Пушкинской площади по чётной стороне улицы. Дом Саввинского подворья, булочная Филиппова, Елисеевский магазин. Начальные сведения о планировке Москвы — радиальные улицы. Начало прогулки у Воскресенских ворот.

Тема 8. План и карта. Объяснение что такое план и карта. План комнаты, двора, улицы, города. Игра по теме «План».

Тема 9. Тверской – первый бульвар Москвы. Прогулка по Тверскому бульвару от Пушкинской площади до Никитских ворот, и далее по Никитскому бульвару до Арбатских ворот. Начальные сведения о планировке Москвы – кольца.

Тема 10. О чём говорят имена: имя человека, имя улицы, имя города. Имена как исторический источник. Имена ребят и их родителей. Происхождение гидронима Москва.

Тема 11. Воздвиженка. Прогулка. От Арбатской площади до Александровского сада и Воскресенских ворот. Закрепление сведений по планировке Москвы. Три прогулки составляют единый кольцевой маршрут.

Тема 12. Что такое древнерусский город. Древний город. Три составные части древнерусского города: кремль-посад-торг. Современный город. Какие бывают поселения: починок, село, деревня, усадьба, слобода, посад, город. Понятие о древнерусском городе.

Тема 13. По Замоскворечью. Прогулка. Начало у ст. метро «Третьяковская»; далее Кадашевские и Лаврушинский переулки, затем через пешеходный и Б. Москворецкий мосты в Китай-город на Варварку. Прогулка заканчивается у ст. метро «Китай-город». Перекличка с прогулкой «По улице-сказке…».

Тема 14. Что такое памятник. Что мы называем памятником. Какие бывают памятники: скульптурные, архитектурные, мемориальные, памятники архитектуры.

Тема 15. Музей-заповедник «Коломенское». Прогулка. Понятие о загородной усадьбе. Коломенское как историко-архитектурном заповеднике современной Москвы. Прогулка начинается у ст. метро «Каширская», далее через территорию с. Дьякова и по берегу Москва-реки к Коломенскому.

Тема 16. Какие бывают дома, или Где обитают москвичи. Под словом «обитание» подразумевается любое здание, где проводит время человек – жилой дом, театр, фабрика, гостиница, магазин. Типы домов. Эволюция материала, из которого сделан дом. Конструкция и технические свойства дома.

Тема 17. По Большой Никитской. Прогулка. Прогулка по Б. Никитской от Манежной площади до Никитских ворот. Знакомство с памятниками и архитектурой улицы.

Тема 18. Где эта улица, где этот дом, или Как москвичи находили друг друга. Московский адрес. Административное деление: полицейские части и современные районы. Номера домовладений и номера домов. Домовладение как основная городская единица. Численность домов, улиц и жителей в Москве. Площадь столицы.

Тема 19. Измайлово. Прогулка. Что такое Измайлово: парк, усадьба, жилой район. Понятие о современном жилом районе.

Тема 20. Утраченные памятники Москвы. Рассказ о разрушенных московских памятниках: Сухарева башня, старый храм Христа Спасителя, Кремлёвские монастыри, церковь Успения на Покровке, дворец в Коломенском, старый Большой Каменный мост. Понятие о том, что разрушенные памятники - это тоже история города.

Тема 21. Чертолье. Прогулка. Прогулка по переулкам вокруг Музея изобразительных искусств: Волхонка, Ленивка, Лебяжий пер., храм Христа Спасителя. Смотровая площадка храма. Понятие об исторической местности. Понятие о системе переулков.

Тема 22. От конки до метро. Ретроспектива московского транспорта: экипажи, извозчики, линейка, конка, трамвай. Показ иллюстраций. Современный городской транспорт: метро, железные дороги, автобус, троллейбус, трамвай. Понятие о системе внутреннего транспорта Москвы.

Тема 23. Метро – подземный город. Прогулка по московскому метрополитену. Метро как подземный город. Знакомство с историей сооружения и архитектурой центральных станций метро; пересадочные узлы метро. Прогулка совершается утром в воскресенье, когда в метро мало пассажиров.

Тема 24. От Москвы до самых, до окраин … Московские вокзалы – ворота города. Понятие о системе внешнего транспорта Москвы. Вокзалы: Ленинградский, Ярославский, Казанский. Их местность. Привокзальный район.

Тема 25. Московские колоссы, или Самые большие сооружения Москвы Рассказ о самых больших сооружениях города – Останкинской башне, здании Московского университета, высотных зданиях и т.п.

Тема 26. По Большой Пироговке к Новодевичьему монастырю. Прогулка. Большая Пироговка, Девичье поле, Новодевичий монастырь. Понятие о московских монастырях. Возможна заказная экскурсия в Новодевичий монастырь.

Тема 27. Угадай силуэт. Занятие-игра, в занимательной форме закрепляющая пройденный материал. Воспитанникам показываются силуэты известных московских сооружений и памятников, а они должны их угадать.

Тема 28. Китай-город. Прогулка. Знакомство с основными улицами, переулками и памятниками исторической местности. Заказная экскурсия в Музей истории Москвы.

Тема 29. Непостроенные здания Москвы. Неосуществлённые проекты уникальных московских зданий и ансамблей: Кремлёвский дворец В.И. Баженова, колокольня Д.В. Ухтомского, храм Христа Спасителя А.Л. Витберга, Дворец Советов, уникальные проекты 1920-х годов. Понятие о том, что непостроенное здание – тоже памятник истории города.

Тема 30. Красная площадь. Семинар. Выступление учащихся с краткими справками о Красной площади и её памятниках.

Тема 31. Кутузовский проспект. Прогулка. Кутузовский проспект и его окрестности. Прогулка от Киевского вокзала до Бородинской панорамы; составляет маленький цикл с прогулкой на Поклонную гору. Комплекс памятников, объединённых военной тематикой. На этой прогулке дети знакомятся с системой крупной магистрали, расположенной за пределами Садового кольца. Понятие о центральной магистрали.

Тема 32. Всю Тверскую осветили, или Рассказ московского фонаря. Из истории уличного освещения Москвы. Возможно проведение занятия в музее уличного освещение Москвы.

Тема 33. Поклонная гора. Военно-исторический мемориал на Поклонной горе. Продолжение темы Кутузовского проспекта. Современные мемориальные комплексы города.

Тема 34. «Знаешь ли ты Москву?» Итоговая викторина. Повторение пройденного материала в занимательной форме.

Тема 35. Путешествие по Москве-реке. Прогулка на теплоходе. Знакомство с водными системами столицы.

Тема 36. Панорама Москвы. Экскурсия на Останкинскую телебашню. Возможно посещение кафе «Седьмое небо».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Данный блок открывает комплексную программу «Исторические улицы и местности Москвы», являясь её вводным разделом.  

Опыт показывает, что даже у старшеклассников нет практического знания Москвы, её географии, памятников, им не хватает опыта визуального знакомства с городом. А без таких элементарных представлений о Москве невозможно её углублённое изучение и, тем более, подготовка сложных творческих заданий типа экскурсии. Поэтому первые два года посвящены общему знакомству с городом, что позволяет учащимся накопить опыт в общении с ним.

При целостном изучении Москвы детям надо, прежде всего, дать начальные сведения о городе – его основных улицах и ансамблях, самых общих принципах планировки и застройки, внешнем облике.

Занятия по москвоведению целесообразно начинать со 2 класса. К этому времени ребята приобретают навыки письма и работы с книгой, начинают проходить предмет «окружающий мир», где узнают, что такое карта, стороны света, рельеф, ландшафт. Эти знания понадобятся им  для активного постижения Москвы.

Маршруты прогулок составляются так, чтобы дети увидели основные элементы города – исторические местности, главные улицы и площади, переулки, новые районы, транспортные сооружения, памятники архитектуры. Но увидели не в виде отдельного набора достопримечательностей, а как стройную систему в её историческом развитии.

В блоке заложена возможность замены одного маршрута другим в зависимости от места жительства воспитанников, их интересов и подготовки. Прогулки второго года занятий составлены таким образом, чтобы, с одной стороны, повторить и закрепить пройденный материал, а с другой, продолжить знакомство обучающихся с основами Москвы.

Одна из задач блока «Введение в Москву» – помочь детям как можно больше увидеть, впитать в себя. Важно заинтересовать ребят, «зацепить» их, побудить к самостоятельному исследованию Москвы. Более углублённое изучение города –  задача других  блоков программы.

Организация занятий по блоку «Введение в Москву» рассчитана на активное участие родителей. По каждой теме даются практические и творческие задания для детей и взрослых – головоломки, ребусы, кроссворды, составление текстов, планов. Здесь ставится задача приобщить родителей и детей к совместному изучению Москвы, создать доброжелательную атмосферу в семье для занятий москвоведением. Это важно на протяжении всех лет обучения, но особенно к такому подходу надо стремиться в первые два года занятий.

Со второго года вводится система семинаров. В начале обучающимся даётся задание подготовить сообщение и выступить с ним на семинаре. По мере подготовки тем педагогом даются консультации к семинарам. После выступления обучающиеся обсуждают доклады и сообщения своих товарищей.

Таким образом, за два года занятий по блоку «Введение в Москву» дети получат разнообразные представления о Москве, её историческом и современном облике, о том из каких частей она состоит, как живёт и работает. Знания и впечатления, приобретённые во время этих занятий, послужат хорошей основой для дальнейшей работы по изучению Москвы.

                                               

                                             

«КРЕМЛЬ И КИТАЙ-ГОРОД»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

1

«Знаешь ли ты Москву?» Викторина

1

2

Бородинское поле

1

3

Кремль. Прогулка

1

4

Эволюция Кремля в картинах А.М. Васнецова

1

5

Древняя топография Кремля

1

6

Благовещенский собор Московского Кремля

1

7

Утраченные памятники Кремля

1

8

Вокруг Кремля. Прогулка

1

9

Коломна и Москва

1

10

Коломна

1

11

Московский Кремль. Семинар

1

12

Панорама Кремля

1

13

Коломна и Москва. Семинар

1

14

Археологическая выставка в Московском Кремле

1

15

Русские кремли

1

16

Дмитров

1

17

Дмитров и Москва. Семинар

1

18

Оружейная палата

1

19

«Знаешь ли ты Кремль?» Викторина

1

20

Красная площадь – главная площадь Москвы

1

21

Кремль. История и памятники. Семинар

1

22

Покровский собор

1

23

Красная площадь. Памятники северной стороны

1

24

Развитие ансамбля Красной площади в ХХ веке

1

25

Мавзолей Ленина и революционный некрополь

1

26

Красная площадь – главный московский торг

1

27

Верхние торговые ряды

1

28

Ильинка и Варварка. Прогулка

1

29

Красная площадь. История и памятники. Семинар

1

30

Никольская – улица просвещения

1

31

Планировочные особенности старых московских улиц

1

32

Переулки и дворы Китай-города. Прогулка

1

33

Вокруг Китай-города. Прогулка

1

34

Китай-город. История и памятники. Семинар

1

35

«Где эта улица, где этот дом?» Прогулка-игра

1

36

«Знаешь ли ты Кремль и Китай-город?» Викторина

1

Итого:

36

СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА

Тема 1. «Знаешь ли ты Москву?» Викторина. Повторение пройденного в прошлом году материала в игровой форме. Задания по пройденным маршрутам: местностям, улицам и памятникам.

Тема 2. Бородинское поле. Военно-исторический праздник. Обзорная экскурсия по Бородинскому полю и военно-историческому музею.

Тема 3. Кремль. Прогулка. Обзор территории Кремля с посещением одного из соборов. Общая характеристика памятников и территории. Заказная экскурсия с посещением Успенского собора.

Тема 4. Эволюция Кремля в картинах А.М. Васнецова. Показ и анализ репродукций картин-реконструкций А.М. Васнецова. Московские кремли: их история, памятники, территория и границы.

Тема 5. Древняя топография Кремля. Прогулка по территории Кремля. Определение границ кремлей на территории современного Кремля.

Тема 6. Благовещенский собор Московского Кремля. Обзорная экскурсия в Благовещенский собор.

Тема 7. Утраченные памятники Кремля. Вознесенский и Чудов монастыри; Малый Николаевский дворец; Сретенский собор; памятник Александру II, церковь Иоанна Предтечи и др. Показ иллюстраций. Перекличка с темой «Утраченные памятники Москвы» из предыдущей программы.

Тема 8. Вокруг Кремля. Прогулка. Кремль как крепость. Система обороны. Плацдармы. Прогулка организуется во второй половине дня, чтобы иметь возможность пройти через Красную площадь.

Тема 9. Коломна и Москва. Историческая справка о Коломне. Московский и коломенский кремли. Выбор тем для семинара.

Тема 10. Коломна. Поездка в Коломну. Стены и башни коломенского кремля. Сравнительная характеристика Московского и Коломенского кремлей. Особенности застройки Коломны.

Тема 11. Московский Кремль. Семинар. Доклады и сообщения детей по теме «Кремль».

Тема 12. Панорама Кремля. Прогулка по Софийской набережной. Панорама Кремля из-за Москва-реки. Общая идея ансамбля.

Тема 13. Коломна и Москва. Семинар. Итоги поездки в Коломну. Фотовыставка. Сообщения и доклады.

Тема 14. Археологическая выставка в Московском Кремле. Заказная экскурсия на археологическую  выставку в подклете Благовещенского собора.

Тема 15. Русские кремли. Исторический обзор: история, планировка, памятники.

Тема 16. Дмитров. Поездка в Дмитров. Осмотр валов крепости. Принципы планировки, характерные для многих древнерусских городов.

Тема 17. Дмитров и Москва. Семинар. Итоги поездки в Дмитров. Разбор теоретического материала. Фотовыставка.

Тема 18. Оружейная палата. Обзорная ознакомительная экскурсия в Оружейную палату.

Тема 19. «Знаешь ли ты Кремль?» Викторина. Итоговая викторина по теме «Кремль».

Тема 20. Красная площадь – главная площадь Москвы. Общий обзор. История возникновения. История местности близ Спасских ворот. Памятники южной стороны площади: Покровский собор; Спасская башня; Лобное место; памятник Минину и Пожарскому.

Тема 21. Кремль. История и памятники. Семинар. Обсуждение вопросов, связанных с изучением Кремля: памятники, планировка, история. Доклады и выступления.

Тема 22. Покровский собор. Обзорная экскурсия. Общее знакомство с внутренним пространством памятника.

Тема 23. Красная площадь. Памятники северной стороны. История местности северной части Красной площади. Памятники: Казанский собор; Исторический музей; Воскресенские ворота; Монетный двор; Никольская башня.

Тема 24. Развитие ансамбля Красной площади в ХХ веке. История возникновения мемориала «Революционный некрополь и Мавзолей В.И. Ленина». Перекличка с темами по историческому некрополю Москвы.

Тема 25. Мавзолей Ленина и революционный некрополь. Прогулка по Красной площади. Посещение революционного некрополя.

Тема 26. Красная площадь – главный московский торг. Три части древнерусского города: детинец-посад-торг. Гостиные дворы и Торговые ряды. Принципы организации торговли и их влияние на архитектуру и планировку.

Тема 27. Верхние торговые ряды. Прогулка по зданию Верхних торговых рядов (ГУМа). История возникновения и строительства; планировка; организация торговли  – связь с традицией.

Тема 28. Ильинка и Варварка. Прогулка. Экскурсия в филиал Музея истории Москвы – Палаты Старого Английского двора. Вокруг торговых рядов. Обзорная экскурсия по памятнику, знакомство с экспозицией музея и выставок.

Тема 29. Красная площадь. История и памятники. Семинар. Доклады и сообщения по теме «Красная площадь»: памятники, ансамбли, местности, история.

Тема 30. Никольская – улица просвещения. Прогулка по Никольской. Истории улицы: монастыри, учебные заведения, Печатный двор, букинисты.

Тема 31. Планировочные особенности старых московских улиц. Красная линия; постановка зданий; принципы расширения улицы; усадьбы; палаты.

Тема 32. Переулки и дворы Китай-города. Прогулка. Маршрут: Новая пл. – Б. Черкасский пер. – Старопанский пер. – Богоявленский пер. – Гостиный двор – Тёплые торговые ряды – Ветошный проезд – Никольская – Новая пл.

Тема 33. Вокруг Китай-города. Прогулка. Маршрут проложен по трассе стены Китай-города, от Васильевского спуска (Кремля) до Манежной площади.

Тема 34. Китай-город. История и памятники. Семинар. Доклады и выступления обучающихся. Обсуждения.

Тема 35. «Где эта улица, где этот дом?» Прогулка-игра. Прогулка построена на решении следующей задачи: ребята, находясь у Варварских ворот, должны по расспросам прохожих найти Третьяковский проезд.

Тема 36. «Знаешь ли ты Кремль и Китай-город?» Викторина. Итоговая викторина по темам «Кремль» и «Красная площадь».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В течение года дети знакомятся с историей, памятниками и пространством древнейших исторических частей центра столицы. Блок состоит из двух разделов: «Кремль» (первое полугодие), «Китай-город» (второе полугодие).

 В связи с тем, что по территории Кремля не разрешается проводить занятия посторонним лицам, значительная часть времени отводится на знакомство с кремлёвскими музеями. Предусмотрено посещение соборов и Оружейной палаты, экскурсия на археологическую выставку в Благовещенский собор. При изучении Китай-города планируются экскурсии в Покровский собор и в филиал Музея истории Москвы «Палаты Старого Английского двора».

По данному блоку предполагаются поездки в древние подмосковные города: Коломну и Дмитров. Цель поездок – знакомство с крепостными укреплениями, городскими посадами и ландшафтами этих городов. Поездка в Коломну полезна для сравнительного анализа Коломенского и Московского кремлей, позволяет увидеть конструктивные особенности и систему обороны каменной крепости, то, что в Москве, по ряду причин, увидеть сегодня нельзя. Валы Дмитрова рассказывают о земляных крепостных укреплениях древнерусских городов. Кроме того, посещая Коломну, воспитанники получают наглядное представление о расширении Московского княжества в начале XIII века. Итоги поездок обсуждаются на специальных семинарах.

В начале сентября планируется поездка на военно-исторический праздник в Бородино, где проводятся обзорные экскурсии по Бородинскому полю и военно-историческому музею, предусмотрено посещение военно-исторического представления.

                                                       

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В списке литературы, по возможности, указаны издания и справочники последних лет, что делает их более доступными для использования. Основные тематические направления – историко-градостроительная литература, книги о местностях и улицах столицы, её топографии, литература о москвичах. Если книга имеет несколько изданий, то указывается последнее по времени.

Список разделён на четыре части.

В разделе «Основная литература» указаны общие работы и справочники, необходимые для изучения истории и архитектуры Москвы. Как правило, это фундаментальные, базовые монографии, общие путеводители, сборники и продолжающиеся издания.

В разделе «Дополнительная литература» приводятся издания, посвященные отдельным темам, временным рамкам в истории Москвы, частным вопросам. Сюда же отнесены сборники очерков быта и воспоминаний о городе. Книги этого раздела будут интересны и детям и родителям, это литература, относящаяся к типу познавательной.

Отдельно выделены «Учебные пособия» – учебники, хрестоматии, программы по москвоведению и методическая литература к ним. В этом же разделе указаны книги по технике подготовки докладов и устных выступлений.

Наконец, сегодня необходимо указывать «Интернет-ресурсы и CD-издания». В последние годы появилось много интересных проектов по истории и архитектуре Москвы и России, познавательных порталов, ссылок на электронные библиотеки, сайтов, посвящённых отдельным вопросам, так или иначе, связанным с тематикой настоящей программы.

Внутри разделов книжные издания расположены по алфавиту, а Интернет-ресурсы и CD-издания по своей важности и познавательности с комментариями по каждому из них.

Основная литература

1. Александровский М. Указатель московских церквей. — М., б/г. – Приложение к «Вестнику Московского городского отделения ВООПиК «Московское Общество».

2. Анисимов А. Театры Москвы: Время и архитектура. – М., 1983.

         3. Артамонов М. Московский некрополь. – М., 1995.

4. Балязин В.Н. Московские градоначальники. – М., 1997.

5. Белицкий Я. Забытая Москва. – М., 1993.

6. Белицкий Я. Окрест Москвы. – М., 1996.

7. Бусева-Давыдова И.Л. и др. Москва: Архитектурный путеводитель. – М., 1997.

8. Всё Подмосковье: Географический словарь Московской области. – М., 1967.

9. Двинский Э. Кольца и радиусы Москвы: Путеводитель. – М., 1986.

10. Долгов Л., Лапекин С. Пассажирский транспорт Москвы: Справочник. – М., 1990.

11. Забелин И. История города Москвы. – М., 1905 (репринт. изд. 1990).

12. Земенков Б. Памятные места Москвы. – М., 1959.

13. Зодчие Москвы. В 2-х кн. Кн. 1. М., 1981; Кн. 2. – М., 1988.

14. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е – 1917 гг.). Иллюстрированный биографический словарь. – М., 1998.

15. Иванов В. Московский Кремль: Историко-художественные памятники. – М., 1971.

16. Иконников А. Архитектура Москвы. XX  век. – М., 1983.

17. Иконников А. Каменная летопись Москвы. – М., 1978.

18. Ильин М. Москва: Художественные памятники города . 2-е изд. – М., 1970.

19. Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье: Справочник-путеводитель. –  М., 1979.

20. Имена московских улиц. – М., 1988.

21. Историки и краеведы Москвы: Некрополь. Биобиблиографический справочник. – М., 1996.

22. История Москвы. В 6 т. – М., 1952-1959.

23. Кириченко Е. Москва на рубеже столетий. – М., 1977.

24. Кожевников Р. Скульптурные памятники Москвы. 2-е изд. – М., 1983.

25. Краеведы Москвы: Сборник. Вып.1. – М., 1991.

26. Кудрявцев М. Москва – третий Рим: Историко-градостроительное исследование. – М., 1993.

27. Куракина Е., Кожевников Р. Рукотворная память Москвы. – М., 1997.

28. Куранты: Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. – М., 1983.

29. Куранты: Историко-краеведческий альманах. Вып. 2. – М., 1987.

30. Куранты: Историко-краеведческий альманах. Вып. 3. – М., 1989.

31. Курлат Ф. Москва от центра до окраин: Путеводитель. –  М., 1989.

32. Латышева Г.,  Рабинович М. Москва и Московский край в прошлом. – М., 1973.

33. Мешков В. Открытие Москвы: Путеводитель по книгам. – М., 1992.

34. Мокеев Г. Москва – памятник древнерусского градостроительства // Наука и жизнь. 1969. №  9.

35. Мокеев Г. Системные элементы планировки древней Москвы // Архитектурное наследство.1982. № 30. С. 5-12.

36. Москва. Энциклопедия. – М., 1980.

37. Москва. Энциклопедия. – М., 1997.

38. Московский архив: Историко-краеведческий альманах. Вып.1. – М., 1996.

39. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: Кремль и монастыри. Т. 1. – М., 1992.

40. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: Москва в границах Садового кольца. Т.2. – М., 1993.

41. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: Москва в границах 1917 г. Т. 3. – М., 1995.

42. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: Окраины Москвы. Т. 3.– М., 1995.

43. Памятники архитектуры Москвы: Белый город. Т. 2. – М., 1989.

44. Памятники архитектуры Москвы: Замоскворечье. Т. 3. – М., 1993.

45. Памятники архитектуры Москвы: Земляной город. Т. 3. – М., 1989.

46. Памятники архитектуры Москвы: Кремль и Китай-город. Т. 1. – М., 1982.

47. Песков О., Низковская Н., Ададурова Л. Память, высеченная в камне: Мемориальные доски Москвы.  2-е изд. – М., 1983.

48. По Кремлю: Краткий путеводитель. Любое изд.

49. По Москве. Путеводитель. Под ред. Н.А. Гейнике. – М., 1917. Репринтное издание 1991 г.

50. Православная Москва: Справочник. – М., 1993.

51. Путеводитель по Москве 1913 года под ред. И.П. Машкова. – М., 1998.

52. Рабинович М. О древней Москве. – М., 1963.

53. Рогачёв А. Окраины старой Москвы. Экскурсии для москвичей: Для учителей средней школы и организаторов внеклассной работы. – М., 1993.

54. Романюк С. Из истории московских переулков. – М., 1988.

55. Романюк С. Москва. Утраты. – М., 1992.

56. Смолицкая Г. Названия московских улиц. – М., 1996.

57. Смолицкая Г., Горбаневский М. Топонимия Москвы. – М., 1982.

58. Сытин П. Из истории московских улиц. Очерки. 3-е изд. – М., 1958.

59. Сытин П.В.  История планировки и застройки Москвы. Т. 1. – М., 1950.

60. Сытин П.В.  История планировки и застройки Москвы. Т. 2. – М., 1953.

61. Сытин П.В.  История планировки и застройки Москвы. Т. 3. – М., 1972.

62. Тихомиров М. Древняя Москва. XII-XV вв. – М., 1992.

63. Тихомиров М. Средневековая Москва. – М., 1957.

64. Тихомиров Н., Иванов В. Московский Кремль: История архитектуры. – М., 1967.

65. Улицы Москвы. Справочник. Любое изд. последних лет.

66. Фальковский Н. Москва в истории  техники. – М., 1950.

67. Федосюк Ю.А. Москва в кольце Садовых. 2-е изд. – М., 1990.

68. «Энциклопедия московских селений» – серия книг об истории территорий административных округов Москвы.

Дополнительная литература

1. Баранов Е. Московские легенды. – М., 1993.

2. Белицкий Я., Глезер Г. Москва незнакомая. – М., 1993.

3. Белоусова Т.М. Тайны подземной Москвы. – М., 1997.

4. Бурышкин П. Москва купеческая: Мемуары. – М., 1991.

5. Векслер А. Москва в Москве. 2-е изд. – М., 1982.

6. Векслер А., Мельникова А. Московские клады. 2-е изд. – М., 1988..

7. Викторов А., Звягинцев Л. Белый камень. – М., 1981.

8. Вьюрков А. Рассказы о старой Москве. 2-е изд. – М., 1958.

9. Гиляровский В. Собрание сочинений. В 3 т. – М., 1989.

10. Гольденберг Л., Постников А. Петровские геодезисты и первый печатный план Москвы. – М., 1990.

11. Думова Н. Московские меценаты. – М., 1992.

12. Звягинцев Л., Викторов А. Белый камень Подмосковья. – М., 1989.

13. Иванов Е. Меткое московское слово. – М., 1982.

14. Иностранцы о древней Москве (Москва XV-XVII вв.). – М., 1991.

15. Кокорев И. Москва сороковых годов: Очерки. – М., 1959.

16. Кондратьев И. Седая старина Москвы. – М., 1996.

17. Лихачёва Э. О семи холмах Москвы. – М., 1990.

18. Молева Н. Древняя быль новых кварталов. – М., 1982.

19. Молева Н. Земли московской давние преданья. – М., 1985.

20. Москва в творчестве А.М. Васнецова: Сборник. – М., 1986.

21. Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия. – М., 1989.

22. Московский летописец: Сборник. Вып. 1. – М., 1988.

23. Очерки московской жизни. Сост. Б.С. Земенков. – М., 1962.

24. Пирожников Л. Камни Москвы рассказывают. – М., 1992.

25. Пыляев М. Старая Москва. – М., 1995.

26. Рабинович М. Москва не сразу строилась. – М., 1982.

27. С любовью и тревогой: Сборник. – М., 1990.

28. Стеллецкий И. Мёртвые книги в московском тайнике. – М., 1993.

Учебные пособия

1. Волина В.В. Моя Москва. Прогулки по Кремлю. – СПб., 1998.

2. Гецов Г. Как читать книги, журналы и газеты. – М., 1998.

3. Горбаневский М. Москвоведение: Учебное пособие. – М., 1997.

4. Горелова Н.А. «Город чудный, город древний…». Материалы по москвоведению для младших школьников. – М., 1994.

5. Горелова Н.А., Поникарова Н.М. Столетия Москвы. Экспериментальная программа по москвоведению. – М., 1996.

6. История Москвы: Хрестоматия. В 3 т. Т. 1 (XII – первая половина XV вв.). – М., 1995; Т. 2 (вторая половина XV в. – конец XVII в.). – М., 1996; Т. 3. – М., 1997.

7. Канторович И. Из истории Москвы: Материалы к курсу отечественной истории с древнейших времён до конца XVII в. – М., 1997.

8. Мельник Н.С. Москвоведение: учебное пособие для 1 и 2 классов – М., 1997.

9. Мельник Н.С. Москвоведение: учебное пособие для 3-4 классов. – М., 1998.

10. Москвоведение. География Москвы и Московской области: Пособие для 8-9 кл. – М., 1993.

11. Москвоведение. Здравствуй, Москва!: Учебник для 2-4 класса нач. школы / Н.М. Поникарова, Н.А. Горелова, И.Н. Кузина, О.Е. Тесленко. – М., 1999.

12. Москвоведение. Наш город; Учебник для 5-7 класса общеобразовательных учреждений / А.И. Алексеев, Э.В. Ким, С.И. Козленко и  др. – М., 1999.

13. Московия. Учебное пособие для учащихся нач. кл. В 3 кн. Кн. 1. Сост. Л.Ф. Климанова и др. 2-е изд. – М., 1999.

14. Поварнин С.И. Как читать книги. – М., 1978.

15. Рогачёв А. Москва: Город-человек-природа: Учебное пособие. – М., 1993.

16. Родин О.И. Как научиться писать сочинение. – М., 1997.

17. Рюмина Т. История Москвы: Задания-схемы: Рабочая тетрадь. – М., 1996.

18. Рюмина Т. История Москвы: пособие к экзаменам. Задачник-практикум. – М., 1997.

19. Рюмина Т. История Москвы: Учебное пособие. – М., 1996.

20. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992.

21. Турусин Д. Цикл программ «Исторические улицы и местности Москвы»: разработка и реализация // «Отечество»: Альманах. Вып. 6. – М., 2000.

22. Хрестоматия по географии России. Образ страны: Русские столицы. Москва и Петербург. – М., 1993.

Электронные библиотеки и ресурсы

CD-издания

Здесь приведён только небольшой перечень мультимедийных и электронных изданий – энциклопедий, карт, электронных версий монографий и проч., которые выходили в последние годы и которые могут пригодиться в изучении Москвы.

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2003.

2. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия.

3. Большая художественная энциклопедия.

4. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка.

5. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Дискавери, 2004.

6. Словарь синонимов русского языка. Дискавери, 2003.

7. Москвоведение. Пособие для школьников и учителей. Российская столица в цифрах, фактах и лицах. Cordis&Media, 2005/

8. Гербы городов России, 2002.

9. Московский Кремль. Путеводитель, Коминфо, 1997.

10. Москва сквозь века. Вып.1 «Китай-город». Компьютерная энциклопедия. Codis, 1997.

11. Карты Российской империи. Окрестности Москвы 1878 года, листы 3 и 4. Литера Ру, историко-генеалогическая организация, 2005.

12. Московский метрополитен. Познавательная энциклопедия.

13. Найдёнов Н.А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Государственная Историческая библиотека, ЗАО КОДИС, М., 2004. Серия «Электронный запасник». Электронная копия  альбомов Н.А. Найдёнова.

14. Грабарь И.Э. История русского искусства. Электронная версия знаменитой монографии, выпущенной на CD-диске. Большой раздел посвящён архитектуре Москвы.

Интернет-ресурсы

Работа по составлению Интернет-ресурсов начата недавно, поэтому приведённые списки сайтов и информационных порталов постоянно дополняются и уточняются.

www.km.ru – энциклопедия Кирилла и Мефодия.

http://www.cih.ru/all.html – ресурс текстов по архитектуре.

http://www.mojgorod.ru/cities/index.html – города России, информация, история, справки.

http://www.hrono.ru/heraldicum/index.htm – сайт российского центра флаговедения и геральдики; гербы городов.

http://heraldry.hobby.ru/heraldry.html – гербы городов России.

http://www.hrono.ru/index.sema – Хронос и содружество литературных проектов «Русское поле». Всемирная история в Интернете. История России с древнейших времён. Персоналия.

http://www.all-names.net/  – происхождение и толкование имён.

http://www.museum.ru/museum/1812/index.html – Интернет-проект «1812 год».

http://www.in.msk.ru/rus/maps/ – старинные карты Москвы на сайте «Москва неофициальная».

http://www.in.msk.ru/rus/streets/ – занимательная московская топонимика на сайте «Москва неофициальная».

http://www.russianempire.ru/maps.php – Российская империя. Карты. В том числе старые карты Москвы и Московской губернии

http://www.russianempire.ru/history.php – Российская империя. Сайт. История России с XVIII столетия. Статьи, материалы, персоналия и пр.

http://orel.rsl.ru/nettext/moscow/moskva_na_starkartax/sod.htm – указатель карт известного исследователя картографии В.С. Кусова.

http://www.telegraph.ru/misc/moskow/ – электронная версия известной книги В.А. Никольского «Старая Москва».

http://testan.narod.ru/knigi_moskow/pereulok/mosper_oglavl.html – электронная версия путеводителя С.К. Романюка «Из истории московских переулков».  М., 1997.

http://testan.narod.ru/knigi_moskow/sela/mosslob_oglavl.html – электронная версия путеводителя С.К. Романюка «По землям московских сёл и слобод». Ч. 1 и 2. М., 1998, 1999.

http://testan.narod.ru/karty.htm – ресурс по старинным картам Москвы.

http://testan.narod.ru/book.htm – ссылки на электронные версии книг о Москве на сайте «Москва. Юго-Запад. Тёплый Стан».

http://testan.narod.ru/knigi_moskow/gilarov/gill_oglavl.html – электронная версия книги В.А. Гиляровского «Москва и москвичи».

http://testan.narod.ru/knigi_moskow/sedstar/0_01.html – электронная версия книги И.К. Кондратьева «Седая старина Москвы».

http://testan.narod.ru/knigi_moskow/moskow_proshl/index.htm – электронная версия книги Г.П. Латышевой и М.Г. Рабиновича «Москва и Московский край в прошлом». М.,  1973.

http://testan.narod.ru/article.htm — ссылки на электронные версии статей о Москве.

http://testan.narod.ru/article/gorod2.html – электронная версия знаменитой статьи архитектора Г. Мокеева «Москва – памятник древнерусского градостроительства», опубликованной в 1969 г. в журнале «Наука и жизнь».

http://testan.narod.ru/biblio.htm – каталог ссылок по Москве.

http://moscow.gramota.ru/index.shtml — «Окликни улицы Москвы»; материалы и статьи по топонимии известного московского топонимиста, автора многочисленных научных публикаций и книг М.В.Горбаневского. Также на сайте: законодательство по топонимике Москвы, антология стихотворений о Москве, топонимический словарь.

http://www.archeologia.ru/About/ — портал по всемирной археологии; большой раздел по археологии России и Москвы. Электронные публикации научных работ, в т.ч. прошлых лет.

http://www.archeologia.ru/Library/subi/grp_693d399dd#1596 — страничка портала по археологии, где можно прочитать и скачать работы ведущего московского археолога сер. XX в. М.Г. Рабиновича, в т. ч. его монографии «О древней Москве». М., 1964.

http://www.moskva.ru/history/ — Главная страница портала «Москва историческая». История Москвы, литература о Москве, Москва в фотографиях и в живописи.

http://www.moskva.ru/history/arbat/titlarbat.html — электронная версия историко-краеведческого альманаха «Арбатский архив», выпущенного в 1997 г.

http://www.moskva.ru/history/mosslov/titl_mosslov.html — электронная версия первого издания книги  Вл. Б.Муравьёва «Московские слова и словечки», М.,


[1] Выражение Н.А. Гейнике. См.: Краеведение Москвы. Научно-методические материалы в помощь краеведам. - М., 1990. - С. 34.

[2] См.: Программы Гореловой Н. Город чудный, город древний... М., 1994;  Гореловой Н., Поникаровой Н. Лики Москвы. - М., 1995; Рюминой Т., Смятских А. История Москвы – столицы России. - М., 1994.

[3] То, что экскурсионисты 1920-х гг. называли экскурсионным методом.

[4] См.: Московия. Учебное пособие для учащихся нач. кл. в 3 кн. Кн.1 / Сост. Л.Ф. Климанова и др. 2-е изд. М.: Просвещение, 1999; Мельник Н.С. Москвоведение: учебное пособие для 1 и 2 классов. М.: Информпечать, 1997; Мельник Н.С. Москвоведение: учебное пособие для 3-4 классов. М.: Информпечать, 1998; Волина В.В. Моя Москва. Прогулки по Кремлю. СПб., 1998; Горелова Н.А., Поникарова Н.М. Столетия Москвы. Экспериментальная программа по москвоведению. М.: МИРОС, 1996; Горелова Н.А. «Город чудный, город древний...»: Материалы по москвоведению для младших школьников. М.: МИРОС, 1994.

[5] См.: Анциферов Н.П. Душа Петербурга  //  Непостижимый город... Л., 1991. - С. 32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...