Особенности формирования предпосылок к учебной деятельности детей с ОВР
статья

Гунченко Светлана Викторовна

Одним из требований ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста является формирование предпосылок учебной деятельности.

Учебная деятельность – то есть сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков складывается постепенно. Его формирование протекает на протяжении всего периода обучения в дошкольном возрасте, а последующее совершенствование продолжается и в дальнейшем. В задачи обучения шестилетних детей входит лишь формирование некоторых исходных предпосылок формирования учебной деятельности. Важнейшими из них являются: высокий уровень активности, инициативы, самостоятельности в учебной работе; уважительное отношение к учителю, стремление выполнять его задания; достаточно высокий уровень производительности, то есть умение сосредотачивать внимание на поставленной задаче, умение планировать и контролировать собственные действия в соответствии с этой задачей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования предпосылок к учебной деятельности детей с ОВР

Одним из требований ФГОС к содержанию и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста является формирование предпосылок учебной деятельности.

Учебная деятельность – то есть сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков складывается постепенно. Его формирование протекает на протяжении всего периода обучения в дошкольном возрасте, а последующее совершенствование продолжается и в дальнейшем. В задачи обучения шестилетних детей входит лишь формирование некоторых исходных предпосылок формирования учебной деятельности. Важнейшими из них являются: высокий уровень активности, инициативы, самостоятельности в учебной работе; уважительное отношение к учителю, стремление выполнять его задания; достаточно высокий уровень производительности, то есть умение сосредотачивать внимание на поставленной задаче, умение планировать и контролировать собственные действия в соответствии с этой задачей.

Учебная деятельность должна увлекать детей, приносить радость, давать удовлетворение. Важно с самого раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются важными мотивами человеческой деятельности, выражают осознанную направленность личности, положительно влияют на все психические процессы и функции, активизируют способности. Испытывая интерес к какой-либо деятельности, человек не может оставаться безразличным и вялым. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил.
            Но воспитанникам с ограниченными возможностями развития необходима особая методическая и дидактическая помощь. Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту – низкую познавательную активность, которая проявляется неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления детей с нарушением интеллекта. Так же известно, что дети с ограниченными возможностями развития отличаются незрелостью и нарушением эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности, что является серьезным фактором неготовности к школьному обучению по достижении возраста 7-8 лет. Для того, чтобы начало школьного обучения детей с ограниченными возможностями развития стало стартовой точкой очередного этапа развития, чтобы этот процесс прошел безболезненно, ребенок должен быть готов к существующей системе образования. Неготовность ребенка к школе влечет за собой неуспеваемость, расстройство нервно-психической сферы и в целом неблагополучно сказывается на здоровье ребенка.

Одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к школе. Этапы по подготовке детей с ограниченными возможностями развития к обучению:

1 этап – коррекционно-развивающая работа с детьми;

2 этап – работа с родителями (психологическое просвещение родителей по подготовке ребенка к школе;

3 этап – работа с педагогами по вопросу подготовке детей к обучению в школе.

Коррекционно-развивающая работа с детьми.

В начале учебного года в сентябре месяце проводится мониторинг детей. Выявляются индивидуальные особенности детей, уровень их развития, усвоение программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания, определяется структура и степень выраженности имеющегося дефекта. Проанализировав результаты мониторинга определяем и осуществляем коррекционно-развивающую работу (индивидуальную, подгрупповую),  родителям и педагогам даются необходимые консультации и рекомендации, и находим оптимальный вариант работы для подготовки детей к школе, и формируем подгруппы детей для фронтальных занятий (в середине учебного года проводится мониторинг динамики развития с целью согласования и уточнения (при необходимости - корректировки) мер и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. Проводится оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-педагогической работы ребенком (группой детей). Определяются дальнейшие образовательные (коррекционно-образовательные) перспективы выпускников группы для детей с ограниченными возможностями развития).

Цель коррекционно-развивающих занятий: коррекция недостатков познавательной и эмоционально–личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала.

Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:

- создание условий для развития сохранных функций;

- формирование положительной мотивации к обучению;

- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

- коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

 - воспитание учения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Каждое занятие учебного плана решает, как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями развития. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и выраженности недостатков развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности познавательных процессов и учебной деятельности у детей с задержкой психического развития

В статье рассматривается проблема обучения детей с ЗПР. Рассмотрены вопросы о особенностях познавательных процессо  учебной деятельности детей с ЗПР....

Презентация на тему "Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности у детей с ОВЗ средствами ИКТ на уроках английского языка в 6-м классе по теме «Одежда».

¨Современные ИКТ представляют для обучения принципиально новые возможности. Данная¨работа предлагает различные типы интерактивных заданий и игр, позволяющие на каком-то этапе урока организовать самост...

Формирование предпосылок коммуникативных УУД у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Школа и детский сад – две последовательные ступени в системе образования. Проблема подготовки ребёнка-дошкольника к школьному обучению актуальна всегда. В настоящее время  её актуальность о...

Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ.

В педагогической науке и практике особого внимания заслуживает психолого-педагогические особенности учебной деятельности учащихся с ОВЗ, как стратегии повышения успешности учебной деятельности....

Методическая разработка "Особенности формирования и развития исполнительской деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках специальности в ДШИ"

Актуальность данной  темы методической разработки заключается в том, что педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и р...

Методическая разработка "Особенности формирования и развития исполнительской деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках специальности в ДШИ"

Актуальность данной  темы методической разработки заключается в том, что педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и р...

"Проектная деятельность - как средство формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста"

quot;Проектная деятельность - как средство формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста"презентация о проведенной работе с детьми....