Методическая разработка "Особенности формирования и развития исполнительской деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках специальности в ДШИ"
методическая разработка
Актуальность данной темы методической разработки заключается в том, что педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщать их к миру музыки и обучать искусству исполнения на инструменте. В работе подробно рассматриваются понятия, сущность и виды музыкальной деятельности. Автором рассмотрены методы и приемы работы по формированию и развитию исполнительской деятельности у детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования
«Курчатовская детская школа искусств»
Методическая разработка
Особенности формирования и развития исполнительской деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках специальности в ДШИ.
Подготовил преподаватель по классу аккордеона отделения народных инструментов Карпова Светлана Владимировна
Курчатов - 2021г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….2
1. Исполнительская деятельность – понятие и сущность. ……………………….2
2. Виды музыкальной деятельности у детей младшего школьного возраста…3
3. Методы и приёмы формирования и развития исполнительской деятельности в работе с детьми младшего школьного возраста……………………………...5
Заключение…………………………………………………………………………..7
Список литературы…………………………………………………………………8
1
Введение
Актуальность данной темы методической разработки заключается в том, что педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщать их к миру музыки и обучать искусству исполнения на инструменте.
За последние годы, возраст поступающих детей для обучения на инструментальные отделения значительно снизился. Поступление ребенка сразу в две школы (общеобразовательную и детскую школу искусств) вносит в его жизнь коренные изменения. Происходит резкий переход от игровой деятельности, характерной для детей в дошкольный период, к учебной работе, которая требует от ребенка больших психических и физических усилий. Не все дети могут сразу приспособиться к такому режиму, поэтому у многих из них наступает разочарование. Педагог должен предотвратить этот критический момент используя все необходимые методы и приемы в работе, чтобы сформировать у ребенка желание учиться в школе искусств, к успешному формированию и развитию исполнительской деятельности у детей младшего школьного возраста.
1. Исполнительская деятельность – понятие и сущность.
Исполнительство – прежде всего духовный процесс, выражение души человека, духовного мира. Исполнитель – творец музыки. Для музыканта инструмент должен стать его собственным голосом. Б.Я.Землянский. [4,с.28].
Л.Абелян считает, что исполнительство – важный путь активизации ребёнка, раскрытие творческих сторон его личности, мировоззренческой, интеллектуальной, эстетической и эмоциональной.[6, с.8]
Одна из ведущих задач детского исполнительства - сделать музыкальное искусство постоянной потребностью ребёнка, предметом его увлечения и глубокого интереса. 2
Исполнительство несёт широкую образовательную функцию, оно активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность, воспитывает память, чувства, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность. Исполнительство синтезирует в себе абстрактное и конкретное мышление, их специфическое взаимодействие. Конкретное содержание произведения развивает творческое воображение, которое способствует развитию творческого мышления, навыка импровизации.
2. Виды музыкальной деятельности у детей младшего школьного возраста.
К видам музыкальной деятельности ребёнка относятся: восприятия, исполнительство, творчество.
Ведущим в детской музыкальной деятельности является восприятие.
Д.Б.Кабалевский, подчеркивал мысль о том, что дети учатся самому главному, что должна давать детям школа: «… не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное явление, но и размышлять о нём, в данном случае не
только слушать и слышать музыку, но и размышлять о ней».[3, с.19].
Восприятие музыки как вида деятельности включает восприятие детьми музыки в связи с её последующим исполнительством.
- Исполнительская деятельность – это воспроизведение усвоенной системы действий в определённых условиях. Это ступень к овладению творческой деятельностью.
- Творческая деятельность по сравнению с исполнительской характеризуется более высоким уровнем, созданием нового, оригинального продукта, не похожего на все ранее существующее, представляющего определённую общественную ценность.
3
Исполнительство, воспитывающее в детях, сопереживание, воображение, творческое мышление, развивается под воздействием трёх факторов:
- репертуар, его художественность, направленность, содержательность;
- педагог – главный наставник, формирующий духовный облик ребёнка;
- коллектив как формирующая среда в процессе исполнительства.
Детское музыкальное исполнительство включает пение, музыкально-ритмические упражнения, игру на музыкальных инструментах.
-Пение является первым и наиболее доступным видом музыкальной и исполнительской деятельности.
В процессе пения успешно развиваются сенсорные музыкальные способности (особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений, певческий голос), формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
-Музыкально-ритмическая деятельность учит передавать музыкальные образы в движении. Благоприятное воздействие этот вид деятельности оказывает на развитие навыков ритмики, музыкальности, создания бодрого, радостного жизненного тонуса ребёнка.
-Игра на музыкальных инструментах – знакомит с тембрами, высотой звуков, звукоизвлечением.
-Сочинительство (песенное, музыкально-игровое), импровизация на музыкальных инструментах.
-Музыкально-образовательная деятельность, в процессе которой дети овладевают музыкальной грамотой.
4
3. Методы и приёмы формирования и развития исполнительской деятельности в работе с детьми младшего школьного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что средствами педагогического воздействия, которые способствуют формированию интереса детей к музыкальной исполнительской деятельности являются: применение игровых приёмов, кратких образных рассказов о музыке, наглядных пособий, яркое исполнение произведений, а также артистизм, умение заразить детей собственной увлечённостью музыкой, профессионализм, умение увлечь образным словом.
Основными взаимосвязанными методами в музыкальном воспитании и обучении являются: наглядный, словесный, метод практической деятельности.
Наглядный метод позволяет в конкретных красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах, о действиях людей, животных. Он используется, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке или проиллюстрировать незнакомые явления или образы.
Наглядный метод включает следующие компоненты:
1. Слуховую наглядность – непосредственное слушание музыки.
2. Тактильную наглядность – непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания.
3. Зрительную наглядность – показ певческих приёмов, движений, показ картин, игрушек, и т.д., относящихся к данному музыкальному произведению.
Словесный метод – обращён к сознанию ребёнка, способствует осмысленности, содержательности его деятельности. Словесный метод имеет большое значение в развитии восприятия. С помощью яркого исполнения и умело
5
проведенной беседы педагог может привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, обогатить их внутренний мир. Словесные методы включают в себя: объяснение, пояснение, указания, поэтическое слово, беседа, вопросы, замечания.
Метод практической деятельности – конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде систематических упражнений.
О.П.Радынова отметила [8,с.50], что чтобы воспитание и обучение носило творческий развивающий характер каждый из методов – наглядный, словесный и практический – должен применяться с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление, упражнения, создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).
Процесс формирования навыков и умений в развитии исполнительской деятельности требует вариативности приёмов, сочетания различных методов.
Необходимо объединение различных видов искусства в методах музыкального воспитания.
Чаще всего используется чтение стихотворений или показ репродукций картин, иллюстраций близких по настроению исполняемой музыки. Иногда детям можно предложить для домашнего задания выполнить рисунок, передающий характер музыки. Главное - чтобы они не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру музыки, поняли, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение. Необходимо развивать представления детей о выразительности цвета, обсуждать вместе с ними, какие рисунки наиболее соответствуют характеру музыки и почему.
6
Необходимо знакомить детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, дифференциация их по жанрам, видам. Посредством слушания музыки
формировать у детей музыкальную восприимчивость, способности эмоционально откликнуться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам, развивать способности запомнить музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности, постепенное формирование представлений о музыке, воспитание оценочного отношения к музыке и её исполнению, что в свою очередь является первоначальным проявлением музыкального вкуса.
Заключение
Таким образом, необходимо отметить, что поступление в школу искусств на инструментальные отделения детей, которые только что были воспитанниками детских садов, требует от педагога инструментального класса максимально использовать возможности индивидуального обучения, учитывать возрастные особенности детей. Деятельность преподавателя никогда не должна превращаться в механическое выполнение каких-либо – даже самых замысловатых — методических указаний, а постоянно должна быть творческим процессом. Преподаватель должен обладать большим запасом методических средств, из которых в зависимости от обстоятельств сможет легко выбрать то или иное. Заложенные на начальном этапе обучения основы и навыки музыкального исполнительства во многом определят успех дальнейшего музыкального развития и образования учащихся.
Работа в данном направлении, несомненно, окажет положительное влияние на формирование и развитие исполнительской деятельности детей младшего школьного возраста.
7
Список литературы.
1. Актуальные вопросы формирования интереса к обучению. /Под ред. Щукиной Г.И. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.
2. Бажилин Р.Н. Школа игры на аккордеоне: Учебно – методическое пособие. – М.: Издатель В. Катанский, 1999. – 208с.
3. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1983. – 256 с.
4. Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике. – М.: Музыка, 1987. – 140с.
5. Каргаполов В.Е. Дополнительное образование: от теории к практике. //Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 2. – 64с. – С.3-6.
6. Музыкальное воспитание в школе. Составитель О.А. Апраксина. – М.: Музыка, 1985. – 92 с.
7. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Попул. пособие для родителей и педагогов. – Ярославль.: Академия развития, 1997. – 240 с.
8. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сад. /О.П.Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палаваношивили. Под ред. О.П.Радыновой. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 222.[1]с. ил. 22см.
9. Соколова Н.А. Методологические основы педагогики дополнительного образования детей. //Дополнительное образование. – 2003. - № 1. – 65с.– С.25-27.
8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной деятельности в младшем школьном возрасте
Обзор работ ведущих педгагов по развитию познавательной деятельности младших школьников...
"Развитие креативности у детей младшего школьного возраста на уроках специального фортепиано"
методическая разработка: из опыта работы...
Научно-методическая статья:"Методика развития силы у детей среднего школьного возраста"
Особенности развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста. силовые способности. Факторы, определяющие уровень развития силовых способностей. Методика развития силовых способностей....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
Данная работа - описание опыта многолетней работы. Её содержание может помочь тем, кто уделяет внимание развитию творческих способностей младшеклассников как на уроке, так и во внеурочное время....
Программа групповых занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Гл...
Методические рекомендации по развитию внимания у детей младшего школьного возраста на уроках хореографии
Рассмотрены некоторые аспекты работы с обучающимися младшего школьного возраста на уроках хореографии....
Методическая разработка "Особенности формирования и развития исполнительской деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках специальности в ДШИ"
Актуальность данной темы методической разработки заключается в том, что педагог инструментального класса – основной воспитатель учащихся. Именно он в первую очередь призван формировать и р...