ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ «СКОРОЧТЕНИЕ 2-4 КЛАССЫ» https://padlet.com/smeko2014/2-4-8jw6brv1eejc7mxx
материал
Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации удваивается каждые два года. И очень важно уметь грамотно с ней работать, «процеживать», «пропускать» огромные ее объемы через себя, вычленять нужное и отбрасывать «мусор». Поэтому чем раньше овладеешь этим навыком — тем лучше. У ученика ежедневно в расписании большое количество уроков, не считая кружков и секций. К тому же каждый учитель считает свой урок самым важным и нужным, а выходные — тем временем, когда ученика не только можно, но и нужно нагрузить по максимуму. В таких условиях навык быстрого, рационального чтения с пониманием и последующим запоминанием текстов существенно сэкономит время и превратит двоечника в отличника, а инфантильного, ничем не интересующегося ученика — в лидера. Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что современные дети почти не читают. Это очень больной вопрос, требующий подробного изучения, но одно можно сказать точно: практически все учащиеся, обученные скорочтению, начинают любить книги. Главное при обучении учащихся скорочтению - это помочь ученику стать более эффективным в результате освоения навыка скорочтения. Обязательно нужно учитывать, что каждый ученик индивидуален, поэтому необходимо корректировать его обучение.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся отмечается низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов – это, в большинстве случаев, затрудняет учащимся понимание прочитанного.
Стандартно выделяют 5 основных причин медленного чтения:
- артикуляция (движения губ, языка, у кого-то челюсти, других органов, которые участвуют в процессе чтения);
- регрессии (возвратное движение глаз при чтении);
- «мало вижу - медленно читаю» (малое пятно ясного видения).
- слабое внимание
- отсутствие плана при чтении
Немаловажное умение для ученика - это умение постигать информацию эффективно, с высоким уровнем освоения содержательных глубин текста. Это умение становится особенно востребованным в среднем школьном звене, когда материал по изучаемым учебным дисциплинам становится объемным. Именно поэтому внедрение технологий обучения скорочтению в школе первой ступени становится оправданным. Владея навыками скорочтения, будущий старшеклассник сможет безболезненно ориентироваться в резко увеличившемся объеме учебной информации, а это одно из условий успешной адаптации обучающихся при переходе на новую ступень образования.
Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность ученика. Поэтому навык скоростного чтения должен быть сформирован еще в начальной школе.
Новизна представленной программы заключается в том, что ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по быстрому чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также развить свою речь. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария. Более того, сам механизм чтения и восприятия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и успешнее плыть в море современной печатной продукции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skorochtenie_.docx | 399.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодежной политики
администрации Октябрьского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества «Новое поколение»
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МБОУ ДО
от «23» мая 2022г. «ДДТ «Новое поколение»
Протокол № 4 ________/О.А.Осович/
«23» мая 2022г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)
ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ
«СКОРОЧТЕНИЕ 2-4 КЛАССЫ»
Автор - разработчик: педагог
дополнительного образования
первая квалификационная категория
Кокорина Дарья Сергеевна
Возраст детей 7-10 лет
Срок реализации 9 месяцев
пгт Приобье
Октябрьский район
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
2022 г
Содержание
I | Пояснительная записка ………………………….………………………… | 4 |
1.1. | Ожидаемые результаты………………………………………………….. | 4 |
1.2. | Система отслеживания и оценивания результатов……………………. | 5 |
II | Учебно-тематический план……………………………………….……….. | 6 |
III | Календарный учебный график ………………………………………….… | 7 |
IV | Учебный план ………...………………………………………………….… | 21 |
V | Содержание программы……...………………………………………….… | 21 |
VI | Организационно – педагогические условия реализации программы ….. | 26 |
6.1. | Методическое обеспечение …………………………………..…………… | 26 |
6.2. | Информационноеобеспечение ……………………………….…………… | 26 |
6.3. | Материально-техническое обеспечение ….…………………………… | 26 |
6.4. | Кадровое обеспечение ……………………………………………...……… | 26 |
VII | Воспитательная деятельность …………..………………………………… | 27 |
VIII | Система работы с родителями …………………………….……………… | 27 |
IХ | Список литературы…...……………………………………….…………… | 27 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для детей «Скорочтение 2-4 классы» |
Направленность | Социально-педагогическая |
Составитель программы | Кокорина Дарья Сергеевна, педагог дополнительного образования |
Классификация | Модифицированная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности. |
Учредитель | Управление образования и молодежной политики администрации Октябрьского района |
Название учреждения | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества «Новое поколение» |
Адрес учреждения | ХМАО-Югра Октябрьский район пгт. Приобье, ул. Строителей 28А, блок 2 тел./факс 8(34678)33-5-04 |
Целевая группа | Возраст обучающихся: 7-10 лет Наполняемость группы: 20 человек; |
Цель программы | Освоение техники скорочтения и формирование навыков эффективной обработки информации. |
Задачи программы | - освоение приёмов и техник скорочтения; - развитие памяти и внимания; - улучшение понимания прочитанной информации; - развитие навыков логического мышления; - развитие речи. |
Ожидаемые результаты | - научатся максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение; - применять новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности; - сокращать время выполнения домашней работы минимум в 2 раза; - увеличивать скорость и качество запоминания текстов; - научатся быстро запоминать даты, правила, определения, словарные слова; - научатся мыслить быстрее. |
Кадровое обеспечение программы | Педагог дополнительного образования |
Сроки реализации | 9 месяцев |
Режим занятий | 1 занятие в неделю Продолжительность учебного часа 45 мин. |
I Пояснительная записка
Основное предназначение дополнительного образования - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение необходимых условий для личностного развития и профессионального самоопределения. Поэтому учреждения дополнительного образования обеспечивают, как правило, выбор технологий с учетом не только требований социума, но и индивидуальных психологических, личностных свойств воспитанника. Образовательно-развивающая среда, личность педагогов, комфортная обстановка в коллективах способствуют полному достижению тех способностей, которые нужны ей и обществу. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа: Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172- 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Значение скоростного чтения для успешного освоения учебного материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового чтения на основе скорочтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через смысловое чтение формируются УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка.
Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации удваивается каждые два года. И очень важно уметь грамотно с ней работать, «процеживать», «пропускать» огромные ее объемы через себя, вычленять нужное и отбрасывать «мусор». Поэтому чем раньше овладеешь этим навыком — тем лучше. У ученика ежедневно в расписании большое количество уроков, не считая кружков и секций. К тому же каждый учитель считает свой урок самым важным и нужным, а выходные — тем временем, когда ученика не только можно, но и нужно нагрузить по максимуму. В таких условиях навык быстрого, рационального чтения с пониманием и последующим запоминанием текстов существенно сэкономит время и превратит двоечника в отличника, а инфантильного, ничем не интересующегося ученика — в лидера. Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать тот факт, что современные дети почти не читают. Это очень больной вопрос, требующий подробного изучения, но одно можно сказать точно: практически все учащиеся, обученные скорочтению, начинают любить книги. Главное при обучении учащихся скорочтению - это помочь ученику стать более эффективным в результате освоения навыка скорочтения. Обязательно нужно учитывать, что каждый ученик индивидуален, поэтому необходимо корректировать его обучение.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся отмечается низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов – это, в большинстве случаев, затрудняет учащимся понимание прочитанного.
Стандартно выделяют 5 основных причин медленного чтения:
- артикуляция (движения губ, языка, у кого-то челюсти, других органов, которые участвуют в процессе чтения);
- регрессии (возвратное движение глаз при чтении);
- «мало вижу - медленно читаю» (малое пятно ясного видения).
- слабое внимание
- отсутствие плана при чтении
Немаловажное умение для ученика - это умение постигать информацию эффективно, с высоким уровнем освоения содержательных глубин текста. Это умение становится особенно востребованным в среднем школьном звене, когда материал по изучаемым учебным дисциплинам становится объемным. Именно поэтому внедрение технологий обучения скорочтению в школе первой ступени становится оправданным. Владея навыками скорочтения, будущий старшеклассник сможет безболезненно ориентироваться в резко увеличившемся объеме учебной информации, а это одно из условий успешной адаптации обучающихся при переходе на новую ступень образования.
Скорочтение — это не просто умение быстро осваивать большие текстовые объёмы информации. От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность ученика. Поэтому навык скоростного чтения должен быть сформирован еще в начальной школе.
Новизна представленной программы заключается в том, что ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по быстрому чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также развить свою речь. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария. Более того, сам механизм чтения и восприятия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и успешнее плыть в море современной печатной продукции.
Цель: Освоение техники скорочтения и формирование навыков эффективной обработки информации.
Задачи:
- освоение приёмов и техник скорочтения;
- развитие памяти и внимания;
- улучшение понимания прочитанной информации;
- развитие навыков логического мышления;
- развитие речи.
Объем учебной нагрузки предполагает 1 занятие в неделю–по 45 минут, за учебный год –34 часа;
Наполняемость группы 20;
Форма обучения –заочная.
- Ожидаемые результаты
Обучающиеся научатся:
- научатся максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;
- применять новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности;
- сокращать время выполнения домашней работы минимум в 2 раза;
- увеличивать скорость и качество запоминания текстов;
- научатся быстро запоминать даты, правила, определения, словарные слова;
- научатся мыслить быстрее.
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
1.2. Система отслеживания и оценивания результатов
До старта занятий по скоростному чтению педагогу важно понимать уровень чтения, который имеют его учащиеся на начальном этапе. Специалисты, разрабатывающие методики скоростного чтения, предлагают воспользоваться формулой, которая быстро поможет определить этот уровень. Показатель определяет скорость чтения с учетом понимания прочитанного материала.
Вычислить скорость чтения можно по следующей формуле:
V=Q/TxK
Где:
V-скорость чтения (количество знаков в минуту);
Q-число знаков в тексте;
Т-время, затраченное на чтение текста;
K-коэффициент понимания прочитанного.
Этапы педагогического контроля
№ п/п | Срок проведения | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма подведения итогов |
Входной контроль | |||
1. | сентябрь | Чтение текста на время, ответы на вопросы по тексту. | Вводный тест |
Итоговый контроль | |||
2. | Май | Чтение текста на время, ответы на вопросы по тексту. | Итоговый тест |
II УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2класс
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | В том числе | |
Теоре- тических | Прак-тических | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата. | 5 | 5 | |
3 | Упражнения на развитие и активизацию левого и правого полушария головного мозга. | 6 | 6 | |
4 | Упражнения на развитие памяти и внимания. | 6 | 6 | |
5 | Упражнение на развитие зрительного пятна. | 6 | 6 | |
6 | Упражнения на развитие образного мышления. | 6 | 6 | |
7 | Работа с текстом. | 4 | 4 | |
Итого: 34 |
3 класс
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | В том числе | |
Теоре- тических | Прак-тических | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата. | 5 | 5 | |
3 | Упражнения на развитие и активизацию левого и правого полушария головного мозга. | 5 | 5 | |
4 | Упражнения на развитие памяти и внимания. | 5 | 5 | |
5 | Упражнение на развитие зрительного пятна. | 5 | 5 | |
6 | Упражнения на развитие образного мышления. | 5 | 5 | |
7 | Работа с текстом. | 8 | 8 | |
Итого: 34 |
4 класс
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | В том числе | |
Теоре- тических | Прак-тических | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата. | 4 | 4 | |
3 | Упражнения на развитие и активизацию левого и правого полушария головного мозга. | 5 | 5 | |
4 | Упражнения на развитие памяти и внимания. | 5 | 5 | |
5 | Упражнение на развитие зрительного пятна. | 4 | 4 | |
6 | Упражнения на развитие образного мышления. | 5 | 5 | |
7 | Работа с текстом. | 10 | 10 | |
Итого: 34 |
III КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2 класс
№п/п | месяц | число | время проведения занятия | форма занятия | кол-во часов | тема занятия | место проведения | форма контроля |
сентябрь | 02 | 15.00-15.45 | теория | 1 | Вводное занятие. Техника безопасности. План работы. Замер стартовой скорости чтения. Определение понимания прочитанного. | Каб.№21 | зачет | |
сентябрь | 09 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» | Каб.№21 | зачет | |
сентябрь | 16 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с простейшими слогами «таблицы Шульте» «Анаграммы» «Матрица Ровена» | Каб.№21 | зачет | |
сентябрь | 23 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с малым текстом. Ответы на вопросы. «Эрудит» | Каб.№21 | зачет | |
сентябрь | 30 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» | Каб.№21 | зачет | |
октябрь | 07 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Клиновидные таблицы» «Каллиграммы» | Каб.№21 | зачет | |
октябрь | 14 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Корректурная проба» «Таблицы Шульте» | Каб.№21 | зачет | |
октябрь | 21 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Закрепление пройденного | Каб.№21 | зачет | |
октябрь | 28 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» | Каб.№21 | зачет | |
ноябрь | 11 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с малым текстом. Ответы на вопросы. «Эрудит» | Каб.№21 | зачет | |
ноябрь | 18 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с простейшими слогами «таблицы Шульте» «Анаграммы» «Матрица Ровена» | Каб.№21 | зачет | |
ноябрь | 25 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» | Каб.№21 | зачет | |
декабрь | 02 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Клиновидные таблицы» «Каллиграммы» | Каб.№21 | зачет | |
декабрь | 09 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с малым текстом. Ответы на вопросы. «Эрудит» | Каб.№21 | зачет | |
декабрь | 16 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с простейшими слогами «таблицы Шульте» «Анаграммы» «Матрица Ровена» | Каб.№21 | зачет | |
декабрь | 23 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Клиновидные таблицы» «Каллиграммы» | Каб.№21 | зачет | |
январь | 13 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» | Каб.№21 | зачет | |
январь | 20 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Клиновидные таблицы» «Каллиграммы» | Каб.№21 | зачет | |
январь | 27 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с разными слогами | Каб.№21 | зачет | |
февраль | 03 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с малым текстом. Ответы на вопросы. «Эрудит» | Каб.№21 | зачет | |
февраль | 10 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» | Каб.№21 | зачет | |
февраль | 17 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с простейшими слогами «таблицы Шульте» «Анаграммы» «Матрица Ровена» | Каб.№21 | зачет | |
февраль | 24 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с малым текстом. Ответы на вопросы. «Эрудит» | Каб.№21 | зачет | |
март | 03 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Клиновидные таблицы» «Каллиграммы» | Каб.№21 | зачет | |
март | 10 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» | Каб.№21 | зачет | |
март | 17 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с малым текстом. Ответы на вопросы. «Эрудит» | Каб.№21 | зачет | |
март | 24 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с простейшими слогами «таблицы Шульте» «Анаграммы» «Матрица Ровена» | Каб.№21 | зачет | |
апрель | 07 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Клиновидные таблицы» «Каллиграммы» | Каб.№21 | зачет | |
апрель | 14 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с малым текстом. Ответы на вопросы. «Эрудит» | Каб.№21 | зачет | |
апрель | 21 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» | Каб.№21 | зачет | |
апрель | 28 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с простейшими слогами «таблицы Шульте» «Анаграммы» «Матрица Ровена» | Каб.№21 | зачет | |
май | 05 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Клиновидные таблицы» «Каллиграммы» | Каб.№21 | зачет | |
май | 12 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с малым текстом. Ответы на вопросы. «Эрудит» | Каб.№21 | зачет | |
май | 19 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Итоговый тест на чтение. | Каб.№21 | зачет |
3 класс
№п/п | месяц | число | время проведения занятия | форма занятия | кол-во часов | тема занятия | место проведения | форма контроля |
сентябрь | 02 | 15.00-15.45 | теория | 1 | Вводное занятие. Техника безопасности. План работы. Замер стартовой скорости чтения. Определение понимания прочитанного. | Каб.№21 | зачет | |
сентябрь | 09 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» | Каб.№21 | зачет | |
сентябрь | 16 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «таблицы Шульте» «Анаграммы» «Матрица Ровена» Текст с пропущенными буквами. | Каб.№21 | зачет | |
сентябрь | 23 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с текстом. Ответы на вопросы. «Эрудит» | Каб.№21 | зачет | |
сентябрь | 30 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» Текст с перепутанными буквами. | Каб.№21 | зачет | |
октябрь | 07 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Клиновидные таблицы» «Каллиграммы» | Каб.№21 | зачет | |
октябрь | 14 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Корректурная проба» «Таблицы Шульте» | Каб.№21 | зачет | |
октябрь | 21 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Закрепление пройденного | Каб.№21 | зачет | |
октябрь | 28 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» | Каб.№21 | зачет | |
ноябрь | 11 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с текстом. Ответы на вопросы. «Эрудит» | Каб.№21 | зачет | |
ноябрь | 18 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «таблицы Шульте» «Анаграммы» «Матрица Ровена» Текст по шаблону. | Каб.№21 | зачет | |
ноябрь | 25 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» Текст с цифрами вместо букв. | Каб.№21 | зачет | |
декабрь | 02 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Клиновидные таблицы» «Каллиграммы» | Каб.№21 | зачет | |
декабрь | 09 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с текстом. Ответы на вопросы. «Эрудит» | Каб.№21 | зачет | |
декабрь | 16 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «таблицы Шульте» «Анаграммы» «Матрица Ровена» Текст по шаблону. | Каб.№21 | зачет | |
декабрь | 23 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Клиновидные таблицы» «Каллиграммы» | Каб.№21 | зачет | |
январь | 13 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» | Каб.№21 | зачет | |
январь | 20 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Клиновидные таблицы» «Каллиграммы» | Каб.№21 | зачет | |
январь | 27 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Чтение по шаблону. | Каб.№21 | зачет | |
февраль | 03 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с текстом. Ответы на вопросы. «Эрудит» Текст с пропущенными словами | Каб.№21 | зачет | |
февраль | 10 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» | Каб.№21 | зачет | |
февраль | 17 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «таблицы Шульте» «Анаграммы» «Матрица Ровена» | Каб.№21 | зачет | |
февраль | 24 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с текстом. Ответы на вопросы. «Эрудит» Текст с пропущенными буквами. | Каб.№21 | зачет | |
март | 03 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Клиновидные таблицы» «Каллиграммы» | Каб.№21 | зачет | |
март | 10 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» | Каб.№21 | зачет | |
март | 17 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа текстом. Ответы на вопросы. «Эрудит» Текст с усеченными словами. | Каб.№21 | зачет | |
март | 24 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «таблицы Шульте» «Анаграммы» «Матрица Ровена» | Каб.№21 | зачет | |
апрель | 07 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Клиновидные таблицы» «Каллиграммы» Текст со смещенным центром. | Каб.№21 | зачет | |
апрель | 14 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с текстом. Ответы на вопросы. «Эрудит» Текст с цифрами вместо букв. | Каб.№21 | зачет | |
апрель | 21 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» Текст по шаблону. | Каб.№21 | зачет | |
апрель | 28 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «таблицы Шульте» «Анаграммы» «Матрица Ровена» Перевернутые тексты. | Каб.№21 | зачет | |
май | 05 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Клиновидные таблицы» «Каллиграммы» | Каб.№21 | зачет | |
май | 12 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа текстом. Ответы на вопросы. Текст по шаблону. «Эрудит» | Каб.№21 | зачет | |
май | 19 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Итоговый тест на чтение. | Каб.№21 | зачет |
4 класс
№п/п | месяц | число | время проведения занятия | форма занятия | кол-во часов | тема занятия | место проведения | форма контроля |
сентябрь | 02 | 15.00-15.45 | теория | 1 | Вводное занятие. Техника безопасности. План работы. Замер стартовой скорости чтения. Определение понимания прочитанного. | Каб.№21 | зачет | |
сентябрь | 09 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» Текст по шаблону. | Каб.№21 | зачет | |
сентябрь | 16 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «таблицы Шульте» «Анаграммы» «Матрица Ровена» Текст с пропущенными буквами. | Каб.№21 | зачет | |
сентябрь | 23 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с текстом. Ответы на вопросы. «Эрудит» | Каб.№21 | зачет | |
сентябрь | 30 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» Текст с перепутанными буквами. | Каб.№21 | зачет | |
октябрь | 07 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Клиновидные таблицы» «Каллиграммы» | Каб.№21 | зачет | |
октябрь | 14 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Корректурная проба» «Таблицы Шульте» Текст по шаблону. | Каб.№21 | зачет | |
октябрь | 21 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Закрепление пройденного Текст по шаблону. | Каб.№21 | зачет | |
октябрь | 28 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» Текст по шаблону. | Каб.№21 | зачет | |
ноябрь | 11 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с текстом. Ответы на вопросы. «Эрудит» | Каб.№21 | зачет | |
ноябрь | 18 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «таблицы Шульте» «Анаграммы» «Матрица Ровена» Текст по шаблону. | Каб.№21 | зачет | |
ноябрь | 25 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» Текст с цифрами вместо букв. | Каб.№21 | зачет | |
декабрь | 02 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Клиновидные таблицы» «Каллиграммы» Текст по шаблону. | Каб.№21 | зачет | |
декабрь | 09 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с текстом. Ответы на вопросы. «Эрудит» | Каб.№21 | зачет | |
декабрь | 16 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «таблицы Шульте» «Анаграммы» «Матрица Ровена» Текст по шаблону. | Каб.№21 | зачет | |
декабрь | 23 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Клиновидные таблицы» «Каллиграммы» | Каб.№21 | зачет | |
январь | 13 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» Текст по шаблону. | Каб.№21 | зачет | |
январь | 20 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Клиновидные таблицы» «Каллиграммы» Текст по шаблону. | Каб.№21 | зачет | |
январь | 27 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Чтение по шаблону. | Каб.№21 | зачет | |
февраль | 03 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с текстом. Ответы на вопросы. «Эрудит» Текст с пропущенными словами | Каб.№21 | зачет | |
февраль | 10 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» Текст по шаблону. «Лабиринт» | Каб.№21 | зачет | |
февраль | 17 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «таблицы Шульте» «Анаграммы» «Матрица Ровена» Текст по шаблону. | Каб.№21 | зачет | |
февраль | 24 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с текстом. Ответы на вопросы. «Эрудит» Текст с пропущенными буквами. | Каб.№21 | зачет | |
март | 03 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Клиновидные таблицы» «Каллиграммы» Текст по шаблону. | Каб.№21 | зачет | |
март | 10 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» Текст по шаблону. | Каб.№21 | зачет | |
март | 17 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа текстом. Ответы на вопросы. «Эрудит» Текст с усеченными словами. | Каб.№21 | зачет | |
март | 24 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «таблицы Шульте» «Анаграммы» «Матрица Ровена» Текст по шаблону. | Каб.№21 | зачет | |
апрель | 07 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Клиновидные таблицы» «Каллиграммы» Текст со смещенным центром. | Каб.№21 | зачет | |
апрель | 14 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа с малым текстом. Ответы на вопросы. «Эрудит» Текст с цифрами вместо букв. Текст по шаблону. | Каб.№21 | зачет | |
апрель | 21 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Скороговорки. «Алфавит» «Струп-тест» «Лабиринт» Текст по шаблону. | Каб.№21 | зачет | |
апрель | 28 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «таблицы Шульте» «Анаграммы» «Матрица Ровена» Перевернутые тексты. | Каб.№21 | зачет | |
май | 05 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. «Клиновидные таблицы» «Каллиграммы» Текст по шаблону. | Каб.№21 | зачет | |
май | 12 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Работа текстом. Ответы на вопросы. Текст по шаблону. «Эрудит» | Каб.№21 | зачет | |
май | 19 | 15.00-15.45 | практика | 1 | Кинезиологические упражнения. Итоговый тест на чтение. | Каб.№21 | зачет |
Содержание | Возрастные группы |
младшая школьная группа от 7 до 10лет | |
Учебный период | |
Календарная продолжительность учебного периода, в том числе | 01 сентября 2022 – 31 мая 2023 34 недели |
1 полугодие | 01.09. 2022г. - 26.12.2022 г. 15 недель |
2 полугодие | 09.01. 2023г. – 31.05.2023 г. 21 неделя |
Объем недельной образовательной нагрузки, в час, в том числе: | 1 учебный час |
В 1 половину дня | 1 учебный час |
Во 2 половину дня | - |
Сроки проведения мониторинга реализации ДОП | 15 сентября – 25 сентября, 1 октября – 15 октября, 25 мая – 31 мая |
Организация социально - досуговой деятельности в каникулярный период | 29.10.2022г.- 06.11.22г. 26.12.2022г.-08.01.2023г. 27.03.2023г.-02.04.2023г. |
Летний период | |
Календарная продолжительность летнего периода | 01 июня 2023 – 31 августа 2023 |
13 недель | |
Объем недельной образовательной нагрузки, в час, в том числе: | - |
В 1-ю половину дня | - |
Во 2-ю половину дня | - |
Праздничные дни | 3,4 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1,9 мая |
IV УЧЕБНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Вид деятельности | Возрастная категория | № группы | Объем образовательной нагрузки | |
Социально-педагогическая | недельная | годовая | ||
7-8лет | 1 группа | 1 | 34 | |
8-9лет | 2 группа | 1 | 34 | |
9-10лет | 3 группа | 1 | 34 | |
Итого | 3 | 102 |
V СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Структура занятия.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Каждое занятие включает в себя упражнения разной направленности:
1. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)
Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).
Работа со скороговорками и чистоговорками
Во время проговаривания всех скороговорок и чистоговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять
скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на
пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев
левой и правой руки.
Скороговорки и чистоговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения
Виды упражнений со слоговыми таблицами:
- «Я читаю слоги» - чтение слогов, слов - строчками и столбцами. Упражнение выполняется на время: 1 раз ребёнок читает 1 минуту – делается отметка, затем читает этот же отрывок – 45 секунд со звуковыми сигналами через каждые 15 секунд (хлопки). Упражнение называется «Чтение на 3 хлопка». Читающий должен успеть прочитать этот же объём.
- Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал учитель.
- «Подскажи конец словечка». Учитель произносит слово, не договаривая последний слог.
«Марсианские» стихотворения.
Эффективный вид работы при обучении чтению. Внимание детей сосредоточено лишь на технической стороне процесса чтения, они не смогут запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать многократным. Отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата.
Можно предложить дополнительный вид работы, придумать, о чём же говорят нам «марсиане» в этом стихотворении. Если о радостном, то и прочитать следует радостно. Если о грустном, то прочитать следует грустно.
2. Упражнение на развитие и активизацию левого и правого полушария головного мозга. Это упражнения на одновременную работу обоих полушарий мозга. То есть если левое полушарие — это последовательность, логика и структура, то правое полушарие — это интуиция, воображение, образы и т. д.
Есть один медицинский факт: за левую часть тела отвечает правое полушарие мозга, а за правую часть, соответственно, левое полушарие. И все мы знаем, что непереученные левши — личности более творческие. Еще один практический вывод заключается в том, что, заставляя синхронно работать оба полушария мозга, можно получать состояние сверхобучаемости, в котором процесс обучения проходит намного легче и намного эффективнее. Поэтому в программу внедрено большое количество упражнений на одновременную работу обоих полушарий мозга.
- Рисование обеими руками. Ученику необходимо нарисовать рисунок двумя руками. Очень важно не давить на него. Ученик показывает хороший результат, если у него получается на 30-40-50 %. Это тот уровень, на котором нужно поддерживать достигнутый результат.
- «Кулак-ладонь». Поставьте руки перед собой: левая сжата в кулак, ладонь правой смотрит вниз и расположена на уровне противоположного запястья. Теперь одновременно меняем их положение и наоборот. Делаем такую смену 8-10 раз.
- «Ухо-нос». Пальцами правой руки возьмитесь за кончик носа, а левой — за правое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и теперь возьмитесь левой рукой за нос, правой — за ухо. Меняем попеременно несколько раз.
- «Капитан». Одну руку ставим «козырьком» около лба. Пальцы на другой сложите в знак «класс». Как и в предыдущих упражнениях надо одновременно менять положение рук. Можно делать смену через хлопок.
- «Победитель». Пальцы на правой руке показывают знак «мир», на левой — «Ок». Задача-синхронно менять положение пальцев.
- «Восьмерки». Руки прямые, вытянуты параллельно полу. Одновременно рисуйте ими встречные горизонтальные восьмерки (знак бесконечность «∞»). Повторить 10– 15 раз. Теперь однонаправленные восьмерки (в одном направлении) — 10 – 15 раз. Сначала в левую сторону, потом в правую. После это правая рука продолжает рисовать восьмерку горизонтально — «∞», а левая вертикально — «8». Повторить 10 – 15 раз и поменять: левая — «∞», правая — «8».
- "Змейка" Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе.
- «Колечко»Поочередно и быстро надо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
- Кулак-ребро-ладонь.Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)
- «Алфавит» также синхронизирует оба полушария мозга. Выполнять его необходимо следующим образом: ученик произносит громко верхнюю букву в паре и поднимает, соответственно, правую руку, если снизу буква П, и левую руку, если снизу буква JI. Если же это буква О, то одновременно обе руки.
В более сложной интерпретации необходимо поднимать еще и соответствующую ногу.
Упражнение «Устный счет». Необходимо быстро считать в уме и громко произносить ответы. Начинаете решать примеры с любого места. Время решения — 1 минута.
3. Упражнения на развитие памяти и внимания. Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его легче на наглядном материале.
- Упражнение «Корректурная проба».На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут Ч (А)».
Используются для развития зрительных представлений, памяти, способности к воспроизведению определенной программы действий, мелкой моторики и внимания.
- Струп-тест — это последовательность слов, описывающих цвета. Например, слова зеленый, красный, синий, фиолетовый и т. д. записаны разными цветами, при этом цвет слова не соответствует цвету, этим словом обозначаемому. То есть слово зеленый желтого цвета, слово красный — зеленого. Ученику нужно внимательно читать про себя и называть не слово, которое написано, а цвет, которым это слово написано.
- Лабиринты. Здесь никаких особенностей нет, однако очень важно, чтобы ученик не помогал себе пальцем или указкой. Он должен лишь при помощи глаз искать выход из лабиринта, либо соответствие какой-нибудь букве или цифре, в зависимости от того, каково задание. Лабиринты также очень сильно тренируют внимание, заставляют ребенка напрягать его по максимуму. Делаем лабиринты как в прямом, так и в обратном порядке. Лабиринты будут повторяться, и это позволит развить и зрительную память.
- «Большие и малые числа». Оно никогда не надоедает, можно одной и той же картинкой пользоваться бесконечное количество раз, работая то в прямом, то в обратном порядке. Необходимо найти цифры от 1 до 99
В чем особенность этого упражнения? Все числа написаны разным шрифтом, они разного размера, и мозгу ученика приходится очень быстро перестраиваться, чтобы выполнить данное упражнение. Вообще, мозг довольно быстро адаптируется. Тренируется он для быстрого переключения. Ученик понимает, что характеристики шрифта — ширина, высота, начертание, угол наклона — меняются и единственным критерием для правильного ответа является форма написания (один пишется так-то, два — так-то).
Упражнение «Разноцветные числа». Одна из вариаций «Больших и малых чисел», но проще. Здесь необходимо искать числа по порядку, чередуя цвет: 1 белое (серое), 1 черное, 2 белое (серое), 2 черное и т.д
4. Упражнения на развитие зрительного пятна. Малый угол зрения – одна из причин медленного чтения. Расширяя угол зрения, увеличивается скорость чтения.
- «Таблицы Шульте». Представляют собой таблицу чисел от 1 до 25, где числа расположены в произвольном порядке, нужно найти числа от 1 до 25 по порядку за 1 минуту.
Варианты заданий:
- Назови и покажи все числа в порядке возрастания.
- Назови и покажи все числа в порядке убывания.
- Покажи все четные числа.
В процессе тренировки движение глаз будет уменьшаться. Конечно, полностью его исключить невозможно, но ученики смогут свести эти движения к минимуму, потому что пятно ясного видения у них будет большим. Это говорит о том, что данный навык хорошо тренируется и очень важно делать это упражнение честно, особенно на начальных этапах. Честность ученика во многом зависит от учителя, потому что если сильно давить на ученика, есть вероятность, что ему захочется обмануть, показать, что он делает лучше, чем на самом деле. Очень важно дать понять ученику следующее: чем честнее он выполнит упражнение, тем более высоких результатов достигнет.
- Клиновидные таблицы. Цель этого задания — глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда увидеть цифры или буквы, которые находятся по разным сторонам. Тем самым расширяется поле зрения. При ошибке необходимо вернуться на два шага назад и продолжать
Так, к примеру, можно наблюдать за предметами, находящимися на расстоянии от вас. По дороге в транспорте или в автомобиле (в качестве пассажира) определить вдалеке объект (дом, дерево, человек и т.п.) Сконцентрируйтесь, чтобы различить детали выбранного объекта. Как только вы поймете, что концентрация внимания достигнута, перейдите взглядом влево на другой объект. Поначалу фокус взгляда будет двоиться, вы будете четко видеть оба объекта.
Такие тренировки помогут расширить зрительное пятно, что в дальнейшем поможет видеть текст более полно, делать не 7-9 фиксаций при чтении строки, как многие привыкли, а 2-3 фиксации или меньше, что значительно ускорит скорость чтения.
5. Упражнение на развитие образного мышления. Тренировка наглядно-образного мышления важный фактор для учащегося. В таких упражнениях задействовано внимание, память, способность мысленно выстраивать продолжение чего-либо или связывать между собой слова и картинки, достигая связного, пусть и не всегда логичного или даже нелепого результата. Основная задача-вспомнить увиденные слова и связать из них последовательный рассказ. Помимо этого, в таких упражнениях используется визуализация и представление. Так, к примеру, можно перечислить на листочке слова, предложить учащимся запомнить их (время в зависимости от количества слов от 10 до 60 сек.)
- «Матрицы Ровена» Это ряд графических рисунков, имеющих в верхней части листа определенный фон, на котором есть пустое (вырезанное) место определенной формы без фона. Под рисунком имеется ряд фрагментов (6 или 8), которые имеют форму недостающего фрагмента из основного рисунка и различный узор. Учащемуся необходимо внимательно посмотреть на основной фрагмент и из ниже представленных выбрать тот, который подходит по форме, размеру и рисунку. Правильное решение-это логическое рассуждение о принципе расположения пропущенного фрагмента, т.е. установление закономерности, связывающей фигуры на рисунке.
- «Каллиграммы». Это графический рисунок из переплетенных букв и слов. Рисунок складывается в изображение какого-либо предмета или фигуры. Задача учащегося-увидеть и прочитать, что написано на картинке.
6. Работа с текстом.
- Чтение с указкой
- Тексты с пропущенными буквами. К примеру, без гласных.
- Тексты с перепутанными буквами.
- Тексты с пропущенными словами.
- Можно использовать слитные тексты, в которых все слова написаны без пробелов. Любой текст можно сделать слитным. Учащиеся сами могут сделать такой текст. Задание отлично тренирует мышление и внимание.
- Текст с цифрами вместо букв. Это достаточно непростой вариант. Здесь нужно особое внимание. Но учащиеся могут справиться с таким заданием, если подключат воображение и мышление. В таком задании надо посмотреть на весь текст и увидеть сходство цифр с некоторыми буквами. К примеру, цифра 4-похожа на А, 6-на строчную Б (б), 0-на букву О, 8-на букву Е, 7-повторяет букву Т и т.п.
- Тексты могут быть со смещенным центром.
- Тексты перевернутые или со словами, написанными наоборот справа налево.
- Тексты с усеченными словами (т.е. видим и читаем только верхнюю часть букв) или с разделенными словами в середине.
Помимо текстов с необычными расстановками слов, букв и другими измененными параметрам, при скоростном чтении используют шаблоны. Это необходимо для того, чтобы читать текст не целиком, а воспринимать его по выделенным фрагментам, сокращая время на прочтение.
- Шаблоны бывают разные, они усложняются по мере освоения техник. Такие шаблоны учащийся может сделать самостоятельно, используя достаточно простые и доступные материалы. Шаблоны служат для освоения новой техники чтения.
- Работа с текстом на время.
При работе с текстами используется прием «Многократное чтение». За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз сначала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения. Совершенствованию навыков чтения способствует и домашняя тренировочная работа. Здесь важная роль отводиться родителям. На занятиях и консультациях родители знакомятся с различными приемами и упражнениями по формированию навыка чтения, чтобы помощь была эффективнее
VI ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
6.1. Методическое обеспечение
Учебные занятия предполагают проведение теоретической и практической части. Распределение учебного времени между частями зависит от цели и задачи конкретного задания.
Теоретическая часть включает в себя рассказ преподавателя, показ наглядных пособий (если это необходимо), тренировочных упражнений.
Практическая часть включает выполнение обучающимися упражнений
Методы обучения:
- Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение.
- Наглядные: демонстрация.
- Практические: упражнения, выполнение графических записей.
- Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос.
Формы организации работы:
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- индивидуальные.
Формы проведения занятий:
- учебные занятия;
- онлайн-занятия;
6.2. Материально-техническое обеспечение
- наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;
- методическая литература: книги, журналы;
- оборудование: книги, карандаши, ручки;
- материалы: тексты для чтения, корректурные пробы, таблицы, рисунки для
запоминания и тд;
-светлый просторный класс;
6.3. Кадровое обеспечение программы
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное образование или высшее образование, соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной программы.
Требования к педагогам дополнительного образования и преподавателям:
- среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы;
- дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы.
При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
VII ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Воспитательная деятельность в творческом объединении осуществляется в соответствии с планом воспитательной работы и планом традиционных мероприятий учреждения.
№ | Мероприятие | Сроки |
1 | Новогодние мероприятия | Декабрь |
2 | «Весеннее настроение» концертная программа, посвященная Международному женскому дню 8 Марта | Март |
3 | Открытый конкурс –фестиваль «Пасхальная весна» | Апрель |
4 | Парад Победы, посвященный Дню Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг. | Май |
5 | Исторический калейдоскоп «Как это было…» | Май |
6 | Отчетный концерт ДДТ «Новое поколение» | Май |
7 | Коммунарские сборы | Май |
8 | Профилактические беседы по ПДД | В течение года |
VIII СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
№ | Форма работы | Содержание работы | Сроки |
1 | День открытых дверей | Ознакомление с работой творческого объединения, прием заявлений на обучение, формирование групп. | Август |
2 | Родительское собрание | Введение в образовательную программу, выбор родительского актива. | Сентябрь |
3 | Отчетный концерт | Подведение итогов программы. | Май |
4 | Консультирование | Консультирование родителей по всем интересующим вопросам. | На протяжении всего периода обучения по программе |
5 | Индивидуальная беседа | Проведение инструктажей и профилактических бесед по соблюдению правил дорожного движения и безопасного поведения детей и взрослых на дороге. | На протяжении всего периода обучения по программе |
IX СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абдулова, Гюзель. Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и по-
нимать больше / Гюзель Абдулова; худ. С. Бордюг и Н. Трепенок
и др. — М. : Издательство АСТ, 2017. — 112 с.
- Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать прочитанное».- М.: Билингва, 2015- 160 с.
- Марат Зиганов «Скорочтение». Множество полезных упражнений и тренировочных текстов.
- Питер Камп «Скорочтение. Как запоминать больше, читая быстрее в 5 раз». Самоучитель. Инновационный подход к технике. Упражнения для отработки техник скоростного чтения.
- Христиан Грюнинг «Скрытые ресурсы мозга». Описание техник для увеличения скорости чтения и концентрации внимания.
- Черемошкина Л. В. «Развитие памяти у детей». Учебное пособие, 2005г. 96с.
- https://padlet.com/smeko2014/2-4-8jw6brv1eejc7mxx
Интернет ресурсы
Компьютерные эксперименты на расширение (измерение) угла зрения
Упражнение на расширение угла зрения - вращающиеся цифры
Упражнение на расширение угла зрения
Компьютерные эксперименты на восприятие текста
Разорви текст на полоски и попробуй прочитать
Тренинг на освоение навыка Скорочтения - Найди слово в тексте
Попробуйте читать без некоторых букв
Чтение короткими порциями (моргающий текст)
Чтение и ритм
Другие компьютерные тренинги на освоение навыка скорочтения:
Восприятие текста. Прочитай текст за одно мгновение
Восприятие текста. Прочитай текст, если в нем не хватает букв
Таблицы Шульте (вариация - изменение одного числа)
Таблицы Шульте (цифры расположены по горизонтали)
Тренажеры для проверки скорости чтения:
https://advance-club.ru/razvitie-pamyati/tests/reading_test/
https://4brain.ru/outact/skrcht.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)
Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...