Дополнительная общеобразовательная ( общеразвивающая) программа " Сводный хор"
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная ( общеразвивающая) программа " Сводный хор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svodnyy_hor.docx | 87.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 3 г. Южно-Сахалинска
УТВЕРЖДАЮ приказ №408 | СОГЛАСОВАНО на НМС | ПРОВЕРЕНО заместителем | РАССМОТРЕНО на ПМГ учителей |
от 14.05.2022г. Директор ____________ А.В. Умнова | протокол №4 от 11.05.2022 г. Председатель НМС________ И.А. Ли | Директора по ВР 30.04.2022 г. ______________ Е.А. Хворостян | Музыкального отделения протокол №4 от 30.04.2022 г. Руководитель ПМГ ________ Т.Н. Зайковская |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
направленность: художественная
объединение «Сводный хор»
уровень сложности: стартовый, базовый
возрастная категория: 6,5-15 лет
срок реализации: 8 лет
Румянцев Г.В.- педагог
дополнительного образования
г. Южно – Сахалинск
2022/2023 уч. г.
Пояснительная записка
Данная общеобразовательная (общеразвивающая) программа разработана в соответствии:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –Порядок);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.05.2014 №785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»;
- Приказ Минтруда Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации программ»);
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от26.06.2019 № 03-1235 «О методических рекомендациях»;
- «Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме» (утв. заместителем министра просвещения Российской Федерации М.Н. Раковой 28.06.2019 № МР-81/02вн)
- Уставом МАОУ Гимназии №3 г. Южно-Сахалинска.
и на основе:
- авторской программы по хоровому классу и вокалу Т.Н. Зайковской; утвержденной Агентством по культуре Сахалинской области – Ю-Сах.,2010г.
- Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по фортепиано (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013г.№191-01-39/06-ru)
- «Модифицированной разно уровневой программы по сольфеджио для учащихся ДМШ и ДШИ семилетнего курса обучения» преподавателей ЦДМШ г. Южно-Сахалинска Гончаровой А.М. и Степановой С.В., утвержденной Агентством по культуре Сахалинской области – Ю-Сах.,2010г.
Актуальность данной программы заключается в том, что её реализация способствует разностороннему творческому развитию обучающихся, формированию навыков самообразования, самореализации личности. Занятия в объединении «Сводный хор» способствуют эмоциональному, интеллектуальному и нравственному развитию детей, что отвечает потребности сегодняшней общественной жизни с ориентацией на эффективное решение наиболее значимых проблем культуры общества. Занимаясь в объединении, обучающиеся вырабатывают модель общения, достижения поставленных целей, содержательного времяпровождения и возможного профессионального самоопределения.
Концепция программы основывается на следующих принципах:
- учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
- общее развитие детей, независимо от первоначального уровня способностей, в том числе детей с неяркими музыкальными данными;
- выявление и развитие обще музыкальных и творческих задатков детей;
- создание психологически комфортных условий для проявления и самовыражения полученных знаний;
- создание и пополнение «слухового багажа» на примерах мирового культурного музыкального наследия;
- создание условий для художественного образования, эстетического,
духовно-нравственного развития и патриотического воспитания детей;
- приобретение опыта творческой деятельности,
овладение духовными и культурными ценностями народов
мира;
Направленность
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа объединения «Сводный хор» имеет художественную направленность и основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей у детей с разным уровнем музыкальных способностей. Занятия по общеразвивающей программе должны заложить основу для самореализации и дальнейшего музыкального образования тех, кто пожелает стать просвещенным слушателем музыки, подготовиться к дальнейшему любительскому музицированию.
Уровень сложности программы
Программа делится на два уровня сложности:
- стартовый – 1-2 год обучения(6,5-8лет)
- базовый – 3-8 год обучения (9-15 лет)
Новизна программы
Новизна данной программы заключается в новых подходах к учебным требованиям и распределению учебного материала не только по классам, но и по более крупным этапам. Предполагается достаточная свобода в выборе репертуара и отсутствие жестких регламентаций по уровню трудности произведений, что отвечает требованиям Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р, в которой прописано, что одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость.
Педагогическая целесообразность программы заключается в решении нескольких важных для социума и школьников задач, таких как: развитие музыкальных способностей и применение их в дальнейшей жизни; воспитание художественно-эстетического вкуса; здоровье сбережение, арт-терапия
Отличительной особенностью данной программы является соединение методик различных авторов и личного творческого опыта работы с детьми. Главным достоинством программы является то, что в центре внимания находится личность ребёнка с его индивидуальным уровнем музыкальных способностей. Это дает возможность привлекать детей любого контингента и социального уровня т. к. концерты, выступления ставят перед необходимостью воспитания сознательной дисциплины и самодисциплины. Программа даёт возможность получить музыкальное образование детям с разными возможностями и уровнем психофизического состояния.
Программа осуществляется последовательным способом реализации Содержание предмета построено по принципу - от простого к сложному, с учетом особенностей каждого конкретного обучающегося.
Адресат программы
Программа не предназначена для работы с детьми с ОВЗ.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы « Сводный хор » - 6,5 – 15 лет. Это дети с различным уровнем развития и физического здоровья (гиперактивность, пассивность, неспособность сосредоточиться или наоборот, очень большое желание создавать и творить), которые обладают большой восприимчивостью и в тоже время недостаточно устойчивым вниманием, поэтому в основе учебного процесса лежит игровое начало, увлекательность занятий, доступность и художественность материала, нет большого количества теоретических понятий и терминов. На уроках чередуются различные формы музыкальной деятельности: пение, ритмические движения, игры, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
Педагогическая целесообразность программы заключается в решении нескольких важных для социума и школьников задач, таких как: развитие музыкальных способностей и применение их в дальнейшей жизни; воспитание художественно-эстетического вкуса, наполняющим нашу жизнь возвышенными чувствами; здоровье сбережение, посредством вокально-хорового пения, а также освоения некоторых методов дыхательной гимнастики, арт-терапии и других.
Формы, методы обучения, тип и формы организации занятий
При реализации программы используется очная форма обучения.
Основная форма учебно-воспитательной работы – групповая. Время проведения групповых занятий- 40 минут. Наполняемость групп зависит от набора. Как правило, от 3до 20 человек.
В ходе музыкальных занятий осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование вокальных и музыкальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности:
- вокально-интонационные упражнения,
- дыхательная гимнастика,
- музыкально-ритмические упражнения,
- слушание музыки,
- работа над образом,
- артикуляционные упражнения,
- творческие задания,
- музыкальные игры.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают элементы музыкальной грамоты, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
Объем программы
Кол-во часов | Класс | |||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | |
Теория | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практика | 157 | 162 | 162 | 162 | 162 | 162 | 162 | 162 |
Итого | 165 | 170 | 170 | 170 | 170 | 170 | 170 | 170 |
Срок реализации программы – 8 лет (34 учебных недели в каждом году обучения, в 1 классе-33 учебных недели)
Цель программы:
Музыкально – эстетическое развитие обучающихся, формирование их художественного вкуса, развитие интеллекта, воспитание музицирующих любителей музыки, способность к творческому самовыражению.
Задачи программы:
Обучающие:
- создать условия для развития личности ребёнка, обеспечив эмоциональное благополучие и мотивацию к познанию;
- охранять и воспитывать певческий голос посредством развития правильных вокальных навыков.
- овладеть начальными навыками хорового искусства;
- учитывая индивидуальные возможности ребёнка, обучить его в том или ином объёме музыкальной грамоте и начальным исполнительским навыкам;
- научить слышать себя, добиваться гибкости и выразительности фразировки;
- формирование художественного вкуса обучающихся
Развивающие:
- развивать устойчивый интерес к вокально-хоровой культуре;
- развивать духовно-нравственную сферу ребенка
- развивать познавательный интерес, творческую активность;
- развивать голос: его силу, диапазон, беглость, тембральные и регистровые возможности;
- развивать слух, музыкальную память, чувство метро-ритма;
- развивать опыт творческой деятельности и публичных выступлений
- развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение в процессе создания музыкального образа.
- развивать навыки адекватной оценки личного и коллективного результатов
Воспитательные:
- формирование качеств личности необходимых для достижения успешности (целеустремленность, трудолюбие, настойчивость, умение доводить начатое до конца)
- формирование навыков организации работы на уроках и во внеурочное время;
- формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, умение концентрировать внимание, слух, мышление, память;
- воспитывать культурную толерантность через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох;
- обогатить духовный мир ребенка.
- обучение коллективному творчеству
- воспитание ответственности за личные и коллективные успехи, профессиональная ориентация и самоопределение ребенка.
Планируемые результаты освоения образовательных программ
Метапредметные результаты:
Развитие коммуникативных качеств личности посредством общения и коллективной деятельности, воспитание чувства прекрасного, формирование эмоционально-волевых качеств, снятие стрессообразующих факторов.
Личностные результаты:
Формирование предпосылок для творческой инициативы, создание условий для мотивации и направленности деятельности детей, развитие памяти, воображения, эмоциональности.
Предметные результаты:
Расширение кругозора, увеличение объёма музыкальных знаний, сформированность музыкально – эстетических представлений, активное участие в концертных и конкурсных выступлениях.
Планируемые результаты
Первый год обучения:
- наличие интереса к музыкальному искусству;
- стремление к творческому самовыражению;
- владеют элементарной терминологией;
- владеют начальными навыками вокально-хоровой деятельности (по руке хормейстера начинают и заканчивают пение, правильно вступают, умеют петь по фразам, слушать паузы, правильно выполняют музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносят слова – артикулируют при исполнении);
- сформирована культура поведения на сцене;
- знают об основных правилах поведения на занятиях и о самодисциплине.
Второй год обучения:
- наличие повышенного интереса к хоровому искусству и хоровым произведениям;
- сформировано творческое самовыражение;
- знают основы хорового искусства;
- владеют навыками коллективного хорового исполнительского творчества;
- участвуют в фестивалях, конкурсах и концертах, умеют чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку;
Третий год обучения:
- владеют знаниями о различиях в качестве звучания певческого голоса при правильном и неправильном пении, о своих голосовых возможностях, о специфике хорового пения;
- умеют передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
- умеют исполнять произведения с аккомпанементом;
- поют и слушают двухголосие;
- штрихи;
- динамические оттенки;
- понятия темп, лад;
- участвуют в музыкальных постановках, фестивалях, конкурсах и концертах.
Четвертый год обучения:
- наличие практических навыков исполнения партий в составе хорового коллектива.
- умеют распределять дыхание в длинной фразе; знают хоровую терминологию;
- умеют петь и слушать двухголосие;
- участвуют в музыкальных постановках, фестивалях, конкурсах и концертах.
Пятый год обучения:
- владеют ровным по тембру и фонетически правильным певческим звучанием на различных гласных; относительно долго тянут заданные звуки ровным по силе голосом;
- наличие практических навыков исполнения партий в составе хорового коллектива.
- умеют распределять дыхание в длинной фразе; исполнять более сложные ритмические рисунки;
- знают хоровую терминологию;
- умеют петь и слушать трехголосие;
- знают строение музыкального произведения: фразы, предложения; динамические оттенки;
- участвуют в музыкальных постановках, фестивалях, конкурсах и концертах.
Шестой год обучения:
- владеют экономным фонационным выдохом;
- владеют артикуляционным аппаратом;
- владеют четкостью и подвижностью работы губ, языка;
- владеют разными штрихами;
- осознанно применяют динамику как важное средство музыкальной выразительности;
- наличие практических навыков исполнения партий в произведениях различного склада изложения;
- участвуют в музыкальных постановках, фестивалях, конкурсах и концертах.
Седьмой год обучения:
- владеют навыками «цепного» дыхания;
- наличие выработки всех видов атаки звука: мягкая, твердая.
- владеют свободным артикуляционным аппаратом;
- владеют четкостью и подвижностью работы губ, языка;
- владеют исполнением разных штрихов;
- владеют контрастной динамикой;
- владеют устойчивой интонацией в многоголосном пении;
- осмысленное использование средств музыкальной выразительности.
- участвуют в музыкальных постановках, фестивалях, конкурсах и концертах.
Восьмой год обучения:
- осознанно владеют дыханием как важным фактором выразительного исполнения;
- сознательное применение всех видов атаки звука: мягкая, твердая;
- владеют свободным и подвижным артикуляционным аппаратом;
- владеют навыком произношения согласных;
- владеют четкостью и подвижностью работы губ, языка;
- владеют исполнением разных штрихов;
- владеют кантиленой;
- владеют динамической гибкостью;
- владеют устойчивой интонацией в многоголосном пении и пением хроматизмов;
- осмысленное использование средств музыкальной выразительности;
- умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- участвуют в музыкальных постановках, фестивалях, конкурсах и концертах.
Содержательный раздел
Стартовый уровень
1 год обучения
Цель программы:
Создать активную мотивирующую образовательную среду для формирования познавательного интереса обучающегося
Задачи программы:
- создание условий для развития личности ребёнка, обеспечение эмоционального благополучия и мотивации к познанию;
- выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей;
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Хор | |||||
1 | Гигиена голоса. | 1 | 1 | - | педагогическое наблюдение |
2 | Певческая установка | 1 | 1 | - | |
3 | Интонация | 37 | 1 | 36 | педагогическое наблюдение |
4 | Дыхание | 37 | 1 | 36 | |
5 | Дикция и артикуляция | 23 | 1 | 22 | |
6 | Ансамбль и строй | 24 | 1 | 23 | |
7 | Динамика | 14 | 1 | 13 | |
8 | Штрихи | 14 | 1 | 13 | |
9 | Работа над образом | 13 | - | 13 | |
10 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | итоговое прослушивание. |
Всего часов: | 165 | 8 | 157 |
Стартовый уровень
2 год обучения
Цель программы:
формирование первоначальных музыкальных знаний и практических навыков.
Задачи программы:
- развитие познавательного интереса, творческой активности;
- привить детям любовь и интерес к музыке.
- обучение коллективному творчеству
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Хор | |||||
1 | Гигиена голоса. | 1 | 1 | педагогическое наблюдение | |
2 | Певческая установка | 1 | 1 | ||
3 | Интонация | 35 | 1 | 34 | прослушивание, педагогическое наблюдение |
4 | Дыхание | 35 | 1 | 34 | |
5 | Дикция и артикуляция | 23 | 1 | 22 | |
6 | Ансамбль и строй | 25 | 1 | 24 | |
7 | Динамика | 16 | 1 | 15 | |
8 | Штрихи | 16 | 1 | 15 | |
9 | Работа над образом | 14 | - | 14 | |
10 | Итоговое занятие | 4 | - | 4 | итоговое прослушивание. |
Всего часов: | 170 | 8 | 162 |
Базовый уровень
3 год обучения
Цель программы:
формирование у детей основ культуры музицирования, устойчивой потребности ребенка к общению с музыкой через конкретную практическую деятельность.
Задачи программы:
- развитие в ребенке заинтересованности, восприимчивости, творческой активности, умение дисциплинировано участвовать в музицировании;
- дальнейшее развитие музыкальных способностей детей;
- накопление музыкальных впечатлений и воспитание музыкально-художественного вкуса;
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Хор | |||||
1 | Гигиена голоса. | 1 | 1 | педагогическое наблюдение | |
2 | Певческая установка | 1 | 1 | ||
3 | Интонация | 35 | 1 | 34 | прослушивание, педагогическое наблюдение |
4 | Дыхание | 35 | 1 | 34 | |
5 | Дикция и артикуляция | 23 | 1 | 22 | |
6 | Ансамбль и строй | 25 | 1 | 24 | |
7 | Динамика | 16 | 1 | 15 | |
8 | Штрихи | 16 | 1 | 15 | |
9 | Работа над образом | 14 | - | 14 | |
10 | Итоговое занятие | 4 | - | 4 | итоговое прослушивание. |
Всего часов: | 170 | 8 | 162 |
Базовый уровень
4 год обучения
Цель программы:
развитие творческих основ и исполнительских способностей ребенка.
Задачи программы:
- формирование навыков исполнительского мастерства
- формирование художественного вкуса обучающихся
- приобретение элементарных знаний по музыкальной грамоте;
- всестороннее развитие музыкальных способностей детей;
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Хор | |||||
1 | Гигиена голоса. | 1 | 1 | - | педагогическое наблюдение |
2 | Певческая установка | 1 | 1 | ||
3 | Интонация | 35 | 1 | 34 | прослушивание, педагогическое наблюдение |
4 | Дыхание | 35 | 1 | 34 | |
5 | Дикция и артикуляция | 23 | 1 | 22 | |
6 | Ансамбль и строй | 25 | 1 | 24 | |
7 | Динамика | 16 | 1 | 15 | |
8 | Штрихи | 16 | 1 | 15 | |
9 | Работа над образом | 14 | - | 14 | |
10 | Итоговое занятие | 4 | - | 4 | итоговое прослушивание. |
Всего часов: | 170 | 8 | 162 |
Базовый уровень
5 год обучения
Цель программы:
Развить устойчивый интерес к вокально-хоровой и музыкальной культуре.
Задачи программы
- сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении вокальной техникой и осмысленного отношения к ней
- развитие опыта творческой деятельности и публичных выступлений
- дальнейшее развитие музыкального слуха, ладо-функционального слуха, музыкальной памяти;
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Хор | |||||
1 | Гигиена голоса. | 1 | 1 | - | педагогическое наблюдение |
2 | Певческая установка | 1 | 1 | - | |
3 | Интонация | 35 | 1 | 34 | прослушивание, педагогическое наблюдение |
4 | Дыхание | 35 | 1 | 34 | |
5 | Дикция и артикуляция | 23 | 1 | 22 | |
6 | Ансамбль и строй | 25 | 1 | 24 | |
7 | Динамика | 16 | 1 | 15 | |
8 | Штрихи | 16 | 1 | 15 | |
9 | Работа над образом | 14 | - | 14 | |
10 | Итоговое занятие | 4 | - | 4 | итоговое прослушивание. |
Всего часов: | 170 | 8 | 162 |
Базовый уровень
6 год обучения
Цель программы:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
Задачи программы:
- развитие музыкальной памяти, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
- выработка и накопление устойчивых слуховых представлений;
- приобретение знаний о музыкальных жанрах и формах
- развитие музыкального мышления;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Хор | |||||
1 | Гигиена голоса. | 1 | 1 | - | педагогическое наблюдение |
2 | Певческая установка | 1 | 1 | - | |
3 | Интонация | 35 | 1 | 34 | прослушивание, педагогическое наблюдение |
4 | Дыхание | 35 | 1 | 34 | |
5 | Дикция и артикуляция | 23 | 1 | 22 | |
6 | Ансамбль и строй | 25 | 1 | 24 | |
7 | Динамика | 16 | 1 | 15 | |
8 | Штрихи | 16 | 1 | 15 | |
9 | Работа над образом | 14 | - | 14 | |
10 | Итоговое занятие | 4 | - | 4 | итоговое прослушивание. |
Всего часов: | 170 | 8 | 162 |
Базовый уровень
7 год обучения
Цель программы:
Развить устойчивый интерес к музыкальному искусству. Профессиональная ориентация и самоопределение ребенка.
Задачи программы:
- создать педагогические условия для развития музыкальных способностей обучающихся: вокального голоса, слуха, ритма, памяти, музыкальности;
- развитие умения пользоваться полученными знаниями в области музицирования;
- способствовать развитию у обучающихся музыкально-образного восприятия и эмоционального исполнения музыкальных произведений, концертно-исполнительской культуры и артистизма.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Хор | |||||
1 | Гигиена голоса. | 1 | 1 | - | педагогическое наблюдение |
2 | Певческая установка | 1 | 1 | - | |
3 | Интонация | 35 | 1 | 34 | прослушивание, педагогическое наблюдение |
4 | Дыхание | 35 | 1 | 34 | |
5 | Дикция и артикуляция | 23 | 1 | 22 | |
6 | Ансамбль и строй | 25 | 1 | 24 | |
7 | Динамика | 16 | 1 | 15 | |
8 | Штрихи | 16 | 1 | 15 | |
9 | Работа над образом | 14 | - | 14 | |
10 | Итоговое занятие | 4 | - | 4 | итоговое прослушивание. |
Всего часов: | 170 | 8 | 162 |
Базовый уровень
8 год обучения
Цель программы:
формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающихся музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, творческого воображения, владения профессиональной музыкальной терминологией.
Задачи программы:
- воспитание логического мышления и творческой активности в применении на практике полученных знаний и навыков;
- закрепление полученных знаний и навыков;
- обобщение всего пройденного материала
- развить у обучающихся концертно-исполнительскую культуру и артистизм, познавательный интерес к музыке и потребность в музыкальном исполнительстве, музыкальный вкус;
- воспитать у обучающихся активность, самостоятельность, волю к преодолению трудностей, потребность в творческой реализации;
- создать условия для творческой самореализации личности обучающихся
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Хор | |||||
1 | Гигиена голоса. | 1 | 1 | - | педагогическое наблюдение |
2 | Певческая установка | 1 | 1 | - | |
3 | Интонация | 35 | 1 | 34 | прослушивание, педагогическое наблюдение |
4 | Дыхание | 35 | 1 | 34 | |
5 | Дикция и артикуляция | 23 | 1 | 22 | |
6 | Ансамбль и строй | 25 | 1 | 24 | |
7 | Динамика | 16 | 1 | 15 | |
8 | Штрихи | 16 | 1 | 15 | |
9 | Работа над образом | 14 | - | 14 | |
10 | Итоговое занятие | 4 | - | 4 | итоговое прослушивание. |
Всего часов: | 170 | 8 | 162 |
Содержание учебной программы
Содержание учебной программы опирается на традиционные разделы вокально-хорового воспитания детей и реализуется в хоровом репертуаре, соответствующему своему году обучения.
В основе методической работы лежит система воспитания детского голоса и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению здорового голосового аппарата обучающихся.
Гигиена голоса – основные правила охраны голоса. Ознакомление обучающихся с вокальными навыками в академической манере исполнения. Формирование правильного певческого звука.
Певческая установка.
Работа над дыханием должна начинаться с выработки певческой установки, основной смысл которой заключается в том, чтобы при пении мышцы тела находились в свободно – активном состоянии.
Интонация.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
Дыхание.
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
- вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
- после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
- выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровье сберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также обучающимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V. Стимулом для развития дыхания является дыхательная гимнастика, а так же вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха, умение правильно делать вдох.
Дикция и артикуляция.
В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль отводится артикуляции и дикции. Стимулом для развития дикции являются специальные упражнения, скороговорки, чтение текста вслух, без спешки, тщательно выговаривая слова, а так же вокальные упражнения, развивающие звукообразующие органы: губы, язык, гортань, челюсти, зубы.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного аппарата.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:
- добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
- использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
- для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
- педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.
Важная задача для педагога – научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р., т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п., г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости – слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.
Ансамбль и строй.
В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг к другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
Динамика.
Важнейшее средство музыкального выражения. Подобно светотени в живописи, динамика способна производить психологические и эмоциональные эффекты громадной силы, вызывать образные и пространственные ассоциации. Применение динамических оттенков определяется внутренней сущностью и характером музыки, её стилем, особенностями структуры музыкального произведения.
Штрихи.
В практике хорового исполнительства существует множество приемов звуковедения, в зависимости от характера данного сочинения, его фактуры, могут быть различные оттенки или степень выполнения этих штрихов, в зависимости от нюанса, текста, тесситуры и стиля произведения. Однако основная их характеристика остается постоянной.
Легато (петь связно, без толчков, должен быть плавный переход от звука к звуку). Благоприятные условия для выполнения легато создаются при пении на гласные или с закрытым ртом. Обучение петь на легато способствует закреплению навыка дыхания и развитию широкого цепного дыхания. Овладение навыками пения «легато» большое искусство, требующее опыта и повседневной тренировки. Показатель верного пения легато – это ровность нюанса, данного отрезка мелодии. Под ровностью нюанса подразумевается сохранение силы звука на одном уровне, а также постепенное, длительное усиление или его ослабление.
При пении с текстом возникают дополнительные трудности: связанные с природой некоторых согласных звуков (б, м, к, д, т). Незвучащие согласные неизбежно прерывают вокальную линию, исполняемую хором или партией, чтобы достичь минимального ущерба в вокальной линии, требуется путь возможного удлинения гласных и укорачивание согласных (большая гласная, маленькая согласная).
Работа над образом.
Это работа над выразительным и эмоциональным исполнением произведения.
Любое исполнение песни – эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.
Важную задачу в вокальном воспитании обучающегося представляет формирование тембра, характера окраски голоса. Тембр выявляется у обучающегося в более позднем возрасте.
В процессе обучения у обучающихся вырабатывается умение выбирать средства музыкальной выразительности, прививается навык публичных выступлений.
Оценочные материалы
Чтобы определить желаемый результат, нужно знать с какими знаниями и качественными характеристиками поступили дети в объединение (стартовый контроль) и что получили на выходе (итоговый контроль). Контроль позволяет определить эффективность обучения и воспитания по программе, обсудить результаты, внести коррективы в образовательный процесс. Формы диагностики эффективности образовательного процесса по данной программе можно рассмотреть в двух направлениях:
- личностный: наблюдения педагога, прослушивание;
- внешний: творческие отчёты, открытые занятия, участие в конкурсах, выступления на концертах.
Виды контроля:
- Текущий;
- По четвертям - промежуточный контроль
Текущий контроль успеваемости осуществляется регулярно в течение всего процесса обучения и определяет степень усвоения учебного материала.
Промежуточный контроль проводится в форме итогового занятия в конце каждой четверти в соответствии с учебным планом. Промежуточный контроль может проводиться в виде открытых занятий, конкурсов, фестивалей, публичных выступлений.
Формы контроля:
-прослушивания на репетициях
-открытые и итоговые занятия
-праздничные мероприятия
-конкурсы
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество дней | Количество часов | Режим занятий |
1-й учебный год | 01.09.22г. | 31.05.23 г | 33 недели | 165 | 165 | Понедельник 17:40-18:20 Вторник 17:20-18:00 Среда 18:00-18:40 Четверг 18:00-18:40 Пятница 17:20-18:00 |
2-й учебный год | 01.09.22г. | 31.05.23 г | 34 недели | 170 | 170 | Понедельник 17:40-18:20 Вторник 17:20-18:00 Среда 18:00-18:40 Четверг 18:00-18:40 Пятница 17:20-18:00 |
3-й учебный год | 01.09.22г. | 31.05.23 г | 34 недели | 170 | 170 | Понедельник 17:40-18:20 Вторник 17:20-18:00 Среда 18:00-18:40 Четверг 18:00-18:40 Пятница 17:20-18:00 |
4-й учебный год | 01.09.22г. | 31.05.23 г | 34 недели | 170 | 170 | Понедельник 17:40-18:20 Вторник 17:20-18:00 Среда 18:00-18:40 Четверг 18:00-18:40 Пятница 17:20-18:00 |
5-й учебный год | 01.09.22г. | 31.05.23 г | 34 недели | 170 | 170 | Вторник 15:00-16:20 Среда 13:50-14:30 Пятница 15:00-16:20 |
6-й учебный год | 01.09.22г. | 31.05.23 г | 34 недели | 170 | 170 | Вторник 15:00-16:20 Среда 13:50-14:30 Пятница 15:00-16:20 |
7-й учебный год | 01.09.22г. | 31.05.23 г | 34 недели | 170 | 170 | Вторник 15:00-16:20 Среда 13:50-14:30 Пятница 15:00-16:20 |
8-й учебный год | 01.09.22г. | 31.05.23 г | 34 недели | 170 | 170 | Вторник 15:00-16:20 Среда 13:50-14:30 Пятница 15:00-16:20 |
Организационный раздел
Методическое обеспечение программы
Методический материал:
- Специальная литература по направлениям деятельности;
- Видеоматериалы;
- Фонотека;
- Ноты;
- Раздаточный материал (тексты песен, голосовые партии и др.)
- Сценарные разработки праздников, игровых программ и т.д.;
Электронные пособия:
- Мультимедийная обучающая программа «Тренажёр музыкального слуха» версии 1.0
- Мультимедийная обучающая программа «Уроки музыки с дирижером Скрипкиным»
- Мультимедийная обучающая программа «Музыкальный класс»
Ведущие теоретические идеи и технологии
Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?
На эти вопросы искали ответы многие педагоги-вокалисты и мастера вокального искусства прошлого и современности.
Метод известного учителя-исследователя В.В. Емельянова принят мной как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.
В основе программы рекомендации и методика обучения вокалу Дмитрия Огороднова (алгоритмы вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитанию самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умения слышать и слушать себя), правила вокального пения.
Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Для достижения нового качества образования используются современные образовательные технологии.
Одной из самой современной педагогической технологии в хоровом искусстве является – игровая технология, которую я применяю на своих уроках.
Уроки с обучающимися младшего школьного возраста проводятся в форме игры, театрализации, развивающей беседы. Благодаря игровым технологиям индивидуальность ребенка находит выражение в коллективном творчестве. Игры, которые провожу с детьми, пробуждают у детей нравственные чувства, формирующие культуру личности, вырабатывают правила поведения в различных ситуациях. Игра развивает фантазию, воображение ребенка, помогает само реализоваться. Форма урока через игровые технологии позволяет быстрее добиться запоминания необходимых понятий и знаний. Основная задача игровой технологии – дать ребенку раскрепоститься, побывать актером, обрести уверенность в себе.
Технология здоровье сберегающего обучения
В работе ансамбля руководитель придерживается здоровье сберегающей организации учебного процесса. Применяя данную технологию, ставит перед собой следующие задачи:
1) организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
2) создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
3) мотивация на здоровый образ жизни;
Технология личностно – ориентированного обучения – это максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребёнка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Я ставлю перед собой задачу пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность ребёнка
Информационные технологии. В своей работе данные технологии мною используются не как образовательные для детей, а как вспомогательные для обеспечения материально-технического оснащения. Для качественного звучания хоровых фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям используются компьютерные технологии.
Применение компьютера позволяет: накапливать и хранить музыкальные файлы; менять темп, звуковысотность музыкального произведения; производить монтаж, компоновку музыкального произведения; хранить фото- и видеоматериалы коллектива. Компьютер даёт возможность: активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет; эффективно осуществлять поиск и переработку информации; пользоваться почтовыми услугами Интернета; поддерживать контакты и осуществлять деловое общение
Принципы обучения:
- доступность содержательного материала в соответствии с возрастными особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений для каждой ступени обучения, последовательность и систематичность изложения;
- принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и видов мыследеятельности; единства художественного и технического развития обучающихся;
- оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм организации педагогического процесса.
Процесс обучения на уроках построен на реализации дидактических принципов.
Принципы сознательности и активности предусматривают сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении вокальной техникой и осмысленного отношения к ней, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, вокальном звуке; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению музыкальных произведений.
Принцип доступности требует постановки перед обучающимися задач, соответствующих их вокальным, музыкальным и физическим возможностям, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования вокальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности обучающихся.
Принцип гуманности в воспитательной работе выражает глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей, отсутствие давления на волю ребенка, создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.
Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.
Учебно-методическая литература для учителя по предмету
«Хор»
- Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., 2005.
- Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи» Издательство: АСТ
- Апраксина О.Очерки по истории художественного воспитания в советской школе.М., 1959
- Асафьев Б. О хоровом искусстве. М.,1980
- Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество. Искусство в школе, 1993г.
- Горюнова Л. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. Музыка в школе, 1991г.
- Дмитриев Л.Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о техники пения. – М., 2002
- Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., Музыка, 1998
- Емельянов В.В Развитие голоса, координация и тренинг, СПб 2000
- КабалевскийД.Б. Как рассказывать детям о музыке. М.: Просвещение, 1989
- Кабалевский Д.Б. Сила искусства. М.: Молодая гвардия, 1984
- Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М.1985
- Критская Е. Интонационный анализ – творчество учителя и ученика/ Искусство в школе,1993
- Кудрявцев С.Творческая природа психологии человека //Вопросы психологии человека //Вопросы психологии,1990
- Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб.пособие для студентов пед. Институтов – М.,1987
- МенабениА.Г.Вокально-педагогические знания и умения. М.,1995
- Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика. М., 2006
- Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. М., Л. 1997
- Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. ИП РАН, МГК им. П.И Чайковского, Центр «Искусство и наука». М.,2002
- Морозов В. Вокальный слух и голос М.,Л., 1965
- Назайкинский Е. О музыкальном темпе. М.,1967
- Назаренко И.К. Искусство пения. М., 1968
- Павлищева О.П. Методика постановки голоса. М., 1999
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей. Издательство: Каро, 2006
- Попов В. Хоровой класс. М.,1988
- Попов В. Русская народная песня в самодеятельном хоре. М., 1987
- Пономарев А. Жизнь детского хора. Воспитание музыкой. М.,1991
- Рачина Б. Петь в хоре может каждый. Воспитание музыкой. М.,1991
- Ригина Г. Вокальная импровизация в первом классе. Музыкальное воспитание в школе М., 1978
- Самин Д.К. 100 великих вокалистов. М., 1981.
- Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиологии эмоций. М.,1962.
- Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М..1981.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Политиздат. 1977
- Соколов В. Работа с хором м.,1967
- Струве Г. Хоровое сольфеджио. М., 1979
- Теплов Н.А. Музыка – детям: Пособие для муз.руководителя. М., Просвещение,1985.
- Терентьева Н.А. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 классы. М. Просвещение. 1985
- Терентьева Н.А Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М. Прометей, 1990
- Цодоков Е.С. Опера. Энциклопедический словарь. М., 1999
- Энциклопедия для юных музыкантов / Авторы – составители Куберский И.Ю., Минина Е.В. – Спб.: ТОО Диамант, ООО Золотой век, 1997
- Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально-творческого саморазвития. М.: Аквариум, 1997
Учебно-методическая литература для учащихся
по предметам «Хор»
- Боголюбова Т.- Тайны музыкального мира, С-Пб.-Композитор, 1998
- Борухзон М., Волчек Г., Гусейнова А.-Азбука музыкальной фантазии, ч.1., С-Пб.-Композитор, 1999
- Борухзон М., Волчек Г., Гусейнова А.-Азбука музыкальной фантазии, ч.2-3, С-Пб.-Композитор, 1997
- Вахромеева Т. -Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио, М.-Музыка, 2001
- Зебряк Т. -Основы музыкальной грамоты и сольфеджио, М.-Кифара, 2006
- Золина Е.- Музыкальная грамота для 1-4 классов ДМШ, М.-Престо, 1999
- Калинина Г. – Музыкальные прописи 6-7 лет, М.-Престо, 2007
- Самин Д.К. 100 великих вокалистов. М., 1981.
- Способин И.В. -Элементарная теория музыки, М.-Кифара, 1996
- Цодоков Е.С. Опера. Энциклопедический словарь. М., 1999
- Энциклопедия для юных музыкантов / Авторы – составители Куберский И.Ю., Минина Е.В. – Спб.: ТОО Диамант, ООО Золотой век, 1997
- Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально-творческого саморазвития. М.: Аквариум, 1997
Список литературы для родителей
- Золина Е.- Музыкальная грамота для 1-4 классов ДМШ (справочник для детей и родителей), М.-Престо, 1999
- Иванов М.А. Прежде всего мы родители – М., Сов. Россия. 1992.
- Первозванская Т.-Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей, 1ч.,С-Пб.-Композитор,1999
- Первозванская Т.-Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей, 2ч.,С-Пб.-Композитор,1999
- Супер интеллект. Практикум по развитию. - М., Мир книги, 2006
Список интернет-ресурсов
- mus-teoretik.ru – Теория музыки для всех
- Rudnik92.blogspot.com- Creativesolfege – Креативное сольфеджио
- Уроки Тетушки Совы
- Сольфеджио. Онлайн. – онлайн тренажер по сольфеджио
- Радость моя
- Teoretik4.ucoz.ru (виртуальный класс Никитиной)
Материально-технические условия реализации программы:
- Санитарно-гигиенические условия процесса обучения - для проведения занятий необходимо учебное помещение, отвечающее всем требованиям САНПиНа по соблюдению температурного и световой режима, пожарной и электробезопасности.
- Комплектность учебного оборудования – учебная аудитория для занятий по учебному предмету «Хор» со специальным оборудованием (хоровыми станками для хора), фортепиано, синтезатор, компьютер, компьютерный стол, ксерокс, зеркала.
- Концертный зал с роялем или фортепиано.
- Шкафы и стеллажи для хранения учебных материалов.
- Ученические стулья.
Кадровое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Сводный хор» реализуется педагогами дополнительного образования (педагог хора, концертмейстер), имеющими высшее и средне специальное образование и отвечающим требованиям первой и высшей квалификационным категориям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)
Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...