Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся"
методическая разработка

Методические  рекомендации для педагогов дополнительного образования:
"Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся"
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomend.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Методические  рекомендации для педагогов дополнительного образования:

"Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся"

Актуальность

Современному  обществу, все больше  нужны образованные инициативные и  предприимчивые люди. Люди могущие принимать  решения с учетом   возможных результатов и последствий как для себя, так  для общества и  страны.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

В документах ФГОС сформулированы требования к педагогу, в том числе -

  • уметь выбирать и использовать современные   образовательные технологии,  
  • использовать технологии оценки,
  • использовать современные технологии проектирования образовательной среды»

Теоретическое обоснование

       Активизация познавательной деятельности обучающихся - процесс и результат стимулирования активности детей. Активность ребенка в обучении это вид деятельности сопровождающийся высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний  и умений, а так же характеризующийся результативностью. Такому Виду деятельности способствуют применение современных образовательных технологий. Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Практическая значимость

    В образовательном процессе невозможно следовать какой - то одной технологии. Урок - чем он разнообразнее, тем эффективнее. Применение современных образовательных технологий позволяет внести это разнообразие в деятельность обучающихся на уроке и внеурочной деятельности, и , тем самым, активизировать познавательную деятельность.

         Прежде чем выбрать и использовать образовательные технологии, необходимо их изучить. Последние несколько лет это и стало темой моей педагогической деятельности.        

Ведущая педагогическая идея -  активизации познавательной деятельности обучающихся, развитие ученика через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, получаемого с применением разнообразных методов и приемов, как важного источника собственного развития.

Концептуальность

Включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Ориентация на развитие не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно обеспечить самоопределение личности и создать условия для ее самореализации.

Цели и задачи

Цели:

  • расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования технологий обучения и воспитания для активизации познавательной деятельности обучающихся;

Задачи:

  • расширение и углубление знаний в отношении  разных образовательных  технологий;
  • овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
  • выявление наиболее эффективных   образовательных технологий  в условиях современной малокомплектной школы;
  • учет результативности отдельных этапов процесса обучения;
  • создание базы для реализации творческого потенциала обучающихся, для  возможности  использования ими приобретенных  знаний  и  умений  в  повседневной жизни;  
  • укрепление здоровья и физического развития школьников;
  • повышение общекультурного уровня; использование  приобретенных  знаний  и  умений  для оценки  последствий  своей  деятельности  по  отношению  к  окружающей среде,  собственному  здоровью;  
  • воспитание  убежденности  в  возможности  познания  закономерностей  природы,  необходимости  бережного  отношения  к  ней,  соблюдения этических норм при проведении биоисследований;

        Среди множества педагогических технологий мной были выбраны те, которые (на мой взгляд) более других подходят для широкого использования в нашей школе.

Проектно - исследовательская технология

       В основе технологии лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся.  Учебный проект как элемент творчества учащихся, сегодня  рассматривается в виде одной из органичных составляющих современных педагогических технологий. По определению А.А. Хромова, метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющего практическую значимость.

             Умение решать проблемы необходимо для самостоятельной познавательной деятельности. Это умение предполагает также и умение использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного обучения. Поэтому метод учебного проекта дает возможность вооружить ученика способами, приемами такой деятельности, то есть научить его учиться.

 В современном образовательном процессе проекты обязательны для выполнения учащимися.  В своей работе я использую коллективную, групповую и индивидуальную работу над проектами. Публичная защита является очень важной частью работы по методу проектов, именно она позволяет учащимся обобщать и систематизировать знания, полученные в ходе работы. Такие проекты как: «Исследование качества воды », «Влияние хлорной извести на белки» были отправлены на муниципальный этап конкурса Городской  научно-практической конференции «Школьники города- науке 21 века».

Технологии ИКТ

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и, по настоящему, современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение - по И.Я. Лернеру - это такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Из этого определения следуют два вывода:

  • проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем;
  • для решения этих проблем учащимися необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.

Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:

  • при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;
  • при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;
  • при контроле знаний (творческое применение знаний).

Проблемное обучение основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения:

  • создание проблемной ситуации;
  • формирование гипотез разрешения;
  • проверка решения с систематизацией полученной информации.

Главное условие – наличие мотивации учащихся.

Оптимальность и эффективность средств

Эффективность практического применения разнообразных форм и методов образовательных технологий, позволяет  добиваться поставленной цели, позволяет активизировать внимание обучающихся и их познавательную активность, способствует развитию и формированию творческих способностей  детей.  

Результативность

Краткосрочные  результаты:

•        приобретение  знаний в отношении  применения  образовательных     технологий  в  школе;

        явление и внедрение  наиболее эффективных   образовательных

технологий  в условиях современной школы;

•        создание     методических  разработок;

•        знакомство с краеведческим материалом;

•        создание проектов учащимися;

Долгосрочные   результаты:

•        совершенствование профессионального педагогического мастерства;

•        повышение эффективности образовательного процесса.

•        развитие социальных и коммуникативных компетенций обучающихся, через внеурочную деятельность, а также  проектную деятельность.

•        достижение уровня экологической образованности, соответствующего потенциалу обучающихся, через развитие интереса к краеведческому материалу, повышения природоохранной мотивации;

•        овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности;

•        укрепление здоровья и физического развития школьников;

•        повышение общекультурного уровня; использование  приобретенных знаний  и  умений  для оценки  последствий  своей  деятельности  по  отношению  к  окружающей среде,  собственному  здоровью;

•        убежденность  в  возможности  познания  закономерностей  природы, необходимости  бережного  отношения  к  ней,  соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

•        повышение уровня заинтересованности предметом, уровня и качества знаний;

•        участие и призовые места учеников на конкурсах муниципального уровня  и  олимпиадах разного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Косарева Н.Н., Отставнова В.В. Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Данная работа представляет собой обобщение опыта работы по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы....

Из опыта работы "Использование информационно-коммуникативной технологии на уроках истории и обществоззнания, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"

Из опыта работы "Использование иформационно-коммуникативной технологии на уроках истории и обществознания, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"...

Аналитический отчёт о результатах профессиональной деятельности Тема: «Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством использования современных образовательных технологий»

laquo;Аналитический отчёт»: письменный анализ и представление своего опыта работы в форме аналитического отчета, где соотносятся изучаемые педагогической теории с собственной практикой, раскрыв...

Семинар для педагогов дополнительного образования "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Целью даного семинара является определениезначений игровых технологий, раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях и ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых ...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Современные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся "

Методические  рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Современные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся "...

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии через использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности»

                     Известно, что далеко не все учащиеся, даже те, которых мы называем « успешными», выполняют те или иные фо...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»

laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...