"Воспитательный компонент ФГОС во внеурочной деятельности
статья (6 класс)
Ключевые слова: воспитательный компонент ФГОС, воспитательная компонента – направление в деятельности школы, гражданско-патриотическое воспитание, нравственные и гражданские качества кадетов.
В статье описан опыт дополнительного образования и воспитания в кадетском классе. Раскрыта воспитательная компонента в деятельности ансамбля барабанщиков «Марш». На примерах показана внеурочная деятельность, которая содействует духовно-нравственному становлению личности. Участие ансамбля в торжественных городских мероприятиях учит ребят любить Родину, ценить и уважать её историю, гордиться ею.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_komponent_fgos_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ФГОС ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
К.Г. Каляцкий,
МБОУ «СОШ № 40», г. Братск
Ключевые слова: воспитательный компонент ФГОС, воспитательная компонента – направление в деятельности школы, гражданско-патриотическое воспитание, нравственные и гражданские качества кадетов.
В статье описан опыт дополнительного образования и воспитания в кадетском классе. Раскрыта воспитательная компонента в деятельности ансамбля барабанщиков «Марш». На примерах показана внеурочная деятельность, которая содействует духовно-нравственному становлению личности. Участие ансамбля в торжественных городских мероприятиях учит ребят любить Родину, ценить и уважать её историю, гордиться ею.
EDUCATION AL COMPONENT OF FSES IN
EXTRACURRICULAR ACTIVITIES"
K.G. Kalyatskiy,
“School № 40”, Bratsk
Key words: educational component of FSES, educational component - is the direction of schools activity, patriotic education and moral qualities of cadets.
The article describes the experience of additional education and upbringing in the cadet class. The educational component in the activity of the band of drummers "Marsh" is revealed. The examples show curricular activities that contribute to the spiritual and moral formation of the individual. Participation of the band in festive city events teaches children to love the Motherland, to appreciate and respect its history, to be proud of it.
Воспитательный компонент ФГОС второго поколения был разработан Институтом семьи и воспитания РАО. Сегодня он представлен проектами двух документов: «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся в учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального образования» и «Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования».
Включение воспитательного компонента обусловлено ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.
В Программе сказано: «Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации всё больше понимается создание условий для развития личности ребёнка, его духовно – нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач».
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Воспитательный компонент во внеурочной деятельности ориентирует учащихся на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно – и личностно значимой творческой деятельности; таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное сосуществование народов разных стран, межэтническое, экологическое благополучие; уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям; толерантности, ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом.
Воспитательная компонента – самостоятельное направление в деятельности школы. Она является составляющей общего социокультурного пространства РФ. Воспитание и социализация обучающихся на уровне основного общего образования в МБОУ «СОШ №16» осуществляется через программу «Досуг» к Программе развития школы «Созвучие» на 2014 – 2020 годы. Я создал ансамбль барабанщиков «Марш» в 5 кадетском классе 2015 – 2016 учебном году.
Программа «Ансамбль барабанщиков» имеет художественную направленность, ее образовательная область – «Искусство». Программа по уровню содержания – базовая, по уровню усвоения - углубленная, по образу результата – учебная. Требования программы доступны для большинства желающих. В основе программы лежат дидактические принципы доступности и последовательности в обучении. Занятия в ансамбле формируют музыкальный вкус.
У обучающегося будет воспитано:
- уважительное и внимательное отношение к участникам коллектива;
- трудолюбие, выдержка, трудоспособность, выносливость;
- стремление прилагать усилия для достижения поставленной учебной задачи.
Занятия по данной программе способствуют и гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у юных барабанщиков патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В честь Дня защитника Отечества мои воспитанники принимают активное участие в городских мероприятиях. Увековечение памяти защитников Отечества, памяти своих родных, сохранение исторической памяти о ратных подвигах братчан – очень важная составляющая патриотического воспитания.
Кроме того, барабанный ритм организует людей, настраивает на слаженные действия, на слаженный шаг. Поэтому барабан можно назвать инструментом – организатором. Десяткам, сотням, а то и тысячам людей задаёт барабан один общий темп движения.
Яркое впечатление осталось у ребят от выступления на городском торжественном мероприятии, посвященном 100-летию ВЛКСМ. Для участников ансамбля «Марш» Братск является малой родиной. Ознакомились с историей города. Содержание песен о Братске помогло ребятам понять и почувствовать воспоминания ветеранов комсомола и первостроителей города. В таком живом общении с людьми разных поколений произошло слияние однонаправленных чувств, которые породили общий прилив сил и радости у ребят.
Патриотические чувства у детей формируются в процессе эмоционально насыщенной практической деятельности. Ежегодно ансамбль принимает участие в городском торжественном мероприятии, посвященном Дню Победы. На сцене вместе с вокальным ансамблем «Гармония» Дворца Творчества Детей и Молодежи исполняли песню О. Газманова «Вперед, Россия». Мои воспитанники получили опыт социализации и испытали чувство гордости за Россию и своё исполнение.
Ежегодно ансамбль является участником городского шествия Парада Победы, возглавляя колонну своей школы. Родители гордятся своими детьми.
«Одна из первейших обязанностей всякого гражданина, - писал Ушинский К.Д.- приготовить из своих детей полезных для общества граждан».
Сегодня важно для общества и государства как воспитываются дети в семьях. Веду работу в тесной связи с родителями, так как считаю, что оценка деятельности ребенка в ансамбле родителями имеет большое значение в формировании гражданской позиции, достойного поведения, ответственности и у родителей и их детей. Родители заинтересованно вникают в концертную деятельность коллектива.
Осознание своей причастности к вопросам воспитания, делам и проблемам школы порождает у родителей желание действовать сообща. Практика показывает, что самым результативным является воспитание «на личном примере».
Внеурочная деятельность кадетов в ансамбле барабанщиков «Марш» содействует духовно-нравственному становлению личности ребенка и формированию у него:
- Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности гражданственности, патриотизма),
- Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости. незлобивости),
- Нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).
Растить детей, граждан – значит передавать им духовный опыт отцов дедов и прадедов. Так ребенок учится любить Родину, ценить и уважать её историю, гордиться ею.
Список литературы
- Воспитание школьников № 8, 2009, с.10-16.
- ФГОС Примерные программы начального образования. –
«Просвещение», Москва, 2011.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/Д.В.Григорьев,П.В.Степанов.-М.:Просвещение,2014 г.-223с.
- Джишкариани Т.Д. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование /Т.Д.Джишкариани. - Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ,2016.-151 с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под. Ред. Горского В.А. – М.: «Просвещение», 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация требований ФГОС во внеурочной деятельности начального общего образования
Презентация реализации требований ФГОС во внеурочной деятельности начального общего образования в МБОУ "СОШ №55" г Кемерово...
Программа по ФГОС по внеурочной деятельности по географии для учащихся 5-ых классов
В материалах представлена программа по внеурочной деятельности учащихся пятых классов. Большая часть часов выделена на экскурсионные поездки. Классные часы - подготовка учащихся к пониманию и осознани...
Методическая разработка «Особенности реализации воспитательного компонента ФГОС в условиях МСВУ»
Методическая разработка «Особенности реализации воспитательного компонента ФГОС в условиях МСВУ» является обобщением опыта работы воспитателя по изуч...
Статья "СОЗДАНИЕ ДИАФИЛЬМА НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ"
Практический опыт создания диафильмов на английском языке в рамках внеурочно детельности учащихся....
Ресурсы дополнительного образования при реализации воспитательного компонента ФГОС
Осуществление интеграции общего и дополнительного образования детей возможно на основе согласованности действий всех участников процесса, комплексности подходов к вопросам воспитания и долгосрочности....
Реализация историко-научного компонента при организации внеурочной деятельности по физике
Анализ применения на уроках исторического материала позволяет сделать вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, усиливают творческую активность, развивают математические способнос...
Костюмерная «Тайна образа»как форма реализации воспитательного потенциала в системе внеурочной деятельности школьников
Программа предназначена для реализации в группе воспитанников Аскизского пришкольного интерната, обучающихся 10 класса.Направление программы: общекультурное.Форма реализации программы: кружок.Срок реа...