Урок в музее
методическая разработка (10 класс)

Музейный урок -лекторий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynyy_urok-lektoriy.docx39.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кондинская средняя общеобразовательная школа

Музейный урок-лекторий

«11 апреля – день освобождения узников концлагерей»,

посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Составила:

Л.С.Савельева,

педагог доп. образования

1 кв. категория

гп. Кондинское

2015 год

11 апреля – международный день освобождения узников концлагерей.

Актуальность данного занятия продиктована стремлением сохранить память о земляках – бывших узниках концлагерей, погибших и оставшихся в живых, необходимостью формирования в учащихся патриотизма и чувства любви к Родине, чувства гордости за свою малую Родину, за своих земляков, посвящается 70-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

В работе использовались материалы краеведческого музея, газетные публикации, различные энциклопедические издания.

Цели:

  1. Формирование чувства патриотизма и гражданственности у учащихся.
  2. Расширение представления детей о родной стране, ее истории, о земляках - узников концлагерей, участниках Великой Отечественной войны.
  3. Воспитание у детей любви к Родине, к родному краю, сознания своего гражданского долга.

Орг. момент. Добрый день уважаемые гости нашего музея.

Слайд 1.

«В жизни каждого из нас есть праздники и памятные даты, которые имеют особое значение. А есть такие случаи, когда стирается грань, когда личное становится общим, общее воспринимается как очень близкое, очень личное.
    9 Мая - День Победы, – это тот самый пример такого праздника. Это наш общий праздник, праздник каждого из нас, праздник всех российских семей. Естественно, у каждого из нас есть и собственное отношение к этому празднику. И, как правило, это связано с нашими близкими родственниками, дедами, прадедами, которые воевали, прошли через горнило войны».
                                                                                                                                               Д. Медведев.

Слайд 2.

11 апреля 1945года узники одного из самых чудовищных гитлеровских лагерей смерти Бухенвальда, с оружием в руках добились своего освобождения. По решению ООН этот день объявлен Международным днем освобождения узников фашистских концлагерей.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда,
Об этом не забудем.

А.Твардовский

Каждому выпала своя ноша в той войне, кто-то защищал Родину и погибал в бою, кто-то подрывал дух врага из тыла, а кому-то было суждено пройти через нечеловеческие испытания в лагерях смерти. Наш сегодняшний музейный урок-лекторий мы посвящаем разговору о концлагерях.

Слайд 3.

Придя к власти в 1933 году, фашисты начали с массовых арестов противников Гитлера среди всех слов населения. Однако террор был направлен, прежде всего, против коммунистов, которые, организовали антифашистское национальное движение сопротивления фашистскому режиму.

Первые концентрационные лагеря были созданы в Германии в 1933 году.

Слайд 4.

После начала войны в 1939 году начинает создаваться система тысяч лагерей, для уничтожения и принуждения к труду завоеванных народов. Около 5 миллионов советских граждан попало к немцам в плен в годы войны, и только 1 миллион из них вернулся домой. Узники лагерей погибали от жестоких издевательств, болезней, плохих условий содержания, истощения, тяжёлого труда и медицинских опытов. Но и тем, кто выжил, тоже пришлось нелегко, особенно военнопленным. До революции в русской армии считалось почетом побывать в плену. Бывших беглецов уважали и считали храбрецами. В годы второй мировой войны советским солдатам, попавшим в плен фашисту, приходилось гораздо тяжелее, чем в годы предыдущих войн. Тысячи людей ежедневно погибали от истощения, побоев, голода и болезней. Но те, кто выжил, считались предателями. Советская власть считала, что на их совести два страшных преступления – они попали в плен, а, значит, согласились работать на врага, и, если они бежали из плена – значит, оказали врагу какие-то услуги. Но советские люди сумели пережить и это. И на нашей кондинской земле жили и до сих пор живут стойкие люди, познавшие ужасы фашизма. Люди, которые побывали в концлагерях.

Слайд 5.

 Концлагерь Бухенвальд

 В 1933 году, неподалеку от живописного городка Веймар, началось строительство нового, “адского” концлагеря – Бухенвальд. Первоначально он был предназначен для изоляции немецких антифашистов.

 Слайд 6.

На главных воротах Бухенвальда девизом было высказывание Цицерона - "Каждому - своё".

Слайд 7, 8.

 Сразу за воротами располагалась площадь, куда выводили для построения заключенных. Справа от ворот находился карцер, где надзиратели лагеря устраивали допросы. В противоположенную же сторону от ворот, находилось самое главное здание - канцелярия. Ниже площади находились бараки, в которых жили узники.

 Слайд 9 – 13.

Крематорий - был самым страшным местом в лагере, обычно туда приглашали заключённых, под предлогом осмотра у врача, когда человек раздевался, ему стреляли в спину. Таким способом в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников.

 Бухенвальд был мужским лагерем. Заучить свой порядковый номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток. С этого момента набор цифр заменял имя. Заключенные работали на Густловском заводе, который находился в паре километров от лагеря и производил оружие. Число охранников достигало 6000 человек.

 В лагере было 52 основных барака. Однако несколько сотен польских заключенных были помещены зимой в палатки: от холода ни один человек не выжил.

 По мере отступления немецких войск с оккупированных территорий гестапо перевозило в Бухенвальд заключенных поляков и граждан Советского Союза, чехов и голландцев, венгерских евреев. С января 1945 года в "малый лагерь" ежедневно привозили до 4 тысяч человек. Между тем, в "малом лагере" насчитывалось только 12 бараков без окон - бывшие конюшни, размером 40 на 50 метров. В каждом таком бараке обитало 750 человек. От 50 до 100 из них ежедневно умирало. Их тела продолжали выносить на перекличку, чтобы живым достались предназначенные для них порции. Отношения между заключенными в "малом лагере" были намного жестче и враждебнее, чем в основном. Были замечены случаи убийства за кусок хлеба и людоедство.

 Смерть соседа по койке воспринималась как праздник, так как можно было занять больше места до прихода новых заключенных. Одежду умершего тут же делили, и в крематорий уносили уже голое тело. В лагере свирепствовали инфекционные заболевания. Прививки, которые проводил медперсонал, например, против тифа, часто еще больше способствовали распространению заболевания, так как шприцы не меняли. Наиболее тяжелых больных умерщвляли уколом фенола. После подъема в четыре утра заключенные, обнаженные до пояса, шли к умывальнику, где плотной стеной обступали водопровод и мылись без мыла и полотенец. Затем тех, кто держался на ногах, гнали на работу.

 Труд в концлагере можно охарактеризовать, как средство физического уничтожения заключённых. Все немецкие концлагеря обогащались за счёт принудительного труда заключённых, поэтому именно они несут ответственность за гибель сотен тысяч узников фашизма.

Слайд 14, 15.

 В концлагерях и в лагерях смерти существовала группа врачей-эсэсовцев, проводивших на заключенных свои преступные "медицинские опыты". Эти действия, не имевшие ничего общего с наукой, причиняли заключенным неописуемые страдания и часто ускоряли их смерть. Врачи не останавливались перед тем, чтобы использовать людей в качестве подопытных кроликов. Людей оперировали без наркоза.

 Заключенные проверялись на способность выдержать низкое атмосферное давление и низкие температуры организма. Некоторые убивали заключенных посредством инъекции фенола в сердце. В Бухенвальде в основном занимались разработкой противотифозной вакцины, проводились также и другие эксперименты: опыты по заражению желтой лихорадкой, оспой, паратифом, дифтеритом.

 Слайд 16.

Международный День освобождения узников фашизма отмечается 11 апреля потому, что именно в этот день в 1945 году узники Бухенвальда, узнав о подходе союзных войск, успешно осуществили вооруженное восстание, обезоружили и захватили в плен более 800 эсэсовцев и солдат охраны, взяли в свои руки руководство лагерем и только через двое суток дождались прихода американских солдат. Таким образом, узники Бухенвальда сами спаслись от уничтожения, так как гитлеровские власти накануне отдали приказ об истреблении всех заключенных десятков тысяч ни в чем не повинных людей из 18 стран Европы.

 На траурном митинге, посвященном памяти умерщвленных товарищей, 19 апреля 1945 года узники Бухенвальда всех национальностей дали клятву, которая известна всему миру: «...мы прекратим борьбу только тогда, когда последний фашистский преступник предстанет перед судом народов. Уничтожение фашизма со всеми его корнями - наша задача».

 Слайд 17.

В 1958 в Бухенвальде открыт комплекс сооружений, посвященный героям и жертвам Бухенвальда.

Звучит песня «Бухенвальдский набат».  Слова: А. Соболева Музыка: В. Мурадели.

Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим,
Маутхаузен в том же ряду...
Кто попал в лапы дьявола, к немцам,-
Побывал, прямо скажем, в аду.

Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тыс. концлагерей, тюрем, гетто, в которых содержалось более 20 мил. человек из 30 стран мира, 12 мил. не дожили до освобождения, среди них – около 2 мил. детей.

 Слайд 18, 19.

Концлагерь на Майданеке

 Лагерь был создан по приказу Гиммлера в августе-сентябре 1941 года на окраине польского города Люблин. Долго он там не просуществовал. Из-за протестов местных властей в октябре 1941 года лагерь пришлось перенести за пределы города. В том же месяце туда прибыли первые заключённые в количестве пяти тысяч человек, это были советские военнопленные.

 Слайд 20 – 24.

Массовое уничтожение людей началось осенью 1942 года. Тогда для этой цели немцы стали использовать ядовитый газ "Циклон Е". В ноябре того же года в лагере было уничтожено 18 тысяч евреев. В сентябре 1943 года в Майданеке был открыт крематорий.

 Основными узниками Майданека были советские военнопленные, прибывавшие сюда в большом количестве. Их переводили сюда и из других концлагерей.

 Стоит привести некоторые данные о размере лагеря. Он имел площадь 95 гектаров. Первоначально был расчитан на 50 тысяч заключённых, но впоследствии был расширен, после чего мог принять до 250 тысяч человек. Майданек был поделён на пять секций, одна из которых была женской. Имелось множество различных зданий. Узники работали на фабрике по производству обмундирования и на заводах по производству вооружений.

В Канцелярии лагеря пол был завален документами убитых всех национальностей.

 Вокруг Бараков охранников располагались аккуратные палисадники, кресла и скамейки, сбитые из берёзовых жердей.

 Дезинфекционная камера, в которой уничтожали газом "циклон". Пол, потолок, стены из бетона. Квадратная, 6 на 6 метров, 2 метра в высоту. Стальная герметическая дверь, единственная. В двери вмонтирован глазок, чтобы можно было наблюдать за муками умирающих. На полу камеры круглые, закупоренные банки с надписью "циклон", под ней надпись "Для специального использования в восточных областях".

 Голых людей ставили в большой камере вплотную друг к другу - в среднем 250 человек. Заперев за ними стальную дверь, обмазывали е края глиной - для герметики. Через выходившие в камеру трубы команда в противогазах засыпала из коробок "циклон". После засыпки "циклона" и герметизации труб дежурный эсэсовец в глазок наблюдал за действием, как люди погибали от удушения в муках. Камера набивалась так, что мртвые не падали, продолжали стоять.

 За всю историю Майданека через лагерь прошло около 1, 5 миллионов человек 54 национальностей, но большинство из них были евреи, поляки и русские. В лагере было уничтожено 360 тысяч человек.

Слайд 25.

Лагерь прекратил своё существование 22 июля 1944 года в результате наступления советских войск.

 В настоящее время на территории лагеря Майданек действует мемориальный музей

Слайд 26-34.

 Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблениях и унижениях мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – это дети. Над ними так же издевались, их условия содержания в лагерях ничем не отличались от условий содержания взрослых.

 Концлагерь для детей Саласпилс

 Согласно данным Чрезвычайной комиссии по расследованию преступлений немецко-фашистских захватчиков, число истребленных детей на территории Латвии достигает цифры 35 000 человек. Одно из самых больших захоронений детей на территории Латвии находится в Саласпилсе  – 7 000 детей, другое – в лесу Дрейлини в Риге, где покоятся порядка 2 000 детей.

 Гитлеровское руководство истребляло мирное население на всей оккупированной территории Советского Союза. Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для бесчеловечных опытов «немецкой медицины». Немцы организовали фабрику детской крови для нужд немецкой армии, был сформирован невольничий рынок, где шла продажа детей в рабство местным собственникам.

 Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.         

 Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса. Немецкие врачи-убийцы больным детям делали инъекции разных жидкостей, заставляли принимать внутрь разные средства. После всех этих приемов дети погибали. Детей кормили отравленной кашей, от которой они умирали мучительной смертью. Руководил всеми этими опытами знаменитый своими жестокостями нацистский врач Майзнер.

 Перед самым приходом советских войск немцы хоронили умерших от голода и холода детей. Делали это в спешке, словно преступники, заметающие свои следы. Заставляли взрослых узников выносить маленькие тела на носилках и сваливать в ямы. Потом их самих всех расстреляли.

 Сейчас на месте концлагеря расположен мемориальный комплекс. «За этими воротами стонет земля» — эту надпись на входе саласпилсского мемориального комплекса, один раз увидев, уже не забудешь.

Слайд 35.

По лагерям

Помимо 20 основных лагерей в Германии и на территории подконтрольных территорий действовало около 14 тысяч лагерей. В годы войны через лагеря прошли более 18 миллионов человек, из них более 11 миллионов были уничтожены . В лагерях погибло более 5 миллионов советских граждан.

Узниками фашизма были и наши земляки. Это были как гражданские лица, так и военнопленные. Из числа солдат, попавших в нацистские концлагеря, в Кондинском районе родились или проживали около 35 человек. Сейчас в Ханты-Мансийском округе живет примерно 220 бывших узников фашизма, в Кондинском районе – два человека – Зоя Ивановна Алексеева в пос. Куминский и Елена Адамовна Симонова в Кондинском.

Сообщение актива музея.

Слайд 36.

Симонова Елена Адамовна

Сестра учительницы математики Тамары Адамовны Степанчук. Её мать родилась близ знаменитого города-героя Бреста, в Белоруссии, город, который не сдался нацистам и стоял насмерть даже тогда, когда немецкие войска продвинулись далеко вперед, в сторону России. Тем не менее, немцы оккупировали прилежащую территорию и забирали в плен десятки тысяч человек мирного гражданского населения. Людей везли целыми эшелонами, в тесных вагонах, многие погибали еще в дороге от жажды, голода, холода и тесноты. В одном из таких эшелонов оказалась мать Елены Адамовны. Была направлена в концентрационный лагерь при городе Дёбельн, в 50 километрах от Дрездена. Получила лагерный номер 129. Была занята в сельском хозяйстве, работала на ферме от рассвета до заката. 9 декабря 1943 года рождается дочка Лена. Условия жизни были невероятно тяжёлые, многие тогда умирали, но мама сумела не только выжить, но и поддержать жизнь родной дочери. Она мужественно выносила тягости жизни и верила в Победу и скорое спасение.  В 1945 году советские войска, уверенно идущие на Берлин, захватили Дрезден и затем освободили лагерь. Маленькая Лена, которой было всего полтора года, вместе с мамой была спасена. Вернулись на Родину. Как уже было сказано, власти в Советском Союзе подозрительно относились к пленным и часто от родины им доставалось больше, чем от нацистов в годы войны. Маме нашей героини также пришлось пережить допросы, угрозы, подозрения, но к счастью, репрессирована она не была. С 1982 года Елена Адамовна живет в поселке Кондинское.

Слайд 37.

Косякова Мария Андреевна

Родилась 18 июля 1930г. в Великом Новгороде. Девичья фамилия – Ульмер, отец её был немец. 1941 году началась война. Через месяц немецкая группа армий «Центр» быстро дошла до новгорода и оккупировала новгородские земли, великий город был разрушен практически дотла. И снова десятки тысяч мирных жителей отправились на принудительные работы в концентрационные лагеря. Среди них оказалась Мария Андреевна, которой было всего 11 лет, с матерью, сестрой и братом. Семью направили в концлагерь под Кёниксбергом. Согласно действовавшим правилам мать была разлучена с детьми, жили в отдельных бараках и практичесски не виделись. Через полтора года детский лагерь был расформирован, заключенных отправили на сельско-хозяйственные работы. Наступательная операция на Кёниксберг в 1944 году принесла свободу советским узникам, семья Ульмер вновь воссоединилась. Вернулись на родину, в разрушенный Новгород, трудились, очищали его от завалов. С 1962 года Мария Андреевна жила в пос. Кондинское, работала на рыбзаводе, в пищекомбинате. В 80-х годах поехала в Калининград (так теперь называется город Кёниксберг) на годовщину победы в Великой отечественной войне и встретилась там с товарищами – бывшими заключенными, с которыми когда-то вместе терпела несчастья лагерной жизни. Умерла в 2004 году.

Слайд 38.

Трофимов Макар Иванович

Родился в декабре 1924 года в селе Нижняя Казанка в Омской области. После школы работал в местном леспромхозе. В 1941 году началась война. Макар Трофимович еле дождался семнадцатилетия, зачастил в военкомат, убеждал комиссара, что ему уже давно 18 лет и требовал отправить его на фронт, бить фашистов. Наконец он поступил в омское пехотное училище. В 43-ем году закончил ускоренные курсы и отправлся на фронт командиром пулеметного отделения. Орудовал пулеметом «Максим», храбро воевал и яростно отражал атаки фашистов. Летом 1943 года отправлен на битву на Орлово-Курской дуге, участвовать в крупной наступательной операции. В июле 43-го несколько советских подразделений попали в немецкое окружение. Бойцы ожесточенно сопротивлялись. Рядом с Макаром разорвалась вражеская мина, осколок попал ему в спину, он потерял сознание и был захвачен в плен. Очнулся в каком-то подвале. Его боевые товарищи сумели скрыть его раны и этим спасли ему жизнь, так как немцы немедленно убивали больных и раненых пленных. Его доставили в концентрационный лагерь рядом с городом Люблин в Польше. Заключенные жили в деревянных бараках, обнесенных двумя рядами колючей проволоки, по углам находились вышки с часовыми пулеметчиками и прожекторами. В лагере жили и трудились десятки тысяч людей, полураздетых и голодных. От голода, холода и побоев люди ежедневно умирали. Тысячи людей лежали замерзшие на холодной земле, покрытые паразитами. Макар решил бежать. Через несколько недель собралась группа, наметили маршрут, по крупицам запаслись провизией и сбежали. Через час их поймали, избили, затравили собаками. Начальник лагеря приказал расстреллять каждого третьего беглеца. Макару Ивановичу повезло. Через некоторое время собралась новая группа смельчаков, к которой примкнул Макар Иванович. Побег на этот раз снова не удался. Половину беглецов расстреляли, а Макара, которому и на этот раз повезло, бросили в холодный подвал на пятнадцать суток без еды и воды. Через две недели эсэсовцы вернулись, стобы убрать его труп, но «труп» сидел на полу и злобно смотрел на них. Немцы удивились стойкости сибиряка и убивать его не стали. Оказывается, ему тайно помогал повар, который сквозь щель проталкивал узнику кусочки хлеба и лил воду. Только в 1945 году советские войска освободили концлагерь. После проверки Макар был принят в танковый полк, до 47 года служил в частях, расположенных в Венгрии, которая сдалась задолго до Германии. После войны окончил омский финансово-кредитный техникум, ленинградский финансово-кредитный институт, освоил банковское дело. В 1966г. семья Тровимовых перебралась в Кондинское. Здесь Макар Иванович работал управляющим банка. В 1984 ушёл на заслуженный отдых. После войны он был спорсменом, участвовал в соревнованиях по спортивной хотьбе и стрельбе. Он не любил много говорить о себе, не терпел фильмы о военнопленных, был скромный и отзывчивый человек, честный труженик. Отдыхал на пенсии он недолго. Многочисленные фронтовые раны подорвали его здоровье, и в 1992 году он умер.

***

Итог занятия.

Мы узнали сегодня об ещё одной стороне той жестокой войны - беспощадном истреблении людей. Через все эти испытания прошёл русский народ.  День, когда был поднят флаг над рейхстагом, стал победой над смертью.

Сейчас мы гордимся своими соотечественниками, мужественно проливавшими кровь за родину и за наше будущее. Сейчас мало кто может представить, как тяжело приходилось людям в фашистском плену. Однако в период войны военнопленные считались предателями. Особенно в начале войны, когда одна за другой следовали неудачи, в этих неудачах считали виновными солдат, сдающихся в плен. Спасённых пленных подвергали допросам в фильтрационных лагерях, многим пришлось просидеть в советских лагерях больше, чем во вражеских. В течение 50 лет после войны бывшие пленники фашизма оставались под подозрением, и только в 1995 году тем, кто еще был жив, были дарованы права ветеранов войны. Эти люди перенесли не только лагерную жизнь, но и унижения и подозрения со стороны Родины.

Для нашего молодого поколения это самые достойные уроки мужества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в музее "Народная вышивка"

Цели урока: 1.       Познакомить учащихся с марийской вышивкой.2.       Развитие коррекции внимания в ходе демонстрации одежды мари и ...

Уроки в музее для начальной школы по теме "П.И. Чайковский и русский балет"

Два урока под общим названием "П.И. Чайковский и русский балет" были созданы к юбилею композитора. Они представляют собой интерактивные экскурсии в школьном музее для учащихся начальной школы. Урокам ...

Урок в музее

Урок посвящен жизни и творчеству учителю английского языкак Марченковой Е.В....

конспект урока "Художественные музеи"]

конспект урока "Художественные музеи"]...

Урок в музее: "Боевой путь 150 идрицкой стрелковой дивизии"

Урок в музее построен по технологии критического мышлния.Цель урока: Сформировать   исследовательские навыки с помощью нахождения и обработки информации. Урок предусматривает самостоятельную...

Методическая разработка урока в музее "Вышивка атласными лентами как вид рукоделия и декоративно-прикладного творчества"

Урок спланирован по программе "Рукоделие". Программа синтезирует цели и задачи творческого и художественного восприятия мира вышивки. Для расширения визуального ряда учащихся на уроке используются мат...

урок в музее:"Пироги для ярмарки"

цель урока:·познакомить детей с  народными традициями славянских народов, культурой, кулинарными традициями.·        закрепить  знания о выпечке, дат...