Дополнительная общеобразовательная программа структурного подразделения ОДОД «Патриот»
рабочая программа (6 класс)
Программа направлена на:
1) участие в реализации основных задач государственной молодежной политики Российской Федерации;
2) всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
3) повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;
4) сохранение и приумножение патриотических традиций.
Программа обучения воспитанников юнармейских отрядов может реализоваться на базе любого общеобразовательного учреждения, домовых клубов и учреждений дополнительного образования.
Актуальность программы Актуальность программы обусловлена рядом факторов:
- нацеленностью на развитие патриотизма;
- целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в ВС РФ;
- формированием здорового образа жизни;
- необходимостью развития духовно-нравственных ценностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_progamma.docx | 67.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 512 Невского района Санкт-Петербурга | |
ПРИНЯТО Решением Управляющего Совета ГБОУ СОШ № 512 Протокол № 14 от «31» 08_2022г. | УТВЕРЖДЕНО Приказ ГБОУ СОШ № 512 Протокол № 270 от «31» 08 2022г. Директор школы__________Тихонова Г.А. |
Дополнительная общеразвивающая программа структурного подразделения ОДОД «Патриот» Направленность: социально-гуманитарная Возраст учащихся 8-16 лет Срок реализации: 2 года Разработчик: Касьянова Анна Алексеевна педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург 2022 г. |
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………………………………………..
Учебный план- 1 год образовательной деятельности………………………………………….
Учебный план- 2 год образовательной деятельности………………………………………….
Календарный учебный график…………………………………………………………………..
Рабочая программа………………………………………………………………………………..
Оценочные и методические материалы…………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………………………
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Патриот» социально – педагогической направленности, разработана в рамках реализации Национального проекта «Образование», Федерального проекта «Успех каждого ребенка», проекта «Школа возможностей» Программы развития системы образования в Невском районе Санкт-Петербурга, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2030 года в государственных бюджетных образовательных учреждениях, в поддержку развитие патриотизма.
Уровень освоения: общекультурный.
Программа разработана в соответствии документов:
- Настоящее положение регулирует деятельность структурного подразделения Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 512 Невского района Санкт – Петербурга (далее – ОУ) Отделение дополнительного образования детей (далее по тексту – ОДОД) и разработано в соответствии с:
- Конституцией Российской федерации
- Федеральным законом «Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273) (ред. От 02.12.2019);
- Федеральный закон о «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральный закон об образовании в Российской Федерации»» от 30.04.2021 № 127-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Концепцией развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 3894-р;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013 года № 1008;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации «О Порядке
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 09.11.2018 года № 196;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства Просвещения Российской Федерации «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» от 05.08.2020 882/391 с изменениями от 21.02.2022 № 150/ 89 РГ № 68528 от 20.05.2022;
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- распоряжением Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28.09.2020
санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации РГ№ 61753 от 18.12.2020;
- Законом Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге» от 17.06.2013 года
№ 461-83;
- Постановлением Правительства Санкт-Петербурга «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» от 04.06.2014 № 498;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020
№ 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»,
- Письмом Роспотребнадзора № 02/16587-2020-24, Минпросвещения России № ГД
1192/03 от 12.08.2020 «Об организации работы общеобразовательных организаций»,
- Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по
противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции.
- Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от
21.08.2020 № 1594-р «Об утверждении примерной формы стандарта безопасной деятельности образовательной организации»,
- Письмом Роспотребнадзора от 14.02.2020 № 02/2230-2020-32 «О проведении
профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях общественного питания и пищеблоках образовательных организаций»,
- Письмом Роспотребнадзора от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 «О мерах по
профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (вместе с «Рекомендациями по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников»),
- Письмом Минпросвещения России от 13.03.2020 № 02/4145-2020-23 «Об усилении
санитарно-противоэпидемических мероприятий в образовательных организациях»,
- Письмо мМинпросвещения России от 08.04.2020 № ГД-161/04 «Об организации
образовательного процесса»,
- Письмом Роспотребнадзора от 12.05.2020 № 02/9060-2020-24 «О направлении
рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID-19»,
- иные нормативно-правовые акты органов управления образованием различного
- уровня, а также нормативно-правовые акты по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) различного уровня;
- распоряжением Комитета по образованию «Об утверждении примерного положения об отделении дополнительного образования» от 14.03.2016 № 701-р;
- Распоряжением Комитета по образованию «Об утверждении порядка зачисления в государственные образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы» от 06.10.2021 № 2788-р»;
- Распоряжением Комитета по образованию «Об утверждении регламента предоставления государственной услуги по приему в организации Санкт-Петербурга, реализующие дополнительные образовательные программы, а также программы спортивной подготовки» от 01.02.2022 № 176-р»;
- Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 26.07.2016 № 2076-р «О внесении изменений в сеть государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга (по Невскому району);
- Примерным Положением об отделении дополнительного образования (Приложение к распоряжению Комитета по образованию «Об утверждении примерного положения об отделении дополнительного образования» от 14.03.2016 № 701-р);
- приказом отдела образования и молодежной политике Невского района
Санкт-Петербурга «Об открытии структурного подразделения дополнительного образования в ГОУ № 512 от 29.05. 2020 № 176;
- Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 512 Невского района Санкт – Петербурга;
- настоящим Положением.
Программа направлена на:
1) участие в реализации основных задач государственной молодежной политики Российской Федерации;
2) всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
3) повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;
4) сохранение и приумножение патриотических традиций.
Программа обучения воспитанников юнармейских отрядов может реализоваться на базе любого общеобразовательного учреждения, домовых клубов и учреждений дополнительного образования.
Актуальность программы Актуальность программы обусловлена рядом факторов:
- нацеленностью на развитие патриотизма;
- целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в ВС РФ;
- формированием здорового образа жизни;
- необходимостью развития духовно-нравственных ценностей учащихся.
Программа разработана с учетом задач поставленных в «Государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации», Национальной доктрине образования в Российской Федерации о воспитании гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...» и нормативных документов Всероссийского детско-юношеского военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ».
Содержание программы направлено также на формирование физической культуры обучающихся как части общей культуры, базирующейся на системе нравственных ценностей, определенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе.
Отличительной особенностью программы.
Программа обладает отличительными чертами по форме организации учебного процесса:
1) Особенность, которая касается участников:
Участниками юнармейских отрядов могут быть:
-обучающиеся от 8 до 18 лет;
-юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям Движения и (или) его конкретным акциям, признающие Устав Движения и выполняющие программные документы, акты руководящих органов Движения, участвующие в деятельности Движения;
-иностранные граждане и лица без гражданства законно находящиеся в Российской Федерации.
-Участие юнармейских отрядов и выход из него является добровольным.
-Участие в юнармейском отряде физических лиц осуществляется на основании письменного заявления гражданина с согласием его законных представителей (для несовершеннолетних членов) и оформляется решением Местного, Регионального отделения или Главного штаба Движения на ближайших заседаниях простым большинством голосов от количества присутствующих на заседании, с постановкой на учет в Региональном, Местном отделении Движения.
2) Особенность, которая касается принципов реализации программы:
Содержание и материал программы спланированы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности, а также требованиями СанПина и могут быть усложнены или упрощены.
Программа может быть дополнена различными видами мероприятий и дисциплин согласно возрастным особенностям юнармейцев. Программа может быть адаптирована для учеников 1-4 классов; 5-7 классов; 8-11 классов.
Основной формой организации образовательного процесса являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки, стрельбы и тактические учения. Основными методами здесь выступают показ и упражнение (тренировка).
Адресат программы
Данная программа предназначена для детей и подростков 8 - 16 лет. В этом возрасте учащийся ощущает свою принадлежность и причастность к определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик. В этот период ярко проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства.
В этот период следует учитывать, что именно в подростковом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, развивается самостоятельность, исполнительность и дисциплинированность. Также в этом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания, памяти, происходит развитие наблюдательности. Они отличаются неустойчивостью в психоэмоциональном состоянии, неуравновешенностью характера, поэтому предметом заботы педагога является воспитание волевых качеств личности. Индивидуальный подход предполагает учет особенностей возраста, типа нервной деятельности, темперамента, характера.
В работе с каждым участником программы педагогу следует найти ту психологическую установку в их обучении, которая дает им возможность преодолевать им противоречия своего характера, различные трудности на их жизненном пути.
Объем и срок реализации программы:
-Общее кол-во учебных часов, запланированных на весь период обучения 144 часа.
-Кол-во лет, необходимых для освоения данной программы -2 года.
Цель программы - совершенствование системы военно-патриотического и нравственного воспитания подрастающего поколения и молодёжи, объединение подростков и молодёжи в единую неполитическую общественную организацию, пропагандирующую патриотизм и здоровый образ жизни, воспитание патриотов своего Отечества.
Основные задачи:
- реализация государственной молодежной политики Российской Федерации;
- воспитание у молодежи чувства патриотизма, приверженности идеям интернационализма, дружбы и войскового товарищества, противодействия идеологии экстремизма;
- воспитание у юных граждан уважения к Вооруженным Силам России, формирование положительной мотивации к прохождению военной службы и всесторонняя подготовка юношей к исполнению воинского долга;
- изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях «малой» Родины;
- пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости, организация здорового досуга учащихся;
- активное приобщение подростков и молодежи к военно-техническим знаниям и техническому творчеству;
- развитие в подростковой и молодежной среде ответственности, принципов коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;
Каждая тема, входящих в инвариантный и вариативный блоки, имеет собственную специфическую цель и задачи, который прописаны в содержании программы.
Условия реализации программы:
Условия набора детей: в группу первого года обучения принимаются все желающие заниматься в данном объединении, на основании письменного заявления родителей и наличия справки об отсутствии медицинских противопоказаний.
Комплектование групп 1 года обучения проводится до 10 сентября.
Наполняемость учебной группы:
1-й год обучения-15 человек
2-й год обучения – 12 чел.
Материально-техническое оснащение занятий
Занятия проходят в учебном кабинете, который полностью оснащен необходимой мебелью (комплект столов и стульев на 15 посадочных мест). Условия для занятий соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет оснащён компьютером, проектором, интерактивной доской, что позволяет использовать для занятий видеофильмы, презентации, различные компьютерные программы.
Имеется необходимое химическое оборудование и реактивы для проведения экспериментов.
Дидактические материалы
Наглядные пособия:
- рисунки с изображением технологией лабораторных работ;
- плакаты техники безопасности;
- технологические и инструкционные карты;
- карточки с заданиями.
Оборудование и приборы:
Аптечка первой медицинской помощи, шины, резиновый жгут, бинты.
Макет инженерных сооружений коллективной защиты населения.
Макеты АКМ.
Учебные гранаты. Персональный компьютер.
Форма организации деятельности учащихся:
Работа детского объединения предусматривает специальную организацию регулярных занятий, на которых учащиеся могут работать в группах, парами, индивидуально.
Образовательные форматы:
- лекция, консультация, практика, беседа, диспут.
В ходе преподавания работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями обще учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретается опыт:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности;
- оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена
общества и учебного коллектива.
Типы занятий: комбинированные, теоретические, практические, контрольные.
Планируемые результаты освоения программы
В результате реализации Программы ожидается:
- В учреждении, как в образовательной системе:
- создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Метапредметными результатами изучения программы «Патриот» является формирование следующих универсальных учебных действий
Личностные
Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений:
- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;
- осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья;
- умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона (республики, края, области, административного центра); находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных стран.
Познавательные
Получение знаний о семье, Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного историко-культурного процесса;
- знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);
- знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.;
- понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
- знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.;
- понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества;
- способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного развития России.
Регулятивные
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников:
- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
- формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;
- освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Коммуникативный
Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью:
- умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках;
- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;
- учиться согласованно, работать в группе:
- формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.
Формы и режим занятий:
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
- конкурсы
- соревнования
- показательные выступления
- праздники
- викторины
Обучающийся способен и сможет принять участие в мероприятиях турнирного характера.
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Форма контроля | |
теория | практика | |||
Вводное занятие | 1 | - | Беседа. | |
Вводный инструктаж по ТБ | 1 | - | Беседа. | |
С чего начинается Родина? Ратная история России и Советского Союза, история их Вооруженных Сил | 1 | - | Просмотр видеофильмов | |
Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости. Командные игры | - | 1 | практика | |
Дни воинской славы России. | 1 | - | Просмотр видеофильмов | |
Упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Профессия – Родину защищать. | 1 | - | Просмотр видеофильмов | |
Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Закон «О воинской обязанности и военной службе». | 1 | Беседа | ||
Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости. Командные игры | - | 1 | практика | |
Полководцы и народные герои Великой Отечественной войны | 1 | - | Беседа | |
Упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Дети-герои Великой Отечественной войны | 1 | - | Беседа | |
Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Герои Афганской войны | 1 | - | ||
Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости. Командные игры | - | 1 | практика | |
Герои мирного времени | 1 | - | ||
Упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств. Командные игры. | - | 1 | практика | |
«Войсковые звания». | 1 | - | ||
Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | - | 1 | практика | |
«Государственные награды РФ». | 1 | - | ||
Упражнения на развитие гибкости. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Вооружение и боевая техника ВС РФ | 1 | - | ||
Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости. Командные игры | - | 1 | практика | |
Общее устройство и принцип работы стрелкового оружия. | 1 | - | теория | |
Общее устройство и принцип работы стрелкового оружия. | - | 1 | практика | |
Материальная часть стрелкового оружия и ручных гранат | 1 | - | теория | |
Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Техника стрельбы из пневматической винтовки | 1 | - | теория | |
Приемы и правила стрельбы . | 1 | - | теория | |
Производства стрельбы. | 1 | - | теория | |
Упражнения на развитие гибкости. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Правила стрельбы из малокалиберной винтовки. | 1 | теория | ||
Совершенствование навыков стрельбы | 1 | - | теория | |
Совершенствование навыков стрельбы. | - | 1 | практика | |
Ученые и конструкторы оружия Победы | 1 | - | беседа | |
Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. | 1 | - | беседа | |
Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. | 1 | теория | ||
Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. | - | 1 | практика | |
Строевой Устав Вооруженных Сил Р.Ф | 1 | - | беседа | |
Строевой шаг. Выполнение воинского приветствия. | - | 1 | практика | |
Развернутый строй отделения. | - | 1 | практика | |
Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости. Командные игры | - | 1 | практика | |
Строевой шаг. Выполнение воинского приветствия. | - | 1 | практика | |
Одиночная строевая подготовка | - | 1 | практика | |
Упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Строевая подготовка отделения. | - | 1 | практика | |
Строевые приемы и движения без оружия | - | 1 | практика | |
Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы и движение по азимуту. | - | 1 | практика | |
Упражнения на развитие гибкости. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Строевая подготовка отделения. | - | 1 | практика | |
Одиночная строевая подготовка | - | 1 | практика | |
Топографическая карта. Условные знаки | - | 1 | практика | |
Определение азимутов по карте | - | 1 | практика | |
Ориентирование на местности без карты | - | 1 | практика | |
Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости. Командные игры | - | 1 | практика | |
Индивидуальные и коллективные средства защиты | 1 | - | теория | |
Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля | 1 | - | теория | |
Основы медицинских знаний | 1 | - | теория | |
Личная и общественная гигиена | 1 | - | теория | |
ПМП при травмах и несчастных случаях | - | 1 | практика | |
Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Понятие раны. Виды ран. | 1 | - | теория | |
Кровотечения. Виды и признаки, способы временной остановки кровотечения. | 1 | - | теория | |
Перевязочный материал. Повязки: основные виды, правила | - | 1 | практика | |
Ушибы, растяжения связок и ПМП при них. Закрытые и открытые переломы костей, их признаки. ПМП при переломах. | 1 | - | теория | |
Понятие о шинах. Правила переноса пострадавших на руках, на носилках, с помощью подручных средств. | 1 | - | теория | |
ПМП при инфекционных заболеваниях, меры их предупреждения. Пищевые отравления, ПМП при них. | 1 | - | теория | |
Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | - | 1 | практика | |
ИТОГО | 33 | 39 |
Календарно-тематическое планирование
2 год обучения
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Форма контроля | |
теория | практика | |||
Вводное занятие | 1 | - | Беседа. | |
Вводный инструктаж по ТБ | 1 | - | Беседа. | |
С чего начинается Родина? Ратная история России и Советского Союза, история их Вооруженных Сил | 1 | - | Просмотр видеофильмов | |
Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости. Командные игры | - | 1 | практика | |
Дни воинской славы России. | 1 | - | Просмотр видеофильмов | |
Упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Профессия – Родину защищать. | 1 | - | Просмотр видеофильмов | |
Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Закон «О воинской обязанности и военной службе». | 1 | Беседа | ||
Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости. Командные игры | - | 1 | практика | |
Полководцы и народные герои Великой Отечественной войны | 1 | - | Беседа | |
Упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Дети-герои Великой Отечественной войны | 1 | - | Беседа | |
Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Герои Афганской войны | 1 | - | ||
Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости. Командные игры | - | 1 | практика | |
Герои мирного времени | 1 | - | ||
Упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств. Командные игры. | - | 1 | практика | |
«Войсковые звания». | 1 | - | ||
Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | - | 1 | практика | |
«Государственные награды РФ». | 1 | - | ||
Упражнения на развитие гибкости. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Вооружение и боевая техника ВС РФ | 1 | - | ||
Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости. Командные игры | - | 1 | практика | |
Общее устройство и принцип работы стрелкового оружия. | 1 | - | теория | |
Общее устройство и принцип работы стрелкового оружия. | - | 1 | практика | |
Материальная часть стрелкового оружия и ручных гранат | 1 | - | теория | |
Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Техника стрельбы из пневматической винтовки | 1 | - | теория | |
Приемы и правила стрельбы . | 1 | - | теория | |
Производства стрельбы. | 1 | - | теория | |
Упражнения на развитие гибкости. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Правила стрельбы из малокалиберной винтовки. | 1 | теория | ||
Совершенствование навыков стрельбы | 1 | - | теория | |
Совершенствование навыков стрельбы. | - | 1 | практика | |
Ученые и конструкторы оружия Победы | 1 | - | беседа | |
Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. | 1 | - | беседа | |
Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. | 1 | теория | ||
Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. | - | 1 | практика | |
Строевой Устав Вооруженных Сил Р.Ф | 1 | - | беседа | |
Строевой шаг. Выполнение воинского приветствия. | - | 1 | практика | |
Развернутый строй отделения. | - | 1 | практика | |
Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости. Командные игры | - | 1 | практика | |
Строевой шаг. Выполнение воинского приветствия. | - | 1 | практика | |
Одиночная строевая подготовка | - | 1 | практика | |
Упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Строевая подготовка отделения. | - | 1 | практика | |
Строевые приемы и движения без оружия | - | 1 | практика | |
Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы и движение по азимуту. | - | 1 | практика | |
Упражнения на развитие гибкости. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Строевая подготовка отделения. | - | 1 | практика | |
Одиночная строевая подготовка | - | 1 | практика | |
Топографическая карта. Условные знаки | - | 1 | практика | |
Определение азимутов по карте | - | 1 | практика | |
Ориентирование на местности без карты | - | 1 | практика | |
Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости. Командные игры | - | 1 | практика | |
Индивидуальные и коллективные средства защиты | 1 | - | теория | |
Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля | 1 | - | теория | |
Основы медицинских знаний | 1 | - | теория | |
Личная и общественная гигиена | 1 | - | теория | |
ПМП при травмах и несчастных случаях | - | 1 | практика | |
Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Понятие раны. Виды ран. | 1 | - | теория | |
Кровотечения. Виды и признаки, способы временной остановки кровотечения. | 1 | - | теория | |
Перевязочный материал. Повязки: основные виды, правила | - | 1 | практика | |
Ушибы, растяжения связок и ПМП при них. Закрытые и открытые переломы костей, их признаки. ПМП при переломах. | 1 | - | теория | |
Понятие о шинах. Правила переноса пострадавших на руках, на носилках, с помощью подручных средств. | - | 1 | практика | |
ПМП при инфекционных заболеваниях, меры их предупреждения. Пищевые отравления, ПМП при них. | - | 1 | практика | |
Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | - | 1 | практика | |
Упражнения и игры на развитие ловкости и силы. Командные игры. | - | 1 | практика | |
ИТОГО | 31 | 41 |
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
1 год | 10 сентября | 05.06.2023 | 36 | 72 | 2 раза в неделю по 1 часу |
2 год | 01 сентября | 31 мая 2023 г. | 36 | 72 | 2 раза в неделю по 1 часу |
Оценочные и методические материал
Программа «Патриот» не предполагает каких-либо специальных зачетных часов. Текущий контроль осуществляется в течение всего обучения в различных формах. Основные формы подведения итогов и оценка результатов обучения: проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно - прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.
Методическое обеспечение программы
Занятия по программе призваны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и индивидуальной системы здорового образа жизни.
Эффективность программы зависит от наличия соответствующего методического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его много профильностью и практической направленностью.
Организация процесса образования строится с использованием таких классов технологий, как игровые и системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит практически на каждом занятии. В систему игр входят такие группы как: обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие, профориентационные и психологические. Игры в среднем школьном возрасте способствуют самоутверждению, имеют юмористическую окраску, ориентированы на подвижную деятельность. Участие в них является подготовкой для создания работы по гражданско-патриотическому воспитанию. Деятельность кружка строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).
Методы, используемые при реализации программы:
в обучении - практический (отработка строевых приёмов, стрельба, ориентирование по компасу на местности, отработка нормативов по ГО); наглядный (изучение материала по видеофильмам, плакатам, макетам); словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение, составление плана); видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания
личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример). Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения). Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Опыт практической деятельности по реализации программы позволил сформировать единое агитационно-пропагандистское пространство через проведение массовых школьных мероприятий среди классов школы по патриотическому воспитанию, используя такие основные формы деятельности:
- Соревнования среди членов кружка;
- Участие в городских конкурсах и состязаниях;
- Встречи с интересными людьми;
- Шефская работа с начальным звеном;
- Показательные выступления;
- Праздники.
Анализ состава учащихся
Фамилия, имя, отчество педагога _________________________________________________
Направленность ОДОД _________________________________________________________
Название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы _______ ____________________________________________________________________________
Год образовательной деятельности ____________________________________________
Данные о количественном составе учащихся (на текущий год)
Дата | 1 год обучения | 2 год обучения | Всего | |||
Кол-во групп | Кол-во детей | Кол-во групп | Кол-во детей | Кол-во групп | Кол-во детей | |
На 1 октября | ||||||
На 1 января | ||||||
На 1 мая |
Общий процент отсева учащихся
Промежуточная диагностика
Название объединения_______________________________________
Педагог ДО_________________________________________________
Группа №___________________________________________________
Год обучения:________________________________________________
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | Учебно-интеллекуальные умения | Учебно-коммуникативные умения | Учебно-организационные умения и навыки | Предметные достижения обучающегося | ИТОГО | % | % | |||||||||
полугодие | полугодие | полугодие | полугодие | полугодие | полугодие | полугодие | полугодие | полугодие | |||||||||||
1 | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||
15 |
Динамика освоения программы
Сводная таблица усвоения программы
№ п/п | Ф.И. обучающегося | 1-полугодие% | 2-полугодие% |
1 | |||
2 | |||
34 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 | |||
15 |
Сводная таблица усвоения программы за учебный год
№ п/п | Количество обучающихся | 1-полугодие% | 2-полугодие% |
1 |
Педагогическая диагностика
Участие в мероприятиях
Наименование мероприятия/дата | |||||
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Школьный уровень | Районный уровень | Городской уровень | За год (количество) |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
12 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 |
Протокол педагогического наблюдения
Педагог (Ф.И.О.)_____________________________________________________________
Объект исследования: (Ф.И. обучающегося, год обучения)________________________
Предмет исследования (например, способности ребенка, личностные качества обучающегося)
___________________________________________________________________________________
Цель исследования: (например, выявление обучающихся, склонных к проявлению одаренности)
___________________________________________________________________________________
Ситуация исследования: (вид занятия по программе «название)__________________________
Факты поведения:___________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение педагога:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата______________ Подпись педагога________
Список литературы
Литература для педагога
1. Брюнин А.И. Учебно-наглядное пособие (сборник учебно-тренировочных и контрольно-проверочных карт) по огневой подготовке МУДОд «Центр внешкольной работы «Подросток». 2004г.
2. Брюнин А.И. Методическое пособие по мониторингу зрительной и оперативной памяти юнармейцев. Оренбург – МАУДО «ЦВР «Подросток». 2008г.
3. Брюнин А.И. Методическое пособие по военной топографии. 2009г.
4. Брюнин А.И. Методическое пособие по воздушно-десантной подготовке. 2009г.
Литература для учащихся
1. Военная топография. (Учебник для юнармейцев учебных подразделений). – М.: Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.
2.Кукушкин А.В. Воспоминания начальника разведки ВДВ. – Чита.:2014. – 100с.
3. Мохунов Г.А. Герои Оренбуржья.- Оренбург.: Издательский центр ОГАУ, 2013. – 375.
4. Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1977.
5. Организация вооружения и тактика действия иностранных армий. учебное пособие. – М.: Воениздат, 1997.
6. Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226с.
7. Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с.
8. Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994.
Интернет ресурсы
Название сайта | Электронный адрес |
Совет безопасности РФ | http://www.scrf.gov.ru |
Министерство внутренних дел РФ | http://www.mvd.ru |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ | http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство обороны РФ | http://www.mil.ru |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ | http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ | http://www.fsgv.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности | http://www.gan.ru |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа структурного подразделения дополнительного образования в средней школе "Клуб любителей путешествий".
Авторская модульная программа Курбатовой Е.Е....
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
КОНСПЕКТ открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Ступеньки» Образовательной направленности Тема «Поиграем с водой» Методическое объединение воспитателей, учителей дефектологов специализированного структурного образовательного
Конспект заняятия. Индивидуальная форма проведения. Цель: стимуляция чувствительности рук....
Методическая разработка. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной аттестации при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ структурного подразделения
Настоящее положение регулирует организацию и проведение контроля за освоением дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Отделения дополнительного образования детей (далее по тексту -...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...