Формирование здорового образа жизни у подростков в системе образовательной и воспитательной работы
материал

Освещены вопросы формирования здорового образа жизни у подростков, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и полезные привычки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabelina_yu.a._konferentsiya.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни у подростков в системе образовательной и воспитательной работы

Забелина Ю.А.

                Освещены вопросы формирования здорового образа жизни у подростков, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и полезные привычки.

          Ключевые слова: здоровый образ жизни, формирования здорового образа жизни. Здоровый образ жизни означает поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Укрепление здоровья — мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия. [8,с.320]

        Формирование здорового образа жизни имеет высокую актуальность среди населения страны, особенно среди подрастающего поколения, поэтому необходимо формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни, создавать все условия для его поддержания. Вести здоровый образ жизни необходимо на протяжении всего становления и взросления, уделить большое внимание этому процессу нужно в период подросткового возраста.

                Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма [10,с.55].

                Французский философ Клод Гельвеций в своих трудах писал о положительном влиянии физического воспитания на здоровье человека: «Задача этого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству. Совершенство физического воспитания зависит от совершенства правительства. При мудром государственном устройстве стремятся воспитать сильных и крепких граждан. Такие люди и будут счастливы, и более способны выполнять различные функции, к которым их призывает интерес государства». Таким образом, великие философы-мыслители утверждали, что сам человек главным образом должен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье» [11,с.5].

          В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

- соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса;

- физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции;

- психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения;

- нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты [16] .

        Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий, существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактика. Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления.

                Употребление школьниками спиртных напитков – вещь, к сожалению, очень распространенная. Социологические опросы показывают, что среди первоклассников большее половины знакомы со вкусом и разновидностями алкоголя, и чаще всего это происходит с согласия родителей: «невинная рюмочка» в честь дня рождения или другого торжества. Получается так, что прием алкоголя для ребенка практически всегда связан с атмосферой праздника и на первый взгляд особой опасности здесь нет. Однако такое приобщение детей к вину представляет определенную опасность, ибо снимает психологический барьер, и школьник чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже один, если появляется такая возможность. Причины употребления алкоголя, как известно, весьма различны. Основной из них является то, что алкоголь на сегодняшний день – единственный легализованный наркотик, вызывающий быструю эйфорию: субъективно приятное состояние, заключающееся в ощущении возбуждения, бодрости, прилива сил, неограниченных возможностей, хорошего настроения [12,с.51]. Иногда эйфория проявляется в ощущении приятной расслабленности, безмятежности, благополучия. Будучи субъективно приятным ощущением, алкогольная эйфория объективно вредное состояние, так как при этом человек всегда в той или иной степени отключается от реальности, чувствуя себя на верху блаженства без всяких объективных на то оснований.

         Передо мной стоит задача по проведению профилактической работы с учащимися. Во-первых, довести до сведения подростков информацию об угрожающем вреде, который наносит пьющий человек своему здоровью и здоровью своих близких, во-вторых, просветить учащихся о сути алкоголизма.   Употребление наркотических веществ в последние годы приобрело высокую популярность. Проблема наркомании имеет место быть в связи с отрицательной и захватывающей детское внимание пропагандой. Проводя беседу с подростками о наркомании и токсикомании, педагогу мало прочитать лекцию, продемонстрировать видеоматериалы. Такие мероприятия должны иметь эффект пролонгации и сопровождаться продуктами социального значения. Наше образовательное учреждение выпускает методические материалы для педагогов, листовки, буклеты, тематические газеты и календари, в которых демонстрируется спектр проблем, связанных с вредными привычками. Наглядное пособие помогает зрительно привлечь внимание подростков, что позволяет правильному формированию знаний об употреблении запрещающих веществ.

                Как известно, человек становится заядлым курильщиком или алкоголиком не сразу, для этого должно пройти определенное время. А для того, чтобы стать наркоманом, то есть, чтобы возникла физическая и психическая зависимость от наркотика, достаточно 1-2 раза его попробовать. Подростки и дети всегда входят в группу риска, так как ими движет любопытство и боязнь призрения со стороны сверстников. Попробовав действие наркотика, подросток уже не в силах от него избавиться. Механизм привыкания запущен. Это обстоятельство широко используют торговцы наркотиками, предлагая первую «дозу» практически бесплатно, хорошо зная, что в дальнейшем подросток пойдет на все, чтобы достать наркотик по любой цене. В своих целях распространители используют действия наркотика как предмет снятия стресса. Этим продукт становится привлекателен для школьников, ввиду высокой загруженности на уроках и отсутствием полезного досуга. Задача педагога – использовать для снятия стресса физическую активность. Наиболее успешно стресс, плохое настроение, раздражительность и агрессия у детей снимается при помощи оптимальной физической активности, и она может служить здоровой альтернативной курению, алкоголю и наркотикам. Главное – правильно преподнести свою позицию учащимся и показать личный пример. Ведь для детей больший интерес способен вызвать педагог с активной жизненной позицией и спортивными заслугами, нежели человек пассивный, не стремящийся к развитию.

             Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок должен быть здоров не только сам, но в процессе становления личности приобрести навыки формирования ЗОЖ, для дальнейшего воспитания в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья – это один из процессов социализации и воспитания. Образовательная организация воспитывает в детях здорового человека, способного развиваться и преумножать свои навыки. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Исходя из этого, становится ясно, что данная проблема нуждаются в новых подходах, методах реализации программ спортивной направленности и привлечения внимания среди подрастающего поколения.

                                                                                                                 

          Список использованных источников

1. Алешина Л.И. – Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: дис. канд. Пед. наук. – Волгоград, 2012. – С.25-34
2. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. М.: Мол, гвардия, 2015. – С.192 -196.
3. Брехман, И. И. Валеология — наука о здоровье / И. И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 2014. — С. 212- 218. ISBN 5–278–00214-Х
4. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Здоровый образ жизни – стереотипные представления и реальная ситуация // Школа здоровья. – 2012. – № 2. – С. 23-31.
5. Вольфович А.С. Подготовка будущих учителей к воспитанию у учащихся направленности на здоровый образ жизни: автореф, дис. канд. пед. наук. – Волгоград, 2002. – С. 40-51
6. Воскресенский Б.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи. – М., 2013. – С. 39.
7. Гликман, И. Национальный проект «Здоровье» и школа / И. Гликман // Народное образование. – 2012. — № 4. — С. 184–188.
8. Марков В.В. Основа здорового образа жизни профилактика болезней: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2014. – С.320.
9. Нестерова, И. А. Здоровый образ жизни в контексте категории «здоровье» / И. А. Нестерова // Высшее образование сегодня. — 2014. — № 2. — С. 92- 94.
10. Новолодская, Е. Г. Мы выбираем жизнь! Из опыта работы по профилактике вредных привычек у младших школьников / Е. Г. Новолодская, Л. М. Арутюнян, Н. В. Дмитриева // Начальная школа. — 2014. — № 12. — С. 54 -57.
11. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С. 3-14.
12. Чораян О.Г. Норма здоровья, проблемы, подходы к решению // Валеология. – 2016. – № 1. – С. 51.
13. Чумаков Б.Н. Валеология: учеб, пособие. -2-е изд., испр, и доп. – М.: Пед, общество России, 2014. – С.407 -409.
14. Яковлева М. Подросток и алкоголь // Истоки. – 2015. – № 48. – С. 14.
15. Вред наркотиков. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.vredno-vsyo.ru/food/39-vred-narkotikov.html
16. Вредные привычки подростков. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://fb.ru/article/2548/vrednyie-privyichki-podrostkov

 

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков

Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков...

Методическая разработка «Формирование здорового образа жизни у подростков»

Методическая разработка.Формирование здорового образа жизни у подростков....

Программа по профилактике правонарушений и формированию здорового образа жизни "Навстречу подростку"

Создание оптимальных условий по предотвращению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, и в преодолении  зависимости от алкогольных напитков и наркотиков. Снижение уровня агрессивн...

РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Статья посвящена вопросу сохранения здоровья подростков на уроках математики....

Доклад «Коррекционная направленность методов, средств и форм в работе по формированию здорового образа жизни у подростков ГС(К)ОУ VIII вида»

Обучение школьников бережному отношению  к своему здоровью - важнейшая  задача современного образования. Доклад прочитан на школьной научно-практической конференции...

СТАТЬЯ: формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры и привлечение подростков к занятиям физической культурой

Привлечение подростков к занятиям физической культурой как психолого-педагогическая проблемаФизическая культура создает фундамент для полноценного развития подростков, так как содержание предмета напр...

Статья "Советы подросткам и их родителям «Формирование здорового образа жизни у подростков»"

Советы подросткам и их родителям«Формирование здорового образа жизни у подростков»Педагог дополнительного образования ГБОУ школы №258 с углубленным изучением физики и химии Колп...