Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков
статья по биологии (8,9,10,11 класс) по теме

Вихарева Любовь Юрьевна

Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_gotovaya.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков.

Вихарева Л.Ю.

(учитель высшей категории, МОУ СОШ №3, г.Тверь)

Введение.

Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям политики в области образования, в соответсвии со ст. 51 ФЗ «Об образовании». А также, в послании президента России Дмитрия Медведева к Федеральному собранию РФ подчеркивается: «Школьный период формирует здоровье человека на всю последующую жизнь. К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения».

Основными целями общеобразовательной школы должно быть сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребёнка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответсвии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды. В последнее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой. Результаты социологических исследований показывают, что в системе ценностей российских школьников здоровье не поднимается выше девятого места.

Таким образом, одной из приоритетных задач образовательных учреждений становится задача воспитания у детей здорового образа жизни. задача педагогов – обучить ребёнка сохранению своего здоровья, используя в своей педагогической деятельности правдивую, научно обоснованную и полезную информацию.

Здоровье учащихся.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по-сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

Ухудшающееся зрение, хронические заболевания внутренних органов – всё это последствия систематического переутомления школьников. К концу обучения детей в школе 70% функциональных расстроийств принимают хроническую форму, в несколько раз возрастает количество паталогий пищеварительной системы, болезней глаз, увеличивается число нервно-психических заболеваний.

Чтобы остановить регресс нации и процесс её разрушения, необходимо изменить отношение к здоровью, нужно сформировать четку гражданскую позицию, заключающуюся в понимании здорового образа жизни как основного принципа жизнидеятельности и единственного пути к долгой, активной и счастливой жизни.

На графике представлены данные об ухудшении зрения у учащихся МОУ СОШ №3 с 1-го по 5-й класс с 2005 по 2010 год. Снижение ухудшения зрения, начиная с 2005 года, вызвано тем фактом, что дети теряют зрение ещё в дошкольный период. Это связано с поголовной компьтеризацией, многочасовым просмотром телевизора.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

Согласно официальному определению ВОЗ, здоровье – это физическое, психологическое и социальное благаполучие.

Здоровье зависит на 20% от окружающей среды, на 20% от наследственных факторов, на 10% от медицинского обслуживания, на 50% от образа жизни.

Здоровый образ жизни – это типичные формы и способы повседневной жизнидеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экологических и социально-экономических ситуаций.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении образования, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только образовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основные задачи здоровьесберегающих технологий: единство состояния здоровья и успешности обучения; соответствие возможностей учащегося и предъявляемых к нему требований; ценностное отношение к здоровью.

Образовательный, прогнозируемый результат этих технологий – формирование у детей навыков саморегуляции, способности совершать осознанный выбор по отношению к собственному здоровью.

В свете применения здоровьесберегающих технологий деятельность школы направлена:

  1. на формирование у учащихся и их родителей здорового образа жизни;
  2. создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, мебель, технические средства обучения, организация питания);
  3. совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания;
  4. совершенствование психологической поддержки школьников.

В школе широко применяются, как традиционные педагогические технологии (классно-урочная форма), так и педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, игровые технологии). Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива школы стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает: учет периодов работоспособности детей на уроках, учет возрастных и физиологических особенностей, наличие эмоциональных разрядок на уроках, чередование позы с учетом вида деятельности, использование физкультурных пауз на уроках.

Волонтерское движение.

Каждое учебное заведение ищет свой неповторимый, индивидуальный почерк в работе, который бы способствовал решению важнейшей задачи – формированию целостной, гармонично развитой и социально зрелой личности. одним из таких результативных направлений в нашей работе является волонтёрская деятельность. Волонтёрство не только почетно и привлекательно, но ипозволяет раскрыть лучшие человеческие и гражданские качества, демонстрирует зрелость и приносит реальную пользу.

Волонтёрское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков ведется в нашей школе с 2010 года. Потребность данного проекта была обусловлена необходимостью совершенствования информационно-просветительской работы по профилактике заболеваний среди подростков.

В основе работы волонтёров лежит овладение необходимыми знаниями в области практической психологии, навыками пропаганды здорового образа жизни, умение проводить общественные компании-акции, умение привлекать новых добровольцев, планировать и анализировать результаты своей деятельности. А также развитие таких качеств как коммуникабельность, доброжелательность, умение держаться на сцене, в классе, организаторские способности.

Деятельность волонтёров осуществляется в четырех направлениях:

  1. информационное;
  2. обучение безопасному поведению;
  3. физкультурно-оздоровительное;
  4. работа с детьми 1-4 классов и подростками 5-9 классов.

Волонтёры учавствуют в конкурсах по профилактике вредных привычек, рассказывают о полезных навыках, проводят игры, учавствуют в классных часах. Ребятам постарше рассказывают о страшных последствиях употребления табака, алкоголя; своим сверстникам – о наркомании, ВИЧ-инфекции, совместно вырабатывают приемы выхода их опасных ситуаций, учатся говорить «нет» на провокационные предложения.

Практика волонтёрской работы показывает, что  эффективность мероприятий, проводимых нашими волонтёрами оказывается высокой. Подросткам легче и проще найти язык со сверстниками. К тому же, информация, полученная от сверсника, вызывает больше доверия.

Физкультурно-оздоровительное направление реализуется очень активно. ребята учавствуют в организации и проведении всех спортивных мероприятий школы. Это дни здоровья и соревнования, посвященные Дню Защитника Отечества; соревнования по дартсу, футболу, волейболу.

В заключение хочется отметить, что положительный опыт работы волонтёров в нашем учебном заведении состоит в том, что в центр внимания ставится воспитание гражданственности, уважение к человеческим ценностям, дается понимание реальных проблем общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Формирование здорового образа жизни у подростков»

Методическая разработка.Формирование здорового образа жизни у подростков....

Программа по профилактике правонарушений и формированию здорового образа жизни "Навстречу подростку"

Создание оптимальных условий по предотвращению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, и в преодолении  зависимости от алкогольных напитков и наркотиков. Снижение уровня агрессивн...

Доклад «Коррекционная направленность методов, средств и форм в работе по формированию здорового образа жизни у подростков ГС(К)ОУ VIII вида»

Обучение школьников бережному отношению  к своему здоровью - важнейшая  задача современного образования. Доклад прочитан на школьной научно-практической конференции...

СТАТЬЯ: формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры и привлечение подростков к занятиям физической культурой

Привлечение подростков к занятиям физической культурой как психолого-педагогическая проблемаФизическая культура создает фундамент для полноценного развития подростков, так как содержание предмета напр...

Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков.

Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям политики в области образования, в соответсвии со ст. 51 ФЗ «Об образовании». А также, в послании президента России Дмитрия Медведева к Ф...

Статья "Советы подросткам и их родителям «Формирование здорового образа жизни у подростков»"

Советы подросткам и их родителям«Формирование здорового образа жизни у подростков»Педагог дополнительного образования ГБОУ школы №258 с углубленным изучением физики и химии Колп...