Доклад «Коррекционная направленность методов, средств и форм в работе по формированию здорового образа жизни у подростков ГС(К)ОУ VIII вида»
учебно-методический материал на тему
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью - важнейшая задача современного образования. Доклад прочитан на школьной научно-практической конференции
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 115 г.о.Самара
Доклад
«Коррекционная направленность методов, средств и форм в работе по формированию здорового образа жизни у подростков ГС(К)ОУ VIII вида»
Воспитатель: Шепитько Л.П.
Прочитан на школьной
научно-практической
конференции: 26.03.2013 г.
САМАРА 2013
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования.
Цель занятий: учиться быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи занятий: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями. Идея оздоровления учащихся класса была внедрена в различные формы занятий, в частности:
- занятия - дискуссии,
- занятия - игры,
- занятия – консультации,
- занятия с групповыми формами работы,
- занятия - конкурсы,
- занятия – концерты,
- занятия – экскурсии и др.
Одной из наиболее интересных форм занятий для учащихся является дискуссия. Были проведены дискуссии на темы: «Почему мы болеем?», «Что такое дружба?», «Кто может считаться настоящим другом?». Участниками последнего занятия являлись учащиеся 4б и 5-го классов. Занятие вызвало огромный интерес у ребят, равнодушными не остался никто. Все наперебой вспоминали поговорки и пословицы о дружбе и друзьях, многие из которых обсуждались в ходе дискуссии, например такие, «Друзья познаются в беде», «Скажи мне – кто твой друг и я скажу – кто ты». В дискуссии приняли активное участие такие сложные дети, как Регина Субеева и Ксюша Степанова. Пусть пока еще не совсем грамотно и четко они выражали свое мысли, но чувствовалось, что они работают с душой. В конце занятия была проведена оздоровительная игра «Комплимент». Дети говорили друг другу добрые слова, которые вызывали улыбки на лицах ребят. Занятие закончилось веселой песней «Улыбка». Это мероприятие помогло детям расслабиться, получить хороший эмоциональный настрой, услышать добрые слова о себе.
С ребятами практически ежедневно проводятся беседы на различные темы по вопросам безопасности, гигиены, питания. В каждой беседе, как правило, затрагивается несколько направлений, но именно на занятиях-беседах до ребенка не только доводится информация по заданной теме, но и сам ребенок вовлекается в процесс познания. Очень увлекательными и познавательными для детей были занятия-беседы, такие как «Умеем ли мы питаться?», «Как вести себя в общественных местах?», «Рабочие инструменты человека», «Алкоголю – нет!», «Наркотикам – нет!», «Что мы знаем о курении?».
Тема курения особенно злободневна и актуальна для нашего класса, т.к. некоторые ребята были замечены в употреблении сигарет. Для проведения эксперимента о вреде курения для здоровья человека был приглашен одни из курящих родителей. В ходе эксперимента родителю было предложено сделать затяжку сигареты и выдохнуть дым на бумажную салфетку. Результатом эксперимента было большое смоляное пятно на салфетке, а ведь оно могло бы осесть на легких курильщика. Это повергло детей в шок, а ведь это была всего одна затяжка! Дети вывод сделали сами «Курить – здоровью вредить!» На какой-то промежуток времени ребята, употребляющие сигареты, стали курить меньше. Работа о вреде курения среди ребят будет продолжена, в том числе с использованием новых форм и методов. Безусловно, для более результативной работы необходима помощь медицинских работников.
В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности детей было проведено занятие-беседа «Как вести себя с незнакомыми людьми?». На занятии учащиеся делились друг с другом своими мыслями, впечатлениями, опытом. В ходе беседы ребятам были даны рекомендации, советы. Выводы дети делали сами.
Большой интерес у детей вызвали занятия, требующие анализа ситуации – ситуативные. Например, отношения девочек между собой. Это занятие потребовало у ребят большой выдержки, самообладания, терпения.
Очень большое внимание было уделено занятиям – школам «Помоги себе сам». С ребятами продолжается работа по изучению нетрадиционных форм оздоровления, которые обобщены в брошюре. Предложенные формы оздоровления активно применяются при работе с ребятами. В результате – ребята стали меньше болеть простудными заболеваниями.
Следующая форма - занятия-концерты, которые проводились как в рамках школы, так и класса. Эти занятия всегда вызывали положительные эмоции у детей. Для участия в концертах привлекались все ребята, в том числе такие сложные, как Регина Субеева, Саша Каулин. Доброе слово воспитателя, его поддержка вселяли в этих детей заряд бодрости, уверенности.
На всех занятиях, самоподготовках всегда проводятся игры, оздоровительные минутки, которые включали не только физические упражнения, но и «этюды для души», например игра «Солнышко», оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе». Выполняя эти упражнения ребята улыбались, расслаблялись, таким образом, снимая с себя стресс и накопившуюся усталость. Оздоровительные упражнения дети проводили сами по очереди, то есть воспитатель давал возможность каждому ребенку почувствовать свои силы, проникнуться чувством ответственности за коллектив. На всех занятиях использовались сюжеты сказок, музыка, спецэффекты, которые способствовали благоприятному воздействию на организм ребенка, тем самым, помогая оздоровлению детей.
Занятия – экскурсии занимают немаловажное значение здоровьесбережению детей. При посещении краеведческого музея, ребята кроме знаний получили еще и массу положительных эмоций. Экскурсия повысила работоспособность детей, активизировала их интерес к познанию. Все эти факторы благотворно воздействуют на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.
Нельзя не затронуть роль воспитателя при проведении занятий. Только при доброжелательном отношении к детям, умении вовлечь детей в процесс познания самого себя и окружающего мира, занятия принесут детям чувство удовлетворения, легкости и радости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Организация работы по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
В данном материале представлены материалы из моего опыта работы в направлении формирования ЗОЖ. Дети с ОВЗ являются так называемой "группой риска" в плане асоциального поведения. Проживая рядом с людь...
Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков
Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков...
Родительское собрание на тему: «Обеспечение полезной досуговой занятости детей и подростков в дни каникул как одна из форм профилактики правонарушений и формирования здорового образа жизни”
Работа с родителями...
Система работы по формированию здорового образа жизни как средство здоровьесбережения школьника
Система работы по формированиюздорового образа жизни как средство здоровьесбережения школьника...
СТАТЬЯ: формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры и привлечение подростков к занятиям физической культурой
Привлечение подростков к занятиям физической культурой как психолого-педагогическая проблемаФизическая культура создает фундамент для полноценного развития подростков, так как содержание предмета напр...
Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков.
Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям политики в области образования, в соответсвии со ст. 51 ФЗ «Об образовании». А также, в послании президента России Дмитрия Медведева к Ф...
Формирование здорового образа жизни у подростков в системе образовательной и воспитательной работы
Освещены вопросы формирования здорового образа жизни у подростков, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и полезные привычки....