РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
статья по алгебре по теме
Статья посвящена вопросу сохранения здоровья подростков на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Собещикова С.М., учитель математики
МБОУ «СОШ № 19»
e-mail:sobeshikova2012@yandex.ru
« Здоровье – не все, но все без здоровья ничто»
Сократ
Здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками десять или двадцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. В связи с этим встаёт острая проблема – сохранения здоровья наших детей.
«Здоровье» – это нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова). Оно состоит из нескольких компонентов:
- соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания;
- физическое – уровень роста и развития органов и систем организма;
- психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта;
- нравственное – комплекс характеристик мотивационной и информативной сферы жизнедеятельности
Математика – один из основных предметов школы. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья детей. Общеизвестно также, что именно затруднения в изучении математики часто являются причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а, следовательно, к снижению качества здоровья.
Всем известно, что миром правят числа. Практически всё, что нас окружает, можно описать с помощью чисел, а, следовательно, совместить с математикой. На своих уроках я стараюсь создать условия для формирования здоровой личности обучающихся. Перед собой ставлю следующие задачи:
- увеличить двигательную активность обучающихся на уроке;
- включить в процесс обучения задачи с валеологическим содержанием;
- учитывать возможности детей, их индивидуальные особенности на уроках.
Для того, чтобы увеличить двигательную активность обучающихся, провожу динамические паузы, о роли которых для сбережения здоровья уже немало сказано. Вообще, все динамические паузы можно разделить на две группы. К первой относятся физкультурные минутки, которые связаны с выполнением физических упражнений и не связаны по содержанию с процессом обучения математике. Ко второй группе - упражнения, которые организуют процесс усвоения учебных знаний: например, пересчёт предметов, движение руками, головой с целью изображения геометрических фигур, чисел, эстафеты по решению примеров и т.п. Например, если мной предложен верный ответ, наклон головы влево, неверно - вправо.
На мотивационных этапах уроков я использую развивающие игры, например игра «Ушки на макушке!». Идея игры заключается в том, чтобы верно отреагировать на названное учителем число. Игровые действия состоят в том, чтобы быстро, услышав число, либо хлопнуть, либо топнуть.
Для решения второй задачи стараюсь связать изучаемый материал с какими-либо сведениями о здоровье, о приборах, применяемых в медицине, о нормальных показателях здоровья. В курсе математики 5 - 6 класса очень много тем, к которым можно это применить, например, изучая тему «Шкалы и координаты», говорим о тонометре и нормальном давлении, о термометре и нормальной температуре тела человека, об оптимальной температуре воздуха в классе, и т.д.; при изучении темы «Проценты» говорим о процентном соотношении факторов, влияющих на здоровье; при изучении отрицательных и положительных чисел о роли отрицательных и положительных эмоций. Задачу, которая содержит сведения о правильном питании, рациональном режиме дня, о качественном и количественном содержании витаминов в том или ином продукте можно увязать с многими изучаемыми темами. На этапе устного счета кодирую слова, например, название полезного продукта, режимного момента. Таким образом, дети в ненавязчивой форме узнают или закрепляют знания о здоровом образе жизни.
Известно, что далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Решая третью задачу, на своих уроках организую работу в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик, может чувствовать поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.
Считаю, что несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.
Список использованных источников
- Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2004.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков
Волонтерское движение как средство формирования здорового образа жизни у подростков...
Методическая разработка «Формирование здорового образа жизни у подростков»
Методическая разработка.Формирование здорового образа жизни у подростков....
Программа по профилактике правонарушений и формированию здорового образа жизни "Навстречу подростку"
Создание оптимальных условий по предотвращению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, и в преодолении зависимости от алкогольных напитков и наркотиков. Снижение уровня агрессивн...
Формирование здорового образа жизни младших школьников
Материал презентации рекомендован для педагогического коллектива ОУ...
"Дневник здоровья" как средство формирования здорового образа жизни младших школьников.
Беседа о здоровье детей в школе...
СТАТЬЯ: формирование здорового образа жизни у подростков средствами физической культуры и привлечение подростков к занятиям физической культурой
Привлечение подростков к занятиям физической культурой как психолого-педагогическая проблемаФизическая культура создает фундамент для полноценного развития подростков, так как содержание предмета напр...
Статья "Советы подросткам и их родителям «Формирование здорового образа жизни у подростков»"
Советы подросткам и их родителям«Формирование здорового образа жизни у подростков»Педагог дополнительного образования ГБОУ школы №258 с углубленным изучением физики и химии Колп...