Рабочая программа кружка "Шахматы" основная школа
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Адамовская основная общеобразовательная школа»
Тел./факс 8(30131)99137 e-mail:adamovoschool@mail.ru
671620 Республика Бурятия, Баргузинский район, с.Адамово, ул.Советская,2.
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета МБОУ «Адамовская ООШ» ________________ Протокол №___ от «___» ___________2022г | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ «Адамовская ООШ» ________М.А. Шелковников «___» ___________2022 г | «Утверждаю» Директор МБОУ «Адамовская ООШ» ________________ Нолева Л.Г. Приказ №______ от «___» ____________2022 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Шахматы»
для основной школы
.
Разработал учитель информатики
ФИО учителя Коневина Бориса Сергеевича
Квалификационная категория
Год разработки программы 2022
Срок действия программы 5 лет
с.Адамово
- Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности (основное общее образование) Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др./Под ред. Горского Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности.
Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Цель:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактнологического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Общая характеристика учебного курса
Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ученик, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 5 года обучения (175 часов). На реализацию курса в каждом классе занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Режим занятий обусловлен нормативно-правовой общеобразовательной базой.
Краткая характеристика условий организации образовательного процесса
В МБОУ «Адамовская ООШ» учатся дети из 4 сел.
На качество обучения влияют различные факторы:
- учащиеся подвозятся из сел (Макаринино-16 км., Журавлиха-7 км.) на школьном автобусе.
- неблагоприятные погодные условия (грунтовое покрытие дороги: осенняя и весенняя распутица, обильные снегопады, заносы в зимний период).
Все выше изложенные факторы негативно влияют на физическое, психическое и эмоциональное состояние, что, конечно же, наносит огромный урон усвоению программного материала и влияет на качество знаний. Однако, малочисленный состав позволяет применять личностно-ориентированный подход к обучению, а также ежедневно отслеживать усвоение преподаваемого материала.
Учебно-методический комплект по Шахматам автора В.А. Горского позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения в области шахмат.
Материально-техническое обеспечение программы составляет:
Компьютеры, интерактивная доска, классная доска, ноутбук, таблицы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудования.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
- ю
- Формировать уважительное отношение к иному мнению.
- Учиться понимать свою роль, развивать самостоятельность и ответственность.
- Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Учиться относиться бережно к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
- Сформировать умение ставить мат с разных позиций.
- Сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов.
- Сформировать умение записывать шахматную партию.
- Сформировать умение проводить комбинации Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах)
- Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
Метапредметные результаты
- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла,
- соотнесение целей с возможностями
- определение временных рамок определение шагов решения задачи
- видение итогового результата
- распределение функций между участниками группы
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Содержание учебного курса
1 год обучения
№ п/п | Название раздела (главы) | Кол-во часов | Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1 | Шахматные дебюты | 11 | Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов. Разыгрывание фигур. |
2 | Шахматные партии | 4 | Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии. |
3 | Классификация дебютов | 2 | Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное –быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии. |
4 | Виды защиты | 9 | О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции. Тактические удары и комбинации. Завлечение и отвлечение. Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта. |
5 | Атака с разных полей | 9 | Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов. |
Итого | 35 |
2 год обучения
№ п/п | Название раздела (главы) | Кол-во часов | Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1 | Основные позиции | 8 | Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии. |
2 | Развитие фигур | 6 | Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба зацентр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. П ять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур. |
3 | Гамбиты | 4 | Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. |
4 | Перезагрузка фигур | 9 | Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру Устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. |
5 | Атака с разных полей | 8 | Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов. |
Итого | 35 |
3 год обучения
№ п/п | Название раздела (главы) | Кол-во часов | Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1 | Развитие фигур | 11 | Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии. |
2 | Виды партий | 5 | Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии. |
3 | Борьба за центр | 2 | Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. |
4 | Виды защит короля | 9 | Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. |
5 | Ослабление позиции | 8 | Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов. |
Итого | 35 |
4 год обучения
№ п/п | Название раздела (главы) | Кол-во часов | Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1 | Построение стратегических планов | 11 | Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии. |
2 | Король против пешек | 5 | Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии. |
3 | Активный король | 2 | Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. |
4 | Окончание партий | 9 | Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар |
5 | Комбинации эндшпиля | 8 | Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов. |
Итого | 35 |
5 год обучения
№ п/п | Название раздела (главы) | Кол-во часов | Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1 | Построение стратегических планов | 11 | Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии. |
2 | Король против пешек | 5 | Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес. Взаимодействие сил. Пять типов взаимодействия фигур. Пять факторов, определяющих ценность фигур. Борьба за пешки и поля. Как активизировать собственные фигуры. Практическое управление по основам стратегии. |
3 | Активный король | 2 | Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. |
4 | Окончание партий | 9 | Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар |
5 | Комбинации эндшпиля | 8 | Атака на короля. Слабый пункт при рокировках. Контратака. Практические занятия. Разбор специально подобранных позиций. Анализ партий лучших шахматистов. |
Итого | 35 |
Формы организации и виды деятельности
Общеклассные тематические занятия, беседы.
Групповые: групповая работа на занятиях, групповые задания, совместная деятельность.
Индивидуальные: выполнение индивидуальных заданий.
- Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
№ п/п | Тема | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
Раздел «Шахматные дебюты» - 11 ч. | |||
1/1 | Организационное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. | ||
2/2 | Этика поведения шахматиста во время игры. | ||
3/3 | Разбор дебютов | ||
4/4 | Три правила дебюта. | ||
5/5 | Нападение и защита. Размен. | ||
6/6 | «Силовые» методы в шахматах. | ||
7/7 | Активность – важнейший принцип игры шахмат. | ||
8/8 | Основные цели дебюта. | ||
9/9 | Как разыгрывать дебют | ||
10/10 | Дебютные ловушки. | ||
11/11 | Расположение пешек и пешечные слабости. | ||
Раздел «Шахматные партии» - 4 ч. | |||
12/1 | Три стадии шахматной партии. | ||
13/2 | Стратегические цели. | ||
14/3 | Быстрое развитие фигур. | ||
15/4 | Направленная борьба за центр. | ||
Раздел «Классификация дебютов» - 2ч. | |||
17/1 | Классификация дебютов. | ||
18/2 | Дебют четырёх коней. | ||
Раздел «Виды защиты» - 9 ч. | |||
20/1 | Шотланская партия. | ||
21/2 | Защита Каро-Канн. | ||
23/3 | Ферзевой гамбит. | ||
24/4 | Тренировочные партии. | ||
25/5 | Учебные партии с 1 по 11. | ||
26/6 | Развитие фигур. | ||
27/7 | Владение открытыми линиями. | ||
28/8 | Слабые и сильные поля. | ||
29/9 | Ослабление позиции короля. | ||
Раздел «Атака с разных полей» - 9 ч. | |||
31/1 | Контрольные упражнения. | ||
32/2 | Как не надо и как надо атаковать короля. | ||
33/2 | Атака на слабый пункт f7 f2. | ||
34/4 | Атака на не рокированного короля. | ||
35/5 | Не рокируй под атаку. | ||
36/6 | Атака при односторонних рокировках. | ||
37/7 | Расположение пешек после рокировки. | ||
38/8 | Фигурная атака. | ||
39/9 | Атака по слабым полям. |
2 год обучения
№ п/п | Тема | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) | |
Раздел «Основные позиции» - 8 ч. | ||||
1/1 | Повторение пройденного материала изученного за год. | |||
2/2 | Игровая практика (нач. игры) | |||
3/3 | Три правила дебюта. | |||
4/4 | Основные цели дебюта. | |||
5/5 | Слабые и сильные поля. | |||
6/6 | «Силовые» методы в шахматах. | |||
7/7 | Ослабление позиции короля. | |||
8/8 | Нападение и защита. Размен. | |||
Раздел «Развитие фигур» - 6 ч. | ||||
9/1 | Жертва, угроза. | |||
10/2 | Форсированный вариант. | |||
11/3 | Оценка позиции. | |||
12/4 | Быстрое развитие фигур. | |||
13/5 | Развитие фигур-основ новый принцип в дебюте. | |||
14/6 | Пешечные слабости. | |||
Раздел «Гамбиты» - 4 ч. | ||||
15/1 | Развитие фигур и борьба за центр в дебюте. | |||
16/2 | Классификация дебютов. | |||
17/3 | Ферзевой гамбит. | |||
18/4 | Преимущество в развитии. | |||
Раздел «Перезагрузка фигур» - 9 ч. | ||||
19/1 | Владение открытыми линиями. | |||
20/2 | Ослабление позиции короля. | |||
21/3 | Преимущество в пространстве. | |||
22/4 | Двойной удар. | |||
23/5 | Открытое нападение. | |||
24/6 | Связка. | |||
25/7 | Завлечение. | |||
26/8 | Отвлечение. | |||
27/9 | Уничтожение защиты. | |||
Раздел «Атака с разных полей» - 4 ч. | ||||
28/1 | Освобождение пространства(поля или линии) | |||
29/2 | Блокирование поля(или нескольких полей) | |||
30/3 | Перегрузка фигур | |||
31/4 | Разрушение пешечного прикрытия. | |||
32/5 | Атака на короля | |||
33/6 | Рокировка, слабые пункты | |||
34/7 | Разбор позиций | |||
35/8 | Анализ |
3 год обучения
№ п/п | Тема | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) | |||
Раздел «Развитие фигур» - 11 ч. | ||||||
1/1 | Повторение пройденного материала изученного за год. | |||||
2/2 | Игровая практика (нач. игры) | |||||
3/3 | Сравнительная ценность шахматных фигур. | |||||
4/4 | Основные цели дебюта. | |||||
5/5 | Классификация дебютов. | |||||
6/6 | Развитие фигур и борьба за центр. | |||||
7/7 | Активность важнейший принцип игры шахмат. | |||||
8/8 | Как разыгрывать дебют. Основные цели. | |||||
9/9 | Расположение пешек. | |||||
10/10 | Пешечные слабости. | |||||
Раздел «Виды партий» - 5 ч. | ||||||
11/1 | Классификация дебютов. | |||||
12/2 | Развитие фигур. | |||||
13/3 | Борьба за центр в дебютах. | |||||
14/4 | Защита двух коней. | |||||
15/5 | Шотланская партия. | |||||
Раздел «Борьба за центр» - 2 ч. | ||||||
16/1 | Ирланская партия. | |||||
17/2 | Французкая защита. | |||||
Раздел «Виды защит короля» - 9 ч. | ||||||
18/1 | Защита Каро-Канн. | |||||
19/2 | Сицилианская защита. | |||||
20/3 | Ферзевый гамбит. | |||||
21/4 | Защита Немцовича. | |||||
22/5 | Дебют четырех коней. | |||||
23/6 | Защита двух коней. | |||||
24/7 | Разбор учебных партий. | |||||
25/8 | Материальное преимущество. | |||||
26/9 | Позиционное преимущество. | |||||
Раздел «Ослабление позиции» - 8 ч. | ||||||
28/1 | Преимущество в пространстве. | |||||
29/2 | Владение открытыми линиями. | |||||
30/3 | Слабые и сильные поля. | |||||
31/4 | Ослабление позиции короля. | |||||
32/5 | Как малыми силами удержать превосходство силы противника. | |||||
33/6 | Чья пешка первая проходит в ферзи. | |||||
34/7 | Пешечный прорыв. | |||||
35/8 | Переход в выигрышные пешечные окончания. Найденный путь |
4 год обучения
№ п/п | Тема | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) | |
Раздел «Построение стратегических планов» - 11 ч. | ||||
1/1 | Организационный момент. Знакомство. | |||
2/2 | Повторение материала изученного за год. | |||
3/3 | Оценка позиции. | |||
4/4 | Реализация преимущества. | |||
5/5 | Построение стратегических планов. | |||
6/6 | Реализация преимущества в окончании. | |||
7/7 | Особенности фигур. | |||
8/8 | Плохие слоны и слабость поля. | |||
9/9 | Слабые и сильные поля | |||
10/10 | Классификация дебютов. | |||
11/11 | Правило квадрата | |||
Раздел «Король против пешек» - 5 ч. | ||||
12/1 | Когда королю мешает собственная пешка. | |||
13/2 | Король и пешка против короля. | |||
14/3 | Оппозиция, как оттолкнуть «плечом» короля противника. | |||
15/4 | «золотое» правило оппозиции. | |||
16/5 | Запасные ходы для овладения позицией | |||
Раздел «Активный король» - 2 ч. | ||||
17/1 | Лишняя пешка-никогда не лишняя. | |||
18/2 | Активный король – как лишняя фигура. | |||
Раздел «Окончание партий» - 9 ч. | ||||
19/1 | Отдаленная проходная пешка. | |||
20/2 | Как малыми силами удержать превосходящие силы противника. | |||
21/3 | Фигуры против пешки. Ферзь, ладья, слон, конь. | |||
22/4 | Ладейные окончания. | |||
23/5 | Коневые окончания. | |||
24/6 | Слоновые окончания. | |||
25/7 | Слон против коня. | |||
26/8 | Преимущество двух слонов в эндшпиле. | |||
27/9 | Ферзевые окончания. | |||
Раздел «Комбинации эндшпиля» - 8 ч. | ||||
28/1 | Борьба фигур без пешек. | |||
29/2 | Лишнее качество при пешках. | |||
30/3 | 20 правил игры в эндшпиле. | |||
31/4 | Тактические удары и комбинации. | |||
32/5 | Атака на короля. | |||
33/6 | Атака при разносторонних рокировках. | |||
34/7 | Контратака в центре. | |||
35/8 | Анализ |
5 год обучения
№ п/п | Тема | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) | |
Раздел «Построение стратегических планов» - 11 ч. | ||||
1/1 | Организационный момент. Знакомство. | |||
2/2 | Повторение материала изученного за год. | |||
3/3 | Оценка позиции. | |||
4/4 | Реализация преимущества. | |||
5/5 | Построение стратегических планов. | |||
6/6 | Реализация преимущества в окончании. | |||
7/7 | Особенности фигур. | |||
8/8 | Плохие слоны и слабость поля. | |||
9/9 | Слабые и сильные поля | |||
10/10 | Классификация дебютов. | |||
11/11 | Правило квадрата | |||
Раздел «Король против пешек» - 5 ч. | ||||
12/1 | Когда королю мешает собственная пешка. | |||
13/2 | Король и пешка против короля. | |||
14/3 | Оппозиция, как оттолкнуть «плечом» короля противника. | |||
15/4 | «золотое» правило оппозиции. | |||
16/5 | Запасные ходы для овладения позицией | |||
Раздел «Активный король» - 2 ч. | ||||
17/1 | Лишняя пешка-никогда не лишняя. | |||
18/2 | Активный король – как лишняя фигура. | |||
Раздел «Окончание партий» - 9 ч. | ||||
19/1 | Отдаленная проходная пешка. | |||
20/2 | Как малыми силами удержать превосходящие силы противника. | |||
21/3 | Фигуры против пешки. Ферзь, ладья, слон, конь. | |||
22/4 | Ладейные окончания. | |||
23/5 | Коневые окончания. | |||
24/6 | Слоновые окончания. | |||
25/7 | Слон против коня. | |||
26/8 | Преимущество двух слонов в эндшпиле. | |||
27/9 | Ферзевые окончания. | |||
Раздел «Комбинации эндшпиля» - 8 ч. | ||||
28/1 | Борьба фигур без пешек. | |||
29/2 | Лишнее качество при пешках. | |||
30/3 | 20 правил игры в эндшпиле. | |||
31/4 | Тактические удары и комбинации. | |||
32/5 | Атака на короля. | |||
33/6 | Атака при разносторонних рокировках. | |||
34/7 | Контратака в центре. | |||
35/8 | Анализ |
- Список литературы
- Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. М.: ФиС, 1965.
- Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. М.: ФиС, 1980.
- Гришин В.Г., Ильин Е.И. Шахматная азбука. М.: ФиС, 1972.
- Ильин Е. В стране шахматных королей. М.: «Малыш», 1985.
- Майзелис И. Шахматы. М.: Детгиз, 1960.
- Никитин А.П., Фрадкин А.М. Книга начинающего шахматиста. Красноярск, 1983.
- Панов В. Курс дебютов. М.: ФиС, 1961.
- Панов В. Шахматы для начинающих. М.: ФиС, 1955.
- Сухин И.Г. Шахматы, первый год. М.: Просвещение, 1996.
- Сухин И.Г. Шахматы, второй год. М.: Просвещение, 1996.
Сказки и рассказы для детей о шахматах
- Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
- Гришин В., Осипов Н. В гостях у короля.
- Ильин Е. В стране деревянных Королей. М.: Малыш, 1982
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа коррекционной школы для 9 класса биология
рабочая программа по биологии 8 вида для 9 класса, с развёрнутым календарно-тематическим планированием...
Рабочая программа начальной школы (3 классы) на 2012-20123гг.на 3часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...
Рабочая программа начальной школы (4 классы) на 2012-2013гг.на 3часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещени...
Рабочая программа основной школы (6классы) на 2012-2013гг.на 3 часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...
Рабочая программа основной школы (7классы) на 2012-2013гг.на 3 часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...
Рабочая программа основной школы (8классы) на 2012-2013гг.на 3 часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...
Рабочая программа. Начальная школа. немецкий язык.
Рабочая программа по немецкому языку в начальной школе....