Обучение учащихся страховке на занятиях в ОДОД по программе «Общая физическая подготовка с элементами айкидо» как важный элемент обеспечения безопасности участников образовательного процесса
статья
Аннотация: Актуальность данной статьи обусловлена тем, что страховка, как и в любом виде спорта и боевом искусстве, на занятиях айкидо в школе является одним из самых важных разделов при изучении различных техник данного восточного единоборства и необходима для обеспечения безопасности жизнедеятельности занимающихся в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Обучение учащихся страховке на занятиях в ОДОД по программе «Общая физическая подготовка с элементами айкидо» как важный элемент обеспечения безопасности участников образовательного процесса
Леднев Сергей Эдуардович
Педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №143 с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга
Аннотация: Актуальность данной статьи обусловлена тем, что страховка, как и в любом виде спорта и боевом искусстве, на занятиях айкидо в школе является одним из самых важных разделов при изучении различных техник данного восточного единоборства и необходима для обеспечения безопасности жизнедеятельности занимающихся в повседневной жизни.
Санкт - Петербург
2022
Задачи обучения айкидо как и любым видам восточных единоборств неотделимы от формирования физических и психических способностей обучающихся. Процесс обучения представляет собой неразрывное единство и взаимосвязь стадий и этапов обучения прежде всего двигательным действиям.
Обучение двигательным действиям в айкидо определяется как процесс взаимодействия между мастером и учеником, в результате которого у занимающегося формируются двигательные умения и навыки, направленные на овладение основами данного боевого искусства при грамотном применении различных видов страховок.
Страховка – комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности занимающихся в процессе учебной деятельности.
Страховка, как и в любом виде спорта и боевом искусстве, а также на занятиях в ОДОД по программе «Общая физическая подготовка с элементами айкидо» является одним из самых важных разделов при изучении различных техник и входит в число «краеугольных камней безопасности», вместе дисциплиной и разминкой. Пока обучающийся не достигнет определённых навыков при исполнении страховки, он не сможет выполнять многие технические приемы, поскольку применение этих приемов учеником, не умеющем выполнять страховку, могут привести к серьёзным травмам. С ростом мастерства в страховках ученику будут даваться и более сложные техники. Именно по этой причине страховкам на тренировках уделяется пристальное внимание, особенно учащимся младших классов.
При обучении страховке обучающиеся изучают следующие важные разделы:
- теоретические знания о выполнении страховки
- безопасное выполнение различных видов страховки
- взаимодействие с партнером (правильный тайминг выполнения страховки)
Обучение страховке способствует развитию координации движений, выносливости, а также воспитанию толерантности в коллективе.
При обучении страховке предусматривается последовательность и непрерывность процесса, преемственность в решении задач обучения базовым упражнениям и укрепления здоровья занимающихся, поддержка интереса к занятиям спортом и профилактики основных заболеваний, создания предпосылок для достижения спортивных результатов и подготовки к активной трудовой деятельности.
Данная статья составлена на основе используемой литературы и собственного опыта как педагога дополнительного образования в школе, материалов, полученных на ежегодных семинарах по повышению квалификации инструкторов Айкидо и с учетом нормативных документов.
Одним из ведущих факторов достижения высоких результатов занимающихся боевыми искусствами, в том числе и айкидо, являются техническая и физическая подготовленность, которые основываются на современных методиках развития у учеников специальных двигательных навыков, в частности навыков динамической страховки при падении (укеми).
Педагог управляет деятельностью обучающегося, опираясь на знание закономерностей обучения. Основные закономерности обучения находят отражение в методических принципах. Методические принципы содержат обязательные требования, ориентиры и правила к проведению процесса физического воспитания для обеспечения необходимого эффекта.
Основными методическими принципами являются:
- принцип сознательности и активности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности и индивидуализации;
- принцип систематичности;
- принцип прогрессирования;
- принцип обеспечения безопасности.
Все занятия айкидо начинаются с общей разминки, которая проводится для подготовки тела к занятию. Качественная разминка и разогрев всех групп мышц, подготовка к выполнению элементов айкидо, связанных с гибкостью, растяжкой, равновесием позволяет свести к минимуму риск получения микротравм при выполнении элементов динамической страховки в айкидо. Сначала проводится разминка для корпуса по принципу снизу-вверх, начиная со стоп, заканчивая шеей. Далее – специализированная разминка для рук, а затем растяжка для ног.
Основная часть занятия включает теоретическую и практическую части, в течение которых большое значение уделяется изучению различного вида страховкам. Укэми — самостраховка при падении. С самого первого занятия начинающих обучают правильному падению, чтобы избежать травм при последующем изучении техник. Укэми - "знание" об атаке и способность к самосохранению. Укеми, в переводе с японского, означает - "обороняться, защищаться", применительно к технике Айкидо переводится как "страховка".
Основные виды страховки, применяемые в айкидо, это: перекат назад, уширо укеми - кувырок назад, маэ укеми - кувырок вперед.
В каждом из этих видов исполнения страховок, существуют свои деления на те или иные "варианты" страховок. Маты или специальное борцовское покрытие (татами) позволяют добиться безопасного их выполнения.
На первом году обучению при обучении страховке в айкидо большое внимание уделяется:
- овладению общеразвивающими и специальными упражнениями, необходимыми для изучения техники страховки при падении (укеми),
- умению правильно выполнять базовые варианты страховки в вариантах исполнения (без партнёра и с партнёром),
- овладению и уверенному выполнению в медленном темпе техники укеми из статического положения,
- твёрдому знанию основных терминов, правил поведения на тренировках, названию применяемых технических действий.
Для второго и последующих годов обучения, когда наблюдается достаточно сформированное развитие гибкости, выносливости, координации движения, скоростных качеств, характерно обучение:
- умению выполнять технику страховки при укеми с максимальной амплитудой в динамике, слитно,
- овладение основами применения техники страховки в ходе отработки свободной техники,
- совершенствование специфических для айкидо физических и волевых качеств занимающихся,
- умение комбинировать варианты техники страховки при укеми.
Для организации более эффективного учебного процесса, для повышения качества обучения на занятиях используются образовательные технологии. Развивающее обучение строится по принципам:
- каждое занятие – что-то новое,
- от простого к сложному,
-от известного к неизвестному,
- обязательное повторение и закрепление материала,
- доведение обученности участников до высокого уровня.
На занятиях айкидо применяется разноуровневое обучение.
Дети имеют разный уровень способностей, разный тип нервной деятельности, вид темперамента, разные характеры, поэтому одно из условий успешной работы – дифференцированный подход, рассчитанный на разный уровень знаний и умений.
Исходя из практического опыта в обучении детей технике динамической страховки (укеми), предлагается руководствоваться следующими наработками:
- целостный показ движения и показ движения по фазам, причем учитывать тот факт, что каждый конкретный ученик увидит движение по-своему;
- не форсировать освоение укеми, используя желание учеников выполнять самые сложные задания без учета своих возможностей;
- время наработки укеми в каждом занятии должно составлять не менее 25% от общего времени занятия;
- наработку укеми можно и нужно «прятать» в наработку формального выполнения иных технических действий айкидо;
- скорость выполнения на начальной фазе разучивания невысокая, требовать от занимающихся точного выполнения инструкций по фазовому выполнению;
- четко представлять себе желаемый результат и корректировать его под индивидуальные возможности ученика.
Следует отметить, что игровые формы построения занятий дают наиболее эффективную отдачу в процессе обучения.
Здоровьесберегающие технологии подразумевают соблюдение режима занятий, использование динамических пауз, проведение бесед по технике безопасности, учет возрастных особенностей детей.
Педагогу необходимо соблюдать целостность показа движений. Приведу некоторые особенности при обучении видам укеми. Рисунок выполнения страховки при падении перекатом назад (уширо кайтен укеми) должен быть полностью идентичен рисунку выполнения страховки при падении перекатом вперед (мае укеми). Об этом обязательно нужно рассказывать ученикам. И одним из вариантов обучения является показ в последовательности: перекат вперед и без остановки – перекат назад.
Важным моментом является требование правильной постановки работы рук при выполнении страховки при падении (укеми) и сопровождение ладоней рук взглядом.
При обучении занимающихся страховке перекатом назад (уширо укеми) ключевым моментом является работа руки, соответствующей впереди стоящей ноге. При выполнении переката эта рука выкладывается по линии переката, разворачиваясь ладонью вниз к покрытию (в более сложном варианте выполняется удар этой рукой по покрытию). Выполнение данного требования позволяет сократить срок обучения перекату назад за счет наиболее естественного движения корпуса ученика. Введение этого требования при обучении различных возрастных групп показало свою высокую эффективность. Практически с первого момента соблюдения этого правила девяносто процентов занимающихся могут сразу выполнять страховку перекатом назад.
Скорость выполнения переката на начальной стадии обучения должна быть невысокой. Надо строго соблюдать правила безопасности при работе в группе, дистанция от следующих друг за другом учеников, как минимум два переката. Допускается предупреждать партнера голосом о возможном столкновении.
Безопасность любого занятия обеспечивается 3-мя составляющими:
- соответствие формы;
- соблюдение дисциплины;
- умение выполнять страховку (самостраховку).
Страховка – комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности занимающихся в процессе учебной деятельности. Различают индивидуальную и групповую страховку. Индивидуальная страховка – осуществляется преподавателем или одним из занимающихся. Групповая страховка – осуществляется 2-мя или более людьми, при этом каждый страхующий располагается на своем месте и не имеет право надеяться на другого страхующегося.
Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или занимающим для правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся:
- проводка – это форма помощи от начала упражнения до его окончания,
- поддержка – один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, а умение прилагать свои усилия еще не достаточно развито,
- фиксация – задержка обучаемого в определенной точки движения,
- подталкивание – это кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по уходу исполнения отдельных, наиболее ответственных фаз движения,
- подкрутка – кратковременная помощь при вращательном движении.
По мере овладения упражнениями помощь уменьшается, а затем прекращается и заменяется страховкой. Злоупотреблять помощью нельзя, потому что можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, на определенном этапе необходимо добиться самостоятельного выполнения.
Страхующий обязан:
- хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;
- умело использовать разновидности страховки, не мешая занимающему выполнять упражнения;
- знать индивидуальные особенности занимающихся.
Важно помнить, что одной из причин травматизма на уроках физического воспитания является недостаточная общая и специальная разминка, теоретическая и практическая обученность обучающихся при выполнении различных двигательных действий, дисциплинированность и ответственность за своё здоровье и здоровье других участников образовательного процесса.
Самостраховка - очень важный элемент учебно-воспитательного процесса, когда занимающий правильно оценивает собственные возможности. Это способность занимающего своевременно принимать решение и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникнуть во время выполнения различных упражнений. Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче занимающий овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий должен воспитывать у обучающих эти навыки. Самостоятельная страховка значительно повышает ответственность занимающихся и является надежной защитой от травм. Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнения и совершенствования при их исполнении.
Актуальность применения страховочных комплексов, используемых на занятиях айкидо, заключается в том, что освоение техники динамической страховки (укеми) оказывает несомненную пользу ученикам не только в ходе тренировочного процесса, но также и на занятиях физической культуры в школе и в повседневной жизни. Оно способствует уменьшению травматизма при падении на улице, в том числе в гололёд, на лестницах и т.п., кроме того, значительно уменьшает саму вероятность падения при потери равновесия, так как в ходе тренировок по освоению техники динамической страховки у учеников значительно улучшается уровень общей координации.
Освоение техники динамической страховки (укеми) имеет значительный оздоровительный аспект. При выполнении упражнений страховки при выполнения укеми позвонки выравниваются, улучшается подвижность межпозвоночных суставов, позвоночнику придается гибкость и предотвращается возникновение межпозвоночных грыж. Укеми является мягкой формой массажа всего тела ученика, позволяющей незаметно проработать не только традиционно массируемые группы мышц, но и воздействовать на внутренние мышцы и суставы, практически недоступные для обычных видов массажа.
Используемая литература:
Рольф Бранд «Айкидо - учение и техника гармоничного развития»,
А.Качан, А.Чуфистов «Айкидо. Образовательная программа дополнительного образования для специализированных детских групп, учреждений дополнительного образования и спортивных клубов
Тамура Нобуеси Айкидо. Этикет и передача традиций (книга для учителей). София, 2002 г.
Джузеппе Раглиони Ки-Айкидо путь объединения сознания и тела Тесса Санкт-Петербург, 2002 г. Восточные единоборства для мальчиков. Автор-составитель М. Гутин
Адель Вестбрук, Оскар Ратти Айкидо и динамическая сфера. София, 1999 г.
В.С. Рубин «Избранные разделы теории и методики физической культуры» Москва-2000 Учебное пособие для студентов бакалаврского уровня высшего физкультурного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Общая физическая подготовка"
Программа кружка ОФП, составленная в соответствии с «Комплексной программой физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич)....
Образовательная модифицированная программа "Общая физическая подготовка"
Цель ОФП - создать прочную основу для воспитания здорового человека, сильной гармонично развитой личности....
Дополнительная общеразвивающая программа "Общая физическая подготовка с элементами лыжной подготовки"
ПРограмма расчитана на детей начальной школы. По 144 часа в год. 2 раза в неделю по 2 часа....
Дополнительная общеразвивающая программа "Общая физическая подготовка с элементами акробатики"
Для детей 7-11 лет. Программа расчитана на 4 года....
Семинар для учителей «Информационная безопасность участников образовательного процесса»
Цель семинара: рассмотреть основные угрозы информационной безопасности участников образовательного процесса, методы профилактики и устранения этих угроз, дать практические рекомендации использования и...
Образовательная программа для учащихся специализированных (кадетских) классов в рамках дополнительного образования: «Общая физическая подготовка»
Образовательная программа предназначена для проведения учебно-тренировочного процесса с учащимися специализированных (кадетских) классов.Одна из целевых установок в системе учащейся молодёжи - п...
Угрозы психологической безопасности участников образовательного процесса в цифровой век
Информация является серьёзным компонентом изменений в современном обществе. Новые технологии внедряются быстрее, чем анализируются их возможные последствия для психологического здоровья человека. Учеб...