Семинар для учителей «Информационная безопасность участников образовательного процесса»
консультация на тему
Цель семинара: рассмотреть основные угрозы информационной безопасности участников образовательного процесса, методы профилактики и устранения этих угроз, дать практические рекомендации использования инструментов обеспечения информационной безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_informatsionnaya_bezopasnost_uchastnikov_obrazovatelnogo_protsessa.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 33
Семинар для учителей «Информационная безопасность участников образовательного процесса»
Разработчик:
Кизилова Е. А.,
методист МБОУ СОШ № 33
Нижний Тагил
2014
Цель семинара: рассмотреть основные угрозы информационной безопасности участников образовательного процесса, методы профилактики и устранения этих угроз, дать практические рекомендации использования инструментов обеспечения информационной безопасности.
1.Угрозы информационной безопасности.
В современном информационном мире для ребенка существует два типа угроз:
- психологические (искажение норм нравственности, формирование неполноценной картины мира, снижение навыков социальной адаптации);
- физиологические (нарушение физического развития вследствие изменения форм информационной деятельности, ухудшение физического здоровья организма из-за чрезмерного преобладания одних форм деятельности над другими).
2. Методы профилактики.
Наиболее распространенными методами являются:
- родительский контроль (ограничение продолжительности однообразных форм информационной деятельности, снижение количества источников информации, доступных ребенку)
- воспитательные (формирование критического сознания ребенка, нравственных ценностей и ориентиров);
- образовательные (формирование информационной грамотности, развитие способности к анализу и критическому восприятию информации);
- аппаратно-программные (блокирование негативной информации, фильтрация содержания передаваемой информации).
3. Методы устранения угроз.
В Российской Федерации существуют два основных пути решения проблемы информационной безопасности:
- правовые (усиление контроля исполнительной власти в области соблюдения законодательных актов, касающихся информационной безопасности);
- общественные (разработка рекомендаций к законодательной власти в области соблюдения прав ребенка на свободу и безопасность информации).
4.Практические рекомендации
Большинство методов профилактики информационных угроз лежат в педагогической плоскости. В современной школе, как родители, так и педагоги, безусловно, должны обладать, но, к сожалению, зачастую не обладают в полной мере компетенциями информационной безопасности. В ряде случаев субъекты образовательного процесса неспособны передать эти навыки учащимся.
В этом случае образовательному учреждению и родителям могут помочь существующие аппаратно-программные инструменты обеспечения информационной безопасности.
Рассмотрим наиболее используемые:
1) На уровне запроса к серверам доменных имен целесообразно использовать сервисы DNS-блокирования, например SkyDNS, который работает как веб-сервис, блокируя доступ к опасным сайтам еще до реального обращения к их ресурсам. Разработчики собрали базу из нескольких миллионов сайтов, разбитых на 50 категорий, позволяющих индивидуально настроить параметры фильтрации.
2) На уровне организации внутренней сети учреждения удобным инструментом являются сервисы контент-фильтрации, установленные на прокси-серверах. Примером такого сервиса является программа Dansguardian, позволяющая «на лету» фильтровать контент запрошенных интернет-страниц против отклоненного списка профанаций и фраз с настраиваемой конфигурацией.
3) На уровне клиента свою надежность зарекомендовали программные средства родительского контроля, такие как NetPolice Child, основные функции которых: анализ URL, динамическая фильтрация (анализ по ключевым словам), фильтрация по положительным для ребёнка категориям, настраиваемая родителем.
4) На уровне взаимодействия с сетевыми ресурсами эффективным инструментом решения проблемы стали «безопасные» поисковые системы, например family.yandex.ru, которые достаточно надежно исключают нежелательный контент из результатов поиска.
Наиболее целесообразным, с точки зрения надежности, является комбинирование этих инструментов в единой информационной среде для повышения качества обеспечения информационной безопасности. С другой стороны, внедрение, эксплуатация и настройка этих средств потребует как профессиональных навыков, так и финансовых затрат на реализацию. Важно отметить, что повышения уровней защиты приводит к «ложным» срабатываниям, то есть к невозможности получения требуемой информации, при этом нет полной гарантии, что действительно нежелательная информация будет отфильтрована.
Несмотря на широкий арсенал современных аппаратно-программных средств обеспечения информационной безопасности, важнейшим звеном процесса защиты детей от информационных угроз становится воспитательная и образовательная деятельность родителей и педагогов, направленная на подготовку сознания детей к противодействию негативным информационным воздействиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
WEB-газета как одна из форм информационного взаимодействия участников образовательного процесса
В статье рассказывается о моем опыте по созданию школьной web-газеты. Так же расматриваются другие виды информационного взаимодействия участников образовательного процесса....
Семинар для учителей и учащихся, участников фестиваля ЮТМ в жанре «Информационные технологии» 28.09.2011
Семинар для учителей и учащихся, участников фестиваля ЮТМ в жанре «Информационные технологии» 28.09.2011...
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса
Залог успеха работы учителя-логопеда во многом зависит от грамотно выстроенного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса....
Угрозы психологической безопасности участников образовательного процесса в цифровой век
Информация является серьёзным компонентом изменений в современном обществе. Новые технологии внедряются быстрее, чем анализируются их возможные последствия для психологического здоровья человека. Учеб...
Взаимодействие учителя-дефектолога с участниками образовательного процесса в рамках реалиции ФГОС
консультация для педагогов...
Обучение учащихся страховке на занятиях в ОДОД по программе «Общая физическая подготовка с элементами айкидо» как важный элемент обеспечения безопасности участников образовательного процесса
Аннотация: Актуальность данной статьи обусловлена тем, что страховка, как и в любом виде спорта и боевом искусстве, на занятиях айкидо в школе является одним из самых важных разделов при и...