План-конспект мастер-класса для детей 6 лет и родителей "Светлая Пасха!"
план-конспект

СИДЯКОВА СВЕТЛАНА ГРИГОРЬЕВНА

Мастер-класс в кружковом объединении "Лепка из пластилина" третьего года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_3_g.o.docx195.98 КБ

Предварительный просмотр:

МА ДОУ «Козловский ЦРР-д/с «Пчёлка» ЧР

ПЛАН – КОНСПЕКТ

мастер-класса

 «Праздник Светлой Пасхи!»

(Настенная композиция из пластилина.

Коллективная работа детей и родителей и педагога)

 Разработала:

Сидякова С.Г., педагог дополнительного образования

Дата проведения: 25.03. 2022 г.

Продолжительность: 40 мин.

г. Козловка

Педагог дополнительного образования  - Сидякова Светлана Григорьевна

Группа – «Лепка из пластилина» для детей 6-7 лет, 3-ой год обучения

Тема занятия - «Праздник Светой Пасхи!»

Цель занятия - знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи путем формирования творческого мышления и умением передавать в работе характерные особенности внешнего вида пасхальных яиц, кулича, вербы, церкви из пластилина в плоской технике.  

Задачи-

-закреплять ранее полученные навыки работы  простых  приемов лепки -колбаска,  шарик, лепешка;

- изучение терминов «модульная лепка, лепка по форме», «скульптурный способ»;

- развивать творческую активность в кругу семьи;

- совершенствовать  коллективную форму работы над созданием единой творческой композиции;

- воспитывать  интерес к православным традициями русского народа, русской культуры.

Тип занятия – практический.

Методы обучения-

  • Объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседа, демонстрация готового образца.
  • Репродуктивный: изготовление работ по образцу.
  • Диалогический: диалог между воспитанниками, родителями  и педагогом, которое обеспечивает более полное, точное, углубленное изучение материала, путём обсуждения, возникающих проблем при выполнении работы.

Средства обучения -  наглядные пособия:

  • презентация «Светлый праздник-Пасха!»;
  • образцово-показательная работа;
  • основа-картон, пластилин, природный материал-веточка, набор для творчества-пайетки, бисер, набор для алмазной мозаики,  бумажные наклейки, дощечка, стека для поэтапного выполнения работы.

Дети и взрослые  должны знать – соблюдение ТБ  и правил поведения  во время занятия.

Оборудование для педагога – компьютерная техника, указка, музыкальное сопровождение мелодичной музыки,  выставка  образцово-показательных работ на тему «Светлая Пасха» в разных видах декоративно прикладного творчества.

Оборудование для ученика и родителя – основа-картон; природный материал-веточка; набор для творчества -пайетки, бисер, набор для алмазной мозаики, бумажные наклейки; дощечка для лепки, стеки,  пластилин, влажные салфетки.

Место проведения-  просторный, теплый, хорошо освещенный учебный кабинет № 304 образовательного учреждения.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент. (1 мин.)
  2. Теоретическая часть. Тема, цель, задачи занятия Просмотр презентации «Светлый праздник-Пасха!»  (4 мин.)
  3. Практическая часть. Объяснение и выполнение задания. (30 мин.)

Физкультминутка.

  1. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. (5 мин.)

Уборка рабочих мест.

  До начала занятия просмотр выставки декоративно-прикладных работ на тему «Светлая Пасха!»

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.  Организационный момент. Приветствие, озвучивание темы, цели и задачи занятия.

2.  Теоретическая часть. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом главном христианском празднике Святой Пасхи.  Этот праздник – любви, мира и светлой жизни. Празднуется Пасха всегда в воскресенье. В этом году Пасха-  24 апреля. Чтобы лучше понять этот праздник предлагаю  послушать и посмотреть сказку.

Слайд 1-14.  Презентация  «Светлый праздник-Пасха!» зачитывание сказки в картинках.

 Ребята, я вас хочу спросить….  (ответы детей)

  1. перечислите главные угощения пасхального стола…. (крашение яички, кулич, творожная пасха)
  2. ребята, а вы запомнили в какое время года встречают праздник «Пасха»? (весной)
  3. что дарим друг-другу при встрече и  что говорим вслух? (Христос Воскресе! Воистину Воскресе!)
  4. а кого можно еще дарить на праздник вместе с крашеными яичками? (цыплят, они символизируют наступление весны)

Молодцы ребята!

Переходим к теме занятия. Посмотрите пожалуйста на схематический рисунок на доске. Мы с вами выполним коллективную работу, которую  назовем  «Настенная композиция «Праздник Светлой Пасхи!». Коллективная работа требует определенной подготовки, обсуждение сюжета, распределение работы между собой. Поэтапно будем выполнять все части картины и собирать в единую композицию, оформленную в рамке.  Итак, мы приступаем к практической части нашего занятия. Я уверена, что вы все выполните работу аккуратно и получите удовольствие от выполненной работы, ведь сегодня  необычное занятие - вы работаете в паре с мамой (папой или бабушкой). Взаимопомощь сегодня обязательна.  

Во время работы, мы должны помнить о  ТБ и правилах работы с пластилином- раскатывать пластилин только на дощечке, стеки используем только по назначению, в конце работы руки будем чистить только влажными салфетками. Выпрямили осанку приступаем к работе.

    3. Практическая часть. 

  1. На примере кулича я продемонстрирую ход работы. Выполнить блинчик желтого цвета (оранжевого или коричневого) и наложить на основу-картон формы кулича, убираем лишнее по краям, сглаживаем края. Таким же способом выполнить  форму глазури, используя белый цвет.  

Этот способ называется «Лепка по форме».  

Приступаем к работе. Сперва определитесь,  кто будет делать купол, а кто здание.

  1. Церковь.  Выполнить блинчик наложить на основу-картон формы купола, формы здания. 

По ходу практической работы семьи  вести беседу-диалог

Можно также использовать баночки, пластиковые бутылочки, втулки от полотенец, туалетной бумаги  и т.д.- служат прочной и удобной основой, позволяя избежать лишней работы.  Их называют бросовым материалом, мы даем «вторую жизнь» предметам.    С бросовым материалом мы с детьми  уже не раз применяли на наших занятиях.

                                                 

Переходим  к следующему этапу работы - выполнению и декорированию  яичек.

  1. Пасхальные яички. Выполнить «блинчики» разных цветов, наложить на основу-картон, прижать, убрать излишки по краям  - раскрашиваем яички «крашенки».  Для украшения мы сегодня будем использовать бисер, алмазную мозаику, бумажные трафареты, пайетки.  Выкладываем узоры на свое усмотрение-цветочки, крапинки, поясочки …

Пожеланию смешать пластилин 2-3 цветов - разноцветное яйцо. Приступаем к декорированию.

    Дети очень любят рисовать гуашью, красками на пасхальном  яйце.  Такие яички называют «писанки».

На Пасху вся семья собиралась за общим столом, дарили друг другу подарки. А на столе обязательно были пасхальные угощения. В «чистый четверг» пекут куличи, делают творожную пасху, всей семьей раскрашивают яички. Эти угощения накануне освещаются в храме. А как в вашей семье украшают яички? Помогают ли вам дети? (ответы…красками, пищевыми красителями, красочными обертками, наклейками….

На Пасху принято целовать друг друга при встрече три раза-христосоваться и обмениваются яичками. Раньше яички красили только в красный цвет- означает радость, продолжение жизни которое подарил нам Христос!  И в настоящее время мы соблюдаем эти традиции!  

А еще праздник  проводят весело: играют в различные игры дома и на природе. А вы играете в какие – ни будь игры с крашеными яичками? (Ответы детей и родителей)

Игры:

- обычно взрослые дома прячут яички, а дети должны их найти как можно больше

-игра наперегонки- «перенеси яичко в ложечке и не урони»

- на природе катают яйца с горки

- раскручивали яички: у кого дольше всех крутится, тот и выигрывает забирая яйцо другого

На Пасху люди внимательно наблюдали за погодой.

-На Пасху пасмурная или снежная ночь, значит, год будет урожайным.

- На Пасху дождь с громом — к богатому урожаю.

- Ясная погода на пасху — к сухому лету.

- А если погода была мрачная, то люди звали солнышко специальными закличками.

(Физкультминутка.)

 Ребята, сейчас мы немного отдохнем и опять лепить  начнем. Познакомимся с  закличкой….

(Дети выходят вперед и выполняют движения за педагогом)

Солнышко-солнышко, (руки вверх, тянемся)

Выгляни в окошечко! (руки сложены перед собой)

Солнышко, нарядись! (показываем платье)

Красное, покажись! (поворачиваемся)

Солнышко, солнце, (тянемся)

Выгляни в оконце, (выглядываем)

Посвети немножко, (фонарики)

Дам тебе горошка! (ладошки вперед)

Молодцы! Вот какая интересная старинная закличка! Мы немного отдохнули, продолжаем работать!

  1. Следующий этап нашей работы – соединение в всех  готовых частей в единую композицию-создаем образ картины . Начинаем с заднего плана-  здания церквей. На переднем плане - кулич, а затем перед куличом пасхальные яички. Коллективно планировать  расположение готовых форм на основе будущей композиции.
  2. Верба. Чтобы ближе познакомиться с вербой предлагаю посмотреть презентацию. (Просмотр и зачитывание информации)

    Для работы используем природный материал –ветку вишни (внешне она больше подходит). Почки: пластилином  белого цвета раскатать шарики, далее  придать форму яичка путем раскатывания или растягивания. Этот способ называется скульптурным – лепка из целого куска, придание формы путем вытягивания, раскатывания, скатывания.  Наложить на широкую сторону почки серый маленький кусок пластилина и с помощью стека выполнить «царапки» уводя черный цвет по белой почке. Придаем небольшой объем, изображаем тем самым пушинки (пушистую вербу). Далее прикрепить к веточке. На одной ветке примерно 3-5 почек.  Еще можно использовать серый цвет пластилина.

- Дополним нашу коллективную  работу веточками вербы  (вербу дети располагают на композиции путем обсуждения с родителями и педагогом). Продемонстрировать работу группе

В ходе выполнения  практического занятия педагог:

  • обходит рабочие места.
  • проверяет соблюдения ТБ при работе с пластилином и стеком.
  • проверяет  технологическую последовательность работы.
  • оказывает индивидуальную помощь.

4. Заключительная часть. Мы сегодня с вами проделали большую работу. Мне хочется узнать: (Ответы ребят)

  1. Как называется христианский праздник? (Пасха)
  2. Что люди дарят и говорят друг-другу при встрече (чем обмениваются)? (Крашеными яичками, Христос Воскресе- Воистину Воскресе)
  3.  А как называется способ лепки, когда  из целого куска  придаем  определенную форму путем растягивания, раскатывания? (скульптурный способ)
  4. Для чего мы используем «модульную лепку, лепка по форме» (для упрощения и ускорения работы и придания более реалистичных форм)
  5. Как назовем нашу композицию (Настенная плоская композиция. Коллективная работа)

     Все молодцы. Полюбуемся еще раз результатом нашего труда. Работа будет оформлена выставке нашего учреждения в преддверии праздника. Думаю, что вы получили удовольствие от совместной работы. Спасибо всем!

(Фотосессия. Уборка рабочих мест.)

E:\ПЕЧАТЬ\а-4.jpg

Педагог дополнительного образования – Сидякова С.Г.

                                                     

Солнышко-ведёрышко, (руки вверх, тянемся)

Выгляни в окошечко! (руки сложены перед собой)

Солнышко, нарядись! (показываем платье)

Красное, покажись! (поворачиваемся)

Солнышко, солнце, (тянемся)

Выгляни в оконце, (выглядываем)

Посвети немножко, (фонарики)

Дам тебе горошка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока в 6 классе по теме:"Пасха в англоязычных странах"

Урок-викторина по теме:"Пасха в англоязычных странах". Задания по теме...

План-конспект открытого занятия для детей первого года обучения.

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 6-8 лет по теме «Что такое бальный танец?». Занятие по бальному танцу развивает физические данные детей: гибкость, шаг, т...

План-конспект логопедического занятия для детей 5-7 лет на тему "Ягоды"

Комплексное занятие на развитие всех сторон речи, а так же мимической и артикуляционной мускулатуры, мелкой и общей моторики, психических процессов....

План - конспект урока. «Холокост и дети»

план - конспект урока цель которого проследить историю геноцида еврейского народа в годы 2 мировой войны, в особенности детей. Урок посвящен памяти жертв нацизма и героев сопротивления,...

План-конспект организованной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему «Знакомство со строительными профессиями»

Данное мероприятие поможет дошкольникам познакомится со строительными профессиями людей, которые формируют облик родного города....

План-конспект мастер-класса для детей 5 лет и родителей "Корзинка пасхальных яиц"

Мастер-класс в  кружковом объединении "Лепка из пластилина" второго года обучения...