Рабочая программа кружка "Юный патриот"
рабочая программа
Рабочая программа «Юный патриот» социально-педагогической направленности разработана для того, чтобы школьники почувствовали себя частью народа огромной страны, что они – граждане России, россияне. Стержнем деятельности объединения является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ. Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства. На занятиях объединения школьники приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_patriot.docx | 95.21 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Шумячская санаторная школа-интернат»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Приказ от_________№_____
СОГБОУ «Шумячская санаторная И.о.директора________А.М.Донченко
школа-интернат»
Протокол от____________ № _____
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЙ ПАТРИОТ»
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 10-16 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД
Автор составитель:
Макаренков А.Г.,
учитель
п.Шумячи
2022г
Пояснительная записка
Рабочая программа «Юный патриот» социально-педагогической направленности разработана для того, чтобы школьники почувствовали себя частью народа огромной страны, что они – граждане России, россияне. Стержнем деятельности объединения является формирование у детей морально-психологических качеств, определенных понятием ПАТРИОТ. Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства. На занятиях объединения школьники приобретают нравственные качества: дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, доброту, вежливость, внимательность, самостоятельность.
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей малой Родины, стремишься быть похожим на них.
Педагогическая целесообразность программы кружка “Юный патриот” заключается в формировании патриотических чувств, развитии чувства гордости за свою страну; воспитании личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель программы:
сформировать личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;
сформировать у обучающихся активную гражданскую позицию и чувство патриотизма как качества конкурентоспособной личности.
Задачи:
-создать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
-формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
-утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России и родного края;
-воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу;
-повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Ценностные ориентиры содержания кружка.
Программа дополнительного образования « Юный патриот» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка», Декларацией прав ребенка», Конституцией РФ.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции обучающегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно- исторический опыт путѐм вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Она предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Срок освоения
Рабочая программа кружка «Юный патриот» разработана на
1 год. На реализацию программы отводится 68 часов, 2 часа в неделю.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, но также используются групповая и индивидуальная формы работы.
Предполагается использовать игровую, проектную, художественно- творческую, познавательную виды деятельности.
Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.
Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия, виртуальные экскурсии.
Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, оформление страниц портфолио, выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.
Режим занятий
Занятия по Программе дополнительного образования осуществляются в виде кружковой работы в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН СП3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций», ФГОС ООО, Устава ОУ.
Занятия проводятся 2 раза в неделю (вторник,пятница) во второй половине дня продолжительностью 40 минут.
Планируемые результаты освоения курса
По окончании курса дети должны знать:
-о значимых страницах истории страны,
-о главных символах государства,
-о примерах исполнения гражданского и патриотического долга,
-о традициях и культурном достоянии своего края,
-о моральных нормах и правилах поведения,
-об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,
-традиции и историю своей семьи,
-традиции и историю своей школы.
По окончании курса дети должны уметь:
-различать символы государства — флаг, герб России и флаг, герб субъекта -Российской Федерации,
-определять на карте границы и крупные города России,
-рассказывать о родной стране, малой Родине,
-ориентироваться в историческом времени,
-бережно относиться к традициям своей семьи и образовательного учреждения,
-уважительно относиться к защитникам Родины,
-читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания,
-уметь выражать чувства и переживания творческими средствами.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Юный патриот» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
-мотивации к учению и познанию,
-ценностно-смысловые установки школьников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,
-основы российской, гражданской идентичности,
-заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,
-возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,
-учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-узнавать государственную символику своего региона,
-описывать достопримечательности родного края,
-находить на карте, свой регион и его главный город,
-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая
компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации,
ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
-формировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий у обучающихся могут быть развиты такие качества личности:
патриотизм;
уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны;
ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение; трудолюбие;
настойчивость; дисциплинированность;
любовь к малой родине.
Формы контроля:
Текущий:
- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме наблюдения;
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения.
Итоговый контроль:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа представлена четырьмя блоками:
блок – «Я – гражданин России» ( 16 ч.)
- блок – «Живые страницы прошлого » (14ч.); 3 блок – «Россия – Родина моя» (20ч);
4 блок – «Юные Россияне» (18 ч.).
Программа дает материал по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком уровне. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
блок – «Юные Россияне» (16 ч.)
- Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Россия – наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов. Понятия: «герб», «флаг», «гимн»,
«символ», значение цветов и образов.
- Родной Смоленский край – частица России. Символика области. Смоленск - город герой. Достопримечательности области. Люди и их занятия. Понятия:
«гражданин», «права и обязанности граждан», «патриот своего края».
- Родной Шумячский край – частица России. Символика района. Достопримечательности города. Люди и их занятия.
блок – «Живые страницы прошлого » (14 ч.)
4. Как жили наши предки славяне. Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.
Понятия: «предки», «друг», «заповедь».
- Славна богатырями земля русская. Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри».
Понятия: «былины и сказания», «богатырь», «защитник», «честь»,
«долг», «бескорыстие».
- Сказочного богатыря узнаешь на поле брани. Устное народное творчество. Русские богатырские сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.
Понятия: «богатырь», «герой», «патриот».
Русские полководцы. Александр Невский и Дмитрий Донской. Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом.
Понятия: «полководец», «сила воли», «почитание».
- Русские полководцы. А. В. Суворов. Образ полководца А. В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища. Тверское суворовское училище.
Понятия: «здоровье», «сила духа», «училище».
- «Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру» (А.В. Суворов) Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).
Понятия: «оплот Родины», «солдат», «дисциплина».
- «Потешные бои» юного царя Петра I. Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.
Понятия: «держава», «армия», «флот».
3 блок – «Россия – Родина моя» (10ч);
- Путешествие по городам - героям. Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни.
Понятия: «город–герой», «защитник».
- Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга. Города-герои.
- Шумячи в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.
Понятия: «война», «подвиг», «награда».
- Женщины-авиаторы в Великой Отечественной войне. Понятия: «авиатор», «полк».
- День защитника Отечества. Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия - Родину защищать.
Понятия: «государственный праздник», «военный», «Отечество».
- Военная летопись моей семьи. Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных.
Понятия: «летопись», «династия».
- Дети войны. Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети – герои. Современные войны и судьбы детей.
Понятия: «дети войны», «пионеры», «судьба».
4 блок – «Юные Россияне» (9 ч.).
- День космонавтики. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.
Понятия: «космос», «космонавт»
- День Победы. История праздника. Ветераны войны. Участие в шествии
«Бессмертного полка».
Понятия: «победа», «ветеран», «поколение».
- Песни военных лет. Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты – современники о войне.
Понятие: «современник», «творчество».
21 - 22 Беседа о ветеранах, детях Великой Отечественной войны. Защита проектов.
Понятия: «ветеран», «подвиг».
Военно-спортивная игра « Богатырские потешки». Проведение военно-спортивной игры «Богатырские потешки».
Понятие: «потешки».
Конкурс рисунков «Мы за Мир!» Дети за мир на планете. Понятия: «мир», «планета».
- Что мы узнали и чему научились за год. Подведение итогов работы. Рефлексия. Отзывы и пожелания.
Учебно-тематический план кружка «Юный патриот» на 2022 – 2023 учебный год.
№ п/п | Разделы, темы | Кол- во часов | Теория | Практика | Вид деятельности |
I блок. Я – гражданин России (16ч) | |||||
1-4 | Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | 4 | 2 | 2 | Беседа, прослушивание гимна России, стихотворений о Родине. |
5-7 | Родной Смоленский край – частица России. Символика области. | 3 | 2 | 1 | Презентация |
8-9 | Смоленск - город воинской славы. | 2 | 2 | Презентация | |
10-13 | Родной Шумячский край – частица России. Символика района. | 4 | 2 | 2 | Устный журнал |
14-16 | Достопримечательности Шумяч. Люди и их занятия. | 3 | 1 | 1 | экскурсия |
II. Живые страницы прошлого (14 ч.) | |||||
17-18 | Как жили наши предки славяне. | 2 | 2 | Урок- путешествие | |
19-20 | Славна богатырями земля русская. | 2 | 2 | Урок-игра | |
21-22 | Сказочного богатыря узнаешь на поле брани. | 2 | 1 | 1 | Викторина по сказкам |
23-24 | Русские полководцы. Александр Невский и Дмитрий Донской. | 2 | 2 | Презентация | |
25-26 | Русские полководцы. А.В.Суворов. | 2 | 2 | Презентация |
27-28 | «Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру» (А.В. Суворов) | 2 | 2 | Учебный диалог | |
29-30 | «Потешные бои» юного царя Петра I | 2 | 2 | Презентация, игра | |
III. блок – «Россия Родина моя» (20ч); | |||||
31-34 | Путешествие по городам - героям. Город – герой Москва. | 4 | 4 | Презентация | |
35-36 | Блокада Ленинграда. Дорога жизни. | 2 | 2 | 2 | Виртуальная экскурсия |
37-38 | Шумячи в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои. | 2 | 2 | Экскурсия в краеведческий музей. Презентация | |
39-40 | Женщины-авиаторы в Великой Отечественной войне. | 2 | 2 | Презентация | |
41-42 | День защитника Отечества. Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия - Родину защищать. | 2 | 1 | 1 | Устный журнал |
43-44 | Военная летопись моей семьи. Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных. | 2 | 2 | Презентация |
45-50 | Дети войны. Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети – герои. Современные войны и судьбы детей. | 6 | 4 | 2 | Презентация |
IV. «Юные Россияне» (18 ч.) | |||||
51-52 | День космонавтики. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей. | 2 | 2 | Урок- путешествие | |
53-56 | День Победы. История праздника. Ветераны войны. Участие в шествии «Бессмертного полка» | 4 | 4 | Музыкально- литературная композиция | |
57-60 | Песни военных лет. | 4 | 4 | Музыкальное попури | |
61-62 | Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты – современники о войне. | 2 | 2 | Конкурс | |
63-64 | Ветеран Великой Отечественной войны. Защита проектов. | 2 | 1 | 1 | Защита проектов. |
65 | Военно-спортивная игра «Богатырские потешки». | 1 | 1 | Игра- соревнование | |
66 | Конкурс рисунков «Мы за Мир!» Дети за мир на планете. Понятия: «мир», «планета». | 1 | 11 | 1 | Конкурс |
67-68 | Что мы узнали и чему научились за год. Подведение итогов работы. Рефлексия. Отзывы и пожелания. | 2 | 1 | Учебный диалог | |
Итого | 68 | 50 | 18 |
Календарный учебный график.
1.Учебный год:
Начало учебного года: 1 сентября 2022г.
Окончание учебного года: 28 августа 2023г.
Дата начала учебных занятий | 01.09. |
Количество учебных недель | 34 |
Количество учебных дней в неделю | 2 |
Дата окончания учебных занятий | 28.05. |
Промежуточная аттестация | с 10.05 по 26.05 |
2.Каникулы:
Наименование | Период | Количество дней | Всего дней за год |
Осенние | 28 октября-06 ноября | 10 | 30 |
Зимние | 28декабря-08января, 25.02 | 13 | |
Весенние | 27 марта-02 апреля | 7 |
Учебно – методическое обеспечение:
Мультимединый компьютер; Проекционный экран;
компакт диски;
Список литературы для учителя:
- Голубева Т.С. Государственная символика России // «Начальная школа»,
№7, 2001.- с. 14-16.
- Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей. / сост. Л.А. Зыков.: – Л.: - 1988.
- Воспитать патриота. / сост. Е.А. Воронова.: - Ростов н/Д.: «Феникс».: - 2008.
- Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Кисилева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы).: - М.: «ВАКО».: - 2008.
- Печень Н.А. Символы воинской славы.: – М.: «ВЛАДОС».: - 2004.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты!: – М.: «ВАКО».: - 2006.
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет.: – М.: «ТЦ Сфера».: - 2005
Проверочный тест. Входной контроль. (сентябрь-октябрь)
Цель: проверить уровень сформированности у обучающихся
первоначальных знаний о своей семье, родном городе, государственных символах страны.
Критерии оценки знаний учащихся
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальная сумма баллов – 12.
10-12 баллов – высокий уровень; 8-9 баллов – средний уровень ; 6-7 баллов - низкий уровень;
менее 6 баллов – не сформированы понятия.
Закончи предложение:
Наша страна
называется
Выбери и отметь правильный ответ:
Столица России – город:
а) Москва; б) Санкт- Петербург;
в) Екатеринбург; г) Новосибирск.
Выбери и отметь правильный ответ:
Главой нашего государства является:
а) король; б) губернатор;
в) мэр; г) президент.
Выбери и отметь правильный ответ:
Главный закон страны называется:
а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребѐнка; в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.
Закончи предложение:
Гимн, флаг, герб – это
Раскрась российский флаг в его цвета:
- Выбери и отметь правильный ответ:
Документ, защищающий права ребѐнка называется:
а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребѐнка;
в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.
Обведи правильный ответ:
Человек считается ребѐнком до: а) 14 лет; б)16 лет;
в) 18 лет; г) 20 лет.
Закончи предложение:
Я имею право на
- Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?
- Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Что должны сделать люди в зале?
_
12. Соедини линиями дату и название праздника:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа клуба "Патриоты России"
авторская программа по духовно-нравственному воспитанию...
Рабочая программа кружка "Патриот" для учащихся 9-11 классов
Рабочая программа кружка «Патриот» составлена для учащихся 9-11 классов в соответствии, с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной програм...
Рабочая программа объединения "Патриот"
В современном мире ясно прослеживается изменение ценностных ориентаций, отношение к службе в Вооруженных силах. В подростуковой среде авторитет к Российской Армии очень низок. Психологически подростки...
Рабочая программа кружка"Патриоты России"
Рабочая программа кружка "Патриоты России" предназначен для учащихся 7-11 классов...
Рабочая программа "Юный патриот"
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благо...
Рабочая программа кружка "Патриот"
Рабочая программа кружка "Патриот"...
Рабочая программа: "Я патриот России"
Рабочая программа внеурочной деятельности военно-патриотической направленности: «Я – патриот России!» для учащихся 6 классов составлена на основе Федеральных государственны...