Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Картография и топография"
рабочая программа (10 класс)
Программа дополнительного образования "Картография и топография " имеет туристско-краеведческую направленность, предназначена для учащихся 9 -11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartografiya_i_topografiya_-_gritchin.docx | 68.72 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ Г.МИЧУРИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА»
Рассмотрена на заседании педагогического совета МБОУ ДО «Центр краеведения и туризма» Протокол от _______ №_____ | Утверждаю Директор МБОУ ДО «Центр краеведения и туризма» С.В. Родюкова Приказ от______________№_______ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
туристско-краеведческой направленности
(стартовый уровень)
«Картография и топография»
Возраст обучающихся 14-18 лет
Срок реализации 1 год
Составитель:
Гритчин Валерий Викторович,
педагог дополнительного образования
г. Мичуринск
Пояснительная записка
Направленность программы
Программа дополнительного образования "Картография и топография " имеет туристско-краеведческую направленность, предназначена для учащихся 9 -11 классов.
Новизна программы заключается в том, что учащиеся знакомятся с профессией картографа и топографа, востребованной во многих отраслях нашей экономики: строительстве, геологоразведке, геофизике, космической геодезии, мелиорации, нефтяной и газовой промышленности. А также определиться с выбором экзаменов в форме ГИА. Получают знания с помощью выходов в природу, алгоритмизации картографических и топографических построений, изучения основ проекционной топографии, выполнения рисунков и схем.
Расширяется кругозор учащихся, в непринужденной обстановке, дополняется и развивается комплекс знаний, умений и навыков приобретенных в основной системе образования.
Графические средства отображения информации широко используются во всех сферах жизни общества. Графические изображения характеризуются образностью, символичностью, компактностью, относительной легкостью прочтения. Именно эти качества обусловливают их широкое использование. Прогнозируется, что около 80% информации в ближайшем времени будет иметь графическую форму предъявления. Учитывая такую мировую тенденцию развития, общее среднее образование должно предусмотреть формирование знаний о методах графического предъявления информации, что обеспечит условия и возможность ориентации социума в обществе.
Реализация принципа культуросообразности содержания общего среднего образования невозможна без ознакомления школьников с огромным пластом графической культуры. Графическая грамотность может стать одной из преимущественных характеристик при получении работы и для продолжения образования.
Большое значение графический язык приобретает в рамках национальной Доктрины образования Российской Федерации, стратегические цели которой тесно связаны с задачами экономического развития страны и утверждения ее статуса как мировой державы в сфере культуры, науки, высоких технологий. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года определила, что «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» является главной задачей российской образовательной политики. Решить поставленные задачи невозможно, если школьное образование не обеспечит должный уровень графической подготовки выпускников.
Поскольку общеобразовательная школа готовит выпускников, способных адаптироваться к быстрой смене требований рынка труда, к жизни в обществе, построенных на системе рыночных отношений, им необходима основательная, систематическая графическая подготовка, обеспечивающая отчасти трудовую мобильность, смену профессий и переквалификацию.
Кроме этого, графическая подготовка создает условия качественного усвоения других предметов школьного учебного плана, обеспечивая пропедевтику некоторых из них, а также позволяет школьникам активно проявить себя в проектной деятельности.
Все перечисленное показывает необходимость рассмотрения графического образования как важной составляющей содержания образования, обеспечивающей коммуникативное и технологическое образование учащихся.
Актуальность и значимость программы заключается в том, что она призвана обеспечить приобщение учащихся к картографической культуре, как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Знание «графического языка» обеспечивает учащемуся дальнейшее развитие в областях техники, науки и производства, дизайна и в других областях деятельности.
Ни одна сфера человеческой деятельности не обходится сегодня без применения географических карт. Требуются они и в повседневной и в профессиональной деятельности. Умение читать картографические изображения необходимо современному человеку. Из многообразия направлений практического использования географических карт следует выделить главные: общее ознакомление и изучение территорий по картам, ориентирование по картам — на суше и океане, в походах и экспедициях, при движении войск, транспорта и т. д., в качестве инженерного проектирования в строительстве путей сообщения, трубопроводов, атомных станций, для разработки планов развития экономики и культуры, освоения территории, их целенаправленного преобразования. Карты необходимы при разведке и эксплуатации природных богатств, планировании и размещении производительных сил, для отображения результатов научных исследований и практической деятельности географии, геологии и других наук о Земле.
Программа педагогически целесообразна, так как решается не только образовательная задача - усвоение учащимся суммы сведений, картографических и топографических знаний, идет процесс воспитания, формирование просвещенной личности, таких нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, воспитание общей культуры.
Курс "Картография и топография" представляется необходимым, так как методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии, экономике и т. д.
Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для системы дополнительного образования детей «Юные туристы - краеведы» Д.В. Смирнов, Ю. С. Константинов, А.Г. Маслов (ЦДЮТиК МО РФ, 2004г.) и «Юные туристы» А.А. Остапец-Свешников (ЦДЮТиК МО РФ, 1991 г.).
Отличительные особенности программы
Программа ориентирована на применение учащимися полученных знаний по почтению и выполнению несложных схем, чертежей, эскизов, аксонометрических проекций различного назначения, развитию графических навыков. Уникальность курса заключается и в том, что ни один предмет школьного цикла не формирует представления о графических системах, методах, средствах и способах отображения информации и не развивает графическое пространственное мышление.
Объем и срок освоения программы
В работе объединения дополнительного образования "Картография и топография" принимают участие учащиеся 9-11-х классов.
Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятий 2 часа. Объем освоения программы – 66 часов в год. Программа рассчитана на 1 года обучения.
Формы занятий разнообразные: это фронтальные занятия (беседа, практикум, графическая работа), индивидуальные и групповые консультационные занятия по индивидуальным планам выполнения творческих работ и проектов, групповые практические работы. Форма обучения – очная.
.
Цель и задачи программы "Картография и топография"
Целью изучения дисциплины "Картография и топография" является формирование у учащихся базовых знаний по ориентированию, а также в дальнейшей его деятельности непосредственно в условиях обучения в средних и высших учебных заведениях, для последующего изучения специальных дисциплин.
Цель обучения конкретизируется в основных задачах:
Образовательные:
- формировать знания об основах прямоугольного проецирования, о способах построения схем, рисунков;
- обучить учащихся чтению и выполнению несложных схем, чертежей, эскизов, аксонометрических проекций различного назначения;
- развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и их конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекциям и словесному описанию;
- мотивировать учащихся самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами;
- формировать умения применять графические знания в новых ситуациях.
В настоящее время одним из основных направлений технического прогресса стала комплексная автоматизация, проводимая во всех отраслях производства. Широко развернулись процессы по созданию, освоению и внедрению в производство нового технологического оборудования. Таким образом, работникам любой фирмы вне зависимости от специализации приходится постоянно иметь дело с техническим оборудованием. Эффективное его использование в значительной степени зависит от эрудиции сотрудников работающих с ней. Специалист высокой квалификации должен самостоятельно определять технические возможности используемого оборудования и уметь прочесть сопроводительную документацию, т.е. технические условия, топографические карты, чертежи, схемы, эскизы и т.д.
Программа "Картография и топография" отражает техническую направленность и является дисциплиной в системе подготовки учащихся для дальнейшего изучения технических дисциплин в средних и высших учебных заведениях. Особое место при ее изучении отводится задачам, связанным с решением вопросов по:
- основными сведениями и понятиями картографии, топографии как науки, теснейшим образом связанной с научно-технической революцией;
- основными сведениями и понятиями начертательной геометрии;
- основными сведениями по схемами условным изображениям.
- Содержание программы и принципы реализации
Содержание программы отражается в учебном плане. Программа содержит количество часов теоретических и практических занятий по каждой теме.
Реализация программы основывается на нескольких идеях, на которых основываться принципы организации учебно-воспитательного процесса.
Идея гуманистического подхода предусматривает отношение педагога к обучающемуся как к младшему товарищу, который будет его сменой.
Идея индивидуального подхода вытекает из учета личностных особенностей, в том числе, в области выбора учащимся задания или характера работы в объединении.
Идея творческого саморазвития реализуется через побуждение всех учащихся к самостоятельным исследованиям, самовоспитанию и самосовершенствованию.
Идея практической направленности осуществляется через сочетание теоретической и практической работы, участии в конкурсах.
Идея коллективизма опирается на совместную работу группы обучающихся по решению графических задач, коллективное обсуждение теоретических вопросов.
Реализация программы осуществляется на основе следующих принципов:
- принцип научности, направленный на получение достоверной информации;
- принцип систематичности и последовательности, требующий логической последовательности в изложении материала:
- принцип доступности, заключается в необходимой простоте изложения материала;
- принцип преодоления трудностей предусматривает, что обучающее задание не должно быть слишком простым;
- принцип сознательности и активности основан на свободном выборе обучающегося направления своей работы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
По окончании курса учащиеся должны иметь представления о:
- чтении и выполнении схем, рисунков, топографических объектов; информационных возможностях карт, схем, чертежей.
По окончании курса учащиеся должны знать:
- основные свойства параллельного проецирования;
- методы проецирования изображений, их достоинства и особенности;
- алгоритмы построения топографических проекций, условных изображений.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- применять основные свойства параллельного проецирования для решения позиционных и метрических задач, выполнения топографических карт с применением условных изображений;
- выделять, описывать и объяснять по картам и другим
источникам географической информации существенные признаки географических объектов и явлений; - решать различные топографические задачи, строить профиль местности;
- определять координаты точки по ее эпюру;
- решать позиционные и метрические задачи.
Формы и виды контроля
Текущая и промежуточная проверка результатов осуществляется во время собеседования с руководителем объединения на консультационных занятиях. При прохождении курса предполагается выполнение большого количества практических работ, в том числе и на местности. Промежуточная проверка результатов может проходить в форме графической работы или теста. По окончании тематических разделов проводятся защиты индивидуальных заданий. Итоговая проверка результатов осуществляется в процессе выполнения итоговой графической работы (выполнением комплексного профиля по заданному меридиану).
Учебно-методические задачи:
- Сформировать, расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли;
- Продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
- Учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.
- Определиться с выбором профессии, подготовиться к сдаче экзамена по выбору;
- Воспитывать уважение к людям различных профессий;
- Ориентация на достижение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.
Программа «Картография и топография» рассчитана на 66 часов учебного времени, в программе представлено 25 тем, предполагается выполнение практических работ. Курс предусматривает как индивидуальную, так и групповую работу учащихся, а также выполнение практических заданий и решение части В и С по географии.
Учебный план
программы дополнительного образования
«Картография и топография»
(I год обучения)
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | |
Теория | Практические занятия | |||
1. | Что изучает картография и топография. | 1 | 1 | - |
2. | Фигура и размеры Земли. Географические координаты. | 1 | 1 | - |
3. | Масштаб. Виды масштаба. | 2 | 2 | - |
4. | Условные знаки. Чтение топографических карт. | 2 | 2 | - |
5. | Ориентирование по карте и на местности. | 2 | - | 2 |
6. | 2 | 1 | 1 | |
7. | Работа с топографической картой. | 4 | 2 | 2 |
8. | История возникновения и развития спортивного ориентирования. | 2 | 2 | - |
9. | Определение расстояний и работа с компасом. | 4 | 2 | 2 |
10. | Рельеф местности и его изображение на спортивных картах. | 4 | 2 | 2 |
11. | Способы определения расстояний на местности. | 4 | 2 | 2 |
12. | Движения по азимуту. | 4 | 2 | 2 |
13. | Тактико – технические приёмы выбора пути. | 4 | 2 | 2 |
14. | Снаряжение ориентировщика. Техническая подготовка. | 2 | 2 | - |
15. | Основы туристской подготовки. | 2 | 2 | - |
16. | Измерение площадей на топографической карте | 4 | 2 | 2 |
17. | Определение азимутов на географической карте | 2 | 2 | - |
18. | Определение высот точек на карте. | 4 | 2 | 2 |
19. | Построение орографических линий водоразделов. | 2 | 2 | - |
20. | Современные измерительные приборы для построения карт и топографических планов. | 4 | 2 | 2 |
21. | Решение топографических задач части В и С по географии. | 2 | 2 | - |
22. | Что такое профиль местности. | 2 | 2 | - |
23. | Построение профиля местности. | 2 | 2 | - |
24. | Построение профиля местности. | 2 | - | 2 |
25. | Зачетное занятие. | 2 | 2 | - |
Итого: | 66 | 43 | 23 |
Содержание программы дисциплины «Картография и топография»:
(I год обучения)
Тема 1
Что изучает картография и топография. История картографии. Что такое план местности. Что такое карта. Связь картографии с другими естественными и общественными науками. Топографическая карта и ее использование. Значение и примеры использования карт в различных видах деятельности современного человека.
Тема 2
Фигура и размеры Земли. Географические координаты. Геоид. Картографические проекции. Общие представления о проектировании, составлении, издании карт. Понятие о съемках местности. Наземные и дистанционные методы съемок местности. Исходные материалы для создания карт. Аэрофотоснимки и космические снимки – основные исходные материалы для создания современных карт. Географические координаты: широта, долгота.
Практическая работа: Определение по топографической карте координат различных объектов. Нанесение на карту пунктов по известным географическим координатам.
Тема 3
Масштаб. Виды масштаба. Виды масштабов: численный, именованный и линейный масштабы. Генерализация картографического изображения. Влияние назначения карты, масштаба, содержания и особенностей картографируемой территории на генерализацию.
Практическая работа: Решение задач. Определение по численному масштабу именованного, построение линейного масштаба по численному. Пересчет длины линии на карте в натуру (линию на местности). Перевод длин линий из масштаба в масштаб.
Тема 4
Условные знаки. Чтение топографических карт. Топографическое описание (чтение) внутреннего картографического содержания. Внемасштабные, площадные (масштабные) и линейные условные знаки. Способ значков. Геометрические, буквенные и наглядные значки. Способы линейных знаков, изолиний, локализованных диаграмм, знаков движения. Точечный способ и способ ареалов. Качественный фон, картограмма и картодиаграмма. Возможности каждого из способов передавать величину, динамику и другие характеристики объектов и явлений.
Практическая работа: Чтение содержания топографической карты в заданных квадратах.
Тема 5
Ориентирование по карте и на местности. Основные разновидности местности. Ориентирование по карте и на местности. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта на местности.
Практическая работа: Знакомство с простейшими видами съемок местности. Глазомерная съемка (маршрутная или полюсная).
Тема 6
Компас. Особенности работы с компасом.
Практическое занятие: Ориентирование на местности по компасу.
Тема 7
Работа с топографической картой.
Практическая работа: Измерение расстояний на топографической карте. Линейные измерения. Рулетка. Измерение длин линий с помощью масштабной линейки.
Тема 8
История возникновения и развития спортивного ориентирования.
иды спортивного ориентирования. Обзор ориентирования как вида спорта в стране и за рубежом, крае, городе.
Практическое занятие: Участие в проведении занятий в качестве наблюдателей, болельщиков.
Выработка навыков и умений предотвращения экстремальных ситуаций.
Моделирование нестандартных ситуаций на дистанции по спортивному ориентированию. Поиск условно заблудившихся по карте.
Тема 9
Определение расстояний и работа с компасом.
Спортивный компас. Приемы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движение по азимуту.
Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности, по углу пересечения линейных объектов и углу схода
Тема 10
Рельеф местности и его изображение на спортивных картах.
Основы топографии. Топографические карты. Масштаб карты.
Практическое занятие:
Условные знаки топографических карт. Рисовка топографических знаков. Виды масштабов, упражнения с масштабами топографических карт.
Тема 11
Способы определения расстояний на местности.
Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). Развитие глазомера. Спортивный компас. Приемы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движение по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности, по углу пересечения линейных объектов и углу схода.
Тема 12
Движения по азимуту.
Разновидности карт: топографические, спортивные. Их общие черты и отличия.
Изучение технических приемов: грубый азимут, точный азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование.
Тема 13
Тактико – технические приёмы выбора пути.
Понятие о тактике. Взаимосвязь тактики и техники в обучении и тренировке ориентировщиков. Значение тактики для достижения наилучших результатов.
Тактические действия на соревнованиях с большим количеством групп, с ограниченным количеством групп, действия в стартовом городке. Тактика при выборе пути движения. Опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие ориентиры, линейные ориентиры. Поход и уход с контрольного пункта. Раскладка сил на дистанцию.
Тема 14
Снаряжение ориентировщика. Техническая подготовка.
Значение правильного и полного подбора личного снаряжения. Виды снаряжения. Компас, планшет, одежда, обувь. Правила эксплуатации и хранения.
Практическое занятие: Устройство, подборка и установка снаряжения.
Тема 15
Основы туристской подготовки.
Туризм как средство общефизической подготовки ориентировщика. Туризм – один из видов активного отдыха. Виды туризма: горно-пешеходный, водный, лыжный, велосипедный.
Практическое занятие: Туристское снаряжение: групповое и личное. Требования к снаряжению: легкость, удобство, практичность, целесообразность. Туристские палатки: устройство, ремонт и уход. Рюкзаки: виды рюкзаков, основные требования к ним, укладка рюкзака. Бивак: требования к месту бивака, снятие бивака, уборка территории, противопожарные меры. Узлы: назначение и применение.
Формирование двигательных навыков и расширение функциональных возможностей организма. Предстартовое состояние и разминка в соревнованиях по спортивному ориентированию.
Тема 16
Измерение площадей на топографической карте. Определение форм рельефа на топографической карте. Особенности местности. Местные предметы и их характеристика.
Практическая работа: Измерение площадей на топографической карте.
Тема 17
Определение азимутов на географической карте. Азимут.
Практическая работа: Определение азимутальных углов до заданных точек.
Тема 18
Определение высот точек на карте. Знакомство с понятиями и определениями: высоты точек, превышение, урез воды, Балтийская система высот, отметка. Методика определения высот точек. Абсолютная и относительная высота.
Практическая работа: Решение задач на определение абсолютных и относительных высот местности.
Тема 19
Практическая работа: Построение орографических линий водоразделов на топографической карте.
Тема 20
Современные измерительные приборы для построения карт и топографических планов. Нивелир, его устройство и использование. Современные методы создания карт. Общие представления о проектировании, составлении, издании карт. Понятие о съемках местности. Наземные и дистанционные методы съемок местности. Исходные материалы для создания карт. Аэрофотоснимки и космические снимки – основные исходные материалы для создания современных карт.
Тема 21
Решение топографических задач части В и С по географии. Проверочная работа.
Тема 22
Что такое профиль местности. Комплексный профиль местности.
Практическое занятие: Построение профиля местности.
Тема 23.
Практическое занятие: Построение профиля местности
Тема 24.
Практическое занятие: Построение профиля местности
Тема 25.
Зачетное занятие: Подводятся итоги изучения курса. Тестовые задания.
Методические рекомендации
Содержание данного курса по выбору предлагает разные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:
- индивидуальную работу с картой, с топографическим планом;
- групповую работу: распределение по бригадам, выдачу заданий при измерении на местности;
- построение планов местности, профилей местности;
- элементы научной деятельности при проведении математических
расчетов и поисков погрешностей, влияющих на результаты измерений; - использование информации из литературных источников различных сфер знания, обобщение этих материалов для подготовки устных сообщений, использование в качестве источника знаний сети ИНТЕРНЕТ;
- элементы творческой работы при выборе объекта съемки, маршрута съемки, построении карт.
Календарный учебный график
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности (стартовый уровень) «Картография и топография» составляется в виде таблицы:
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Сводный протокол аттестаций знаний, умений, навыков обучающихся.
20____/20____учебный год
Вид аттестации ________________________________________________________________________
(входной контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация)
Объединение__________________________________________________год обучения________
№ группы_____________ кол-во учащихся в группе________________________________________
Ф.И.О. педагога_______________________________________________________________________
Отдел__________________________________________________________________________
Дата проведения аттестации____________________________________________________________
Форма проведения аттестации__________________________________________________________
Результаты аттестации
№ | Фамилия, имя учащегося | Год обучения | Результат аттестации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны
Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...
Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)
Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...