Фестиваль "Театральное созвучие"
статья

Елена Юрьевна Заливина

Статья о проекте для театральных коллективов Усольского района Иркутской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_festival_ts.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Театральное фестивальное движение школьников Усольского района как средство социокультурного сотрудничества

      С древних времен различные формы театрального действа служили наглядным и эмоциональным способом передачи опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой воспитания подрастающих поколений. Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. В формировании потенциала личности особую роль может играть деятельность школьного театра как специфического института социализации, включения в мир культуры в ее основных аспектах — нравственном, эстетическом, социально-психологическом. Синтетический характер театрального искусства является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания учащихся, благодаря которому детский театр занимает существенное место в общей системе художественно-эстетического воспитания детей и юношества. Применение в практике учебно-воспитательной работы средств театрального искусства содействует расширению общего и художественного кругозора учащихся, общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса. Существенная особенность театра для детей — это обращение к неокрепшей, открытой для жизненных впечатлений душе, еще не состоявшейся личности. Впечатления, полученные от общения с искусством, остаются глубоко в подсознании па всю жизнь. Именно в этот период человек моделирует свою картину мира. Развитие свободной, активной личности, пробуждение ее творческого потенциала и составляют предназначение театра для детей.

     В системе дополнительного образования на базе РЦВР и общеобразовательных учреждений Усольского района работает несколько театральных коллективов, руководство которыми осуществляют педагоги районного центра внешкольной работы. 4 из них – более 10 лет.

    Это кукольный театр «В гостях у сказки». Объединение организованно в  2009 году, в нем занимаются ребята  с  7 до 13 лет  Особенностью организации занятий этого  объединения является то, что в него входит три направления работы с детьми: актерское мастерство;  изготовление кукол; декоративно-художественное оформление спектакля.

     В процессе изготовления кукол ребята приобретают разносторонние навыки в обращении с различными инструментами, приспособлениями, материалами, у них развивается сообразительность и конструктивные способности, а так же эстетический вкус, навыки шитья и кроя сценической одежды для кукол и способности в области изобразительного искусства – чувство цвета, формы, понимание художественного изображения.

     Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

     Еще один кукольный театр – «Василиса». Для ребят работа с куклой -  способ пластического мышления в пространстве Кукла – первое прикосновение ребёнка к искусству театра. Человеческий разум шагнул далеко вперёд, но дети без куклы и игры жить не могут. Кукла  есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии. «Ожившие» герои будят у ребёнка воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс. Коллектив работает на базе МБОУ Мишелёвская СОШ

    В этой же школе живет коллектив «Шаг вперед». В последние годы в детской и подростковой среде недостаток художественно-эстетического воспитания и должного внимания общества к организации свободного времени школьников ведет к самым негативным результатам. Для детей и подростков типично стремление к объединению в различные группы, организации. Очень часто такие группы возникают спонтанно и ведут к плачевным результатам. Поэтому работа по программе детского театрального объединения «Шаг вперед» удовлетворяет сразу двум потребностям детей – потребности коллективной деятельности и потребности самореализации.

      Объединение школьный театр «Голос» работает на базе МБОУ Мальтинская СОШ. Занятия по программе предусматривают развитие театрально-творческой активности учащихся в едином процессе освоения ими знаний и представлений об искусстве театра. В ходе реализации программы происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности.

     Именно в этом коллективе родилась идея проекта по объединению существующих школьных театров в районе и привлечению большего числа школьников к театральному творчеству. Усольский район – большая территория, школы очень удалены друг от друга, ребята, увлекающиеся театром, не имели возможности общаться.  

Так в 2008 году появился проект «Творческий семинар «Театральное созвучие», который его авторы – актеры театра «Голос» успешно защитили на первом областном форуме самодеятельных театральных коллективов «Алые паруса» (апрель 2008 г.) и заручились поддержкой Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова, Областного  молодёжного театрального движения «Алые паруса» в его реализации.

       Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью профессионально - методического обеспечения, консультативно – практического сопровождения процесса обучения в дополнительном образовании. В рамках проекта появляется возможность создания условий для обмена идеями, замыслами, различной информацией, выстраивания так называемого «полифонического общения», в котором каждый детский коллектив встраивается в единое коммуникативное творческое пространство, но при этом сохраняет свою самобытность, «творческое лицо». Идёт процесс эффективного взаимодействия, выстраиваются межличностные связи обучающихся, педагогов и приглашённых специалистов. В «Театральном созвучии»  реализуется попытка интеграции различных видов деятельности и социокультурного пространства, предоставляется возможность для систематизации и обобщения педагогического опыта в сфере детского  творчества, предполагающего развитие универсальных способностей человека, обогащение его духовного опыта через интеграцию искусств, культур и сообществ. Внутренняя интеграция осуществляется в содержании, в форме мастер – классов и различных лабораторий. Внешняя интеграция проявляется в ресурсном обеспечении - привлечении специалистов из разных сфер деятельности для проведения лабораторий и мастер – классов.

Цель проекта: Развитие личностных и профессиональных качеств педагогов и обучающихся в  процессе эффективного взаимодействия детских коллективов в условиях единого профессионально – ориентированного образовательно – творческого пространства и  совместной деятельности (События)

Задачи проекта заключаются в следующем:

  • создать условия погружения обучающихся в Событие как стратегию проектирования системы оценки качества конкретной образовательной организации (МБУДО «Районный центр внешкольной работы»);
  • способствовать мотивации у обучающихся к дальнейшему обучению и оказание помощи в ориентированном выборе профессии;
  • мотивировать педагогов к профессиональному, личностному росту;
  • использовать продуктивные образовательные технологии: проектно – исследовательская деятельность, литературное творчество,  мастер-классы, демонстрация с последующим обсуждением и пр. (у детей при этом  будут формироваться основы ситуативного анализа, расширяться коммуникативное  поле не только для общения со сверстниками, близкими по духу, но и со «значимым  взрослым», который оказывает большое влияние на общее развитие)
  • создать единую целевую содержательную и организационную основы для  взаимодействия детских  коллективов и представления результатов их деятельности.
  • расширить и развить образовательное пространство детского творчества;

      В основе проектного решения лежит технология «погружений», что  подразумевает длительное (от нескольких часов до нескольких дней) специально организованное занятие одним или несколькими близкими предметами. Именно погружение (дело, локализованное во времени) позволяет  привлечь специалистов, которые вряд ли могли бы раз в неделю приходить в образовательную организацию на 1 час ради занятия,  но готовы раз в год на  несколько дней   погрузиться вместе с детьми  (тем более не скучающими, а заинтересованными и «подогретыми» самой атмосферой погружения)  в любимое дело.  

     В ноябре 2008 года проект был реализован – прошел первый двухдневный семинар «Театральное созвучие» на базе МБОУ «Мальтинская СОШ».  Сейчас «Театральное созвучие» имеет статус ежегодного фестиваля (в марте 2022 года он прошел в одиннадцатый раз) и  объединяет с каждым годом всё больше школьников.

  В рамках фестиваля каждый из театральных коллективов – участников представляет свой новый спектакль, который готовился в течение учебного года. Обязательно следует  его обсуждение, что помогает глубже разобраться в замысле режиссёра, выразить свое мнение, восхититься костюмами и декорациями.

    Особое внимание уделяется организации мастер-классов с участием актёров и педагогов Иркутского академического театра имени Н. П. Охлопкова, Иркутского областного театра кукол «Аистенок», молодых режиссеров и руководителей Иркутских самодеятельных коллективов. Блестяще проведенные профессионалами, они надолго запоминаются всем юным участникам семинара, какие-то их элементы, может быть, в будущем помогут в работе и ученику, и педагогу.

   Для младших школьников проводятся театральные игры, где дети полностью раскрепощаются и пробуют себя в актёрском мастерстве.

    На протяжении всего фестиваля у участников нет ни одной свободной минутки: они участвуют в конкурсах, готовятся к выступлениям, просмотру спектаклей коллег. Даже поздним вечером и ночью их ждут интересные задания, конкурсные программы, интеллектуальные игры, театральные викторины и необычные приключения.

  Всё это оставляет неизгладимый след в сердцах всех школьников и педагогов. По окончанию мероприятия всем гарантирован прилив творческих сил и идей, много новых знакомых и ярких впечатлений.

    Проект «Театральное созвучие»  очень популярен у школьников Усольского района, этого события  ждут, к нему готовятся... У каждого коллектива есть свой логотип, значок и флаг. С каждым годом в формат фестиваля вносится что-то новое: тренинги, показы, открытые обсуждения, практикумы, презентации, защиты, творческие встречи и другие мероприятия. Участники получают рецензии и рекомендации, как в устной, так и в письменной форме. По результатам участия вручаются дипломы и сертификаты. Материалы оформляются в виде газет, фото – и видеоматериалов, мультимедийных презентаций.

     В основе любого творческого процесса художественного творчества лежит эмоциональная составляющая. Сильное яркое переживание порождает в сознании художника замысел, идею, которая, благодаря художественному воображению воплощается во внутренний творческий продукт – художественные образы, совокупность которых материализуется в виде художественного произведения через выразительные средства того или иного вида искусства. Перевоплощения и искания делают жизнь наполненной и интересной, а отношение к миру - позитивным. В процессе работы в мастер-классах, в показе и анализе спектаклей, в обсуждениях и дискуссиях с мастерами иркутской театральной сцены, в проектных и исследовательских пробах формируется и развивается понимание ценности творчества, появляется потребность в активной творческой деятельности, авторской позиции. Идёт интенсивный процесс самопознания, овладения языком чувств и эмоций, понимания своих связей и отношений с окружающим миром, осознание нравственно – этических норм человеческой жизни.  

   

Более подробную информацию о фестивале можно найти на сайте «Театральное созвучие», где постепенно систематизируются и публикуются все его материалы. http://teatr.uoura.ru/index.php 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по литературе"Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно... "(Тема весны в лирике,музыке,живописи)

интегрированный урок "Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно" (тема весны в лирике,музыки,живописи)...

"Оркестр - созвучие разноголосых?" Урок музыки в 4 классе.

Урок разработан для 4 класса как обобщающий по теме «Симфонический оркестр». К этому возрасту учащиеся достаточно много знают о симфоническом оркестре, о тембрах музыкальных инструментов, об осо...

Сценарий концерта камерной музыки "Созвучие сердечных струн"

Данный сценарий предназначен для проведения концерта камерной музыки в детской музыкальной школе. Сценарий построен в форме музыкально-поэтической композиции, в качестве музыкального материала можно и...

Урок физики в 11 классе по теме "...Невозмутимый строй во всём, Созвучье полное в природе" Ф.И. Тютчев

Заключительный урок по физике за курс средней школы. Содержит  большое литературное , музыкальное и художественное сопровождение....

Урок – лекция "Есть сила благодатная в созвучье слов живых..."(По Лермонтову)

Урок – лекция с элементами презентации и  использованием  видеороликов или Музыкально-литературная гостиная к 200-летию М.Ю. Лермонтова. К уроку прилагается презентация с музыкальными вставк...

Созвучье слов живых

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для 6-7 классов...

Внеклассное мероприятие "Созвучье муз живых"

Внеклассное мероприятие по литературе и музыке в 6 классе...