Формирование и развитие личностных компетенций обучающихся через освоение техники работы с шерстью
статья
В статье описан опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности по развитию личностных компетенций учащихся. Так же представлена технология работы педагога, используя технику валяния из шерсти в целях развития личностных компетенций обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие личностных компетенций обучающихся через освоение техники работы с шерстью
Декоративно-прикладное искусство является одним из важных видов творчества. Ручной труд в сегодняшнем мире приобрел особую ценность и стал способом выражения авторского взгляда. Одной из техник декоративно-прикладного творчества является валяние из шерсти.
Все знания о работе с шерстью носят практический характер: мастер-классы, открытые занятия и пр. Отсутствие научных публикаций, учебников и литературы, рассматривающих фелтинг как отдельный вид декоративно-прикладного искусства и народного творчества, свидетельствует об актуальности обозначенного вопроса. Чаще всего, валяние рассматривается как составляющая часть истории развития того или иного народа, его культурной жизни и ремесленной составляющей.
Что касается новизны использования метода валяния, то в полной мере говорить о том, что техника является чем-то инновационным скорее нелогично. Наше суждение основано на том, что валяние шерсти было доступно еще древним людям. В условиях модернизации, ускорившего ритма жизни работа с шерстью приобрела новую ценность, но не стала чем-то новым. Трансформация валяния из необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения позволила применить его в системе дополнительного образования.
Проанализировав рынок образовательных услуг, мы пришли к выводу, что указанная техника не представлена в системе дополнительного образования Удорского района. Опираясь на полученные данные, в МУДО «ДДТ» пгт. Усогорск нами была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказки войлока».
В содержании ДОП «Стильные штучки» также появился раздел, предполагающий работу с шерстью. Срок реализации программы составляет пять лет. На работу с шерстью в программе отведено 78 часов с детьми 4 и 5-го г. обучения. Это позволяет обучить детей не только практическим навыкам, но и познакомить их с историей ремесла, материалом, приспособлениями и инструментами для работы. Первые занятия раздела ориентированы на знакомство со свойствами шерсти, инструментами, техникой безопасности. Дальнейшие занятия направлены на развитие навыка валяния и созданию авторского изделия.
При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы педагог использует технологию диалогового взаимодействия. Процесс обучения приобретает естественность в организации межличностного общения. Руководитель объединения при взаимодействии с детьми погружается в процесс самообучения. Он выступает носителем знания, человеком, способным транслировать приобретенный им опыт, обучая рациональному его применению.
Знакомство с теоретическими основами по работе с материалом происходит на групповых занятиях посредством методов беседы, демонстрации фото и видеоматериалов, готовых изделий. Информация предоставляется дозировано, учитывая возраст обучающихся. При разновозрастном составе группы изучение материала может проходить в микрогруппах или же парным способом. В практической части реализации дополнительной программы главной единицей взаимодействия становится пара «обучающийся-обучающийся». Процесс обучения организован таким образом, что учтены индивидуальные способности каждого ребенка с возможностью погружения в сам процесс. Для каждого занятия программы выстроен алгоритм работы. Особенно ярко это проявляется при применении различных техник работы с материалом. Раздел программы «Стильные штучки» художественной направленности смоделирован таким образом, что в нем заложена техника работы не только с сухим материалом, но и с мокрой шерстью. Обучающимся предоставляется возможность перенести полученные знания в иную плоскость, так как исходное состояние материала изменилось. Исходный материал один, но техника исполнения позволяет выполнить различные изделия. Фильцнадель представляет собой работу с сухим материалом при помощи специальной иглы. Способ подходит для создания объемных изделий – игрушек, картин, украшений. При работе в технике фелтинг необходимым условием выступает вода. Таким способом изготавливают плоские изделия – шарфы, шапки, валенки.
При использовании технологии диалогового взаимодействия у обучающегося активизируются такие личностные структуры как творчество, критичность, рефлексия. Создавая свое изделие, ребенок осуществляет поиск вариантов внешнего оформления, обосновывает свой выбор и реализует его.
После того, как образ изделия сформирован, начинается самая кропотливая работа по превращению полученной информации в знания. Работа иглой, вращение материала, волшебство пальцев и бесформенные части шерсти превращаются в животного, птицу, предмет обихода или сказочного зверя. Это самый главный этап в реализации всей дополнительной программы. Внешние знания переходят во внутренние, сперва под контролем педагога, а вскоре и под контролем самого обучающегося. Так совершается переход от сорегуляции к саморегуляции. Завершается процесс интериоризации. Работа с детьми по технологии диалогового взаимодействия требует от педагога достаточного уровня подготовки. Важно понимать, на какие навыки обучающихся можно опереться, а какие необходимо сформировать и развить.
По нашим наблюдениям по истечении первого полугодия обучения качество выполнения изделий позволяет детям принимать участие в выставках и конкурсах различного уровня.
Оценить результативность применения техники валяния из шерсти в формировании личностных компетенций можно отследить по следующим критериям:
- уровень адекватной позитивной самооценки. Способствует формированию данного критерия удовлетворенность конечным результатом деятельности;
- мотив достижения и социального признания. Способствует формированию данного критерия возможность изделия ребенка занимать призовые места в конкурсах различного уровня;
- потребность в социально оцениваемой деятельности. Способствует формированию данного критерия возможность участия в отрытых мероприятиях и мастер-классах, возможность обучения своим умениям других сверстников;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Способствует формированию данного критерия знакомство с историей ремесла, демонстрация материалов, готовых изделий, взаимодействие с учреждениями культуры.
Подводя итог, можно констатировать, что дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы художественной направленности способны развивать не только творческие способности, но и личностные компетенции обучающихся, что, несомненно, отвечает запросам не только современного общества, но и самого ребенка.
Система дополнительного образования стала достаточно гибкой и мобильной, способной удовлетворить запросы современного обучающегося.
Список литературы
- Акишина Е. М., Олесина Е. П., Радомская О. И. Перспективы развития дополнительного образования художественной направленности в соответствии с вызовами времени // Педагогика искусства. 2017. № 4
- Буровкина Л. А. Декоративно-прикладное искусство как источник художественно-творческой деятельности учащихся // Вестник ТГУ. 2009. Выпуск 6 (74).
- Куприянов Б. Новые надежды дополнительного образования детей // управление школой. 2012. № 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся через организацию исследовательско-краеведческой деятельности по авторской образовательной программе «Традиции земли Нерехтской» (из опыта работы преподавателя)
Работа включает в себя следующие разделы:Исследовательско-краеведческая деятельность как способ формирования общих и профессиональных компетенций.Практика организации исследовательско-краеведческой де...
Формирование и развитие личностных результатов в процессе освоения основной образовательной программы на уроках информатики
Формирование и развитие личностных результатов в процессе освоения основной образовательной программы на уроках информатики...
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОСВОЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Выдержка из авторской программы хореографического воспитания и образования в школах инновационного типа «Хореография. 1-11 класс» (рецензия доцента кафедры хореографии Казанского государст...
Эффективные приемы и методы работы по формированию и развитию основных компетенций обучающихся
Выступление на педсовете...
Обобщение опыта по теме "Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через применение личностно-ориентированного подхода к обучению на занятиях по иностранному языку"
Для современной жизни, при убыстрении социальных ритмов и нарастании объёма информации, интенсификации социальных и профессиональных контактов между отдельными людьми, социальными группами и профессио...
Материал методического семинара по теме «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом – необходимое условие для формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся»
Цель: обучение эффективным приёмам смыслового чтения как необходимого условиядля формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся Задачи:...
Опыт работы «Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через организацию практической деятельности на уроках истории».
В современных условиях развития образовательной системы стоит вопрос, как обеспечить качественное обучение каждого ученика, обеспечить усвоение им стандарта образования, дать возможность для его дальн...