Рабочая программа внеурочной деятельности "Увлекательное чтение" 5-6 класс
рабочая программа (5, 6 класс)
Данная программа внеурочных занятий «Увлекательное чтение» для 5-6 классов составлена на базе программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение» 2016).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uvlekatelnoe_chtenie.docx | 519.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа внеурочных занятий «Увлекательное чтение» для 5-6 классов составлена на базе программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение» 2016).
В программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5-6 классов, направленная на формирование универсальных учебных действий на основе работы над произведениями для самостоятельного чтения, представленными в программе В.Я. Коровиной и списке «100 книг для самостоятельного прочтения».
Данная программа помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.
Программа «Литературной гостиной» является дополнением к основному курсу литературы, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор произведений для самостоятельного чтения позволит глубже исследовать языковые особенности слова, ставит ребенка в рефлексивную позицию, способствует развитию у учащихся познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию.
Данная программа актуальна, потому что недостаточно научить бегло читать, анализировать художественный текст коллективно, под руководством взрослых, главное - привить любовь к чтению, потребность общения с литературными героями, а это возможно в том случае, когда ученик имеет возможность самостоятельного формирования себя как грамотного читателя. А для этого учитель доверяет ему самому разобраться в тайнах тех произведений, которые специально подобраны и соответствуют тому, что изучалось на уроках.
Цель программы: организация чтения школьников, создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.
Задачи:
- развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;
- формирование основ читательской культуры;
- выработка привычки к вдумчивому чтению;
- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Место кружка «Литературная гостиная» в учебном плане
1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС
( 35 часов – 1час в неделю)
Методические особенности организации занятий
- Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на развитие художественного мышления и воображения, навыков самоконтроля, а также познавательной активности.
- Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер, поэтому основное внимание обращается на развитие и совершенствование художественного вкуса, литературной речи и личностных качеств ученика, которые важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
- Ряд занятий проводится во Дворце книги совместно с библиотекарем.
- Занятия строятся на смене видов деятельности, интерактивных видах работы, что делает их динамичными, насыщенными и интересными для пятиклассников.
Формы работы:
1. Экскурсия в библиотеку.
2. Презентация прочитанной книги.
3. Выставка прочитанных книг.
4. Викторина.
5. Конкурс иллюстраций к любимой книге.
6. Конкурс чтецов.
7. Встречи с писателями.
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
- определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
- вести беседу и давать отзыв о прочитанной книге.
В процессе реализации программа предполагает формирование у учащихся:
- потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- умений эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
- учебной самостоятельности и познавательного интереса;
- умения вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;
- умений передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты;
- умений работать с алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;
- понимания и значимости работы в группе.
Тематическое планирование 5 класс
№ | Тема | Методы и приемы | Личностные результаты | Дата проведения |
1 | Чтение - любимое занятие. | Беседа, мотивация на самостоятельное чтение | Получение опыта самостоятельных общественных действий | |
2 | «Что за прелесть эти сказки!» Русские народные сказки. | Интерактивная беседа | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя | |
3 | Басни И.А.Крылова | Инсценирование, чтение по ролям | Получение опыта самостоятельных творческих действий | |
4-5 | М.Ю.Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб» | Чтение, обсуждение по вопросам | Умение вести проблемно-ценностные дискуссия | |
6-7 | Н.В.Гоголь «Страшная месть». Мир вымысла и фантастики. | Прослушивание аудиозаписи | Формирование навыков исследования текста | |
8-9 | Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Мир детства. | Показ фрагментов фильма, чтение и беседа | Формирование ценностного отношения к социальной реальности | |
10 | Любимые стихотворения поэтов 19 века. | Конкурс чтецов | Умение оценивать достижения товарищей | |
11 | Н.С.Лесков «Привидение в Инженерном замке». | Групповая работа | Умение договариваться, ставя перед собой общую цель | |
12-13 | А.Н.Островский «Снегурочка». | Инсценирование, разработка костюмов для персонажей | Формирование этических чувств | |
14-15 | А.П.Чехов. Тонкий юмор ранних рассказов. Герои рассказов. | Чтение по ролям, составление кроссвордов | Умение работать в группе, перевоплощаться | |
16-17 | М.Горький. «Сказки об Италии». «Дети Пармы» и др. | Рассказ о сказке, написание сказки, «которую придумала сама жизнь» | Умение вести проблемно-ценностные дискуссии | |
18-19 | А.И.Куприн. «Чудесный доктор». Рождественский рассказ. | Составление синквейна | Формирование ценностного отношения к социальной реальности | |
20 | Любимые стихотворения русских поэтов 20 века. | Конкурс чтецов | Умение оценивать достижения товарищей | |
21-22 | И.С. Соколов-Микитов «Зима». | Иллюстрации, беседа. | Формирование навыков исследования текста | |
23-24 | П.П.Бажов «Каменный цветок». | Чтение, просмотр фильма | Формирование этических чувств | |
25-26 | М.М. Пришвин. Рассказы о природе. | Чтение. Составление карты путешествий М.Пришвина | Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | |
27-28 | Е.И.Носов «Варька». | Выразительное чтение, беседа | Формирование ценностного отношения к происходящим событиям. | |
29-30 | В.П.Астафьев. «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?» | Отзыв о рассказе | Умение вести проблемно-ценностные дискуссии | |
31-32 | Сказки Е.С.Ларина. Встреча с поэтом. | Беседа с поэтом о сказках, проектная деятельность | Умение вести диалог (переговорные площадки с писателями) | |
33 | Поэзия А.Беловой. Стихотворения для детей. Встреча с поэтессой. | Чтение стихотворений наизусть | ||
34-35 | Итоговое занятие. | Умение делать выводы, подводить итоги |
Тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Даты | Форма организации деятельности при проведении занятий | |
План | Факт | ||||
1. | Божества славянского язычества. | 1 | Беседа, коллективная исследовательская работа, словесное рисование. | ||
2. | Небылицы.Творческая мастерская. | 1 | Мини-концерт, творческая мастерская. | ||
3. | А.С.Пушкин и его первая поэма. «Там чудеса…» (сказочное в поэме «Руслан и Людмила»). | 1 | Просмотр фрагмента фильма. Выразительное чтение. | ||
4. | Странное, причудливое, фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Портрет». | 1 | Эвристическая беседа, игра «Кто больше», чтение и обсуждение. | ||
5. | Гордость научной фантастики Р.Брэдбери. Рассказ «И грянул гром» | 1 | Эвристическая беседа, обучение выразитель ному чтению. | ||
6. | Фантастический мир Александра Беляева. «Голова профессора Доуэля» (главы). | 1 | Просмотр фрагмента фильма. Эвристическая беседа, обучение выразитель ному чтению. | ||
7. | Наука и полёт фантазии Артура Конан Дойла. (анализ главы XII из романа «Затерянный мир»). | 1 | Комментированное чтение, обучение выразительному чтению, отзыв о прочитан ном. | ||
8. | Выпуск школьной «Литературной газеты». Творческая мастерская. Публичный отчет. | 1 | Практическая работа. Выпуск школьной «Литературной газеты». | ||
9. | Стихи о прекрасном и неведомом. А.Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…», Н.Гумилёв «Жираф», В.Маяковский «А вы могли бы?», М.Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне…», Д.Самойлов «Сказка», В.Берестов «Почему-то в детстве…». | 1 | Обучение выразительному чтению. Экспресс-концерт. | ||
10. | А.С.Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге». | 1 | Обучение краткому пересказу, выразительное чтение. | ||
11. | В.П.Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). | 1 | Эвристическая беседа, комментированное чтение. | ||
12. | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Парус». | 1 | Викторина. Экспресс-концерт. | ||
13. | «Строим наш мир». Творческая мастерская. Публичный отчет. | 1 | Практическая работа (написание собственных произведений). | ||
14. | М.М.Пришвин «Кладовая солнца» | 1 | Комментированное чтение, обучение выразительному чтению, отзыв о прочитан ном. | ||
15. | Л.А.Кассиль Повесть «Кондуит и Швамб рания» (главы) | 1 | Слово учителя, выразительное чтение. | ||
16. | Г.Белых, Л.Пантелеев «Республика Шкид» (главы). | 1 | Просмотр фрагмента фильма. Самостоятельная исследовательская работа. | ||
17. | Рассказы о детях. В.Распутин «Мама куда-то ушла». | 2 | Комментированное чтение, обучение выразительному чтению, отзыв о прочитан ном. | ||
18. | Анатолий Рыбаков и тайны повести «Кортик». | 1 | Просмотр фрагмента фильма. Комментированное чтение, обучение выразительному чтению. | ||
19. | Жюль Верн – удивительный пистель «Дети капитана Гранта» (главы). | 1 | Просмотр фрагмента фильма. Комментированное чтение, обучение выразительному чтению. | ||
20. | Марк Твен «Приключение Гекльберри Финна» (главы) | 1 | Комментированное чтение, обучение выразительному чтению | ||
21. | К.Г.Паустовский «Эдгар По». | 1 | Комментированное чтение, обучение выразительному чтению. | ||
22. | Тайна золотого жука (по рассказу Э.По «Золотой жук»). | 1 | Беседа, слово учителя. | ||
23. | Стихи о детях (Д.Самойлов, В.Берестов, Н.Заболоцкий) | 1 | Слово учителя, выразительное чтение. | ||
24. | «Дети и война». Читательская конференция. Публичный отчет. | 1 | Практическая работа (написание собственных произведений). Слово учителя, выразительное чтение, инсценирование, презентация. | ||
25. | «Собачий мир» в рассказе А.П.Чехова «Каштанка». | 1 | Просмотр фрагмента мультфильма. Составление мультимедийной презентации. | ||
26. | Ю.Казаков «Артур-гончий пес. | 1 | Выпуск школьной «Литературной газеты» | ||
27. | «Всем кошкам кошка» в рассказе А.И.Куприна «Ю-ю» и в рассказе К.Чапека «С точки зрения кошки». | 1 | Комментированное чтение, обучение выразительному чтению, отзыв о прочитан ном. | ||
28. | К.Паустовский «Кот-ворюга» | 1 | Комментированное чтение, обучение выразительное чтению, отзыв о прочитан ном. | ||
29. | Джеральд Даррелл «Гончие Бафута» | 1 | Комментированное чтение, обучение выразительному чтению, отзыв о прочитан ном. | ||
30. | Э. Сетон – Томпсон «Чинк» | 1 | Комментированное чтение, обучение выразительное чтению, отзыв о прочитанном. | ||
31. | Стихи о животных: С.Есенин «Песнь о собаке», И.Бунин «Змея», Н.Заболоцкий «Лицо коня», В.Инбер «Сеттер Джек», Б.Заходер «Памяти моего пса» | 1 | Комментированное чтение, конкурс чтецов. | ||
32. | «Гусиное перо» Творческая мастерская. Публичный отчет. | 1 | Практикум «Синквейн». Игра «Сочиняем по цепочке». | ||
33. – 35. | Мои проектные работы. Публичный отчет. | 3 | Составление мультимедийной презентации. |
Литература для учителя
- Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя».-Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
- Энциклопедия. Мифология/ под ред. Е.М. Мелетинского.-М: Большая Российская энциклопедия, 2003.
- Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики ХIХ dв. - М.: Аванта+, 2003
- Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.2. ХХ век. - М.: Аванта+, 2003
- Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. - М.: Аванта+, 2002
- Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.2.XIX и XX века. - М.: Аванта+, 2002
Литература для обучающихся
1. Энциклопедия. Мифология/ под ред. Е.М. Мелетинского.-М: Большая Российская энциклопедия, 2003.
2. Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики ХIХ dв. - М.: Аванта+, 2003
3. Энциклопедия для детей. Т9. Русская литература. Ч.2. ХХ век. - М.: Аванта+, 2003
4.Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. - М.: Аванта+, 2002
5.Энциклопедия для детей. Т15. Всемирная литература. Ч.2.XIX и XX века. - М.: Аванта+, 2002
Перечень ключевых слов, понятий
Автобиография
Анекдот
Афоризм
Басня
Былина
Вымысел художественный
Детектив
Диалог
Завязка
Загадка
Замысел
Идея
Интонация
Классика, классический
Комедия
Композиция
Конфликт
Лирика
Метафора
Миф
Мифология
Монолог
Олицетворение
Описание
Очерк
Повесть
Проза
Рассказ
Рифма
Роман
Сюжет
Фантастика
Фольклор
Фэнтези
Эпитет
Юмор
Приложение
Данный курс не предполагает наличие контрольных материалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...