Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Этот удивительный компьютер» для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
рабочая программа
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. «Завтра» сегодняшних детей – это информационное общество. Психологическая готовность к жизни в нем сейчас необходимы каждому человеку.
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм воспитания и обучения детей. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями.
Для успешного обучения в детском саду важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.
Программа «Этот удивительный компьютер» имеет научно-техническое направление, так как занятия по данной программе способствуют развитию исследовательских, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_etot_udivitelnyy_kompyuter.docx | 83.53 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка 3
- Тематический план 7
- Содержание программы 10
- Методическое обеспечение программы 21
- Список литературы 25
- Приложение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. «Завтра» сегодняшних детей – это информационное общество. Психологическая готовность к жизни в нем сейчас необходимы каждому человеку.
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм воспитания и обучения детей. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями.
Для успешного обучения в детском саду важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.
Программа «Этот удивительный компьютер» имеет научно-техническое направление, так как занятия по данной программе способствуют развитию исследовательских, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества.
Актуальность программы:
Введение компьютера в педагогический процесс детского сада позволяет переложить на него часть дидактической нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет традиционное занятие, а только дополняет его.
Данная программа построена для детей старшей и подготовительной групп на основе Программы подготовки дошкольников по информатике (автор: З.М. Габдуллина).
Использовались пособия к данной программе: “Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет”, “Информатика” (рабочая тетрадь).
Цели программы:
обучающие: введение понятий и способов информационной деятельности;
развивающие: развитие логического мышления, развитие образного мышления, раскрытие творческих способностей и наклонностей детей, создание мотивации к использованию собственных талантов, интереса к решению учебных и жизненных задач, создание высоких стартовых возможностей для обучения в начальной и средней школе;
воспитывающие: развитие умения работать в группе, самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и уважительно оценивать, и анализировать деятельность других ребят в совместном освоении курса, воспитание положительно окрашенного отношения к сверстникам и взрослым;
Задачи программы:
1. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла.
1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом информационной деятельности.
- познакомить с назначением ЭВМ;
- познакомить с основными устройствами управления ЭВМ.
2. Познакомить детей с правилами поведения в компьютерном классе и правилами безопасной работы на компьютере.
3. Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и компьютером.
4. Сформировать начальные навыки работы на компьютере:
- познакомить с клавиатурой;
- познакомить с манипулятором "Мышь".
2. Группа задач образовательно-воспитательного цикла.
1. Формировать навыки учебной деятельности:
- учить осознавать цели;
- выбирать системы действий для достижения цели;
- учить оценивать результаты деятельности.
2. Формировать элементарные математические представления:
- совершенствовать навыки счета;
- изучать и закреплять цифры;
- решать простейшие арифметические задачи;
- развивать умение ориентироваться на плоскости;
3. Развивать речь:
- расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;
- формировать звуковую культуру речи;
- формировать грамматический строй речи.
4. Развивать сенсорные возможности ребенка.
5. Формировать эстетический вкус.
6. Развивать знаковую функцию сознания.
7. Развивать эмоционально-волевою сферу ребенка:
- воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
- приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.
3. Группа задач творческого цикла.
1. Развивать конструктивные способности.
2. Тренировать память, внимание.
3. Развивать воображение.
4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мышление; использовать элементы развития эвристического мышления.
5. Развивать потребности к познанию.
Принципы:
1. Принцип развивающего обучения.
Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения.
3. Принцип новизны дает возможность опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную среду дошкольника.
4. Принцип систематичности и последовательности обучения.
Устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.
5. Принцип доступности.
Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
6. Принцип индивидуализации.
На каждом учебном занятии педагог должен стремиться подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.
7. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.
Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию ученика, учителя.
8. Принцип связи с жизнью.
Педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи.
Возраст детей: дети старшего дошкольного возраста 5-7лет. Наполняемость в группах составляет 5-10 человек;
Срок реализации данной программы: 2 года обучения по 36 часов в год.
Режим занятий: Занятия по информатике проводятся 1 раз в неделю, в форме групповых бесед, групповых ролевых игр, заочных путешествий и экскурсий.. Продолжительность занятий с детьми старшей группы 25 минут, с детьми подготовительной к школе группы 30 минут. Время работы детей за компьютерами – 10 минут.
Формы работы
Предпочтение при выборе форм организации данного процесса отдано тем, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию детей познавательной активности и ее самореализации, интересны самим детям, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс.
Педагогический процесс строится в виде:
Интерактивных занятий.
По форме проведения занятия представляют собой «игры-путешествия» или «игры-открытия». Ведущим принципом построения занятия является принцип развивающего обучения.
Все занятия – интерактивны. Дети выполняют задания в тетрадях, решая занимательные задачи, а также выполняют задания на компьютерах, закрепляя полученные знания и навыки работы на компьютере: собирают пазлы, рисуют, играют. В такой атмосфере гораздо легче запоминаются термины и понятия информатики.
Задача таких занятий не только в том, чтобы передавать информацию, возбудить любопытство и интерес к обсуждаемому предмету (что тоже не маловажно, но и вызвать дальнейшую работу мысли, потребность узнавать новое посредством компьютера. В конечном итоге интерактивные занятия призваны развивать наблюдательность, зрительную память, воображение, ассоциативное мышление, чувственно-эмоциональную сферу, познавательную и творческую активность детей.
В ходе занятий дети “проживают” определенную тематическую ситуацию. В этих играх “разговаривают” друг с другом ребенок, педагог и компьютер. Познавательных бесед – развивающих мышление ребенка, осмысленное восприятие получаемой информации. Беседы организуются как итоговые по окончании определенной темы, так и исторические - в которых дети узнают о истории возникновения компьютера и компьютерной техники, о видах компьютеров. Несколько занятий приурочено знакомству с компьютером; элементам логики и развитию творческого воображения.
Оформления выставок компьютерных рисунков, выполненных самими детьми.
Творчество – главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности. Выставки бывают тематическими и сезонными. Местом оформления выставки бывает групповая комната, изостудия, холл. Темы выставляемых рисунков определяются содержание занятий по информатике. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к информационным технологиям, приобретают умения работы на компьютере.
Компьютерные игры – самое сильное средство для обучения, развития ребенка. Компьютерные игры подбираются в соответствии с требованиями:
- игры русифицированы;
- игры имеют звуковое сопровождение;
- действия в игре развиваются не стремительно, с учетом восприятия детей дошкольного возраста;
- игры отражают действительность;
- игры не развивают агрессию.
Работа с родителями
При изучении курса информатики важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий.
Условия реализации программы
Пока психологи и педагоги спорят, с какого возраста ребенка можно подпускать к компьютеру, производители давно решили этот вопрос, выпустив огромное количество программ для детей, начиная с трех лет. Действительно, если малыш с удовольствием смотрит мультики, то ему будут интересны и развивающие игры с рисованными и кукольными персонажами. Но нельзя спешить сажать ребенка за экран, перед которым взрослый не выдерживает больше часа. Компьютер для ребенка еще надо подготовить.
Монитор должен иметь диагональ не менее 17 дюймов. Так как ребенок лучше воспринимает крупные и четкие картинки, на экране лучше установить невысокое разрешение. Очень важна частота мерцания экрана, желательно настроить ее на 80 Гц, а еще лучше 100-120 Гц - тогда нагрузка на зрение будет минимальной.
Необходимо обратить внимание на клавиатуру. Две буквы на каждой клавише - русская и латинская - способны озадачить даже вундеркинда. Поэтому желательно, чтобы клавиатура имела только русский алфавит, либо аккуратно заклеить лишний ряд букв.
Существуют определенные правила, требования безопасности при работе с компьютером. Если эти рекомендации выполняются, то можно быть совершенно спокойным за здоровье детей: компьютер не принесет им вреда.
Характеристика ожидаемых результатов
В результате освоения программы «Этот удивительный компьютер» воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.
Воспитанники должны знать:
- технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;
- название и функциональное назначение основных устройств компьютера, иметь представление о сущности информационных процессов, об основных носителях информации, процессе передачи информации;
- понятие истинного и ложного высказывания;
- правила работы в компьютерном зале;
- назначение основных устройств, входящих в состав компьютера: системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь»;
Уметь:
- Назвать части компьютера и знать их назначение;
- Использовать в своей работе клавиатуру, мышь, сканер, принтер, Интернет;
- Осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;
- Находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и др.)
- Объединять предметы в группы по признакам;
- Обобщать по признаку;
- Выделять существенный признак предмета или несколько предметов;
- Находить лишний предмет в группе однородных;
- Выделять группы однородных предметов среди разнородных и называть их;
- Расставлять события в правильной последовательности;
- Выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
- Описывать свои действия;
- Определять истинные и ложные высказывания;
- Отличать заведомо ложные фразы;
- Называть противоположные по смыслу слова;
- Объединять отдельные предметы в группы с общим названием;
- Выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки; ориентироваться в условиях задачи, выделять среди них наиболее существенные;
- Планировать ход решения;
- Предусматривать и оценивать возможные варианты.
Дети дошкольного возраста получают уникальную возможность получать знания с помощью компьютера и компьютерных технологий.
В конце учебного года проводится диагностика уровня усвоения образовательной программы. Для анализа овладения используются имеющиеся развивающие и обучающие компьютерные игры.
Как показывает практика уровень усвоения постоянно повышается. Управление компьютером (клавиатурой, мышью) усваивается детьми автоматически. Во время игры не акцентируется внимание ребенка на то, что его диагностируют, а перед ним ставятся определенные дидактические задачи, которые ребенок должен решить самостоятельно, и он «просто играет». Важно, чтобы во время компьютерных игр ребенок был раскрепощен, свободно владел компьютером, несмотря на то, что это новый вид игры.
Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребенка, показанная в играх:
-ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого - это говорит о низком уровне развития;
-на среднем уровне - справляется с помощью взрослого;
-на высоком - выполняет задание самостоятельно.
Результаты диагностики и анализ усвоения детьми образовательной программы используется для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении программы, обратить внимание специалистов на проблему и совместно решить её.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Старшая группа
Месяц | Название темы | Количество часов |
Сентябрь | Здравствуй, класс компьютерный! История компьютера | 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Октябрь |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
Создание проекта совместно с родителями «Мой компьютер» | 1 | |
Ноябрь |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Декабрь |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Январь |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Февраль |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Март |
| 1 |
| 1 | |
| 2 | |
Апрель |
| 2 |
| 2 | |
Май |
| 1 |
Развивающая игра «Учимся логически мыслить» | 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Всего | 36 |
Подготовительная группа
Месяц | Тема занятия | Количество часов |
Сентябрь |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Октябрь |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Ноябрь |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Декабрь |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Январь |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Февраль |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Март |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Апрель |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Май | Чему мы научились (задания из «Мира информатики»; закрепление пройденного материала) | 1 |
«Баба-Яга учится читать» (Обобщающее занятие, подведение итогов пройденного материала) | 1 | |
«Мир, в котором мы живем» (понятие «информация», ее виды; способы представления информации) | 1 | |
Итоговое занятие (индивидуальное задание на повторение пройденного материала за год) | 1 | |
Всего | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Старшая группа
Месяц | Название темы, форма работы | Программное содержание |
Сентябрь | Здравствуй, класс компьютерный! История компьютера | Познакомить детей с необычным царством компьютерной техники (история развития; что такое «информация»; кто создал теорию, позволившую создать машину; как выглядели первые компьютеры и т.д.) Напомнить детям о технике безопасности и правилах поведения в кабинете информатики |
| Продолжать знакомить детей с составляющими компьютера (системный блок, монитор, мышь, клавиатура и др.) Учить выполнять задания по инструкции. Развивать внимание, память, логическое мышление, глазомер, координацию движений, сообразительность и ловкость. Продолжать знакомить с новыми инструментами «художника» из компьютера. | |
| Учить детей выполнять задания по инструкции. Развивать внимание, память, логическое мышление, глазомер, координацию движений, сообразительность и ловкость. Продолжать знакомить с инструментами «художника» компьютера | |
| ||
Октябрь |
| Дать понятие «процессор» (процессор – главное устройство компьютера, обрабатывающее информацию) |
| Оперативная память, «жучки», жесткий диск (винчестер – основное запоминающее устройство компьютера). Продолжать знакомить с новыми инструментами художника («леечка», «печать»). Развивать логическое мышление, внимание, память, координацию движений, сообразительность и ловкость. | |
| ||
| ||
Ноябрь |
| Дать понятия «дисковод», «компакт-диск» и «дискета», «модем», «монитор». Развивать внимание, память, логическое мышление, глазомер, координацию движений, сообразительность и ловкость. Познакомить с новыми инструментами: «увеличение печати», «линия», «квадрат», «круг», «буквы», «цифры». Закрепить знания о буквах и цифрах в игровой форме |
| ||
| ||
| ||
Декабрь |
| Дать понятия «программа», «программист», «звуковая карта»; закрепить понятия «модем», «монитор». Развивать у детей пространственное восприятие, память, внимание, логическое мышление, творчество, самостоятельность, речь, координацию движений, сообразительность. Совершенствовать навыки работы с мышкой |
| ||
| ||
| ||
Январь |
| Дать понятия «звуковая система компьютера», «клавиатура», «назначение клавиш». Развивать у детей память, внимание, логическое мышление, самостоятельность, речь, координацию движений, сообразительность. Совершенствовать навыки работы с клавиатурой. |
| ||
| ||
| ||
Февраль |
| Дать понятия «сканер», «принтер», «мышь», «джойстики». Развивать логическое мышление, координацию движений и глазомер, ловкость. Учить детей принимать правильное молниеносное решение во время игры; использовать краску нужного цвета |
| ||
| ||
| ||
Март |
| Дать понятия «манипулятор», «рабочий стол». Развивать память, мышление, сообразительность, внимание, глазомер, воображение. Учить детей объединять предметы в группы по признакам, выделять свойства предметов. |
| ||
| ||
| ||
Апрель |
| Учить детей объединять предметы в группы по признакам; определять истине и ложные высказывания; находить «лишний» предмет в группе однородных предметов. Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность и быстроту реакции. |
| ||
| ||
| ||
Май |
| Выявить знания, приобретенные детьми в течение учебного года. Совершенствовать навыки необходимых операций при работе в различных программах. Закрепить с детьми понятия о том, что входит в состав компьютера. |
Развивающая игра «Учимся логически мыслить» | ||
| ||
|
Подготовительная группа
Месяц | Тема занятия, форма работы | Программное содержание занятий |
Сентябрь |
| Закрепить известные игры, знания об инструментах «художника», составе компьютера. Учить детей пользоваться «выбором», создавать картинки, используя различные инструменты. Развивать творческие способности, фантазию. |
| ||
| ||
| ||
Октябрь |
| Дать понятия системный блок, материнская плата, центральный процессор, оперативная память; их назначение. Обучать буквам, цифрам, навыкам счета, расширять словарный запас. Формировать начальные математические представления (прямой и обратный счет в пределах двух десятков); обогащать знания о животных, окружающем мире, географии земного шара, побуждать учить стихи о понравившемся звере; развивать мышление, воображение, память, фантазию, сноровку. |
| ||
| ||
| ||
Ноябрь |
| Дать понятия «видео и аудио карта», «жесткий диск», «дисковод», «компакт-диск» и «дискета». Учить детей подбирать пары по числам и цветам, открывать фрагменты головоломки и собирать картинку; развивать навыки ориентации на плоскости и навыки владения компьютерной мышкой; умение объединять предметы по смысловым признакам; обозначать цифровой количество предметов; сочинять музыку; расширять словарный запас. Учить детей составлять множество из соответствующих элементов, выделив указанное подмножество (множество живых существ, множество птиц, предметов, созданных человеком; множество игрушек, посуды) |
| ||
| ||
| ||
Декабрь |
| Познакомить с понятиями «монитор», «клавиатура», «колонки», «наушники», «микрофоны», «сканер». Учить детей определять, на какую букву начинается название предмета на картинке; собрать букву из фрагментов, четко представляя ее начертание; развивать сообразительность, память, внимание, логическое мышление |
| ||
| ||
| ||
Январь |
| Познакомить детей с новыми понятиями: «принтер», «мышь», «джойстик» и «манипулятор», с их назначением. Учить детей «переворачивать» все неправильные буквы, щелкнув по ним мышкой, составлять предложение из отдельных слов; определять истинные и ложные высказывания; объединять отдельные предметы в группу с общим названием; развивать сообразительность, память и координацию движений. |
| ||
| ||
| ||
Февраль |
| Дать понятия «компьютерные программы», «Интернет» и их возможности. Продолжать учить детей составлять слова из заданного набора букв. Учить детей составлять предложения из отдельных слов; развивать память, внимание, логическое мышление |
| ||
| ||
| ||
Март |
| Познакомить с понятием «глобальная сеть» и ее возможностями. Учить находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер число элементов и др.); развивать память, внимание, логическое мышление; разбивать слова на слоги, составлять предложения формировать элементарные математические представления, закреплять навыки распознания чисел; находить лишний предмет в группе однородных |
| ||
| ||
| ||
Апрель |
| Учить детей выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки; ориентироваться в условиях задачи, выделять среди них наиболее существенные, планировать ход решения, предусматривать и оценивать возможные варианты; развивать память, внимание, логическое мышление |
| ||
| ||
| ||
Май | Чему мы научились (задания из «Мира информатики»; закрепление пройденного материала) | Закрепить знания, умения по основным разделам программ; совершенствовать диалогическую речь; умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них. Расширять кругозор, устранять психологический барьер «человек-компьютер»; формировать понятия «информация», «информационный процесс», «информационная картина мира», значение информации, информационных технологий в обществе |
«Баба-Яга учится читать» (Обобщающее занятие, подведение итогов пройденного материала) | ||
«Мир, в котором мы живем» (понятие «информация», ее виды; способы представления информации) | ||
Итоговое занятие (индивидуальное задание на повторение пройденного материала за год) |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методы и приемы
Метод обучения - это система последовательных, взаимосвязанных способов работы педагогов и детей, которые направлены на достижение дидактических задач.
Прием обучения, в отличие от метода, направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения.
Метод интерактивной игры. Понятие интерактивный к нам пришло из английского языка (interactive: inter - между, меж; active от act - действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками - создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
Познавательная и практическая деятельность детей на занятиях организована с помощью наглядных методов. Наглядность дает возможность ребенку всматриваться в явления окружающего мира, предметов, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.
Без демонстрации наглядности невозможно провести ни одного занятия.
Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.
Практические методы придают практический характер познавательным занятиям. Он направлен на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребенок познает свойства, качества, признаки, связи, которые недоступны непосредственному восприятию.
Практическая деятельность направлена на подготовку детей к восприятию нового материала; на усвоение ими новых знаний и на закрепление, расширение и совершенствование усвоенных знаний, на умения и навыки ребёнка.
Ведущими практическими методами являются упражнение, экспериментирование, проектирование. В систему познавательного развития детей входят проекты и экспериментирование. В ходе проектов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т. п.
В работе используются технологии:
1. Информационно-коммуникационные технологии.
Используя информационно-коммуникационные технологии, дети учатся использовать компьютер не только для игры, но и для получения новых знаний.
2. Проектирование. Оно позволяет развивать творческие способности дошкольников и педагога. В его основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его напряжение мысли, фантазии, творчества в условиях неопределенности. Направленность обучения посредством метода проекта формирует познавательные мотивы.
Структура занятий
Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа.
I этап - подготовительный.
Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к работе на компьютере (компьютерной игре) через развивающие игры, логические задачи, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей.
II этап - основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.
Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для снятия усталости зрительного, моторного аппарата во время работы.
Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:
1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.
2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.
3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.
4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.
III этап - заключительный.
Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз, для снятия мышечного и нервного напряжений (физкультурные минутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
Занятия проводятся 1 раза в неделю.
Продолжительность каждого этапа занятия:
1 этап - 10 минут,
2 этап - 10-15 минут,
3 этап - 5 минут.
После каждого занятия проветривание помещения.
Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.
Критерии педагогической диагностики на развитие познавательных процессов:
• развитие логического мышления
• тренировка и объем памяти
• тренировка внимания
• развитие творческих способностей
• развитие воображения
Критерии технологической диагностики по выявлению технических навыков и умений работы на компьютере:
• умение ориентироваться на экране монитора
• умение пользоваться клавиатурой, управлять курсором с помощью клавиш «вверх», «вниз», «вправо», «влево», ENTER, пробел.
• умение управлять манипулятором «Мышь» различать правую и левую кнопку мыши, выполнять двойной щелчок, передвигать элементы с помощью удерживания их курсором
• технику безопасности работы на компьютере.
Формы работы с родителями: консультации, родительское собрание. Подробный план работы с родителями указан в приложении.
Формы проведения занятий по информатике: Игры, творческие задания и упражнения, практические задания, конкурсы, беседы, рассказы, участие в выставках, речевые игры, просмотр учебных и игровых фильмов, роликов; компьютерные развивающие игры, практические задания на компьютере.
Итоговые мероприятия для старшей группы:
- Сентябрь-октябрь – создание проекта совместно с родителями «Мой компьютер»
- Ноябрь-декабрь – создание репортажа «Кто такой программист»
- Январь-февраль – викторина для детей «Устройства ввода и вывода информации»
- Март-апрель – Игровая студия
Итоговые мероприятия для подготовительной группы:
- Сентябрь – Выставка рисунков на тему «Осень».
- Октябрь – совместно с родителями создание презентации «Системный блок».
- Ноябрь – Путешествие в мир накопителей
- Декабрь-январь – викторина для детей «Устройства ввода и вывода информации».
- Февраль – изготовление открытки к празднику «День защитников Отечества».
- Март-апрель – вместе весело играем.
Средства
Для реализации программы «Этот удивительный компьютер» необходимо:
- Компьютерный класс: компьютер с мультимедийным проектором для демонстрации материала; компьютеры для детей для получения новых знаний и закрепления навыков работы; принтер для печати детских рисунков, микрофон и наушники, сканер.
- Компьютеры объединены в локальную сеть, оборудованы приводами CD-ROM и звуковыми картами. Мониторы соответствуют стандарту ТСО-95, компьютерный класс должен соответствовать требованиям СанПиН.
- Игровая зона компьютерного класса – это зона для предкомпьютерной подготовки и после компьютерной релаксации включает в себя:
- столы для работы детей;
- тетради с игровыми заданиями на каждое занятие;
- игры – головоломки;
- раздаточный материал;
- демонстрационные дидактические игры;
- демонстрационные и индивидуальные плакаты для обучения детей компьютерной грамотности, правилам поведения и правильной осанке.
- Компьютерные программы
- «Учим буквы и цифры» (для детей 4-7 лет);
- «Учимся анализировать» (для детей 4-8 лет);
- «Учимся мыслить логически» (для детей 4-7 лет);
- «Учимся рисовать» (для детей 5-10 лет);
- «Развиваем реакцию» (для детей 5-12 лет);
- «Занимательная математика» (для детей 6-9 лет);
- «Обучение с приключением» (для детей 4-7 лет);
- «Веселые моторы» (для детей 4-7 лет);
- «Пятачок в волшебном лесу» (для детей 5-13 лет);
- «Баба-Яга учится читать» (для детей 5-9 лет);
- «Ребятам о зверятах» (для детей 5-12 лет);
- «Братец Кролик» (для детей 5-12);
- «Рекс» (для детей 5-10 лет);
- «Смешарики» (для детей 5-13 лет);
- «Пан Забывалкин собирает компьютер» (для детей 5-8 лет);
- Азбука «Как Мышонок буквы ловил» (для детей 4-7 лет);
- «Планета чисел для малышей» (для детей 3-7 лет);
- «Приключения на планете чисел» (для детей 5-12 лет);
- Игры из программы «Мир информатики» (для детей 6-9 лет).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Балабанова Л.К. Компьютерные игры в обучении детей, Волгоград 2012 – 175 с.
- Волошина О. В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. - №19.
- Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет, Волгоград 2011 – 139 с.
- Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 328 с.
- Горячев А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
- Горячев А. В., Ключ Н. В. Все по полочкам: пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
- Дуванов А.Изучаем компьютер /Дуванов А. – М.: Эксмо, 2012 – 112 с.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. / В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.
- Комарова И.И., Туликова А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании/ Под редакцией Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-синтез, 2013 -192 с.
- Коч Л.А., Бревнова Ю.А.Дошколенок+компьютер, Волгоград 2011 – 179 с.
- Кравцов С. С., Ягодина Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников/ С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. - №12.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санин 2.4.2. 178-020, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.02., рег. №3997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Этот удивительный компьютер» для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
программа дополнительного образования по информатике для старшей и подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Комплекс «Мы вместе» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Музыкотерапия»
Программа для детей с ограниченными возможностями здоровья...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа
Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»
Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Российское Движение Школьников» Направление: Социально – педагогическое Возраст учащихся: 7-18 лет
Программа направлена на развитие личности в четырех направлениях: гражданская активность, личностное развитие, военно-патриотическое, информационно-медийное....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Мир вокруг нас» Возраст обучающихся: 11-13 лет Срок реализации: 1 год
Данная программа «Мир вокруг нас» создана на основе авторской программы по экологическому воспитанию С.Н. Николаевой «Юный эколог» которая одобрена Экспертным советом Министерс...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Говорим по-английски» Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 3 года
Программа «Говорим по-английски» направлена на социальное и культурное развитие личности обучающихся младшего и среднего школьного возраста, дает возможность воспитать интерес к изучению и...