АДАПТИРОВАННАЯ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по декоративно-прикладному творчеству «Фантазия»
рабочая программа (5, 6 класс)

Льянова Елена Васильевна

Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (новому году и рождеству, ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд.

 Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа126 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Сокурская общеобразовательная школа №19»

АДАПТИРОВАННАЯ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

по декоративно-прикладному творчеству

«Фантазия»

Направленность: художественная.

Возраст обучающихся: 10-13 лет.

 

  Составитель:

учитель технологии Льянова Е.В.

Сокур 2021

Пояснительная записка

Комплекс основных характеристик программы

        

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по декоративно-прикладному творчеству «Фантазия» составлена в соответствии с

•        Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;

•        Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

•        Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

•        Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

•        Письмом Минобрнауки  Российской Федерации  от 11.12.2006 г. № 06-1844  «О примерных требованиях к программам дополнительного образования»;

•        Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»);

•        Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», утвержденного приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226);

•        Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04;

•        Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмом Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций");

            Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен. Это подушки, коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы. Шитьё из лоскутков способствует  формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды.  В настоящее время в нашей стране наблюдается возрастание интереса к народному творчеству, к декорированию интерьера изделиями, созданными из доступных материалов – ткани, дерева,  соломки.  Незаслуженно забытые изделия ручного труда вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Подобная работа – штучная, неповторимая, оригинальная – высоко ценилась во все времена. Приобщение детей и подростков к декоративно-прикладному искусству, народным промыслам и ремеслам, обучение их технике создания изделий, становится актуальной задачей современного художественного образования.  

Актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (новому году и рождеству, ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд.

Курсы печворка, аппликации, изготовление игрушки, включенные в основу программы, чередуются, тесно переплетаясь друг с другом, способствуя разнообразию в обучении.

 Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.

Новизной данной  программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность выполнять схемы для лоскутного шитья, создавать электронные презентации. Также программа  позволяет расширить возможности общеобразовательной области «Технология», а именно такое направление декоративно-прикладного искусства, как лоскутное шитье. По окончании  обучения дети могут самостоятельно разработать и  изготовить любое текстильное изделие. Могут  оформить изделие, проявляя свой эстетический вкус, творческое воображение, фантазию.  

Основными целями программы являются:

  • Развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий.
  • воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
  • овладение практическими навыками и умениями художественно – творческой деятельности;
  • формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего края;
  • выявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений через практическую деятельность;
  • формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.

Основными задачами являются:

  • научить основным приёмам соединения лоскутков ткани и  побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно – прикладного творчества;
  • создавать необычные, оригинальные произведения декоративно – прикладного творчества    
  • принимать участие в конкурсах, выставках, ярмарках.

Особенности организации образовательного процесса

Организация процесса обучения происходит с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития). Обеспечивается непрерывный контроль на всех этапах работы, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно.

Учебно-воспитательный процесс имеет коррекционную направленность, строится с учетом индивидуальных особенностей ребенка, соблюдением комфортного психоэмоционального режима.

Педагог исходит из возможностей ребенка, а не из того, чем он не может овладеть, определяет зону ближайшего и актуального развития ребенка и ставит соответствующие цели и задачи. Создаются благоприятные условия для последовательного развития с оптимальными для любого ребенка физическими и умственными затратами и с фиксацией видимого результата.

Применяется наглядный метод (демонстрация алгоритма изготовления изделий педагогом), индивидуальные работы с каждым обучающимся, игровые моменты. В ходе занятия осуществляется контроль за соблюдением правил безопасности при работе с инструментами.

Общая характеристика учебного курса

Программа «Фантазия»,  являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение детьми основными приёмами соединения лоскутков. Обучение  по данной программе  способствует адаптации детей к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Обучаясь по настоящей программе, дети приобретают углублённые знания  и умения по данному виду декоративно-прикладного творчества.

Основная форма обучения- учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.

Программой предусмотрено выполнение обучающимися нескольких проектов, как коллективных, так и самостоятельных.

На занятиях обучаемые приучаются к аккуратности, экономии материалов, качественной обработке изделий и т.д. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими и ручными приспособлениями, а также используются здорово сберегающие технологии. В связи с тем, что учебное занятие длится 1 час, предлагается комплекс упражнений для снятия утомления, гимнастики глаз, коррекции осанки и т. д.        

Формы проведения занятий разнообразны: комбинированные (теория и практические), прогулка, экскурсия, конкурсы, выставка, презентация, беседа, лекция и т. д.  

Развивает творческую активность личности обучаемых частая работа с различной литературой. Работая самостоятельно с литературой, альбомами, иллюстрациями, интернетом,  ребята создают свою работу, а не пользуются готовыми наработками.

Форма подведения итогов: выставки, конкурсы, защита проектов: всё это будет способствовать развитию творческой активности. Лучшие работы участвуют в выставках, а также могут быть использованы при оформлении интерьера школы.

Программа направлена на становление следующих ключевых компетентностей:

  • познавательная компетентность (знание истории аппликации, лоскутного шитья, игрушки);
  • организаторской компетентностью (планирование и управление собственной деятельностью по изготовлению изделий из лоскутков, владение навыками контроля и оценки собственной  и совместной деятельности  в процессе выполнения проекта);
  • информационная компетентность (способность работать с различными источниками информации, проводить анализ и отбор нужной информации для выполнения лоскутного шитья);
  • коммуникативная компетентность (владение способами презентации себя и своей деятельности, уметь принимать и передавать необходимую информацию);
  • социокультурная компетентность (соблюдение норм поведения в окружающей среде, умение работать в коллективе);

        Овладение знаниями и умениями не только обогатит духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, т. к. одним из результатов изучения прикладных искусств является способность поставлять на рынок товаров уникальный продукт, а также осуществить допрофессиональные пробы. Познакомиться с профессиями дизайнера, художника – кукольника и т. д.

Программа способствует:

  • развитию чувства красоты и художественного вкуса посредством практической деятельности;
  • оказанию помощи в  самоопределении, самовоспитании, самоутверждении в жизни;
  • умению находить варианты решения одного интерьера, используя специфику цветовой гаммы и дизайна в декоративно-прикладном искусстве;
  • созданию творческой атмосферы на занятиях в группе на основе взаимопонимания и сотрудничества при выполнении работ;
  • приобретению навыков общения в профессиональной среде;

        

Описание места учебного курса в учебном плане

Предлагаемая программа может быть реализована в рамках кружка. Базовый период обучения - 1 год. Предназначена  для детей 5 - 6-х классов. Группа занимается  2 часа в неделю, всего – 70 часа в год.        

 В содержание обучения входит ознакомление с такими видами рукоделия, как аппликация, лоскутное шитье. В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая тему «Основы материаловедения» дети пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, биологии. При выполнении шаблонов, схем печворка, эскизов изделий, работе над орнаментом, применяются знания из областей рисования, математики, черчения.

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностными результатами освоения учащимися курса лоскутного шитья являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области;  
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;  
  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;  
  • развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности
  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;  
  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;  

Метапредметными результатами освоения курса лоскутного шитья  являются:

  • планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;  
  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;  
  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;  
  • проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;  
  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию  изделий;  
  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;  
  • объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;  
  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;  
  • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;  
  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;  
  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;  
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.  

Предметными результатами освоения курса лоскутного шитья   являются:

  • знание видов аппликации и лоскутного шитья, его историю;  
  • эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для шитья;  
  • способы влажно – тепловой обработки  изделии;  
  •  технологический процесс изготовления  изделия и пути снижения его себестоимости;  
  • правила безопасности труда;  
  • способы выявления потребностей общества в товарах и услугах;  
  • основные законы построения композиции;  
  • знакомство с творческими профессиями декоративно-прикладного характера  

Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватка, декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на чайник, панно, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Дети учатся изготавливать изделия в лоскутной технике, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с лоскутками, ищут более рациональные варианты их использования.  Формой активизации учебно-воспитательного процесса является посещение   музейного уголка школы, где происходит знакомство с творчеством народных умельцев нашего края, посёлка,  встречи с народными мастерами.  Лучшие работы детей выставляются на выставках, ярмарках.

                                        Содержание программы:

 Вводное занятие. История лоскутного шитья. 1,5час

Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места. История лоскутного шитья. Пэчворк, квилт. Традиционное лоскутное шитьё в России и в Татарстане.  Объекты труда: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода. Инструменты и материалы.  Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья.  Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования.  Объекты труда: Шаблоны и трафареты.

  Цвет. Цветовые сочетания.1,5 час

  Цветовой круг. Основные, дополнительные.  Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов.  Объекты труда: лоскутные изделия, ткани разных цветов. Шаблоны. Раскрой лоскутков. Изготовление шаблона. Раскрой лоскутных деталей. Объекты труда: шаблоны, ткани.

 Техника «квадрат». Изготовление изделия в технике «квадрат» 9 часа.

   Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий. Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка.

   Орнамент. Виды орнаментов. 6 часа

Основные понятия об орнаменте, композиции. Раппорт, симметрия. Законы и правила орнаментальной композиции.  Объекты труда: традиционные лоскутные орнаменты. Техника «треугольник». Изготовление изделия в технике «треугольник». Раскрой лоскутных деталей. Выполнение узора «квадрат в квадрате». Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий. Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, панно и др.

Техника «полоска». Изготовление изделия в технике «полоска». 6 часа

Раскрой полосок. Технология пошива. Рисунок «диагональная полоска», «паркет», «ананас». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.  Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.

 Изготовление традиционного узора «колодец». Изготовление изделия в технике «колодец». 4 часа

Раскрой полосок. Технология пошива. Выполнение узора «колодец». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий. Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.

Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. Изготовление изделия со спиральным узором. 4 часа

  Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Пошив узора в свободной технике. Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки.

Изготовление изделия в технике «Уголки». 4 часа 

 Подбор и раскрой лоскутков. Способы складывания уголков в зависимости от толщины ткани. Пришивание уголков. Оформление изделия. Объекты труда: Коврик, подставка под горячее или др.

Техника «ромбы» Изготовление изделия в технике «Ромбы». 4 часа

Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление изделия с узором «звезда», или «кубик». Влажно – тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий. Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки, панно или др.

 Аппликация. Способы выполнения. Выполнение аппликации. 6 часа

Использование аппликации в лоскутной технике. Технология выполнения аппликации. Подбор лоскутов. Выполнение аппликации. Влажно – тепловая обработка. Объекты труда: панно, лоскутная картина.

 Выполнение стёжки. Ручная стёжка. Машинная стёжка. 8 часа

  Ручная стёжка. Технология выполнения. Машинная стёжка. Выполнение ручной и машинной стёжек на одном из сшитых изделий.  Объекты труда: панно, лоскутная картина или др. Приёмы получения разных фактур. Получение фактуры при помощи стёжки, создание рельефа, использование накладных элементов.   Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.

 Изготовление творческого изделия.  6 часа

 Выбор рисунка и материалов. Изготовление блоков лоскутных узоров. Сборка изделия.   Окончательная отделка. Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.

                              Тематический план   кружка «Лоскутное шитьё»

 

 

Разделы и темы.

Количество учебных часов

Тема.

Теория.

Практика.

1

Вводное занятие. История лоскутного шитья. Инструменты и материалы. Правила безопасности.

1,5

 

 

 

2

Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны. Раскрой лоскутков.

05

1

3   Цветовые сочетания. Техника «квадрат».        Изготовление изделия в технике «квадрат»

2

7

4

Орнамент. Техника «треугольник». Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник».

1

5

5

Техника «Полоска». Изготовление изделия в технике «полоска».

1

5

6

Изготовление традиционного узора «Колодец»

1

3

7

Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. Изготовление изделия со спиральным узором

1

3

8

Изготовление изделия в технике «Уголки»

1

3

9

Техника «ромбы». Изготовление изделия в технике «Ромбы»

1

3

10

Аппликация. Способы выполнения. Выполнение аппликации.

1

5

11

Выполнение стёжки. Ручная стёжка.

0,5

2,5

12

Выполнение стёжки. Машинная стёжка. Приёмы получения разных фактур.

 0,5

2

13

Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов. Сборка изделия.

 0,5

2

14

Изготовление творческого изделия.   Окончательная отделка.

 

6

 

Итого:                                                         

12,5

57,5

                            Результаты образовательного процесса

Основные знания и умения:

            Учащиеся должны знать:

 -правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;

  -историю лоскутного шитья;

   -техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», свободную технику по спирали;

   -способы выполнения аппликации, стёжки;

  -технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;

  -материалы, применяемые в лоскутном шитье;

  -основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;         

  -требования к качеству готовых изделий.

   Учащиеся должны уметь:

 -правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;

  -подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;

   -составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы»,  в свободной технике по спирали;

  -обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;

  -делать стёжку готового изделия;

   -делать аппликацию;

 -определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий

Особенности детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития - это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Задержка психического развития является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это понятие, которое говорит не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены нерезко, в других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Задержка психического развития вызывается самыми разными причинами. Вместе с тем дети этой категории имеют ряд общих особенностей развития познавательной деятельности и личности.

У всех детей с задержкой психического развития не сформирована готовность к школьному обучению, проявляющаяся в трудностях овладения навыками чтения и письма, трудностях в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. При этом учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает с увеличением нагрузки, а иногда просто отказываются завершать начатую деятельность.

Всем детям с задержкой психического развития свойственно снижение внимания, которое может носить разный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение; наступление сосредоточения внимания после некоторого периода работы; периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всего времени работы.

Исследования психологов выявили у большинства детей с задержкой психического развития неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственные и временные нарушения, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ. Таким детям нужно больше времени для приема и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях (например, при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих значимое для ребенка смысловое и эмоциональное содержание). Одной из особенностей восприятия таких детей является то, что сходные качества предметов воспринимаются ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг).

У этой категории детей недостаточно сформированы пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий, затруднено восприятие перевернутых изображений, возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Развитие пространственных отношений тесно связано со становлением конструктивного мышления. Так, при складывании сложных геометрических узоров дети с задержкой психического развития часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое. Надо заметить, что относительно простые узоры дети с задержкой психического развития, в отличие от умственно отсталых, выполняют правильно.

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические:

- в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;

- в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

- в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

- в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов у обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

- в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

- в постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

- в специальном обучении "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная нить»

АДООП «Волшебная нить»  разработана  в  соответствии  с  Законом  РФ  «Об  образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, составлена с уч...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» для родителей (законных представителей) обучающихся с нарушением слуха

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» (далее – программа) составлена на основе следующих нормативных правовых документов:- Федеральный закон от 29....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа курса «Декоративно-прикладное творчество» для 5-7 классов

Важнейшая особенность развития творческого потенциала детей состоит в том, что трудовая и культурно-досуговая деятельность полезна, так как она обеспечивает общее развитие личности, способствует получ...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Гимнастика» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»

       Программа учебного предмета «Гимнастика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализац...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы классического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»

      Программа учебного предмета «Основы классического танца» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности пр...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы народно-сценического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»

      Программа учебного предмета «Основы народно-сценического танца»разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельно...