Развитие научно-технического творчества в условиях дополнительного образования по Саратовской области
методическая разработка на тему

Целик Наталья Васильевна

На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий. В настоящее время, когда осуществляется государственный и социальный заказ на техническое творчество обучающихся, перед образовательными организациями нашего региона стоит задача модернизации и расширения деятельности по развитию научно-технического творчества детей и молодежи. В данной статье я расскажу, как не имея хорошей материальной базы, привить и развить у учащихся любовь к техническому творчеству на примере простых материалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Начальное техническое моделирование

 в условиях учреждения дополнительного образования

На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий. В настоящее время, когда осуществляется государственный и социальный заказ на техническое творчество обучающихся, перед образовательными организациями нашего региона стоит задача модернизации и расширения деятельности по развитию научно-технического творчества детей и молодежи. Занятия студии "Кузница Гефеста" проводятся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе начального технического моделирования, которая носит техническую направленность и способствуют формированию у обучающихся целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, а также творческих способностей. Объединения технической  направленности  в  нашем учреждении дополнительного образования  являются стартовой площадкой для будущих инженеров, изобретателей, конструкторов, людей рабочих профессий, владеющих современной техникой. В системе образования Ершовского муниципального района лишь одно  образовательное учреждение дополнительного образования детей реализует техническую направленность. Это МБУ ДО "Дом детского творчества г. Ершова Саратовской области". В  объединениях технической направленности Дома детского творчества  в настоящее время занимается 35 детей. В ДДТ  имеется достаточный кадровый ресурс, многолетний опыт работы по дополнительным образовательным программам технической направленности,  частично оборудованные учебные кабинеты. Для реализации программы используется учебный план; методическая литература для педагогов дополнительного образования и обучающихся; ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий. Учебно-наглядные пособия: плакаты, схемы, модели, демонстрационный материал, методические пособия, дидактические игры, художественная и вспомогательная литература, фотографии, иллюстрации, разработка бесед, игр, образцы, диагностические тесты. По результатам анкетирования, учащиеся  2 - 6  классов школ города наибольший интерес проявляют к специальностям, связанным с информационными технологиями, конструированием, моделированием, техническими видами спорта (авиамоделизм, судомоделизм, робототехника). Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на получение обучающимися знаний в области  конструирования и технологий и нацеливает детей на осознанный выбор профессии, связанной с техникой: инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик.  В ДДТ  ориентируют обучающихся на получение допрофессионального образования  и  дают возможность обучающимся начального, среднего и старшего звена приобрести теоретические и практические навыки по начальному техническому моделированию; авиамоделированию; судомоделированию; автомоделированию;  робототехнике; моделированию из бумаги и бросового материала; конструирование  железнодорожного транспорта. Техническое творчество детей неразрывно связано с развитием системы учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий: слетов юных техников, выставок технического творчества, учебно-исследовательских конференций и других. В целях повышения мотивации детей к изобретательской и рационализаторской деятельности проводятся  мероприятия  как на уровне учреждения, так и на муниципальном уровне. Обучающиеся нашего технического объединения на региональном и муниципальном уровнях занимают первые места.  Вместе с тем необходимо отметить, что в дополнительном образовании технического направления обозначились регрессивные процессы, которые обусловлены спецификой данного профиля. Техническое творчество является самым ресурсоемким направлением дополнительного образования детей, требующим значительных финансовых вложений, дорогостоящего оборудования и инструментов, специализированных помещений. Первые занятия по данной программе, конечно же, являются теоретическими. У ребят воспитывается  дух коллективизма, развивается внимательность, целеустремлённость,  интерес к технике и техническое мышление. А затем уже  вводятся практические занятия, на которых ребятам  получают  возможность свободно планировать и проектировать, преобразовывая своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантах. Стремление научиться самостоятельно строить модели из различных материалов, научиться пользоваться ручным инструментом, изучить основы машиностроения, участие в соревнованиях и конкурсах по моделизму с построенными своими руками моделями способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения.  Конструируя  то или иное техническое изделие, обучающиеся знакомятся не только с его устройством, основными частями, но и их  назначением. Получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои оригинальные модели. Наблюдая, ребенок анализирует изображение изделия, пытается понять, как оно выполнено, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.

В целях повышения мотивации детей к изобретательской и рационализаторской деятельности   15  мая  2016 года на базе ГБУ СОДО "Областной центр экологии, краеведения и туризма"  ( ГБУ СОДО ОЦЕКИТ) была  проведена областная выставка стендового моделирования, посвященная 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, на которой  объединения  Лего - студия и «Кузница Гефеста»  Дома детского творчества предоставили свои  работы.  Жюри  и  участники выставки  оценили работы юных техников ДДТ, признав их победителями в областном конкурсе.   Опыт работы объединения «Кузница Гефеста» был представлен мастер-классом, включенным в программу семинара. Конструирование макета космического аппарата "Буран" из бросового материала вызвало бурю положительных эмоций и восторга среди детей и преподавателей. Так же мы с ребятами проводим открытые мастер-классы для ребят, педагогов, родителей города Ершова и  района.

          Развитие научно-технического творчества является одним из вариантов дополнительного образования для школьников, дающее начальное (базовое) технические знания и понятия, позволяющие выработать навыки работы с материалами и инструментами, с их практической реализацией. В целом же, техническое направление дополнительного образования является важной составляющей общей профориентационной деятельности системы образования.  В современных условиях техническое творчество - это основа инновационной деятельности, поэтому процесс его развития  является важнейшей составляющей современной системы образования, которая требует больших  материальных вложений. И шагая в ногу со временем, не имея достойной материальной базы, мы реализуем это направление путем распространения среди обучающихся знаний по основам машиностроения, воспитания у них интереса к техническим специальностям. Робототехника – это здорово и очень дорого!  И - это готовые детали. Мы же самостоятельно создаёт эскизы, чертежи и уже по ним конструируем  роботов, космические корабли,  машины и даже целые города!  Мы творим! А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. У ребёнка огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому нашей задачей  является удержать и развить этот потенциал, формировать и совершенствовать уникальные детские способности.



Предварительный просмотр:

Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в РФ

Целик Наталья Васильевна

(naclik@yandex.ru),

 педагог дополнительного образования

МБОУ ДО "ДДТ г. Ершова" Саратовской области»

Аннотация: в статье анализируются проблемы дополнительного образования в РФ. Актуальным становится такое образование, которое позволяет каждому включаться в общественные и экономические процессы. Проходя через дошкольное, общее, профессиональное образование, дополнительное образование выступает в качестве социокультурного стержня взрослеющего человека, реализующегося через познание в творчестве, игре, труде и исследовательской деятельности.

Дополнительное образование детей носит  ярко выраженный инновационный характер, отрабатывая новые модели воспитания, образования, в целом являясь «навигатором» в образовательной системе.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформального образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. В ней одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие. Дополнительное образование оказывается встроенным в структуру любой деятельности, в которую включен ребенок, создает "мостики" для перехода личности из одного образования в другое, оно может предшествовать стандартизированным видам деятельности, а может следовать за ними, создавая возможность для личности для перехода. Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы: предметные области общего, профессионального образования и культурно-образовательного досуга пересекаются между собой (например, математикой или физкультурой можно заниматься в разных планах). Эта область пересечения и представляет собой область дополнительного образования.

Дополнительное образование может дополнять три обозначенные сферы по-разному: оно может расширять предметные знания, добавлять новые компоненты; оно может увеличивать "вооруженность" личности, оснащая человека новыми средствами познания, труда и общения; оно способно усиливать мотивацию образовательной деятельности, вызывая необходимость личности полнее проявить себя.

По своему «местоположению» в системе образования это - вся та область образовательной деятельности, которая находится за пределами государственного образовательного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах.

Многообразие в определении дополнительного образования объясняется многоаспектностью этого педагогического явления, но парадокс заключается в том, что сам термин "дополнительное образование" до сих пор не имеет научного определения, не нашел он своего места и в новой "Российской педагогической энциклопедии", в то время как понятия «внеурочная работа», «внешкольная работа» и «досуг» раскрываются.

Почему-то данное определение вообще не содержит упоминания об основном назначении этого образования, никак не согласуется с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, в соответствии с которым цель дополнительного образования детей - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Это - вариативная цель в системе образования, которая определяется не столько государственным заказом, сколько индивидуальными потребностями, интересами детей, родителей, семьи и т.д.

Ценность дополнительного образования детей определяется его направленностью на создание условий, благоприятных для получения ребёнком образования по актуальных для него направлениям. Назначение дополнительного образования детей, созданного в структуре российской образовательной системы, определяется не приставкой «вне», а прилагательным «дополнительное».

С принятием ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия в сфере дополнительного образования детей переданы на муниципальный уровень. Однако на практике значительное число муниципальных образований не имеют достаточных ресурсов для финансирования учреждений дополнительного образования детей. Для органов местного самоуправления характерны недостаточность управления и выстраивания долгосрочной политики, механизмы учета заказа местного сообщества не выстроены. Остаточный принцип финансирования на местах не обеспечивает достаточных условий для развития, материально-технического оснащения учреждений. 50% зданий дополнительного образования требуют капитального ремонта.

Я думаю, что плюсы дополнительного образования:

  • расширяется кругозор;
  • полезные навыки;
  • организован досуг ребенка;
  • сплочение классного коллектива;
  • рациональное питание;
  • бесплатные кружки;
  • дополнительно приобретаемое для занятий оборудование универсально, его можно использовать и на уроках;
  • занятия начинаются чаще во второй половине дня;
  • мы занимаемся с классами, но не целыми;
  • доп.образование отличается большим разнообразием. Один педагог может вести различные предметы;
  • Ну и конечно не надо ставить оценки и проверять тетради.

Минусы дополнительного образования:

-у детей недостаточно свободного времени для общения с друзьями вне школы, чтобы побыть наедине с собой;

  • -санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования ---ограничивают группу для занятий до 15 человек
  • перегрузка детей;
  • уменьшилась воспитательная роль семьи;
  • оплата труда не соответствует затраченному на подготовку к занятиям времени;
  • не хватает специально оснащенных площадей, нет возможности разнообразить занятия;
  • недостаточно средств на оборудование, расходные материалы и канцелярские принадлежности.

Согласно Указу Президента Правительству Российской Федерации поручено обеспечить достижение следующих показателей в области образования: увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70- 75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также подготовить предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счет средств федерального бюджета.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  учреждение  дополнительного  образования    

«Дом  детского  творчества  г. Ершова  Саратовской  области»

                                                                                                       

                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                              Директор  МБУ ДО

                                                                                                             «Дом детского творчества

                                                                           г. Ершова Саратовской

                                                                                                             области»

                                                                                                               ________ О.Н. Чернышова

План

учебно-воспитательной работы

 "Кузницы Гефеста"

на 2016-2017 учебный год.

Анализ работы объединения за 2016 - 2017 учебный год.

                Техническое - моделирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования Технического моделирования с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.

Студия "Кузница Гефеста" образовалась в ДДТ в 2015 году, в состав которой входят дети 9-11 лет. Режим работы студии -  три раза в неделю, в 15.00 часов по вторникам и четвергам, и в 14.00 ч. в пятницу. Продолжительность занятий - 2/3 часа.  

Занятия студии проводятся по дополнительной, общеобразовательной, общеразвивающей программе начального технического моделирования «Техно-моделирование», которая носит техническую направленность и способствуют формированию у обучающихся целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, а также творческих способностей. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширяет активный словарь.  

Разнообразие конструкторов позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и различных образовательных возможностей.

        Практическая часть занятий в студии - конструирование планировалось и проводилось по трем основным видам: образцу, условиям и  замыслу.

                      Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы и контроля деятельности обучающихся является участие детей в учрежденческих выставках детского творчества и  международном творческом конкурсе «Мой - город», в котором ребята стали лауреатами и дипломантами.

Цель: Развитие творческих способностей и мышления детей младшего школьного возраста в процессе освоения азов разных  видов технического творчества, посредством изготовления макетов и моделей несложных объектов.

Задачи: Обучающие:

-знакомить с историей развития отечественной и мировой техники, с ее создателями;

-знакомить с технической терминологией и основными узлами технических объектов;

-обучать работе с технической литературой;

-формировать графическую культуру на начальном уровне: умение читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыки работы с чертежно-измерительным и ручным инструментом при использовании различных материалов;

-обучать приемам и технологии изготовления простейших моделей технических объектов;

развивать интерес к технике, знаниям, устройству технических объектов.

Развивающие:

-формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому поиску;

-развивать у детей элементы технического мышления, изобретательности, образное и пространственное мышление;

-развивать волю, терпение, самоконтроль.

Воспитательные:

-воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное поведение, самоорганизацию;

-воспитывать трудолюбие, уважение к труду;

-формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;

-воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники.

Культурно -  массовая работа

№ п/п

Название мероприятия

Дата

1

Игровая программа «Безопасный путь домой»

сентябрь

2

Праздник, посвященный Дню матери «С любовью к мамочке».

ноябрь

3

«Новогодняя фантазия». Новогодний праздник в ДДТ.

декабрь

4

«Так точно!» игровая программа, посвященная Дню Защитников Отечества

февраль

5

Выставка творческих работ «Сувенир солдату»

февраль

6

Огонек «Самая прекрасная из женщин»

март

7

День здоровья. «Спортивный калейдоскоп»

апрель

8

Итоговые огонёк «Мы за чаем не скучаем»

май


Календарно  -  тематический  план  объединения "Самоделкины"

на  2016 -  2017  учебный  год.

(294 часа)

№ п/п

Перечень разделов, тем.

Количество часов.

Теория

Практика

Дата

Оборудование

Вводная часть- 2 часа.

1

Знакомство  с программой объединения. Знакомство с

детьми. (1час)

Тестирование. Проведение инструктажей по технике безопасности на занятии.

1

01.09

Тесты

2

Правила поведения на занятии. Правила пользования материалами и инструментами. Демонстрация моделей. (1час)

Беседа «Значение техники в жизни человека».

1

01.09

Тексты инструктажей, готовые модели, картинки.

I раздел. Моделирование из бумаги и бросового материала (60 часов) 13+47

3

Знакомство с бумагой .Бумага, ее виды, свойства. (4часа)

Бумага, ее виды, свойства

1

02.09

Разноцветная бумага различного типа

4

Элементарные сведения о производстве бумаги. (4часа)

Производство бумаги

1

Демонстрация бумажных моделей, Изготовление бумажных моделей.

02.09

Иллюстрации

5

«Вторая жизнь вещей». (6часов)

Где используют старые вещи

1

Демонстрация моделей

02.09

Иллюстрации

6

Моделирование из бросового материала. (5часов)

Что такое бросовый материал и что можно из него сделать?

1

Конструирование из бросового материала

4

06.09,08.09,09.09

Открытки, пластиковые бутылки, пластмассовые крышки, контейнеры от киндер-сюрпризов, коробки, зубочистки, спичечные коробки,п алочки от мороженого

7

Общие сведения о технике бумагопластики или объемном конструировании. (5часов)

Что можно сделать из листа бумаги?

1

Правила сгибания и складывания

4

09.09,13.09.15.09

Цветная бумага, стикеры, цветной картон, клей ПВА, ножницы, карандаши

8

Техника работы с бумагой. (5часов)

Как работать с бумагой, методы и приемы

1

Скручивание, гофрировка бумаги

4

15.09,16.09,20.09

Цветная бумага, стикеры, цветной картон, клей ПВА, ножницы, карандаши

9

Выполнение серии заданий по сгибанию листа в разных направлениях (6часов)

Фигуры с помощью листа

1

Работа с готовыми выкройками, .), конструирование объектов различной формы. (домик, лодочка и т.д)

5

20.09,22.09,23.09

Цветная бумага, стикеры, цветной картон, клей ПВА, ножницы

10

Конструирование из объемных деталей. (6часов)

Примеры объемных деталей

1

работа со схемами, чертежами и их составление

5

27.09,29.09,30.09

Бумага, линейка, карандаш, ножницы, краски

11

Моделирование из бумажных полос. (6часов)

Знакомство с техникой- квилинг

1

работа со схемами, чертежами и их составление

5

30.09,04.10,06.10,07.10

Цветная бумага, ножницы, зубочистки, цветной картон, клей ПВА

12

Бабочка(6часов)

Конструирование  бабочки.

1

Графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление).

5

07.10,11.10,13.10

13

Лягушонок(6часов)

Конструирование  лягушонка

1

Графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление).

5

14.10,18.10,20.10

14

Лев(6часов)

Конструирование  фигурки льва

1

Графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление).

5

20.10,21.10,25.10

15

Ежик(6часов)

Конструирование  фигурки ежа

1

Графические работы (работа со схемами, чертежами и их составление).

5

27.10,28.10,01.11

II раздел. Техника будущего, робототехника (60 часов) 5+55

16

Робототехника(7часов)

Какие бывают роботы?

1

Демонстрация примеров

6

01.11,02.11,03.11,08.11

Иллюстрици, демонстрация мультфильма "Нехочуха"

17

История развития робототехники(7часов)

Я- изобретатель

1

Подготовка материалов для сбора робота

6

10.11,11.11,15.11

Пластиковые бутылки, коробки, спичечные коробко, контейнеры от киндер-сюрпризов, пластиквые крышки, клей, проволока, краски Акварль, Гуашь, Аэрозольные, воздушные шары, скотч, одноразовая посуда: тарелки, стаканы, ложки, вилки, ножи

18

Робот из бросового материала(7часов)

Набор и подготовка бросового материала

1

Изготовление модели робота из бросового материала

6

17.11,18.11,22.11

19

Робот из геометрических фигур(7часов)

Изготовление  робота из объемных геометрических фигур.

1

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

6

24.11,25.11,29.11

20

Космические исследователи(6часов)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

6

01.12,02.12,06.12

21

Изготовление космоцикла(7часов)

7

06.12,08.12,09.12,13.12

22

Изготовление модели - космические исследователи-2. (6часов)

6

13.12,15.12,16.12

23

Изготовление робота – 1(6часов)

6

20.12,22.12,23.12

24

Изготовление робота – 2(6часов)

6

23.12,27.12,28.12,29.12

25

Соревнования по запуску «летающих тарелок». (1час)

Соревнования летающих тарелок

1

29.12

Модель млечного пути

III раздел. Конструирование (130 часов) 22+108

26

Автомоделирование. (2часа)

Ознакомление учащихся с историей автомобиля, с профессиями в автомобильном хозяйстве. Автомобиль: прошлое, настоящее, будущее. Автомобиль-воин и труженик. В погоне за скоростью.

1

Экскурсия на улицу, внешнее оформление

1

30.12

Тематические картинки, картон, чертежи

27

Общие понятия о машинах, механизмах, видах транспорта. (1час)

Экскурсия на улицу, с целью наблюдения за различными видами транспорта

1

30.12

Иллюстрации, загадки,

28

Мой автомобиль(5часов)

Основные части автомобиля и его модели

1

Основные части автомобиля и его модели, двигатель, движитель, передающий механизм, механизм управления, основание –рама. Сведения о технике безопасности при работе с различным инструментом

4

Январь2017 г.

03.01,05.01,06.01

Тематические картинки. Ножницы, чертежи-заготовки, линейка, карандаш, клей ПВА, краски.

29

Легковой автомобиль(5часов)

Изучение конструкции двигателей, принцип их работы.

1

Освоение навыков запуска и регулировки двигателей. Определение и устранение неисправностей.

4

06.01.10.01,12.01

30

Знакомство с терминологией, применяемой в автомобилестроении. (4часа)

Проектирование модели гоночных автомобилей. Умение учащихся выполнять детали моделей с повышенной точностью. 

4

12.01.13.01

31

Работа над чертежами легковых автомобилей. (4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление гоночных моделей. Испытания. Тренировочные запуски.

4

17.01,19.01

32

Ознакомление учащихся с историей развития авиаконструирования в нашей стране. (3часа)

Первые попытки создания самолета: А. Ф. Можайский, братья Райт. Развитие авиации в нашей стране и за рубежом. Рекордные полеты экипажей В. П. Чкалова, М. М. Громова, В. С. Гризодубовой. Отечественная авиация в годы Великой Отечественной войны. Развитие военной и гражданской авиации в послевоенные годы.

1

Основные части самолета и модели. Условия, обеспечивающие полет, центр тяжести, угол «У», угол атаки. Три принципа создания подъемной силы: аэростатический, аэродинамический и реактивный. Воздух и его основные свойства.

Основные режимы полета самолета. Силы, действующие на самолет в полете.

2

20.01

Иллюстрация моделей, деревянные, пластмассовые и металлические авиа-конструкторы

33

Технология изготовления авиамоделей из бумаги и картона. (2часа)

Технология сборки моделей автомобилей.

2

Сборка авиамоделей из бумаги и картона

24.01

Использование цветной бумаги и  картона при изготовлении  автомобилей.

34

Устройство самолета: крыло, фюзеляж, стабилизатор, киль. (5часов)

Способы  регулировки моделей

1

Технология сборки моделей. Основные части самолетов: крыло, фюзеляж (кабина), шасси, стабилизатор, киль.

4

26.01,27.01

Плотная бумага, цветной картон, краски, клей ножницы

35

Работа над чертежами модели самолета. (4часа)

Сборка, монтаж, регулировка, испытания. Пробные и тренировочные запуски. Отработка навыков управления моделью.

4

31.01.02.02

Чертежи самолетов, клей, краски

36

Ознакомление учащихся с историей развития кораблестроения, судомоделизма в нашей стране. (1час)

История развития кораблестроения, судомоделизма в нашей стране.

1

Просмотр видеоролика о истории развития кораблей.

03.02

37

Водный транспорт: речной и морской. (2часа)

Основные элементы судна: нос, корма, палуба, борт. Надстройки, мачты, киль, паруса.

1

Знакомство с технической терминологией: корпус, рубка, иллюминатор, трап, леерное ограждение, резиномотор

1

03.02

Иллюстрация моделей, деревянные, пластмассовые и металлические судо-конструкторы

38

Важнейшие качества судов: плавучесть, устойчивость, непотопляемость. (1час)

Значение морского и речного флота.

Классификация моделей кораблей и судов, их назначение: гражданские суда, военные корабли, подводные лодки, яхты. Краткие сведения о маломерных парусных судах

1

07.02

Плотная бумага, цветной картон, краски, клей ножницы

39

Архитектура города – какая она? (1час)

Экскурсия на улицу

1

07.02

40

Современные достижения и задачи дальнейшего развития автомобильного транспорта. (1час)

Техническая эстетика автомобиля.

1

09.02

Иллюстрации

41

Изготовление модели легкового автомобиля «Мерседес». (4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

4

09.02.10.02

Иллюстрация моделей, деревянные, пластмассовые и металлические авто- и судо-конструкторы, плотный картон, коробки, ножницы, клей, краски

42

Изготовление модели «Мерседес".(4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

4

14.02,16.02

43

Изготовление модели легкового автомобиля «Тойота» (4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

4

17.02,21.02

44

Изготовление модели легкового автомобиля «Лотус». (4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

4

21.02,23.02,24.02

45

Изготовление модели легкового автомобиля с открытым верхом(4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий, работа над чертежами.

4

24.02,28.02

46

Изготовление модели гоночного автомобиля(4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

4

02.03,03.03

47

Изготовление модели «Искра». (4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

4

03.03,07.03,9,03

48

Изготовление модели «Альбатрос». (4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

4

09.03,10.03

49

Изготовление модели «Парашют». (4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.)

4

14.03,16.03

50

Изготовление модели «Вертолет» (4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

4

17.03,21.03

51

Изготовление простейшей лодки. (4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

4

21.03,23.03,24.03

52

Изготовление катер(4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

4

24.03.28.03

53

Изготовление военного корабля(4часа)

Проектирование, конструирование и изготовление моделей-копий.

4

30.03,31.03

54

Значение и виды ж/д транспорта(2часа)

Выяснить знания детей о профессии их родителей

Расширить знания о профессиях, связанных с железнодорожной отраслью. Беседа, рассматривание иллюстраций.

1

Игра "Будь внимателен"

1

31.03,04.04

Иллюстрации, методические заготовки

55

Моделирование железнодорожного транспорта. (5часов)

Сюжетно–ролевая игра Игра"Волшебный мяч".

1

Лепка

4

06.04.07.04.

Пластилин

56

Изготовление вагонов. (2часа)

Разучить с детьми песню «Голубой вагон»

1

Чтение рассказов "Паровозик из Ромашкова"

«Не послушный Паровозик"

1

11.04,13.04

Плотная бумага, цветной картон, краски, клей ножницы, пластилин

57

Изготовление тепловоза(2часа)

Занятие - путешествие

1

Игра "Кто быстрее составит поезд".

1

14.04

58

Изготовление тепловоза. (1час)

Сюжетно-ролевая игра

"Как вести себя в поезде"

1

14.04

59

Изготовление макета железнодорожной станции. (1час)

Ролевая игра Зимний спортивный праздник на улице по теме:   «Мы юные железнодорожники»

1

18.04

60

Быть примерным пассажиром разрешается. (1час)

Сюжетно-дидактическая игра по основам безопасности жизнедеятельности " Мы едем в поезде".

1

18.04

61

Железнодорожный транспорт(1час)

Экскурсия

в Локомотивное Депо.

1

20.04

62

Умники и умницы! (2часа)

Подвести итог проведенной работе, выяснить знания детей о железнодорожном транспорте, профессиях людей, работающих в этой сфере.

1

Конкурс эрудитов «Ребенок в мире железнодорожных профессий»

1

20.04,21.04

Конструирование «Квартира моей семьи».

63

Мой дом(4часа)

Что ты хотел бы построить. Зарисовка плана постройки

1

Конструирование собственной модели.

3

21.04,25.04

Плотная бумага, цветной картон, краски, клей,ножницы, коробки, бросовый материал

64

Что есть в моем дворе(4часа)

Что вокруг нас. Зарисовка этапов постройки

1

Проектирование, конструирование

3

27.04,28.04

65

Улица, по которой я иду(4часа)

1

Проектирование, конструирование

3

28.04,03.05

66

Наш любимый город (коллективная работа) (4часа)

Зарисовка плана постройки

1

Конструирование собственной модели.

3

04.05,05.05

67

Город будущего(4часа)

1

Проектирование, конструирование

3

05.05,08.05,11.05

IV Раздел.  Внеаудиторная деятельность. (42 часа)

68

Индивидуальные занятия по всем темам программы(28часов)

Проектирование, конструирование.

28

11.05,12.05,16.05,18,05,19.05,

23.05,22.05,26.05,30.05,01.06,

02.06,06.06,08.06

69

Выставки по всем темам программы. (1час)

Выставка

1

08.06

Демонстрация готовых моделей по всем темам

70

Мастер-классы по всем темам программы. (1час)

Экскурсии в дошкольные и учебные учреждения

1

09.06

71

Конкурс «Корабль будущего» (2часа)

Конструирование кораблей

2

09.06

Соревнования с использованием готовых моделей

72

Конкурс «Новогодний кубик» (2часа)

Конструирование новогодних поделок

2

13.06

73

Конкурс «Мы и космос» (2часа)

Конструирование космических кораблей и ракет

2

15.06

74

Конкурс «Мой  город» (2часа)

Конструирование города

2

16.06

75

Конкурс «Юный техник» (2часа)

Конструирование собственной модели

2

16.06,20.06

76

Конкурс «Создай автомобиль для моего города» (2часа)

Конструирование автомобилей

2

22.06

ИТОГО 294    часа.

44

250


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления детей в условиях дополнительного образования детей

Понятие «творческое мышление»охватываетмыслительныепроцессы, приводящиек получению решений, созданию необычныхи оригинальных идей, обобщений, теорий, а такжехудожественных форм.У многих из нас творчес...

СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Государственная политика в области традиционной художественной культуры, к сожалению, пока не дает основания говорить, что этот уникальный вид культурной деятельности имеет устойчивую и эффективную за...

Патриотическое воспитание детей в условиях дополнительного образования в Ивановской области.

В настоящее время в России работает и совершенствуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», которая является продолжением государственн...

Образовательная программа «Знатоки русского языка» имеет научно-техническую направленность и предназначена для дополнительного образования детей.

Программа предназначена для углубления знаний по русскому языку с целью качественной подготовки к экзамену в форме ОГЭ: формирование лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи, умения ...

«Участие в конкурсе, как один из аспектов мотивации детей к самореализации через творчество в условиях дополнительного образования»

laquo;Участие в конкурсе, как один из аспектов мотивации детей к самореализации через творчество в условиях дополнительного образования»...

Образовательная программа «Знатоки русского языка» имеет научно-техническую направленность и предназначена для дополнительного образования детей.

laquo;Программа предназначена для углубления знаний по русскому языку с целью качественной подготовки к экзамену в форме ОГЭ: формирование лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи, ...

РМО "«Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в изобразительном творчестве в условиях дополнительного образования»

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕПЕДАГОГОВ ДООТема заседания:«Дополнительноеобразование детей - навигатор успеха каждого ребенка»Представлениеопыта работы по теме:«Исследовательская ...