Рабочая программа учителя-дефектолога 5 - 9 класс
рабочая программа
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития (варианты 7.1; 7.2) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5-9_klass.docx | 57.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития (варианты 7.1; 7.2) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.
Исходными документами для составления данной программы являются:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 30.06.1999г. №56;
- Письмо Министерства образования Российской федерации от 3 апреля 2003 года N 27/2722-6 «Об организации работы с учащимися, имеющими сложный дефект»;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»
Рабочая программа учителя-дефектолога является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающихся с задержкой психического развития (варианты 7.1; 7.2)
Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителя-дефектолога.
В настоящее время возросло число учеников, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития не могут освоить основную общеобразовательную программу по основным предметам.
Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта среднего общего образования появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям.
Цель программы – создание системы комплексной помощи обучающимся с задержкой психического развития в освоении АООП ООО, коррекция недостатков познавательной деятельности, помощь в освоении программного материала.
Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы:
- Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с задержкой психического развития, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.
- Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающемуся с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
- Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.
- Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с задержкой психического развития.
- Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с задержкой психического развития консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Учащиеся ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ученик с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо чувствует себя в игре. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
Учащимся с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания; у многих наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение письму и математики.
У всех детей с ЗПР наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на неуспеваемости.
У учащихся с ЗПР характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих учеников характерны – неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля.
У учащихся 5-9 классов должен быть определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность опознать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный уровень сформированности словаря и грамматического строя речи.
У детей с ЗПР в 5-9 классах устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря, приводит к дополнительным сложностям при речевом развитии.
В письменной речи учащиеся с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок; они с трудом усваивают правила выделения границ предложения.
Учащиеся с ЗПР нуждаются в специальной помощи учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В теории и практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы.
Данной программой предусмотрена система коррекционно-развивающего обучения, где задания и упражнения, подобраны таким образом, что ее задачи реализуются одновременно по нескольким направлениям работы на каждом занятии (от 4 до 6 направлений).
Коррекционные занятия проводятся по подгруппам и в индивидуальной форме. Исходя из данных входной диагностики, учитывая индивидуальные психо-физиологические особенности учащихся формируются группы, численностью 2 – 3 человека.
Количество занятий:
5 класс – 68 часов (периодичность – 2 раза в неделю),
6 класс – 68 часов (периодичность – 2 раза в неделю),
7 класс – 68 часов (периодичность – 2 раза в неделю),
8 класс – 68 часов (периодичность – 2 раза в неделю),
9 класс – 68 часов (периодичность – 2 раза в неделю),
Занятия проводятся по утвержденному расписанию. Продолжительность занятия – 20 минут.
Структура коррекционно – развивающих занятий:
- приветствие.
- рефлексия предыдущего занятия;
- разминка;
- основное содержание занятия;
- рефлексия прошедшего занятия;
- прощание.
В структуре занятий выделяются:
- Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.
- Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.
На занятия к учителю-дефектологу дети зачисляются на основании заключения ПМПК, либо по заявлению родителей, законных представителей.
Инструментарий определения эффективности освоения программы
Динамика отслеживается следующим образом:
Сроки | Содержание работы | Отслеживаемые параметры |
1 и 2 неделя сентября | Первичная диагностика психического развития учащихся. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета. Определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» учащегося; причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Оформление протоколов обследования. Составление плана индивидуальной работы. Зачисление учащихся на индивидуальные, подгрупповые занятия. |
|
Последняя неделя декабря | Промежуточная диагностика. Анализ динамики коррекционной работы. Результаты динамического изучения отображаются в протоколе обследования. | Отслеживание динамики развития учащихся |
В течение года | Индивидуальные, подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с учащимися. | |
3-4 неделя мая | Итоговая диагностика психического развития детей. Заполнение документации. | Отслеживание динамики развития учащихся |
На первичную и итоговую диагностики отводится 4 занятия, на промежуточную диагностику – 2 занятия, в зависимости от возможностей ученика с ОВЗ и характера нарушений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Результаты освоения коррекционно – развивающего курса:
1) умение делать обобщения и умозаключения самостоятельно;
2) умение классифицировать предметы по их существенным признакам самостоятельно;
3) умение устранять логические ошибки;
4) умение хранить в памяти и использовать полученные инструкции.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
Весь курс занятий состоит из двух блоков:
1) диагностика детей: комплектование групп для коррекционных занятий, входная промежуточная, итоговая диагностика (10 часов);
2) развитие способностей (58 час).
Раздел 1. Сенсомоторное развитие
-развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
- развитие слухового восприятия и слухового внимания;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;
- развитие тонкости и целенаправленности движений;
- развитие кинестетических основ движения;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- формирование способности выделять признаки предметов.
Раздел 2. Формирование пространственных представлений
- формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
- формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса);
- формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
- развитие пространственного праксиса;
- развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов.
Раздел 3. Развитие мнестических процессов
- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
- произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
- развитие тактильной и кинестетической памяти.
Раздел 4. Развитие внимания
- развитие зрительного внимания;
-развитие произвольного внимания;
- развитие устойчивости, концентрации, повышение объема, переключение внимания,
- развитие самоконтроля;
- развитие слухового внимания.
Раздел 5. Развитие памяти
-расширение объема, устойчивости,
-формирование приемов запоминания,
-развитие смысловой памяти
- развитие слуховой памяти;
- развитие кратковременной памяти;
- развитие зрительной памяти;
- развитие точности зрительной памяти;
- развитие непроизвольной (образной) памяти;
- развитие ассоциативной памяти;
- развитие наблюдательности;
- развитие кратковременной и долговременной памяти;
- развитие двигательной памяти;
- развитие моторно-слуховой памяти;
- развитие тактильной памяти.
Раздел 6. Развитие восприятия
- пространственного, слухового восприятия;
- сенсомоторной координации;
- развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать части в целое, концентрировать внимание;
- развитие восприятия геометрических фигур.
Раздел 7. Развитие воображения
- развитие зрительного воображения;
- развитие вербального (словесного) воображения;
- развитие творческих способностей;
- развитие пространственного воображения;
- развитие образного (воссоздающего) воображения.
Раздел 8. Интеллектуальное развитие
- развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков;
- развитие скорости мышления;
- развитие образно-логического мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана;
- развитие понятийного мышления;
- развитие наглядно-действенного мышления;
- коррекция мыслительных операций;
- развитие способности классифицировать явления по их признакам.
Раздел 9. Развитие связной речи
- составление рассказа по картинке, серии картинок;
- развитие диалогической речи;
- развитие монологической речи;
- развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста.
Раздел 10. Формирование элементарных математических представлений
- формирование представления о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- развитие практически значимых математических умений и навыков, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения согласно с АООП по математике.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов, класс | ||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | ||
Диагностика | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | |
1 | 1. Сенсомоторное развитие - развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв; | 4 | ||||
2 | Формирование пространственных представлений | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
3 | Развитие мнестических процессов | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
4 | Развитие внимания | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
5 | Развитие памяти | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
6 | Развитие восприятия | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
7 | Развитие воображения | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 |
8 | Интеллектуальное развитие (мышление) | 14 | 16 | 16 | 16 | 16 |
9 | Развитие связной речи | 8 | 6 | 6 | 6 | 6 |
10 | Формирование элементарных математических представлений | 8 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Итого | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 |
Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом занятии используются игры и упражнения разных направлений (от 4 до 6 направлений).
Количество часов по направлениям может меняться в зависимости от возможностей ребёнка, и его потребности в коррекционном воздействии.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
Раздел | № п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Входная диагностика познавательных процессов(4ч) | Исследование восприятия пространства, времени, цвета, формы. | 1 | |
Исследование устойчивости внимания. | 1 | ||
Исследование зрительной, слуховой, логической памяти | 1 | ||
Исследование словесно – логического, наглядно – действенного мышления. | 1 | ||
Раздел 1. Развитие сенсорной моторики. Развитие мелкой и крупной моторики. (4 ч) | Развитие сенсорной моторики | 1 | |
Развитие мелкой моторики (развитие пластичности и выразительности движений пальцев рук) | 1 | ||
Развитие крупной моторики (Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений тела) | 1 | ||
Развитие тонких тактильных ощущений (Упражнение «Узнай предмет на ощупь»). | 1 | ||
Раздел 2. Развитие восприятия. Формирование пространственных представлений. (6ч) | Развитие восприятия пространства и формирование пространственных представлений. Занятие 1. | 1 | |
Продолжение развития восприятие пространства и формирование пространственных представлений. Занятие 2. | 1 | ||
Развитие восприятия времени. | 1 | ||
Развитие восприятия формы и цвета, величины и веса. | 1 | ||
Развитие целостности восприятия. | 1 | ||
Развитие восприятия геометрических фигур. | 1 | ||
Раздел 3. Развитие внимания. (6 ч) | Развитие устойчивости и переключения внимания. | 1 | |
Развитие распределения внимания. | 1 | ||
Развитие наблюдательности: упражнения. | 1 | ||
Развитие концентрации внимания. | 1 | ||
Развитие зрительного внимания. | 1 | ||
Развитие произвольного внимания. | 1 | ||
Раздел 4. Развитие памяти. Развитие мнестических процессов, тренировка памяти. (6ч) | Развитие слуховой памяти: упражнения. | 1 | |
Развитие кратковременной памяти. | 1 | ||
Развитие зрительной памяти: упражнения. | 1 | ||
Развитие ассоциативной памяти. | 1 | ||
Развитие тактильной памяти: упражнения «Узнай предмет», «Волшебный мешочек», | 1 | ||
Развитие мнестических процессов, тренировка памяти: упражнения. | 1 | ||
Раздел 5. Формирование интеллектуальных умений. (6 ч) | Развитие мыслительных операций. Занятие 1. | 1 | |
Развитие мыслительных операций. Занятие 2. | 1 | ||
Развитие мыслительных операций. Занятие 3. | 1 | ||
Развитие мыслительных операций. Занятие 4. | 1 | ||
Развитие понятийного мышления. | 1 | ||
Развитие скорости мышления: задание. | 1 | ||
Промежуточная диагностика (2ч) | Диагностика ВПФ | 1 | |
Отслеживание динамики развития учащихся | 1 | ||
Раздел 6. Развитие воображения. (6 ч) | Развитие зрительного воображения. Занятие 1. | 1 | |
Развитие зрительного воображения. Занятие 2. | 1 | ||
Развитие вербального (зрительного) воображения. Занятие 1. | 1 | ||
Развитие вербального (зрительного) воображения. Занятие 2. | 1 | ||
Развитие пространственного воображения. | 1 | ||
Развитие образного (воссоздающего) изображения. | 1 | ||
Раздел 7. Коррекция мышления. (8ч) | Развитие наглядно-действенного мышления: задания «Лабиринт», «Смысловое соотнесение», «Отрицание». | 1 | |
Развитие наглядно-действенного мышления: задания «Лабиринт», «Смысловое соотнесение», «Отрицание». | 1 | ||
Развитие наглядно-образного мышления. Занятие 1 | 1 | ||
Развитие наглядно-образного мышления. Занятие 2 | 1 | ||
Развитие словесно-логического мышления. Занятие 1 | 1 | ||
Развитие словесно-логического мышления. Занятие 2 | 1 | ||
Развитие словесно-логического мышления. Занятие 3 | 1 | ||
Развитие словесно-логического мышления. Занятие 4 | 1 | ||
Выявление речевых возможностей учащихся с ЗПР. | 1 | ||
Развитие связной устной речи: составление устного рассказа по сюжетным картинкам, составление коротких сказочных историй на заданную тему, придумать продолжение сказки. | 1 | ||
Слово одно-значений много. | 1 | ||
Разгадывание загадок, объяснение пословиц и поговорок. | 1 | ||
Составление краткого пересказа по опорному плану текста. | 1 | ||
Роль мимики и жестов во время общения. | 1 | ||
Развитие и обогащение словарного запаса: образование с одного слова новых слов разного значения, деление слова на тематические группы. | 1 | ||
Работа со словами, имеющими несколько значений. | 1 | ||
Раздел 9. Развитие элементарных математических представлений (8ч) | Натуральные числа. Натуральные числа и ноль. Чтение и запись чисел. | 1 | |
Сравнение чисел. Округление чисел. Перебор возможных вариантов. | 1 | ||
Делимость чисел. Делители числа. Простые и составные числа. Признаки делимости. | 1 | ||
Таблица простых чисел. Разложение числа на простые множители. | 1 | ||
Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. | 1 | ||
Приведение дроби к общему знаменателю. Сравнение дробей. | 1 | ||
Действия с дробями. Арифметические действия с обыкновенными дробями. | 1 | ||
Нахождение дроби числа и числа по его дроби. Решение арифметических задач. | 1 | ||
Заключительная диагностика (4ч) | Диагностика восприятия. | 1 | |
Диагностика внимания. | 1 | ||
Диагностика памяти. | 1 | ||
Диагностика мышления. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 6 класс
Раздел | № п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Входная диагностика познавательных процессов(4ч) | Исследование зрительного и слухового восприятия. Оценка восприятия пространства и времени. | 1 | |
Исследование концентрации, устойчивости, объема и переключения внимания. Оценка зрительной и слуховой памяти. | 1 | ||
Диагностика наглядно – действенного, наглядно – образного мышления. Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. | 1 | ||
Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. | 1 | ||
Раздел 1. Развитие восприятия. Формирование пространственных представлений. (6ч) | Развитие восприятие пространства и формирование пространственных представлений. | 1 | |
Развитие способности к целостному восприятию формы предметов. | 1 | ||
Развитие восприятия времени, формы, цвета, | 1 | ||
Развитие восприятия величины и веса. | |||
Развитие целостности восприятия. | 1 | ||
Развитие восприятия геометрических фигур. | 1 | ||
Раздел 2. Развитие внимания. (6 ч) | Развитие устойчивости и переключения внимания. | 1 | |
Развитие распределения внимания. | 1 | ||
Развитие наблюдательности внимания. | 1 | ||
Развитие концентрации слухового внимания. | 1 | ||
Развитие зрительного и произвольного внимания. Занятие 1. | 1 | ||
Развитие зрительного и произвольного внимания. Занятие 2. | 1 | ||
Раздел 3. Развитие памяти. Развитие мнестических процессов, тренировка памяти. (8 ч) | Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. | 1 | |
Развитие словесно – логической памяти. | 1 | ||
Развитие мнестических процессов, тренировка памяти. | 1 | ||
Развитие зрительной памяти. Тренировка зрительной памяти: задания на нахождение отличий . | 1 | ||
Развитие зрительной памяти. Тренировка зрительной памяти: задание на описание внешности людей, предметов по памяти. | 1 | ||
Развитие зрительной памяти. Тренировка зрительной памяти: задание на описание предметов по памяти. | 1 | ||
Развитие слуховой памяти, увеличение объема кратковременной слуховой памяти. Занятие1. | 1 | ||
Развитие слуховой памяти, увеличение объема кратковременной слуховой памяти Занятие2. | 1 | ||
Раздел 4. Формирование интеллектуальных умений (6 ч) | Развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков. Занятие 1 | 1 | |
Развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков. Занятие 2 | 1 | ||
Развитие понятийного мышления,развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Занятие 1 | 1 | ||
Развитие понятийного мышления,развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Занятие 2 | 1 | ||
Развитие скорости мышления. Занятие 1 | 1 | ||
Развитие скорости мышления. Занятие 2 | 1 | ||
Раздел 5. Развитие воображения. (4 ч) | Развитие зрительного воображения: задания «Помоги художнику», «Комбинирование», «Точки». | 1 | |
Развитие вербального (зрительного) воображения: упражнения «Угадай-ка», «Придумай рисунок», «Бабочки», «Кляксы», «Дорисуй фигурку», «Геометрические фигуры», «Придумай и дорисуй». | 1 | ||
Развитие пространственного воображения: складывание пазлов, упражнения «Придумай фигуру». | 1 | ||
Развитие образного (воссоздающего) изображения: упражнения «Неоконченный рассказ», «Рисунок из букв», «Придумай слова». | 1 | ||
Промежуточная диагностика(2ч) | Диагностика ВПФ. Зан.1 | 1 | |
Диагностика ВПФ. Зан.2 | 1 | ||
Раздел 6. Коррекция мышления.(10 ч) | Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления: складывание пазлов, задания «Лабиринт», «Смысловое соотнесение», «Отрицание», «Нарисуй целое», «На что это похоже», «назови одним словом», | 1 | |
Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления: перепутанные линии, решение головоломок, определение веса предметов, одежды, размеры комнаты; | 1 | ||
Коррекция и развитие наглядно – действенного мышления: выполнение заданий на понимание функционального назначения предметов; на формирование представления о сходстве и различии; на формирование представления о размере; на понимание причинно-следственной связи. | 1 | ||
Развитие образно-логического мышления: задания «Раздели на группы», «Дорисуй предметы в определенной последовательности». | 1 | ||
Развитие образно-логического мышления: разгадывание ребусов, аналогии, задания на установление логических связей. | 1 | ||
Коррекция и развитие образного мышления: «Составь фигуру», «Светофор», «На что похоже», «Кто где живет?», «Я беру с собой в дорогу», | 1 | ||
Коррекция и развитие образного мышления: «Найди недостающий предмет», «Поиск 9-го», «Сложи фигуру из частей», логические задачи. | 1 | ||
Коррекция и развитие словесно – логического и абстрактно-логического (понятийного) мышления: задания «Кто кем будет», «Нелепицы», «Бывает-не бывает», «Кто кем будет?», «Что будет, если?» | 1 | ||
Коррекция и развитие словесно – логического и абстрактно-логического (понятийного) мышления: задания «Веселая задачка», «Поставь цифры», «Найди тень», «Угощение», «Что выше?» | 1 | ||
Коррекция и развитие словесно – логического и абстрактно-логического (понятийного) мышления: составление рассказа по картинкам, упражнения на сравнение, игра «Имя признака-значение имени признака», решение ребусов. | 1 | ||
Раздел 7. Развитие связной устной речи. (6 ч) | Выявление речевых возможностей учащихся с ЗПР. | 1 | |
Развитие связной устной речи: составление устного рассказа по сюжетным картинкам, составление коротких сказочных историй на заданную тему, придумать продолжение сказки. | 1 | ||
Слово одно-значений много. Разгадывание загадок, объяснение пословиц и поговорок. | 1 | ||
Составление краткого пересказа по опорному плану текста. | 1 | ||
Роль мимики и жестов во время общения. Развитие и обогащение словарного запаса: образование с одного слова новых слов разного значения, деление слова на тематические группы | 1 | ||
Работа со словами, имеющими несколько значений. | 1 | ||
Раздел 8. Развитие элементарных математических представлений. (12 ч) | Арифметика. Натуральные числа. Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10. | 1 | |
Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители. Решение текстовых задач арифметическими способами. | 1 | ||
Дроби. Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. | 1 | ||
Нахождение дроби от числа. Правильные и неправильные дроби. | 1 | ||
Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. | 1 | ||
Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. | 1 | ||
Решение текстовых задач арифметическими способами. | 1 | ||
Рациональные числа.Положительные, отрицательные числа и число 0.Противоположные числа. Модуль числа.Целые числа. Рациональные числа. | 1 | ||
Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел. | 1 | ||
Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. | 1 | ||
Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. | 1 | ||
Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений. | 1 | ||
Заключительная диагностика (4ч) | Диагностика восприятия. | 1 | |
Диагностика внимания. | 1 | ||
Диагностика памяти. | 1 | ||
Диагностика мышления. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
Раздел | № п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Входная диагностика познавательных процессов(4ч) | Исследование зрительного и слухового восприятия. Оценка восприятия пространства и времени. | 1 | |
Исследование концентрации, устойчивости, объема и переключения внимания. Оценка зрительной и слуховой памяти. | 1 | ||
Диагностика наглядно – действенного, наглядно – образного мышления. Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. | 1 | ||
Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. | 1 | ||
Раздел 1. Развитие восприятия. Формирование пространственных представлений. (6ч) | Развитие восприятие пространства и формирование пространственных представлений. | 1 | |
Развитие способности к целостному восприятию формы предметов. | 1 | ||
Развитие восприятия времени, формы, цвета, величины и веса. | 1 | ||
Развитие способности воспринимать косвенные признаки предметов (их мысленная трансформация до уровня позволяющего адекватно идентифицировать воспринимаемый объект). | 1 | ||
Развитие восприятие пространства и формирование пространственных представлений. | 1 | ||
Развитие умения видеть сечения объемных фигур. | 1 | ||
Раздел 2. Развитие внимания. (6 ч) | Развитие устойчивости и переключения внимания. | 1 | |
Развитие распределения внимания. | 1 | ||
Развитие концентрации слухового внимания. | 1 | ||
Развитие концентрации слухового внимания. | 1 | ||
Развитие зрительного и произвольного внимания. Занятие 1 | 1 | ||
Развитие зрительного и произвольного внимания. Занятие 2. | 1 | ||
Раздел 3. Развитие памяти. Развитие мнестических процессов, тренировка памяти. (8 ч) | Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. | 1 | |
Развитие словесно – логической памяти. Развитие механической памяти. | 1 | ||
Развитие мнестических процессов, тренировка памяти. | 1 | ||
Развитие зрительной памяти. Тренировка зрительной памяти: задания на нахождение отличий . | 1 | ||
Развитие зрительной памяти. Тренировка зрительной памяти: задание на описание внешности людей, предметов по памяти. | 1 | ||
Развитие зрительной памяти. Тренировка зрительной памяти: задание на описание предметов по памяти. | 1 | ||
Развитие слуховой памяти, увеличение объема кратковременной слуховой памяти. Занятие1. | 1 | ||
Развитие слуховой памяти, увеличение объема кратковременной слуховой памяти Занятие2. | 1 | ||
Раздел 4. Формирование интеллектуальных умений (6 ч) | Развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков. Занятие 1 | 1 | |
Развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков. Занятие 2 | 1 | ||
Развитие понятийного мышления,развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Занятие 1 | 1 | ||
Развитие понятийного мышления,развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Занятие 2 | 1 | ||
Развитие скорости мышления. Занятие 1 | 1 | ||
Развитие скорости мышления. Занятие 2 | 1 | ||
Промежуточная диагностика (2ч) | Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. Занятие 1 | 1 | |
Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. Занятие 2 | 1 | ||
Раздел 5. Развитие воображения. (4 ч) | Развитие зрительного воображения: задания «Помоги художнику», «Комбинирование», «Точки». | 1 | |
Развитие вербального (зрительного) воображения: упражнения «Угадай-ка», «Придумай рисунок», «Бабочки», «Кляксы», «Дорисуй фигурку», «Геометрические фигуры», «Придумай и дорисуй». | 1 | ||
Развитие пространственного воображения: складывание пазлов, упражнения «Придумай фигуру». | 1 | ||
Развитие образного (воссоздающего) изображения: упражнения «Неоконченный рассказ», «Рисунок из букв», «Придумай слова». | 1 | ||
Раздел 6. Коррекция мышления. (10ч) | Развитие абстрактно-логического мышления: задания на развитие умения владеть и пользоваться понятиями и критериями, не существующими в реально мире | 1 | |
Развитие абстрактно-логического мышления: задания на обобщение и анализ, систематизацию полученной информации. | 1 | ||
Развитие абстрактно-логического мышления: задания на формирование причинно-следственных связей. | 1 | ||
Развитие образно-логического мышления: задания «Раздели на группы», «Дорисуй предметы в определенной последовательности». | 1 | ||
Развитие образно-логического мышления: разгадывание ребусов, аналогии, задания на установление логических связей. | 1 | ||
Развитие словесно-логического мышления. Занятие 1 | 1 | ||
Развитие словесно-логического мышления. Занятие 2 | 1 | ||
Развитие словесно-логического мышления. Занятие 3 | 1 | ||
Развитие словесно-логического мышления. Занятие 4 | 1 | ||
Развитие словесно-логического мышления. Занятие 5 | 1 | ||
Раздел 7. Развитие связной устной речи. (6 ч) | Выявление речевых возможностей учащихся с ЗПР. | 1 | |
Развитие связной устной речи: составление устного рассказа по сюжетным картинкам, составление коротких сказочных историй на заданную тему, придумать продолжение сказки. | 1 | ||
Слово одно-значений много. Разгадывание загадок, объяснение пословиц и поговорок. | 1 | ||
Составление краткого пересказа по опорному плану текста. | 1 | ||
Роль мимики и жестов во время общения. Развитие и обогащение словарного запаса: образование с одного слова новых слов разного значения, деление слова на тематические группы | 1 | ||
Работа со словами, имеющими несколько значений. | 1 | ||
Раздел 8. Развитие элементарных математических представлений. (12 ч) | Выражения, тождества, уравнения. Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. | 1 | |
Степень с натуральным показателем. Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3и их графики. | 1 | ||
Функции. Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. | 1 | ||
Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график. | 1 | ||
Степень с натуральным показателем. Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3и их графики. Занятие 1 | 1 | ||
Степень с натуральным показателем. Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3и их графики. Занятие 2 | 1 | ||
Многочлены. Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители. Занятие 1 | 1 | ||
Многочлены. Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители. Занятие 2 | 1 | ||
Формулы сокращенного умножения. Формулы (а ± b)2= а2 ± 2аb + b2, (а ± b)3= а3 ± 3а2Ь + Заb2 ± b3, (а ± b) (а2±аb + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений. | 1 | ||
Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений. | 1 | ||
Системы линейных уравнений. Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. | 1 | ||
Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. | 1 | ||
Заключительная диагностика (4ч) | Диагностика восприятия. | 1 | |
Диагностика внимания. | 1 | ||
Диагностика памяти. | 1 | ||
Диагностика мышления. | 1 |
Календарно- тематическое планирование 8 класс
Раздел | № п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Входная диагностика познавательных процессов(4ч) | Исследование зрительного и слухового восприятия. Оценка восприятия пространства и времени. | 1 | |
Исследование концентрации, устойчивости, объема и переключения внимания. Оценка зрительной и слуховой памяти. | 1 | ||
Диагностика наглядно – действенного, наглядно – образного мышления. Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. | 1 | ||
Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. | 1 | ||
Раздел 1. Развитие восприятия. Формирование пространственных представлений. (6ч) | Развитие восприятие пространства и формирование пространственных представлений. | 1 | |
Развитие способности к целостному восприятию формы предметов. | 1 | ||
Развитие восприятия времени, формы, цвета, величины и веса. | 1 | ||
Развитие способности воспринимать косвенные признаки предметов (их мысленная трансформация до уровня позволяющего адекватно идентифицировать воспринимаемый объект). | 1 | ||
Развитие восприятие пространства и формирование пространственных представлений. | 1 | ||
Развитие умения видеть сечения объемных фигур. | 1 | ||
Раздел 2. Развитие внимания. (6 ч) | Развитие устойчивости и переключения внимания. | 1 | |
Развитие распределения внимания. | 1 | ||
Развитие концентрации слухового внимания. | 1 | ||
Развитие концентрации слухового внимания. | 1 | ||
Развитие зрительного и произвольного внимания. Занятие 1 | 1 | ||
Развитие зрительного и произвольного внимания. Занятие 2. | 1 | ||
Раздел 3. Развитие памяти. Развитие мнестических процессов, тренировка памяти. (8 ч) | Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. | 1 | |
Развитие словесно – логической памяти. Развитие механической памяти. | 1 | ||
Развитие мнестических процессов, тренировка памяти. | 1 | ||
Развитие зрительной памяти. Тренировка зрительной памяти: задания на нахождение отличий . | 1 | ||
Развитие зрительной памяти. Тренировка зрительной памяти: задание на описание внешности людей, предметов по памяти. | 1 | ||
Развитие зрительной памяти. Тренировка зрительной памяти: задание на описание предметов по памяти. | 1 | ||
Развитие слуховой памяти, увеличение объема кратковременной слуховой памяти. Занятие1. | 1 | ||
Развитие слуховой памяти, увеличение объема кратковременной слуховой памяти Занятие2. | 1 | ||
Раздел 4. Формирование интеллектуальных умений. (6 ч) | Развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков. Занятие 1 | 1 | |
Развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков. Занятие 2 | 1 | ||
Развитие понятийного мышления, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Занятие 1 | 1 | ||
Развитие понятийного мышления, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Занятие 2 | 1 | ||
Развитие скорости мышления. Занятие 1 | 1 | ||
Развитие скорости мышления. Занятие 2 | 1 | ||
Промежуточная диагностика (2ч) | Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. Занятие 1 | 1 | |
Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. Занятие 2 | 1 | ||
Раздел 5. Развитие воображения. (4ч) | Развитие зрительного воображения: задания | 1 | |
Развитие вербального (зрительного) воображения | 1 | ||
Развитие пространственного воображения | 1 | ||
Развитие образного (воссоздающего) изображения | 1 | ||
Раздел 6. Коррекция мышления. (10 ч) | Развитие абстрактно-логического мышления: задания на развитие умения владеть и пользоваться понятиями и критериями, не существующими в реально мире | 1 | |
Развитие абстрактно-логического мышления: задания на обобщение и анализ, систематизацию полученной информации | 1 | ||
Развитие абстрактно-логического мышления:; задания на формирование причинно-следственных связей | 1 | ||
Развитие образно-логического мышления: задания «Раздели на группы», «Дорисуй предметы в определенной последовательности» | 1 | ||
Развитие образно-логического мышления: разгадывание ребусов, аналогии, задания на установление логических связей. | 1 | ||
Развитие словесно-логического мышления. Занятие 1 | 1 | ||
Развитие словесно-логического мышления. Занятие 2 | 1 | ||
Развитие теоретического мышления: задания на открытие свойств предметов, задания на понимание функционального назначения предметов. | 1 | ||
Развитие теоретического мышления: задания на формирование представления о сходстве и различии. | 1 | ||
Развитие теоретического мышления: задания на формирование представления о размере. | 1 | ||
Раздел 7. Развитие связной устной речи. (6 ч) | Выявление речевых возможностей учащихся с ЗПР. | 1 | |
Развитие связной устной речи: составление устного рассказа по сюжетным картинкам, составление коротких сказочных историй на заданную тему, придумать продолжение сказки. | 1 | ||
Слово одно - значений много. Разгадывание загадок, объяснение пословиц и поговорок. | 1 | ||
Составление краткого пересказа по опорному плану текста. Роль мимики и жестов во время общения. Овладение краткими и полными ответами на вопросы. | 1 | ||
Составление вопросов устно. Устное составление рассказов повествовательного характера по сложным картинкам, с помощью вопросов; составление сюжетных рассказов по готовому плану (в форме вопросов, повествовательных предложений). | 1 | ||
Развитие и обогащение словарного запаса: образование с одного слова новых слов разного значения, деление слова на тематические группы. Работа со словами, имеющими несколько значений. | 1 | ||
Раздел 8. Развитие элементарных математических представлений. (12ч) | Рациональные дроби и их свойства. Рациональные выражения. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Занятие 1 | 1 | |
Рациональные дроби и их свойства. Рациональные выражения. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Занятие 2 | 1 | ||
Сумма и разность дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми и с разными знаменателями. Занятие 1 | 1 | ||
Сумма и разность дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми и с разными знаменателями. Занятие 2 | 1 | ||
Произведение и частное дробей. Возведение дроби в степень. Преобразование рациональных выражений. Функция и ее график. Занятие 1 | 1 | ||
Произведение и частное дробей. Возведение дроби в степень. Преобразование рациональных выражений. Функция и ее график. Занятие 2 | 1 | ||
Арифметический квадратный корень. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Уравнение х2=а. Занятие 1 | 1 | ||
Арифметический квадратный корень. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень. Уравнение х2=а. Занятие 2 | 1 | ||
Свойства арифметического квадратного корня. Квадратный корень из произведения и дроби. Квадратный корень из степени. | 1 | ||
Квадратное уравнение и его корни. Неполные квадратные уравнения. Формула корней квадратного уравнения. | 1 | ||
Дробные рациональные уравнения. Решение дробных рациональных уравнений. Решение задач с помощью рациональных уравнений. | 1 | ||
Числовые неравенства и их свойства. Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Сложение и умножение числовых неравенств. | 1 | ||
Заключительная диагностика (4ч) | Диагностика восприятия. | 1 | |
Диагностика внимания. | 1 | ||
Диагностика памяти. | 1 | ||
Диагностика мышления. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 9 класс
Раздел | № п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Входная диагностика познавательных процессов(4ч) | Исследование зрительного и слухового восприятия. Оценка восприятия пространства и времени. | 1 | |
Исследование концентрации, устойчивости, объема и переключения внимания. Оценка зрительной и слуховой памяти. | 1 | ||
Диагностика наглядно – действенного, наглядно – образного мышления. Исследование словесно – логического мышления, обобщения, абстрагирования. | 1 | ||
Диагностика учебно – логических умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение. | 1 | ||
Раздел 1. Развитие восприятия. Формирование пространственных представлений. (6ч) | Развитие восприятие пространства и формирование пространственных представлений. | 1 | |
Развитие способности к целостному восприятию формы предметов. | 1 | ||
Развитие восприятия времени, формы, цвета, величины и веса. | 1 | ||
Развитие способности воспринимать косвенные признаки предметов (их мысленная трансформация до уровня позволяющего адекватно идентифицировать воспринимаемый объект). | 1 | ||
Развитие восприятие пространства и формирование пространственных представлений. | 1 | ||
Развитие умения видеть сечения объемных фигур. | 1 | ||
Раздел 2. Развитие внимания (6 ч) | Развитие устойчивости и переключения внимания. | 1 | |
Развитие распределения внимания. | 1 | ||
Развитие концентрации слухового внимания. | 1 | ||
Развитие концентрации слухового внимания. | 1 | ||
Развитие зрительного и произвольного внимания. Занятие 1 | 1 | ||
Развитие зрительного и произвольного внимания. Занятие 2. | 1 | ||
Раздел 3. Развитие памяти. Развитие мнестических процессов, тренировка памяти. (8 ч) | Развитие способности к воссозданию мыслительных образов. | 1 | |
Развитие словесно – логической памяти. Развитие механической памяти. | 1 | ||
Развитие мнестических процессов, тренировка памяти. | 1 | ||
Развитие зрительной памяти. Тренировка зрительной памяти: задания на нахождение отличий . | 1 | ||
Развитие зрительной памяти. Тренировка зрительной памяти: задание на описание внешности людей, предметов по памяти. | 1 | ||
Развитие зрительной памяти. Тренировка зрительной памяти: задание на описание предметов по памяти. | 1 | ||
Развитие слуховой памяти, увеличение объема кратковременной слуховой памяти. Занятие1. | 1 | ||
Развитие слуховой памяти, увеличение объема кратковременной слуховой памяти Занятие2. | 1 | ||
Раздел 4. Формирование интеллектуальных умений (6 ч) | Развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков. Занятие 1 | 1 | |
Развитие мыслительных процессов: обобщения, выделения существенных признаков. Занятие 2 | 1 | ||
Развитие понятийного мышления, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Занятие 1 | 1 | ||
Развитие понятийного мышления, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Занятие 2 | 1 | ||
Развитие скорости мышления. Занятие 1 | 1 | ||
Развитие скорости мышления. Занятие 2 | 1 | ||
Промежуточная диагностика (2ч) | Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. Занятие 1 | 1 | |
Диагностика восприятия, внимания, памяти и мышления. Занятие 2 | 1 | ||
Раздел 5. Развитие воображения. (4ч) | Развитие зрительного воображения: задания | 1 | |
Развитие вербального (зрительного) воображения | 1 | ||
Развитие пространственного воображения | 1 | ||
Развитие образного (воссоздающего) изображения | 1 | ||
Раздел 6. Коррекция мышления. (10 ч) | Развитие абстрактно-логического мышления: задания на развитие умения владеть и пользоваться понятиями и критериями, не существующими в реально мире | 1 | |
Развитие абстрактно-логического мышления: задания на обобщение и анализ, систематизацию полученной информации | 1 | ||
Развитие абстрактно-логического мышления:; задания на формирование причинно-следственных связей | 1 | ||
Развитие образно-логического мышления: задания «Раздели на группы», «Дорисуй предметы в определенной последовательности» | 1 | ||
Развитие образно-логического мышления: разгадывание ребусов, аналогии, задания на установление логических связей. | 1 | ||
Развитие словесно-логического мышления. Занятие 1 | 1 | ||
Развитие словесно-логического мышления. Занятие 2 | 1 | ||
Развитие теоретического мышления: задания на открытие свойств предметов, задания на понимание функционального назначения предметов. | 1 | ||
Развитие теоретического мышления: задания на формирование представления о сходстве и различии. | 1 | ||
Развитие теоретического мышления: задания на формирование представления о размере. | 1 | ||
Раздел 7. Развитие связной устной речи. (6 ч) | Выявление речевых возможностей учащихся с ЗПР. | 1 | |
Развитие связной устной речи: составление устного рассказа по сюжетным картинкам, составление коротких сказочных историй на заданную тему, придумать продолжение сказки. | 1 | ||
Слово одно - значений много. Разгадывание загадок, объяснение пословиц и поговорок. | 1 | ||
Составление краткого пересказа по опорному плану текста. Роль мимики и жестов во время общения. Овладение краткими и полными ответами на вопросы. | 1 | ||
Составление вопросов устно. Устное составление рассказов повествовательного характера по сложным картинкам, с помощью вопросов; составление сюжетных рассказов по готовому плану (в форме вопросов, повествовательных предложений). | 1 | ||
Развитие и обогащение словарного запаса: образование с одного слова новых слов разного значения, деление слова на тематические группы. Работа со словами, имеющими несколько значений. | 1 | ||
Раздел 8. Развитие элементарных математических представлений. (12ч) | Уравнения и неравенства с одной переменной. Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Занятие 1 | 1 | |
Уравнения и неравенства с одной переменной. Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Занятие 2 | |||
Уравнения и неравенства с одной переменной. Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Занятие 3 | |||
Уравнения и неравенства с двумя переменными. Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Занятие 1 | |||
Уравнения и неравенства с двумя переменными. Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Занятие 2 | |||
Уравнения и неравенства с двумя переменными. Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Занятие 3 | |||
Прогрессии. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых nчленов прогрессии. Занятие 1 | |||
Прогрессии. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых nчленов прогрессии. Занятие 2 | |||
Прогрессии. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых nчленов прогрессии. Занятие 3 | |||
Элементы комбинаторики и теории вероятностей. Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события. Занятие 1 | |||
Элементы комбинаторики и теории вероятностей. Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события. Занятие 2 | |||
Элементы комбинаторики и теории вероятностей. Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события. Занятие 3 | |||
Заключительная диагностика(4ч) | Диагностика восприятия. | ||
Диагностика внимания. | |||
Диагностика памяти. | |||
Диагностика мышления. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.
Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 1. - С. 47 – 54
Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М., 2008. – 95 с.
Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А. Настольная книга педагога – дефектолога. - Москва, 2013 г.
Сборник игр и упражнений для развития и коррекции высших психических функций у детей с ЗПР: учебно-методическое пособие / сост. С.В. Телица, - Ошмяны, 2103. – 140 с.
Худенко Е.П., Останина Е.К. Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии. 1-2 часть. – М.: Издательство “Школа”, 2010 г.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2003.
Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организацияиндивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно –развивающего обучения.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1988.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод.пособие дляучителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М., 1999 – 136с.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод.пособие дляучителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. - М., 1999.
Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга – М., 2005. – 96с.
Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М., 2005.
Шевченко С.Г., Тригер Р.Д., Г.М. Капустина, И.Н. Волкова. Методические материалы для работы педагогов-дефектологов.
Шмаков С.Л. Игры-шутки, игры-минутки. — М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-дефектолога для воспитанников 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.
Программа предназначена для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обучающихся по массовой общеоброзовательной программе в рамках инклюзивного образования и по специальной адаптированной программе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога "Развитие познавательных процессов младших школьников" для 1 класса с детьми с ОВЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога "Развитие познавательных процессов младших школьников" для класса с детьми с ОВЗ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога "Развитие речи и профилактика дисграфии" для 1 класса с детьми с ОВЗ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога "Развитие речи и профилактика дисграфии" для 1 класса с детьми с ОВЗ...
Рабочая программа учителя-дефектолога на учащегося 9 класса с умеренной умственной отсталостью
Данная программа предназначена учителям-дефектологам, работающим в школах, где учатся дети с отклонениями в развитии....
Рабочая программа учителя - дефектолога коррекционно - развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ (УО (ИН) вариант 1 (5-9 классы)
Данная программа - это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с ОВЗ (УО (ИН))....
Рабочая программа учителя - дефектолога 1 - 4 класс
Программа обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; коррекцию ...
Рабочая программа учителя-дефектолога 5 - 9 классы
Целью применения данной разработки является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения...