Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Декупаж»
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dekupazh_2018.doc | 241.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова»
Принято на заседании педагогического совета Протокол №_____ от __________20 г. | УТВЕРЖДЕНО: Директор МБОУ СОШ №5 г.Льгова _____________ О.В.Жеромский Пр. №_____ от______________20 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ДЕКУПАЖ»
(Стартовый, базовый уровень)
Срок реализации – 2 года
Возраст учащихся 9-16 лет
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Букреева Екатерина Владимировна
г. Льгов - 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребёнок»
В.А. Сухомлинский
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Декупаж» имеет художественную направленность.
Внеклассная работа, является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда.
Основная задача объединения дополнительного образования заключается в формировании у школьников практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в объединении дополнительного образования не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Задача формирования творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания.
Формирование личности может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе такой вид прикладного творчества как декупаж.
Слово decoupage происходит от французского “вырезать”. Соответственно “техника декупажа” – это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Оформление элементов интерьера в технике “декупаж” восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. Техника получила дальнейшее распространение в Англии в XIX веке. В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника.
Декупаж отличается безграничной применимостью: элементы интерьера, подарки, личные вещи, бытовые принадлежности, посуда, игрушки – всё можно преобразовать с помощью этой техники. Она привлекает своей красотой, эффективностью, лёгкостью, огромным количеством вариантов для применения и, конечно, выгодностью.
Декупаж – несложная техника, позволяющая при минимуме усилий получать вещи, как будто расписанные искусными мастерами-художниками.
А ещё декупаж – это существенная экономия. При использовании этой техники можно получить прекрасные уникальные, выполненные в единственном экземпляре вещи, предметы интерьера.
Декупаж – увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами: деревом, атласом, красками, кистью – доставляет удовольствие. Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем несравнимую радость от того, что можно привнести в окружающую действительность еще немного красоты. Он открывает перед ребенком широкое поле для реализации идей по дизайну интерьера.
Самостоятельно сделанные изделия в технике декупаж все чаще входит в разряд современных сувениров. Простота изготовления, яркая декоративность этих изделий завоевали симпатии детей и взрослых.
Работа объединения по изготовлению изделий в технике декупаж представляет широкие возможности для профессиональной ориентации учащихся, например, для ознакомления их с профессиями: декоратор, дизайнер (во всех направлениях: от интерьера, швейные изделия и т.д.).
Актуальность программы.
Новизна обстановки, творческая мастерская, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей не повторяющиеся задания, возможность выбора и многие другие факторы.Социальный заказ общества на воспитание подрастающего поколения, обладающего творческим потенциалом в быстро меняющейся ситуации. К пропаганде этой программы естественно примыкает мониторинг художественного образования в наших странах и в мире, результаты которого подтверждают более существенный уровень умственного развития и социальной адаптивности у детей, имеющих опыт занятий декоративно-прикладным творчеством по сравнению с детьми, не имеющими такого опыта.
Основной целью дополнительного образования является создание условий для самореализации, самоопределения, самовыражения личности учащихся.
По своему происхождению декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.
Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность.
Многочисленные примеры декоративной трактовки форм можно найти в истории декоративного искусства самых с ранних времен.
Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора.
Данная программа позволяет ребёнку попробовать технологии изготовления предметов в технике декупаж, отработанной веками мастерами.
Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.
Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании у детей устойчивой потребности к самореализации в сфере творчества. Познав опыт творца, ребёнок сможет использовать его в других видах деятельности. Радость созидания приносит удовлетворение в эмоциональном плане и позволяет человеку освоить этнокультурные, общенациональные и общечеловеческие ценности.
Данный вид творчества способствует развитию мелкой моторики, укреплению мышц кисти руки, развитию пространственного мышления. Технология работы воспитывает усидчивость, аккуратность, трудолюбие. Известно, что трудолюбие, вошедшее в привычку, приучает маленького человека стремиться к достижению более возвышенных целей и отвлекает его от мелочных себялюбивых помыслов.
На занятиях в студии учащиеся знакомятся с основами декоративно-прикладного искусства, развивают вкус, воображение, учатся анализировать и оценивать свою работу.
Программа также способствует формированию социальных навыков, расширяет возможности общения. Дети становятся более самостоятельными.
Эффективная социализация детей: формирование ценностно-смысловых, общекультурных, коммуникативных, учебно-познавательных, начальных профессиональных, организационно-трудовых, информационных компетенций, а также компетенций личностного самосовершенствования у детей.
Программа «Декупаж» разработана на основе:
- Закон Российской Федерации от29.12.2012г №273ФЗ «Об образовании в РФ».
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 года №196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Требования и нормы, предъявляемые к учебно-воспитательному процессу СанПин 2.4.4 3172 – 14.
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015г « Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
- Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. N 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей в РФ».
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05.2015г.№996-р
- Требования письма от 11декабря 2006 г., № 06-1844 Министерства образования и науки РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Соотнесено с
- «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» Министерство образования и науки Российской Федерации. М., «Просвещение»
Отличительные особенности программы.
Программа содержит в себе различные техники работы, которыми пользовались мастера данного вида творчества сотни лет в разных странах (Китай, Франция, Англия, Россия и т.д.).
В настоящее время, почти через сто лет, декупаж вернулся и подарил возможность с необыкновенным изяществом и по своему вкусу прекрасно декорировать мебель и любые предметы обихода.
В итоге дети создают яркие декоративные поделки, и это не только художественно-декоративные сувениры, но и унитарные изделия, т.е. с практической пользой. Создавая красоту своими руками, обучающиеся испытывают чувство гордости за свой труд.
Таким образом, программа знакомит детей с опытом работы многих поколений мастеров, даёт ребёнку свободу в творчестве и подводит его к индивидуальным проектам и композициям.
Программа имеет два уровня: первый год обучения – стартовый уровень, второй год обучения – базовый уровень.
Адресат программы
Младший школьный возраст (9-10 лет). Признаком возраста 9-10 лет является начало школьной жизни ,появление социального статуса школьника. Социальная ситуация развития характеризуется переходом от свободного существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Ведущей становится учебная деятельность. Появляется произвольность, внутренний план действия, самоконтроль, рефлексия, чувство компетентности. Для мотивационной сферы характерна учебная мотивация, внутренняя позиция школьника. Возраст характеризуется теоретическим мышлением, анализирующим восприятием, произвольной смысловой памятью и произвольным вниманием. Самооценка адекватная, появляется обобщение переживаний и осознание чувств.
Подростковый возраст (11-16 лет). Признаком возраста 11-16 лет является переход от детства к взрослости. Социальная ситуация развития характеризуется стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на общепринятые нормы и ценности, эмансипацией от взрослых и группирование. Главной направленностью жизнедеятельности является личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности, стремление занять положение в группе сверстников. Кризисным моментом возраста является чувство «взрослости», восприятие себя и самооценка. Происходит становление человека как субъекта собственного развития. Возраст характеризуется теоретическим рефлексивным мышлением, интеллектуализацией восприятия и памяти, личностной рефлексией и гипертрофированной потребностью в общении со сверстниками.
Программа опирается на систему педагогических принципов:
- принцип развивающего и воспитывающего обучения;
- принцип добровольности;
- принцип сознательности и активности учащихся;
- принцип дифференцированного обучения;
- принцип наглядности;
- принцип «от простого к сложному»;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип социокультурного соответствия;
- принцип психологической комфортности в коллективе.
Сроки освоения и объём программы
Программа рассчитана на два года обучения. Количество часов первого года обучения– 140 часов. Количество часов второго года обучения –140 часов. Общее количество часов всего курса обучения: 140+140=280 часов.
Форма и режим проведения занятий
Программа «Декупаж» рассчитана на разновозрастные учебные группы с постоянным составом учащихся. Объединение комплектуется из учащихся 9-16 лет, так как возрастные и психофизические особенности детей, базовые знания, умения и навыки соответствуют данному виду творчества
На занятиях используются групповые, звеньевые и индивидуальные формы работы. Занятия квиллингом требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы должны состоять из 8-10 человек.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 140 часов в год. Занятия второго года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 140 часов в год. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности. Продолжительность академического часа – 40 минут, между ними обязательные перерывы - 10 минут.
Психолого-педагогическое обеспечение программы.
Психолого-педагогическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- проведение психологического тестирования по проверке базовых и приобретённых знаний, умений и навыков;
- побуждение творческого воображения воспитанников к практической и творческой деятельности;
- применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения;
- разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворённости воспитанника и их родителей дополнительными образовательными услугами.
Основные способы и формы обучения:
Основными формами работы в детском творческом объединении «Декупаж» является учебно-практическая деятельность: 70% - практические занятия и 30% теоретические.
На занятиях используются следующие формы работы:
Индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий):
- индивидуализированная, где учитываются учебные и индивидуальные возможности обучающихся;
- индивидуализированно-групповая (если есть большие отличия в успеваемости).
Групповая, которая предполагает наличие системы «руководитель – группа – обучающийся» и включает в себя:
- дифференцированно-групповую (группы могут быть постоянными или временными в зависимости от возможностей обучающихся и сложности выполняемого задания);
- кооперативно-групповую (каждая группа выполняет часть общего задания).
Парная, которая может быть представлена динамическими парами или парами сменного состава.
Коллективная, где действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого обучающегося, даёт возможность проявить себя в общей деятельности, где есть взаимный контроль перед группой. Обучающиеся оказывают друг другу взаимную помощь и поддержку.
Интерес к изучаемому материалу значительно возрастает, если осознаётся его практическая направленность, созданы условия для обмена мнениями, самостоятельного поиска.
В образовательной рабочей программе «Волшебный квиллинг» используются такие педагогические технологии как:
проблемное обучение, состоящее из проблемного изложения темы занятия, привлечения обучающихся к конструированию и моделированию. Проблемное обучение имеет большую ценность, такт как механизм обучения решения проблемных задач связан с регуляцией мыслительной, познавательной деятельности, активности восприятия материала, направлен на самостоятельное принятие решений, на формирование установки к мотивационной готовности , к выполнению познавательных действий.
игровые технологии (ролевые, имитационные, драматизации, праздники), технологии с использованием знаковой системы; акцент ставится на личностно-ориентированное обучение.
В обучении используются следующие дидактические принципы:
- наглядности;
- доступности;
- природосообразности;
- культуросообразности (приобщение к современной культуре);
- гуманистической направленности, необходимости сочетания целей общества и личности, обеспечения связи с жизнью и производственной практикой;
- свободы выбора.
Проводятся следующие виды занятий:
- комбинированные,
- проблемного изложения материала,
- получения и закрепления полученных знаний,
- обобщающие занятия.
Методы организации образовательного процесса.
Программа «Декупаж» предусматривает использование следующих методов организации образовательного процесса:
По признаку получения знаний:
- словесные(рассказ, беседа, диалог)
- наглядные (методы иллюстрации: показ пособий, таблиц, эскизов; методы демонстрации: показ объектов труда, эталонных, оригинальных изделий, инструментов и материалов);
- практические (упражнения, практические работы).
По способам организации деятельности:
- информационные, объяснительно-иллюстративные с использованием различных источников знаний: книг, журналов, компьютера, архивных данных;
- репродуктивные (изготовление по образцу);
- проблемного изложения материала;
- эвристические (частично-поисковые задания);
- исследовательские (организация поисковой, творческой деятельности, творческие проекты).
По управлению учебно-познавательной деятельностью:
- методы формирования познавательных интересов;
- методы формирования чувства долга.
Методы контроля и самоконтроля: входной; текущий; тематический; итоговый.
Методы формирования устойчивой мотивации:
- соревнования, создание ситуации успеха;
- познавательные игры;
- праздники.
Становление мотивации происходит в три этапа:
I - возникновении мотивации,
II - подкрепление и усиление мотивации,
III- мотивация завершения.
Условия, способствующие формированию позитивных мотивов у
обучающихся:
- Осознание обучающимися ближайших и конечных целей.
- Осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний.
- Наличие любознательности.
- Положительный психологический климат в группе.
- Профессиональная направленность в деятельности.
Организация поэтапной деятельности, способствующей формированию устойчивой, положительной мотивации.
Мотивационный этап.
- создание учебно-проблемной ситуации;
- формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации;
- рассмотрение вопросов самооценки и самоконтроля.
Операционно-познавательный этап.
- усвоение темы, овладение учебными действиями и операциями в связи с её содержанием;
- положительные эмоции, достижение конкретного результата.
Рефлексивно-оценочный этап.
- анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей;
- подведение итогов, подкрепление мотивации. Очень важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и творчества.
СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование устойчивого интереса учащихся к работе в технике декупаж как декоративно-прикладному виду творчества, и развитие творческих способностей обучающихся, посредством приобретения ими специальных знаний и умений в этой технике. Эта цель обуславливает следующие задачи:
Воспитательные задачи:
- возведение базиса личностной культуры;
- формирование гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами;
- экологическое воспитание обучающихся, воспитание трудолюбия, любви к труду и людям труда;
- воспитание привычки к сознательному выполнению заданий;
- воспитание привычки к чистоте;
- соблюдение техники безопасности на практических занятиях;
- воспитание уважения к народным обычаям и традициям разных стран.
Обучающие задачи:
- познакомить с техникой декупаж, его историей ,особенностями и спецификой а так же применением в современной жизни;;
- познакомить с рабочими инструментами и материалами;
- учить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
- изучить приемы вырезания, декупаж (выравнивание) салфетки, рисовой бумаги, декупажной карты в технологии изготовления различных изделий;
- изучить приемов наклеивания салфетки, рисовой бумаги, декупажной карты различными способами;
- формирование и совершенствование практических умений стартового уровня;
- создание благоприятной творческой атмосферы для раскрытия и реализации ребёнка как личности.
Развивающие задачи:
- мотивировать творческую деятельность учащихся;
- развитие художественной инициативы и вкуса;
- развитие у детей творческого мышления;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- знакомство с различными направлениями народного творчества разных стран;
- учить детей видеть красоту окружающего мира.
Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения обучающихся, на которые необходимо опираться в процессе занятий.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения (Стартовый уровень)
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Введение в декупаж. | 6 | 18 | 24 |
1.1. | Вводное занятие. Техника безопасности. Содержание и задачи курса. Знакомство с техникой «декупаж». | 2 | 6 | 8 |
1.2. | Колористика. Цветоведение. | 1 | 3 | 4 |
1.3. | Основные характеристики цвета. | 1 | 3 | 4 |
1.4. | Лессировка. | 1 | 3 | 4 |
1.5. | Инструменты и приспособления, краски, лаки для работы | 1 | 3 | 4 |
2. | Прямой декупаж. Этапы создания шедевра. | 12 | 42 | 54 |
2.1. | Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание, грунтовка) | 4 | 18 | 22 |
2.2. | Декупаж на других типах поверхностей (металл, гипс, ткань, свечи). | 8 | 24 | 32 |
3. | Обратный декупаж. Объёмный декупаж | 14 | 42 | 56 |
3.1. | Понятие обратного декупажа. | 2 | 8 | 10 |
3.2. | Обратный декупаж с декупажной картой. | 8 | 22 | 30 |
3.3. | Правила декупажа на объемном предмете. | 2 | 6 | 8 |
3.4. | Понятие об объемном декупаже. | 2 | 6 | 8 |
4. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Резервный урок | 1 | 1 | 2 | |
Резервный урок | 1 | 1 | 2 | |
Итого за год | 36 | 104 | 140 |
Содержание программы первого года обучения
1. Введение в декупаж.
1.1 - Вводное занятие. Техника безопасности. Содержание и задачи курса «Декупаж». Знакомство с техникой «Декупаж».
Декупажные карты, салфетки, рисовая бумага.
Вырезание, декопач (вырывание) салфетки с выбранным мотивом.
Наклеивание салфеток различными способами.
Лакирование – понятие о различных типах лаков.
1.2 - Колористика. Цветоведение.
Физика цвета. Оттенки, тени, пастельные цвета.
Природные химические пигменты. Структура краски.
Основные характеристики цвета. Цветовые контрасты.
1.3 - Основные характеристики цвета.
Двенадцатичастный цветовой круг.
Понятие цветового круга и правила смешивания красок.
Составление палитры к выбранному изображению.
1.4 - Лессировка.
Техника и приемы. Использование лессировки.
1.5 – Инструменты и приспособления, краски, лаки для работы.
Назначение инструментов и приспособлений.
Основные приемы работы. Уроки мастерства.
2. Прямой декупаж. Этапы создания шедевра.
2.1 - Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание,
грунтовка).
Работа с темной и светлой поверхностями.
Декор на темной поверхности – дерево.
2.2 - Декупаж на других типах поверхностей (металл, гипс, ткань, свечи).
Декупаж на металле. Декупаж на гипсе. Декупаж на ткани. Декупаж на свече.
3. Обратный декупаж. Объёмный декупаж
3.1 - Понятие обратного декупажа. Правила и особенности.
Обратный декупаж на стеклянной поверхности.
3.2- Обратный декупаж с декупажной картой.
Декупаж на стеклянной тарелке рисовой и псевдорисовой бумагой, декупажной картой. Создание многоцветного фона методом тампонирования.
3.3-Правила декупажа на объемном предмете.
Прорисовка красками.
3.4 - Понятие об объемном декупаже.
3D – декупаж с применением различных самозатвердевающих масс.
4. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Оценка результатов. Выставка работ.
ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СТАРТОВОГО УРОВНЯ
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать:
- правила безопасной работы и личной гигиены;
- правила организации рабочего места;
- основные инструменты и материалы, необходимые для работы в технике декупаж;
- историю декупажа;
- название основных техник декупажа;
- значение терминов: декупаж, декор, композиция, дизайнер, красители, лаки, грунт; замысел, основа для декупажа, пластик, декоративная композиция, панно;
- основные стили декупажа;
- виды декупажа, области применения;
- приемы декорирования интерьера.
Обучающиеся должны уметь:
- соблюдать правила безопасной работы с инструментами;
- правильно организовать рабочее место и самостоятельно поддерживать порядок во время работы
- пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, лаками, поролоновыми тампонами, наждачной бумагой;
- создавать на заданную тему декоративные панно в круге, квадрате;
- использовать основные приемы декупажа;
- владеть различными приемами обработки поверхностей (работа грунтом, красками, лаком);
- оформлять готовые изделия;
- различать основные стили дизайна интерьера;
- определять качество выполняемых работ и изготавливаемых изделий.
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Регулятивные УУД:
определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога;
составление плана действий с помощью педагога;
работа по предложенному плану;
основы рефлексии на занятии;
переживание ситуации успеха.
Познавательные УУД:
умение отличать новое знание от уже известного с помощью педагога;
первичное ориентирование в выборе источников информации для поиска нового знания;
Коммуникативные УУД:
осознанное формулирование и высказывание своего мнения;
уважение к мнению собеседника;
умение работать парами переменного состава и в малых группах;
основы согласования своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности.
Личностные результаты:
любознательность, познавательная активность, фантазия;
основы наглядно-образного мышления;
произвольное и направленное внимание;
основы развитого цветоощущения и цветовосприятия;
уверенная мелкая моторика;
бережное отношение к рабочим материалам и инструментам;
дружелюбие, стремление к взаимопомощи и взаимоподдержке.
Оценка результатов обучения стартового уровня
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | ||
Оценка предметных результатов | ||||
Обучающиеся в основном усвоили: - правила безопасной работы и личной гигиены; - правила организации рабочего места; - основные инструменты и материалы, необходимые для работы в технике декупаж; - историю декупажа; - название основных техник декупажа; - значение терминов: декупаж, декор, композиция, дизайнер, красители, лаки, грунт; замысел, основа для декупажа, пластик, декоративная композиция, панно; - основные стили декупажа; - виды декупажа, области применения; - приемы декорирования интерьера. Обучающиеся неуверенно или с помощью педагога могут: - соблюдать правила безопасной работы с инструментами; - правильно организовать рабочее место и самостоятельно поддерживать порядок во время работы - пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, лаками, поролоновыми тампонами, наждачной бумагой; - создавать на заданную тему декоративные панно в круге, квадрате; - использовать основные приемы декупажа; - владеть различными приемами обработки поверхностей (работа грунтом, красками, лаком); - оформлять готовые изделия; - различать основные стили дизайна интерьера; - определять качество выполняемых работ и изготавливаемых изделий. | Обучающиеся в достаточной мере знают: - правила безопасной работы и личной гигиены; - правила организации рабочего места; - основные инструменты и материалы, необходимые для работы в технике декупаж; - историю декупажа; - название основных техник декупажа; - значение терминов: декупаж, декор, композиция, дизайнер, красители, лаки, грунт; замысел, основа для декупажа, пластик, декоративная композиция, панно; - основные стили декупажа; - виды декупажа, области применения; - приемы декорирования интерьера. Обучающиеся могут уверенно: - соблюдать правила безопасной работы с инструментами; - правильно организовать рабочее место и самостоятельно поддерживать порядок во время работы - пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, лаками, поролоновыми тампонами, наждачной бумагой; - создавать на заданную тему декоративные панно в круге, квадрате; - использовать основные приемы декупажа; - владеть различными приемами обработки поверхностей (работа грунтом, красками, лаком); - оформлять готовые изделия; - различать основные стили дизайна интерьера; - определять качество выполняемых работ и изготавливаемых изделий. | Обучающиеся полностью представляют: - правила безопасной работы и личной гигиены; - правила организации рабочего места; - основные инструменты и материалы, необходимые для работы в технике декупаж; - историю декупажа; - название основных техник декупажа; - значение терминов: декупаж, декор, композиция, дизайнер, красители, лаки, грунт; замысел, основа для декупажа, пластик, декоративная композиция, панно; - основные стили декупажа; - виды декупажа, области применения; - приемы декорирования интерьера. Обучающиеся полностью представляют: - соблюдать правила безопасной работы с инструментами; - правильно организовать рабочее место и самостоятельно поддерживать порядок во время работы - пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, лаками, поролоновыми тампонами, наждачной бумагой; - создавать на заданную тему декоративные панно в круге, квадрате; - использовать основные приемы декупажа; - владеть различными приемами обработки поверхностей (работа грунтом, красками, лаком); - оформлять готовые изделия; - различать основные стили дизайна интерьера; - определять качество выполняемых работ и изготавливаемых изделий. | ||
Оценка метапредметных результатов | ||||
Недостаточно развиты: - определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога; - составление плана действий с помощью педагога (без помощи педагога); - работа по предложенному плану; - основы рефлексии на занятии; - переживание ситуации успеха; - умение отличать новое знание от уже известного с помощью педагога; - первичное ориентирование в выборе источников информации для поиска нового знания; - осознанное формулирование и высказывание своего мнения; - уважение к мнению собеседника; - умение работать парами переменного состава и в малых группах; - основы согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности. | В достаточной мере развиты: - определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога; - составление плана действий с помощью педагога (без помощи педагога); - работа по предложенному плану; - основы рефлексии на занятии; - переживание ситуации успеха; - умение отличать новое знание от уже известного с помощью педагога; - первичное ориентирование в выборе источников информации для поиска нового знания; - осознанное формулирование и высказывание своего мнения; - уважение к мнению собеседника; - умение работать парами переменного состава и в малых группах; - основы согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности. | Уверенно развиты: - определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога; - составление плана действий с помощью педагога (без помощи педагога); - работа по предложенному плану; - основы рефлексии на занятии; - переживание ситуации успеха; - умение отличать новое знание от уже известного с помощью педагога; - первичное ориентирование в выборе источников информации для поиска нового знания; - осознанное формулирование и высказывание своего мнения; - уважение к мнению собеседника; - умение работать парами переменного состава и в малых группах; - основы согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности. | ||
Оценка личностных результатов | ||||
Недостаточно развиты: - любознательность, познавательная активность, фантазия; - основы наглядно-образного мышления; - произвольное и направленное внимание; - основы развитого цветоощущения и цветовосприятия; - уверенная мелкая моторика; - бережное отношение к рабочим материалам и инструментам; - дружелюбие, стремление к взаимопомощи и взаимоподдержке. | В достаточной мере развиты: - любознательность, познавательная активность, фантазия; - основы наглядно-образного мышления; - произвольное и направленное внимание; - основы развитого цветоощущения и цветовосприятия; - уверенная мелкая моторика; - бережное отношение к рабочим материалам и инструментам; - дружелюбие, стремление к взаимопомощи и взаимоподдержке. | Уверенно развиты: - любознательность, познавательная активность, фантазия; - основы наглядно-образного мышления; - произвольное и направленное внимание; - основы развитого цветоощущения и цветовосприятия; - уверенная мелкая моторика; - бережное отношение к рабочим материалам и инструментам; - дружелюбие, стремление к взаимопомощи и взаимоподдержке. |
Для оценки результативности учебных занятий стартового уровня применяются следующие виды и формы контроля.
Вид контроля | Форма контроля |
Вводный контроль | Собеседование, наблюдение |
Текущий контроль(по итогам занятий) | Опросы, собеседование, наблюдение |
Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы) | Мини-выставки, беседы, наблюдение |
В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация, выявляющая результативность обучения (мини-выставки, беседы, наблюдение, коллективная творческая работа, самостоятельная работа по карточкам-заданиям).
Отслеживание личностного развития обучающихся осуществляется методом наблюдения и собеседования.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование и развитие творческих способностей и художественно-эстетического мышления обучающихся, посредством работы в технике декупаж. Достижению поставленной цели способствует решение ряда педагогически задач.
Задачи:
Воспитательные:
- формирование мировоззрения, трудовое, эстетическое воспитание,
- воспитание трудолюбия, аккуратности,
- формирование самостоятельности,
- создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к образовательному предмету творческому общению учащихся,
- формировать волевое начало и работоспособность;
- воспитывать интерес к культурному творческому наследию России;
- прививать уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности.
Образовательные:
- познакомить с техникой декупаж, его историей ,особенностями и спецификой а так же применением в современной жизни;;
- познакомить с рабочими инструментами и материалами;
- учить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
- изучить приемы вырезания, декупаж (выравнивание) салфетки, рисовой бумаги, декупажной карты в технологии изготовления различных изделий;
- изучить приемы наклеивания салфетки, рисовой бумаги, декупажной карты различными способами;
- создание благоприятной творческой атмосферы для раскрытия и реализации ребёнка как личности;
- сформировать собственный стиль в декорировании изделий;
Развивающие:
- развитие и совершенствование мелкой моторики рук, развитие творческих способностей, фантазии, творческого воображения, формирование художественно-творческой, любознательной и познавательной активности, инициативы и самостоятельности;
- развивать внимание, наблюдательность, зрительную память;
- развивать наглядно-образное мышление;
- формировать пространственное воображение;
- развивать композиционное и конструкторское мышление;
- развивать способность к анализу и синтезу объектов окружающего мира;
- развивать чувство пропорции, цветового и тонового восприятия;
- развивать пространственную ориентацию и координацию.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 год обучения (Базовый уровень)
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Введение в декупаж. | 6 | 4 | 10 |
1.1. | Вводное занятие. Техника безопасности. Содержание и задачи курса «Декупаж». | 2 | - | 2 |
1.2. | Колористика. Цветоведение. | 2 | 2 | 4 |
1.3. | Инструменты и приспособления, краски, лаки для работы | 2 | 2 | 4 |
2. | Техники имитации. | 32 | 90 | 122 |
2.1. | Одношаговый кракелюр. | 4 | 10 | 14 |
2.2. | Двухшаговый кракелюр. | 4 | 10 | 14 |
2.3. | Шебби – шик. Понятие. Используемые цвета. | 4 | 10 | 14 |
2.4. | Понятие художественного декупажа. | 2 | 2 | 4 |
2.5. | Художественный декупаж. Создание теней. | 2 | 12 | 14 |
2.6. | Применение в декупаже различных декоративных паст и шпаклевок. | 4 | 10 | 14 |
2.7. | Создание сложных неоднородных фонов. | 4 | 10 | 14 |
2.8. | Яичное кракле или бумажная мозаика в обратном декупаже. | 4 | 14 | 18 |
2.9. | Фреска в акварельной технике. | 4 | 12 | 16 |
3. | Итоговое занятие | 2 | 2 | 4 |
Резервный урок | 1 | 1 | 2 | |
Резервный урок | 1 | 1 | 2 | |
Итого за год | 42 | 98 | 140 |
Содержание программы второго года обучения
1. Введение в декупаж.
1.1 - Вводное занятие. Техника безопасности. Содержание и задачи курса «Декупаж».
Декупажные карты, салфетки, рисовая бумага. Вырезание, вырывание салфетки с выбранным мотивом. Наклеивание салфеток различными способами. Понятие о различных типах лаков.
1.2 - Колористика. Цветоведение.
Физика цвета. Оттенки, тени, пастельные цвета.
Природные химические пигменты. Структура краски.
Основные характеристики цвета. Цветовые контрасты.
1.3 – Инструменты и приспособления, краски, лаки для работы
Назначение инструментов и приспособлений.
Основные приемы работы.
2. Техники имитации.
2.1 - Одношаговый кракелюр.
Знакомство с ассортиментом и особенностями при прямом и обратном декупаже.
Работа на стеклянной тарелке и на деревянной заготовке.
2.2 - Двухшаговый кракелюр.
Понятие. Особенности применения различных составов.
Работа с шеллаком (спиртовым лаком) и гуммиарабиком.
Декупаж на деревянной поверхности с применением данных составов.
2.3 - Шебби – шик. Понятие. Используемые цвета.
Использование битума в технике «шебби шик».
Декупаж вешалки для полотенца или ключей в технике «шебби шик».
2.4 - Понятие художественного декупажа.
Художественный декупаж с помощью акриловых красок.
Создание панно на загрунтованном холсте.
2.5 - Художественный декупаж. Создание теней.
«Дымчатый» декупаж.
Выполнение «дымчатого» декупажа на обратной стороне стеклянной поверхности. Декупаж на тарелке.
2.6 - Применение в декупаже различных декоративных паст и шпаклевок.
Фактурирование, создание фона для протравленной поверхности. Продолжение работы с тарелкой, позолоченной на предыдущем уроке.
Золочение красками и использование красок со спецэффектами. Декупаж на деревянной рамке с применением полученных знаний.
2.7 - Создание сложных неоднородных фонов.
Применение для создания фонов клеевого пистолета, метода «штамповки» и различных предметов.
2.8 –Яичное кракле или бумажная мозаика в обратном декупаже.
Работа на дереве или стекле. Мозаичный декор.
2.9 - Фреска в акварельной технике.
Работа с объемными пастами и акрилом.
3. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Оценка результатов. Выставка работ.
ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ БАЗОВОГО УРОВНЯ
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать:
- правила безопасной работы и личной гигиены;
- правила организации рабочего места;
- основные инструменты и материалы, необходимые для работы в технике декупаж;
- историю декупажа;
- название основных техник декупажа;
- технологию работы с салфетками и декупажными картами;
- основные стили декупажа;
- виды декупажа, области применения;
- приемы декорирования интерьера.
Обучающиеся должны уметь:
- соблюдать правила безопасной работы с инструментами;
- правильно организовать рабочее место и самостоятельно поддерживать порядок во время работы
- пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, лаками, поролоновыми тампонами, наждачной бумагой;
- создавать на заданную тему декоративные панно в круге, квадрате;
- использовать основные приемы декупажа;
- владеть различными приемами обработки поверхностей (работа грунтом, красками, лаком);
- различать основные стили дизайна интерьера;
- самостоятельно вести полный цикл выполнения работы в технике декупажа;
- декорировать любые объекты интерьера;
- свободно владеть различными приемами выполнения обработки различных поверхностей в технике декупажа;
- оформлять готовые изделия в соответствии с их отличительными особенностями, создавая целостный образ;
- определять качество выполняемых работ и изготавливаемых изделий.
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Регулятивные УУД:
- определение и формулирование цели деятельности на занятии без помощи педагога;
- основы планирования, организации и контроля собственной творческой деятельности;
- рефлексия основных этапов работы на занятии.
Познавательные УУД:
- самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания;
- умение отличать новое знание от уже известного без помощи педагога;
- ориентирование в полученной системе знаний;
- осознание необходимости нового знания.
Коммуникативные УУД:
- учебное сотрудничество с педагогом и другими учащимися;
- умение обоснованно излагать свою позицию, мнение;
- умение вести дискуссию учитывая другие позиции, мнения, взгляды, интересы;
- согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности.
- переживание ситуации коллективного успеха.
Личностные результаты:
- ассоциативно-образное мышление;
- аналитическое мышление;
- основы рефлексии и самоанализа;
- общая и мелкая моторика;
- развитая пальцевая сенсорика;
- ответственность, организованность, дисциплинированность;
- аккуратность, бережливость;
- тактичность, доброжелательность в оценке чужой деятельности;
- культурно-нравственные представления;
- основы художественного вкуса.
Оценка результатов обучения базового уровня
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | ||
Оценка предметных результатов | ||||
Обучающиеся в основном усвоили: - правила безопасной работы и личной гигиены; - правила организации рабочего места; - основные инструменты и материалы, необходимые для работы в технике декупаж; - историю декупажа; - название основных техник декупажа; - технологию работы с салфетками и декупажными картами; - основные стили декупажа; - виды декупажа, области применения; - приемы декорирования интерьера. Обучающиеся неуверенно или с помощью педагога могут: - соблюдать правила безопасной работы с инструментами; - правильно организовать рабочее место и самостоятельно поддерживать порядок во время работы - пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, лаками, поролоновыми тампонами, наждачной бумагой; - создавать на заданную тему декоративные панно в круге, квадрате; - использовать основные приемы декупажа; - владеть различными приемами обработки поверхностей (работа грунтом, красками, лаком); - различать основные стили дизайна интерьера; - самостоятельно вести полный цикл выполнения работы в технике декупажа; - декорировать любые объекты интерьера; - свободно владеть различными приемами выполнения обработки различных поверхностей в технике декупажа; - оформлять готовые изделия в соответствии с их отличительными особенностями, создавая целостный образ; - определять качество выполняемых работ и изготавливаемых изделий. | Обучающиеся в достаточной мере знают: - правила безопасной работы и личной гигиены; - правила организации рабочего места; - основные инструменты и материалы, необходимые для работы в технике декупаж; - историю декупажа; - название основных техник декупажа; - технологию работы с салфетками и декупажными картами; - основные стили декупажа; - виды декупажа, области применения; - приемы декорирования интерьера. Обучающиеся могут уверенно: - соблюдать правила безопасной работы с инструментами; - правильно организовать рабочее место и самостоятельно поддерживать порядок во время работы - пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, лаками, поролоновыми тампонами, наждачной бумагой; - создавать на заданную тему декоративные панно в круге, квадрате; - использовать основные приемы декупажа; - владеть различными приемами обработки поверхностей (работа грунтом, красками, лаком); - различать основные стили дизайна интерьера; - самостоятельно вести полный цикл выполнения работы в технике декупажа; - декорировать любые объекты интерьера; - свободно владеть различными приемами выполнения обработки различных поверхностей в технике декупажа; - оформлять готовые изделия в соответствии с их отличительными особенностями, создавая целостный образ; - определять качество выполняемых работ и изготавливаемых изделий. | Обучающиеся полностью представляют: - правила безопасной работы и личной гигиены; - правила организации рабочего места; - основные инструменты и материалы, необходимые для работы в технике декупаж; - историю декупажа; - название основных техник декупажа; - технологию работы с салфетками и декупажными картами; - основные стили декупажа; - виды декупажа, области применения; - приемы декорирования интерьера. Обучающиеся полностью представляют: - соблюдать правила безопасной работы с инструментами; - правильно организовать рабочее место и самостоятельно поддерживать порядок во время работы - пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, лаками, поролоновыми тампонами, наждачной бумагой; - создавать на заданную тему декоративные панно в круге, квадрате; - использовать основные приемы декупажа; - владеть различными приемами обработки поверхностей (работа грунтом, красками, лаком); - различать основные стили дизайна интерьера; - самостоятельно вести полный цикл выполнения работы в технике декупажа; - декорировать любые объекты интерьера; - свободно владеть различными приемами выполнения обработки различных поверхностей в технике декупажа; - оформлять готовые изделия в соответствии с их отличительными особенностями, создавая целостный образ; - определять качество выполняемых работ и изготавливаемых изделий. | ||
Оценка метапредметных результатов | ||||
Недостаточно развиты: - определение и формулирование цели деятельности на занятии без помощи педагога; - основы планирования, организации и контроля собственной творческой деятельности; - рефлексия основных этапов работы на занятии; - учебное сотрудничество с педагогом и другими учащимися; - умение обоснованно излагать свою позицию, мнение; - умение вести дискуссию учитывая другие позиции, мнения, взгляды, интересы; - согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности; - самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания; - умение отличать новое знание от уже известного без помощи педагога; - ориентирование в своей системе знаний; - осознание необходимости нового знания; - переживание ситуации коллективного успеха. | В достаточной мере развиты: - определение и формулирование цели деятельности на занятии без помощи педагога; - основы планирования, организации и контроля собственной творческой деятельности; - рефлексия основных этапов работы на занятии; - учебное сотрудничество с педагогом и другими учащимися; - умение обоснованно излагать свою позицию, мнение; - умение вести дискуссию учитывая другие позиции, мнения, взгляды, интересы; - согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности; - самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания; - умение отличать новое знание от уже известного без помощи педагога; - ориентирование в своей системе знаний; - осознание необходимости нового знания; - переживание ситуации коллективного успеха. | Уверенно развиты: - определение и формулирование цели деятельности на занятии без помощи педагога; - основы планирования, организации и контроля собственной творческой деятельности; - рефлексия основных этапов работы на занятии; - учебное сотрудничество с педагогом и другими учащимися; - умение обоснованно излагать свою позицию, мнение; - умение вести дискуссию учитывая другие позиции, мнения, взгляды, интересы; - согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности; - самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания; - умение отличать новое знание от уже известного без помощи педагога; - ориентирование в своей системе знаний; - осознание необходимости нового знания; - переживание ситуации коллективного успеха. | ||
Оценка личностных результатов | ||||
Недостаточно развиты: -ассоциативно-образное мышление; -аналитическое мышление; -основы рефлексии и самоанализа; -общая и мелкая моторика; -развитая пальцевая сенсорика; - ответственность, организованность, дисциплинированность; - аккуратность, бережливость; - тактичность, доброжелательность в оценке чужой деятельности; - культурно-нравственные представления; - основы художественного вкуса. | В достаточной мере развиты: - ассоциативно-образное мышление; -аналитическое мышление; - основы рефлексии и самоанализа; - общая и мелкая моторика; - развитая пальцевая сенсорика; - ответственность, организованность, дисциплинированность; - аккуратность, бережливость; - тактичность, доброжелательность в оценке чужой деятельности; - культурно-нравственные представления; - основы художественного вкуса. | Уверенно развиты: - ассоциативно-образное мышление; - аналитическое мышление; - основы рефлексии и самоанализа; - общая и мелкая моторика; - развитая пальцевая сенсорика; - ответственность, организованность, дисциплинированность; - аккуратность, бережливость; - тактичность, доброжелательность в оценке чужой деятельности; -культурно-нравственные представления; - основы художественного вкуса. |
Для оценки результативности учебных занятий базового уровня применяются следующие виды и формы контроля:
Вид контроля | Форма контроля |
Вводный контроль | Собеседование, наблюдение |
Текущий контроль(по итогам занятий) | Опросы, собеседование, наблюдение |
Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы) | Тематические выставки, выставки, проводимые в рамках фестиваля декоративно-прикладного творчества, беседы, наблюдение |
В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация, выявляющая результативность обучения (тематические выставки, выставки, проводимые в рамках фестиваля декоративно-прикладного творчества, беседы, наблюдение, коллективная творческая работа, самостоятельная работа по карточкам-заданиям).
Отслеживание личностного развития учащихся осуществляется методом наблюдения и собеседования.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Календарный учебный график (Приложение №1)
Основными формами работы в детском творческом объединении «Декупаж» является учебно-практическая деятельность: 70% - практические занятия и 30% теоретические.
Календарный учебный график является составной частью программы, содержащей комплекс основных характеристик образования и определяющей даты и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель, сроки контрольных процедур, и составляется для каждой учебной группы.
Методическое и информационное обеспечение программы
Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:
- Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
- Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
- Коллективная работа – один из методов, приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
- Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
- Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала.
- Смотр творческих достижений – используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.
Знакомство учащихся с материалом программы осуществляется в определенной последовательности, с постепенным продвижением от простого к сложному, от знакомого к незнакомому, от развлекательного к занимательному.
При подборе учебного материала учитываются доступность, индивидуальные особенности, интересы и возрастные возможности детей. Все игры, упражнения, тренинги одновременно решают несколько учебных задач и являются универсальными. Теорию и практику разделить нельзя, так как они взаимосвязаны, дополняя и расширяя возможности обучения.
Мониторинг результатов образовательной деятельности объединений «Декупаж».
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Денкупаж» учитывает потребности обучающихся в овладении данным видом прикладного творчества.
Система обеспечения эффективности образовательного процесса состоит в том, что теоретические знания по выполнению каждого элемента прикладного творчества закрепляются в практическом выполнении готовых изделий. Тем самым можно увлечь ребенка работой. Такие занятия не будут утомительными, они формируют знания, умения, навыки и имеют практический смысл, что очень важно для детей любого возраста.
Одной из главных задач образовательного процесса является развитие познавательного интереса обучающихся к получению определенных знаний, умений и навыков по предмету.
Следовательно, возникает другая задача – определить степень усвоения этих знаний, умений и навыков для того, чтобы найти наиболее эффективные методы и средства обучения.
Обзор методической литературы, в которой представлены формы педагогического контроля, приемлемые для дополнительного образования детей, показал, что адаптированных форм к такому виду творчества, как декупаж, крайне мало. В результате анализа и систематизации имеющейся методической литературы была разработана система мониторинга, которая включила известные формы контроля, адаптированные к объединению «Декупаж» (См. Таблицу №1)
Данная система мониторинга предполагает использование самых различных форм диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, работа с индивидуальными заданиями на карточках, анализ выставочных работ, викторины, игры и др.
Система мониторинга объединения по программе «Декупаж».
Таблица№1.
Вид мониторинга | Цель мониторинга | Диагностические средства | Участники | Сроки | Подведение итогов |
Входящий | Выявление уровня подготовки обучающихся, их интересов и способностей, корректировки учебно-методического плана и программы. | Метод наблюдения, анкетирование | Воспитанники, родители | Сентябрь | Октябрь |
Текущий | Определение степени усвоения детьми учебного материала, повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в усвоении материала, своевременное выявление отстающих, корректировка средств и методов обучения. | Метод наблюдения, анализ выполненных работ, тестирование, анкетирование, анализ выставочных работ, анализ выполненных заданий (формы заданий: кроссворд, карточки с индивидуальными заданиями, викторина, игры) | Воспитанники | В течение года | В течение года |
Итоговый | Определение степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний и умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программ и методик обучения. | Тестирование, анализ выставочных работ | Воспитанники | Апрель, май | Май |
Материально – технические средства.
В детском творческом объединении «Волшебный квиллинг» имеется необходимая материальная база. Важную роль в обучении играет оформление учебного кабинета. Основная форма организации учебного процесса – внеклассное занятие или творческое занятие, т. е. работа в мастерской. Это обусловлено сложностью и логической поэтапностью процесса выполнения декупажа. Такая форма обеспечивает системность занятий, возможность повторять и закреплять пройденное.
Учебный кабинет. В кабинете имеется инструкции по технике безопасности с предупреждением об опасности и действиями, которые необходимо выполнить перед работой, во время работы и после её окончания. В помещении строго соблюдаются санитарно-гигиенические требования и нормы освещения, вентиляции.
Материалы и инструменты, необходимые для проведения занятий
- краски акриловые;
- прозрачные акриловые лаки на водной основе;
- салфетки для декупажа, декупажные карты;
- акриловый грунт;
- клей ПВА (клей для декупажа);
- инструменты – кисти, валики и губки, тампоны, салфетки, карандаши простые, контуры, бумага наждачная, ножницы и др.;
- рамки деревянные, доски разделочные разного размера, стеклянные вазы, тарелки, старая мебель и пр.;
- клеенки на столы, подставки для кистей, емкости для разведения клея, емкости для воды.
Печатные пособия:
- иллюстрации в книгах, журналах, на фотографиях, открытках.
Технические средства обучения:
- компьютер,
- аудио и видео материалы
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. Декупаж.Красивый декор своими руками.- Минск: харвест,2010.-256с.
2. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 347
3. Бойко Е.А. Декупаж.100 лучших идей. – М.: АСТ: Астрель, 2010.-128с.
4. Вешкина О.Б. Декупаж.Стильные идеи шаг за шагом. – М.: АСТ: Астрель, 2010.-64с.
5. Интернет ресурсы: http://dekupaj.ru/; www.sdecoupage.ru; http://rukodelie.usamodelkina.ru
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Все о декупаже: техника и изделия / Под ред. М. Лупато. – М.: Ниола-Пресс, 2007. – 128 с.
2. Воронова О. В. Декупаж : Новые идеи, оригинальные техники.- М.: Эксмо, 2010.
3. Воронова О. В. Модный декупаж:пошаговые мастер-классы для начинающих.- М.: Эксмо, 2012.
4. Орлова Е.А. Декупаж. – М.: РИПОЛ классик,2011.-32с.
5. Ладонина Л. Декупаж. Первые шаги. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2012. – 112с.
6. Интернет ресурсы: http://dekupaj.ru/; www.sdecoupage.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Своими руками. Декупаж"
Данная программа позволяет ребёнку попробовать технологии изготовления предметов в технике декупаж, отработанные веками мастерами.Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую де...
Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет
В основу данной методической разработки положен собственный практический опыт применения различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волшебный декупаж»
Программа содержит пояснительную записку, рабочую программу на 2 года...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Декупаж» (Декорирование предметов) 2023
Данная программа позволяет обучающимся попробовать отработанные веками мастерами технологии изготовления предметов в техникедекупаж, даёт возможность почувствовать простоту и лаконичность форм. Развив...