ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ кадет В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка
Целью методической разработки является поддержка системы комплексного и непрерывного патриотического и духовно-нравственного воспитания, образования и просвещения воспитанников на основе сохранения и приумножения культурного наследия кадетского военного корпуса, Санкт-Петербурга, России и возрождения традиционных нравственных ценностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_duhovno-nravstvennoe_i_patriotich.docx | 278.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ кадет
В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2.Оглавление
Введение……………………………………………………………………………….. 3
Целью методической разработки является поддержка системы комплексного и непрерывного патриотического и духовно-нравственного воспитания, образования и просвещения воспитанников на основе сохранения и приумножения культурного наследия кадетского военного корпуса, Санкт-Петербурга, России и возрождения традиционных нравственных ценностей
Основная часть…………………………………………………………………………..4
Теоретическая часть
Важность исследования вопросов патриотического и духовно-нравственного воспитания кадет
Понятие патриотического воспитания, патриотизма.
Понятие духовно-нравственного воспитания.
Воспитание историей.
Воинские традиции.
Результаты работы по патриотическому и духовно-нравственному
воспитанию…………………….………………………………………………………..5
Словарь основных понятий………………………………………………………….…7
Практическая часть…………………………………………………………………....10
Понятие и применение интегративно-деятельностного подхода
Пример проведения мероприятия по программе
Классного часа посвященного истории возникновения гвардии
Российской армии...........................................................................................................12
Изготовление макета памятника Воинской Славы у собора Святой
Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка ……………………………………………………………………....…………………….21
Библиографический список………………………………………………………..…27
2.3.Введение
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач воспитательной работы в Кадетском военном корпусе. Время обучения – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Под патриотическим воспитанием мы понимаем неустанную работу по созданию у воспитанников чувства гордости за свою работу и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
Духовно-нравственное воспитание на сегодня одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться всеми, кто работает с детьми или имеет к ним отношение. Что мы сейчас заложим в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью. Мы говорим сегодня о необходимости возрождения в обществе культуры и духовности, что связано непосредственно с воспитанием и развитием воспитанников.
В основу программы работы положены проблемы, связанные с разрешением противоречий возникшими между пропагандой «западных ценностей» и необходимостью возрождения авторитета армии, церкви, государства и понимания их роли и места в жизни общества и Отечества.
Снижение воспитательного воздействия в образовательных учреждениях; насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации отрицательно влияют на формирующиеся в подростковый период личностные качества подрастающего поколения.
Идея воспитания гражданина и патриота своей Родины не нова. Основная идея предлагаемой методической разработки заключается в том, чтобы идеи патриотизма и духовности пронизывали как урочную деятельность воспитанников, так и внеурочные мероприятия, чтобы эти идеи становились для воспитанников важнейшей духовной и социальной ценностью, укрепляющей основы российской государственности.
Целью методической разработки является поддержка системы комплексного и непрерывного патриотического и духовно-нравственного воспитания, образования и просвещения воспитанников на основе сохранения и приумножения культурного наследия Кадетского военного Корпуса, Санкт-Петербурга, России и возрождения традиционных нравственных ценностей.
В качестве основных задач, решаемых в ходе работы можно назвать:
- создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина, готового служить Отечеству;
- снижение уровня нарушений дисциплины и вредных привычек воспитанников средствами патриотического и духовно-нравственного воспитания;
- разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
- обобщение и распространение педагогического опыта работы преподавателей и воспитателей по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию;
- разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма и нравственности воспитанников;
- разработка и проведение системы программных мероприятий патриотической и духовно-нравственной направленности;
- оценка эффективности проведенных мероприятий.
2.4. Основная часть
Теоретическая часть
Важность исследования вопросов патриотического и духовно-нравственного воспитания определяется и недостаточной теоретической разработанностью проблемы в современных условиях
Проблема патриотического и духовно-нравственного и воспитания является предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Данные вопросы освещаются в трудах В.Г. Белинского, К.А. Гельвеция, Н.А. Добролюбова, А.П. Куницына, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, И.М. Ястребцова и др.
В советской педагогике проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения разрабатывались такими учеными, как И.А. Каиров, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, М.А. Терентий, В.И. Шахненко и др.
Однако недостаточно рассматривать патриотизм и духовность только как общественно-историческое явление, обусловленное определенными социально-политическими и экономическими характеристиками конкретного общества. Нельзя отрицать и существование «естественных» основ патриотизма и духовности, которые формируются в определенной степени независимо от вышеупомянутых факторов и характеризуют определенные пласты душевной жизни человека: привязанность к родной земле, любовь к родному языку, своему народу, уважение к традициям и обычаям и т.д. Естественно, нельзя отождествлять это с врожденными свойствами психики, но и не учитывать этот фактор при характеристике патриотизма и духовности невозможно. Вполне обоснованно, на мой взгляд разграничить понятия Родина и Отечество при рассмотрении более широкого понятия «патриотизм и духовности», раскрытие содержания которых требует использования данных понятий в совокупности. Патриотизм как социально-нравственная ценность выражает единство человеческого рода, общность его исторических судеб и в этом отношении позволяет возвыситься над социальной и этнической разобщенностью людей, сохраняя при этом национальные особенности каждого народа.
При этом следует отметить, что понятие Родина составляет инвариантную основу патриотизма и духовности, отражающую черту, присущую каждому народу на протяжении всей истории его развития, а понятие Отечества является вариативной характеристикой, отражающей особенности развития конкретного общества на определенном этапе.
Разграничение понятий Родина и Отечество обусловливает включение в определение патриотизма таких составляющих, как любовь к Родине и верность Отечеству.
Непреходящий характер патриотизма, нравственности и духовности, их значение в жизни народов и каждого человека, влияние их на развитие определенного общества позволяет рассматривать его как социально-нравственную ценность, необходимую для формирования современного человека, желающего посвятить свою жизнь военной службе. Поэтому данную работу следует рассматривать как основу всей воспитательной работы в кадетском военном корпусе.
В истории России патриотизм, духовность и нравственность имеют глубокие корни. Их идея была сформирована и нашла свое отражение в документах и летописях IX века. Патриотизм, духовность и нравственность того периода времени выражался в личной преданности воина своему князю, дружине, земле Русской. Впервые законодательно патриотизм и духовность были закреплены в «Уставе ратных и пушечных дел» (1607-1621г).
Патриотизм, духовность и нравственность является ключевым условием жизнеспособности государства, эффективного функционирования его институтов, консолидирующей силой, способствующей духовному единению народа. Как чувство, патриотизм, духовность и нравственность не являются врожденным. Они закладываются воспитанием в семье, в кадетском корпусе, на производстве, в армии, в обществе, что определяет их характер и глубину.
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание кадет – это систематическая и целенаправленная деятельность воспитателей, руководителей подразделений, руководства и педагогов организаторов.
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание кадет не обособлено, они тесно взаимодействуют с другими видами воспитания: общественно-гуманитарным, воинским, культурным, правовым, физическим и другими.
В патриотическом и духовно-нравственном воспитании кадет существует ряд направлений по их организации и осуществлению, главными из которых является воспитание историей, воспитание на воинских традициях и ритуалах, на ценностях морали и нравственности. Воспитывать историей – значит сохранять и приумножать героическое прошлое и настоящее нашего народа и его Вооруженных Сил. Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже будешь знать историю с ее героическим прошлым, тем точнее осмыслишь настоящее и свое место в нем. Наряду с военной историей, значительное место занимает воспитание на воинских традициях.
К основным боевым традициям Российских Вооруженных Сил можно отнести: мужество и массовый героизм, верность военной присяге (клятве суворовца) Боевому Знамени, уважение к командиру и защита его в бою, презрение к предателям, воинские почести погибшим в бою, гуманное отношение к поверженному врагу.
Наряду с воинскими традициями в формировании облика кадета важную роль играют воинские ритуалы. Воинский ритуал – это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении обрядов, торжественных и траурных церемоний. Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения российского воинства своему Отечеству. Они охватывают три основные сферы воинских отношений – сферу боевой деятельности (вручение знамени, принятие клятвенного обещания, чествование героев); сферу учебно-боевой деятельности (строевые смотры, вечерние поверки, развод); сферу повседневной деятельности (торжественные собрания, митинги, воинские приветствия). Одним из направлений воспитательной работы в кадетском военном корпусе является воспитание на ценностях морали и нравственности, что в практической деятельности занимает важную роль.
- широкое поле, в котором может строиться работа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, не создает преград для использования современных педагогических технологий: поисковой и проектной деятельности, презентационной работы и использованием современных интерактивных гаджетов, как в урочной деятельности, так и вне ее;
- история кадетских корпусов как учебных заведений - Кадетского военного училища – позволяет использовать материалы для проведения внеурочных мероприятий, показывать вклад, который бывшие преподаватели и выпускники внесли в историю нашей Родины. Культурное наследие Санкт-Петербурга – неисчерпаемый источник материалов по беззаветному служению Отечеству;
- современные демонстрационные возможности технических средств усилят эффект проводимых мероприятий;
- при подготовке мероприятий широко используются все возможные графические материалы, документы, карты, чертежи, экскурсии и возможности сети Интернет;
- нет такого предмета в наборе общеобразовательных дисциплин, на которых нельзя было бы указать учащимся на преданность наших соотечественников Родине, их ратном подвиге их самоотверженном труде в годы Великой Отечественной войны, о роли армии в современной жизни;
- результат патриотического и духовно-нравственного воспитания, как и многих других направлений в воспитании, носит отсроченный характер. Мы можем судить о результатах работы сразу только на формальном уровне, но и этот уровень, безусловно, показателен, как компонент педагогического процесса.
Выявление и оценка результатов педагогического процесса составляет одно из необходимых условий повышения его эффективности. Результативность процесса патриотического и духовно-нравственного воспитания предполагает наличие качественных изменений в развитии воспитанников. Это понятие тесно связано с понятием эффективности, которая определяется как соответствие полученного результата поставленным задачам. Педагогическая эффективность представляет степень реализации учебных целей по сравнению с заданными или возможными при условии нейтрализации остальных факторов, воздействующих помимо учителя на достижение поставленных целей. Эффективность по сравнению с результативностью – понятие более узкое, поскольку предполагает достижение запланированных положительных результатов, в то время как результативность может включать и отрицательные, неожиданные результаты, т.е. при оценке результатов патриотического и духовно-нравственного воспитания необходимо оценивать результат в соотнесении с поставленными целями.
Главным показателем эффективности воспитания служит уровень воспитанности учащихся. Воспитанность характеризует актуальный уровень развития личности и представляет собой не конгломерат частных свойств личности (честность, трудолюбие и пр.), а согласованность между знаниями, убеждениями и поведением воспитанника. Для характеристики воспитанности необходим каждый из компонентов: нравственные знания и нормы содержат эталоны, без отношения к которым невозможно осознанное поведение, нравственные убеждения являются индивидуальными мотивами этого поведения; в самом нравственном поведении реализуются, применяются знания и убеждения и складываются новые.
Для высокого уровня воспитанности характерна согласованность между знаниями, убеждениями и поступками человека; низкий уровень характеризуется ограниченностью нравственных знаний и эталонов, отсутствием связи между знаниями, убеждениями, поведением.
В результате проведенной работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию ожидается:
- улучшение психологического климата в коллективе;
- повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической и духовно-нравственной работы с кадетами;
- формирование гражданской грамотности воспитанников;
- внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической и духовно-нравственной работы;
- обеспечение духовно-нравственного единства в ученическом коллективе, возрождение духовных ценностей воспитанников;
- развитие уважительного и бережного отношения к славным боевым и трудовых традиций нашего народа;
- улучшение условий для формирования патриотических и духовно-нравственных чувств;
- повышение уровня воспитанности и нравственных качеств воспитанников;
- повышение качества исследовательско - поисковых работ учащихся.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
(составлен на основе использования источников,
указанных в библиографическом списке)
ВОСПИТАННОСТЬ — актуальный уровень развития личности; согласованность между знаниями, убеждениями и поведением личности.
ВОСПИТУЕМОСТЬ — возможности ученика к дальнейшему личностному росту в сотрудничестве с взрослыми; восприимчивость к воспитанию; потенциальный уровень, зона ближайшего развития личности.
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских качеств, характеризующих личность как субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений в общественно-государственном образовании.
Целью гражданского воспитания является воспитание гражданина демократического, свободно развивающегося и обеспечивающего всех равными правами и обязанностями, свободами государства.
Задачи гражданского воспитания: формирование гражданского сознания, чувств и поведения; развитие потребности в гражданских действиях и потребности в гражданской деятельности; формирование политической активности личности как необходимого компонента успешности гражданской деятельности; воспитание уважения и принятия прав и обязанностей демократического государства; формирование уважения к законам государства, нормам и стандартам общества как степени духовной и практической подготовленности личности к жизни в гражданском обществе; формирование чувств патриотизма и интернационализма как необходимого условия выбора жизненной позиции в национально неоднородной среде и как показатель интеллектуальной воспитанности и цивилизованности человека; формирование адекватного отношения к делам государства и к делам собственным как мера воспитанности у личности гражданской ответственности, чувства долга и действенности морально-волевых регуляторов; формирование чувства защищенности со стороны государства как показатель интегрированности человека со своими личностными проявлениями, запросами, потребностями в общественные и государственные интересы, нормативные и правовые отношения.
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ — интегративное качество личности, заключающее в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
МЕТОДОЛОГИЯ — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД — совокупность принципов, определяющих общую цель и стратегию соответствующей деятельности.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — важнейшая характеристика личности, определяющая цели, которые ставит перед собой человек; стремления, которые ему свойственны; мотивы, в соответствии с которыми он действует; интересы, которыми руководствуется человек в деятельности.
НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА — устойчивые, укоренившиеся отношения личности к определенным сторонам социальной действительности, отражающие единство сознания, чувств и поведения.
НРАВСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП — исходное начало, основное правило, требование, определяющее, как человек должен поступать в конкретной ситуации; определяют порядок взаимоотношений с обществом и другими людьми.
НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА — переживание человеком своего отношения к окружающей действительности на основе соотнесения поступков людей с моральными нормами.
ДУХОВНОСТЬ — высшие стороны внутреннего мира, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Духовность основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности. Духовность не совместима с черствостью, эгоизмом, ориентацией на материальные выгоды. Корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии. Родом из Нового Завета все наши нравственные ценности – любовь к родителям, ближним и Родине. Религия проповедует уважение к старшим, скромность, честность, жертвенность, бескорыстность. Призывает к умению прощать, терпеть, уступать.
ОТЕЧЕСТВО — понятие, характеризующее социально-политическое явление, обусловленное определенными общественными отношениями, экономическим и политическим строем. Структура данного понятия включает характеристики политической (политические организации и отношения общества), социальной (общественные отношения и структура общества) и культурной среды (распространенные в обществе формы культуры и духовные ценности).
ПАТРИОТИЗМ — социально-нравственная ценность, неотъемлемая часть социально-нравственной направленности личности. В зависимости от уровня проявления патриотизм может рассматриваться как нравственный или политический принцип (когнитивный уровень); как нравственное чувство (эмоциональный уровень); как интегративное нравственное качество (поведенческий уровень).
ПАТРИОТ — человек, любящий свою Родину, преданный своему Отечеству, своему народу, стремящийся своим трудом принести пользу.
ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — осознанная и общественно ценная деятельность человека в специфической сфере взаимоотношений с обществом и государством, в которой активно проявляются личностные и общественные качества и свойства.
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ДОЛГ — понятие, выражающее социально-нравственные задачи отдельного индивида, группы лиц, народа по отношению к Родине и Отечеству, в конкретных социальных условиях и ситуациях, которые становятся для них внутренне принимаемыми обязательствами. По своему общечеловеческому содержанию понятие патриотического долга включает в себя выполнение ряда исторически выработанных правил человеческого общежития. Патриотический долг, как и моральный долг, рассматривается как конкретизация общих требований морали, имеющих историческое происхождение, применительно к возникшим обстоятельствам, положению, способностям и возможностям человека, которые определяют условия и меру личной ответственности и составляют содержание его мотивов. В патриотическом долге выражается нравственная специфика социально-идейной позиции личности по отношению в Родине и Отечеству; взглядов и убеждений человека и способов их реализации.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Задачи патриотического воспитания: воспитание патриотических чувств, формирование на основе патриотических знаний взглядов и убеждений патриотического характера; формирование положительного отношения к патриотической деятельности; формирование практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности патриотического характера.
РОДИНА — понятие, отражающее «естественные» основы патриотизма: привязанность к родной земле, любовь к родному языку, своему народу, уважение к традициям и обычаям и т.д.
СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — неотъемлемая часть направленности личности, иерархическая система устойчиво доминирующих мотивов личности, характеризующая отношение человека к себе и обществу. Социально-нравственная направленность отражается в мировоззрении, идейной убежденности человека и включает социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности, что лежит в основе социальной активности личности.
СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ - ориентиры в поведении групп и индивидов, которые позволяют оценивать какие-либо явления, действия и поступки людей с точки зрения определенных представлений (о добре и зле, об общественно полезном и вредном). Эти ценности отражают характер и содержание ценностей, которые функционируют в различных социальных системах и проявляются в общественном сознании. Представляя совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, социально-нравственные ценности регламентируют деятельность отдельных людей и всего общества в различных сферах жизнедеятельности.
ЦЕННОСТИ — специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их значение для человека и общества. Воплощая в себе общественные идеалы, ценности выступают как эталон должного и отражаются в сознании человека как ценностные ориентации.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, его переживаниями, отграничивающие значимое, существенное от несущественного. Ценностные ориентации служат основанием (моральным, эстетическим, политическим и др.) оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней. Ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми сторонами человеческой деятельности. Система ценностных ориентации образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю сторону ее отношений к действительности. В структуре ценностных ориентации выделяют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. По формам общественного сознания можно выделить моральные, эстетические, политические и др. ценностные ориентации.
Практическая часть
Для разработки проблемы патриотического и духовно-нравственного воспитания необходим подход, определяющий стратегию особого направления воспитательной работы — патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся. Таким на наш взгляд, является интегративно-деятельностный подход.
- Интегративно-деятельностный подход включит в себя:
- изучение нормативно-правовой базы патриотического и духовно-нравственного воспитания
- информационная и просветительская деятельность в области патриотического и духовно-нравственного воспитания
- координация деятельности преподавателей и воспитателей в интересах патриотического и духовно-нравственного воспитания кадет.
- Применение интегративно-деятельностного подхода поможет:
- повысить патриотическое и духовно-нравственного сознание,
- создать условия для формирования нравственных и этических ориентиров;
- повысить престиж военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- Интегративно-деятельностный подход включает в себя направления работы:
Содержание | Цель | Задачи | Фомы работы и технологии |
Связь поколений | Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему | Воспитывать гордость за свою Родину, Героев России и СССР 2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения. 3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. 4. Участие в выставке кадетского мастерства. | тематические классные часы, уроки мужества, беседы, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам |
Растим патриота и гражданина России | формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции | Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека. 2. Развивать ученическое самоуправление. 3. Формировать культуру проявления гражданской позиции. 4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России. | тематические классные часы, коллективные творческие проекты, |
Город моей юности- Санкт-Петербург | Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине | 1.Изучать историю Санкт-Петербурга 2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России». 3. Формировать экологическое поведение. 4. Помощь в создании музея училища. | тематические классные часы, изготовление макета памятника Воинской Славы у Троицкого собора Лейб-гвардии Измайловского полка |
Я и семья. | осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности | Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей. 2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей. 3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе | беседы, родительские собрания, помощь в изготовлении макета памятника Воинской Славы у Троицкого собора Лейб-гвардии Измайловского полка, часы общения |
Пример проведения мероприятий при
изготовлении макета памятника Воинской Славы у собора
Святой Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка
Сценарий классного часа посвященного истории возникновения гвардии
Российской армии.
«Утверждаю»
командир 5 роты
И. В. Сухарев
«___» _____________ 2019 год.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения классного часа: «История возникновения Гвардии Российской армии »
Военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание является одним из основных направлений воспитательной системы КВК. Основная цель: воспитание гражданина – патриота своей страны. Поэтому военно-патриотические и духовно-нравственные мероприятия мы готовим с особой тщательностью и вниманием.
Цели и задачи:
- повышение уровня всестороннего развития воспитанников;
- формирование культурного, патриотического воспитания;
- познакомить кадет с историей возникновения гвардии Российской армии;
- показать духовную связь между Российской армией и православной церковью;
- гордости за свою причастность к вооруженным силам;
- развить уважительное и бережное отношение к памятникам
- сформировать группу кадет желающих участвовать в изготовлении макета памятника Воинской славы у Троицкого собора Лейб-гвардии Измайловского полка
Используемая методика: - конференция- выступления кадет,
- показ слайдов презентации
- музыкальное сопровождение
Используемое оборудование: - мультимедийный аппарат
- презентация на ПК
- музыкальные слайды
- класс с посадочными местами
Используется презентация подготовленная группой кадет 51 учебной группы
Выступления кадет с краткими докладами об истории возникновения Российской гвардии
Ход мероприятия:
Вступительное слово воспитателя:
Российская гвардия - это цвет и гордость отечественных Вооруженных Сил, олицетворение несокрушимой военной мощи, массового героизма и ратной доблести. Ее боевые традиции служат воинам образцом верности воинскому долгу и Отечеству. |
1 |
«Гвардия» в переводе с итальянского - охрана, стража, отборная привилегированная часть войск. Она возникла с зарождением рабовладельческих государств, когда при монархах и военачальниках появилась специальная охрана (телохранители). Например, в Древней Греции она называлась «священным отрядом», в Древней Персии представляла собой 10-тысячный корпус «бессмертных», в армии Александра Македонского - 6-тысячный корпус, включавший тяжелую пехоту (гирасписты) и тяжелую конницу (гетеры). В Древнем Риме Гай Марий имел когорту преторианцев. |
2 |
Советская гвардия родилась не в громе салютов и почестей. Первые гвардейские соединения возникли в ходе Смоленского сражения 1941 года - в пору смертельной для Отчизны опасности, на самом трудном, самом сложном этапе Великой Отечественной войны, когда наша армия в невыгодных для себя условиях упорно, ценой невероятных усилий и великих жертв сдерживала внезапное, вероломное, исподволь подготовленное вторжение врага. Там, под Ельней, в результате контрудара Западного и Резервного фронтов впервые была разгромлена крупная группировка противника, а город освобожден. 3 Связь между Церковью и воинством существует издавна. На протяжении многовековой истории России иерархи Русской Православной Церкви духовно окормляли воинов. Русская Православная Церковь благословляла их на ратный подвиг, и в лихую годину это вселяло в них мужество. Во время войн Церковь особенно истово молилась о даровании побед и Божией помощи русскому воинству. Однако во все времена российской истории Церковь не только молилась о воинах в храмах, но и активно работала в военной среде. Благословляя свою паству на службу в российской армии, Церковь постоянно была рядом с ней. … Конец XIV века. Переломный момент в русской истории. На поле Куликовом 8 сентября 1380 года сошлись два войска: русское и татаро-монгольское. Куликовская битва стала одним из самых значимых событий в отечественной истории и по праву считается отправной точкой образования нашего государства. Именно здесь началось объединение русских княжеств и других народов вокруг Москвы. Началом же Куликовской битвы принято считать поединок монаха Пересвета с татарским богатырем Темир-мурзой (Челубеем). Накануне решающей битвы великий князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь за благословением к преподобному Сергию Радонежскому. Преподобный благословил великого князя на битву, предсказав победу над захватчиками, и отправил с ним двух иноков: схимонахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, в прошлом брянских бояр, известных своей богатырской силой. Александр и Андрей до принятия монашеского чина были "известными в сраженьях ратниками, не одно нападение встретившими". Битва началась поединком двух богатырей. Именно Александру Пересвету выпала честь начинать бой, сразившись с непобедимым Мурзой Челубеем, представителем древней школы единоборств "Бонч-бо". Челубей выиграл 300 поединков, но с духовным богатырем справиться не смог... Важнейший этап развития взаимоотношений Церкви и армии связан с именем Петра I. В результате церковной реформы Православие приобрело статус государственной религии, а в штатах воинских частей появились священники. Поначалу их стали назначать на боевые корабли военно-морского флота, а позже - и в штаты полков сухопутной армии. Корпус военных священников стал органичной частью российской армии и флота. Морской устав 1720 г. предписывал священникам "в воскресные и праздничные дни, ежели жестокая погода не помешает, литургию отправлять. Также поучение словесное или письменное читать в наставление людям, а в прочие дни - молитвы положенные". Военное духовенство делило с армией и флотом все тяготы военной службы, помогало не только религиозному, но и нравственному воспитанию воинов, укреплению патриотизма, верности долгу. В военное время полковые священники проявляли подлинную доблесть, поддерживали дух войск на полях сражений. Нередко бывало, что в критические моменты боя с крестом в руке священники шли впереди солдат, собственным примером увлекая их в атаку. За ратные подвиги с конца XVIII века лица духовного звания могли быть представлены к георгиевским наградам, среди которых были орден Святого Георгия, золотой наперсный крест на Георгиевской ленте, золотая панагия на Георгиевской ленте, знаки отличия Военного ордена (Георгиевские кресты), Георгиевские медали. Орденом Святого Георгия награждали исключительно за проявленное личное мужество. За 148 лет существования ордена его кавалерами стало около 20 священнослужителей. Огромное значение для формирования боевого духа и духовно-нравственного состояния гвардейских полков служил тот факт что в каждом полку имелся свой полковой храм. Исторически сложилось так, что он был всегда посвящен или боевым подвигам полка, или помимо прямого назначения служил еще и местом для хранения боевых трофеев, как храм Святой Живоночальной Троицы Леб-гвардии Измайловского полка. В храме хранились знамена побежденных вражеских армий, ключи от взятых городов и крепостей, памятные доски с именами павших гвардейцев. Особенно хочется отметить памятник Воинской Славы установленный перед собором, который был создан из трофейныхтурецких стальных(52) и бронзовых (76) пушек. Место для памятника было выбрано не случайно, потому что именно измайловский полк особенно отличился во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Воспитатель 51 учебной группы Козлов О. Н, Изготовление макета памятника Воинской Славы у собора Святой Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка Основной целью при выполнении проекта была воспитание духовно-нравственных качеств и чувства патриотизма у воспитанников, гордости за принадлежность к вооруженным силам. Совместная работа помогает сплачивать коллектив и прививает чувство ответственности каждого суворовца друг перед другом и перед коллективом в целом. При выполнении работы воспитанники ознакомились с историей возникновения гвардии в России, с ее героическим боевым путем. Посетили исторические места Санкт-Петербурга связанные с боевым прошлым Российской гвардии. Выбор этого памятника для изготовления макета был сделан не случайно. В нашем корпусе большая роль отводится нравственному и патриотическому воспитанию кадет. Это направление в современном процессе обучения является стержнем образования и воспитания. Только глубоко нравственные граждане, с глубоким чувством патриотизма и ответственности за свою Родину смогут в будущем принимать те решения, которые будут способствовать процветанию нашей страны. Этот памятник был воздвигнут в честь победы в русско-турецкой войне 1877 — 1878 гг. Место для памятника было выбрано не случайно. Троицкий собор являлся полковым храмом лейб-гвардии Измайловского полка, который особенно отличился во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов. В нем можно было увидеть памятные доски с именами павших офицеров, здесь также хранились захваченные турецкие знамена и ключи от взятых городов. Колону Славы создавали архитектор Д. И. Гримм и скульптор П. И. Шварц.Для изготовления макета памятника Воинской славы были использованы наиболее подходящие и соответствующие материалы, чтобы максимально-реалистично показать его внешний облик. Все используемые материалы отвечают государственным стандартам качества и не причиняют вреда экологической среде.Поскольку это макет, то нет необходимости использовать материалы, использованные при строительстве данного памятника. Вследствие чего, было выбрано в качестве основного материала древесина, с целью рационализации работы без очевидных потерь реальности. ЧЕРТЕЖ |
План изготовления макета (технологическая карта)
№ п/п | Последовательность выполнения работы | Оборудование, инструмент и приспособления |
1 | Выбор заготовок и подборка древесины для деталей макета | Верстак, рулетка, линейка, штангель-циркуль, чертеж. |
2 | Изготовление основания макета | Верстак, рулетка, ножовка, наждачная бумага, напильник, электродрель, сверла, чертеж |
3 | Изготовление основы колоны | Верстак, токарный станок, резцы по дереву ножовка, наждачная бумага, напильник, чертеж. |
4 | Изготовление пушек | Верстак, токарный станок, резцы по дереву ножовка, лобзик, наждачная бумага, напильник, электордрель, чертеж. |
5 | Изготовление фигуры богини Славы | Верстак, лобзик, наждачная бумага, напильник, чертеж. |
6 | Изготовление фотографии Троицкого собора | Фотолаборатория |
7 | Сборка макета | Верстак, рулетка, линейка, штан гель-циркуль, электродрель, отвертки, плоскогубцы, сверла, монтажные металлические полосы, крепеж, клей, чертеж. |
8 | Покраска макета | Верстак, краска акриловая (аэрозольная) |
9 | Изготовление подсветки | Верстак, светодиодная лента, элементы питания электроцепи, паяльник, бокорезы, плоскогубцы, припой, электрический провод |
Экономическое и экологическое обоснование
Для реализации данного проекта потребовались следующие материальные затраты.
Стоимость древесины:
- фанера для основания 50 руб.
- фанера для изготовления пушек и фигуры богини Славы 30 руб.
- брус для основы колоны 300 руб.
- рейка для изготовления пушек 50 руб.
Монтажные металлические полосы 80 руб.
Ножки для основания макета 100 руб.
Краска аэрозольная 280 руб.
Крепеж (болты , саморезы) 25 руб.
Фото на основании 700 руб.
Электротехнические изделия:
- лента светодиодная 360 руб.
- тумблер 25 руб.
- разъем крона 10 руб.
- провод 20руб.
- эл. питание крона 25 руб.
- припой 30 руб.
Итого 2085 руб.
На фоне экологических проблем, захлестнувших мир, актуальной становится экологическая безопасность и рациональность проекта. Его реализация не нанесёт ущерба окружающей среде и лесным богатствам страны, поскольку использованные материалы соответствуют гос. стандартам качества. Вследствие этого, они не могут выделять каких- либо токсичных или других вредных веществ, наносящих непоправимый ущерб окружающей среде.
При выполнении проекта необходимо соблюдать технику безопасности при работе, соблюдать режим труда и отдыха, создать комфортные условия для работы:
• хорошую освещенность
• отопление
• вентиляцию, которые способствуют нормальному психологическому и физическому состоянию, предупреждает недостаточное или рассеянное внимание, ослабление памяти, утомление, ослабление самоконтроля за своей деятельностью.
Совместная работа по выполнению макета памятника Воинской Славы способствовала развитию творческого мышления воспитанников. Умению приходить к общему мнению, находить компромиссные решения в спорных вопросах. кадеты ознакомились с техникой работы по дереву, освоили основы электротехники. В процессе проектирования усовершенствовали свои навыки в выполнении чертежей. Выполняя различные работы, познакомились с приемами работы, облегчающими труд, ускоряющими работу, позволяющими изготовить изделие высокого качества Работа в команде помогает сплачивать коллектив, прививает чувство ответственности каждого суворовца друг перед другом и перед коллективом в целом.
За время работы воспитанники ознакомились с историей гвардии, посетили исторические места Санкт-Петербурга. Такие мероприятия способствуют формированию у кадет чувства гордости за принадлежность к Вооруженным Силам.
Литература
Рекомендуемая литература: |
«Ориентир» 09.2009 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...
Доклад "Организация духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников"
В этом докладе отражены моменты работы по воспитанию школьников путём создания добровольческих отрядов, волонтёрской деятельности. Будет полезен для классных руководителей, организаторов....
Формирование духовно нравственного и гражданско - патриотического воспитания через внеклассную работу
Условия жизни на сегодняшний день способствуют тому, что большинству родителей приходится значительную часть времени проводить на работе. В результате нравственно-духовное воспитание школьников в семь...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического восп...
программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"
программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи "Я - Россиянин"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей «СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей «СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» ...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"
Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...