АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Сказкотерапия для формирования навыков безопасности у детей с умственной отсталостью»
рабочая программа

Ткаченко Татьяна Анатольевна

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Сказкотерапия для формирования навыков безопасности у детей с умственной отсталостью»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл program_skazk.docx91.37 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

 (ГБУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Сказкотерапия для формирования навыков безопасности у детей с умственной отсталостью»

                                                                                                               

Направленность: социально-гуманитарная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 8 – 18 лет

Срок реализации: 1 год

                     

                                                                                                                                                      Разработчик программы:                                                                                              

Ткаченко Татьяна Анатольевна

педагог-психолог, воспитатель

                                                  г. Москва, 2024г

                                                   СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Разделы/подразделы

Стр.

I

ПЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1

II

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6

2.1.

Учебно тематический план (УТП)

6

2.2.

2.2. Содержание учебно-тематического плана

10

2.3.

Календарно учебный график по дополнительной программе образования

17

III

МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

18

IV

ЛИТЕРАТУРА

20

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 – Мониторинг достижения планируемых результатов

21

Приложение 2 – Тестовые материалы для итогового контрольного опроса

21

Приложение 3 – Карта индивидуального учёта результатов                                                            

22

                                                                                                                                             

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 

1.1 Пояснительная записка.

«Детство невозможно без наивности, непосредственности и впечатлительности наших детей, так же как невозможно без игры, без сказки» В.А. Сухомлинский.

Психолого-педагогические особенности умственной отсталости характеризуются стойкими нарушениями всей психической сферы, которые особенно отчётливо прослеживаются в области познавательных процессов, с преобладанием ведущего интеллектуального дефекта. Эмоции у детей непостоянны, изменчивы. Сказка играет важную роль в коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ. Игры, имитирующие действия сказочных героев, помогают развивать координацию движений, согласованности действий рук, способствуют развитию ловкости, точности движений. А также театрализованные игры позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать свои и чужие ошибки. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сопереживать, но и побуждает их к речевому контакту. В связи с этим коррекция нарушений, исправляемых данной программой, является необходимой в структуре работы с данной категорией детей. Коррекционно-развивающие занятия направлены на реализацию особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью.

                                                                                                                                                                                                                                                                               

     

      1.2. Актуальность, целесообразность программы: 

Актуальность программы «Сказкотерапия для формирования навыков безопасности у детей с умственной отсталостью» состоит в том, что в условиях современного общества, где безопасность детей становится всё более актуальной темой, необходимы новые подходы и методы воспитания. Дети с умственной отсталостью, как правило, испытывают трудности в восприятии окружающего мира, что делает их уязвимыми к различным угрозам. Сказкотерапия позволяет использовать знакомые и доступные образы, чтобы объяснять детям принципы безопасного поведения в игровой и непринужденной форме.

Кроме того, интеграция сказок в процесс обучения создает эмоциональную связь, что способствует лучшему усвоению материала. Дети, вовлеченные в сказочные истории, не только развивают мышление, но и учатся идентифицировать опасности, которые могут их подстерегать. Важно подчеркнуть, что такая программа способствует социализации детей, формируя у них уверенность в своих силах.

Таким образом, программа «Сказкотерапия для формирования навыков безопасности у детей с умственной отсталостью» становится важным инструментом в поддержке не только безопасности, но и психоэмоционального развития данной категории детей.

1.3. Направленность программы:

Программа «Сказкотерапия для формирования навыков безопасности у детей с умственной отсталостью» направлена на развитие у обучающихся 8-18 навыков безопасного поведения через увлекательные и обучающие сказочные сюжеты. В основе программы лежит использование сказок и историй, которые позволяют обучающимся наглядно увидеть и понять важность соблюдения правил безопасности в различных жизненных ситуациях.

Сказкотерапия создает безопасное пространство, где обучающиеся могут открыто обсуждать свои страхи и сомнения, а также учиться справляться с реальными угрозами в игровой форме. В процессе занятий используются интерактивные элементы, ролевые игры и творчество, что способствует более глубокому усвоению материала и формированию позитивного опыта.

1.4. Новизна / целесообразность программы:

Новизна программы обусловлена тем, что разработана технологии использования сказкотерапии, арт-терапии для развития навыков безопасности, составлены оригинальные конспекты занятий, разработан диагностический инструментарий по выявлению результатов освоения образовательной программы.

Специально разработанные сказки помогают обучающимся идентифицировать себя с героями, что стимулирует их желание учиться и применять полученные навыки в повседневной жизни. Тем самым, программа не только развивает у обучающихся с умственной отсталостью чувство личной безопасности, но и способствует улучшению их социальной адаптации, уверенности в себе и общей эмоциональной устойчивости.

1.5. Цель программы: развитие у обучающихся навыков безопасного поведения через увлекательные и обучающие сказочные сюжеты.

1.6. Задачи Программы:

  1. Образовательные задачи:

- На примере сказок продемонстрировать модели безопасного поведения.

- Научить обучающихся выбирать безопасные способы деятельности.

- Формировать навыки речевого общения.

  1. Развивающие задачи: 

- Развить зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.

- Формирование психологического и физического здоровья детей.

- Формирование умения анализировать полученную информацию.

- Развитие индивидуальных способностей у детей.

- Развивать интерес к окружающим явлениям и предметам.

- Овладение рефлексивными умениями.

  1. Воспитательные задачи:

- Воспитывать доброту, сопереживание.

- Воспитывать чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

1.7. Срок реализации программы -1год

        

Годовая нагрузка для каждого года обучения составляет 50 часов при нагрузке 25-30 минут в неделю).  Занятия проводятся с детьми – сиротами, оставшиеся без попечения родителей (ТМНР). Длительность занятия подбирается в соответствии с возрастом детей, а также их психофизическими и индивидуальными особенностями.  Продолжительность учебного года с 1 сентября по 31мая.

Участники программы: дети 8 -18 лет

1.8. Планируемые результаты реализации программы: 

В результате реализации программы предполагается достижение следующих результатов образования:

Знать:

- опасности, которые могут встретиться в быту, на улице, при встрече с незнакомцем, в подъезде;

- правила обращения с огнем;

- правила поведения на дороге и проезжей части;

- правила поведения при встрече с незнакомцем;

- правила поведения на природе;

- правила поведения, если заблудился;

- модели безопасного поведения.

    Уметь:

- выбирать безопасные способы деятельности;

- обратиться за помощью в случае опасности;

- уметь обращаться с опасными предметами, электроприборами в соответствии с возрастными особенностями;

- уметь переходить дорогу;

- отличать съедобные ягоды, фрукты;

- заботиться о своем здоровье;

- владеть речевыми навыками. 

1.9.  Нормативно правовое обеспечение:

Адаптированная общеобразовательная и общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития от 8-18 лет воспитывающихся в ГКУ ЦССВ «Сколковский» разработана в соответствии с:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
    от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Федеральный закон от 11.06. 2001№"О дополнительном образовании";
  •  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрированного в министерстве юстиции РФ №35850 от 3 февраля 2015 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  •  ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».
  •  ФЗ от 08.08.2001г. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности     инвалидов»;
  •  Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
  •  Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844
    «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  •  Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242
    «О направлении информации»;
  •  «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  •  «Концепция развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  •   Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298);
  •  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в редакции Приказа Минпросвещения РФ от 30.09.2020 № 533;
  •   Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г.№ 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (в редакции приказов Департамента образования города Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308, от 8 сентября 2015 г. № 2074, от 30 августа 2016 г. № 1035 и от 31 января 2017 г. № 30;
  • Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844
    «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  •  Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242
    «О направлении информации»;
  • Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями).

Формы обучения – очная форма.

Режим занятий: 1 занятие в неделю, продолжительность одного занятия (25–30) минут в зависимости от возраста воспитанников).

Формы организации деятельности: коллективная деятельность, деление на группы, индивидуальные занятия в соответствии с индивидуальными учебными программами, чередование индивидуальных и групповых форм.

Формы проведения занятий: игры ролевые, диалоги и беседы, викторины

настольные игры, прослушивание и просматривание сказок

рисование сказочных персонажей.

Формы подведения итогов реализации программы: итоговая аттестация, мастер -класс.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебно тематический план (УТП)

№ п/п

Названия разделов

и тем занятий

Количество учебных часов

Форма промежуточного /итогового  контроля

ВСЕГО

теория

практика

    2.1.1. Введение в предмет. - 2ч.

1.

Знакомство с программой

1

1

Игра

2.

Техника безопасности

1

1

Игра

    2.1.2.  Сказки про безопасность. - 48 ч.

Колобок. Если ты гуляешь один

1

1

Игра

Маша и медведь. Не ходи один в лес

1

1

Беседа

Кот, петух и лиса. Не открывай дверь незнакомым людям.

1

1

Игра

Три медведя. Не входи в чужой дом без приглашения

1

1

Беседа

Заюшкина избушка. Защищай свой дом от мошенников

1

1

Игра

Снегурочка. Будь осторожен с огнем

1

1

Беседа

Семеро  козлят. Не открывай дверь незнакомцам.

1

1

Игра

Вершки и корешки. Не ешь незнакомые ягоды, грибы, овощи и фрукты

1

1

Беседа

Спящая красавица. Не ешь немытые фрукты и овощи

1

1

Игра

Сестрица Аленушка и Братец Иванушка. Пей только чистую воду

1

1

Беседа

Сестрица Аленушка и Братец Иванушка. Не подходи близко к водоемам

1

1

Игра

Курочка и петушок. Береги свое зрение

1

1

Беседа

Снегурочка. Береги себя зимой.

1

1

Игра

Кошкин дом. Правила обращения с огнем.

1

1

Беседа

Кошкин дом. Правила поведения при пожаре

1

1

Игра

Горшочек каши. Правила приготовления пищи

1

1

Беседа

Серая шейка. Правила поведения у водоемов зимой.

1

1

Игра

Как звери в городе ехали в автобусе. Правила поведения на дорогах

1

1

Беседа

Как звери в городе оказались на дороге. Правила поведения при переходе улицы.

1

1

Игра

Как звери в городе повстречали зебру. Правила поведения при переходе улицы.

1

1

Беседа

Как звери в магазине заблудились. Правила поведения, если ты заблудился.

1

1

Игра

Как звери в городе заблудились. Правила поведения в незнакомом месте.

1

1

Беседа

Собака и волк. Будь осторожен с собаками.

1

1

Игра

Кот, петух и лиса. Правила поведения дома

1

1

Беседа

Три медведя. Правила приема пищи

1

1

Игра

Заюшкина избушка. Если ты один дома.

1

1

Беседа

Волк и лиса. Поведение зимой у замерзших водоемов.

1

1

Игра

Гуси-лебеди. Правила поведения во время игр

1

1

Беседа

Гуси-лебеди. Правила поведения, если родители ушли

1

1

Игра

Гуси-лебеди. Правила поведения при приеме пищи

1

1

Беседа

Каша из топора. Правила приема пищи

1

1

Игра

Три поросенка. Не открывай дверь незнакомым людям.

1

1

Беседа

Курочка, мышка и тетерев. Помощь по дому в приготовлении пищи.

1

1

Игра

Петушок и бобовое зернышко. Правила приема пищи. Если ты подавился.

1

1

Беседа

Хитрый огонь и вода. Правила пожарной безопасности.

1

1

Игра

Пожарыч. Правила пожарной безопасности.

1

1

Беседа

Снегурочка. Берегись теплового удара

1

1

Игра

Сказка-быль об огненном змее. Правила пожарной безопасности.

1

1

Беседа

Сказка о Непослушном Алеше.

Правила пожарной безопасности.

1

1

Игра

Наши друзья. Правила пожарной безопасности.

1

1

Беседа

Однажды в большом городе. Правила пожарной безопасности.

1

1

Игра

Дудочка и кувшинчик. Безопасное поведение с незнакомыми ягодами.

1

1

Беседа

Три медведя. Встреча с незнакомыми животными

1

1

Игра

Как звери в городе заблудились. Правила поведения в незнакомом месте

1

1

Беседа

Викторина «Угадай правило безопасности по сказкам» (повторение безопасности на дороге и в городе)

1

1

Викторина

Викторина «Угадай правило безопасности по сказкам» (повторение безопасности на природе)

1

1

Викторина

Викторина «Угадай правило безопасности по сказкам» (повторение правил пожарной безопасности)

1

1

Викторина

Викторина «Угадай правило безопасности по сказкам» (повторение безопасности дома)

1

1

Викторина

ИТОГО:

50

 2

48

ИТОГОВОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ

1

Мастер – класс


2.2. Содержание учебно-тематического плана 

№ п/п  раздела (модуля), темы  их название

Форма учебного занятия по теме,

 кол-во часов

Содержание

         2.2.1. Введение в предмет.

1.Знакомство с кружком

теоретическое занятие – 1 ч.

Знакомство с особенностями кружка

Вызвать интерес к сказкам

2.Техника безопасности

теоретическое занятие – 1 ч.

Познакомить детей с техникой безопасности, правилами поведения

2.2.2..  Сказки про безопасность

Колобок. Если ты гуляешь один

Практическое занятие 1 ч.

На примере сказки, показать, что гулять одному опасно. И если обучающийся гуляет один, то должен быть готов к встрече с недружественными незнакомцами. Нужно объяснить, что он должен уметь сказать «нет» другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию, например, пойти посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костер; забраться на чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с

лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево; забраться в чужой сад или огород; пойти в лес или на железнодорожную станцию.

Маша и медведь. Не ходи один в лес

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения на прогулке: не ходить в лес и на другие незнакомые объекты. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Кот, петух и лиса. Не открывай дверь незнакомым людям, не выглядывай в окно.

Практическое занятие 1 ч.

Необходимо разъяснить, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома.

Педагог должен обратить внимание обучающихся на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.

Три медведя. Не входи в чужой дом без приглашения

Практическое занятие 1 ч.

Необходимо разъяснить, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

Заюшкина избушка. Защищай свой дом от мошенников

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения дома, когда приходит незнакомец. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Снегурочка. Будь осторожен с огнем

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения у открытого огня. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Семеро  козлят. Не открывай дверь незнакомцам.

Практическое занятие 1 ч.

Необходимо разъяснить, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

Вершки и корешки. Не ешь незнакомые ягоды, грибы, овощи и фрукты

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой, когда медведь пробовал вершки и корешки объяснить, что нельзя пробовать незнакомые листья, траву и другие предметы на вкус. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Спящая красавица. Не ешь немытые фрукты и овощи

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой, когда царевна съела яблоко и уснула, объяснить что нельзя есть немытые фрукты и овощи. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Сестрица Аленушка и Братец Иванушка. Пей только чистую воду

Практическое занятие 1 ч.

Рассказать сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке («Не пей из копытца — козленочком станешь»), которая поможет им осознать, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям.

Сестрица Аленушка и Братец Иванушка. Не подходи близко к водоемам

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой, когда Аленушка упала в озеро объяснить правила поведения у водоема. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Кочеток и курочка. Береги свое зрение

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила обращения со своим телом: учить беречь свое и чужое зрение, не трогать грязными руками глаза, не совать туда мелкие предметы Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Снегурочка. Береги себя зимой.

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения зимой: учить защищать себя от холода, одеваться по погоде. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Кошкин дом. Правила обращения с огнем.

Практическое занятие 1 ч.

Обучение поведению в экстремальных

ситуациях в быту (например, уметь пользоваться телефоном в случаях возникновения пожара, получения травмы; уметь привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, проникновении в дом преступников; уметь потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло).

Кошкин дом. Правила поведения при пожаре

Практическое занятие 1 ч.

Обучение поведению в экстремальных

ситуациях в быту (например, уметь пользоваться телефоном в случаях возникновения пожара, получения травмы; уметь привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, проникновении в дом преступников; уметь потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло).

Горшочек каши. Правила приготовления пищи

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения на кухне: не трогать горячие кастрюли, сковородки, чайник. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Серая шейка. Правила поведения у водоемов зимой.

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения у водоемов. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Как звери в городе ехали в автобусе. Правила поведения на дорогах

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения в общественном транспорте и при переходе улицы. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Как звери в городе оказались на дороге. Правила поведения при переходе улицы.

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила дорожного движения. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Как звери в городе повстречали зебру. Правила поведения при переходе улицы.

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила перехода улицы. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Как звери в магазине заблудились. Правила поведения, если ты заблудился.

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Как звери в городе заблудились. Правила поведения в незнакомом месте.

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения в городе. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Собака и волк. Будь осторожен с собаками.

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Кот, петух и лиса. Правила поведения дома

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Три медведя. Правила приема пищи

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Заюшкина избушка. Если ты один дома.

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения дома. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Волк и лиса. Поведение зимой у замерзших водоемов.

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Гуси-лебеди. Правила поведения во время игр

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Гуси-лебеди. Правила поведения, если родители ушли

Практическое занятие 1 ч.

Необходимо разъяснить, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

Гуси-лебеди. Правила поведения при приеме пищи

Практическое занятие 1 ч.

Рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, вдоль дорог, на пустырях. Для ознакомления с этими растениями можно использовать картинки, другие наглядные материалы. Детям следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки

Каша из топора. Правила приема пищи

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила приема пищи. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Три поросенка. Не открывай дверь незнакомым людям.

Практическое занятие 1 ч.

Необходимо разъяснить, что опасности могут

подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без

родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

Курочка, мышка и тетерев. Помощь по дому в приготовлении пищи.

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Петушок и бобовое зернышко. Правила приема пищи. Если ты подавился.

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Хитрый огонь и вода. Правила пожарной безопасности.

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения в случае пожара. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Пожарыч. Правила пожарной безопасности.

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения в случае пожара. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Снегурочка. Берегись теплового удара

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения в случае пожара. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Сказка-быль об огненном змее. Правила пожарной безопасности.

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения в случае пожара. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Сказка о Непослушном Алеше.

Правила пожарной безопасности.

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения в случае пожара. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Наши друзья. Правила пожарной безопасности.

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения в случае пожара. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Однажды в большом городе. Правила пожарной безопасности.

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения в случае пожара. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Дудочка и кувшинчик. Безопасное поведение с незнакомыми ягодами.

Практическое занятие 1 ч.

Рассказать обучающимся о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, вдоль дорог, на пустырях. Для ознакомления с этими растениями можно использовать картинки, другие наглядные материалы. Детям следует объяснить, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки

Три медведя. Встреча с незнакомыми животными

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения с незнакомыми животными. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Как звери в городе заблудились. Правила поведения в незнакомом месте

Практическое занятие 1 ч.

На примере знакомства со сказкой объяснить правила поведения, если ты заблудился в городе. Нарисовать знаки безопасности. Обыграть в ролевых играх.

Викторина «Угадай правило безопасности по сказкам» (повторение безопасности на дороге и в городе)

Практическое занятие 1 ч.

Повторить пройденное. Закрепить полученные знания в области безопасности.

Викторина «Угадай правило безопасности по сказкам» (повторение безопасности на природе)

Практическое занятие 1 ч.

Повторить пройденное. Закрепить полученные знания в области безопасности.

Викторина «Угадай правило безопасности по сказкам» (повторение правил пожарной безопасности)

Практическое занятие 1 ч.

Повторить пройденное. Закрепить полученные знания в области безопасности.

Викторина «Угадай правило безопасности по сказкам» (повторение безопасности дома)

Практическое занятие 1 ч.

Повторить пройденное. Закрепить полученные знания в области безопасности.

2.3. Календарно учебный график по дополнительной программе образования «Чудеса из песка»

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма

и вид занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

  1. 1.

Сентябрь

07.09.2024

15.30-16.15

теория

25мин

Знакомство с кружком, группой, игры

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

  1. 2.

Сентябрь

14.09.2024

15.30-16.15

практика

25мин

Техника безопасности в кружке, игры

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Сентябрь

21.09.2024

15.30-16.15

практика

25мин

Колобок. Если ты гуляешь один

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Сентябрь

28.09.2024

15.30-16.15

практика

25мин

Маша и медведь. Не ходи один в лес

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Беседа

Октябрь

05.10.2024

15.30-16.15

практика

25мин

Кот, петух и лиса. Не открывай дверь незнакомым людям.

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Октябрь

12.10.2024

15.30-16.15

практика

25мин

Три медведя. Не входи в чужой дом без приглашения

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Беседа

Октябрь

19.10.2024

15.30-16.15

практика

25мин

Заюшкина избушка. Защищай свой дом от мошенников

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Октябрь

26.10.2024

15.30-16.15

практика

25мин

Снегурочка. Будь осторожен с огнем

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Беседа

Ноябрь

02.11.2024

15.30-16.15

практика

25мин

Семеро козлят. Не открывай дверь незнакомцам.

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Ноябрь

09.11.2024

15.30-16.15

практика

25мин

Вершки и корешки. Не ешь незнакомые ягоды, грибы, овощи и фрукты

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Беседа

Ноябрь

16.11.2024

15.30-16.15

практика

25мин

Спящая красавица. Не ешь немытые фрукты и овощи

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Ноябрь

23.11.2024

15.30-16.15

практика

25мин

Сестрица Аленушка и Братец Иванушка. Пей только чистую воду

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Беседа

Ноябрь

30.11.2024

15.30-16.15

практика

25мин

Сестрица Аленушка и Братец Иванушка. Не подходи близко к водоемам

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Декабрь

7.12.2024

15.30-16.15

практика

25мин

Курочка и петушок. Береги свое зрение

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Беседа

Декабрь

14.12.2024

15.30-16.15

практика

25мин

Снегурочка. Береги себя зимой.

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Декабрь

21.12.2024

15.30-16.15

практика

25мин

Кошкин дом. Правила обращения с огнем.

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Беседа

Декабрь

28.12.2024

15.30-16.15

практика

25мин

Кошкин дом. Правила поведения при пожаре

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Январь

11.01.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Горшочек каши. Правила приготовления пищи

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Беседа

Январь

18.01.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Серая шейка. Правила поведения у водоемов зимой.

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Январь

25.01.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Как звери в городе ехали в автобусе. Правила поведения на дорогах

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Беседа

Февраль

1.02.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Как звери в городе оказались на дороге. Правила поведения при переходе улицы.

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Февраль

8.02.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Как звери в городе повстречали зебру. Правила поведения при переходе улицы.

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Беседа

Февраль

15.02.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Как звери в магазине заблудились. Правила поведения, если ты заблудился.

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Февраль

22.02.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Как звери в городе заблудились. Правила поведения в незнакомом месте.

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Беседа

Март

1.03.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Собака и волк. Будь осторожен с собаками.

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Март

15.03.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Кот, петух и лиса. Правила поведения дома

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Беседа

Март

22.03.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Три медведя. Правила приема пищи

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Март

29.03.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Заюшкина избушка. Если ты один дома.

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Беседа

Апрель

5.04.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Волк и лиса. Поведение зимой у замерзших водоемов.

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Апрель

12.04.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Гуси-лебеди. Правила поведения во время игр

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Беседа

Апрель

19.04.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Гуси-лебеди. Правила поведения, если родители ушли

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Апрель

26.04.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Гуси-лебеди. Правила поведения при приеме пищи

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Беседа

Май

3.05.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Каша из топора. Правила приема пищи

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Май

10.05.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Три поросенка. Не открывай дверь незнакомым людям.

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Беседа

Май

17.05.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Курочка, мышка и тетерев. Помощь по дому в приготовлении пищи.

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Май

24.05.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Петушок и бобовое зернышко. Правила приема пищи. Если ты подавился.

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Беседа

Май

31.05.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Хитрый огонь и вода. Правила пожарной безопасности.

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Июнь

7.06.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Пожарыч. Правила пожарной безопасности.

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Беседа

Июнь

14.06.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Снегурочка. Берегись теплового удара

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Июнь

21.06.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Сказка-быль об огненном змее. Правила пожарной безопасности.

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Беседа

Июнь

28.06.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Сказка о Непослушном Алеше.

Правила пожарной безопасности.

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Июль

5.07.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Наши друзья. Правила пожарной безопасности.

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Беседа

Июль

12.07.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Однажды в большом городе. Правила пожарной безопасности.

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Июль

19.07.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Дудочка и кувшинчик. Безопасное поведение с незнакомыми ягодами.

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Беседа

Июль

26.07.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Три медведя. Встреча с незнакомыми животными

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Игра

Август

2.08.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Как звери в городе заблудились. Правила поведения в незнакомом месте

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Беседа

Август

9.08.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Викторина «Угадай правило безопасности по сказкам» (повторение безопасности на дороге и в городе)

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Викторина

Август

16.08.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Викторина «Угадай правило безопасности по сказкам» (повторение безопасности на природе)

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Викторина

Август

23.08.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Викторина «Угадай правило безопасности по сказкам» (повторение правил пожарной безопасности)

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Викторина

Август

30.08.2025

15.30-16.15

практика

25мин

Викторина «Угадай правило безопасности по сказкам» (повторение безопасности дома)

ГКУ ЦССВ «Сколковский» Кабинет

Викторина


III. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методы организации обучения:

  1. Наглядные: наблюдение, рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок эмоциональных реакций, демонстрация мультфильмов, видеофильмов.
  2. Практические: сюжетно-ролевые игры, упражнения, игровой метод, ролевые игры, арт-терапия (рисование, музыкальные импровизации, сказкотерапия) моделирование, творческий (создание оригинальных образов), волонтерская деятельность (изготовление открыток, рисунков для ветеранов и больных детей).
  3. Словесные: рассказы, чтение художественных произведений, нравственные беседы, составление рассказов из жизненного опыта совместно с обучающимися.
  4. Общение педагога и обучающихся между собой (диалог, обсуждение).

3.1. Формы, методы и технологии

  • Фронтальная: работа педагога со всей группой, выполнение расписания занятий, единое содержание.
  • Групповая (подгрупповая, коллективная): группа делится на подгруппы.
  • Индивидуальная: позволяет индивидуализировать обучение в случае необходимости индивидуальной помощи ребенку в установлении психологического комфорта.

3.2. Формы контроля и методы оценки

Педагогическое наблюдение за поведением обучающихся

3.3. Формы подведения итогов реализации программы

  • Промежуточный контроль (промежуточная аттестация):
  • наблюдение;
  • контрольные вопросы;
  • игра;
  • Итоговый контроль (итоговая аттестация):
  • викторина

3.4.Критерии оценки

Система оценки результатов освоения обучения о данной программе включает

в себя уровень сформированных знаний, умений, навыков развития воспитанников,

включающий индивидуальные качества и личностный рост.

3.5. Материально – техническое обеспечение

Успешная реализация программы и достижения, обучающихся во многом

 зависят от правильной организации рабочего пространства в кабинете. 

    

Наглядный, демонстрационный материал:

  • Подборка  видеороликов;
  • Фонотека:
  • сборник классической музыки;
  • сборник детских сказок;
  • сборник песен из детских кинофильмов и мультфильмов.

Данная программа является вариативной, то есть при возникновении

необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени

прохождения материала.

IV. ЛИТЕРАТУРА

4.1. Основная литература:

№ п/п

Источник информации

Пример библиографического описания

1.

Книга с одним автором

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева ПРАКТИКУМ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ Издательство «Речь» Санкт-Петербург 2000

2.

Книга с  одним автором

Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.

3.

Книга с одним автором

Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.

4.

Книга с одним автором

Ивановская О.Г.  "Читаем сказки с логопедом" Санкт-Петербург издательство "Каро" 2007г.

5.

Книга с одним автором

Игры со сказками. Школа Олеси Жуковой. Санкт - Петербург "ОЛМА - ПРЕСС- 2003г.

6.

Книга со многими авторами (более трех)

Занятия по правилам дорожного движения/Извекова Н.А. и др. – М.: Сфера, 2008.

7.

Книга со многими авторами (более трех)

 А.Г.Макеева, И.А.Лысенко"Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет" Т.А.Шорыгина 

8.

Книга с двумя (тремя) авторами

Авдеева Н. Н. , Князева Н. Л. , Стеркина Р. Б. . Основы безопасности детей дошкольного возраста-- СПб.

                                                                                                                                                    Приложение № 1              

Мониторинг достижения планируемых результатов

Диагностика проводится в начале и в конце учебного года

Цель диагностики в начале учебного года: определить те знания и      представления, которые имеются; выявить умения и навыки обучающихся по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.

Цель диагностики в конце года: определить уровень знаний и умения быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т.е результаты проведенной работы).

Приложение 2

Тестовые материалы для итогового контрольного опроса

Методика проведения диагностики:

1 Тема: «Ребёнок и другие люди».

    Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»;

    обсуждение конкретных ситуаций;

    дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку».

2 Тема: «Ребёнок и природа».

    Беседы по картинкам, плакатам;

    наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий;

    дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где    

    живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы,

    ягоды).

3 Тема: «Ребёнок один дома. Обращение с огнем. Прием пищи».

    Занятие-практикум «Спешим на помощь»;

    дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?»,

    «На кухне», «Незнакомцы».

4 Тема: «Здоровье».

    Дидактические игры: «Четвёртый лишний» (что вредно, а что полезно),

    «Загадай, мы отгадаем» (об органах человека, их функции), «Валеология или

    здоровый малыш» (культурно-гигиенические навыки), «Малыши-крепыши»

    (закаливание, ЗОЖ);

    Занятия, беседы, наблюдения.

6 Тема: «На улицах города».

    Занятие-практикум «Мы пешеходы»;

    сюжетно-ролевые игры: «Водитель и    пассажиры»;

 дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Дорожные знаки»,

    «Найди ошибку».

   Ответы оцениваются в баллах:

   3 балла – высокий уровень (хорошо ориентируется в предложенной теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).

 2 балла – средний уровень (удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).

 1 балл – низкий уровень (частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации).

   Высокий уровень с 16 – 18 баллов

   Средний уровень с 13 – 15 баллов

   Низкий    уровень с   12 баллов

Приложение 3

Карта индивидуального учёта результатов

Диагностика

на 20__-20__учебный год

Дата проведения ______________________________________________________

Форма проведения ____________________________________________________

№ п/п

Фамилия, имя

Номер критерия диагностики

1

2

3

4

5

6

Условные обозначения:

 +      высокий уровень

 + -   средний уровень  

  -      низкий уровень

Подпись _________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДДИ»

В статье описано понятие коммуникативной компетенции,  структура и её составляющие, а так же описан мой опыт работы в этом направлении....

Доклад: «Формирование навыков анализа и обобщения у умственно отсталых учащихся при использовании современных технологий преподавания"

Развитие мышления учащихся ставится целью урока практически по каждому предмету. Исходя из собственного опыта работы, я считаю, что именно на уроках математики может происходить целенаправленное...

Статья на тему: Формирование коммуникативных компетенций у детей с умственной отсталостью на занятиях логопедии.

P { margin-bottom: 0.21cm; } Статья на тему: Формирование коммуникативных компетенций у детей с умственной отсталостью на занятиях логопедии....

Методическая разработка (опыт работы)«Практико-ориентированные задания на уроках математики, направленные на формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации модели АГРОШКОЛА»

Основным направлением развития коррекционной школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных зада...

«Формирование навыков здоровьесбережения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начальной школы»

Основные направления реализации проекта "Здоровье":•физкультурное - оздоровительное направление•направление обеспечение безопасности жизнедеятельности•экологическое направлени...

Презентация "Методы и приёмы по формированию навыков чтения у детей с умственной отсталостью"

quot;Методы и приёмы по формированию навыков чтения у детей с умственной отсталостью"...