конспект занятия по ознакомлению с калмыцкой национальной борьбой
план-конспект
Конспект открытого занятия по теме «Калмыцкая национальная борьба «Бөк бәрлдән»
Занятие направлено на формирование представления у обучающихся о калмыцкой национальной борьбе и призвавно способствовать формированию уважительного отношения к исторической памяти своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_kalmytskaya_natsionalnaya_borba.docx | 27.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Конспект открытого занятия
на региональный этап конкурса профессионального мастерства
«Педагог года Калмыкии-2022»
номинация «Педагог дополнительного образования»
(«Сердце отдаю детям»)
Тема: «Калмыцкая национальная борьба «Бөк бәрлдән»
Подготовил:
Бадмаев Эдуард Борисович,
педагог дополнительного
образования
с. Приютное, 2022 г.
Конспект открытого занятия
Тема: «Калмыцкая национальная борьба «Бөк бәрлдән»
Цель: сформировать представление у обучающихся о калмыцкой национальной борьбе и способствовать формированию уважительного отношения к исторической памяти своего народа
Задачи:
Образовательные:
- расширение представлений о культуре калмыцкого народа, неотъемлемой частью которой является калмыцкая национальная борьба;
Развивающие:
- формирования представления о базовой технике калмыцкой национальной борьбы в игровой форме (стойка борца, захваты);
- развитие умения вести элементарную борьбу, развитие физических качеств качеств, быстроты перемещений, координации движений и дифференцированных усилий;
Воспитывающие:
- развитие интереса у подрастающего поколения к систематическим занятиям спортом, единоборствами и калмыцкой борьбой в частности.
Тип занятия: ознакомительный, комбинированный.
Инвентарь:
- борцовский ковер;
- мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, колонки, экран;
- кушаки синего, красного (допускается белого) цветов;
- цветной или малятный скотч для обозначения кругов;
- часы, секундомер.
План занятия:
- Вводная часть. 1 мин.
- Образовательная часть. 4 мин.
- Основная часть. 22 мин.
- Подготовительная разминка. 3 мин.
- Правильное завязывание кушака. 2 мин
- Игра «Оторви соперника от ковра и вынеси из круга» 8 мин.
- Игра «Затащи соперника за свою линию» 8 мин.
- Расслабление. 1 мин.
- Заключительная часть. 3 мин.
Ход занятия.
Слайд 1.(с информацией о педагоге).
- ВСТУПЛЕНИЕ. Построение по звонку 1 мин
Добрый день дорогие ребята, уважаемое жюри!
Меня зовут Бадмаев Эдуард Борисович. Я тренирую детей в секции вольной борьбы.
- Образовательная часть. 4 мин.
Слайд 2. (калмыцкая национальная борьба «Бөк бәрлдән»)
Сегодня на занятии мы познакомимся с калмыцкой национальной борьбой, которая называется «Бөк бәрлдән». (предложить присесть детям на ковер полукругом)
Калмыцкая национальная борьба известна с глубокой древности.
Борьба входила в три основных вида мужских соревнований, наряду со скачками и стрельбой из лука.
Бойцовские поединки устраивались на праздниках, чтобы калмыцкие багатуры могли приехать и посоревноваться, показать себя в рукопашной схватке.
Слайд 3. (история калмыцкой национальной борьбы)
Правила были простыми: боролись на земле, босыми, без рубах и головных уборов, с подвернутыми выше колен штанами, подпоясанными кушаками. Борцов не разделяли на весовые категории.
Что такое «кушак»? Кушак - это пояс, который входил в костюм калмыцкого борца.
Слайд 4. (картина)
Противники обхватывали друг друга, обеими руками держась за кушак. Вслед за этим начиналась борьба, в которой применялись разнообразные приемы. Каждый старался силой оторвать своего противника от земли, а затем повалить его на спину или ударить о землю.
Слайд 5. ( «Джангар», битва Улан Хонгора)
Упоминается борьба в калмыцком эпосе «Джангар». Например, вот так описывается схватка с врагом богатыря Улан Хонгора:
«Ухватившись за красный кушак,
Нажал он жёлтым локтем своим
На позвоночный хребет врага.
Так нажал он локтем стальным,
Что мясо прорвал, дойдя до кости!
Ещё раз нажал и в третий раз -
И на ноги встал и много раз
Перебросил через себя
Тёгя Бюса, врага своего,
Скалы гранитные раздробя -
Так, что след лопаток его,
Туловища отпечаток его
Остался на граните горы…»
Слайд 6. (Современная КНБ, форма борцов)
По современным правилам калмыцкой национальной борьбы борцы должны иметь следующую форму одежды:
- шорты выше колен; - борцовскую обувь («борцовки»);- кушак (красного и синего цвета).
Слайд 7. («Джангариада»)
Калмыцкая национальная борьба набирает популярность в наше время. Ни один национальный праздник, фестиваль культуры или «Джангариада» не проходят без соревнований по «Бөк бәрлдән». (Ролик: борцовская схватка. 40 сек)
- Основная часть 22 мин.
СООБЩЕНИЕ ЗАДАЧИ: А сейчас мы с вами попробуем свои силы в калмыцкой национальной борьбе.
Научимся правильно завязывать кушак, ознакомимся с основной стойкой в калмыцкой национальной борьбе. И, конечно, попробуем применить некоторые простые приемы.
Для этого нам необходимо провести разминку.
Построение.
- Подготовительная разминка 4 мин.
- наклоны головы вправо и влево, вперед-назад на 4 счета (8 раз);
- вращение головой по кругу по 2 раза в обе стороны;
- руки к плечам, вращение плечами вперед-назад на 4 счета (8 раз);
- разминка запястий – вращение в обе стороны по 2-4 раза;
- разминка локтей – вращение в обе стороны по 4 раза;
- вращение в пояснице по кругу по 2-4 раза в каждом направлении;
- наклоны туловища вправо-влево на 4 счета (8 раз);
- разминка голеностопных суставов – вращение по и против часовой стрелке по 4 круга в каждую сторону;
- приседания 5-6 раз;
- выполнение классических выпадов вперед – по 8 раз для каждой ноги;
- махи ногами – по 10-15 махов для каждой ноги.
- Правильное завязывание кушака. (показ и объяснение педагога) 2 мин
А теперь поборемся, как настоящие калмыцкие багатуры.
(показ стойки и захвата)
- Игра «Оторви соперника от ковра и вынеси из круга» 8 мин
Правила игры: Играющие входят в заранее подготовленный круг, становятся друг против друга, осуществляя «крестовой» (правосторонний) захват руками за кушак (показ педагога, проверить правильность стойки и захвата в парах борцов).
Задача играющих, оторвать своего соперника от ковра и вынести его за пределы начерченного круга. Борцу, которого оторвали от ковра, разрешается, пока его не вынесли за пределы ограничительных линий, сопротивляться для того, чтобы встать на ноги и продолжить борьбу.
Методические указания: педагог должен быть готовым страховать детей во время игры.
- Игра «Вытащи соперника из круга за пояс хватом снизу» 8 мин.
Правила игры: Играющие, входят в начерченный мелом (или заранее подготовленный круг становятся лицом друг к другу, захватив одноименными руками за кушак хватом снизу.
(показ педагога, проверить правильность стойки и захвата в парах борцов).
Задача играющих, вытащить соперника из круга. Разрывать захват или отпускать одну руку с кушака играющим запрещается.
Методические указания: при осуществлении движения соперников спиной вперед преподаватель должен быть готов в любой момент осуществить страховку играющих.
- Расслабление 1 мин.
Построение.упражнение на расслабление и снятие напряжения.
Расслабим руки: Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед. Почувствуйте, как тянется тело. Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».
Расслабим ноги: Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед, как при игре в футбол. Встряхнуться.
- Заключительная часть. 3 мин.
Эффективность приемов калмыцкой национальной борьбы признают спортсмены всего мира. 10 приемов калмыцкой борьбы были внесены при создании самбо и успешно применяются.
Навыки, полученные на занятиях Бөк бәрлдән, могут пригодиться тем, кто хочет заниматься и другими видами единоборств. Это Самбо, Вольная борьба, Греко-римская борьба, Армейский рукопашный бой, рукопашный бой, Универсальный бой, ММА и другие.
Рефлексия. Уважаемые борцы! Вы хорошо поработали! Молодцы! Вы познакомились с приемами калмыцкой национальной борьбы.
Оцените себя, пожалуйста. Почувствовали ли вы себя калмыцким багатуром, выполняя приемы и захваты в игре?
Если да, то снимите свой кушак и поднимите его вверх! (показать как)
Если вам было трудно в борьбе с соперником, что- то не получалось, то опустите руку с кушаком вниз.
Прощание с детьми
Список литературы:
1. Подвижные игры: учебник / Л.В.Былеева, И.М.Коротков, Р.В.Климкова, Е.В.Кузьмичева.-М.: Физическая культура, 2006.-288 с.
2. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов ВУЗов [текст] – М.: ТВТ Дивизион, 2009.- 216 с.
3. Цандыков В.Э. Использование игр с элементами калмыцкой национальной борьбы для детей с ослабленным физическим развитием / «Спорт и образование»: Материалы V Региональной науч.-практич. конфер. по физической культуре и спорту.- Москва, 2010.- С.44-48.
4. Цандыков В.Э. Использование игр с элементами калмыцкой национальной борьбы в учебно-тренировочном процессе студентов, занимающихся борьбой / Актуальные проблемы совершенствования физической подготовленности студенческой молодежи в современных условиях: сборник научных трудов / под науч. ред. канд. мед. наук, доц. Т.И.Волковой.- Чебоксары: ЧИЭМ СПбГПУ, 2010.- С.180-185.
5. Цандыков В.Э. Усложнение игр с использованием элементов калмыцкой национальной борьбы как фактор дальнейшего повышения уровня развития физических качеств / Психология и педагогика использованием элементов калмыцкой национальной борьбы как фактор дальнейшего п: методика и проблемы практического применения. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Часть 3 / Под. общ. ред. С.С.Чернова.- Новосибирск: Изд-во «СИБПРИНТ», 2010.- С.162-167.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (старший возраст) "Чудесная пора"
Конспект занятия по лексической теме "Осень". Включает задания на развитие связной речи, грамматического строя, мелкой моторики, умения слушать и понимать музыку....
Олимпийские зимние виды спорта. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития разновозрастной диагностико – коррекционной группы
В Сочи очень редко зимой бывает снег, а если и бывает, то тает через несколько часов. В такие дни родители стараются вывести детей на прогулку и покатать их ...
Конспект занятия по ознакомлению с видами декоративно-прикладного искусства. Лоскутное шитьё.
Коспект содержит основной учебно-методический материал по теме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с умственно отсталыми детьми ( 2-ая младшая группа) "Вечерний Круг"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с умственно отсталыми детьми ( 2-ая младшая группа) "Вечерний Круг"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами исследовательской деятельности по теме «Песок» для детей дошкольного возраста с ЗПР (второй год обучения, подгрупповое)
Данное занятие предназначено для учителя-дефектолога при работе с дошкольниками с диагнозом ЗПР. В занятии присутствует исследовательская деятельность: сравнение песка и камня, работа в песочниц...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей с ЗПР (средняя группа)
Данный материал будет полезен воспитателям коррекционных ДОУ (групп) для детей с задержкой психического развития....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Дикие и домашние животные"
Дикие и долмашние животные...