конспект занятия по ознакомлению с калмыцкой национальной борьбой
план-конспект

Бадмаев Эдуард Борисович

Конспект открытого занятия по теме  «Калмыцкая национальная борьба «Бөк бәрлдән»

Занятие направлено на формирование представления у обучающихся о калмыцкой национальной борьбе и призвавно способствовать формированию уважительного отношения к исторической памяти своего народа.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kalmytskaya_natsionalnaya_borba.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Конспект открытого занятия

на региональный этап конкурса профессионального мастерства
«Педагог года Калмыкии-2022»

номинация «Педагог дополнительного образования»

 («Сердце отдаю детям»)

Тема: «Калмыцкая национальная борьба «Бөк бәрлдән»

Подготовил:

Бадмаев Эдуард Борисович,

 педагог дополнительного

образования

с. Приютное, 2022 г.

Конспект открытого занятия

Тема: «Калмыцкая национальная борьба «Бөк бәрлдән»

Цель: сформировать представление у обучающихся о калмыцкой национальной борьбе и способствовать формированию уважительного отношения к исторической памяти своего народа 

      Задачи:

Образовательные:

 - расширение представлений о культуре калмыцкого народа, неотъемлемой  частью которой является калмыцкая национальная борьба;

Развивающие:

- формирования представления о базовой технике калмыцкой национальной борьбы  в игровой форме (стойка борца, захваты);

- развитие умения вести элементарную борьбу, развитие физических качеств качеств, быстроты перемещений, координации движений и дифференцированных усилий;

Воспитывающие:

- развитие интереса у подрастающего поколения к систематическим занятиям  спортом, единоборствами и калмыцкой борьбой в частности.

Тип занятия: ознакомительный, комбинированный.

Инвентарь:

- борцовский ковер;

- мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, колонки, экран;

- кушаки синего, красного (допускается белого) цветов;

- цветной или малятный скотч для обозначения кругов;        

- часы, секундомер.

План занятия:

  1. Вводная часть.  1 мин.
  2. Образовательная часть.  4 мин.
  3. Основная часть.  22 мин.
  1. Подготовительная разминка.  3 мин.
  2. Правильное завязывание кушака.  2  мин
  3. Игра  «Оторви соперника от ковра и вынеси из круга» 8 мин.
  4. Игра «Затащи соперника за свою линию» 8 мин.
  5. Расслабление.  1 мин.
  1. Заключительная часть.  3 мин.

Ход занятия.

      Слайд 1.(с информацией о педагоге).

  1. ВСТУПЛЕНИЕ.           Построение по звонку                                         1 мин

Добрый день дорогие ребята, уважаемое жюри!

Меня зовут Бадмаев Эдуард Борисович. Я тренирую детей в секции вольной борьбы.

  1. Образовательная часть.                                     4 мин.

Слайд 2.  (калмыцкая национальная борьба «Бөк бәрлдән»)

Сегодня на занятии мы познакомимся с калмыцкой национальной борьбой, которая называется «Бөк бәрлдән».  (предложить присесть детям  на ковер полукругом)

 Калмыцкая национальная борьба известна с глубокой древности.

Борьба входила в три основных вида мужских соревнований, наряду со скачками и стрельбой из лука.

Бойцовские поединки устраивались на праздниках, чтобы калмыцкие багатуры могли приехать и посоревноваться, показать себя в рукопашной схватке.

Слайд 3. (история калмыцкой национальной борьбы)

Правила были простыми: боролись на земле, босыми, без рубах и головных уборов, с подвернутыми выше колен штанами, подпоясанными кушаками. Борцов не разделяли на весовые категории.

Что такое «кушак»? Кушак - это пояс, который входил  в костюм калмыцкого  борца.

Слайд 4. (картина)

Противники обхватывали друг друга, обеими руками держась за кушак. Вслед за этим начиналась борьба, в которой применялись разнообразные приемы. Каждый старался силой оторвать своего противника от земли, а затем повалить его на спину или ударить о землю.

       Слайд 5. ( «Джангар», битва Улан Хонгора)

Упоминается борьба в калмыцком эпосе «Джангар». Например, вот так описывается схватка с врагом богатыря Улан Хонгора:

«Ухватившись за красный кушак,
Нажал он жёлтым локтем своим
На позвоночный хребет врага.
Так нажал он локтем стальным,
Что мясо прорвал, дойдя до кости!
Ещё раз нажал и в третий раз -
И на ноги встал и много раз
Перебросил через себя
Тёгя Бюса, врага своего,
Скалы гранитные раздробя -
Так, что след лопаток его,
Туловища отпечаток его
Остался на граните горы…»

            Слайд 6. (Современная КНБ, форма борцов)

По современным правилам калмыцкой национальной борьбы  борцы должны иметь следующую форму одежды:

- шорты выше колен; - борцовскую обувь («борцовки»);- кушак (красного и синего цвета).

           Слайд 7. («Джангариада»)

Калмыцкая национальная борьба набирает  популярность в наше время. Ни один национальный праздник, фестиваль культуры или «Джангариада» не проходят без соревнований по «Бөк бәрлдән». (Ролик: борцовская схватка. 40 сек)

  1. Основная часть                                                        22 мин.

СООБЩЕНИЕ ЗАДАЧИ:  А сейчас мы с вами попробуем свои силы в калмыцкой национальной борьбе.

Научимся правильно завязывать кушак,  ознакомимся с основной стойкой в калмыцкой национальной борьбе. И, конечно, попробуем применить некоторые простые приемы.

Для этого нам необходимо провести разминку.

Построение.

  1. Подготовительная разминка    4 мин.
  • наклоны головы вправо и влево, вперед-назад на 4 счета (8 раз);
  • вращение головой по кругу по 2 раза в обе стороны;
  • руки к плечам, вращение плечами вперед-назад на 4 счета (8 раз);
  • разминка запястий – вращение в обе стороны по 2-4 раза;
  • разминка локтей – вращение в обе стороны по 4 раза;
  • вращение в пояснице по кругу по 2-4 раза в каждом направлении;
  • наклоны туловища вправо-влево на 4 счета (8 раз);
  • разминка голеностопных суставов – вращение по и против часовой стрелке по 4 круга в каждую сторону;
  • приседания 5-6 раз;
  • выполнение классических выпадов вперед – по 8 раз для каждой ноги;
  • махи ногами – по 10-15 махов для каждой ноги.

  1. Правильное завязывание кушака.    (показ и объяснение педагога) 2 мин

А теперь поборемся, как настоящие калмыцкие багатуры.

(показ стойки и захвата)

  1. Игра  «Оторви соперника от ковра и вынеси из круга»                  8 мин

         Правила игры: Играющие входят в  заранее подготовленный круг, становятся друг против друга, осуществляя «крестовой» (правосторонний) захват руками за кушак (показ педагога, проверить правильность стойки и захвата в парах борцов).

 Задача играющих, оторвать своего соперника от ковра и вынести его за пределы начерченного круга. Борцу, которого оторвали от ковра, разрешается, пока его не вынесли за пределы ограничительных линий, сопротивляться для того, чтобы встать на ноги и продолжить борьбу.

Методические указания: педагог должен быть готовым страховать детей во время игры.

  1. Игра «Вытащи соперника из круга за пояс хватом снизу»              8 мин.   

Правила игры: Играющие, входят в начерченный мелом (или заранее подготовленный круг становятся лицом друг к другу, захватив одноименными руками за кушак хватом снизу.

 (показ педагога, проверить правильность стойки и захвата в парах борцов).

Задача играющих, вытащить соперника из круга. Разрывать захват или отпускать одну руку с кушака играющим запрещается.

Методические указания: при осуществлении движения соперников спиной вперед преподаватель должен быть готов в любой момент осуществить страховку играющих.

  1. Расслабление                                          1 мин.

Построение.упражнение на расслабление и снятие напряжения.

Расслабим руки: Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед. Почувствуйте, как тянется тело. Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».

Расслабим ноги: Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед, как при игре в футбол. Встряхнуться.

  1. Заключительная часть.  3 мин.

Эффективность приемов калмыцкой национальной борьбы признают спортсмены всего мира. 10 приемов калмыцкой борьбы были внесены при создании самбо и успешно применяются.

Навыки, полученные на занятиях  Бөк бәрлдән, могут пригодиться тем, кто хочет заниматься и другими видами единоборств. Это Самбо, Вольная борьба, Греко-римская борьба,  Армейский рукопашный бой, рукопашный бой, Универсальный бой, ММА и другие.

Рефлексия. Уважаемые борцы! Вы хорошо поработали! Молодцы! Вы познакомились с приемами калмыцкой национальной борьбы.

Оцените себя, пожалуйста. Почувствовали ли вы себя калмыцким багатуром, выполняя приемы и захваты в игре?

Если да, то снимите свой кушак и поднимите его вверх! (показать как)

Если вам было трудно в борьбе с соперником, что- то не получалось, то опустите руку с кушаком вниз.

Прощание с детьми

Список литературы:

1. Подвижные игры: учебник / Л.В.Былеева, И.М.Коротков, Р.В.Климкова, Е.В.Кузьмичева.-М.: Физическая культура, 2006.-288 с.

2. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов ВУЗов [текст] – М.: ТВТ Дивизион, 2009.- 216 с.

3. Цандыков В.Э. Использование игр с элементами калмыцкой национальной борьбы для детей с ослабленным физическим развитием / «Спорт и образование»: Материалы V Региональной науч.-практич. конфер. по физической культуре и спорту.- Москва, 2010.- С.44-48.

4. Цандыков В.Э. Использование игр с элементами калмыцкой национальной борьбы в учебно-тренировочном процессе студентов, занимающихся борьбой / Актуальные проблемы совершенствования физической подготовленности студенческой молодежи в современных условиях: сборник научных трудов / под науч. ред. канд. мед. наук, доц. Т.И.Волковой.- Чебоксары: ЧИЭМ СПбГПУ, 2010.- С.180-185.

5. Цандыков В.Э. Усложнение игр с использованием элементов калмыцкой национальной борьбы как фактор дальнейшего повышения уровня развития физических качеств / Психология и педагогика использованием элементов калмыцкой национальной борьбы как фактор дальнейшего п: методика и проблемы практического применения. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Часть 3 / Под. общ. ред. С.С.Чернова.- Новосибирск: Изд-во «СИБПРИНТ», 2010.- С.162-167.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (старший возраст) "Чудесная пора"

Конспект занятия по лексической теме "Осень". Включает задания на развитие связной речи, грамматического строя, мелкой моторики, умения слушать и понимать музыку....

Олимпийские зимние виды спорта. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития разновозрастной диагностико – коррекционной группы

       В  Сочи очень редко зимой бывает снег, а если и бывает, то тает через несколько часов. В такие дни родители стараются вывести детей на прогулку и покатать их ...

Конспект занятия по ознакомлению с видами декоративно-прикладного искусства. Лоскутное шитьё.

Коспект содержит основной учебно-методический материал по теме....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с умственно отсталыми детьми ( 2-ая младшая группа) "Вечерний Круг"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с умственно отсталыми детьми ( 2-ая младшая группа) "Вечерний Круг"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами исследовательской деятельности по теме «Песок» для детей дошкольного возраста с ЗПР (второй год обучения, подгрупповое)

Данное занятие предназначено для учителя-дефектолога при работе с  дошкольниками с диагнозом ЗПР. В занятии присутствует исследовательская деятельность: сравнение песка и камня, работа в песочниц...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей с ЗПР (средняя группа)

Данный материал будет полезен воспитателям коррекционных ДОУ (групп) для детей с задержкой психического развития....