План-конспект учебного занятия для обучающихся в объединении «Творческий калейдоскоп» Тема: «Пуантилизм»
план-конспект
Методическая разработка по ознакомлению детей с нетрадиционной техникой рисования «Пуантилизм», разработана для детей 6-11 лет. Состоит из 2-ух частей: теоретической и практической.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puantilizm.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
муниципального образования
городской округ Люберцы Московской области
План-конспект учебного занятия
для обучающихся в объединении
«Творческий калейдоскоп»
Тема:
«Пуантилизм»
Автор: Шляхина Е.Н.
2021 год
План-конспект учебного занятия для детей первого года обучения.
Программное содержание:
Пояснительная записка.
Методическая разработка по ознакомлению детей с нетрадиционной техникой рисования «Пуантилизм», разработана для детей 6-11 лет. Состоит из 2-ух частей: теоретической и практической.
Цель: знакомство учащихся с направлением в живописи «пуантилизм», с возможностями и приёмами новой техники при выполнения рисунка.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с творчеством художников – пуантилистов;
- обучение рисунку в технике «пуантилизм».
Развивающие:
- развитие воображения и творческих способностей;
- совершенствование и развитие цветового видения.
Воспитательные:
- воспитание усидчивости, терпения, внимательности, старательности;
- воспитывать интерес к художественному творчеству.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал: презентация, образцы работ детей.
Раздаточный материал: бумага, гуашь, ватные палочки.
Ход занятия.
Вводная часть:
(1) Здравствуйте, ребята! Сегодня я вас познакомлю с новой и интересной техникой рисования. Эта техника называется «пуантилизм». Сейчас я расскажу вам о ней подробнее.
Основная часть:
(2) Что такое пуантилизм?
Пуанты — такое красивое слово, по-настоящему французское. Когда слышишь его, почему-то сразу перед глазами возникает образ воздушной балерины, которая парит над сценой в очередном художественном образе, заставляя зрителя в немом восторге восхищаться грацией, гибкостью тела, стройностью ножек, едва касаясь пола носками балетных туфелек — пуантами. Именно поэтому слово «пуанты» в первую очередь ассоциируется с балетом. И если человек впервые сталкивается с таким понятием как «художник-пуантилист», то совершенно естественно, что оно вызывает у него улыбку и легкое недоумение: неужели эти художники ходили на пуантах?! На самом деле художники в балетках не ходили, а рисовали картины в стиле пуантилизма (от французского pointiller — «писать точками», пуантилизм — от французского pointel — «письмо точками»).
Пуантилизм это художественный прием в живописи: письмо раздельными четкими мазками (в виде точек или мелких прямоугольников).
(3) Пуантилизм — стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы.
(4) Французский художник Жорж-Пьер Сёра в поиске своего стиля в искусстве изобрёл пуантилизм — художественный приём передачи оттенков и цвета с помощью отдельных цветовых точек. Приём используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании изображения на расстоянии.
(5) Он считал, что оптическое смешение трех чистых основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов.
(6) Художник создал живое, словно колеблющееся от движения теплого воздуха пространство, в котором обобщенные силуэты не кажутся плоскими. Его картина полна света и воздуха.
(7) Главные особенности пуантилизма заключаются в том, что мазки должны быть небольшими, любой формы.
Техника не ограничивает художника в выборе живописного материала – акварель, гуашь, масло, акрил, темпера и даже графические материалы.
(8) Удостоверившись на практике, что звучание цвета усиливается, если краски не смешивать на палитре, а наносить их на холст мелкими мазками, еще один живописец, Поль Синьяк начинает писать раздельными точками чистого цвета и становится активным пропагандистом и теоретиком нового художественного метода - дивизионизма, (дивизионизм -лат.- разделение, дробление) или пуантилизма.
(9) Вот одна из его работ: Сосна в Сен-Тропезе.
(10) Также в технике пуантилизм создавал свои произведения знаменитый нидерландский художник Винсент Ван Гог. Такие картины воспринимаются зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде, при этом происходит ощущение переливов воздушной среды, вибрации воздуха.
(11) Основоположники пуантилизма старались писать свои картины чистыми «радужными» цветами.
(12) Главная особенность пуантилизма в нанесении мазков. Мазки должны быть небольшими, проще сказать очень маленькими, любой формы, хоть квадратные - отпечаток от плоской кисти плашмя, хоть круглые – след от ватной палочки.
(13) Этот натюрморт в технике пуантилизм современной русской художницы Ольги Шагиной.
(14) Давайте вспомним, как рисовать в этой интересной технике. Но начнём мы не ватными палочками, а фломастерами. Приготовьте, пожалуйста: лист бумаги, тёмно-зелёный, салатовый, жёлтый, голубой и серый фломастеры.
(15) Послушайте, что и как мы будем рисовать.
1. Сначала мы салатовым фломастером наметим контуры яблока. Дальше берём тёмно-зелёный и делаем точки на контуре, в верхней части рисунка яблока точки нанесем реже, так как мы должны показать освещение.
2.Салатовым-нанесем точки по всему рисунку, в верхней части рисунка яблока точки нанесем реже, так как мы должны показать освещение. В области выемки на яблоке и в области собственной тени нанесем точки более плотно.
(16) 3.Темно-зеленым добавим точки в области тени.
4.Желтым фломастером нанесем точки в область света
(17) 5.Углубим тень голубым фломастером.
6.тень изображается серым фломастером.
(18) А теперь попробуем нарисовать сами.
(19) Вот мы с вами вспомнили про интересную технику рисования – «пуантилизм». Но тема нашего сегодняшнего занятия не яблоко. Ведь уже наступила весна, а на улице всё еще снег и холодно. Давайте мы с вами перенесёмся вперёд и представим, что уже тепло и начинают цвести деревья. И не зря же мы принесли кисти, краски и ватные палочки.
Тема нашего сегодняшнего занятия – «Цветущее дерево». Сегодня мы с вами будем рисовать такое красивое дерево. Мы будем это делать в смешанной технике. Если бы мы рисовали только в технике пуантилизм, то нам бы потребовалось уж слишком много времени.
(20) Теперь приготовимся. Уберём фломастеры, перед этим подписать лист. Достаём: лист акварельной бумаги (подписать на обратной стороне), палитру, гуашь, кисти, наливаем водичку в баночку, готовим ватные палочки.
Делаем рамочку бумажным скотчем.
(21) Начинаем работу с фона. Равномерно окрашиваем лист самой большой кисточкой синим цветом. Горизонтально (спава-налево).
(22) Далее работа будет идти в вертикальном направлении (с верху в низ). Будем делать цветовые растяжки (плавные переходы от цвета к цвету) используя белую и синюю гуашь. Наносим вертикальную линию белого, затем чистой кистью с водой делаем плавный переход к синему цвету. Затем можно взять синий и белый и аккуратно их соединить. И так далее.
(23) Вот мы и нарисовали фон. Теперь берём среднюю кисть и чёрным цветом рисуем дерево. Внизу листа рисуем линию земли.
(24) Далее нам понадобится самая тоненькая кисть. Ею мы нарисуем тоненьки веточки на дереве и травку.
(25) Хорошенько промываем тонкую кисточку и берём белую краску. Затем прорисовываем травинки белым цветом в разных направлениях, так словно на траву дует ветер.
(26) Используем белый для декорирования дерева.
(27) И переходим к работе ватными палочками. Берём их 3 штуки. Обмакиваем палочки в тёмно-синий цвет (ультрамарин) и начинаем делать отпечатки (крона дерева).
(28) Сначала выполняем всю крону синим цветом.
(29) Далее мы берём новые палочки и красный цвет. Каждый последующий цветовой слой наносится между предыдущего.
(30) Ещё раз берём новые палочки. И в завершение рисуем белым цветом.
Заключительная часть:
Отклеиваем скотч, и наша работа завершена!
(31) Источники информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока с использованием обучающих структур Сингапурсокй системы образования
Тип урока-комбинированныйМожно применить при изучении лексичнского материала по теме"Рождество"....
План-конспект занятия со слабоуспевающими обучающимися по теме "Средства выразительности.Фразеологизмы" ( в рамках подготовки к ОГЭ)
План занятия составлен в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения с использованием структур сингапурской методики...
План-конспект урока черчения для обучающихся 8 класса с использованием программы «КОМПАС 3D»
заключительный урок темы «Правильные многогранники»...
План-конспект внеклассного мероприятия для обучающихся 7-9 классов на тему "Праздник особого назначения"
Цель мероприятия – изменить отношение подростков к государственному празднику Дню народного единства.Задачи мероприятия:1. раскрыть историческую и духовно-нравственную суть Дня народного единств...
План – конспект коррекционного занятия Для обучающихся 3 К класса с лёгкой, умеренной и глубокой умственной отсталостью (групповое)
Тема занятия: «Формирование правильной осанки посредствам упражнений с мячом»Цель: · способствование лучшему пониманию и усвоению физ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ДЛЯ ОБУЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»
Разработка классного часа по профессиональной ориентации «В мире профессий». Занятие проводится в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчест...
ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ДЛЯ ОБУЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРОФЕССИИ. ТЫ – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ»
Знакомство ребят с многообразием мира профессий, оказание помощи в профессиональном самоопределении. Стимулирование интереса обучающихся к профессии предприниматель и вопросам бизнеса....