Программа дополнительного образования детей «Юный журналист»
рабочая программа
Программа детского объединения «Юный журналист» модифицированная, по направленности относится к социально-педагогическим программам, так как способствует персональной включенности подростков в социокультурную практику. Обучение детей в объединении, практическая работа воспитанников объединения способствуют социализации подростка, развитию коммуникативных качеств личности, формированию активной жизненной позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_zhurnalist.docx | 78.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Тазовский районный Дом творчества»
Программа дополнительного образования детей
«Юный журналист»
(срок реализации 2 года)
(возраст детей 14 – 17 лет)
Составитель: Вакилова Галина Валентиновна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Тазовский районный Дом творчества»
п. Тазовский
2018 г.
Оглавление
Пояснительная записка 2
Содержание образовательной программы 6
Учебно-тематический план 17
Методическое обеспечение образовательной программы 24
Список литературы 27
Пояснительная записка
В условиях модернизации российского образования большое значение имеет обновление содержания современного дополнительного образования. Особый приоритет должны получить те направления дополнительного образования, которые дают возможность ребенку проявить себя в социальной деятельности, расширить представления о собственном творческом потенциале, направляют и определяют его профессиональный выбор.
Актуальность программы дополнительного образования детей «Юный журналист» заключается в том, что она решает несколько задач образования и воспитания:
1. Журналистская деятельность имеет большой образовательный потенциал и представляет целый ряд уникальных возможностей для реализации целей развития творческого потенциала ребенка, а также решения воспитательных и развивающих задач.
2. Опыт журналистской деятельности, через социализацию личности и через утверждение ее автономности, формирует личность во всем богатстве ее способностей и потребностей.
3. Приобщение к журналистике – это непосредственное приобщение к художественномутворчеству. Воспитание творчеством направлено на формирование целостной личности, охватывает ее интеллектуальную, эмоциональную, волевую и морально-ценностную стороны. Словесное творчество, характерное для журналистской деятельности, затрагивает глубину мышления, тонкость чувств.
4. Обучение журналистике определяет не только знания, но и характер ребенка, так как требует не только определенных умений, но и нравственных убеждений, эстетического вкуса, художественных навыков, такта, коммуникативного опыта, жизненной активности.
5. Необходимо сказать о социальном спросе на предмет «журналистика». ХХI век можно назвать эпохой средств массовой информации, что, несомненно, предопределяет устойчивую популярность среди молодежи профессий, связанных со сферой коммуникации. Дополнительное образование, которое всегда чутко реагирует на запросы общества, стремится заполнить нишу допрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации детей.
Программа детского объединения «Юный журналист» модифицированная, по направленности относится к социально-педагогическим программам, так как способствует персональной включенности подростков в социокультурную практику. Обучение детей в объединении, практическая работа воспитанников объединения способствуют социализации подростка, развитию коммуникативных качеств личности, формированию активной жизненной позиции.
Цель программы:
Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей, формирования активной жизненной позиции, социализации ребенка посредством включения его в журналистскую деятельность.
Задачи программы:
1. Обучающие:
- приобретение основных знаний, умений, навыков журналистской деятельности;
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- развитие навыков грамотной устной и письменной речи;
- овладение приёмами и способами эффективного воздействия на аудиторию;
2. Развивающие:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие познавательного интереса и творческих способностей подростков;
- развитие эстетического вкуса;
- развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.;
3. Воспитательные:
- формирование нравственных основ личности будущего журналиста;
- формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции;
- формирование культуры общения и поведения в социуме;
- формирование навыков здорового образа жизни.
Новизна программы заключается в том, что она охватывает и уникально сочетает несколько областей знаний и направлений деятельности: журналистику, риторику, затрагивает социологические и психологические аспекты журналистской деятельности.
Отличительные черты данной образовательной программы:
1. Изучение теоретических основ журналистики в сочетании с практической реализацией полученных знаний и умений в издании собственной газеты.
2. Содействие профессиональному самоопределению и личностному росту обучающихся на основе изучения теории и практики журналистского мастерства.
3. Направленность программы на внешнюю интеграцию: сотрудничество с районной организацией школьников, коллективами детских газет образовательных учреждений района, взаимодействие с местными СМИ.
Осуществление программы в образовательном учреждении поможет создать условия для оптимальной социальной и творческой реализации личности учащихся, их интеллектуального совершенствования, содействовать профильной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поисках профессии.
На занятиях в объединении «Юный журналист» обучающиеся изучат азы журналистского мастерства и получат первоначальное представление о журналистской профессии, усвоят основы профессиональной культуры журналиста.
Программа способствует выработке навыков литературного труда, работы с источниками информации, фиксации наблюдений, общению, оформлению собранных материалов в произведениях различных жанров. Программа ориентирована на овладение обучающимися навыками изложения мыслей в газетном жанре, развитие устной и письменной речи, овладение нормами литературного языка, культуры речи.
Программа предусматривает также максимальное расширение поля практической деятельности обучающихся через издательскую деятельность (выпуск газет, творческих альбомов), проведение социологических исследований (изучение общественного мнения своих сверстников), организацию взаимодействия с местными СМИ.
Программа рассчитана на 2 года обучения подростков 14-17 лет. Занятия по программе 1-го и 2-го года обучения проводятся два раза в неделю по два часа (144ч. в год).
Ожидаемые результаты
К концу обучения по программе обучающиеся будут знать:
- специфику профессии журналиста;
- технологию подготовки журналистского произведения;
- жанры публицистики;
- характеристики жанров (заметка, интервью, репортаж, отзыв, рецензия, очерк, эссе, фельетон, памфлет);
- особенности газетно-публицистического стиля;
- стилистические приёмы и изобразительные средства речи;
уметь:
- самостоятельно выбирать темы;
- работать с источником информации;
- собирать и фиксировать информацию;
- создавать произведения в газетных жанрах (заметка, интервью, репортаж, отзыв, рецензия);
- редактировать заметки;
- использовать стилистические приёмы и изобразительные средства в устной и письменной речи;
- формулировать вопросы;
- проводить социологический опрос среди сверстников, выявлять общественное мнение;
- устанавливать психологический контакт с собеседником или аудиторией в ситуации общения.
Критерии оценки уровня обученности воспитанников по программе:
- соответствие текста выбранному жанру;
- подача новости;
- журналистский ход;
- выбор темы, собеседника;
- глубина раскрытия темы;
- качество вопросов (краткость, ясность, конкретность, корректность);
- соответствие заголовка тексту;
- композиция, стиль;
- отбор фактов;
- социальная значимость текста;
- оперативность;
- владение нормами литературного языка.
Формы контроля:
- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
- семинары-практикумы по изученным темам;
- творческие конкурсы;
- публикации в СМИ.
Программой предусмотрен контроль усвоения материала в конце каждого года обучения:
- после 1-го года обучения – семинар-практикум по теме «Особенности жанра», самостоятельная творческая работа: создание произведения в газетном жанре (заметка, интервью, репортаж, отзыв, рецензия) по выбору обучающегося;
- после 2-го года обучения – представление творческого альбома или портфолио обучающегося, конкурс творческих работ.
Содержание программы
1 год обучения
№ | Тема | Теоретическое содержание | Практическая работа |
1. | Введение в предмет. | ||
1.1 | Цели и задачи курса. Журналистика как сфера деятельности человека. Функции журналистики. | Журналистская профессия в системе цивилизации и культуры. Специфика журналистской профессии в ряду других профессий. Роль журналистской профессии в обществе. Виды журналистских специальностей. Коммуникативные, информационные, идеологические, культуроформирующие и другие функции журналистики. | Выявление круга чтения газет и журналов, запомнившихся авторов и материалов. Чтение наиболее интересных газетных и журнальных публикаций.Обсуждение. Написание сочинения (входное тестирование). |
1.2 | Возникновение и развитие журналистики. Обзор. | Журналистика и античность. Средневековая Европа и особенности ее информационных процессов. Книгопечатание как технический фактор развития средств информации. Развитие СМИ в Западной Европе в ХVII – ХVIIIв.в. Зарубежная массовая печать ХIХв. | Составление плана-конспекта. Работа в парах – составить вопросы по лекции, задать их друг другу. |
1.3 | История российской журналистики. Обзор. | Возникновение и развитие русской журналистики в ХVIII в. Русская журналистика в ХIХ в. Русская журналистика в ХХ в. | Составление плана-конспекта. Чтение и обсуждение статей изроссийских журналов XIX в. и начала ХХв. Сравнительный анализ(тематика,особенности). |
4 | Современные средства массовой информации. Система СМИ. | Типология средств массовой информации. Печать, радиовещание, телевидение, интернет и их возможности. Инфраструктура СМИ. | Диспут «Плюсы и минусы СМИ».Работа с карточками (краткая характеристика СМИ). |
2. | Основы журналистики. | ||
2.1 | Типы и виды журналистики. | Типы журналистики: политическая, международная, деловая, музыкальная, спортивная, научная и др. Виды журналистики: газетно-журнальная, тележурналистика, радиожурналистика, интернет-журналистика, фотожурналистика, гражданская журналистика и др. Их особенности. | Составление тезисного плана. Работа с газетными публикациями. Определение типов журналистики. |
2.2 | Информация, ее виды. Структура массово-информационной деятельности | Понятия информации и массовой информации. Основные признаки массовой информации: содержательные, коммуникативные. Потенциальная, принятая и реальная информация. Структура массово-информационной деятельности: сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, трансформация, хранение и использование массовой информации. | Составление тезисного плана. Комментирование понятий. «Редакционное задание» - командировка по письму. Составление плана возможных встреч и действий. |
2.3 | Источники информации. Виды сбора информации. | Виды источников информации: люди, документы, окружающая действительность. Специфика и алгоритмы работы с источниками информации. | Составление тезисного плана. Работа с газетными публикациями. Определение методов сбора информации журналистами. |
2.4 | Журналистский текст. | Критерии адекватности журналистского текста. Семантический, синтаксический и прагматический аспекты журналистского текста. Специфика эффективности журналистского текста. | Составление тезисного плана. Работа со словарем. Оценивание газетной публикации с точки зрения заданных аспектов журналистского текста. |
2.5 | Профессионально-личностные качества журналиста. | Модель личности журналиста: профессиональные, социально-гражданские, нравственные, психологические характеристики. | Дискуссия «Каким должен быть журналист?» Самостоятельная работа - формирование постулата личностно-профессиональных качеств журналиста. |
3. | Основы редакционно-издательской деятельности. | ||
3.1 | Работа редакции. | Состав редакции. Распределение работы внутри редакции. Создание пресс-центра газеты, распределение обязанностей. | Обзор прессы. Выявление целей, задач выпуска газет. Сравнение различных изданий газет. |
3.2 | Художественно-техническое оформление изданий. | Части плана газеты: структура (порядок, в котором идет ее содержание), дизайн (облик газеты). Содержание, формат, «лицо» газеты, форма, объем. | Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном в материалах периодической печати выявление особенностей, основных черт. Подготовка самостоятельных примеров дизайна. |
3.3 | Структура издания. | Содержание и стиль газеты. Создание модели газеты. Рубрики, возможные отделы, жанры газеты. Составление плана, обдумывание тем. | Упражнение по составлению эскизов газет. Работа творческими группами. Определение темы газеты, подбор иллюстраций, текста. Выбор дизайна. |
3.4 | Верстка. Заголовки и иллюстрации. | Понятие о верстке газеты. Виды заголовков. Оформление иллюстраций. | Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Вёрстка газеты. |
3.5 | Виды школьных газет. | Виды школьных газет: газета-приложение, газета-молния, боевой листок, «живая газета», пресс-бюллетень, обменный номер. Их особенности. | Определение темы. Подбор иллюстраций, фотографий. Подбор шрифта. Обсуждение дизайна. Выбор цветовой композиции газеты. Написание статей. Печатание статей. Общее оформление газеты. |
4. | Жанры журналистики | ||
4.1 | Система жанров в журналистике. | Информационные, аналитические, художественно-публицистические жанры журналистики. | Работа с газетными текстами. Анализ публикаций. |
4.2 | Информационные жанры: заметка, отчет, репортаж. | Жанровые признаки, виды, структура заметки, отчета, репортажа. | Работа с газетными текстами. Анализ публикаций. Написание работ информационныхжанров. |
4.3 | Аналитические жанры: статья, письмо, рецензия. | Жанровые признаки, виды, структура статьи, письма, рецензии. | Работа с газетными текстами. Анализ публикаций. Написание работ аналитических жанров. |
4.4 | Художественно-публицистические жанры: зарисовка, эссе, житейская история. | Жанровые признаки, виды, структура зарисовки, эссе, житейской истории. | Работа с газетными текстами. Анализ публикаций. Написание работ художественно- публицистических жанров. |
5. | Лингвистические знания, необходимые журналисту. | ||
5.1 | Выразительные средства языка. | Лексические и синтаксические средства выразительности русского языка. | Выполнение тестов. |
5.2 | Стили русского языка. | Функциональные стили русского языка, их характеристика. | Составление плана-конспекта. Определение стиля заданных текстов. |
5.3 | Публицистический стиль, его особенности. | Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля. | Составление тезисного плана. Выполнение упражнений на создание характеристики лингвистических особенностей текста публицистического стиля. |
5.4 | Газетно-публицистический подстиль. | Типы речи, наиболее часто встречающиеся в газетно-публицистическом подстиле. | Составление тезисного плана. Выполнение упражнений на анализ использования разговорных элементов в текстах публицистического стиля. |
5.5 | Художественный стиль, его особенности. | Художественный стиль, сферы его использования, назначение, признаки. Основные жанры художественного стиля. | Составление тезисного плана. Анализ текста художественного стиля. |
5.6 | Нормы русского языка. | Основные типы норм русского языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические. | Выполнение тестов. |
6. | Практическая риторика | ||
6.1 | Понятие риторики. Публичная речь в современном мире. Основные особенности устного публичного выступления. | Риторика как ораторское искусство. Способы речевого воздействия на личность. Общие требования к публичному выступлению. Виды публичных выступлений. | Составление плана-конспекта. |
6.2 | Подготовка к выступлению. | Обдумывание выступления. Подготовка конспекта выступления. Выработка уверенности в себе. Психологическая и физическая подготовка к выступлению. | Подготовка конспекта выступления. |
6.3 | Форма и композиция публичного выступления. | Формы публичных выступлений. Общие принципы построения публичного выступления. Структура публичного выступления. | Составление плана выступления. |
6.4. | Начало публичного выступления. | Зачин и завязка вступления. Приемы захвата внимания. | Составление зачина и завязки вступления. |
6.5. | Аргументация. | Понятие и цели аргументации. Способы аргументации. Общие правила и приемы эффективной аргументации. | Приведение и обсуждение аргументов. |
6.6 | Завершение выступления. Донесение главной мысли выступления. | Словесная формулировка главной мысли выступления. Основные варианты завершения выступления. | Составление концовки выступления |
7. | Практическая психология. | ||
7.1 | Как вырабатывать уверенность в себе. | Советы Дейла Карнеги по развитию смелости и уверенности в себе. Приемы борьбы с волнением во время выступления. | Обсуждение примеров из книги Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично». |
7.2 | Секреты успешного выступления перед аудиторией. | Подготовка к выступлению. Секрет резервных знаний. Подготовка записей. План выступления. Манера выступления. Приемы публичного выступления. | Обучение приемам релаксации. |
7.3 | Приёмы привлечения и удержания внимания аудитории в устном выступлении. | Приемы привлечения внимания. Основные приемы поддержания внимания: диалогизация выступления, вопросы к аудитории, организация дискуссии, приемы соучастия, приемы «текстового ожидания» и другие. | Ролевая игра «Использование приемов привлечения и удержания внимания». |
8. | Социологический аспект журналистской деятельности | ||
8.1 | Понятие о социологии. Необходимость использования социологии в журналистской деятельности. | Понятие социологии. Основные функции социологии журналистики: теоретико-познавательная, описательная, прогностическая, практически-преобразовательная, мировоззренческая, просветительская. | Составление тезисного плана. |
8.2 | Виды и этапы социологического исследования. | Выявление наиболее актуальных общественных проблем, которые нуждаются в освещении и внимании редакции.Изучение информационных потребностей и интересов аудитории Собственные редакционные или журналистские исследования по конкретной злободневной теме. Этапы социологического исследования. | Составление тезисного плана. |
8.3 | Подготовка к интервью. | Определение основных задач интервью. Авторский текст, постановка вопросов. | Составление плана редакционного Задания. Ролевая игра. |
8.4 | Встреча с героем интервью. Накопление материала. | Техника проведения интервью. Особенности поведения интервьюера. | «Редакционное задание»: взятие интервью. |
8.5 | Литературная обработка собранного материала. | Анализ документов в социологии и журналистике. | Оформление материала. Промежуточная аттестация. |
9. | Культура общения журналиста. | ||
9.1 | Культура поведения и общения. | Основные нормы поведения в обществе. Культура общения журналиста. | Дискуссия о нормах поведения и общения. Тренинг. |
9.2 | Речевой этикет журналиста. | Понятие речевого этикета. Основные группы этикетных формул Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. | Дискуссия о речевом этикете журналиста. Подготовка оценочного суждения об имидже известного журналиста – ведущего телепередачи. |
10. | Издательская и творческая деятельность. | Создание собственных произведений разных жанров. Создание и выпуск газет. Сотрудничество с СМИ. Участие в конкурсах различных уровней по направлению деятельности. |
Содержание программы
2 год обучения
№п\п | Тема | Теоретическое содержание | Практическая работа |
1. | Вводные занятия. | ||
1.1 | Анализ итогов 1-го года обучения. Знакомство с летним творчеством воспитанников. | Подведение итогов 1-го года обучения. Достижения учащихся. | Чтение произведений собственного сочинения, их обсуждение. |
1.2 | Повторение изученного в первый год обучения. | Обобщение и систематизация материала, изученного в первый год обучения. | Входное тестирование. |
1.3 | Роль и значение прессы в современном мире. | Свобода слова и печати. Журналистика как профессия повышенной речевой ответственности. Манипуляция массовым сознанием. | Дискуссия о роли прессы в современном мире. |
2. | Лингвистические знания, необходимые журналисту. | ||
2.1 | Виды и сущность речевой деятельности. | Этапы речевой деятельности. Богатство и разнообразие форм высказывания. | Составление тезисного плана. |
2.2 | Говорение – порождение устной речи. | Понятие «внутреннего программирования высказывания». Звуковой код речи. | Создание речевого высказывания на заданную тему и произнесение его перед аудиторией. |
2.3 | Слушание – восприятие и понимание речи. Виды и способы слушания. | Понятие аудирования. Развитие умения слушать и слышать. Виды слушания: глобальное, детальное, критическое. Способы слушания: рефлексивное, нерефлексивное. Основные приемы рефлексивного слушания. | Критическое оценивание своего умения слушать (ответить на вопросы по И.Аватеру). Создание «постулата отношения к собеседнику». |
2.4 | Письмо как процесс порождения текста. | Письмо как продуктивный вид речевой деятельности. Главные особенности письма. Способы сжатия текста. | Выполнение упражнений на самостоятельную формулировку выводов к заданному тексту, формулировку итогового совета читателю. |
2.5 | Чтение как процесс восприятия текста. | Чтение как рецептивный вид речевой деятельности. Виды чтения: просмотровое (ознакомительное), изучающее (аналитическое), поисковое. | Формирование оценочного суждения в результате аналитического чтения текста. |
2.6 | Лингвистические категории текста. | Понятия текста и категорий текста. Категории текста: пресуппозиция, модальность, линейность, локально-временная отнесенность, категория выделения. Лингвистические признаки текста. | Составление плана-конспекта. Характеристика текста с позиции категорий. |
2.7 | Профессиональная лексика | Понятие профессиональной лексики. Профессиональная лексика журналиста. | Работа со словарями. |
2.8 | Комплексный анализ текста. | Методика комплексного анализа текста. | Самостоятельная работа по комплексному анализу текста. |
2.9 | Стилистические фигуры речи. | Стилистические фигуры речи. | Стилистический анализ текста. |
2.10 | Выразительные средства языка | Лексические и синтаксические средства выразительности русского языка. | Выполнение тестов. |
2.11 | Нормы русского языка | Основные типы норм русского языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические. | Выполнение тестов. |
3. | Жанры журналистики. | ||
3.1 | Информационные жанры: информация, хроника, интервью. | Жанровые признаки, виды, структура информации, хроники, интервью. | Работа с газетными текстами. Анализ публикаций. Написание работ информационных жанров. |
3.2 | Аналитические жанры: корреспонденция, комментарий, обзор, обозрение | Жанровые признаки, виды, структура корреспонденции, комментария, обзора, обозрения. | Работа с газетными текстами. Анализ публикаций. Написание работ аналитических жанров. |
3.3 | Художественно-публицистические жанры: очерк, памфлет, фельетон. | Жанровые признаки, виды, структура очерка, памфлета, фельетона. | Работа с газетными текстами. Анализ публикаций. Написание работ художественно-публицистических жанров. |
3.4 | Журналистское расследование. Прием «Журналист меняет профессию». | Журналистское расследование как рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй. Автономный сбор и анализ фактов. | «Редакционное задание» - командировка по письму. Составление плана возможных встреч и действий. |
4. | Практическая риторика | ||
4.1 | Риторический канон как основа создания текста. | Понятие риторического канона. Схема риторических действий. | Лингвистический анализ текста. |
4.2 | Инвенция: что сказать? | Подбор материала по выбранному вопросу. Топосы как смысловые структурные элементы. | Лингвистический анализ текста. |
4.3 | Диспозиция: как расположить? | Синтаксическое развертывание и оформление найденного материала. Языковые средства, обеспечивающие связность текста. | Лингвистический анализ текста. |
4.4 | Элокуция: облечение мыслей в слова. | Отбор слов для выражения мысли.Работа со словарями. Выбор слов и речевых форм для высказывания. Оценочные слова и речевые клише. | Написание сочинения-рассуждения. |
4.5 | Коммуникативные качества речи оратора. | Коммуникативные качества речи: уместность, доступность, правильность, чистота, точность, логичность, богатство, выразительность. | Анализ газетных публикаций с точки зрения коммуникативных качеств речи. |
4.6 | Восприятие оратора аудиторией. | Личность оратора. Поведение в аудитории. Манера выступления. | Ролевая игра «Выступление перед аудиторией». |
4.7 | Оценка эффективности публичного выступления. | Критерии эффективности публичного выступления. | Работа со схемой экспертной оценки публичного выступления. |
5. | Практическая психология. | ||
5.1 | Методика общения с личностью. | Межличностное общение. Ситуация общения. Общение контактное и дистантное. Мотивы и цели общения. «Пять принципиальных положений» В.А. Аграновского. | Тест-игра «С тобой приятно общаться». Упражнение «Оцени ситуацию». |
5.2 | Методика общения с группой людей. | Понятие массового адресата. «Чувство аудитории». Основные правила общения с группой людей. | Ролевая игра «Коммуникация». |
5.3 | Алан Пиз «Язык жестов». | Знакомство с книгой Алана Пиза «Язык жестов». | Обсуждение материала книги. |
6. | Социологический аспект журналистской деятельности | ||
6.1 | Методы социологических исследований. | Методы социологических исследований: опрос, интервью, наблюдение, анализ документов, эксперимент. Виды опроса. Типы анкет. Виды интервью. Виды наблюдений. Типы экспериментов. | Составление тезисного плана. Самостоятельная работа. |
6.2 | Обобщение социологического исследования. | Методы анализа и обработки социологической информации. Использование результатов социологического исследования в практике работы журналиста. | Работа по карточкам. |
6.3 | Коллективные интервью. Блиц-опрос. | Методика проведения коллективных интервью и блиц-опросов. | Проведение блиц-опроса одноклассников. |
6.4 | Экспресс-исследование. | Выбор темы. Разработка вопросов. Подготовка анкет. | Групповые сообщения. |
6.5 | Опрос и анализ полученной информации. | Выявление общественного мнения. | |
6.6 | Подготовка экспресс-исследования к публикации. | Самостоятельная работа. | |
7. | Культура общения журналиста. | ||
7.1 | Основные правила поведения в споре. | «Я-высказывание» и «ты-высказывание». | Тренинг. |
7.2 | Профессиональная этика журналиста. | Основные профессионально-этические нормы поведения журналиста. | Дискуссия. Итоговое тестирование. |
8. | Издательская и творческая деятельность. | Создание собственных произведений разных жанров. Создание и выпуск газет. Сотрудничество с СМИ. Участие в конкурсах различных уровней по направлению деятельности. |
Учебно-тематический план
1 год обучения
№п\п | Темы занятий | Всего | Теория | Практика | Формы работы | Формы контроля |
1. | Введение в предмет. | 8 | 4 | 4 | ||
1.1 | Цели и задачи курса. Журналистика как сфера деятельности человека. Функции журналистики. | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, практикум. | Фронтальный опрос. Тестирование. |
1.2 | Возникновение и развитие журналистики. Обзор. | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, составление плана-конспекта, практикум. | Фронтальный опрос. |
1.3 | История российской журналистики. Обзор. | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, составление плана-конспекта, практикум. | Фронтальный опрос. |
1.4 | Современные средства массовой информации. Система СМИ. | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, диспут, практикум. | Работа с карточками. |
2. | Основы журналистики. | 10 | 5 | 5 | ||
2.1 | Типы и виды журналистики. | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, составление тезисного плана, практикум. | Взаимоконтроль. |
2.2 | Информация, ее виды. Структура массово-информационной деятельности | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, составление тезисного плана, практикум. | «Редакционное задание». |
2.3 | Источники информации. Виды сбора информации. | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, составление тезисного плана, практикум. | Собеседование. |
2.4 | Журналистский текст. | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, составление тезисного плана, практикум. | Наблюдение, индивидуальный опрос. |
2.5 | Профессионально-личностные качества журналиста. | 2 | 1 | 1 | Беседа, дискуссия. | Самостоятельная работа. |
3. | Основы редакционно-издательской деятельности. | 10 | 5 | 5 | ||
3.1 | Работа редакции. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум. | Самостоятельная работа |
3.2 | Художественно-техническое оформление изданий. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум. | Самостоятельная работа |
3.3 | Структура издания. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум. | Самостоятельная работа |
3.4 | Верстка. Заголовки и иллюстрации. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум. | Самостоятельная работа |
3.5 | Виды школьных газет. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум. | Самостоятельная работа |
4. | Жанры журналистики | 38 | 10 | 28 | ||
4.1 | Система жанров в журналистике. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум. | Взаимоконтроль. |
4.2 | Информационные жанры:
| 4 4 4 | 1 1 1 | 3 3 3 | Беседа, практикум. | Фронтальный опрос, творческая работа. |
4.3 | Аналитические жанры:
| 4 4 4 | 1 1 1 | 3 3 3 | Беседа, практикум. | Фронтальный опрос, творческая работа. |
4.4 | Художественно-публицистические жанры:
| 4 4 4 | 1 1 1 | 3 3 3 | Беседа, практикум. | Фронтальный опрос, творческая работа. |
5. | Лингвистические знания, необходимые журналисту. | 24 | 10 | 14 | ||
5.1 | Выразительные средства языка:
| 4 4 | 1 1 | 3 3 | Беседа, практикум. | Тестирование. |
5.2 | Стили русского языка. | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, составление плана-конспекта, практикум. | Проверочная работа. |
5.3 | Публицистический стиль, его особенности. | 2 | 1 | 1 | Беседа, составление тезисного плана, практикум. | Проверочная работа. |
5.4 | Газетно-публицистический подстиль. | 2 | 1 | 1 | Беседа, составление тезисного плана, практикум. | Взаимоконтроль. |
5.5 | Художественный стиль, его особенности. | 2 | 1 | 1 | Беседа, составление тезисного плана, практикум. | Проверочная работа. |
5.6 | Нормы русского языка
| 2 2 2 2 | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | Беседа, практикум. | Тестирование. |
6. | Практическая риторика. | 12 | 6 | 6 | ||
6.1 | Понятие риторики. Публичная речь в современном мире. Основные особенности устного публичного выступления. | 2 | 1 | 1 | Беседа. Составление плана-конспекта. | Фронтальный опрос. |
6.2 | Подготовка к выступлению. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум. | Самостоятельная работа. |
6.3 | Форма и композиция публичного выступления. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум. | Индивидуальный опрос. |
6.4 | Начало публичного выступления. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум. | Индивидуальный опрос. |
6.5 | Аргументация. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум. | Фронтальный опрос. |
6.6 | Завершение выступления. Донесение главной мысли выступления. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум. | Самостоятельная работа. |
7. | Практическая психология. | 10 | 3 | 7 | ||
7.1 | Как вырабатывать уверенность в себе. | 2 | 1 | 1 | Беседа. | Собеседование. |
7.2 | Секреты успешного выступления перед аудиторией. | 4 | 1 | 3 | Беседа, практикум. | Собеседование. |
7.3 | Приёмы привлечения и удержания внимания аудитории в устном выступлении. | 4 | 1 | 3 | Беседа, ролевая игра. | Собеседование. |
8. | Социологический аспект журналистской деятельности | 10 | 4 | 6 | ||
8.1 | Понятие о социологии. Необходимость использования социологии в журналистской деятельности. | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, составление тезисного плана, практикум. | Самопроверка по вопросам. |
8.2 | Виды и этапы социологического исследования. | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, составление тезисного плана, практикум. | Самостоятельная работа. |
8.3 | Подготовка к интервью. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум, ролевая игра. | Индивидуальный опрос. Изучение предоставленных материалов. |
8.4 | Встреча с героем интервью. Накопление материала. | 2 | - | 2 | Беседа, практикум, взятие интервью. | Индивидуальный опрос. Изучение предоставленных материалов. |
8.5 | Литературная обработка собранного материала. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум. | Творческая работа. |
9. | Культура общения журналиста. | 8 | 2 | 6 | ||
9.1 | Культура поведения и общения. | 4 | 1 | 3 | Беседа, дискуссия, тренинг. | Собеседование. |
9.2 | Речевой этикет. | 4 | 1 | 3 | Беседа, дискуссия. | Собеседование. |
10. | Издательская и творческая деятельность. Создание собственных произведений разных жанров. Создание и выпуск газет. Сотрудничество с СМИ. Участие в конкурсах различных уровней по направлению деятельности. | 14 | 14 | Практикум. | Творческая работа. | |
Всего: | 144 | 49 | 95 |
Учебно-тематический план
2 год обучения
№п\п | Тема занятия | всего | теория | практика | Формы работы | Формы контроля |
1. | Вводные занятия. | 6 | 3 | 3 | ||
1.1 | Анализ итогов 1-го года обучения. Знакомство с летним творчеством воспитанников. | 2 | 1 | 1 | Беседа, чтение собственных произведений. | Фронтальный опрос. |
1.2 | Повторение изученного в первый год обучения. | 2 | 1 | 1 | Беседа. | Тестирование. |
1.3 | Роль и значение прессы в современном мире. | 2 | 1 | 1 | Беседа, дискуссия, практикум. | Фронтальный опрос. |
2. | Лингвистические знания, необходимые журналисту. | 32 | 14 | 18 | ||
2.1 | Виды и сущность речевой деятельности. | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, практикум. | Взаимоконтроль |
2.2 | Говорение – порождение устной речи. | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, практикум. | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. |
2.3 | Слушание – восприятие и понимание речи. Виды и способы слушания. | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, практикум. | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. |
2.4 | Письмо как процесс порождения текста. | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, практикум. | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. |
2.5 | Чтение как процесс восприятия текста. | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, практикум. | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. |
2.6 | Лингвистические категории текста. | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, составление плана-конспекта, практикум. | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. |
2.7 | Профессиональная лексика. | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, практикум. | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. |
2.8 | Комплексный анализ текста. | 6 | 2 | 4 | Беседа, практикум. | Самостоятельная работа. |
2.9 | Стилистические фигуры речи. | 4 | 1 | 3 | Беседа, практикум. | Взаимоконтроль. |
2.10 | Выразительные средства языка. | 4 | 2 | 2 | Беседа, практикум. | Тестирование. |
2.11 | Нормы русского языка. | 4 | 2 | 2 | Беседа, практикум. | Тестирование. |
3. | Жанры журналистики. | 36 | 10 | 26 | ||
3.1 | Информационные жанры:
| 4 4 4 | 1 1 2 | 3 3 2 | Беседа, практикум. | Фронтальный опрос, творческая работа. |
3.2 | Аналитические жанры:
| 4 4 4 | 1 1 1 | 3 3 3 | Беседа, практикум. | Фронтальный опрос, творческая работа. |
3.3 | Художественно-публицистические жанры:
| 4 4 | 1 1 | 3 3 | Беседа, практикум. | Фронтальный опрос, творческая работа. |
3.4 | Журналистское расследование. Прием «Журналист меняет профессию» | 4 | 1 | 3 | Беседа, дискуссия, практикум. | Индивидуальный опрос. |
4. | Практическая риторика | 20 | 10 | 10 | ||
4.1 | Риторический канон как основа создания текста. | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, практикум. | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. |
4.2 | Инвенция: что сказать? | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, практикум. | Самостоятельная работа |
4.3 | Диспозиция: как расположить? | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, практикум. | Самостоятельная работа |
4.4 | Элокуция: облечение мыслей в слова. | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, практикум. | Самостоятельная работа |
4.5 | Коммуникативные качества речи оратора. | 4 | 2 | 2 | Лекция, беседа, практикум. | Фронтальный опрос, индивидуальный опрос. |
4.6 | Восприятие оратора аудиторией. | 4 | 2 | 2 | Лекция, беседа, практикум. | Собеседование. |
4.7 | Оценка эффективности публичного выступления. | 4 | 2 | 2 | Лекция, беседа, практикум. | Собеседование. |
5. | Практическая психология. | 12 | 6 | 6 | ||
5.1 | Методика общения с личностью. | 4 | 2 | 2 | Беседа, ролевая игра. | Собеседование. |
5.2 | Методика общения с группой людей. | 4 | 2 | 2 | Беседа, ролевая игра. | Собеседование. |
5.3 | Алан Пиз «Язык жестов» | 4 | 2 | 2 | Лекция, презентация книги, беседа. | Собеседование. |
6. | Социологический аспект журналистской деятельности | 12 | 6 | 6 | ||
6.1 | Методы социологических исследований. | 2 | 1 | 1 | Лекция, беседа, составление тезисного плана, практикум. | Самостоятельная работа. |
6.2 | Обобщение социологического исследования. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум. | Работа по карточкам. |
6.3 | Коллективные интервью. Блиц-опрос. | 2 | 1 | 1 | «Круглый стол» | Изучение предоставленных материалов. |
6.4 | Экспресс-исследование. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум. | Групповые сообщения. |
6.5 | Опрос и анализ полученной информации. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум. | Групповые сообщения. |
6.6 | Подготовка экспресс-исследования к публикации. | 2 | 1 | 1 | Беседа, практикум. | Изучение предоставленных материалов. |
7. | Культура общения журналиста. | 8 | 4 | 4 | ||
7.1 | Основные правила поведения в споре. | 4 | 2 | 2 | Беседа, тренинг. | Собеседование. |
7.2 | Морально-этические нормы. | 4 | 2 | 2 | Беседа, дискуссия. | Собеседование. |
8. | Издательская и творческая деятельность. Создание собственных произведений разных жанров. Создание и выпуск газет. Сотрудничество с СМИ. Участие в конкурсах различных уровней по направлению деятельности. | 18 | 18 | Практикум. | Творческая работа. | |
Итого | 144 | 53 | 91 |
Методическое обеспечение программы
Для достижения целей и задач программы используются технологии, которые создают благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, игровые технологии. Особо можно выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого воспитанника и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала.
Использование информационных технологий позволяет значительно разнообразить учебный процесс, вывести его на качественно новый уровень, развивать личность, формировать её познавательную активность, творческий потенциал.
На занятиях применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
- формирование положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»);
- формирование правильного отношения обучающихся к своему здоровью;
- создание благоприятного психологического климата на занятии;
- вариативность методов и форм обучения;
- использование проблемных творческих заданий;
- стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- рефлексия (обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены).
При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья обучающихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
При организации УВП в объединении «Юный журналист» используются традиционные методы: вербальные, демонстрационные, практические, индивидуально-личностные, а также инновационные: метод проектов, проблемно-поисковый метод, такие методы введения знаний, как побуждающий диалог, подводящий диалог, метод мозговой атаки, алгоритмический метод, исследовательский метод.
Основными формами организации образовательного процесса являются лекции, беседы, семинары, диспуты, дискуссии, тренинги, практикумы. Программа предполагает такие формы практических занятий, как «устные журналы», ролевые игры, творческие командировки, участие обучающихся в конкурсах различных уровней по данному виду деятельности.
На всех этапах освоения программы используются индивидуальная, парная и коллективная формы организации процесса обучения.
Виды деятельности с обучающимися:
- теоретические занятия;
- творческие практикумы (написание произведений в разных жанрах);
- работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
- работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т. п.);
- экскурсии;
- тестирование;
- создание мультимедийных презентаций;
- верстка и выпуск газеты.
Формы текущего контроля:
- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
- семинары-практикумы по изученным темам;
- тестирование;
- творческие конкурсы;
- публикации в СМИ.
Формы и виды итогового контроля:
Виды контроля | Формы контроля | Сроки контроля |
Промежуточная аттестация | Семинар-практикум по теме «Особенности жанра», самостоятельная творческая работа на создание произведения в газетном жанре (заметка, интервью, репортаж, отзыв, рецензия) по выбору обучающегося. | Конец первого года обучения. |
Итоговая аттестация | Представление творческого альбома или портфолио обучающегося, конкурс творческих работ. | Конец второго года обучения. |
Методическое обеспечение:
- наглядные пособия (литературные тексты, сценарии, фотоматериалы, творческие альбомы обучающихся);
- подборка образцов газетных жанров (заметки, интервью, статьи, репортажи);
- дидактические материалы (словарь журналиста, азбука журналистики, схемы, таблицы и др.);
- «пресс-банк»: материалы газет «Советское Заполярье», «Красный Север»; журнала «Ямальский меридиан» и др.;
- электронный банк: материалы школьных и молодежных газет из сети Интернет;
- методические разработки занятий;
- сценарии мероприятий;
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- словари, справочники (Толковый словарь С.И Ожегова, орфографический, синонимов, антонимов, крылатых слов, фразеологический, орфоэпический словари, справочник по правописанию и литературной правке Д.Э. Розенталя, справочник по орфографии и пунктуации Д.Э.Розенталя, словарь иностранных слов);
- материалы по диагностике уровня освоения образовательной программы.
Материально-техническое обеспечение:
- помещение для занятий, оборудованное доской, письменными столами, шкафом для хранения пособий, журналов и методического фонда;
- интерактивная доска, проектор, компьютеры, видеоплеер, телевизор, фотоаппарат, принтер с цветной печатью, ксерокс, бумага формата А-4.
Список литературы
- Есин Б.И. История русской журналистики (1703—1917). - М: Флинта: Наука, 2000.
- Журналистикав школе. 8–11 классы: программа, материалы к занятиям / авт.-сост. Н. А. Спирина. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Пер. с англ. Ю.В. Семенова. М.: Лабиринт-Пресс, 2005.
- Козлова М.М. «История журналистики зарубежных стран». – Ульяновск, 1998.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М., 2001.
- Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: СПБГУ, 2001.
- Москвин В.Н. Стилистика русского языка: Приёмы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). В 2-х частях. - Волгоград: Учитель, 2004.
- Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: учебное пособие/ З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Савова, О.А. Сальникова. – М.: Флинта: Наука, 2009.
- Сергеев Ф.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - Волгоград: Учитель, 2002.
- Система средств массовой информации России / Под ред. проф. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001.
- Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1992.
- Стернин И.А. Практическая риторика. – Воронеж, 1996.
- Субботина Н.Н. Детская газета в образовательном учреждении. – Ярославль: ИЦ «Пионер» ГОУ ЯО ЦДЮ, 2010.
- Шкопоров Н.Б. Как психологически правильно брать интервью. М.,1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей "Юный натуралист"
Программа по экологическому воспитанию детей с использованием произведений Виталия Бианки. Программа рассчитана на 4 года.для учащихся 1-4 классов....
ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ воспитанников, обучающихся по программе дополнительного образования детей «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» (срок реализации – 2 года)
предварительная диагностика– оценить начальный уровень экологических знаний воспитанников кружка «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»;Текущая диагностика– оценить качество усвоения воспитанниками экологически...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Юный журналист"
Рабочая программа по организации кружка "Юный журналист". Данный материал поможет заинтересовать профессией журналист, организовать школьную газету....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юные инспектора дорожного движения» - «Дети – дорога – жизнь»
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправдан...
О создании программы дополнительного образования "Школа юного журналиста"
В статье даются рекомендации по созданию программы дополнительного образования по журналистике в условиях внедрения ФГОС....