Экскурсия "Весенние явления в жизни животных"
методическая разработка
Данная материал поможет подготовить и провести экскурсию в ходе которой дети познакомятся с особенностями весеннего состояния природы и значением этого периода в жизни животных, с видовым разнообразием и внешнем видом животных, обитающих на изучаемой территории; позволит привлечечь внимание учащихся к необходимости бережного отношения к животным в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Весенние явления в жизни животных»
Автор: Григорьева Ирина Евгеньевна, педагог дополнительного образования естественнонаучной направленности.
Цель: познакомиться с особенностями весеннего состояния природы и значением этого периода в жизни животных, с видовым разнообразием и внешнем видом животных, обитающих на изучаемой территории; привлечение внимания учащихся к необходимости бережного отношения к животным в природе.
Место проведения: маршрут, проходящий по учебно-опытному участку станции юннатов, жилому кварталу, парку, побережью реки.
Время проведения: начало мая.
Продолжительность экскурсии: 2 часа.
Оборудование: дневники наблюдений, карандаши, бинокль, энтомологический сачок, стеклянные банки с полиэтиленовыми крышками, лопата, лупа, пинцет, вспомогательные таблицы, определители животных.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
1.Инструктаж.
1.1.Постановка цели.
1.2.Повторение правил поведения на экскурсии.
2.Работа с дневником наблюдений и таблицей.
3.Подведение итогов экскурсии.
Ход экскурсии
Педагог знакомит учащихся с природными условиями маршрута экскурсии: физико-географическим положением района, типичным ландшафтом, характером биотопов. Необходимо указать учащимся на изменения погоды во время проведения экскурсии.
Педагог рассказывает о наблюдаемых животных, обращая внимание на их внешний облик, особенности поведения, биологию, область распространения, приспособления к условиям жизни.
Основные методы наблюдения на экскурсии – визуальные. При необходимости учащиеся делают зарисовки, проводят измерения.
При наблюдении птиц педагог обращает внимание на различия во внешнем облике и поведении самца и самки, звуковые сигналы, издаваемые самцом и самкой, характерные особенности песни самца. Способами их передвижения по земле, на ветвях и в воздухе; способами разыскивания пищи и кормления.
Во время наблюдений на водоеме следует рассмотреть поверхность водоема и обратить внимание на водоплавающих птиц, плавающих в воде рыб, лягушек, сгустки отложенных лягушками икры, проследить за поведением земноводных.
Обратить внимание на летающих насекомых: бабочек крапивниц, крушинниц, пчел, шмелей, особенности их поведения.
На открытых местах можно увидеть холмики земли, сделанные кротами (кротовины). На утоптанных тропинках – выходы норок дождевых червей.
Таблица для заполнения:
Дата
Место сбора
Температура воздуха
Направление ветра
Облачность
Название животного | Область распространения | Особенности сезонного поведения | Примечание (биологические особенности и приспособления к условиям жизни) |
Подведение итогов экскурсии.
При обобщении наблюдений, сделанных на экскурсии, учащимся могут быть предложены вопросы:
- Каковы экологические условия и географическое положение того места, где проводилась экскурсия?
- Охарактеризуйте сезонное состояние природы в месте проведения экскурсии и погодные условия данного дня?
- Какие животные были встречены во время экскурсии, и к каким систематическим группам они принадлежат?
- Какое значение имеет пение птиц в весеннее - летний период?
- Есть ли различия во внешнем облике и поведении самцов и самок птиц в весенний период?
- Какое значение весенне – летнего периода в жизни животных?
- Какие приспособления имеют животные к условиям жизни?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных, многообразие живых организмов».Карточки с заданиями..doc
Дидактические карточки для групповой работы к осенней экскурсии...

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсия «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»
Цель: углубить знания о живых организмах в природе, определить отличительные особенности осенних явлений...
Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»
Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» 5-6 класс....
5 кл. Экскурсия "Осенние явления в жизни растений и животных", школьный. 2014г.
5 кл. Экскурсия "Осенние явления в жизни растений и животных", школьный. 2014г....

Отчёт по экскурсии «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»
План отчёта по экскурсии "Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных"...

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Животные зимой", 4 класс
Материал может быть использован для работы с учащимися 4 класса с интелллектуальными нарушениями...

урок -экскурсия для 5 класса по биологии "Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных"
открытый урок- экскурсия проведеный на свежем воздухе в парке...