Тема урока | Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. |
Тип урока | Изучение нового, экскурсия |
Образовательные ресурсы | В.В.Пасечник. методическое пособие к учебнику В.В.Пасечника. Биология . Бактерии, грибы, растения. 5 класс. М.: Дрофа, 2018 Тетради (блокноты, ) альбомы, карандаши, ручки, карточки-задания, листья от разных деревьев. |
Цель | Закрепить знания о многообразии живых организмов, познакомить с осенними явлениями в жизни растений и животных. |
План | - Техника безопасности и ОБЖ
- Сообщество в природе
- Ярусность
- Формы жизни
- Листопад
- Осенние явления в природе
- Влияние строения листа
- Описание листа, характеристика (практическая работа)
- Найти ошибки «привал» в осенних явлениях
- Экологическое воспитание
- Экологическая акция
- Рефлексия
|
Воспитательные задачи | - Воспитывать бережное отношение к природе
- Закрепить правило поведения в природе
- Повышать уровень экологической культуры учащихся
- Воспитать бережное отношение к природе через экологическую акцию мусора
|
Развивающие задачи | - Развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение, обобщение
- Обогатить представление детей конкретными наблюдениями за осенними явлениями в жизни растений
- Осуществлять наблюдения за природными явлениями
- Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы
|
Методы, формы урока | Исследовательское задание, задание для групповой работы. Возможное развитие: - Умение применить теоритические знания на практике
- Умение видеть влияние деятельности человека на природу
- Умение сотрудничать, выполняя в группе разные роли
- Умение корректно и эстетично оформлять свою работу
|
Оборудование | Папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов и листьев, компас, фотоаппараты, ручки, листочки, дорожки для того чтобы посидеть и полежать |
Планируемые результаты | Личностные - Формируется научное мировоззрение на основе сравнения жизненных форм растений и устанавливаются знания о внешнем строении листа и листопаде. Формирование мировоззрения о ярусности. метапредметные Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос. Регулятивные (метапредметные): развивается умение выделять существенные признаки жизненных форм растений и на этом основании относить их к данным формам, видеть признаки опадания листьев. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь. |
Основные понятия | Листопад, жизненные формы, сезонные явления, лист, ярусность, сообщество.
|
Организационный момент (1 мин). Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир природы. Но, сначала нам надо вспомнить ТБ. 1.Техника безопасности в природе: - Далеко не уходить от группы, не отставать
- Не создавать большого шума
- Не трогать гнёзда птиц, если увидели
- Не разорять норы, муравейники
- Ходить только по безопасным дорожкам и тропинкам
- Не заходить в водоемы. Мусор за собой не оставлять
- Тепло одеться, по погоде
| Учитель Приветствует гостей и учащихся | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. |
2.Мотивация к учебной деятельности (2 мин). Цели: формулирование темы урока и постановка целей и задач, прогнозирование предстоящей деятельности | - Скажите, какие сообщества (экосистемы) в природе вы увидели пока ехали, шли до места экскурсии? (степь, лесостепь, таежный лес, лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес) - Как вы поняли, ребята, сегодня наш урок будет посвящен чему?... (природе, сезонные явления в природе…) - Цель нашего мероприятия, увидеть разнообразный растительный мир, его представителей, научиться описывать места, сообщества, ярусность, обобщить знания о листопаде - как об осеннем явлении в жизни растений, о жизненных формах растений.
| (Учащиеся формулируют тему урока, а также задачи к уроку) Записывают число и тему урока.
| Регулятивные: самостоятельное формулирование целей и задач, планирование, прогнозирование. |
3.Изучение нового материала. (10 мин) Цели: познакомить с | - пока мы ехали сюда мы увидели степное сообщество, лесостепное сообщество, и оказались в лесном. А каждое сообщество имеет свои ярусы (этажи) - какие этажи вы видите? (высокие деревья, травы …) Например: ярусы в лесу (подстилка, травяной ярус, молодые деревья и кустарники, высокие деревья) Ярусы в поле (подстилка, травяной ярус) - Давайте познакомимся с отдельными представителями флоры. На какие 3 группы можно разделить растения ? (деревья, кустарники и травы) - Да. Растительный мир имеет 3 жизненные формы (оранжевая карта) - это Деревья, Кустарники, Травы - Поговорим о деревьях. Дерево – это растение с одним хорошо развитым, одревесневшем стеблем – стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону. Они не только дают нам кислород, но и защищают от пыли. Деревья бывают двух видов – лиственные и хвойные. Сможете ли назвать представителей? - сосна, тополь, лиственница… Кустарник – это растение с несколькими небольшими стволами, с ветвями, начинающимися сразу от земли. Они ниже деревьев. Назовите, пожалуйста.. - смородина, малина, крыжовник, жимолость, сирень… - Травянистые растения имеют мягкий зеленый стебель с листьями и цветками. Живут травы недолго. Обычно один или два года. Они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Исключение составляет банан, имеющий высоту 7 метров. Также к травянистым растениям относится подсолнечник, зерновые и овощные культуры. Назовите какие травы вы здесь видите… - пырей ползучий, борщевик, осока, ковыль, лук… Предлагаю вам занести в оранжевую карту представителей флоры по жизненным формам. (учащиеся заполняют на готовых картах растения в три столбика) Карта 1. Жизненные формы растений - Ребята, давайте посмотрим вокруг…Какие изменения произошли в природе(Ответы детей) Разноцветный мир Разноцветный лес Листопад начался! Начался листопад! Под ногами у ребят Листья весело шуршат! Что происходит осенью с листьями деревьев?
- Листья деревьев и кустарник поменяли окраску, стали желтыми и красными, а потом начинают опадать.)
Характеризуя осенний лес следует отметить, в какие цвета окрашиваются листья разных деревьев, у всех ли растений в одинаковой степени произошло это изменение, одинаково ли изменяется окраска листьев на одном дереве. От того, что листья разнообразны окрашены, лес осенью очень красив. Это время осени называют золотой осенью. -Как изменилась окраска листьев на различных деревьях и кустарниках? -Что ещё происходит с листьями? -Найди деревья и кустарники, которые не изменились с лета. - Ребята, а что такое листопад? Как вы думаете, почему в природе происходит листопад? (Сбрасывают листья, растения спасаются от физиологической засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почка охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не всасывают.) смотрим схему листопада из учебника - Когда листьев больше опадает: в затишье или при ветре, объясните почему? - Каких опавших листьев больше: зелёных или частично изменивших окраску?(Листопаду предшествует изменение окраски листьев.) -На всех ли лиственных деревьях начался листопад? -Со всех ли деревьев уже опали листья? -Видели ли вы сейчас растения с листьями? -Когда лес бывает более красивым – в августе или сейчас? Почему? -Когда началось изменение окраски листьев, какая в это время была погода (температура воздуха)? -Когда началось массовое изменение окраски листьев? -Как изменилась к этому времени температура воздуха? (Надо сравнить с температуру воздуха в начале и в конце листопада. Дети увидят, что с понижением температуры изменение окраски листьев происходит интенсивнее. Быстрее идет листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.)
| (Учащиеся отвечают на поставленные вопросы)
(Учащиеся отвечают, записывают на карточках)
| Личностные: Умение ориентироваться в учебнике, правильно находить ответ на поставленные вопросы. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. |
4.Динамическая пауза с элементами темы осенние явления (2 мин) Цель: произвести разгрузку учащихся, произвести смену видов деятельности. | - Всё в природе подчинено законам. Жизнью природы управляют времена года.А теперь поиграем, все вместе с помощью букв вы должны составить слова. (раздаем большие буквы в формате А-4, учащиеся должны составить из них слова., при отгадывании загадок.) - Опустел уютный сад
Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь) - Всё мрачней лицо природы-
Почернели огороды, оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (Октябрь) - Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег, А ещё похолодало, Льдом сковало воды рек, Мёрзнет в поле озимь ржи, Что за месяц, подскажи? (Ноябрь) - -По утрам стелются по лесным полям и речным лугам белые влажные (туманы).
- В октябре не редки (дожди), но не теплые, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками.
- –В конце месяца бывают (заморозки). И лужицы покрываются тонкой корочкой льда
- На траву и кусты ложится серебристый (иней)
- –Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвет с ветки (листок), и он, медленно кружась, опускается на землю.
Ответы: 1.Сентябрь, 2.Октябрь, 3.Ноябрь, 4.туманы, 5.дожди, 6.заморозки, 7.иней
| Отвечают на вопросы, играют. | Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке. Коммуникативные: умение выполнять действия в коллективе. |
5.практическая работа (17 мин) Цели: познакомить со мхами «Кукушкин лен, сфагнум, риччия» | - Закружила осень Рыжие метели. Золотые листья С клёнов полетели. Закружился листьев Пёстрый хоровод - А теперь я вам предлагаю собрать опавшие листья, которые вам понравились, главное условие, чтобы листья были все разные.
Практическая работа № 1 Внешнее описание листа. (предложить оранжевые карточки) учащиеся под руководством учителя описывают внешнее строение первого листа (практическая работа совместно с учителем) Характеристика листа: -простой или сложный -края листа -форма листа -лист с черешком или без черешка -жилкование листа (по старым учебникам ботаники) Остальные листочки выполняют дома Практическая работа № 2 После этого предлагаю учащимся вторую работу “ Распознавание листа наиболее распространённых пород деревьев, кустарников и трав” (на альбомном листе можно оформить красиво листья и подписать их к какому дереву или растению они относятся) - Наверное, вы немного устали от практической работы. Сделаем, привал! (учащимся предлагается работа с текстом, какая группа найдет больше ошибок) Привал «Найди ошибки» Слушайте внимательно, ищите ошибки. Катюша начала готовиться к походу в лес с пятницы. В сентябрьское воскресенье Катюша с дедушкой вышли из дому и пошли краем села к лесу. Прошло минут пятнадцать. Вот и лес. Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Но у Катюши глаза зоркие. И вот уже полно лукошко сморчков и строчков. А вот дружная семейка опят на старом пне, и рядом в траве желтеют их шляпки. Слышно кукование кукушки, поёт, заливается зяблик, из кустов доносятся трели соловья. Хорошо в лесу! Накануне прошёл дождь, и солнце блестит на листьях люпина, ещё краше оттеняя его синие цветы. В небольших водоёмах резвятся головастики, скоро они превратятся во взрослых лягушек. Катюша захватила с собой и ведёрко. Щедрый лес не подвёл её. Набрала Катюша земляники и малины. Обедали с дедушкой на лесной вырубке, рядом росла рожь и было видно, как там подкармливаются перед отлетом и на юг белые журавли. С полным лукошком и ведёрком возвращались домой. Вышли к полю и увидели –высоко в небе стремительно пролетали ласточки. «Видно, к дождю», - сказал дедушка. Ошибки 1.Сморчки и строчки встречаются в конце апреля-мае, но не в сентябре. 2.Кукушка,зяблик и соловей прекращают петь в июне, иногда в начале июля. 3. Люпин отцветает в июле. 4. Головастиков, как правило, в сентябре уже нет. 5. Земляника кончается в начале июля, малина – в конце июля. 6. Рожь в сентябре бывает неубранной лишь у нерадивых хозяев. 7. Белые журавли обитают в тундре. 8. Ласточки летают высоко – к хорошей погоде, а не к дождю. - Ох, как хорошо мы посидели!
| Отвечают на вопросы делают выводы, записывают | Личностные: умение работать в паре, помогать друг другу. Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Познавательные: овладение умением работать с текстом учебника, рисунками. |
6. физкультминутка (2 мин) Цель: произвести разгрузку учащихся, произвести смену видов деятельности.
| Физкультминутка (Релаксация на природе под классическую музыку на дорожках) Дыхание должно быть правильным и сосредоточиться на дыхании.
| Отдыхают лежа на коврике |
|
6. первичное закрепление. (2 мин) Цель: закрепить полученные знания | Если Я сорву цветок, Если ТЫ сорвёшь цветок. Если ВСЁ: и я, и ты- Если МЫ сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет красоты. И не будет доброты. Если только Я и ТЫ- Если МЫ сорвём цветы.
- Что же всё таки произойдёт? Некоторые растения страдают от вытаптывания. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов - любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах. Большинство выкопанных растений не приживаются, погибают. Человек, сорвавший цветок, наверное, не думает, что, возможно, погубил ещё одно растение исчезающего вида. Кстати, у нас уже в печати появилось новая Красная Книга животных Тувы. Мы, таким образом, разрушаем экологию. - Сохранить и сберечь этот чудесный, яркий и неповторимый мир- наша основная задача. Поэтому, предлагаю провести маленькую экологическую акцию - собрать мусор после «горе-туристов».
| Учащиеся делают выводы | Личностные: умение правильно построить ответ на поставленный вопрос. Регулятивные: умение делать выводы по результатам работы, коррекция знаний. Познавательные: умение структурировать материал и выделять главное. |
7.Итог урока. (2 мин) Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса | - Сегодня на экскурсии мы повторили материал о разнообразии, строении листьев растений, о ярусности, расширили знания о природе, их сезонных явлениях (осень), о сообществах, о жизненной форме растений, о листопаде. - Все свои сокровища природа отдаёт человеку и за всё это просит только одного: беречь её! Давайте же будем беречь нашу природу! Это зависит от каждого из нас. Старайтесь не уносить из природы её сувениры: растения, насекомых, птиц, зверушек. Они должны жить на воле, радовать нас. А от общения с природой старайтесь уносить здоровье и бодрость, хорошее настроение, хорошие впечатления, желание помочь природе. Чтение стихотворений учащимися: - Ты- человек. Любя природу,
Хоть иногда её жалей. В увеселительных походах Не растопчи её полей.
- В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши. Она- твой добрый давний лекарь. Она- союзница души. Не жги её напропалую. И не исчерпывай до дна. И помни истину простую Нас много, а она одна. Нас много, а она одна.
|
| Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные: структурирование знаний. Личностные: понимание значения представителей Царства мхов в жизни человека и в природе.
|
8. Домашнее задание. (1мин) Цель: провести комментарий домашнего задания | Домашнее задание: Можно оформить коллаж в виде листьев. Картину, аппликацию, а также и практическую работу. Можно нарисовать осенний лес, прогулку с классом. А сейчас мы возвращаемся обратно в школу.
| Выбор домашнего задания | Познавательные: поиск информации |
Рефлексия (1 мин) | Рефлексия: - Урок подошел к концу, оценки вы получите все после домашнего задания. Спасибо всем за урок! - Понравился ли вам урок - экскурсия? (ответы учащихся)
| Отвечают с помощью готовых смайликов |
|