Направления работы с обучающимися, мотивированными на самосовершенствование
методическая разработка

Анастасия Александровна Оболенская

Материал представляет собой методические рекомендации для тренеров-преподавателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekom.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детско-юношеская спортивная школа

(МБУ ДО ДЮСШ)

Методические рекомендации

для тренеров-преподавателей

 по шахматам

«Направления работы с обучающимися, мотивированными

 на самосовершенствование»

Автор-разработчик

Тренер-преподаватель:

Оболенская А.А.

2021

п.Зимовники

Методические рекомендации для тренеров-преподавателей

Введение

Человеческий мозг ничем не отличается от нашего тела и способен к умственным тренировкам и наращиванию «мыслительных мускулов». Шахматы в данном случае выступают универсальным тренажером, который не имеет аналогов по степени своей эффективности. Особенностью игры является то, что она воздействует сразу на два полушария человека, активирую головной мозг в полную силу.

Что развивают шахматы:

  • Логика – все ходы игрока взаимосвязаны и подчиняются общему плану. Ходы могут меняться в процессе игры, так как необходимо ориентироваться на существующее положение дел и динамичность развития партии. Логическое мышление в данном случае развивается само собой, без необходимости прилагать усилия. Игра сама обеспечивает способность использовать логические конструкции постоянно, даже после окончания партии;
  • Анализ – способность оценить ситуацию на игровой доске и на ее основе построить план действий. Достичь поставленных целей в жизни без проведения анализа и работой над ошибками невозможно;
  • Память – к главным преимуществам шахмат, безусловно, относится развитие памяти. Игроку необходимо запомнить свои шаги наперед, рассчитать множество вариантов развития событий от противника, запоминание типовых позиций – все это заставляет человеческий мозг выкладываться на максимум;
  • Концентрация внимания – успех в шахматах невозможен без внимательности. Ведь неосторожно переместив фигуру без прикрытия, ее можно попросту потерять. Даже если Вы не отличаетесь усидчивостью – не беда, регулярные занятия помогут развить эту черту. Прогресс наступает не сразу, но от партии к партии возможность полного сосредоточения и внимания будет открываться и расти;
  • Выработка характера – единственной целью партии является победа над противником, поэтому волевая борьба неизбежна. Поиск лучшего пути решения, умение отразить внезапную атаку, возможность сохранить хладнокровие в самые критические этапы партии и продолжить сражение – все это закаляет и формирует характер;
  • Развитие целеустремленности – любой план на время игры имеет свою цель, к которой стремятся оба участника. Шахматы учат Вас достигать намеченных целей, встречая сопротивление противника. Шахматы позволяют участникам научиться находить самые краткие пути достижения желаемого, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты игры;
  • Повышение обучаемости – никому не нравится проигрывать в игре, поэтому рано или поздно человек обратится к дополнительным материалам в книгах или интернете. Но это далеко не все, ведь в учебниках дается поверхностный обзор и рекомендации. Человеку необходимо самостоятельно проанализировать полученные данные и научиться их применять в различных партиях. Используя рекомендации в каждой уникальной партии;
  • Развитие творческих задатков – человек, практикующий игру в шахматы, достаточно часто испытывает прилив вдохновения. Это является парадоксальным явлением, ведь шахматы – это интеллектуальная игра. Несмотря на это, она способна развивать творческие навыки и нестандартное мышление;
  • Системное мышление – многие люди не умеют мыслить организовано. Шахматы приучают человека к дисциплине, учат выстраивать логические цепочки ходов с учетом имеющихся обстоятельств. Шахматы так же способны выводить игроков за очерченные рамки, раздвигать горизонты и проделывать сложные комбинированные ходы.

Методический материал

В работе с юными шахматистами нужно стремиться к тому, чтобы они развивались максимально разносторонне. Хорошо, если есть возможность сформировать отдельную группу из ребят, желающих по-настоящему совершенствоваться, не «разбавленную» теми, кто любит только играть, а на занятия приходит лишь «пообщаться».  Итак, мы исходим из того, что юные шахматисты хотят совершенствоваться, и нужно им в этом помочь. Базовые знания законов шахмат необходимы всем в одинаковой степени. К такой работе можно отнести:

1.Изучение сборников партий. Номер один по важности! В принципе, просмотр и осмысление любых партий высокого уровня очень полезны. Сборники с текстовыми пояснениями - важнейшая составляющая роста молодого шахматиста. К сожалению, очень часто происходит недооценка этого компонента. Не случайно у практически каждого выдающегося шахматиста в детстве была настольная книга с хорошо прокомментированными партиями, зачитанная «до дыр». Ученик сам может выбрать, чей стиль игры и манера комментирования ему по душе. Начинать я бы рекомендовал с классиков: в первую очередь, это Капабланка, Алехин и Рубинштейн. В первой половине XX века уровень сопротивляемости их соперников был невысокий, поэтому проводимые планы и комбинации были «чистыми», хорошо понятными. Потом можно переходить на сборники партий современных гроссмейстеров, в первую очередь чемпионов мира. Нельзя обходить вниманием и «смешанные» сборники, в которых выдающийся шахматист комментирует партии какого-либо турнира.

2.Изучение учебных книг. Из всего многообразия я бы выделила, в первую очередь, работы:

Александр Панченко «Теория и практика миттельшпиля», «Теория и практика шахматных окончаний»;

Михаил Шерешевский «Стратегия эндшпиля», «Контуры эндшпиля»;

Л. Портиш, Б. Шаркози «600 окончаний»;

И. Гельфер «Стратегия победы»;

А. Котов «Тайны мышления шахматиста»;

М. Эйве «Стратегия и тактика. Курс шахматных лекций».

На более позднем этапе заслуживают изучения книги Дж. Нанна, И. Дорфмана, В. Тукмакова, М. Дворецкого, а также «Интуиция» А. Белявского. Конечно, список этот весьма условный, и его можно при желании продолжить.

3.Просмотр партий современных супертурниров, хотя бы в минимальном объеме. Порой, когда есть возможность, полезно в интернете посмотреть на игру гроссмейстеров вживую, спрашивая себя, как бы я сам сыграл? При этом нежелательно включать компьютерные программы, можно делать это лишь изредка, для проверки своего мнения. Если самоконтроля не хватает и программа включена постоянно, то следует удалить ее из компьютера.

Если на работу в режиме онлайн времени нет, то надо хотя бы вечерком посмотреть сыгранные супергроссмейстерами партии. Особенно внимательно отнестись к тем из них, в которых встретился «ваш» дебют. Даже если какие-то вещи так и останутся непонятыми, в подсознании накапливается необходимый багаж, который с годами перерастает в «класс».

4.Решение самых разных заданий. Навыки ведения позиционной борьбы повышаются благодаря вдумчивому размышлению над позициями, в которых нет тактических мотивов либо они минимальны. Этюды полезны для тренировки дальности и точности счета, а решение комбинаций помогает избавиться от простых «зевков». Те, кто решает много комбинаций, обычно сразу видят тактические мотивы, если они присутствуют в позиции. Позиции для решения можно найти в сборниках И. Славина, С. Иващенко, С. и В. Конотоиов, а уже опытным и сильным ребятам можно предложить: В. Горт, В. Янса «Вместе с гроссмейстерами», А. Волокитин, В. Грабинский «Самоучитель для вундеркиндов», учебники-практикумы М. Дворецкого.

5.Вдумчивый анализ собственных партий, особенно тех из них, в которых были проблемы. Желательно это делать с тренером, а еще лучше, если ученик показывает тренеру уже проведенный (без компьютерной помощи!) анализ партии. Разные виды занятий нужно чередовать и сочетать, не должно быть однобокого развития и пресыщения каким-либо отдельным компонентом. При этом занятия не должны быть в тягость, поэтому нужно стараться привить интерес к тем аспектам, которые сами по себе не слишком привлекают ученика. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ работы с одаренными, мотивированными, творческими детьми

В статье представлен аналитичекий материал результативности  реализации Комплексно-целевой программы «Одаренные дети» на 2010-2015 годы. В Учреждении сформирована эффективная система работы с ода...

План работы школы с мотивированными детьми

ЦЕЛЬ:Создание на уровне образовательного учреждения условий для выявления, комплексного развития и поддержки одаренных и высокоинтеллектуальных  детей и обеспечение их личностной, социальной само...

Программа работы с одарёнными (мотивированными к математике) детьми.

Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов в количестве 34 часов на 2 года. Так как массовая общеобразовательная школа остается основной, то работа с одаренными детьми есть работа в обычном классе...

Особенности работы с высоко мотивированными и одаренными детьми.

Публикация на тему:"Особенности работы с высоко мотивированными и одаренными детьми"....

Технологии работы со слабо мотивированными детьми и детьми с высоким уровнем познавательной активности

в материале представлена разработка на методический форум учителей, где показаны различные методики помогающие в активизации познавательной активности у детей. Работа разделена также как и урок на нес...

Брошюра Технологии работы со слабо мотивированными детьми и детьми с высоким уровнем познавательной активности

Цель: создание методической копилки технологий работы со слабомотивированными детьми и детьми с высоким уровнем познавательной активности...

Программа индивидуальной работы со слабо мотивированными обучающимися при подготовке к ОГЭ по физике

Программа индивидуальной работы со слабо мотивированными обучающимися при подготовке к ОГЭ по физике...