Направления работы с обучающимися, мотивированными на самосовершенствование
методическая разработка
Материал представляет собой методические рекомендации для тренеров-преподавателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekom.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детско-юношеская спортивная школа
(МБУ ДО ДЮСШ)
Методические рекомендации
для тренеров-преподавателей
по шахматам
«Направления работы с обучающимися, мотивированными
на самосовершенствование»
Автор-разработчик
Тренер-преподаватель:
Оболенская А.А.
2021
п.Зимовники
Методические рекомендации для тренеров-преподавателей
Введение
Человеческий мозг ничем не отличается от нашего тела и способен к умственным тренировкам и наращиванию «мыслительных мускулов». Шахматы в данном случае выступают универсальным тренажером, который не имеет аналогов по степени своей эффективности. Особенностью игры является то, что она воздействует сразу на два полушария человека, активирую головной мозг в полную силу.
Что развивают шахматы:
- Логика – все ходы игрока взаимосвязаны и подчиняются общему плану. Ходы могут меняться в процессе игры, так как необходимо ориентироваться на существующее положение дел и динамичность развития партии. Логическое мышление в данном случае развивается само собой, без необходимости прилагать усилия. Игра сама обеспечивает способность использовать логические конструкции постоянно, даже после окончания партии;
- Анализ – способность оценить ситуацию на игровой доске и на ее основе построить план действий. Достичь поставленных целей в жизни без проведения анализа и работой над ошибками невозможно;
- Память – к главным преимуществам шахмат, безусловно, относится развитие памяти. Игроку необходимо запомнить свои шаги наперед, рассчитать множество вариантов развития событий от противника, запоминание типовых позиций – все это заставляет человеческий мозг выкладываться на максимум;
- Концентрация внимания – успех в шахматах невозможен без внимательности. Ведь неосторожно переместив фигуру без прикрытия, ее можно попросту потерять. Даже если Вы не отличаетесь усидчивостью – не беда, регулярные занятия помогут развить эту черту. Прогресс наступает не сразу, но от партии к партии возможность полного сосредоточения и внимания будет открываться и расти;
- Выработка характера – единственной целью партии является победа над противником, поэтому волевая борьба неизбежна. Поиск лучшего пути решения, умение отразить внезапную атаку, возможность сохранить хладнокровие в самые критические этапы партии и продолжить сражение – все это закаляет и формирует характер;
- Развитие целеустремленности – любой план на время игры имеет свою цель, к которой стремятся оба участника. Шахматы учат Вас достигать намеченных целей, встречая сопротивление противника. Шахматы позволяют участникам научиться находить самые краткие пути достижения желаемого, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты игры;
- Повышение обучаемости – никому не нравится проигрывать в игре, поэтому рано или поздно человек обратится к дополнительным материалам в книгах или интернете. Но это далеко не все, ведь в учебниках дается поверхностный обзор и рекомендации. Человеку необходимо самостоятельно проанализировать полученные данные и научиться их применять в различных партиях. Используя рекомендации в каждой уникальной партии;
- Развитие творческих задатков – человек, практикующий игру в шахматы, достаточно часто испытывает прилив вдохновения. Это является парадоксальным явлением, ведь шахматы – это интеллектуальная игра. Несмотря на это, она способна развивать творческие навыки и нестандартное мышление;
- Системное мышление – многие люди не умеют мыслить организовано. Шахматы приучают человека к дисциплине, учат выстраивать логические цепочки ходов с учетом имеющихся обстоятельств. Шахматы так же способны выводить игроков за очерченные рамки, раздвигать горизонты и проделывать сложные комбинированные ходы.
Методический материал
В работе с юными шахматистами нужно стремиться к тому, чтобы они развивались максимально разносторонне. Хорошо, если есть возможность сформировать отдельную группу из ребят, желающих по-настоящему совершенствоваться, не «разбавленную» теми, кто любит только играть, а на занятия приходит лишь «пообщаться». Итак, мы исходим из того, что юные шахматисты хотят совершенствоваться, и нужно им в этом помочь. Базовые знания законов шахмат необходимы всем в одинаковой степени. К такой работе можно отнести:
1.Изучение сборников партий. Номер один по важности! В принципе, просмотр и осмысление любых партий высокого уровня очень полезны. Сборники с текстовыми пояснениями - важнейшая составляющая роста молодого шахматиста. К сожалению, очень часто происходит недооценка этого компонента. Не случайно у практически каждого выдающегося шахматиста в детстве была настольная книга с хорошо прокомментированными партиями, зачитанная «до дыр». Ученик сам может выбрать, чей стиль игры и манера комментирования ему по душе. Начинать я бы рекомендовал с классиков: в первую очередь, это Капабланка, Алехин и Рубинштейн. В первой половине XX века уровень сопротивляемости их соперников был невысокий, поэтому проводимые планы и комбинации были «чистыми», хорошо понятными. Потом можно переходить на сборники партий современных гроссмейстеров, в первую очередь чемпионов мира. Нельзя обходить вниманием и «смешанные» сборники, в которых выдающийся шахматист комментирует партии какого-либо турнира.
2.Изучение учебных книг. Из всего многообразия я бы выделила, в первую очередь, работы:
Александр Панченко «Теория и практика миттельшпиля», «Теория и практика шахматных окончаний»;
Михаил Шерешевский «Стратегия эндшпиля», «Контуры эндшпиля»;
Л. Портиш, Б. Шаркози «600 окончаний»;
И. Гельфер «Стратегия победы»;
А. Котов «Тайны мышления шахматиста»;
М. Эйве «Стратегия и тактика. Курс шахматных лекций».
На более позднем этапе заслуживают изучения книги Дж. Нанна, И. Дорфмана, В. Тукмакова, М. Дворецкого, а также «Интуиция» А. Белявского. Конечно, список этот весьма условный, и его можно при желании продолжить.
3.Просмотр партий современных супертурниров, хотя бы в минимальном объеме. Порой, когда есть возможность, полезно в интернете посмотреть на игру гроссмейстеров вживую, спрашивая себя, как бы я сам сыграл? При этом нежелательно включать компьютерные программы, можно делать это лишь изредка, для проверки своего мнения. Если самоконтроля не хватает и программа включена постоянно, то следует удалить ее из компьютера.
Если на работу в режиме онлайн времени нет, то надо хотя бы вечерком посмотреть сыгранные супергроссмейстерами партии. Особенно внимательно отнестись к тем из них, в которых встретился «ваш» дебют. Даже если какие-то вещи так и останутся непонятыми, в подсознании накапливается необходимый багаж, который с годами перерастает в «класс».
4.Решение самых разных заданий. Навыки ведения позиционной борьбы повышаются благодаря вдумчивому размышлению над позициями, в которых нет тактических мотивов либо они минимальны. Этюды полезны для тренировки дальности и точности счета, а решение комбинаций помогает избавиться от простых «зевков». Те, кто решает много комбинаций, обычно сразу видят тактические мотивы, если они присутствуют в позиции. Позиции для решения можно найти в сборниках И. Славина, С. Иващенко, С. и В. Конотоиов, а уже опытным и сильным ребятам можно предложить: В. Горт, В. Янса «Вместе с гроссмейстерами», А. Волокитин, В. Грабинский «Самоучитель для вундеркиндов», учебники-практикумы М. Дворецкого.
5.Вдумчивый анализ собственных партий, особенно тех из них, в которых были проблемы. Желательно это делать с тренером, а еще лучше, если ученик показывает тренеру уже проведенный (без компьютерной помощи!) анализ партии. Разные виды занятий нужно чередовать и сочетать, не должно быть однобокого развития и пресыщения каким-либо отдельным компонентом. При этом занятия не должны быть в тягость, поэтому нужно стараться привить интерес к тем аспектам, которые сами по себе не слишком привлекают ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АНАЛИЗ работы с одаренными, мотивированными, творческими детьми
В статье представлен аналитичекий материал результативности реализации Комплексно-целевой программы «Одаренные дети» на 2010-2015 годы. В Учреждении сформирована эффективная система работы с ода...
План работы школы с мотивированными детьми
ЦЕЛЬ:Создание на уровне образовательного учреждения условий для выявления, комплексного развития и поддержки одаренных и высокоинтеллектуальных детей и обеспечение их личностной, социальной само...
Программа работы с одарёнными (мотивированными к математике) детьми.
Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов в количестве 34 часов на 2 года. Так как массовая общеобразовательная школа остается основной, то работа с одаренными детьми есть работа в обычном классе...
Особенности работы с высоко мотивированными и одаренными детьми.
Публикация на тему:"Особенности работы с высоко мотивированными и одаренными детьми"....
Технологии работы со слабо мотивированными детьми и детьми с высоким уровнем познавательной активности
в материале представлена разработка на методический форум учителей, где показаны различные методики помогающие в активизации познавательной активности у детей. Работа разделена также как и урок на нес...
Брошюра Технологии работы со слабо мотивированными детьми и детьми с высоким уровнем познавательной активности
Цель: создание методической копилки технологий работы со слабомотивированными детьми и детьми с высоким уровнем познавательной активности...
Программа индивидуальной работы со слабо мотивированными обучающимися при подготовке к ОГЭ по физике
Программа индивидуальной работы со слабо мотивированными обучающимися при подготовке к ОГЭ по физике...
- Мне нравится (1)