Общеразвивающая программа по декоративно-прикладному творчеству "Калейдоскоп увлечений"
рабочая программа по теме
Программа разработана в соответствии с новыми требованиями к общеразвивающим программам дополнительного образования. Хотелось бы получить ваши отзывы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика ЗУН | 205.5 КБ |
КТП к программе "Калейдоскоп увлечений" | 139 КБ |
Программа "Калейдоскоп увлечений" | 290.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Диагностика освоения программы ДО воспитанниками
Объединение: «Умелые ручки»
Педагог: Цыганкова Т.А.
Группа № ____ (__ год об.) 20__ - 20__ учебный год
Фамилия, имя ребёнка | Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | Уровень воспит. (коммуникат-ть, кач-ва личности) | Общий уровень ЗУН | ||||||||||||||||||||||||||||||
знание инстру-ов | знание матер-ов | пользов-ие шаблонами | владение ножниц-ми | шитьё иголкой | работа с бумагой | работа с тканью | работа с брос. мат. | аккурат-ность | интерес | уровни | ||||||||||||||||||||||||
месяца | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | |
Дата _______________ Подпись ________________________
Дата _______________ Подпись _______________________
Дата _______________ Подпись ________________________
Диагностика освоения программы ДО воспитанниками
Объединение: «Умелые ручки»
Педагог: Цыганкова Т.А.дщю
Группа № ____ (2 год об.) 20___ – 20____ учебный год
Фамилия, имя ребёнка | Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | Уровень воспит. (коммуникат-ть, кач-ва личности) | Общий уровень ЗУН | ||||||||||||||||||||||||||||||
знание инстр-ов и матер-ов | знание техник ДПТ | использование инструментов | работа с бумагой | работа с тканью | работа с бросовым матер-ом | изготов-е шаблонов | оформление работ | взаимопомощь | творчество | |||||||||||||||||||||||||
месяца | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | |
Дата _______________ Подпись ________________________
Дата _______________ Подпись _______________________
Дата _______________ Подпись ________________________
Диагностика освоения программы ДО воспитанниками
Объединение : «Умелые ручки»
Педагог: Цыганкова Т.А.дщю
Группа № ____ ( 3 год об.) 20__ - 20__ учебный год
Фамилия, имя ребёнка | Теоретическая подготовка | Практическая подготовка | Уровень воспит. (коммуникат-ть, кач-ва личности) | Общий уровень ЗУН | |||||||||||||||||||||||||||||||
знание термино-логии | знание техник ДПТ | работа с бумагой | работа с тканью | работа с бросовым матер-ом | изготов-е шаблонов | оформление работ | самост. выбор работы | самокон-троль | творчество | уровни | |||||||||||||||||||||||||
месяца | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | С | Я | М | ||
Дата _______________ Подпись ________________________
Дата _______________ Подпись _______________________
Дата _______________ Подпись ________________________
Предварительный просмотр:
Отдел по культуре администрации АМО
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр «Перспектива»
РАССМОТРЕНО: на заседании методического совета протокол № ____ от «____» _________ 20___г | УТВЕРЖДАЮ: Директор ДЮЦ «Перспектива» ______________ Р.Н. Селиванова «_____» ______________20____г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2014/15 учебный год
к программе «Калейдоскоп увлечений»
группа №1 /1 год обучения
педагог: Цыганкова Татьяна Анатольевна
количество часов в неделю - 4 /на год – 144
Тематическое планирование составил (а)
____________________/______________________
подпись расшифровка подписи
Календарно-тематическое планирование по программе «Калейдоскоп увлечений»
1 год обучения
№ п/п | Тема | Кол. час. | Дата | Содержание |
СЕНТЯБРЬ (6 занятий) | ||||
1 | Вводное занятие Введение, инструктаж по ТБ. | 2 | Знакомство с детьми, программой. Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ. Вдевание нитки в иголку, завязывание узелка. Шов «вперёд» и «назад» иголкой. | |
2-3 | Айрис фолдинг - Дары осени (айрис) - Цветы (айрис) | 4 2 2 | - Знакомство с техникой радужного складывания. Изготовление картинок из полосок бумаги. - Закрепление приёмов работы в технике айрис фолдинг. | |
4 | Милые вещички - Панно «Банки с пуговицами» | 2 2 | - Учить пришивать пуговицы, изготавливать картинки для оформления дома. | |
5-6 | Оригами - Осенние листья - Карандаш | 4 2 2 | - Учить работать по схемам, ровно складывать бумагу по линиям, выполнять простые поделки в технике оригами. - Отрабатывать навыки складывания бумаги по схемам. | |
ОКТЯБРЬ (9 занятий) | ||||
7 | Открытки - Открытка ко дню учителя | 4 2 | - Учить делать открытки ручной работы. | |
8-9 | Техника «йо-йо» - Вишенки/ дерево - Тыква | 4 2 2 | - Знакомство с техникой «йо-йо» и базовыми элементами. Учить шить швом «вперёд» иголкой. - Применение техники «йо-йо» в изготовлении поделок.. | |
10 | Поделки из одноразовой посуды - Рыбки | 2 2 | -Учить изготавливать поделки из одноразовых тарелок., декорировать их разными материалами. | |
11 | Айрис фолдинг - Посуда. | 2 2 | - Закреплять умение создавать рисунок из бумажных полосок по айрис –схемам. | |
12-13 | Милые вещички - Панно из круп. - Игольница | 4 2 2 | - Учить использовать для создания рисунка разные крупы. - Закреплять навыки шитья и набивки изделия, делать полезные поделки. | |
14 | Открытки - Открытка - сюрпризы | 2 2 | - Изготовление открыток-сюрпризов с применением разных материалов. | |
15 | Бонбоньерки - Коробочка-торт | 2 2 | - Познакомить с обозначением линий (сплошные и пунктирные). Учить ровно складывать бумагу по линиям сгибов. | |
НОЯБРЬ (8 занятий) | ||||
16 | Воспитательные мероприятия - Беседа «Основы безопасности» Игровая программа | 2 1 1 | - Закрепить правила безопасного поведения и дорожного движения. - Воспитывать сплочённость, коллективизм в играх. | |
17-18 | Поделки из одноразовой посуды - Птичка в гнезде - Куколка | 4 2 2 | - Применение одноразовых тарелок для изготовления поделок. - Закрепление навыков работы с тарелками. | |
19 | Айрис фолдинг - Панно в технике айрис фолдинг. | 2 2 | - Закреплять умение создавать рисунок из бумажных полосок по айрис-схемам. | |
20 | Разные поделки из бумаги - По желанию | 2 2 | Учить самостоятельно выбирать работу, делать забавные игрушки из бумаги, украшать их аппликацией. | |
21 | Техника «йо-йо» - Брошка | 2 2 | - Учить изготавливать брошки из базовых элементов йо-йо с использованием пуговиц и бусин. Закрепить навыки шитья. | |
22-23 | Разные поделки - Саше (разные техники) - Цветы для мамы (брос. материал) | 4 2 2 | - Дать понятие «саше», учить изготавливать ароматные мешочки-саше, украшать их аппликацией из ткани. - Изготовление кал из ватных дисков в подарок маме. | |
ДЕКАБРЬ (10 занятий) | ||||
24 | Разные поделки (брос. материал) - Игрушки из киндер-сюрпризов. | 2 2 | - Учить изготавливать игрушки на ёлку из киндер-сюрпризов. | |
25 | Поделки из одноразовой посуды - Снеговик (тарелки) | 2 2 | - Научить делать снеговика из одноразовых тарелок и ваты. | |
26-28 | Разные поделки из бумаги: «Мастерская Деда Мороза» - Новогодние украшения -Игрушки на ёлку - Снежинки | 6 2 2 2 |
- Учить изготавливать новогодние украшения из бумаги, декорирование их разными материалами. - Изготовление новогодних игрушек на ёлку. - Учить вырезать снежинки. | |
29 | Диски - Украшения на ёлку из дисков | 2 2 | - Учить использовать старые диски для украшения ёлки, выполнять аппликацию из самоклеющейся плёнки. | |
30 | Бонбоньерки - Коробочка-ёлка | 2 2 | - Упражнять в изготовлении подарочных коробочек из картона и бумаги. | |
31 | Открытки - Новогодняя открытка | 4 2 | - Закрепить умение аккуратно складывать листы бумаги, выполнять аппликацию. Развивать творчество. | |
32 | Разные поделки (брос. материал) - По желанию | 2 2 | - Учить самостоятельно выбирать работу в соответствии с учётом ЗУН. | |
33 | Воспитательные мероприятия - Игровая программа «Здравствуй Новый год!» | 2 1 1 | - Воспитывать сплочённость, коллективизм и дружеские отношения. | |
ЯНВАРЬ (7 занятий) | ||||
34 | Воспитательные мероприятия - Общественно-полезный труд - Игровая программа | 2 1 1 | - Уборка кабинета, сортировка материала. - Сплочение коллектива в совместных играх | |
35-36 | Милые вещички - Брелки из кожи - Рамка для фото | 4 2 2 | Освоение приёмов работы нетрадиционными материалами. - Учить изготавливать брелки из кожи. - Применение палочек в изготовлении рамки для фото. | |
37 | Диски - Органайзер из диска | 2 2 | - Закреплять навыки работы с дискам. Изготавливать из них полезные вещички. | |
38 | Айрис фолдинг - Животные | 2 2 | - Упражнять в изготовлении картинок в технике айрис фолдинг. | |
39 | Разные поделки (брос. материал) - Поделки из пробок | 2 2 | Познакомить с применением пробок от бутылок для изготовления поделок. Создание разных животных их пробок. | |
40 | Оригами - Говорящие звери | 2 2 | - Закрепление навыков работы с бумагой в технике оригами. Изготовление зверей с подвижными деталями. | |
ФЕВРАЛЬ (8 занятий) | ||||
41 | Поделки из одноразовой посуды - Человечки из стаканчика | 2 2 | - Учить делать поделки из стаканчиков, дополнять деталями, декором и аппликацией. | |
42 | Милые вещички - Валентинка | 2 2 | - Учить изготавливать валентинки из разных материалов | |
43-44 | Открытки - Ко дню Святого Валентина - К 23 февраля | 4 2 2 | - Продолжать учить изготавливать открытки к праздникам, дополнять их декором из разных материалов. | |
45-46 | Оригами -Рубашка - Цветы | 4 2 2 | - Закреплять умение работать по схемам, складывая рубашку, дополнять работу отдельными деталями. - Изготовление цветов в технике оригами. | |
47 | Разные поделки (разные тех-ки) - Декупаж (по желанию) | 2 2 | - Знакомство с техникой «декупаж». Изготовление поделок с применением данной техники. | |
48 | Открытки - Девичьи открытки | 2 2 | - Изготовление открыток с платьями из разных материалов. | |
МАРТ (9 занятий) | ||||
49 | Воспитательные мероприятия - Беседа о правилах поведения - Игровая программа | 2 1 1 | - Воспитывать правила поведения через показ мультфильмов. - Способствовать созданию коллектива в объединении через совместные игры. | |
50 | Открытки - Открытка к 8 марта | 2 2 | - Закреплять навыки работы с разными материалами при изготовлении открыток. | |
51 | Бонбоньерки - Подарочная упаковка | 2 2 | Учить работать с шаблонами, изготавливать подарочные коробочки в форме кеда и платья. | |
52 | Техника «Йо-йо» - Цветок | 2 2 | - Упражнять в изготовлении цветов в технике «йо-йо». | |
53-54 | Разные поделки (разные тех-ки) - По желанию - Обереги | 4 2 2 | - Изготовление поделок в разных техниках. Выбор и планирование работы. - Познакомить с видами оберегов. Домовёнок из мешковины. | |
55 | Айрис фолдинг - Платье | 2 2 | - Изготовление платья в технике айрис фолдинг из упаковочных лент и полосок бумаги. | |
56 | Поделки из дисков - Коллективная работа «Гусеница» | 2 2 | - Продолжать учить изготавливать поделки из дисков, выполнять коллективную работу. | |
57 | Открытки -Открытка ко дню птиц | 2 2 | - Закрепление навыков изготовления открыток, умения подбирать материалы для их декора. | |
АПРЕЛЬ (9 занятий) | ||||
58 | Техника «Йо-йо» - Брошка | 2 2 | - Закрепление навыков шитья, Изготовление брошек из элементов техники «йо-йо». | |
59-61 | Поделки из одноразовой посуды - Курочка - Зайчик со стаканчиком - Ёжик | 6 2 2 2 | - Научить делать курочку из одноразовой тарелки, выполнять аппликацию. - Изготовление зайчика из стаканчика - Изготовление ёжика из тарелки.. | |
62-63 | Разные поделки (разные тех-ки) - Магнит на холодильник «Яйцо» - Топиарий | 4 2 2 | - Учить отливать половинки яиц из гипса, украшать их росписью и декупажем. - Учить изготавливать дерево счастья - топиарий. | |
64 | Открытки - Пасхальная открытка | 2 2 | - Традиции праздника. Изготовление пасхальной открытки и её декорирование. | |
65 | Диски - Смешарики | 2 2 | - Научить изготавливать из дисков героев любимых мультфильмов. | |
66 | Милые вещички - Цветы в вазе | 2 2 | - Продолжать учить делать полезные поделки для дома и родных | |
МАЙ (6 занятий) | ||||
67-68 | Разные поделки - Чеснок (бросовый материал) - Из бумаги | 2 2 2 | - Учить изготавливать чеснок из полиэтиленовых мешочков. - Закреплять приёмы работы с бумагой. | |
69 | Открытки - Открытка к 9 мая | 2 2 | - Продолжать учить делать открытки к праздникам. | |
70 | Оригами - Бабочка | 2 2 | - Изготовление поделок в технике оригами из разных материалов – бумага, ткань. | |
71 | Итоговое занятие - Контроль ЗУН | 2 | - Проверка освоения программы: теория и практика. | |
72 | Воспитательные мероприятия - Общественно-полезный труд - Игровая программа | 2 1 1 | - Уборка кабинета и сортировка материалов. - Игровая программа для сплочения коллектива. |
Предварительный просмотр:
Отдел по культуре администрации АМО
муниципальное автономное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр «Перспектива»
УТВЕРЖДАЮ: Директор ДЮЦ «Перспектива» ______________ Р.Н. Селиванова
«_____» ______________20____г.
Протокол методического совета №___
от «____»_______________20____г.
Дополнительная общеразвивающая
программа
«Калейдоскоп увлечений»
возраст обучающихся 7 -12 лет
срок реализации - 3 года
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Цыганкова Татьяна Анатольевна
Ангарск
2014
Пояснительная записка
Декоративное искусство - обширнейшая область творческой деятельности человека и особая сфера художественной деятельности, развивающаяся по своим законам, обладающая собственными выразительными средствами и оказывающая большое влияние на общественное самосознание.
Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие зрением и осязанием, поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.
Раннее развитие способности к творчеству - залог будущих успехов. Каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития и этот потенциал надо раскрыть.
Приобщение детей не только к восприятию красоты, но и к процессу создания своими руками полезного и красивого имеет большую воспитательную ценность и нравственно-эстетическое значение. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания работ у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Декоративное искусство продолжает жить в современном мире, находит новые средства выразительности, знакомить с ним детей можно практически через все виды деятельности.
Направленность программы
Программа «Калейдоскоп увлечений» по содержанию является художественно-эстетической, так как декоративное творчество - это составная часть художественно-эстетического направления. Оно, наряду с другими видами искусства, готовит детей к пониманию художественных образов, знакомит с различными средствами выражения, способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что является «базовыми ориентирами Федеральных образовательных стандартов». На основе эстетических знаний и художественного опыта у них складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна данной образовательной программы заключается в применении новых технологий и вариации нетрадиционных художественных техник. Она объединяет в себе систему интеграции традиционных и инновационных форм, методов и приёмов обучения декоративно-прикладному искусству, которая направлена на формирование творческих способностей учащихся, создание необходимых условий для развития мотивационной сферы и творческого потенциала личности ребенка.
Актуальность предлагаемой дополнительной образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей, и тем, что декоративно-прикладное творчество всегда в моде, особенно сейчас, когда растёт интерес к разным техникам прикладного творчества и имеется возможность больше узнать о них через интернет. Программа «Калейдоскоп увлечений» компенсирует недостаток эмоциональной, творчески активной и продуктивной деятельности учащихся.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребенка за счет его самореализации в процессе обучения рукоделию. Занимаясь по программе, дети не только осваивают разнообразные техники, но и реализуют свой творческий потенциал, погружаясь в данный вид творчества. В дальнейшее они выберут то, что им более интересно, чем будут заниматься, что, возможно, станет их хобби в жизни.
Цели и задачи
Цель данной программы – раскрыть и развить потенциальные художественные способности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие через увлечение прикладными видами творчества, способствовать удовлетворению потребности детей в практической деятельности, осуществляемой по законам красоты.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- обучить технологиям разных видов рукоделия.
Воспитательные:
- приобщить детей к системе культурных ценностей, формировать потребность в их дальнейшем обогащении;
- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, моторику рук, глазомер;
- развивать положительные эмоции и волевые качества.
Отличительные особенности программы
Программа «Калейдоскоп увлечений» разработана для занятий в объединении «Умелые ручки» декоративно-прикладным творчеством. В 2012 году возникла необходимость корректировки старой программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения и интересами детей. При разработке программы был учтен уже имеющийся опыт работы объединения по программе «Игрушки-сувениры», проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Эти программы, хотя и представляют значительный интерес с точки зрения организации внеурочной деятельности детей, но в основном представлены узкими направлениями декоративно – прикладного творчества.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных техниках декоративно-прикладного творчества (более десяти техник), более углубленно и широко изучить наиболее понравившиеся и максимально реализовать себя в них.
Возраст детей, сроки реализации и режим занятий
Данная образовательная программа предполагает обучение детей 7-12 лет и рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. В объединение «Умелые ручки» принимаются все желающие.
Наполняемость в группах: первый год обучения -15 человек; второй -12 человек; третий - 10 человек. Уменьшение числа учащихся в группах на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объёма и сложности изучаемого материала.
На 1-м году обучения занятия проводятся 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа, всего 144 часа в год), на 2-м и 3-м году обучения – 6 часов в неделю (2 раза по 3 часа, всего 216 часов в год). Программа адаптированная, создана с учётом особенностей формирования групп и состоит из трёх основных блоков:
- работа с бумагой «Бумажные самоделки»;
- работа с тканью «Необыкновенные чудеса»;
- работа с бросовым материалом «Необыкновенные чудеса».
Программа предполагает возможность вариативного содержания - в зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание блоков и занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.
В 1 год обучения она более облегчённая, в каждом блоке дети осваивают несколько несложных техник, больше времени отводится работе с бумагой и картоном, изготовлению несложных поделок. В последующие года обучения программа усложняется за счёт добавления новых техник прикладного творчества по блокам, и изготовления более сложных поделок.
Ожидаемые результаты
После трёх лет обучения по программе «Калейдоскоп увлечений» учащиеся
будут знать:
- правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;
- свойства и особенности различных художественных материалов, техник работы с ними;
- направления
развития декоративно-прикладного творчества и разнообразные техники;
- смысловую связь элементов;
будут уметь:
- пользоваться инструментами, материалами и приспособлениями;
- умело сочетать различные материалы для реализации творческого замысла;
- владеть средствами выразительности;
- выполнять работы в разных техниках прикладного творчества;
у них будут развиты:
- образное мышление при создании ярких, выразительных образов;
- воображение, творческая активность, фантазия;
- свободное владение понятийным аппаратом;
- умение анализировать, давать оценку;
- самостоятельность в создании новых оригинальных поделок;
будут обладать следующими качествами:
- самостоятельное мышление, умение отстаивать своё мнение;
- потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;
- самокритичность в оценке своих творческих и профессиональных способностей;
- умение воспринимать прекрасное в жизни и искусстве.
Формы выявления, фиксации и предъявления результатов
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии для выявления, фиксации и предъявления результатов освоения программы:
- текущая оценка, достигнутого результата самим ребенком;
- оценка законченной работы;
- участие в выставках, конкурсах
- реализация творческих идей;
- открытые и контрольные занятия;
- диагностика (входная, промежуточная и итоговая);
- анализ выполнения программы.
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого воспитанника, результатом которого может стать выполнение творческой работы.
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (бумага, картон, ткань, бросовый материал и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно-прикладного искусства, изготовление простейших декоративно- художественных изделий, умение организовать свое рабочее место.
Задачи:
1. Познакомить детей с разными материалами и видами ручных работ, с миром народного искусства.
2. Формировать практические трудовые навыки изготовления поделок.
3. Воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п | Разделы программы. | Количество часов | |||
всего | теор. | прак. | |||
Введение в программу | 2 | 1 | 1 | ||
«Бумажные самоделки» | |||||
| 20 | 4 | 16 | ||
| 12 | 2 | 10 | ||
| 6 | 2 | 6 | ||
| 12 | 2 | 10 | ||
| 10 | 2 | 6 | ||
Итого: | 60 | 12 | 48 | ||
«Сказочная страна» | |||||
| 10 | 2 | 10 | ||
| 16 | 4 | 12 | ||
| 10 | 2 | 6 | ||
Итого: | 36 | 8 | 28 | ||
«Необыкновенные чудеса» | |||||
| 16 | 4 | 12 | ||
| 10 | 2 | 8 | ||
| 8 | 2 | 6 | ||
Итого: | 34 | 8 | 26 | ||
Воспитательные мероприятия | |||||
| 6 | - | 6 | ||
| 2 | 2 | - | ||
| 2 | - | 2 | ||
Итого: | 10 | 2 | 8 | ||
Контроль ЗУН (итоговое занятие) | 2 | 1 | 1 | ||
Всего: | 144 | 32 | 112 |
Содержание программы 1 года обучения
I. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с детьми, основными направлениями работы на занятиях. Материалы и оборудование. Инструктаж по правилам техники безопасности. Виды тканей и швов.
Практика: Вдевание нитки в иголку, завязывание узелка. Шов «вперёд» и «назад» иголкой.
II. «Бумажные самоделки» - знакомство с художественными возможностями и свойствами бумаги, способами работы с ней: вырезание, смятие, обрывание, складывание. Приобретение навыков работы с ножницами, клеем, шаблонами. Развитие глазомера, объёмного мышления.
- Открытки – изготовление открыток к праздникам, открыток-сюрпризов.
Теория: Работа с шаблонами. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Симметричное складывание и вырезывание. Оформление открыток.
Практика: Изготовление открыток и открыток сюрпризов. Выполнение работы с использованием аппликации, декорирование их разными материалами.
- Оригами – складывания простых фигурок из бумаги.
Теория: Знакомство с техникой, простыми базовыми формами и их применением.
Практика: Приёмы складывания из бумаги разных фигурок, использование их в открытках и других вариантах.
- «Бонбоньерки» - изготовление простых коробочек для подарков.
Теория: Упаковка подарков. Условное обозначение линий (сплошных и пунктирных). Украшение коробочек. Рассматривание образцов.
Практика: Сгибание по прямым линиям. Изготовление подарочных коробочек, украшение их элементами декора и аппликацией.
- «Айрис фолдинг» - техника «радужного складывания» полосок цветной бумаги под
углом в виде закручивающейся спирали.
Теория: Знакомство с техникой «радужного складывания». Разбор последовательности выполнения работы из бумаги по айрис-шаблонам.
Практика: Нарезание и складывание полосок бумаги, выполнение несложных работ по готовым айрис-шаблонам.
- «Разные поделки» - изготовление поделок из бумаги по желанию, самостоятельное
использование освоенных навыков и способов для их создания.
Теория: Выбор работы в соответствии со своими знаниями и умениями. Планирование работы. Отбор материала и способов декорирования для поделки.
Практика: Закрепление навыков работы с шаблонами, бумагой, картоном, клеем. Совместное определение последовательности действий для создания поделки, материалов и способов. Использование аппликации и различных материалов в декоре поделок.
III. «Сказочная страна» - осваивают разные виды швов, навыки изготовления игрушек из ткани, способы их соединения, набивки и декоративного оформления.
- «Йо-йо» - знакомство с техникой, её базовыми элементами.
Теория: Из истории техники «йо-йо». Знакомство с базовыми элементами и работами в этой технике. Закрепление шва «вперёд» иголкой.
Практика: Изготовление простых работ в технике «йо-йо». Составление коллективной композиции из отдельных элементов. Подбор ткани и вырезание по шаблону кругов разного диаметра, шитьё швом «вперёд» иголкой (цветы, ягоды, деревья и т.д.).
- «Милые вещички» - учатся делать игрушки, выполняющие ещё какую-нибудь полезную функцию, украшающие наше жилище.
Теория: Закрепление знаний о разных материалах, технологии изготовления. Правила раскроя, соединения и оформления деталей поделок. Работа с шаблонами.
Практика: Раскрой по шаблонам. Соединение деталей и оформление поделок (игольницы, брошки, брелки, обереги и т.д.).
- «Разные поделки» - изготовление поделок из бумаги по желанию, самостоятельное
использование освоенных навыков и способов для их создания.
Теория: Выбор работы в соответствии со своими знаниями и умениями. Планирование работы. Отбор материала и способов декорирования для поделки.
Практика: Закрепление навыков работы с шаблонами, бумагой, картоном, клеем. Совместное определение последовательности действий для создания поделки, материалов и способов. Использование аппликации и различных материалов в декоре поделок.
ІV. «Необыкновенные чудеса» - изготовление поделок из бросового материала.
- «Поделки из одноразовой посуды» - изготовление поделок из одноразовой
посуды.
Теория: Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Ознакомление с работами и техникой изготовления поделок из одноразовой посуды.
Практика: изготовление поделок из одноразовых тарелок, и стаканчиков. Декорирование и оформление работ ().
- «Поделки из дисков» - изготовление несложных поделок из дисков.
Теория: Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда. Ознакомление с работами и техникой изготовления поделок из дисков.
Практика: Изготовление поделок из дисков. Декорирование и оформление работ аппликацией ( рамки, органайзер).
- «Разные поделки» - изготовление поделок из бросового материала по желанию
Теория: Ознакомление с работами и техникой изготовления поделок из пробок, палочек, ложек и др. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда.
Практика: Изготовление поделок по желанию. Подбор материала для декорирования и оформления работ.
V. Воспитательные мероприятия - беседы, праздничные мероприятия, общественно-полезный труд (призванные служить расширению кругозора детей, обогащению жизненного опыта, повышению общей культуры).
VІ. Контроль ЗУН (итоговое занятие) - подведение итогов обучения, чему научились. Кроссворды и викторина по темам занятий.
В результате 1-го года обучения, учащиеся получат следующие основные
знания:
• названий и назначений материалов (бумага, ткань, бросовый материал);
• ручных инструментов и приспособлений;
• правил безопасности труда и личной гигиены при работе с разными инструментами;
• некоторых видов ткани и швов;
• некоторые техники прикладного творчества.
умения:
• правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
• соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
• экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, шить швом «вперёд» и «назад» иголкой;
• анализировать под руководством педагога поделку (определять её назначение, материал из которого она изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления)
Второй год обучения направлен на использование приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделий, работу по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
Задачи:
1. Расширять знания и умения детей в области изготовления поделок.
2. Развивать художественный вкус, интерес к искусству и разным техникам.
3. Организовывать участие детей в городских и областных выставках.
4. Воспитывать интерес к творчеству, побуждать желание творить самостоятельно.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ п/п | Разделы программы. | Количество часов | |||
всего | теор. | прак. | |||
Введение в программу | 3 | 1 | 2 | ||
«Бумажные самоделки» | |||||
| 15 | 3 | 12 | ||
| 10 | 2 | 8 | ||
| 9 | 2 | 7 | ||
| 20 | 3 | 17 | ||
| 15 | 2 | 13 | ||
Итого: | 69 | 12 | 57 | ||
«Сказочная страна» | |||||
| 12 | 2 | 10 | ||
| 12 | 2 | 10 | ||
| 9 | 2 | 7 | ||
| 15 | 3 | 12 | ||
Итого: | 48 | 9 | 39 | ||
«Необыкновенные чудеса» | |||||
| 21 | 3 | 18 | ||
| 12 | 2 | 10 | ||
| 15 | 3 | 12 | ||
| 12 | 2 | 10 | ||
Итого: | 60 | 10 | 50 | ||
Изготовление работ для участия в выставках | 15 | 3 | 12 | ||
Воспитательные мероприятия | |||||
| 9 | - | 9 | ||
| 2 | 2 | - | ||
| 6 | - | 6 | ||
| 1 | 1 | |||
Итого: | 18 | 2 | 16 | ||
Контроль ЗУН (итоговое занятие) | 3 | 1 | 2 | ||
Всего: | 216 | 38 | 178 |
Содержание программы 2 года обучения
- Вводное занятие.
Теория: Чему будем учиться на занятиях. Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Показ образцов поделок на компьютере.
Практика: Игровая программа по правилам техники безопасности, ППБ, ПДД.
II. «Бумажные самоделки» - знакомятся с разнообразными техниками работы с бумагой. Инструктаж по правилам техники безопасности.
- «Открытки ручной работы»- технология изготовления открыток, использование аппликации в оформлении открыток.
Теория: Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления.
Практика: Изготовление открыток на подарки для разных случаев.
- Оригами – складывания фигурок из бумаги.
Теория: Знакомство с техникой, базовыми формами и их применением.
Практика: Приёмы складывания из бумаги разных фигурок (бабочка, одежда, курочка и др.), использование их в открытках и других вариантах.
- «Бонбоньерки» - изготовление коробочек для подарков.
Теория: Упаковка подарков. Правила работы с бумагой при изготовлении коробочек, их декорирование. Рассматривание образцов.
Практика: Изготовление подарочных коробочек. Украшение их элементами декора и аппликацией.
- «Айрис фолдинг» - техника «радужного складывания» полосок цветной бумаги под
углом в виде закручивающейся спирали.
Теория: Знакомство с техникой «радужного складывания» и базовыми айрис-шаблонами (треугольник и квадрат). Разбор последовательности выполнения работы по айрис-шаблонам.
Практика: Заготовка полосок бумаги, выполнение работ по готовым айрис-шаблонам. Анализ готовых работ.
- «Разные поделки» – изготовление поделок по желанию, самостоятельное использование
освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.
Теория: Выбор работы в соответствии со своими знаниями и умениями. Планирование работы. Отбор материала и способов декорирования для поделки.
Практика: Выбор техники исполнения. Совместное определение последовательности действий для создания поделки, материалов и способов.
III. «Сказочная страна» - осваивают разные виды техник декоративно- прикладного творчества, закрепляют виды швов, приёмы декорирования поделок.
- «Скрапбукинг» - изготовление открыток ручной работы с использованием в декоре
различных материалов.
Теория: Анализ образцов открыток ручной работы, способов их декорирования. Форма и цветовое решение. Композиция и материалы.
Практика: Подбор материалов, способов декорирования открыток. Определение порядка изготовления. Анализ готовых работ
- «Декупаж» - освоение современной техники декорирования различных предметов.
Теория: Рассказ о технике, материалах и инструментах, Показ презентации и образцов работ.
Практика: Декорирование трёхслойными салфетками тарелочек, дисков.
- «Обереги» - как субъекты культуры и истории.
Теория: История появления оберегов. Беседа об обычаях и приметах. Традиционные обереги. Материалы и инструменты. Последовательность выполнения работы.
Практика: Подбор необходимых материалов. Изготовление оберегов. Презентация готовых работ.
- «Разные поделки» - изготовление поделок по желанию.
Теория: Выбор работы, соответствующей своим знаниям и умениям. Планирование работы. Отбор материала и способов декорирования для поделки.
Практика: Выбор техники исполнения. Совместное определение последовательности действий для создания поделки, материалов и способов.
ІV.«Необыкновенные чудеса» - изготовление поделок из бросового материала.
- «Поделки из одноразовой посуды» - изготовление поделок из одноразовой посуды
Теория: Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Ознакомление с работами и техникой изготовления поделок из одноразовых тарелок, вилок, ложек.
Практика: Изготовление шаблонов и поделок из одноразовой посуды.
- «Поделки из дисков» - использование старых дисков для изготовления поделок.
Теория: Рассматривание работ и их анализ. Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе.
Практика: Планирование работы и подготовка необходимых материалов. Изготовление поделок из дисков (рамки для фото, новогодние игрушки, гирлянды).
- «Плетение из трубочек» - техника плетения из газет и журналов
Теория: Беседа о том, как можно использовать старые газеты и журналы, что можно сделать из них. Показ презентации с образцами работ. Рассказ о технике кручения и складывания трубочек.
Практика: Подготовительная работа. Заготовка трубочек из газет. Плетение из трубочек. Грунтовка изделия, покраска, оформление (панно, баночка, паутина, веер),
- «Разные поделки» - изготовление поделок по желанию, самостоятельное использование
освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.
Теория: Выбор работы, соответствующей своим знаниям и умениям. Планирование работы. Отбор материала и способов декорирования для поделки.
Практика: Закрепление знаний о разных видах техник. Планирование работы по изготовлению поделки. Презентация своей работы.
V. «Изготовление работ для участия в выставках» - изготовление индивидуальных и коллективных работ на выставки разного уровня.
VІ. Воспитательные мероприятия - беседы, праздничные мероприятия, экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества, общественно-полезный труд, призванные служить расширению кругозора детей, обогащению жизненного опыта, повышению общей культуры.
VІІ. Контроль ЗУН (итоговое занятие) – выставка работ детей, подведение итогов обучения, чему научились
В результате 2-го года обучения, учащиеся получат следующие основные
знания:
- названий ручных инструментов, материалов и приспособлений, предусмотренных
программой;
- правил разметки и контроля по шаблонам;
- новых техник прикладного творчества;
- правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
- способов обработки различных материалов предусмотренных программой
умения:
- правильно пользоваться ручными инструментами;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе;
- организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- бережно относиться к инструментам и материалам;
- экономно размечать материал с помощью шаблонов;
- самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
- применять освоенные техники в изготовлении поделок;
- отбирать для работы поделки, соответствующие своим навыкам и умениям;
- уметь работать в коллективе.
На третий год обучения дети закрепляют свои умения подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы, для поделок в соответствии с поставленной задачей, на основе полученных представлений о многообразии техник и материалов, их видах, свойствах, и происхождении.
Задачи:
1. Совершенствовать знания и умения детей в изготовлении поделок в разных техниках.
2. Развивать творческую и трудовую активность, стремление к самостоятельной деятельности.
3. Осуществлять раннюю профессиональную ориентацию детей, знакомить с рабочими профессиями швейного производства.
4. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, взаимопомощь.
Учебно-тематический план 3 года обучения
№ п/п | Разделы программы. | Количество часов | |||
всего | теор. | прак. | |||
Введение в программу | 3 | 2 | 1 | ||
«Бумажные самоделки» | |||||
| 9 | 1 | 8 | ||
| 9 | 1 | 8 | ||
| 12 | 2 | 10 | ||
| 12 | 2 | 10 | ||
Итого: | 42 | 6 | 36 | ||
«Сказочная страна» | |||||
| 12 | 2 | 10 | ||
| 15 | 2 | 13 | ||
| 12 | 2 | 10 | ||
| 12 | 2 | 10 | ||
| 18 | 4 | 14 | ||
| 15 | 3 | 12 | ||
Итого: | 84 | 15 | 69 | ||
IV. | «Необыкновенные чудеса» | ||||
| 15 | 2 | 13 | ||
| 9 | 1,5 | 7,5 | ||
| 9 | 1,5 | 7,5 | ||
| 9 | 1,5 | 7,5 | ||
| 9 | 1,5 | 7,5 | ||
Итого: | 51 | 8 | 43 | ||
V. | Изготовление работ для участия в выставках | 15 | 3 | 12 | |
VI. | Воспитательные мероприятия | ||||
| 6 | - | 6 | ||
| 3 | 3 | - | ||
| 6 | - | 6 | ||
| 3 | 1 | 2 | ||
Итого: | 18 | 4 | 14 | ||
VII. | Контроль ЗУН (итоговое занятие) | 3 | 1 | 2 | |
Всего: | 216 | 39 | 177 |
Содержание программы 3 года обучения
І. Введение в программу- знакомство с программой. Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Показ образцов работ мастеров на компьютере. Правила техники безопасности, ППБ, ПДД.
ІІ. «Бумажные самоделки» - изготовление поделок из разной бумаги в различных техниках
декоративно-прикладного творчества.
- «Открытки ручной работы» - анализ образцов открыток и техник, используемых
в работе.
Теория: Беседа об открытках ручной работы, чем они отличаются. Материал и цветовое решение. Композиция. Подбор способов и приемов изготовления открыток.
Практика: Изготовление открыток с применением разных техник декоративно - прикладного творчества и материалов в их оформлении.
- Изготовление открыток в технике «туннель» - знакомство с техникой изготовления
3Д открыток – «открытка-туннель».
Теория: Знакомство с техникой, её базовыми элементами, особенностями изготовления. Общие понятия построения объемно-пространственной композиции.
Практика: Изготовление конструкции «открытка-туннель». Сквозное отверстие и многослойность составляемых открыток.
- «Квиллинг» - искусство бумагокручения, техника закручивания бумажных полосок.
Теория: Знакомство с техникой и образцами работ. Инструменты и материалы. Основные формы спиралек и способы их закручивания.
Практика: Скручивание разных форм спиралек. Составление из них композиций (цветок, бабочка, пчёлка).
- «Разные поделки» - изготовление поделок по желанию, закрепление и освоение разных
видов техник декоративно - прикладного творчества, приёмов декорирования поделок.
Теория: Выбор работы, соответствующей своим знаниям и умениям. Планирование работы. Отбор материала и способов декорирования для поделки.
Практика: Выбор техники исполнения. Определение последовательности действий для создания поделки, материалов и способов.
III. «Сказочная страна» - расширяют свои знания о техниках прикладного творчества, о приёмах работы и материалах.
- «Скрапбукинг» - изготовление и оформление фотоальбомов, коробочек и открыток.
Теория: Использование техники «скрапбукинг» в оформлении альбомов и подарочных упаковок. Форма и цветовое решение. Композиция.
Практика: Подбор материалов, способов и приемов изготовления. Определение порядка работы. Анализ образцов работ с использованием разных материалов.
- «Декупаж» - декорирования различных предметов, состаривание поверхности.
Теория: Рассказ о технике «кракелюр» –искусственном созданнии трещин для придания старины вещам. Материалы и инструменты. Показ презентации и образцов работ.
Практика: Декорирование предметов трёхслойными салфетками с использованием техники «кракелюр» (шкатулка, стаканчик для карандашей, баночки, бутылки и др.)
- «Айрис фолдинг» - закрепление приёмов складывания полосок под углом, в виде
закручивающейся спирали из разных материалов.
Теория: Закрепление приёмов работы в технике айрис фолдинг с использованием разных материалов (лента, ткань, косая бейка). Построение айрис - шаблонов.
Практика: Самостоятельное построение айрис - шаблонов. Отбор материала. Последовательность выполнения работы с использованием базовых шаблонов. Оформление готовых работ и их презентация.
- «Канзаши» - изготовление цветов и украшений для брошек, заколок и ободков,
из кусочков сложенного шелка и лент.
Теория: Знакомство с техникой, её базовыми элементами и особенностями изготовления - «защипывания» ткани, лент. Материалы и инструменты. Техника безопасности.
Практика: Приёмы складывания из ткани и лент базовых форм. Подбор материала для работы.
- «Чердачная кукла» - изготовление текстильных игрушек, выполненных по технологии
кукол Тильды, ароматизированных различными специями и искусственно состаренных.
Теория: Беседа с демонстрацией образцов. Материалы, инструменты, техника изготовления.
Практика: Изготовление лекал. Выкраивание и шитьё. Набивка и покраска поделок.
- «Разные поделки» - самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.
Теория: Выбор работы в соответствии со своими возможностями (умениями и навыками)
и техники исполнения. Определение последовательности действий для создания поделки. Практика: Подготовка материалов и инструментов. Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность.
ІV.«Необыкновенные чудеса» - изготовление поделок из бросового материала.
- «Поделки из одноразовой посуды» - изготовление поделок из одноразовой посуды
Теория: Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Ознакомление с работами и техникой изготовления поделок из одноразовой посуды (композиции из вилок и ложек, поделки из тарелок и стаканов).
Практика: Выбор работы, подбор соответствующий материалов, изготовление необходимых шаблонов, определение последовательности её выполнения и оформления.
- «Поделки из дисков» - использование дисков в декоре.
Теория: Беседа о том, что можно сделать из дисков, какие ещё понадобятся материалы.
Практика: Поэтапное планирование работы. Подготовка необходимого материала и инструментов (фоторамка, магнит на холодильник, новогодние игрушки)
- «Плетение из трубочек» - разные способы плетения из газет и журналов полезных
вещей и поделок.
Теория: Рассматривание образцов. Закрепление способов скручивания трубочек, способов плетения и их окрашивания.
Практика: Подготовительная работа. Заготовка трубочек из газет. Плетение из трубочек поделки. Грунтовка изделия, покраска, оформление.
- «Веночки» - изготовление веночков с применением разных материалов и техник.
Теория: Выделение общего и отличий в работах. Закрепление знаний о разных видах техник декоративно - прикладного творчества. Планирование работы. Выделения общего способа их создания. Отбор материала и способов изготовления.
Практика: Изготовление веночков с использованием разных материалов и техник. Эскиз. Композиция. Выбор материала и техники исполнения. Презентация своей работы.
- «Разные поделки» - самостоятельное использование освоенных способов для создания
новых, более сложных композиций.
Теория: Выбор работы, соответствующей своим знаниям и умениям. Планирование работы. Отбор материала и способов декорирования для поделки.
Практика: Выбор техники исполнения. Определение последовательности действий создания поделки, материалов и способов.
V. Изготовление работ для участия в выставках - разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.
VІ. Воспитательные мероприятия - беседы, праздничные мероприятия, экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества, общественно-полезный труд, призванные служить расширению кругозора детей, обогащению жизненного опыта, повышению общей культуры (18ч.)
VІІ. Контроль ЗУН (итоговое занятие) - выставка работ детей, подведение итогов обучения, чему научились. Разгадывание кроссвордов по теме декоративно-прикладного творчества. (3ч.)
В результате 3-го года обучения, учащиеся получат следующие основные
знания:
- разных техник прикладного творчества;
- приемов разметки и способов контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).
- способов и приёмов обработки различных материалов, предусмотренных программой;
- правила планирования и организации труда;
- основных правил, способов и приемов работы с разными материалами и инструментами.
умения:
- правильно использовать материалы и инструменты в работе;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно выполнять поделки (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- контролировать правильность выполнения работы
- правильно выполнять изученные технологические операции по разным техникам,
различать их по внешнему виду;
- самостоятельно решать вопросы изготовления поделок из разных материалов (выбор
материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль).
Методическое обеспечение программы
В объединении «Умелые ручки» созданы условия для развития индивидуальных задатков,
интересов и склонностей детей, учитываются их личные запросы, благодаря дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении.
Декупаж, квиллинг, оригами, скрапбукинг, айрис фолдинг, канзаши, чердачная кукла, поделки из бросового материала, открыток ручной работы, плетение из трубочек – освоив эти и другие виды рукоделия, можно своими руками изготовить неповторимые вещи, сделать оригинальные подарки и сувениры своим близким и друзьям. Любимым может стать определённый вид рукоделия, но попробовать выполнить что-то новое всегда интересно. А если ещё и результат превзошёл все ожидания – тогда вдвойне приятно.
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и
творческая.
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой и интернет-ресурсами.
Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов поделок и работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики у детей.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу учащихся. Взаимосвязь этих видов деятельности даёт детям возможность научиться новым видам декоративно-прикладного творчества и проявить свои творческие способности.
При изучении данного курса целесообразнее использовать следующие типы занятий:
- вводные занятия, где дети познакомятся с материалом, техникой, усвоят новые знания, овладеют правилами и законами построения композиций, получат новые навыки и приемы работы;
- комбинированные занятия, на которых будет происходить закрепление и повторение пройденного материала, самостоятельная поисковая работа, применение на практике полученных умений и навыков;
- контрольные занятия, игры, путешествия которые позволят учащимся раскрыть свои творческие способности, умение оценивать себя с другой стороны.
На занятиях используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. В процессе обучения все метода реализуются в тесной взаимосвязи. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализации интереса, выставки детских работ, конкурсы.
Важным условием творческого самовыражения учащихся выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора при выполнении творческих работ и форм их выполнения, материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержания.
Занятия проводятся в групповой форме, в удобное для детей время, в специально оборудованном кабинете, оформленном в соответствии с санитарными нормами. Есть всё необходимое для развития детского творчества: столы и стулья для педагога и детей; шкафы и полки для размещения образцов поделок и пособий; стеллажи и стенды для выставки детских работ; компьютер.
Кабинет оформлен работами педагога и учащихся прежних лет, которые вызывают у детей интерес к рукоделию. Имеется методическая литература, изготовлено много выкроек-лекал, шаблонов и образцов готовых изделий. Дети обеспечиваются всеми необходимыми материалами и инструментами для занятий. На занятиях используется компьютер, который расширяет возможности для знакомства детей с разными видами декоративно - прикладного творчества, позволяет рассмотреть необходимый материал для занятия и заинтересовать предстоящей работой. От этого во многом зависит успешная деятельность творческого коллектива.
С целью более широкого ознакомления разрабатывается наглядный материал, электронные уроки по темам, создаются презентации в программе POWER POINT, отражающие разнообразие изучаемых техник.
Задачей деятельности учащихся является не только приобретение им теоретических и практических знаний и умений, но и утверждение себя в кругу своих сверстников. Значима роль этих занятий в интеллектуальном, нравственном и эстетическом развитии - дети посещают выставки декоративно-прикладного творчества, знакомятся с работами народных умельцев и других ребят.
Итог занятий в объединении “Умелые ручки” - участие детских работ в выставках, ярмарках и конкурсах разного уровня.
Ожидаемые результаты реализации программы: самоопределение и самореализация личности; успешная социализация в обществе; выбор жизненного пути; организация содержательного досуга; здоровый образ жизни.
Список литературы
Список литературы, использованной при составлении программы
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодёжной политике, воспитания и социальной защиты Минобрнауки России от 11.12.2006. №06-18184
- Беспятова К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. - М.: Айрис-пресс, 2003.
- Горнова Л.В. и др. Студии декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2008.
- В. А. Горский В.А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.– М.: Просвещение, 2010.
- Долженко Г.И. Сто поделок из бумаги. - Ярославль: Академия Холдинг, 2004.
- Чибрикова О. В. Поделки из кожи своими руками. - М.: ЭКСМО, 2006.
- Чибрикова О. В. Прикольные подарки к любимому празднику. - М.: 2006.
- Зайцева А.А. Искусство киллинга: магия бумажных лент. - М.: ЭКСМО, 2009
- Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.
- Айдиете Р. А. Магия декупажа. - М.: ЭКСМО, 2010.
- Воронова О. В. Декупаж: Новые идеи, оригинальные техники. - М.: ЭКСМО, 2010.
- Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. - М.: Скрипторий, 2003.
- Д. Чиотти Оригинальные поделки из бумаги. - М.: Мир книги, 2010.
- Чибрикова О. Оригинальные поделки из ненужных компакт-дисков. - М.: Эксмо, 2007.
- Шептуля А. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. – М.: Эксмо, 2007.
Список литературы, используемой для реализации программы
- Цирулик Н.А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. – Самара: 2002.
- Махмутова Х. И. Декупаж из салфеток. – М.: ЭКСМО, 2009.
- Чибрикова О.В. Поделки из кожи своими руками. - М.; ЭКСМО, 2006.
- Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любимому празднику. - М.; 2006.
- Чибрикова О. В. Прикольные подарки к любимому празднику. - М.: 2006.
- Подарки к Пасхе. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
- Джен Грин Всё пригодиться. – М.: Махаон, 1998.
- Гомозова Ю.Б, Гомозова С.А. Праздник своими руками. – Ярославль, 2001.
- Шахова Н.В. Сувениры из кожи. – М.:РИПОЛ КЛАСИК, 2006.
- Мастерилки. - №10/1999, №14/1999, №8/2000, №18/2000.
- Чибрикова О. Оригинальные поделки из ненужных компакт-дисков. - М.: Эксмо, 2007.
- Шептуля А. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. – М.: Эксмо, 2007.
.
Список литературы, рекомендованный детям и родителям
- Чибрикова О.В. Поделки из кожи своими руками. - М.; ЭКСМО, 2006.
- Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любимому празднику. - М.; 2006
- Чибрикова О. Оригинальные поделки из ненужных компакт-дисков. - М.: Эксмо, 2007.
- Шептуля А. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. – М.: Эксмо, 2007.
- Мастерилки. - №10/1999, №14/1999, №8/2000, №18/200
Интернет ресурсы
- http://stranamasterov.ru/gallery,
- http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587?page=22
- http://dekupaj.ru/
- http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/776
- http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587
- http://stranamasterov.ru/node/1364
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Скрапбук
- http://www.scraboo.ru/
- http://rus-scrap.ru/
- http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/886
- http://www.sdelaurukami.ru/scrapbook.html - Сделаю руками (библиотека)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личная программа по декоративно-прикладному искусству
Личная программа по декоративно-прикладному искусству в начальной школе....
Рабочая программа объединения декоративно - прикладного творчества "Природа и фантазия"
Рабочая программа «Природа и фантазия» объединения декоративно – прикладного творчества является модифицированной. По своему функциональному назначению программа является прикладной, то есть создаёт у...
Авторизованная программа по декоративно - прикладному творчеству «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»
Программ "цветы как средство развития творческих спрсобностей воспитанников школы - интерната" ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала по средствам декоративно - прикладной и ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа курса «Декоративно-прикладное творчество» для 5-7 классов
Важнейшая особенность развития творческого потенциала детей состоит в том, что трудовая и культурно-досуговая деятельность полезна, так как она обеспечивает общее развитие личности, способствует получ...
АДАПТИРОВАННАЯ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по декоративно-прикладному творчеству «Фантазия»
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (новому году и рождеству, ко...
Дополнительная общеразвивающая программа. Кружок декоративно - прикладного творчества "Сундучок"
Программа дополнительного образования решает задачи реализации образовательных потребностей детей с нарушением слуха в развитии их творческих способностей, развития их жизненных и социальных ком...