Общеразвивающая программа по декоративно-прикладному творчеству "Калейдоскоп увлечений"
рабочая программа по теме

Цыганкова Татьяна Анатольевна

Программа разработана в соответствии с новыми требованиями к общеразвивающим программам дополнительного образования. Хотелось бы получить ваши отзывы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Диагностика освоения программы ДО воспитанниками

Объединение: «Умелые ручки»

Педагог: Цыганкова Т.А.      

Группа № ____  (__ год об.)                                                                                                              20__ - 20__  учебный  год                                                                                                                                                                    

Фамилия, имя

ребёнка

Теоретическая

подготовка

Практическая подготовка

Уровень воспит.

(коммуникат-ть,

кач-ва личности)

Общий уровень

    ЗУН

 знание

инстру-ов

знание матер-ов

пользов-ие

шаблонами

владение

ножниц-ми

шитьё иголкой

работа с бумагой

работа с тканью

работа с брос.  мат.

аккурат-ность

интерес

уровни

месяца

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

Дата _______________                                                                                                         Подпись ________________________

Дата _______________                                                                                                         Подпись _______________________

Дата _______________                                                                                                         Подпись ________________________

Диагностика освоения программы ДО воспитанниками

Объединение: «Умелые ручки»

Педагог: Цыганкова Т.А.дщю      

Группа № ____  (2 год об.)                                                                                                              20___ – 20____  учебный  год

                                                                                                                                                                     

Фамилия, имя

ребёнка

Теоретическая

подготовка

Практическая подготовка

Уровень воспит.

(коммуникат-ть,

кач-ва личности)

Общий уровень

    ЗУН

знание

инстр-ов и

матер-ов

знание техник ДПТ

использование инструментов

работа с бумагой

работа с тканью

работа с бросовым

матер-ом

изготов-е

шаблонов

оформление работ

взаимопомощь

творчество

месяца

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

Дата _______________                                                                                                         Подпись ________________________

Дата _______________                                                                                                         Подпись _______________________

Дата _______________                                                                                                         Подпись ________________________

 Диагностика освоения программы ДО воспитанниками

Объединение : «Умелые ручки»

Педагог: Цыганкова Т.А.дщю      

Группа № ____  ( 3  год об.)                                                                                                              20__ -  20__  учебный  год    

                                                                                                                                                                 

Фамилия, имя

ребёнка

Теоретическая

подготовка

Практическая подготовка

Уровень воспит.

(коммуникат-ть,

кач-ва личности)

Общий уровень

    ЗУН

 знание термино-логии

знание техник ДПТ

работа с бумагой

работа с тканью

работа с бросовым

матер-ом

изготов-е

шаблонов

оформление работ

самост.

выбор работы

самокон-троль

творчество

уровни

месяца

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

С

Я

М

Дата _______________                                                                                                         Подпись ________________________

Дата _______________                                                                                                         Подпись _______________________

Дата _______________                                                                                                         Подпись ________________________



Предварительный просмотр:

Отдел по культуре администрации  АМО

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр «Перспектива»

РАССМОТРЕНО:

на заседании методического совета

протокол № ____        

от «____» _________ 20___г

                                                                 УТВЕРЖДАЮ:                                         Директор  ДЮЦ «Перспектива»                                                                                    ______________ Р.Н. Селиванова

    «_____» ______________20____г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на 2014/15 учебный год

к программе «Калейдоскоп увлечений»

группа  №1  /1  год обучения

педагог: Цыганкова Татьяна Анатольевна

 количество часов в неделю - 4   /на год – 144

Тематическое планирование составил (а)

____________________/______________________

 подпись                      расшифровка подписи

Календарно-тематическое планирование по программе «Калейдоскоп увлечений»

1 год обучения

 п/п

Тема

Кол.

час.

Дата

Содержание

СЕНТЯБРЬ (6 занятий)

1

Вводное занятие

Введение, инструктаж по ТБ.  

2

Знакомство с детьми, программой. Материалы и оборудование.  Инструктаж по ТБ.

Вдевание нитки в иголку, завязывание узелка. Шов «вперёд» и «назад» иголкой.

2-3

Айрис фолдинг

- Дары осени  (айрис)

- Цветы (айрис)

4

2

2

- Знакомство с техникой радужного складывания. Изготовление картинок из полосок бумаги.

- Закрепление приёмов работы в технике айрис фолдинг.

4

Милые вещички

 -  Панно «Банки с пуговицами»

2

2

- Учить пришивать пуговицы, изготавливать картинки для оформления дома.

5-6

Оригами

- Осенние листья

- Карандаш

4

2

2

- Учить работать по схемам, ровно складывать бумагу по линиям, выполнять простые поделки в технике оригами.

- Отрабатывать навыки складывания бумаги по схемам.

ОКТЯБРЬ (9 занятий)

7

Открытки

- Открытка ко дню учителя

4

2

- Учить делать открытки ручной работы.

8-9

Техника «йо-йо»

- Вишенки/ дерево

- Тыква

4

2

2

 - Знакомство с техникой «йо-йо» и базовыми элементами. Учить шить швом «вперёд» иголкой.

- Применение техники «йо-йо» в изготовлении поделок..

10

Поделки из одноразовой посуды

- Рыбки

2

2

-Учить изготавливать поделки из одноразовых тарелок., декорировать  их разными материалами.

11

Айрис фолдинг

- Посуда.

2

2

- Закреплять умение создавать рисунок из  бумажных полосок по айрис –схемам.

12-13

Милые вещички

- Панно из круп.

- Игольница

4

2

2

- Учить использовать для создания рисунка разные крупы.

- Закреплять навыки шитья  и набивки изделия, делать полезные поделки.

14

Открытки

- Открытка - сюрпризы

2

2

- Изготовление открыток-сюрпризов с применением разных материалов.

15

Бонбоньерки

- Коробочка-торт

2

2

- Познакомить с обозначением линий (сплошные и пунктирные). Учить ровно складывать бумагу по линиям сгибов.

НОЯБРЬ (8 занятий)

16

Воспитательные мероприятия

- Беседа «Основы безопасности»

  Игровая программа

2

1

1

- Закрепить правила безопасного поведения и дорожного движения.

- Воспитывать сплочённость, коллективизм в играх.

17-18

Поделки из одноразовой посуды

- Птичка в гнезде

-  Куколка

4

2

2

- Применение одноразовых тарелок для изготовления поделок.

- Закрепление навыков работы с тарелками.

19

Айрис фолдинг

- Панно в технике айрис фолдинг.

2

2

- Закреплять умение создавать рисунок из  бумажных полосок по айрис-схемам.

20

Разные поделки из бумаги

- По желанию

2

2

Учить самостоятельно выбирать работу, делать забавные игрушки из бумаги, украшать их аппликацией.

21

Техника «йо-йо»

- Брошка

2

2

- Учить изготавливать брошки из базовых элементов йо-йо с использованием пуговиц и бусин. Закрепить навыки шитья.

22-23

Разные поделки

- Саше (разные техники)

- Цветы для мамы (брос. материал)

4

2

2

- Дать понятие «саше», учить изготавливать ароматные мешочки-саше, украшать их аппликацией из ткани.

- Изготовление кал  из ватных дисков в подарок маме.

ДЕКАБРЬ (10 занятий)

24

Разные поделки (брос. материал)

- Игрушки из киндер-сюрпризов.

2

2

- Учить изготавливать игрушки на ёлку из киндер-сюрпризов.

25

Поделки из одноразовой посуды

- Снеговик (тарелки)

2

2

- Научить делать снеговика из одноразовых тарелок и ваты.

26-28

Разные поделки  из бумаги:

«Мастерская Деда Мороза»

- Новогодние украшения

-Игрушки на ёлку

-  Снежинки

6

2

2

2

 

- Учить изготавливать новогодние украшения из бумаги, декорирование их разными материалами.

 - Изготовление новогодних игрушек на ёлку.

- Учить вырезать снежинки.

29

Диски

- Украшения на ёлку из дисков

2

2

- Учить использовать старые диски для украшения ёлки, выполнять аппликацию из самоклеющейся плёнки.

30

Бонбоньерки

- Коробочка-ёлка

2

2

- Упражнять в изготовлении подарочных коробочек из картона и бумаги.

31

Открытки

- Новогодняя открытка

4

2

- Закрепить умение аккуратно складывать листы бумаги, выполнять аппликацию. Развивать творчество.

32

Разные поделки (брос. материал)

- По желанию

2

2

- Учить самостоятельно выбирать работу в соответствии с учётом ЗУН.

33

Воспитательные мероприятия

- Игровая программа «Здравствуй  

 Новый год!»

2

1

1

- Воспитывать сплочённость, коллективизм  и дружеские отношения.

ЯНВАРЬ (7 занятий)

34

Воспитательные мероприятия

- Общественно-полезный труд

  -  Игровая программа

2

1

1

- Уборка кабинета, сортировка материала.

- Сплочение коллектива в совместных играх

35-36

Милые вещички

- Брелки из кожи

- Рамка для фото

4

2

2

Освоение приёмов работы нетрадиционными материалами.

- Учить изготавливать брелки из кожи.

- Применение палочек в изготовлении рамки для фото.

37

Диски

- Органайзер из диска

2

2

- Закреплять навыки работы с дискам. Изготавливать из них полезные вещички.

38

Айрис фолдинг

- Животные

2

2

- Упражнять в изготовлении картинок в технике айрис фолдинг.

39

Разные поделки (брос. материал)

- Поделки из пробок

2

2

Познакомить с применением пробок от бутылок для изготовления поделок.  Создание разных животных их пробок.

40

Оригами

- Говорящие звери

2

2

- Закрепление навыков работы с бумагой в технике оригами. Изготовление зверей с подвижными деталями.

ФЕВРАЛЬ  (8 занятий)

41

Поделки из одноразовой посуды

- Человечки из стаканчика

2

2

- Учить делать поделки из стаканчиков, дополнять деталями, декором и аппликацией.

42

Милые вещички

- Валентинка

2

2

- Учить изготавливать валентинки из разных материалов

43-44

 Открытки

- Ко дню Святого Валентина

- К 23 февраля

4

2

2

- Продолжать учить изготавливать открытки к праздникам, дополнять их декором из разных материалов.

45-46

Оригами

-Рубашка

- Цветы

4

2

2

- Закреплять умение работать по схемам, складывая рубашку, дополнять работу отдельными деталями.

- Изготовление цветов в технике оригами.

47

Разные поделки (разные тех-ки)

- Декупаж (по желанию)

2

2

- Знакомство с техникой «декупаж». Изготовление поделок  с применением данной техники.

48

Открытки

- Девичьи открытки

2

2

- Изготовление открыток с платьями из разных материалов.

МАРТ  (9 занятий)

49

Воспитательные мероприятия

- Беседа о правилах поведения

 - Игровая программа

2

1

1

- Воспитывать правила поведения через показ мультфильмов.

- Способствовать созданию коллектива в объединении через совместные игры.

50

 Открытки

- Открытка к 8 марта

2

2

- Закреплять навыки работы с разными материалами при изготовлении открыток.

51

Бонбоньерки

- Подарочная упаковка

2

2

Учить работать с  шаблонами, изготавливать подарочные коробочки в форме кеда и платья.

52

Техника «Йо-йо»

-  Цветок

2

2

- Упражнять в изготовлении цветов в технике «йо-йо».

53-54

Разные поделки (разные тех-ки)

- По желанию

- Обереги

4

2

2

- Изготовление поделок в  разных техниках. Выбор и планирование работы.  

- Познакомить с видами оберегов. Домовёнок из мешковины.

55

Айрис фолдинг

- Платье

2

2

- Изготовление платья в технике айрис фолдинг из упаковочных лент и полосок бумаги.

56

Поделки из дисков

- Коллективная работа «Гусеница»

2

2

- Продолжать учить изготавливать поделки из дисков, выполнять коллективную

 работу.

57

Открытки

-Открытка ко дню птиц

2

2

- Закрепление навыков изготовления открыток, умения подбирать материалы для их декора.

АПРЕЛЬ  (9 занятий)

58

Техника «Йо-йо»

-  Брошка

2

2

- Закрепление навыков шитья, Изготовление брошек из элементов техники «йо-йо».

59-61

Поделки из одноразовой посуды

- Курочка

-  Зайчик со стаканчиком

- Ёжик

6

2

2

2

- Научить делать курочку из одноразовой тарелки, выполнять аппликацию.

- Изготовление зайчика из стаканчика

- Изготовление ёжика из тарелки..

62-63

Разные поделки (разные тех-ки)

- Магнит на холодильник «Яйцо»

- Топиарий

4

2

2

- Учить отливать половинки яиц из гипса, украшать их росписью и декупажем.

- Учить изготавливать дерево  счастья - топиарий.

64

 Открытки

- Пасхальная открытка

2

2

- Традиции праздника. Изготовление пасхальной открытки и её декорирование.

65

Диски

- Смешарики

2

2

-   Научить изготавливать из дисков героев любимых мультфильмов.

66

Милые вещички

- Цветы в вазе

2

2

- Продолжать учить делать полезные поделки для дома и родных

МАЙ  (6 занятий)

67-68

Разные поделки

- Чеснок (бросовый материал)

- Из бумаги

2

2

2

- Учить изготавливать чеснок из полиэтиленовых мешочков.

- Закреплять приёмы работы с бумагой.

69

 Открытки

- Открытка к 9 мая

2

2

- Продолжать учить делать открытки к праздникам.

70

Оригами

- Бабочка

2

2

- Изготовление поделок в технике оригами из разных материалов – бумага, ткань.

71

Итоговое занятие

 - Контроль ЗУН

2

- Проверка освоения программы: теория и практика.

72

Воспитательные мероприятия

- Общественно-полезный труд

 - Игровая программа

2

1

1

- Уборка кабинета и сортировка материалов.

- Игровая программа для сплочения коллектива.



Предварительный просмотр:

Отдел по культуре администрации  АМО

муниципальное автономное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр «Перспектива»

 

   

                                                                                                       УТВЕРЖДАЮ:                                         Директор  ДЮЦ «Перспектива»                                                                                    ______________ Р.Н. Селиванова

    «_____» ______________20____г.

                                                                        Протокол методического совета №___

                                                                         от  «____»_______________20____г.

Дополнительная общеразвивающая

 программа

«Калейдоскоп увлечений»

возраст обучающихся 7 -12 лет

срок реализации - 3 года

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Цыганкова Татьяна Анатольевна

Ангарск

  2014

Пояснительная записка

Декоративное искусство - обширнейшая область творческой деятельности человека и  особая сфера художественной деятельности, развивающаяся по своим законам, обладающая собственными выразительными средствами и оказывающая большое влияние на общественное самосознание.

Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие зрением и осязанием, поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.        

Раннее развитие способности к творчеству - залог будущих успехов. Каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития и этот потенциал надо раскрыть.

Приобщение детей не только к восприятию красоты, но и к процессу  создания своими руками полезного и красивого имеет большую воспитательную ценность и нравственно-эстетическое значение. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания работ у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Декоративное искусство  продолжает жить в современном мире, находит новые средства выразительности, знакомить с ним детей можно практически через все виды деятельности.

Направленность программы

Программа «Калейдоскоп увлечений» по содержанию является художественно-эстетической, так как декоративное творчество - это составная часть художественно-эстетического направления. Оно, наряду с другими видами искусства, готовит детей к пониманию художественных образов, знакомит  с различными средствами выражения, способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что является «базовыми ориентирами Федеральных образовательных стандартов». На основе эстетических знаний и художественного опыта у них складывается отношение к собственной художественной  деятельности.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна данной образовательной программы заключается в применении новых технологий и вариации нетрадиционных художественных техник.  Она объединяет в себе систему интеграции традиционных и инновационных форм, методов и приёмов обучения декоративно-прикладному искусству, которая направлена на формирование творческих способностей учащихся, создание необходимых условий для развития мотивационной сферы и творческого потенциала личности  ребенка.

Актуальность предлагаемой дополнительной образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей, и тем, что декоративно-прикладное творчество всегда в моде, особенно сейчас, когда растёт интерес к разным техникам прикладного творчества и имеется возможность больше узнать о них через интернет.  Программа «Калейдоскоп увлечений» компенсирует недостаток эмоциональной, творчески активной и продуктивной деятельности учащихся. 

Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребенка за счет его самореализации в процессе обучения рукоделию. Занимаясь по программе, дети не только осваивают разнообразные техники, но и реализуют свой творческий потенциал, погружаясь в данный вид творчества. В дальнейшее они выберут то, что им более интересно, чем будут заниматься, что, возможно, станет их хобби в жизни.

Цели и задачи

Цель данной программы – раскрыть и развить потенциальные художественные способности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие через увлечение  прикладными видами творчества, способствовать удовлетворению потребности детей в практической деятельности, осуществляемой по законам красоты.

Задачи:

Обучающие:

 - познакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

 - научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

 - обучить технологиям разных видов рукоделия.

Воспитательные:

 - приобщить детей к системе культурных ценностей, формировать потребность в их дальнейшем обогащении;

 - способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

 - развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка;

 - развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, моторику рук, глазомер;

 - развивать положительные эмоции и волевые качества.

Отличительные особенности программы

Программа «Калейдоскоп увлечений» разработана для  занятий в объединении «Умелые ручки» декоративно-прикладным творчеством. В 2012 году возникла необходимость корректировки старой программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения и интересами детей.  При разработке программы был учтен уже имеющийся опыт работы объединения  по программе «Игрушки-сувениры», проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Эти программы, хотя и представляют значительный интерес с точки зрения организации внеурочной деятельности детей, но в основном представлены узкими направлениями декоративно – прикладного  творчества.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных техниках декоративно-прикладного творчества (более десяти техник), более углубленно и широко изучить наиболее понравившиеся и максимально реализовать себя в них.

Возраст детей, сроки реализации и режим занятий

Данная образовательная программа предполагает обучение детей 7-12 лет и рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.  В объединение «Умелые ручки» принимаются все желающие.  

Наполняемость в группах: первый год обучения -15 человек; второй -12 человек; третий - 10 человек. Уменьшение числа учащихся в группах на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объёма и сложности изучаемого материала.

 На 1-м году обучения занятия проводятся 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа, всего 144 часа в год),  на 2-м и 3-м году обучения – 6 часов в неделю  (2 раза по 3 часа, всего 216 часов в год).         Программа адаптированная, создана с учётом особенностей формирования групп и  состоит из трёх основных блоков:

 - работа с бумагой «Бумажные самоделки»;

 - работа с тканью «Необыкновенные чудеса»;

 - работа с бросовым материалом «Необыкновенные чудеса».

  Программа предполагает возможность вариативного содержания - в зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание блоков и занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

  В  1 год обучения она более облегчённая, в каждом блоке дети осваивают несколько несложных техник, больше времени отводится работе с бумагой и картоном, изготовлению  несложных поделок. В последующие года обучения  программа усложняется за счёт добавления новых техник прикладного творчества по блокам, и изготовления более сложных поделок.

Ожидаемые результаты

После трёх лет обучения по программе «Калейдоскоп увлечений» учащиеся

будут знать:

- правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;

- свойства и особенности различных художественных материалов, техник работы с ними;

- направления

 развития декоративно-прикладного творчества и разнообразные техники;

- смысловую связь элементов;

  будут уметь:

- пользоваться инструментами, материалами и приспособлениями;

- умело сочетать различные материалы для реализации творческого замысла;

- владеть средствами выразительности;

-  выполнять работы в разных техниках прикладного творчества;

   у них будут развиты:

- образное мышление при создании ярких, выразительных образов;

- воображение, творческая активность, фантазия;

- свободное владение понятийным аппаратом;

- умение анализировать, давать оценку;

- самостоятельность в создании новых оригинальных поделок;

          будут обладать следующими качествами:

- самостоятельное мышление, умение отстаивать своё мнение;

- потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;

- самокритичность в оценке своих творческих и профессиональных способностей;

- умение воспринимать прекрасное в жизни и искусстве.

Формы выявления, фиксации и предъявления  результатов

Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии для выявления, фиксации и предъявления результатов освоения программы:

 - текущая оценка, достигнутого результата самим ребенком;

 - оценка законченной работы;

 - участие в выставках, конкурсах

 - реализация творческих идей;

 - открытые и контрольные занятия;

 - диагностика (входная, промежуточная и итоговая);

 - анализ выполнения программы.

Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого воспитанника, результатом которого может стать выполнение творческой работы.

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (бумага, картон, ткань, бросовый материал и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно-прикладного искусства,  изготовление простейших  декоративно- художественных изделий, умение организовать свое рабочее место.

Задачи:

1. Познакомить детей с разными материалами и видами ручных работ, с миром народного искусства.

2. Формировать практические трудовые навыки  изготовления поделок.

3. Воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение.

Учебно-тематический план 1 года обучения

п/п

Разделы программы.

Количество часов

всего

теор.

прак.

Введение в программу

2

1

1

 «Бумажные самоделки»

  1. Открытки

20

4

16

  1. Оригами

12

2

10

  1. Бонбоньерки (коробочки)

6

2

6

  1. Айрис фолдинг (бумага)

12

2

10

  1. Разные поделки (по желанию)

10

2

6

                                                                                       Итого:                    

60

12

48

«Сказочная страна»

  1. Техника «Йо-йо»

10

2

10

  1. Милые вещички

16

4

12

  1. Разные поделки (по желанию)

10

2

6

                                                                                       Итого:                

36

8

28

 «Необыкновенные чудеса»

  1. Поделки из одноразовой посуды

16

4

12

  1. Из дисков

10

2

8

  1. Разные поделки (по желанию)

8

2

6

                                                                                       Итого:                          

34

8

26

Воспитательные мероприятия

  1. Мероприятия и игровые программы

6

-

6

  1. Беседы

2

2

-

  1. Общественно-полезный труд

2

-

2

Итого:  

10

2

8

Контроль ЗУН (итоговое занятие)

2

1

1

   Всего:

144

32

112

Содержание программы 1 года обучения

I. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с детьми, основными направлениями работы на занятиях. Материалы и оборудование.  Инструктаж по правилам техники безопасности. Виды тканей и швов.

Практика: Вдевание нитки в иголку, завязывание узелка.  Шов «вперёд» и «назад» иголкой.

II. «Бумажные самоделки» - знакомство с художественными возможностями и свойствами бумаги, способами работы с ней: вырезание, смятие, обрывание,  складывание. Приобретение  навыков работы с ножницами, клеем, шаблонами. Развитие глазомера, объёмного мышления.  

  1. Открытки – изготовление открыток к праздникам, открыток-сюрпризов.    

Теория:  Работа с шаблонами. Способы сгибания, разрезания,  склеивания бумаги. Симметричное складывание и вырезывание. Оформление открыток.

Практика: Изготовление открыток и открыток сюрпризов. Выполнение работы с использованием аппликации, декорирование их разными материалами.

  1. Оригами –  складывания простых фигурок из бумаги.

Теория: Знакомство с техникой, простыми базовыми формами и их применением.

Практика: Приёмы складывания  из бумаги разных фигурок, использование их в открытках и других вариантах.

  1. «Бонбоньерки» - изготовление простых коробочек для подарков.   

Теория: Упаковка подарков. Условное обозначение линий (сплошных и пунктирных). Украшение коробочек. Рассматривание образцов.

Практика: Сгибание по прямым линиям. Изготовление подарочных коробочек, украшение их элементами декора и аппликацией.

  1. «Айрис фолдинг» - техника «радужного складывания» полосок цветной бумаги под

углом в виде закручивающейся спирали.   

Теория: Знакомство с техникой «радужного складывания». Разбор последовательности выполнения работы из бумаги  по айрис-шаблонам.

Практика: Нарезание и складывание полосок бумаги, выполнение несложных работ по готовым айрис-шаблонам.

  1. «Разные поделки» - изготовление поделок из бумаги по желанию, самостоятельное

 использование освоенных навыков и  способов для их создания.                     

Теория: Выбор работы  в соответствии со своими знаниями и умениями.  Планирование работы. Отбор материала и способов декорирования для поделки.

Практика: Закрепление навыков работы с шаблонами, бумагой, картоном, клеем.  Совместное определение последовательности действий для создания поделки, материалов и способов. Использование аппликации и различных материалов в декоре поделок.

III. «Сказочная страна» -         осваивают разные виды швов, навыки изготовления игрушек из ткани, способы их соединения, набивки и декоративного оформления.

  1. «Йо-йо» - знакомство с техникой, её базовыми элементами.

Теория: Из истории техники «йо-йо». Знакомство с базовыми элементами и работами в этой технике.  Закрепление шва  «вперёд» иголкой.

Практика: Изготовление простых работ в технике «йо-йо». Составление коллективной композиции из отдельных элементов. Подбор ткани и вырезание по шаблону кругов разного диаметра, шитьё швом «вперёд» иголкой (цветы, ягоды, деревья и т.д.).

  1. «Милые вещички» - учатся делать игрушки, выполняющие ещё какую-нибудь полезную функцию, украшающие наше жилище.

Теория: Закрепление знаний о разных материалах, технологии  изготовления. Правила раскроя, соединения и оформления деталей поделок. Работа с шаблонами.

Практика: Раскрой по шаблонам. Соединение деталей и оформление поделок (игольницы, брошки, брелки, обереги и т.д.).

  1. «Разные поделки» - изготовление поделок из бумаги по желанию, самостоятельное

 использование освоенных навыков и  способов для их создания.                     

Теория: Выбор работы  в соответствии со своими знаниями и умениями.  Планирование работы. Отбор материала и способов декорирования для поделки.

Практика: Закрепление навыков работы с шаблонами, бумагой, картоном, клеем.  Совместное определение последовательности действий для создания поделки, материалов и способов. Использование аппликации и различных материалов в декоре поделок.

ІV. «Необыкновенные чудеса» - изготовление поделок из бросового материала.  

  1. «Поделки из одноразовой посуды» - изготовление поделок из одноразовой

посуды.

Теория: Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Ознакомление с работами и техникой изготовления поделок из одноразовой посуды.  

Практика: изготовление поделок из одноразовых тарелок, и стаканчиков. Декорирование и оформление работ ().

  1. «Поделки из дисков» - изготовление несложных поделок из дисков.

Теория: Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда. Ознакомление с работами и техникой изготовления поделок из дисков.

Практика: Изготовление поделок из дисков. Декорирование и оформление работ аппликацией ( рамки, органайзер).

  1. «Разные поделки» - изготовление поделок из бросового материала по желанию

Теория: Ознакомление с работами и техникой изготовления поделок из пробок, палочек, ложек и др. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда.

Практика: Изготовление поделок по желанию. Подбор материала для декорирования и оформления работ.

V. Воспитательные мероприятия - беседы, праздничные мероприятия, общественно-полезный труд (призванные служить расширению кругозора детей, обогащению жизненного опыта, повышению общей культуры).  

VІ. Контроль ЗУН (итоговое занятие) -  подведение итогов обучения, чему научились. Кроссворды и викторина по темам занятий.

В результате 1-го года обучения, учащиеся получат следующие основные

знания:

• названий и назначений материалов (бумага, ткань, бросовый материал);

• ручных инструментов и приспособлений;

• правил безопасности труда и личной гигиены при работе с разными инструментами;

некоторых видов ткани и швов;

• некоторые техники прикладного творчества.

умения: 

• правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

• соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

• экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, шить швом «вперёд» и  «назад» иголкой;

• анализировать под руководством педагога поделку (определять её назначение, материал из которого она изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления)

Второй год обучения направлен на использование приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделий, работу по  эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.

Задачи:

1.  Расширять знания и умения детей в области изготовления поделок.

2.  Развивать художественный вкус, интерес к искусству и разным техникам.

3.  Организовывать участие детей в городских и областных выставках.

4.  Воспитывать интерес к творчеству, побуждать желание творить самостоятельно.

Учебно-тематический план 2 года обучения

п/п

Разделы программы.

Количество часов

всего

теор.

прак.

Введение в программу

3

1

2

 «Бумажные самоделки»

  1. Открытки ручной работы

15

3

12

  1. Оригами

10

2

8

  1. Бонбоньерки (коробочки)

9

2

7

  1. Айрис фолдинг (бумага)

20

3

17

  1. Разные поделки (по желанию)

15

2

13

                                                                               Итого:                    

69

12

57

«Сказочная страна»

  1. Скрапбукинг

12

2

10

  1. Декупаж

12

2

10

  1. Обереги

9

2

7

  1. Разные поделки (по желанию)

15

3

12

                                                                          Итого:                        

48

9

39

 «Необыкновенные чудеса»

  1. Поделки из одноразовой посуды

21

3

18

  1. Из дисков

12

2

10

  1. Плетение  из трубочек

15

3

12

  1. Разные поделки (по желанию)

12

2

10

                                                                             Итого:                      

60

10

50

Изготовление работ для участия в  выставках

15

3

12

Воспитательные мероприятия

  1. Мероприятия и игровые программы

9

-

9

  1. Беседы

2

2

-

  1. Экскурсии

6

-

6

  1. Общественно-полезный труд

1

1

                                                                          Итого:                          

18

2

16

Контроль ЗУН (итоговое занятие)

3

1

2

   Всего:

216

38

178

Содержание программы 2 года обучения

  1. Вводное занятие.        

Теория: Чему будем учиться на занятиях. Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Показ  образцов поделок на компьютере.

Практика: Игровая программа по правилам техники безопасности, ППБ, ПДД.

II. «Бумажные самоделки»  - знакомятся с разнообразными техниками работы с бумагой.   Инструктаж по правилам техники безопасности.  

  1. «Открытки ручной работы»-  технология изготовления открыток, использование аппликации в оформлении открыток.      

Теория: Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления.

Практика: Изготовление открыток  на подарки для разных случаев.

  1. Оригами –  складывания фигурок из бумаги.

Теория: Знакомство с техникой, базовыми формами и их применением.

Практика: Приёмы складывания  из бумаги разных фигурок (бабочка, одежда, курочка и др.), использование их в открытках и других вариантах.

  1. «Бонбоньерки» - изготовление коробочек для подарков.   

Теория: Упаковка подарков. Правила работы с бумагой при  изготовлении коробочек, их декорирование. Рассматривание образцов.

Практика: Изготовление подарочных коробочек. Украшение их элементами декора и аппликацией.

  1. «Айрис фолдинг» - техника «радужного складывания» полосок цветной бумаги под

углом в виде закручивающейся спирали.   

Теория: Знакомство с техникой «радужного складывания»  и базовыми айрис-шаблонами (треугольник и квадрат). Разбор последовательности выполнения работы по айрис-шаблонам.

Практика: Заготовка полосок бумаги, выполнение работ по готовым айрис-шаблонам. Анализ готовых работ.

  1. «Разные поделки» – изготовление поделок по желанию, самостоятельное использование

освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.                    

Теория: Выбор работы  в соответствии со своими знаниями и умениями.  Планирование работы. Отбор материала и способов декорирования для поделки.

Практика: Выбор техники исполнения. Совместное определение последовательности действий для создания поделки, материалов и способов.

III. «Сказочная страна» -         осваивают разные виды техник декоративно- прикладного творчества, закрепляют виды швов, приёмы декорирования поделок.  

  1. «Скрапбукинг» - изготовление открыток ручной работы с использованием в декоре

 различных материалов. 

Теория: Анализ образцов открыток ручной работы, способов их декорирования. Форма и цветовое решение. Композиция и материалы.

Практика: Подбор материалов, способов декорирования открыток. Определение порядка изготовления. Анализ готовых работ

  1. «Декупаж» - освоение современной техники декорирования различных предметов. 

Теория: Рассказ о технике, материалах и инструментах, Показ презентации и образцов работ.

Практика: Декорирование трёхслойными салфетками тарелочек, дисков.

  1. «Обереги»  -  как субъекты культуры и истории.  

Теория: История появления оберегов. Беседа об обычаях и приметах. Традиционные обереги.  Материалы и инструменты. Последовательность выполнения работы.

Практика: Подбор необходимых материалов. Изготовление оберегов. Презентация готовых работ.

  1. «Разные поделки»  - изготовление поделок по желанию.  

Теория: Выбор работы,  соответствующей своим знаниям и умениям.  Планирование работы. Отбор материала и способов декорирования для поделки.

Практика: Выбор техники исполнения. Совместное определение последовательности действий для создания поделки, материалов и способов.

ІV.«Необыкновенные чудеса» - изготовление поделок из бросового материала.  

  1. «Поделки из одноразовой посуды» - изготовление поделок из одноразовой посуды  

Теория: Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Ознакомление с работами и техникой  изготовления поделок из  одноразовых тарелок, вилок, ложек.

Практика: Изготовление шаблонов и поделок  из одноразовой посуды.

  1. «Поделки из дисков» -  использование старых дисков для изготовления поделок.  

Теория: Рассматривание работ и их анализ.  Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе.

Практика: Планирование работы и подготовка необходимых материалов. Изготовление поделок из дисков (рамки для фото, новогодние игрушки, гирлянды).

  1. «Плетение из трубочек» - техника плетения из газет и журналов

Теория: Беседа о том, как можно использовать старые газеты и журналы, что можно сделать из них. Показ презентации с образцами работ. Рассказ о технике кручения и складывания трубочек.

Практика: Подготовительная работа. Заготовка трубочек из газет. Плетение из трубочек. Грунтовка изделия, покраска, оформление (панно, баночка, паутина, веер),

  1. «Разные поделки» - изготовление поделок по желанию, самостоятельное использование

освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.  

Теория: Выбор работы,  соответствующей своим знаниям и умениям.  Планирование работы. Отбор материала и способов декорирования для поделки.

Практика: Закрепление знаний о разных видах техник. Планирование работы по изготовлению поделки. Презентация своей работы.

V. «Изготовление работ для участия в выставках» - изготовление индивидуальных и коллективных работ на выставки разного уровня.    

VІ. Воспитательные мероприятия - беседы, праздничные мероприятия, экскурсии на выставки  декоративно-прикладного творчества, общественно-полезный труд, призванные служить расширению кругозора детей, обогащению жизненного опыта, повышению общей культуры.

VІІ. Контроль ЗУН (итоговое занятие) – выставка работ детей, подведение итогов обучения, чему научились

В результате 2-го года обучения, учащиеся получат следующие основные

знания:

  • названий ручных инструментов, материалов и приспособлений, предусмотренных

программой;

  • правил разметки и контроля по шаблонам;
  • новых техник прикладного творчества;
  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
  • способов обработки различных материалов предусмотренных программой

умения:

  • правильно пользоваться ручными инструментами;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе;
  • организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
  • бережно относиться к инструментам и материалам;
  • экономно размечать материал с помощью шаблонов;
  • самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
  • применять освоенные техники в изготовлении поделок;
  • отбирать для работы поделки, соответствующие своим навыкам и умениям;
  • уметь работать в коллективе.

На третий год обучения  дети закрепляют свои умения подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы, для поделок в соответствии с поставленной задачей, на основе полученных представлений о многообразии техник и материалов, их видах, свойствах, и происхождении.

Задачи:

1.  Совершенствовать знания и умения детей в изготовлении  поделок в разных техниках.

2.  Развивать творческую и трудовую активность, стремление к самостоятельной деятельности.

3. Осуществлять раннюю профессиональную ориентацию детей, знакомить с рабочими профессиями  швейного производства.

4.  Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, взаимопомощь.

Учебно-тематический план 3 года обучения

п/п

Разделы программы.

Количество часов

всего

теор.

прак.

Введение в программу

3

2

1

 «Бумажные самоделки»

  1. Открытки ручной работы

9

1

8

  1. Туннели

9

1

8

  1. Квиллинг

12

2

10

  1. Разные поделки (по желанию)

12

2

10

Итого:                                                                                                   

42

6

36

 «Сказочная страна»

  1. Айрис фолдинг (ткань)

12

2

10

  1. Скрапбукинг

15

2

13

  1. Декупаж

12

2

10

  1. Канзаши

12

2

10

  1. Чердачная кукла

18

4

14

  1. Разные поделки (по желанию)

15

3

12

Итого:

84

 15

69

IV.

«Необыкновенные чудеса»

  1. Поделки из одноразовой посуды

15

2

13

  1. Диски

9

1,5

7,5

  1. Плетение из трубочек

9

1,5

7,5

  1. «Веночки»

9

1,5

7,5

  1. Разные поделки (по желанию)

9

1,5

7,5

                                                                             Итого:                  

51

8

43

V.

Изготовление работ для участия в  выставках

15

3

12

VI.

Воспитательные мероприятия

  1. Мероприятия и игровые программы

6

-

6

  1. Беседы

3

3

-

  1. Экскурсии

6

-

6

  1. Общественно-полезный труд

3

1

2

Итого:                                                                                                    

18

4

14

VII.

Контроль ЗУН (итоговое занятие)

3

1

2

   Всего:

216

39

177

Содержание программы 3 года обучения

І. Введение в программу- знакомство с программой. Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства.  Показ образцов работ мастеров на компьютере. Правила техники безопасности, ППБ, ПДД.            

ІІ. «Бумажные самоделки» - изготовление поделок из разной бумаги в различных  техниках  

декоративно-прикладного творчества.

  1. «Открытки ручной работы» - анализ образцов открыток и техник, используемых

в работе.  

Теория: Беседа об открытках ручной работы, чем они отличаются. Материал и цветовое решение. Композиция. Подбор способов и приемов изготовления  открыток.

Практика: Изготовление открыток с применением разных техник декоративно - прикладного творчества и материалов в их оформлении.

  1. Изготовление открыток в технике «туннель» - знакомство с  техникой изготовления

3Д открыток – «открытка-туннель».  

Теория: Знакомство с техникой, её базовыми элементами, особенностями изготовления. Общие понятия построения объемно-пространственной композиции.

Практика: Изготовление конструкции «открытка-туннель». Сквозное отверстие  и многослойность составляемых открыток.

  1. «Квиллинг» - искусство бумагокручения,  техника  закручивания бумажных полосок.  

Теория:  Знакомство с техникой и образцами работ. Инструменты и материалы.  Основные формы спиралек и способы их закручивания.

Практика: Скручивание разных форм спиралек. Составление из них композиций (цветок, бабочка, пчёлка).

  1. «Разные поделки» -  изготовление поделок по желанию, закрепление и освоение разных

видов техник декоративно - прикладного творчества, приёмов декорирования поделок.      

Теория: Выбор работы,  соответствующей своим знаниям и умениям.  Планирование работы. Отбор материала и способов декорирования для поделки.

Практика: Выбор техники исполнения. Определение последовательности действий для создания поделки, материалов и способов.

III. «Сказочная страна» - расширяют свои знания о техниках прикладного творчества, о приёмах работы и материалах.  

  1. «Скрапбукинг» - изготовление и оформление фотоальбомов, коробочек и открыток.

Теория: Использование техники «скрапбукинг»  в оформлении альбомов и подарочных упаковок. Форма и цветовое решение. Композиция.

Практика: Подбор материалов, способов и приемов изготовления. Определение порядка работы. Анализ образцов работ с использованием  разных материалов.  

  1. «Декупаж» -  декорирования различных предметов,  состаривание поверхности. 

Теория: Рассказ о технике «кракелюр» –искусственном созданнии трещин для придания старины вещам. Материалы и инструменты. Показ презентации и образцов работ.

Практика: Декорирование предметов трёхслойными салфетками  с использованием техники «кракелюр» (шкатулка, стаканчик для карандашей, баночки, бутылки и др.)

  1. «Айрис фолдинг»  -  закрепление приёмов складывания полосок  под углом, в виде

 закручивающейся спирали из разных материалов. 

Теория: Закрепление приёмов работы в технике айрис фолдинг с использованием разных материалов  (лента, ткань,  косая бейка). Построение айрис - шаблонов.

Практика: Самостоятельное построение айрис - шаблонов. Отбор материала. Последовательность выполнения работы с использованием базовых шаблонов. Оформление готовых работ и их презентация.

  1. «Канзаши» - изготовление цветов и украшений для брошек, заколок и ободков,

 из кусочков сложенного шелка и лент.    

Теория: Знакомство с техникой, её базовыми элементами и особенностями изготовления - «защипывания» ткани, лент. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

Практика: Приёмы складывания из ткани и лент базовых форм. Подбор материала для работы.

  1. «Чердачная кукла» - изготовление текстильных игрушек, выполненных по технологии

кукол Тильды,  ароматизированных различными специями и искусственно состаренных.    

Теория: Беседа с демонстрацией образцов. Материалы, инструменты, техника изготовления.

Практика: Изготовление лекал. Выкраивание и шитьё. Набивка и покраска  поделок.

  1. «Разные поделки» - самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.

Теория: Выбор работы в соответствии со своими возможностями (умениями и навыками)

и техники исполнения. Определение последовательности действий для создания поделки. Практика: Подготовка материалов и инструментов. Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность.

ІV.«Необыкновенные чудеса» - изготовление поделок из бросового материала.  

  1. «Поделки из одноразовой посуды» - изготовление поделок из одноразовой посуды  

Теория: Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Ознакомление с работами и техникой  изготовления поделок из одноразовой посуды (композиции из вилок и ложек, поделки из тарелок и стаканов).

Практика: Выбор работы, подбор соответствующий материалов, изготовление необходимых шаблонов, определение последовательности её выполнения и оформления.  

  1. «Поделки из дисков» -  использование дисков в декоре.  

Теория: Беседа о том, что можно сделать из дисков, какие ещё понадобятся материалы.

Практика: Поэтапное планирование работы.  Подготовка необходимого материала и инструментов (фоторамка, магнит на холодильник, новогодние игрушки)

  1. «Плетение из трубочек» - разные способы плетения из газет и журналов  полезных

вещей и поделок.          

Теория: Рассматривание образцов. Закрепление способов скручивания  трубочек, способов плетения и их окрашивания.

Практика: Подготовительная работа. Заготовка трубочек из газет. Плетение из трубочек поделки. Грунтовка изделия, покраска, оформление.

  1. «Веночки» - изготовление веночков с применением  разных материалов и техник.

Теория: Выделение общего и отличий в работах. Закрепление знаний о разных видах техник декоративно - прикладного творчества. Планирование работы. Выделения общего способа их создания.  Отбор материала и способов изготовления.    

Практика:  Изготовление веночков с использованием разных материалов и техник. Эскиз. Композиция. Выбор материала и техники исполнения. Презентация своей работы.

  1. «Разные поделки» - самостоятельное использование освоенных способов для создания

новых, более сложных композиций.  

Теория: Выбор работы,  соответствующей своим знаниям и умениям.  Планирование работы. Отбор материала и способов декорирования для поделки.

Практика: Выбор техники исполнения. Определение последовательности действий создания поделки, материалов и способов.

V. Изготовление работ для участия в выставках - разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.  

VІ.  Воспитательные мероприятия - беседы, праздничные мероприятия, экскурсии на выставки  декоративно-прикладного творчества, общественно-полезный труд, призванные служить расширению кругозора детей, обогащению жизненного опыта, повышению общей культуры (18ч.)

VІІ. Контроль ЗУН (итоговое занятие) - выставка работ детей, подведение итогов обучения, чему научились. Разгадывание кроссвордов по теме декоративно-прикладного творчества. (3ч.)

В результате 3-го года обучения, учащиеся получат следующие основные

знания:

  • разных техник прикладного творчества;
  • приемов разметки и способов контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).
  • способов и приёмов обработки различных материалов, предусмотренных программой;
  • правила планирования и организации труда;
  • основных правил, способов и приемов работы с разными материалами и инструментами.

умения:

  • правильно использовать материалы и инструменты в работе;
  • строго соблюдать правила безопасности труда;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • самостоятельно выполнять поделки (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
  • экономно и рационально расходовать материалы;
  • контролировать правильность выполнения работы
  •  правильно выполнять изученные технологические операции по разным техникам,

различать их по внешнему виду;

  • самостоятельно решать вопросы изготовления поделок из разных материалов (выбор

материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль).

Методическое обеспечение программы

В объединении «Умелые ручки» созданы условия для развития индивидуальных задатков,

интересов и склонностей детей, учитываются их  личные запросы, благодаря дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении.

Декупаж, квиллинг, оригами, скрапбукинг, айрис фолдинг,  канзаши, чердачная кукла,  поделки из бросового материала, открыток ручной работы, плетение из трубочек – освоив эти и другие виды рукоделия, можно своими руками изготовить неповторимые вещи, сделать оригинальные подарки и сувениры своим близким и друзьям. Любимым может стать определённый вид рукоделия, но попробовать выполнить что-то новое  всегда интересно. А если ещё и результат превзошёл все ожидания – тогда вдвойне приятно.

Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и

 творческая.

Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой и интернет-ресурсами.

  Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов поделок и работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует  развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики у детей.

Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу учащихся. Взаимосвязь этих видов деятельности даёт детям возможность научиться новым видам декоративно-прикладного творчества и проявить свои творческие способности.  

При изучении данного курса целесообразнее использовать следующие типы занятий:

- вводные занятия, где дети познакомятся с материалом, техникой,  усвоят новые знания, овладеют правилами и законами построения композиций, получат новые навыки и приемы работы;

- комбинированные занятия, на которых будет происходить закрепление и повторение пройденного материала, самостоятельная поисковая работа, применение на практике полученных умений и навыков;

- контрольные занятия, игры, путешествия которые позволят учащимся раскрыть свои творческие способности, умение оценивать себя с другой стороны.

На занятиях используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. В процессе обучения все метода реализуются в тесной взаимосвязи. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализации интереса, выставки детских работ, конкурсы.

Важным условием творческого самовыражения учащихся выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора при выполнении творческих работ и форм их выполнения, материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержания.

Занятия проводятся в групповой форме, в удобное для детей время, в специально оборудованном кабинете, оформленном в соответствии с санитарными нормами. Есть всё необходимое для развития детского творчества: столы и стулья для педагога и детей; шкафы и полки для размещения образцов поделок и пособий; стеллажи и стенды для выставки детских работ; компьютер.

Кабинет оформлен работами педагога и учащихся прежних лет, которые вызывают у детей интерес к рукоделию. Имеется методическая литература, изготовлено много выкроек-лекал, шаблонов и образцов готовых изделий. Дети обеспечиваются всеми необходимыми материалами и инструментами  для занятий. На занятиях используется компьютер, который расширяет возможности  для знакомства детей с разными видами декоративно - прикладного творчества, позволяет рассмотреть необходимый материал для занятия и заинтересовать предстоящей работой. От этого во многом зависит успешная деятельность творческого коллектива.

С целью более широкого ознакомления разрабатывается наглядный материал, электронные уроки по темам,  создаются презентации в программе    POWER POINT, отражающие разнообразие изучаемых техник.

  Задачей деятельности учащихся является не только приобретение им теоретических  и практических знаний и умений, но и утверждение себя в кругу своих сверстников. Значима роль этих занятий в интеллектуальном, нравственном и эстетическом развитии - дети посещают выставки декоративно-прикладного творчества, знакомятся с работами народных умельцев и других ребят.

Итог занятий в объединении “Умелые ручки” - участие детских работ в выставках, ярмарках и конкурсах разного уровня. 

Ожидаемые результаты реализации программы: самоопределение и самореализация личности; успешная социализация в обществе; выбор жизненного пути; организация содержательного досуга; здоровый образ жизни.

Список литературы

Список литературы, использованной при составлении программы

  1. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодёжной политике, воспитания и социальной защиты Минобрнауки России от 11.12.2006.  №06-18184
  2. Беспятова К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. - М.: Айрис-пресс, 2003.
  3. Горнова Л.В. и др.  Студии декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. В. А. Горский В.А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.– М.: Просвещение, 2010.
  5. Долженко Г.И.  Сто поделок из бумаги. -  Ярославль: Академия Холдинг, 2004.
  6. Чибрикова О. В. Поделки из кожи своими руками. -  М.: ЭКСМО, 2006.
  7. Чибрикова О. В.  Прикольные подарки к любимому празднику. -  М.:  2006.
  8. Зайцева А.А. Искусство киллинга: магия бумажных лент. - М.: ЭКСМО, 2009
  9. Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.
  10. Айдиете Р. А. Магия декупажа. - М.: ЭКСМО, 2010.
  11.  Воронова О. В.  Декупаж: Новые идеи, оригинальные техники. - М.: ЭКСМО, 2010.
  12.  Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. - М.: Скрипторий,  2003.
  13.  Д. Чиотти  Оригинальные поделки из бумаги. - М.: Мир книги, 2010.
  14.  Чибрикова О. Оригинальные поделки из ненужных компакт-дисков. - М.: Эксмо, 2007.
  15. Шептуля А. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом.  – М.: Эксмо, 2007.

Список литературы, используемой для реализации программы

  1. Цирулик Н.А.,  Проснякова Т. Н. Уроки творчества. – Самара: 2002.
  2. Махмутова Х. И. Декупаж из салфеток. – М.: ЭКСМО, 2009.
  3. Чибрикова О.В.  Поделки из кожи своими руками. -  М.; ЭКСМО, 2006.
  4. Чибрикова О.В.  Прикольные подарки к любимому празднику. -  М.;  2006.
  5. Чибрикова О. В.  Прикольные подарки к любимому празднику. - М.:  2006.
  6. Подарки к Пасхе. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
  7.  Джен Грин  Всё пригодиться. – М.: Махаон, 1998.
  8.  Гомозова Ю.Б, Гомозова С.А. Праздник своими руками. – Ярославль, 2001.
  9. Шахова Н.В. Сувениры из кожи. – М.:РИПОЛ КЛАСИК, 2006.
  10. Мастерилки. - №10/1999, №14/1999, №8/2000, №18/2000.
  11. Чибрикова О. Оригинальные поделки из ненужных компакт-дисков. - М.: Эксмо, 2007.
  12. Шептуля А. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом.  – М.: Эксмо, 2007.

.

Список литературы, рекомендованный детям и родителям

  1. Чибрикова О.В.  Поделки из кожи своими руками. -  М.; ЭКСМО, 2006.
  2. Чибрикова О.В.  Прикольные подарки к любимому празднику. -  М.;  2006
  3. Чибрикова О. Оригинальные поделки из ненужных компакт-дисков. - М.: Эксмо, 2007.
  4. Шептуля А. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом.  – М.: Эксмо, 2007.
  5. Мастерилки. - №10/1999, №14/1999, №8/2000, №18/200

Интернет ресурсы

  1.  http://stranamasterov.ru/gallery,
  2. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587?page=22
  3. http://dekupaj.ru/ 
  4. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/776
  5. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587
  6. http://stranamasterov.ru/node/1364
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Скрапбук
  8.  http://www.scraboo.ru/
  9. http://rus-scrap.ru/
  10. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/886
  11. http://www.sdelaurukami.ru/scrapbook.html - Сделаю руками (библиотека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личная программа по декоративно-прикладному искусству

Личная программа по декоративно-прикладному искусству в начальной школе....

Рабочая программа объединения декоративно - прикладного творчества "Природа и фантазия"

Рабочая программа «Природа и фантазия» объединения декоративно – прикладного творчества является модифицированной. По своему функциональному назначению программа является прикладной, то есть создаёт у...

Авторизованная программа по декоративно - прикладному творчеству «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»

Программ "цветы как средство развития творческих спрсобностей воспитанников школы - интерната" ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала по средствам декоративно - прикладной и ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа курса «Декоративно-прикладное творчество» для 5-7 классов

Важнейшая особенность развития творческого потенциала детей состоит в том, что трудовая и культурно-досуговая деятельность полезна, так как она обеспечивает общее развитие личности, способствует получ...

АДАПТИРОВАННАЯ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по декоративно-прикладному творчеству «Фантазия»

Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (новому году и рождеству, ко...

Дополнительная общеразвивающая программа. Кружок декоративно - прикладного творчества "Сундучок"

Программа дополнительного образования решает задачи реализации образовательных потребностей детей с нарушением слуха  в развитии их творческих способностей, развития их жизненных и социальных ком...