Методические приемы ориентирования учащихся в ключевых знаках тональностей в классе сольфеджио
методическая разработка

Сейтасанова Ирина Николаевна

Актуальность данной разработки в обучении ориентирования учащихся в ключевых знаках тональностей с минимальным использованием наглядных пособий и механического заучивания.Применение данных методических приемов,основанных на практическом опыте,позволит экономить время урока ,а также способствовать музыкальной грамотности учащихся.Предлагаемый материал может пополнить методическую копилку преподавателей ДШИ и ДМШ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство культуры Республики Крым

Отдел культуры и межнациональных отношений

Администрации Красногвардейского района

МБУДО «Красногвардейская ДШИ»

Красногвардейского района Республики Крым

Методический доклад

на тему:

« Методические   приемы ориентирования учащихся

в ключевых знаках тональностей

в классе сольфеджио»

Подготовила:

 преподаватель музыкально-

теоретических дисциплин

Сейтасанова И.Н.

пгт. Красногвардейское

 2022

                                                      Введение

       Данная методическая разработка предлагается для преподавателей сольфеджио детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Может быть использована в работе и преподавателями по специальности.

          Цель: описание и методическое обоснование практического опыта работы по обучению учащихся детской музыкальной школы запоминанию ключевых знаков в тональностях.

          Актуальность: умение учащихся ДМШ быстро ориентироваться в ключевых знаках различных тональностей является необходимым навыком для работы на уроках сольфеджио.

         Ожидаемые результаты: умение учащихся ДМШ быстро ориентироваться в ключевых знаках различных тональностей с минимальным использованием наглядных пособий: табличек, подсказок, памяток и т.п., умение учащихся увидеть «мысленным взором» необходимые средства наглядности, при этом сведя к минимуму и механическое заучивание материала.

  Изучение тональностей в курсе сольфеджио проводится на протяжении всего периода обучения в детской музыкальной школе. Традиционным при   этом является постепенное изучение тональностей от класса к классу по мере увеличения количества ключевых знаков. Все тональности при этом разделяют на «простые» и «сложные». «Простые» – это тональности с меньшим количеством знаков альтерации при ключе (все мы знаем, как дети любят До мажор!), а «сложные» – с большим количеством знаков. В то же время для полноценного музыкального развития учащихся нужны навыки скорого ориентирования во всех тональностях без исключения, и начинать такую работу надо как можно раньше, иначе «сложные» тональности с большим количеством ключевых знаков всегда будут пугать учащихся.

  Рассмотрим некоторые методические приёмы и техники, которые позволяют быстро определять знаки в тональностях. Они не претендуют на новизну, так как ранее все они были описаны в учебно-методической литературе. Однако мой собственный опыт на систему и последовательность применения данных методических приемов, основанный на практическом применении в работе, может быть интересен преподавателям-музыкантам.

Можно просто взять и выучить знаки во всех тональностях как таблицу умножения. Это не так сложно, как кажется. Широко используются различные таблицы и наглядные пособия квинтового круга тональностей -  графического изображения связей разных тональностей и соответствующих им знаков.(Приложение)

Описание и методическое обоснование некоторых методических приемов

по обучению учащихся детской музыкальной школы

 запоминанию ключевых знаков в тональностях

            Работа по изучению тональностей в первые годы обучения обычно строиться в соответствии с программой.

  1. класс: тональности До, Соль, Фа, Ре мажор, ля минор.
  2. класс: тональности До, Соль, Фа, Ре, Си-бемоль мажор, ля, ми, си, ре, соль минор.
  3. класс: мажорные и минорные тональности до трех знаков в ключе.
  4. класс: мажорные и минорные тональности до четырех знаков в ключе.
  5.   класс: мажорные и минорные тональности до пяти знаков в ключе.
  6. класс: мажорные и минорные тональности до шести знаков в ключе.
  7.  класс: мажорные и минорные тональности до семи знаков в ключе.
  8.  класс: все употребительные тональности.

           Знакомство с понятием «тональность» и с первыми пятью тональностями начинается уже в 1 классе. И это очень важный этап, требующий многократного повторения и закрепления знаний, тем более что слово «тональность» является для детей абстрактным понятием – ее нельзя потрогать, рассмотреть и т.д.

У нас есть любимая загадка, которую дети разгадывают уже на самом первом уроке сольфеджио:

Их нельзя увидеть,

Не возьмешь их в руки,

Можно только слышать… Что же это?

Ответ: звуки!

       Далее мы говорим о том, что звук, в том числе музыкальный, невидим, и в этом – особенность музыки. Периодически напоминаю детям эту загадку, и объясняю, что некоторые наши музыкальные правила, понятия тоже будут как бы «невидимыми», например, тональность.

        Для закрепления в 1 классе понятий «тональность», «тоника», «ключевые знаки», а также знаний о первых изучаемых тональностях – До, Соль и Фа мажор – у нас есть «Песенка о тональности» (см. Приложение). Маленькие дети лучше всего запоминают порядок чего-либо с помощью стихов.  Замечательный, на мой взгляд, стих для младших учащихся:

Знаем мы такой секрет:

В До мажоре знаков нет!

В Соль мажоре – фа-диез

На пятую линейку влез.

Ну, а в Ре мажоре есть

Фа-диез и до-диез!

В Ля мажоре, посмотри:

Фа, до, соль – диезов три!

Дальше вспомним Фа мажор:

При ключе там си-бемоль,

Ну а в Си-бемоль мажоре –

Си и ми есть, два бемоля.

Ну, и в Ми-бемоль мажоре

Нам запомнить нужно:

Три бемоля – си, ми, ля –

Поселились дружно!

        Большое внимание в 1 классе нужно уделять внимание работе над запоминанием и правописанием ключевых знаков. Использую различные формы работы.

Устные задания:

  • назвать по порядку все диезы: фа, до, соль, ре, ля, ми, си и бемоли: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.
  • назвать заданное количество диезов или бемолей: 2 диеза: фа, до; 3 бемоля:

           си, ми, ля; 4 бемоля: си, ми, ля, ре; 3 диеза: фа, до, соль и т.д.

  • назвать диезы или бемоли при ключе по формуле: «вижу два диеза – это фа и до», «вижу три бемоля – это си, ми, ля» и т.д.

Письменные задания:

          -пишем диезы или бемоли перед каждой нотой. Надо сказать, что не у всех детей сразу вырабатывается навык писать диезы и бемоли строго на  определенных линейках. Очень часто и в более старших классах диезы  «разбросаны» по нотному стану. Поэтому именно в 1 классе необходимо уделить внимание выработке навыка аккуратной записи диезов и бемолей, как перед нотой, так и у ключа. Иногда для этого я даже распечатываю нотные листы с крупными, широкими линейками нотного стана, чтобы детям было легче «вписать» знак на нужную линейку. Предлагаю писать диезы и бемоли следующим образом: ноты на линейках – пишем диезы или бемоли перед каждой нотой; ноты между линеек – пишем диезы или бемоли перед каждой нотой; ноты расположены свободно на нотном стане – пишем диезы или бемоли перед каждой нотой; ноты расположены на нотном стане в порядке появления диезов или бемолей – пишем диезы или бемоли перед каждой нотой.

  • пишем диезы или бемоли у ключа по порядку.
  • пишем заданное количество диезов или бемолей при ключе: 2 диеза, 3 бемоля, 4 бемоля, 3 диеза и т.д.
  • вставить пропущенные знаки в порядок диезов или бемолей при ключе.
  • исправить ошибки в записи диезов или бемолей при ключе.

Подобные письменные задания есть в «Рабочей тетради по сольфеджио» для 1 класса Г.Ф. Калининой.

              Во 2 классе появляются минорные тональности и понятие «параллельные тональности». Традиционно мы учим детей определять ключевые знаки минора через параллельный мажор: от тоники минора построить вверх малую терцию – найти тонику параллельного мажора – вспомнить ключевые знаки. Однако не все второклассники (да и некоторые третьеклассники, увы!) могут быстро и правильно построить малую терцию, поэтому поиски параллельной тональности затягиваются или приводят к ошибочному ответу.

           Существует небольшая хитрость, которая на первых порах поможет ребятам находить параллельную тональность без построения малой терции. Дело в том, что традиционно мы учим детей строить интервалы по нарисованной фортепианной клавиатуре, высчитывая тоны и полутоны. В малой терции – полтора тона, или три полутона (кстати, именно полутоны предлагает высчитывать Г.Ф. Калинина). В слове «параллельный» – четыре слога, я предлагаю им пользоваться «маленькой хитростью»: для того, чтобы найти параллельную тональность для мажора, движемся от тоники минора вверх по полутонам («змейкой») и по слогам произносим слово-«заклинание»: па - рал - лель - ный. При этом я не заменяю в сознании детей этой «хитростью» традиционное построение малой терции (кому это легко – строит м.3. с самого начала), а просто предлагаю ее как облегченный вариант, подсказку.

А теперь мне хотелось бы поделиться своим опытом по раннему изучению большого количества тональностей и запоминанию учащимися ключевых знаков с минимальным использованием наглядных пособий.

Эту работу можно начинать со 2 класса. Первоначально я знакомлю детей с ключевыми знаками диезных мажорных тональностей до 5 знаков. Повторяя понятия «лад», «тоника», «тональность», «ключевые знаки», а также тональности, изученные в 1 классе, я предлагаю ребятам познакомиться со всеми тональностями, тониками которых являются белые клавиши.

Для того чтобы быстро запомнить знаки во всех этих тональностях, мы используем клавиатуру-подсказку (Приложение)

Дальше мы работаем с клавиатурой-подсказкой, уделяя ей на каждом уроке буквально по несколько минут. У нас это называется «Игра в тональности».

Устные задания:

  • быстро назвать подряд все цифры на клавиатуре подсказке (ноль, два, четыре, нет, один, три, пять)
  • быстро назвать цифру, соответствующую клавише (например: ре – два, соль

– один, ми – четыре и т.д.)

  • быстро назвать количество знаков в заданной тональности (например: ля мажор – три диеза, ре мажор – два диеза)
  • быстро назвать количество знаков в заданной тональности и перечислить их (например: ми мажор – четыре диеза: фа, до, соль, ре; ре мажор – два диеза: фа, до; фа мажор – в фа мажоре нет диезов, но зато есть си-бемоль).

Письменные задания:

  • написать нужные цифры на клавиатуре
  • записать ключевые знаки в заданных тональностях, глядя на клавиатуру- подсказку и т.п.

Причем работаем сначала с клавиатурой-подсказкой, на которой написаны цифры, затем смотрим на «чистую» клавиатуру, а цифры на каждой клавише вспоминаем, потом даже клавиатуру стараемся представить мысленно и вспомнить нужную цифру. Выполняем и «обратные» задания – не только в тональностях вспоминаем знаки, но и по знакам определяем тональность.

Пользоваться этой клавиатурой можно вплоть до 7 класса, а когда появятся тональности Фа-диез мажор и До-диез мажор, их можно просто запомнить (да и изучаются они, скорее, ознакомительно, а в практике широко не используются).

Еще один из приемов быстрого нахождения и запоминания тональностей называется «ноль-один» (нахождение по клавиатуре).

Теперь перейдем к бемольным мажорным тональностям. Здесь, прежде всего, надо научить детей ориентироваться в том, какие знаки – диезы или бемоли – будут у ключа в той или иной тональности. Объясняю, что почти у всех диезных мажорных тональностей «белые» тоники (да ребята уже и знакомы с ними по клавиатуре-подсказке, и знают об исключениях – До мажоре без знаков и Фа мажоре с си-бемолем, а про Фа-диез мажор и До-диез мажор можно пока вообще не говорить, а можно просто упомянуть, но не акцентировать внимание). А вот у мажорных бемольных тональностей, кроме фа мажора, подсказка есть уже в самом названии тоники: Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор и т.п., сразу понятно, что если тоника с бемолем, значит и при ключе будут бемоли.

Дальше, обыгрывая эту «тонику с бемолем», говорю, что она-то подскажет нам и сами ключевые знаки, потому что предпоследний бемоль при ключе в любой тональности относится к тонике. В общем, пользуюсь  описанным выше методическим приемом.

Мы с ребятами называем это «законом предпоследнего бемоля». Алгоритм следующий: «называю бемоли по порядку (как они появляются у ключа), дохожу до тоники и прибавляю еще один бемоль». Совсем кратко это звучит так: «тоника плюс один».

Теперь, играя «В тональности», «смешиваем» диезные и бемольные тональности. Еще раз повторю, что стараюсь уделять этой работе по несколько минут на каждом уроке, можно работать устно, можно письменно – по карточкам.

        «Чтобы легче запомнить последовательность тональностей и количество знаков в них, предлагаю выучить такие «заклинания» (их нужно произносить, зажимая пальцы).

Для диезных: соль – ре – ля – ми – си – фа – до (диезы к фа и до

произносить не нужно, просто помнить).

Для бемольных: фа – си – ми – ля – ре – соль – до (бемоли в уме!). Произносишь соль, зажимаешь палец – один знак, произносишь ре,зажимаешь еще один – два знака и т.д.

И ты говоришь себе: «Ага, в тональности соль мажор – один диез, а в тональности ре мажор – два».

Если вдруг забудешь какой-нибудь звук заклинания, вспомни: его легко восстановить по квинтам (вверх или вниз).

Теперь поучим заклинания, чтобы запомнить появляющиеся («новые») ключевые знаки. Они, как и тоники тональностей, располагаются по квинтам.

Диезы: фа – до – соль – ре – ля – ми – си.

Бемоли: си – ми – ля – ре – соль – до – фа (располагаются в обратном порядке).

Но даже если ты выучишь все ключевые знаки, их нельзя писать у ключа как попало, а только в строго определенном порядке. Порядок появления знаков при ключе нужно запомнить зрительно. Пока не запомнишь, поглядывай на квинтовый круг.

Еще одна подсказка для запоминания ключевых знаков: каждый новый знак в диезных тональностях появляется на VII ступени:

в соль мажоре – фа-диез (VII ступень),

в ре мажоре – до-диез (VII ступень) и так далее. В бемольных тональностях – на IV ступени:

в фа мажоре – си-бемоль (IV ступень),

в си-бемоль мажоре – ми-бемоль (IV ступень) и так далее».

           И, наконец, минорные тональности. О традиционном способе определения ключевых знаков минора через параллельный мажор говорилось выше, а также о слове-«заклинании», облегчающем нахождение параллельной тональности по клавиатуре. Но меня привлекает другой способ – менее распространенный, но тоже описанный выше и имеющий право на существование и применение. Это определение ключевых знаков минора через одноименный мажор, по-другому – с помощью «Градусника тональностей». Суть этой схемы (Приложение) в том, что каждая тональность занимает определённую отметку на шкале в зависимости от числа ключевых знаков в ней. Соответственно, чем больше диезов в тональности, тем «жарче» её «температура», и тем более высокое положение она занимает на шкале «градусника». А вот бемольные тональности сравнивают с «минусовой температурой», поэтому в случае с бемолями всё наоборот: чем больше бемолей в тональности, тем она «холоднее» и тем ниже её положение на шкале градусника тональностей.

          Практическое применение градусника тональностей заключается том, чтобы, во-первых, легко просчитывать разницу количества ключевых знаков двух различных тональностей, а во-вторых – находить ключевые знаки одноименной тональности. В одноимённом миноре всегда на три знака меньше по сравнению с одноимённым мажором. В одноимённом мажоре, по сравнению с одноимённым минором, наоборот, на три знака больше.

           Например, если мы знаем, сколько знаков в ре мажоре (два диеза – фа и до), то легко можем вычислить знаки в ре миноре. Для этого спускаемся на три деления градусника ниже, и получаем один бемоль (ну а раз бемоль один, то это уж непременно будет си-бемоль).

Прежде чем познакомить учащихся с «Градусником тональностей», мы сравниваем между собой одноименные мажор и минор и делаем вывод о том, что в одноименном миноре всегда на три «низких» ступени больше, чем в одноименном мажоре. Затем показываю им «градусник» и объясняю, что в одноименном миноре всегда происходит «сдвиг» на три деления в сторону бемолей. Поэтому, умея быстро определять ключевые знаки мажора (с помощью клавиатуры-подсказки и «закона предпоследнего бемоля»), мы сможем «вычислить» и знаки одноименного минора, двигаясь по «градуснику» на три деления вниз (алгоритм: «три шага в сторону бемолей»).

             Отрабатывая этот навык, сначала смотрим на «градусник», затем представляем его мысленно. Постепенно дети просто научаются сразу находить эту разницу в три знака между одноименными тональностями.  Правда, неохваченными этой закономерностью остаются три тональности

– соль-диез минор, ре-диез минор и ля-диез минор. Их можно или просто запомнить, или определять их знаки через параллельный мажор.

                                                 Заключение

     

          Умение учащихся ДМШ быстро ориентироваться в ключевых знаках различных тональностей является необходимым навыком для работы на уроках сольфеджио. Это позволит экономить время урока, использовать в разных формах работы тональное разнообразие, а также будет способствовать повышению музыкальной грамотности учащихся.

          Методические приемы, описанные автором данной методической разработки, не претендуют на новизну, так как ранее все они были описаны в учебно-методической литературе. Однако собственный взгляд автора на систему и последовательность применения данных методических приемов, основанный на практическом опыте работы, может быть интересен преподавателям ДМШ. Также методическую копилку преподавателей ДМШ могут пополнить предлагаемые автором приложения.

        Также принципиальной особенностью авторского методического подхода к изучаемой теме является стремление на конечном этапе освоения данной темы свести к минимуму использование наглядных пособий: табличек, подсказок, памяток и т.п. Необходимо, чтобы все «подсказки» учащийся мог увидеть «мысленным взором», при этом сводя к минимуму и механическое заучивание материала.

Список использованной литературы.

1.      Золина Е.М. Домашние задания по сольфеджио для V класса детских музыкальных школ. – М.: «Престо», 2003.

2.      Первозванская Т.Е. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей: Учебник-сказка. Часть ІI. – СПб.: «Композитор», 2001.

3.      Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств / Составитель Т.А. Калужская. – М., 1984.

4.      Сольфеджио. Примерная программа / Составители: Г.А. Жуковская, Т.В. Казакова. – М., 2012.

5.      Афанасьева З.Б.  Зачем на уроке сольфеджио … градусник?!  или

Секреты запоминания ключевых знаков. – Кострома, 2014.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационная работа "Методические приемы реализации дифференцированного подхода в обучении учащихся 5 неделимых классов на уроках технологии"

Работа раскрывает особенности дифференциации и индивидуализации обучения учащихся 5 неделимых классов технологии. Предложен вариант творческого проекта. В работе представлена методика обучения учащихс...

Методические приемы подготовки учащихся к региональному этапу олимпиады

Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним - это главная цель педагога в работе с учениками....

Исследовательская работа как один из методических приемов обучения учащихся

Исследовательская работа имеет очень важное  значение в развитии творческих способностей учащихся. Ребёнок учится наблюдать, анализировать объект, сравнивать, оценивать, находить общее с другими....

Методическая разработка "Освоение тональностей на уроках сольфеджио"

Продолжение методического сообщения "Начальный этап обучения на уроках сольфеджио" -- начало освоения лада и подготовка к пению по нотам.  Формы работы. "Сказка про лад"....

Методические особенности обучения учащихся решению текстовых задач в 5 классе

Предлагаю методические рекомендации по обучению пятиклассников решению задач с помощью уравнений...

Приемы активизации учащихся на уроке (в 5- 6 классах).

В 5-6 классах очень важно не только дать детям твердые знания начал математики, но и не отпугнуть школьников от царицы наук, поэтому учителю требуется много сил, чтобы увлечь учеников этим предметом.С...

Применение методического приема «Кластеры» на уроках геометрии в 7 – 9 классах

Данный материал подготовлен в рамках конкурса «ПЕТЕРБУРГСКИЙ УРОК».«Математика – это сложно». Последнее время эту фразу слышат очень многие учителя математики. Возни...