Методические особенности обучения учащихся решению текстовых задач в 5 классе
методическая разработка (5 класс) на тему
Предлагаю методические рекомендации по обучению пятиклассников решению задач с помощью уравнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_osobennosti.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические особенности изучения темы
«Решение задач с помощью уравнений» в 5 классе.
Тема «Решение задач с помощью уравнений» довольно сложная, так как обучающимся предлагается новый подход к решению задач.
Очень важно показать необходимость и целесообразность такого способа решения, ход логических рассуждений.
Сначала можно предложить решить задачу «Ваня, Петя и Сережа пошли на рыбалку и поймали вместе 51 рыбку, Ваня поймал рыбок в два раза больше, чем Петя, а Сережа на три рыбки больше, чем Петя. Сколько рыбок поймал каждый мальчик?» методом подбора.
Для чего на доске чертится таблица, которая заполняется учителем по мере рассуждений обучающихся.
Ваня | 2 | 4 | 6 | 8 | 20 | 22 | 24 | 2x | |
Петя | 1 | 2 | 3 | 4 | 10 | 11 | 12 | x | |
Сережа | 4 | 5 | 6 | 7 | 13 | 14 | 15 | x + 3 | |
Всего | 7 | 11 | 15 | 19 | 43 | 47 | Должно быть 51 | 51 | 51 |
Итак, рассуждения могут быть следующие: если Петя поймал одну рыбку, то Ваня - , то есть две рыбки, а Сережа – 1 + 3, то есть четыре рыбки. Всего они поймали 1 + 2 + 4 = 7 (рыбок), а должны поймать 51 рыбку. Неверно.
Если Петя поймал две рыбки, то …
Берется несколько значений. Разумеется, не все значения перебираются. Можно взять 10, 11 и, наконец, 12.
У Пети 12 рыбок, у Вани рыбки, у Сережи 12 + 3 рыбки. И всего у них 51 рыбка.
Задача решена верно. Но у такого решения есть недостаток: много надо перебирать значений, долго. Учитель говорит о том, что таких задач в дальнейшем будет встречаться много и что сегодня они познакомятся с более простым способом их решения.
Анализируя ход наших рассуждений, можно прийти к такому выводу: мы не знали, сколько рыбок у Пети, но всякий раз число рыбок у других мальчиков выражали через них.
Таким образом, обозначим число рыбок у Пети через x. Тогда у Вани – (2x) рыбок, а у Сережи – (x + 3) рыбки. Всего же они поймали 51 рыбку, то есть должно выполняться равенство x + 2x + (x + 3) = 51.
Решим это уравнение: x + 2x + x + 3 = 51
4x = 48
x = 12 – столько рыбок у Пети.
У Вани = 24 (рыбки), а у Сережи 12 + 3 = 15 (рыбок).
Далее учитель дает под диктовку образец оформления решения задачи.
Решение: Пусть Петя поймал x рыбок, тогда Ваня поймал (2х) рыбок, а Сережа – (x + 3) рыбки.
Зная, что вместе мальчики поймали 51 рыбку, составляем уравнение:
x + 2x + (x + 3) = 51
x + 2x + x + 3 = 51
4x = 48
x = 12
Итак, 12 рыбок поймал Петя.
2) = 24 (р.) – поймал Ваня;
3) 12 + 3 = 15 (р.)
Ответ: Петя поймал 12 рыбок, Ваня – 24 рыбки, Сережа – 15 рыбок.
Практика показывает, что после решения нескольких похожих задач обучающиеся хорошо усваивают алгоритм решения и не испытывают серьезных трудностей в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методические рекомендации обучения учащихся решению задач с кратким ответом. Текстовые задачи»
«Методические рекомендацииобучения учащихся решению задач с кратким ответом.Текстовые задачи»...
Обучение первоклассников решению текстовых задач: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек)
Методические рекомендации «Обучение первоклассников решению текстовых задач» состоят из двух частей: теоретической и практической. Первая...
Методические особенности обучения учащихся решению уравнений в курсе алгебры 8 класса
Данный материал содержит методические особенности обучения учащихся решению уравнений в курсе алгебры 8 класса....
ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ
Текстовые задачи – традиционно трудный для значительной части школьников материал. Однако, в школьном курсе математики, ему придается большое значение.Умение решать задачи является одним из основных п...
Методика обучения учащихся решению текстовых задач в 5-6 классах
Методика обучения учащихся решению текстовых задач в 5-6 классах...
Методическая схема обучения учащихся решению задач по теме "Решение треугольников"
Методическая схема обучения учащихся решению задач по теме "Решение треугольников"...
Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений
Приемы решения уравнений в 5-6 классах и обучение учащихся решению текстовых задач методом составления уравнений...