Повышение профессиональной и личностной компетентности педагога в процессе самообразовательной работы
статья
Повышение профессиональной и личностной компетентности педагога в процессе самообразовательной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vinogradova_n.v.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление опыта работы «Повышение профессиональной и личностной компетентности педагога в процессе самообразовательной работы"
Виноградова Наталья Владиславовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дом детского творчества»
Существует такое понятие, как профессионально-личностная компетентность педагога. Это готовность к педагогической деятельности, способность учиться на протяжении всей жизни, работать над изменением своей личности, поведением, это личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы с целью прогрессивного развития.
Компетентность в области организации педагогической деятельности отражает умение педагога организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью и оценивать её результаты. Компетентность проявляется в подготовке и проведении занятий, в умении управлять группой, коллективом, в умении передавать информацию на доступном для собеседника языке, в умении регулировать свои эмоции в процессе коммуникации, в способности разрешения конфликтных ситуаций оптимальным способом, выстраивания отношения сотрудничества с родителями обучающихся и коллегами.
К личностным качествам педагога дополнительного образования я могу отнести: любовь к своей профессии, доброжелательность, чуткость, внимательность, обладание широким кругом интересов и умений. Педагог должен располагать творческим энтузиазмом и понимать потребности и интересы детей.
Одним из показателей профессиональной и личностной компетентности педагога является его способность к самообразованию. Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учётом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.
Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.
Я использую следующие источники самообразования:
- Интернет ресурсы
В современном обществе интернет - неотъемлемая часть нашей жизни. Одна из основных задач интернета – это поиск необходимой и актуальной информации. Интернет даёт нам возможность для обучения, с помощью онлайн-курсов или различных конференций и семинаров можно получить массу полезной и важной информации, найти конкурсы, фестивали, в которых можно принять участие.
- Телевидение
Проекты, которые создаются на телевидении в настоящее время, захватывают внимание и заставляют следить за развитием хореографических направлений. В них всегда можно почерпнуть для себя нужную информацию, прислушаться к мнению компетентного жюри.
- Участие в педсоветах, совещаниях, методических объединениях
Участие в методической работе позволяет рассматривать вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса, знакомиться с новыми технологиями, методами и приёмами обучения, проводить дискуссии на предложенные темы, выступать с докладами и делиться своим опытом работы, а также узнавать о работе своих коллег.
- Участие в конкурсах, фестивалях
Даёт бесценный опыт всем участникам: и руководителю и учащимся. Танцевальные конкурсы и хореографические фестивали проводятся для того, чтобы выявить лучших танцоров, продемонстрировать свои умения и навыки и познакомиться с мастерством учащихся других творческих коллективов. Именно здесь можно понять, что такое соперничество. Соревнования дают возможность совершенствовать себя, подвести своеобразный итог предварительной работы, получить совет и конструктивную критику от профессионалов, а как мы знаем «нет проблемы - нет развития». Эксперты дают советы, как сделать постановки более грамотными и привлекательными, как внести разнообразие в свои повседневные занятия. Кроме того, в рамках конкурса, педагог может пройти краткосрочные курсы повышения квалификации, где затрагиваются важные темы по профилю работы.
Таким образом я прошла курсы повышения квалификации по теме «Комплексное обучение детей хореографическому искусству» в рамках хореографического конкурса, который проходил в 2018 году в городе Санкт Петербург и участвовала в работе «круглого стола», где были затронуты темы проблем и перспектив хореографического воспитания детей в 2019 году в Ярославле в рамках международного фестиваля детского и юношеского творчества. Кроме того, участие в конкурсах и фестивалях мотивирует педагога на осмысление собственных действий, анализа своей работы, что заставляет двигаться вперёд, добиваться высоких результатов в творческой деятельности и способствует творческому росту педагога и коллектива.
- Семинары и мастер-классы
Огромное значение в развитии моей педагогической деятельности имеют выездные семинары-практикумы, которые я с удовольствием посещаю и где получаю подробную информацию по направлению своей педагогической деятельности.
Расскажу об одном из них. Семинар по современному танцу проходил в Твери в феврале 2020 г. и был организован при поддержке Тверского Дома народного творчества. Мастер-класс от преподавателя кафедры современной хореографии Московского государственного института культуры Евгении Долгалёвой дал возможность повысить мои знания в области хореографии, позволил узнать и применить приёмы направленной импровизации в композиции группы.
Также моё внимание привлёк теоретический материал на тему: «Особенности построения урока по современному танцу», представленный педагогом Андреем Батаевым, основателем школы танца «Jungle Kings».
После семинара состоялся обмен педагогическим опытом работы руководителей хореографических коллективов.
Представленный опыт работы коллег-педагогов-хореографов, а также лучшее из собственного опыта работы, я адаптирую и использую в работе с учащимися хореографического коллектива, руководителем которого я являюсь.
Не зря говорят: "Век живи - век учись". Для педагога, коим я являюсь, это непреложная истина. А ещё я согласна с Константином Дмитриевичем Ушинским, автором следующих строк: "Педагог живёт до тех пор, пока учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает педагог".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативная компетентность педагога в процессе обучения музыкальному исполнительству
В данной статье речь пойдет о коммуникативной компетентности педагога – то есть о способности педагога устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с учениками. На протяжении столетий...
Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.
Профессия педагога особая – она предполагает высокую степень ответственности, ведь от результатов нашей деятельности зависит будущее учеников. Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и о...
"Самоанализ саморазвития и самосовершенствования как условие профессионального и личностного роста педагога"
Понятие самоанализа личностных и профессиональных качеств педагога. Развитие компетентности....
Индивидуальный план профессионального и личностного развития педагога в процессе самообразования
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методоло...
Непрерывное образование современного учителя – путь к повышению профессионального и личностного роста
Статья о необходимости постоянного образования современного учителя в свете новых задач, поставленных современным обществом....
Информационно-коммуникационная компетентность педагога в процессе обучения проектной деятельности школьников среднего звена на уроках английского языка
тема для самообразования 2019-2020 гг....
2021г. Сертификат профессионального тестирования "Правовая компетентность педагога в соответствии с ФГОС", (100 баллов из 100 возможных)
2021г. Сертификат профессионального тестирования "Правовая компетентность педагога в соответствии с ФГОС", (100 баллов из 100 возможных)...