"Читательская грамотность" - рабочая программа внеурочной деятельности 5-7 классов
элективный курс

Дамбаа Чодураа Вадимовна

Рабочие программы по факультативному занятию "Читательская грамотность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чыраа-Бажынская средняя общеобразовательная школа

«Принято»

МО учителей

Протокол № ________

от «___»____________2021

Руководитель МО_____________/Чанзан С.С./

«Согласовано»

Зам.дир по УР

_______________/Ооржак Ч.В./

от «____»____________2021

Утверждаю:

Директор МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ  _________________/Монгуш Э.О./

от  «____»__________________2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочная деятельность по русскому языку «Читательская грамотность»

(наименование элективного курса или внеурочной деятельности, или кружка)

______5 А _______

 (класс)

Количество часов в неделю: __1__

Количество часов в год: __34__

Составила: Дамбаа Чодураа Вадимовна, без категории

______2021-2022______

(учебный год)

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 5 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.

 Рабочая программа по предмету «Формирование читательской компетентности» для 6 классов составлена на основе:

- Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержден Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;

– основными идеями «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, Законом Российской Федерации «Об образовании»;

– учетом требований стандарта второго поколения (ФГОС) к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».

Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.

Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст,поэтому умение правильно работать с текстом относится куниверсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.

В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире.Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.

Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.

Цель программы

  • формирование и развитие личности ребёнкана основе духовной и интеллектуальной потребностивчтении;
  • формирование и развитиеоснов читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;
  • формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.

Задачи

  • развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
  • вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
  • развивать интеллектуальную самостоятельностьучащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
  • освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
  • учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
  • углубления базовых знаний по теории текста;
  • использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
  • использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
  • использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
  • использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.

Формы и режим занятий

Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.

Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.

Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.

Режим занятий – программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в неделю). Возможный вариант – в течение полугодия (2 раза в неделю).Время проведения занятия – 45 мин.

Результативность освоения программы

Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти).

Планируемыемероприятия:

  1. Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы»
  2. «Заседание Учёного совета лексикографов» (защита проекта).
  3. Игра «Аукцион вопросов и ответов».
  4. Представление портфолио «Мои достижения» (портфолио - отчёт или портфолио достижений).

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

учащиеся научатся

  • осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
  • использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

Метапредметныерезультаты:

учащиеся овладеют

  • элементарными навыками работы с книгой;
  • умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
  • элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
  • находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
  • находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
  • выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:

  • понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
  • выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
  • объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
  • сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
  • интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
  • задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
  • прогнозировать содержание текста;
  • находить скрытую информацию в тексте;
  • использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:

  • составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
  • делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
  • приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
  • преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:

  • откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
  • оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
  • использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
  • оценивать не только содержание текста, но и его форму.

Предметные результаты:

Учащиесяполучат возможность

  • использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
  • обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Форма организации

По плану

Фактически

1

Умеем ли мы читать? (Виды чтения)

Вводное занятие. Беседа

2

Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное) Библиотечный урок

Лекционное занятие

3

Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал»)

Беседа

4

Что и о чём? (Углубление понятия о тексте)

Лекционное занятие

5

С чего начинается текст? (Роль заглавия)

Практическое занятие. Игра

6

Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа)

Занятие поискового характера

7

Внимание к слову

Квест-игра

8

Тематический конкурс чтецов

Чтение стихотворений

9

Наши друзья и помощники (Словари и справочники)

Творческая работа

10

Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста)

Практическое занятие

11

Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте)

Практические задания

12

Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль)

Индивидуальная работа

13

Как читать несплошной текст?

Практикум

14

Шифровка и дешифровка текста

Парная работа

15

Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи)

Групповая работа, игра

16

Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов»

Ролевая игра

17

Погружение в текст

Работа с текстом

18

Погружение в текст

Работа с текстом

19

Диалог с текстом

Практикум

20

Диалог с текстом («Толстые и тонкие» вопросы)

Групповая работа

21

Диалог с текстом (Выделение главной мысли)

Беседа

22

Составление плана текста

Занятие в игровой форме

23

Формирование списка книг для чтения

Творческая работа

24

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: отзывы о прочитанном

Индивидуальное практическое занятие

25

 Учимся читать «между строк» (Скрытая информация в тексте)

Беседа, круглый стол

26

Что помогает понять текст (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты)

Индивидуальная работа

27

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста

Практическая работа

28

Выражение собственного мнения о прочитанном

Беседа

29

Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация

Открытый микрофон

30

Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник»

Групповая работа

31

Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник»

Индивидуальная и групповая работа

32

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста

Беседа

33

Сопоставление различных точек зрения на информацию.

Работа с текстом

34

Итоговое занятие. Анализ текста

Самостоятельная работа



Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чыраа-Бажынская средняя общеобразовательная школа

«Принято»

МО учителей

Протокол № ________

от «___»____________2021

Руководитель МО_____________/Чанзан С.С./

«Согласовано»

Зам.дир по УР

_______________/Ооржак Ч.В./

от «____»____________2021

Утверждаю:

Директор МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ  _________________/Монгуш Э.О./

от  «____»__________________2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочная деятельность по русскому языку «Читательская грамотность»

(наименование элективного курса или внеурочной деятельности, или кружка)

______6 А, Б_ _______

 (класс)

Количество часов в неделю: __1__

Количество часов в год: __34__

Составила: Дамбаа Чодураа Вадимовна, без категории

______2021-2022______

(учебный год)

Пояснительная записка

 Рабочая программа по предмету «Формирование читательской компетентности» для 6 классов составлена на основе:

- Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержден Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;

– основными идеями «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, Законом Российской Федерации «Об образовании»;

– учетом требований стандарта второго поколения (ФГОС) к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».

      Актуальность и значимость определяются новым стандартом, требованиями к новым результатам, новыми характеристиками подросткового возраста. 

      Новизна реализации программы учреждения заключается в использовании следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогового обучения, творческой деятельности.

      В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам средней школы.

           В результате изучения всех предметов обучающиеся средней школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

          Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом

Данная дисциплина входит в образовательную область «Филология».

Изучение данной дисциплины в основной школе направлено на достижение следующих целей: 

- формирование читательской деятельности школьников;

- умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные тексты. 

Основная задача - научить ученика понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.

         Курс рассчитан на 34 часа, 1 раз в неделю. Срок реализации программы- 1 год.

Содержание курса включает следующее:

- поиск информации и понимание текста;

- преобразование и интерпретация текста;

- критический анализ и оценка информации.

         Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Повышение культурной компетентности
  • Повышение читательской компетентности
  • Изменение отношения к чтению
  • Рост читательской активности
  • Развитие  мотивации к чтению
  • Воспитание уважения к книге

                   Планируемые результаты изучения дисциплины «Формирование читательской компетентности»

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное;
  • отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
  •  выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;
  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;
  • объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов;
  • работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик сможет:

  • обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;
  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения
  • Аргументировать свою точку зрения
  • Задавать вопрос
  • Составлять план текста
  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
  • на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность   информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

       Система оценки достижений учащихся 7 классов

 Система оценивания знаний учащихся проводится в форме зачете/незачета    

        Виды контроля:

-практические, самостоятельные и контрольные работы.

 Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста;

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и выявление в них общих и своеобразных черт.

Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины.

Программа базируется на межпредметных связях с русским языком, литературой, историей, экологией, риторикой, географией, обществознанием.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса в основной школе.

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

-  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

 - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты обучающихся    выражаются в следующем:

- понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;

- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания текста;

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе   текста;

-собственная интерпретация, понимание авторской позиции и своё отношение к ней.

Календарно-тематическое планирование занятий по читательской грамотности 6 А класса

Дата

Тема урока

Форма организации

По плану

Фактически

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений

Вводное игровое занятие

2

Типология текстов. Речевая ситуация

Лекционное занятие

3

Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль)

Практическое занятие

4

Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста

Сбор материала и анализ

5

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства

Групповая работа

6

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации

Чтение

7

Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция

Беседа, круглый стол

8

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте

Работа с текстом

9

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста

Беседа, исследование

10

Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде

Индивидуальная работа

11

Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака

Практические задания

12

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации

Работа с текстами

13

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный)

Выступление

14

Вопросы по содержанию текста

Квест

15

Формулирование выводов, основанных на содержании текста

Групповая работа, игра

16

Аргументы, подтверждающие вывод. «Учимся логически мыслить»

Индивидуальная работа, игра

17

Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме

Практические задания

18

Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач

Исследование, составление кроссворда

19

Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос

Выступление

20

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу

Практическое занятие

21

Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу

Групповая игра

22

Составление схем с опорой на прочитанный текст

Беседа, круглый стол

23

Формирование списка используемой литературы и других информационных источников

Творческая работа

24

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном

Индивидуальное практическое занятие

25

 Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию

Самостоятельная работа

26

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию)

Ролевая игра

27

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста

Практическая работа

28

Выражение собственного мнения о прочитанном

Беседа

29

Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация

Открытый микрофон

30

Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник»

Групповая работа

31

Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник»

Индивидуальная и групповая работа

32

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста

Беседа

33

Сопоставление различных точек зрения на информацию.

«Дятловы горы»

Работа с текстом

34

Итоговое занятие. Анализ текста

Самостоятельная работа

Календарно-тематическое планирование занятий по читательской грамотности 6 Б класса

Дата

Тема урока

Форма организации

По плану

Фактически

1

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений

Вводное игровое занятие

2

Типология текстов. Речевая ситуация

Лекционное занятие

3

Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль)

Практическое занятие

4

Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста

Сбор материала и анализ

5

Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства

Групповая работа

6

Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации

Чтение

7

Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция

Беседа, круглый стол

8

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте

Работа с текстом

9

Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста

Беседа, исследование

10

Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде

Индивидуальная работа

11

Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака

Практические задания

12

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации

Работа с текстами

13

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный)

Выступление

14

Вопросы по содержанию текста

Квест

15

Формулирование выводов, основанных на содержании текста

Групповая работа, игра

16

Аргументы, подтверждающие вывод. «Учимся логически мыслить»

Индивидуальная работа, игра

17

Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме

Практические задания

18

Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач

Исследование, составление кроссворда

19

Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос

Выступление

20

Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу

Практическое занятие

21

Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу

Групповая игра

22

Составление схем с опорой на прочитанный текст

Беседа, круглый стол

23

Формирование списка используемой литературы и других информационных источников

Творческая работа

24

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном

Индивидуальное практическое занятие

25

 Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию

Самостоятельная работа

26

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию)

Ролевая игра

27

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста

Практическая работа

28

Выражение собственного мнения о прочитанном

Беседа

29

Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация

Открытый микрофон

30

Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник»

Групповая работа

31

Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник»

Индивидуальная и групповая работа

32

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста

Беседа

33

Сопоставление различных точек зрения на информацию.

«Дятловы горы»

Работа с текстом

34

Итоговое занятие. Анализ текста

Самостоятельная работа



Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чыраа-Бажынская средняя общеобразовательная школа

«Принято»

МО учителей

Протокол № ________

от «___»____________2021

Руководитель МО_____________/Чанзан С.С./

«Согласовано»

Зам.дир по УР

_______________/Ооржак Ч.В./

от «____»____________2021

Утверждаю:

Директор МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ  _________________/Монгуш Э.О./

от  «____»__________________2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочная деятельность по русскому языку «Читательская грамотность»

(наименование элективного курса или внеурочной деятельности, или кружка)

_______7 (седьмой)________

 (класс)

Количество часов в неделю: __1__

Количество часов в год: __34__

Составила: Дамбаа Чодураа Вадимовна, без категории

______2021-2022______

(учебный год)

Пояснительная записка

 Рабочая программа по предмету «Формирование читательской компетентности» для 7 классов составлена на основе:

- Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержден Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;

– основными идеями «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, Законом Российской Федерации «Об образовании»;

– учетом требований стандарта второго поколения (ФГОС) к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».

      Актуальность и значимость определяются новым стандартом, требованиями к новым результатам, новыми характеристиками подросткового возраста. 

      Новизна реализации программы учреждения заключается в использовании следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогового обучения, творческой деятельности.

      В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам средней школы.

           В результате изучения всех предметов обучающиеся средней школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.

          Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом

Данная дисциплина входит в образовательную область «Филология».

Изучение данной дисциплины в основной школе направлено на достижение следующих целей: 

- формирование читательской деятельности школьников;

- умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные тексты. 

Основная задача - научить ученика понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.

         Курс рассчитан на 34 часа, 1 раз в неделю. Срок реализации программы- 1 год.

Содержание курса включает следующее:

- поиск информации и понимание текста;

- преобразование и интерпретация текста;

- критический анализ и оценка информации.

         Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Повышение культурной компетентности
  • Повышение читательской компетентности
  • Изменение отношения к чтению
  • Рост читательской активности
  • Развитие  мотивации к чтению
  • Воспитание уважения к книге

                   Планируемые результаты изучения дисциплины «Формирование читательской компетентности»

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное;
  • отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
  •  выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;
  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;
  • объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов;
  • работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик сможет:

  • обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;
  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения
  • Аргументировать свою точку зрения
  • Задавать вопрос
  • Составлять план текста
  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
  • на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность   информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

       Система оценки достижений учащихся 7 классов

 Система оценивания знаний учащихся проводится в форме зачете/незачета    

        Виды контроля:

-практические, самостоятельные и контрольные работы.

 Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста;

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и выявление в них общих и своеобразных черт.

Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины.

Программа базируется на межпредметных связях с русским языком, литературой, историей, экологией, риторикой, географией, обществознанием.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса в основной школе.

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

-  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

 - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты обучающихся    выражаются в следующем:        

- понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;

- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания текста;

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе   текста;

-собственная интерпретация, понимание авторской позиции и своё отношение к ней.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Форма организации

По плану

Фактически

1

Вводное занятие. Кейс по функциональной (читательской)грамотности

Беседа, кейс

2

Поиск информации и понимание текста

Лекционное занятие

3

Определение главной темы и общей цели или назначения текста

Практическое занятие

4

Различение темы и подтемы специального текста

Сбор материала и анализ

5

Выделение главной и второстепенной информации текста

Беседа

6

Поиск информации, явно заданной в тексте

Анализ текста

7

Выстраивание последовательности описываемых событий

Беседа, круглый стол

8

Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов

Работа с текстом

9

Преобразование информации, данной ввиде графика, таблицы, схемы, в текстовую информацию

Беседа, исследование

10

Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте

Индивидуальная работа

11

Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов

Практические задания

12

Преобразование и интерпретация информации

Работа с текстами

13

Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов

Индивидуальная и групповая работа

14

Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно

Квест

15

Установление связей, не высказанных в тексте напрямую

Групповая работа, игра

16

Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определённой позиции

Индивидуальная работа, игра

17

Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме

Практические задания

18

Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач

Исследование, составление кроссворда

19

Критический анализ и оценка информации

Практическое занятие

20

Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире

Ролевая игра

21

Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения

Групповая игра

22

Обнаружение недостоверности получаемой информации

Беседа, круглый стол

23

Нахождение путей восполнения пробелов в информации

Квест –игра

24

Решение на основе текста учебно-практических задач

Лекция с элементами практики

25

 Диагностика читательской грамотности

Самостоятельная работа

26

Анализ ошибок, допущенных в работе

Рефлексия в игровой форме

27

Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного

Практическая работа

28

Практикум по созданию собственных текстов на основе прочитанных текстов

Составление и анализ текста

29

Поэтический текст как источник информации

Работа с текстами

30

Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме,

толкование, определение)

Групповая работа

31

Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы, посты и рекламные тексты

Индивидуальная и групповая работа

32

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.

Беседа, игра

33

Проверочная работа по формированию читательской грамотности

Тестирование

34

Итоговое занятие

Игровое занятие

        Список рекомендуемой литературы:

  1. Бакланова, И. Ю. Формирование умений комплексного литературоведческого анализа художественного текста на II и III ступени обучения как способ совершенствования читательской компетенции // И. Ю. Бакланова. – Режим доступа: http://ipkps. bsu. edu. ru/source/metod_sluzva/teacher/op11-12/apo_11-12/rus_lit11-12.asp
  2. Воюшина, М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: Монография. – СПб.: Сударыня, 2007. – 320 с.
  3. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопросы / Е. Л. Гончарова // Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета. – Режим доступа: http://psychlib. ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm
  4. Глаголева, С. А. Преподавание литературы в рамках интегрированного курса гуманитарных дисциплин (истории, литературы, МХК, иностранных языков) / С. А. Глаголева // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 168-171. – Режим доступа: http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. pdf
  5. Грудьева, Н. А. Интеграция предметов гуманитарного цикла в современной школе / Н. А. Грудьева // Учебно-методический портал. – Режим доступа: http://www. uchmet. ru/library/material/139672/
  6. Курдюмова, Т. Ф. Литература. 7 класс. Методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010. – 192 с.
  7. Кутейникова Н.Е. Методика работы с исторической научно-познавательной книгой на уроках литературы // Русская словесность, № 6, 2004, стр. 40.
  8. Леднев, В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В. С. Леднев, М. В. Никандров, М. В. Рыжаков. – М.: Изд-во Московского психологического социального института, 2002. – 147 с.
  9. Мосунова Л.А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. – М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы  "Моя первая клумба" Социальное направление...

Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов

В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"

В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Веселый английский"

Развитие творческих способностей младших школьников через иностранный язык в стихах, сказка, театральных постановках...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе "Юный географ"

Главная особенность курса «Юный географ» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимател...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 8 класса по курсу "Основы финансовой грамотности"

Наименование курса: Основы финансовой грамотностиКласс: 8Уровень общего образования : основная школаУчитель истории и обществознания высшей квалификационной  категории  Ткацкая Светлана Нико...