"Читательская грамотность" - рабочая программа внеурочной деятельности 5-7 классов
элективный курс
Рабочие программы по факультативному занятию "Читательская грамотность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Читательская грамотность 5 класс | 28.83 КБ |
Читательская грамотность 6 класс | 35.49 КБ |
Читательская грамотность 7 класс | 32.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чыраа-Бажынская средняя общеобразовательная школа
«Принято» МО учителей Протокол № ________ от «___»____________2021 Руководитель МО_____________/Чанзан С.С./ | «Согласовано» Зам.дир по УР _______________/Ооржак Ч.В./ от «____»____________2021 | Утверждаю: Директор МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ _________________/Монгуш Э.О./ от «____»__________________2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочная деятельность по русскому языку «Читательская грамотность»
(наименование элективного курса или внеурочной деятельности, или кружка)
______5 А _______
(класс)
Количество часов в неделю: __1__
Количество часов в год: __34__
Составила: Дамбаа Чодураа Вадимовна, без категории
______2021-2022______
(учебный год)
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» (Основы смыслового чтения и работы с текстом) адресована учащимся 5 классов общеобразовательной школы и является необходимым дополнением к программам всех учебных дисциплин, так как формирование навыков смыслового чтения является стратегической линией школьного образования в целом.
Рабочая программа по предмету «Формирование читательской компетентности» для 6 классов составлена на основе:
- Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержден Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;
– основными идеями «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, Законом Российской Федерации «Об образовании»;
– учетом требований стандарта второго поколения (ФГОС) к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст,поэтому умение правильно работать с текстом относится куниверсальным, основополагающим и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире.Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы
- формирование и развитие личности ребёнкана основе духовной и интеллектуальной потребностивчтении;
- формирование и развитиеоснов читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;
- формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи
- развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
- вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
- развивать интеллектуальную самостоятельностьучащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
- освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
- учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
- углубления базовых знаний по теории текста;
- использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
- использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
- использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
- использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.
Формы и режим занятий
Программа внеурочной деятельности реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др.. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.
Режим занятий – программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в неделю). Возможный вариант – в течение полугодия (2 раза в неделю).Время проведения занятия – 45 мин.
Результативность освоения программы
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти).
Планируемыемероприятия:
- Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы»
- «Заседание Учёного совета лексикографов» (защита проекта).
- Игра «Аукцион вопросов и ответов».
- Представление портфолио «Мои достижения» (портфолио - отчёт или портфолио достижений).
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
учащиеся научатся
- осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
- использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметныерезультаты:
учащиеся овладеют
- элементарными навыками работы с книгой;
- умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
- элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
- находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
- находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
- выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
- понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
- сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
- интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
- прогнозировать содержание текста;
- находить скрытую информацию в тексте;
- использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:
- составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
- делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
- приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
- преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
- оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
- оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиесяполучат возможность
- использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
- обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
Календарно-тематическое планирование
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чыраа-Бажынская средняя общеобразовательная школа
«Принято» МО учителей Протокол № ________ от «___»____________2021 Руководитель МО_____________/Чанзан С.С./ | «Согласовано» Зам.дир по УР _______________/Ооржак Ч.В./ от «____»____________2021 | Утверждаю: Директор МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ _________________/Монгуш Э.О./ от «____»__________________2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочная деятельность по русскому языку «Читательская грамотность»
(наименование элективного курса или внеурочной деятельности, или кружка)
______6 А, Б_ _______
(класс)
Количество часов в неделю: __1__
Количество часов в год: __34__
Составила: Дамбаа Чодураа Вадимовна, без категории
______2021-2022______
(учебный год)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Формирование читательской компетентности» для 6 классов составлена на основе:
- Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержден Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;
– основными идеями «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, Законом Российской Федерации «Об образовании»;
– учетом требований стандарта второго поколения (ФГОС) к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».
Актуальность и значимость определяются новым стандартом, требованиями к новым результатам, новыми характеристиками подросткового возраста.
Новизна реализации программы учреждения заключается в использовании следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогового обучения, творческой деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам средней школы.
В результате изучения всех предметов обучающиеся средней школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом
Данная дисциплина входит в образовательную область «Филология».
Изучение данной дисциплины в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование читательской деятельности школьников;
- умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные тексты.
Основная задача - научить ученика понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.
Курс рассчитан на 34 часа, 1 раз в неделю. Срок реализации программы- 1 год.
Содержание курса включает следующее:
- поиск информации и понимание текста;
- преобразование и интерпретация текста;
- критический анализ и оценка информации.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Повышение культурной компетентности
- Повышение читательской компетентности
- Изменение отношения к чтению
- Рост читательской активности
- Развитие мотивации к чтению
- Воспитание уважения к книге
Планируемые результаты изучения дисциплины «Формирование читательской компетентности»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное;
- отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
- выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;
- объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов;
- работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик сможет:
- обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения
- Аргументировать свою точку зрения
- Задавать вопрос
- Составлять план текста
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
- на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Система оценки достижений учащихся 7 классов
Система оценивания знаний учащихся проводится в форме зачете/незачета
Виды контроля:
-практические, самостоятельные и контрольные работы.
Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста;
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и выявление в них общих и своеобразных черт.
Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины.
Программа базируется на межпредметных связях с русским языком, литературой, историей, экологией, риторикой, географией, обществознанием.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса в основной школе.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты обучающихся выражаются в следующем:
- понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;
- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания текста;
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе текста;
-собственная интерпретация, понимание авторской позиции и своё отношение к ней.
Календарно-тематическое планирование занятий по читательской грамотности 6 А класса
№ | Дата | Тема урока | Форма организации | |
По плану | Фактически | |||
1 | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений | Вводное игровое занятие | ||
2 | Типология текстов. Речевая ситуация | Лекционное занятие | ||
3 | Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль) | Практическое занятие | ||
4 | Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста | Сбор материала и анализ | ||
5 | Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства | Групповая работа | ||
6 | Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации | Чтение | ||
7 | Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция | Беседа, круглый стол | ||
8 | Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте | Работа с текстом | ||
9 | Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста | Беседа, исследование | ||
10 | Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде | Индивидуальная работа | ||
11 | Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака | Практические задания | ||
12 | Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации | Работа с текстами | ||
13 | Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный) | Выступление | ||
14 | Вопросы по содержанию текста | Квест | ||
15 | Формулирование выводов, основанных на содержании текста | Групповая работа, игра | ||
16 | Аргументы, подтверждающие вывод. «Учимся логически мыслить» | Индивидуальная работа, игра | ||
17 | Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме | Практические задания | ||
18 | Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач | Исследование, составление кроссворда | ||
19 | Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос | Выступление | ||
20 | Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу | Практическое занятие | ||
21 | Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу | Групповая игра | ||
22 | Составление схем с опорой на прочитанный текст | Беседа, круглый стол | ||
23 | Формирование списка используемой литературы и других информационных источников | Творческая работа | ||
24 | Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном | Индивидуальное практическое занятие | ||
25 | Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию | Самостоятельная работа | ||
26 | Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию) | Ролевая игра | ||
27 | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста | Практическая работа | ||
28 | Выражение собственного мнения о прочитанном | Беседа | ||
29 | Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация | Открытый микрофон | ||
30 | Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник» | Групповая работа | ||
31 | Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник» | Индивидуальная и групповая работа | ||
32 | Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста | Беседа | ||
33 | Сопоставление различных точек зрения на информацию. «Дятловы горы» | Работа с текстом | ||
34 | Итоговое занятие. Анализ текста | Самостоятельная работа |
Календарно-тематическое планирование занятий по читательской грамотности 6 Б класса
№ | Дата | Тема урока | Форма организации | |
По плану | Фактически | |||
1 | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений | Вводное игровое занятие | ||
2 | Типология текстов. Речевая ситуация | Лекционное занятие | ||
3 | Функционально-стилевая дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль) | Практическое занятие | ||
4 | Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста | Сбор материала и анализ | ||
5 | Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру и языковые средства | Групповая работа | ||
6 | Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации | Чтение | ||
7 | Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция | Беседа, круглый стол | ||
8 | Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте | Работа с текстом | ||
9 | Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста | Беседа, исследование | ||
10 | Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде | Индивидуальная работа | ||
11 | Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака | Практические задания | ||
12 | Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации | Работа с текстами | ||
13 | Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный) | Выступление | ||
14 | Вопросы по содержанию текста | Квест | ||
15 | Формулирование выводов, основанных на содержании текста | Групповая работа, игра | ||
16 | Аргументы, подтверждающие вывод. «Учимся логически мыслить» | Индивидуальная работа, игра | ||
17 | Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме | Практические задания | ||
18 | Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач | Исследование, составление кроссворда | ||
19 | Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос | Выступление | ||
20 | Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу | Практическое занятие | ||
21 | Преобразование таблицы в связный текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу | Групповая игра | ||
22 | Составление схем с опорой на прочитанный текст | Беседа, круглый стол | ||
23 | Формирование списка используемой литературы и других информационных источников | Творческая работа | ||
24 | Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном | Индивидуальное практическое занятие | ||
25 | Создание небольших письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию | Самостоятельная работа | ||
26 | Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию) | Ролевая игра | ||
27 | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста | Практическая работа | ||
28 | Выражение собственного мнения о прочитанном | Беседа | ||
29 | Выражение собственного мнения о прочитанном и его аргументация | Открытый микрофон | ||
30 | Достоверность и недостоверность информации в тексте. Текст задачи «Крыжовник» | Групповая работа | ||
31 | Недостающая или избыточная информация. Текст задачи «Крыжовник» | Индивидуальная и групповая работа | ||
32 | Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста | Беседа | ||
33 | Сопоставление различных точек зрения на информацию. «Дятловы горы» | Работа с текстом | ||
34 | Итоговое занятие. Анализ текста | Самостоятельная работа |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чыраа-Бажынская средняя общеобразовательная школа
«Принято» МО учителей Протокол № ________ от «___»____________2021 Руководитель МО_____________/Чанзан С.С./ | «Согласовано» Зам.дир по УР _______________/Ооржак Ч.В./ от «____»____________2021 | Утверждаю: Директор МБОУ Чыраа-Бажынской СОШ _________________/Монгуш Э.О./ от «____»__________________2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочная деятельность по русскому языку «Читательская грамотность»
(наименование элективного курса или внеурочной деятельности, или кружка)
_______7 (седьмой)________
(класс)
Количество часов в неделю: __1__
Количество часов в год: __34__
Составила: Дамбаа Чодураа Вадимовна, без категории
______2021-2022______
(учебный год)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Формирование читательской компетентности» для 7 классов составлена на основе:
- Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- ФГОС основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержден Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;
– основными идеями «Национальной программы поддержки и развития чтения», разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, Законом Российской Федерации «Об образовании»;
– учетом требований стандарта второго поколения (ФГОС) к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».
Актуальность и значимость определяются новым стандартом, требованиями к новым результатам, новыми характеристиками подросткового возраста.
Новизна реализации программы учреждения заключается в использовании следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогового обучения, творческой деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам средней школы.
В результате изучения всех предметов обучающиеся средней школы приобретают навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Обучающиеся научатся дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, сочинения, графические работы). Овладеют навыками представления информации в наглядной форме (в виде таблиц, схем). Смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в учебных и практических ситуациях. Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом
Данная дисциплина входит в образовательную область «Филология».
Изучение данной дисциплины в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование читательской деятельности школьников;
- умения работать с различными видами текстов и создавать на их основе собственные тексты.
Основная задача - научить ученика понимать прочитанное, обучить приёмам работы с текстом и осознанному применению этих приёмов, превратить их использование в привычку.
Курс рассчитан на 34 часа, 1 раз в неделю. Срок реализации программы- 1 год.
Содержание курса включает следующее:
- поиск информации и понимание текста;
- преобразование и интерпретация текста;
- критический анализ и оценка информации.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Повышение культурной компетентности
- Повышение читательской компетентности
- Изменение отношения к чтению
- Рост читательской активности
- Развитие мотивации к чтению
- Воспитание уважения к книге
Планируемые результаты изучения дисциплины «Формирование читательской компетентности»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- определять основную тему, общую цель или назначение, главную идею текста; структурировать его, выделять главное и второстепенное;
- отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию;
- выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей; сопоставлять информацию из разных частей текста;
- объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика, таблицы и т.п.; понимать смысл терминов, неизвестных слов;
- работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик сможет:
- обнаруживать в тексте доводы и подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок, выводить заключение о намерении автора;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по данной теме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения
- Аргументировать свою точку зрения
- Задавать вопрос
- Составлять план текста
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений и мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
- на основании имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебной литературы ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Система оценки достижений учащихся 7 классов
Система оценивания знаний учащихся проводится в форме зачете/незачета
Виды контроля:
-практические, самостоятельные и контрольные работы.
Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Содержание стандарта реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста;
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ и сопоставление подобных текстов и выявление в них общих и своеобразных черт.
Главным при изучении предмета остается работа с текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании данной дисциплины.
Программа базируется на межпредметных связях с русским языком, литературой, историей, экологией, риторикой, географией, обществознанием.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса в основной школе.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты обучающихся выражаются в следующем:
- понимание текста, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею;
- определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания текста;
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе текста;
-собственная интерпретация, понимание авторской позиции и своё отношение к ней.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Форма организации | |
По плану | Фактически | |||
1 | Вводное занятие. Кейс по функциональной (читательской)грамотности | Беседа, кейс | ||
2 | Поиск информации и понимание текста | Лекционное занятие | ||
3 | Определение главной темы и общей цели или назначения текста | Практическое занятие | ||
4 | Различение темы и подтемы специального текста | Сбор материала и анализ | ||
5 | Выделение главной и второстепенной информации текста | Беседа | ||
6 | Поиск информации, явно заданной в тексте | Анализ текста | ||
7 | Выстраивание последовательности описываемых событий | Беседа, круглый стол | ||
8 | Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов | Работа с текстом | ||
9 | Преобразование информации, данной ввиде графика, таблицы, схемы, в текстовую информацию | Беседа, исследование | ||
10 | Формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте | Индивидуальная работа | ||
11 | Метафоричность речи, умение понимать образность языка текстов | Практические задания | ||
12 | Преобразование и интерпретация информации | Работа с текстами | ||
13 | Поиск в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов | Индивидуальная и групповая работа | ||
14 | Интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно | Квест | ||
15 | Установление связей, не высказанных в тексте напрямую | Групповая работа, игра | ||
16 | Формирование на основе текста системы аргументов для обоснования определённой позиции | Индивидуальная работа, игра | ||
17 | Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме | Практические задания | ||
18 | Применение информации из текста при решении учебно-познавательных задач | Исследование, составление кроссворда | ||
19 | Критический анализ и оценка информации | Практическое занятие | ||
20 | Оценивание утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире | Ролевая игра | ||
21 | Нахождение в тексте доводов в защиту своей точки зрения | Групповая игра | ||
22 | Обнаружение недостоверности получаемой информации | Беседа, круглый стол | ||
23 | Нахождение путей восполнения пробелов в информации | Квест –игра | ||
24 | Решение на основе текста учебно-практических задач | Лекция с элементами практики | ||
25 | Диагностика читательской грамотности | Самостоятельная работа | ||
26 | Анализ ошибок, допущенных в работе | Рефлексия в игровой форме | ||
27 | Самоконтроль и самооценка понимания прочитанного | Практическая работа | ||
28 | Практикум по созданию собственных текстов на основе прочитанных текстов | Составление и анализ текста | ||
29 | Поэтический текст как источник информации | Работа с текстами | ||
30 | Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение) | Групповая работа | ||
31 | Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы, посты и рекламные тексты | Индивидуальная и групповая работа | ||
32 | Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. | Беседа, игра | ||
33 | Проверочная работа по формированию читательской грамотности | Тестирование | ||
34 | Итоговое занятие | Игровое занятие |
Список рекомендуемой литературы:
- Бакланова, И. Ю. Формирование умений комплексного литературоведческого анализа художественного текста на II и III ступени обучения как способ совершенствования читательской компетенции // И. Ю. Бакланова. – Режим доступа: http://ipkps. bsu. edu. ru/source/metod_sluzva/teacher/op11-12/apo_11-12/rus_lit11-12.asp
- Воюшина, М. П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: Монография. – СПб.: Сударыня, 2007. – 320 с.
- Гончарова, Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопросы / Е. Л. Гончарова // Электронная библиотека Московского городского психолого-педагогического университета. – Режим доступа: http://psychlib. ru/mgppu/periodica/defect/d0701004.htm
- Глаголева, С. А. Преподавание литературы в рамках интегрированного курса гуманитарных дисциплин (истории, литературы, МХК, иностранных языков) / С. А. Глаголева // Интеграция предметов гуманитарного цикла. – С. 168-171. – Режим доступа: http://www. g1583.ru/files/resursnyj_centr/integraciya. pdf
- Грудьева, Н. А. Интеграция предметов гуманитарного цикла в современной школе / Н. А. Грудьева // Учебно-методический портал. – Режим доступа: http://www. uchmet. ru/library/material/139672/
- Курдюмова, Т. Ф. Литература. 7 класс. Методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010. – 192 с.
- Кутейникова Н.Е. Методика работы с исторической научно-познавательной книгой на уроках литературы // Русская словесность, № 6, 2004, стр. 40.
- Леднев, В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В. С. Леднев, М. В. Никандров, М. В. Рыжаков. – М.: Изд-во Московского психологического социального института, 2002. – 147 с.
- Мосунова Л.А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. – М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба" Социальное направление...
Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов
В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"
В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Веселый английский"
Развитие творческих способностей младших школьников через иностранный язык в стихах, сказка, театральных постановках...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе "Юный географ"
Главная особенность курса «Юный географ» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимател...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 8 класса по курсу "Основы финансовой грамотности"
Наименование курса: Основы финансовой грамотностиКласс: 8Уровень общего образования : основная школаУчитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Ткацкая Светлана Нико...