Программы внеурочной деятельности
рабочая программа

Родина Ольга Александровна

mail

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnalistika_v_shkole.docx31.85 КБ
Файл tayny_russkogo_yazyka.docx58.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Журналистика в школе» общим объемом 68 часов рассчитана на 2 года обучения для обучающихся 5–9 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу во внеурочное время. 2015-2016 учебный год – первый год обучения, 34 часа занятий. В текущем учебном году представлены две содержательные темы для изучения основ журналистики: «Краткое введение в историю журналистики», «Основы журналистики».

Общая характеристика предмета

Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» связана с решением такого блока задач МБОУ СШ №2, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. Она особенно возрастает в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.

Пресса, выпускаемая ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.

Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данной программы дополнительного образования как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что определенный круг обучающихся стремиться развить в себе умения, способности, необходимые для занятий журналистикой.          

Программа дополнительного образования «Журналистика в школе» ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направленны на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствует экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко, реализации потребности в коллективном творчестве; эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).   Коммуникативная направленность обучения по этой программе дает учащимся возможность общаться в процессе создания газеты, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.

Данный курс ориентирован на применение широкого комплекса знаний по таким предметам, как литература, русский язык, история, география и другим. Он не только расширит объем знаний, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера.

Для того чтобы в перспективе отработать на базе школьного пресс-центра систему «универсальной журналистской профессиональной ориентации, выбраны стартовые направления: «Лингвистическая журналистика», «Экологическая журналистика», «Этнографическая журналистика», «Социальная журналистика». Созданная система поможет выпускникам стать конкурентноспособными на рынке труда, ориентированными на личный успех и социальную солидарность, имеющими не только хороший багаж знаний, но и умение быстро адаптироваться в изменяющемся социуме. Все названные направления актуальны и выбраны потому, что журналистика должна всесторонне освещать не только социальные явления. Но и проблемы окружающей среды и ресурсов, раскрывая важность взаимосвязи между экономическими, социальными и экологическими аспектами; должно осуществляться обучение ценностям, подходам и действиям, необходимым для достижения «устойчивого развития» общества.

Цели программы:

- создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального самосовершенствования;

- формировать медиакультуру в профильной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поисках профессии;

- изучить основы журналистского мастерства.

Перспективная цель – подготовка обучающихся к сотрудничеству с районными, республиканскими. Федеральными периодическими изданиями и возможному выбору журналистики как будущей профессии.

В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи.

  1. Обучающие:

- вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах журналистской деятельности, об особенностях журналистской профессии, а также о профессиях, имеющих прямое и косвенное отношение к медиасфере;

- изучение истории журналистики, этапов ее развития;

- изучение основ социологии и журналистского творчества;

- формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессиональной ориентации;

- формирование практических навыков создания школьного печатного издания;

- формирование практических умений и навыков по решению экологических, здоровьесберегающих и других задач, приобретение соответствующих знаний.

2. Воспитывающие:

- формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;

- формирование толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме;

- формирование представления о журналистике как о профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;

- привитие культуры общения с миром средств массовой информации;

- пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности;

- формирование потребности в постоянном повышении информированности;

- формирование чувства ответственности за природу, экологию, в том числе и за свое здоровье;

- формирование у обучающихся и их родителей понимание необходимости использования необходимости использования оздоровительных мероприятий для восстановления и сохранения здоровья;

- воспитание культуры поведения и речи.

3. Развивающие:

- всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления, интересов, склонностей, физического состояния организма обучающегося и на этой основе формирование профессиональной направленности;

- расширение общего кругозора.

Программа дополнительного образования составлена в практико-ориентированной форме подачи материала.

По форме организации образовательного процесса программа является модульной. Структурно она делится на четыре самостоятельные части (или на четыре целостных, устойчивых блока), включающие в себя все направления журналистики, знание законов и жанров, умение конкретно работать над номером газеты:

- «Краткое сведение в историю журналистики»,

- «Основы журналистики»;

- «Художественно-техническое оформление издания»;

- «Редакционно-издательская деятельность»

Каждый раздел делится на два блока – теоретический и блок творческих заданий. Объем теоретического курса невелик. Выбранные темы включают в себя все вопросы, касающиеся теории журналистики. Все разделы в совокупности представляют единую методическую концепцию.

По цели обучения данная программа профессионально-прикладная. Поскольку ориентирована на профессиональное образование выпускника в области журналистики – «предмета», отсутствующего в базовом общеобразовательном учреждении, - а также на выработку актуальных навыков и умений.

Планируемы результатом обучения по программе будет являться создание школьного периодического издания с его возможным использованием в учебно-воспитательном процессе; создание учащимися своего портфолио; освоение обучающимися указанных в данной программе как теоретических, так и различных практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности, а именно:

Предметные знания в следующих областях:

- журналистика как форма информационной деятельности;

- журналистика как профессия и ее возможное влияние на здоровье;

- информационный рынок;

- роль журналиста в становлении общественного мнения;

- приемы риторики;

- создание журналистского текста;

- основные газетные жанры;

- редактирование;

- редакционный коллектив;

- структура газетного номера;

- иллюстрация в газете;

- макетирование и верстка газеты.

Предметные умения и навыки – навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности, создание текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающие основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах; навыки работы с научной, справочной литературой.

Интеллектуальные умения и навыки – умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи.

Мыслительные навыки – навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки и решения интеллектуальных проблем и задач.

Обучающиеся должны знать основные понятия журналистики, этапы ее развития, принципы организации редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный к публикации материал. Но так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитывается интересы и склонности обучающихся).

По уровню освоения данная программа профессионально-ориентированная.

Обучение, а также оценка знаний и умений обучающихся проводятся в форме творческих работ, рефератов и эвристических бесед по всем темам. Используются также экскурсии, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, решение творческих задач. При работе над теоретическим материалом предпочтение отдается эвристической беседе, так как это важные метод устного изложения материала, заключающийся в том, что обучающиеся усваивают новые понятия и приобретают знания путем самостоятельного логического мышления, активно используя эвристический метод познания. Важным является также то, что в ходе занятий обучающиеся овладевают техникой постановки вопросов, очень важной для успешной журналистской деятельности. Таким образом, данный метод позволяет повторить, закрепить и проверить полученные знания.

Качество профессиональной подготовки обучающихся зависит от практики, получаемой ими в процессе обучения. Практическая работа и создание собственных материалов обеспечат прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков. В процессе занятия ребята пишут материалы в разных газетных жанрах, самостоятельно делают верстку газетных полос, правку авторского текста, участвуют в конкурсах, творческих мастерских, литературно-деловых играх семинарах, в групповом проектировании и мастер-классах, на которых они общаются со специалистами по интересующим темам и применяют полученные знания.

В связи с отсутствием соответствующего государственного образовательного стандарта по изучению основ журналистики в школе данная программа строилась с опорой на образовательную программу стажировки «Редактор детского печатного СМИ» (составитель Л.В.Девятиярова, редактор журнала «ОКО» КРИРПО г. Кемерово), методическое пособие «Методы профильной подготовки будущих журналистов» (автор Ю.А.Агафонова, младший научный сотрудник лаборатории ТСО и медиаобразования ИСМО РАО) и учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Азбука журналистики» (авторы О.И.Леплкина и другие).

Итоги реализации программы

К концу первого года обучения обучающиеся должны получить полное представление о журналистской профессии, усвоить основы профессиональной культуры журналиста, уметь создавать журналистские тексты в жанрах, которые на момент окончания учебного года будут изучены, освоить навыки поиска информации в различных источниках и уметь работать в текстовых редакторах.

К концу второго года обучения обучающиеся должны приобрести более полные навыки журналистского мастерства, уметь не только собирать материал, но и систематизировать его, освоить процессы верстки. Макетирования и самостоятельно выпускать школьные издания (газету, журнал, альманах и прочее).

Чтобы приобретенные умения, знания и навыки были постоянно активированы. Предусматривается их практическое применение и во время летних каникул: экскурсии по памятным и историческим местам родного края, поездки за пределы республики, журналистские походы по экологическим тропам, участие в национальных празднествах, социально значимых мероприятиях и т. д. с последующим отражением всех этих событий в своем периодическом издании.

Тематическое планирование

и содержание программы дополнительного образования «Журналистика в школе»

на 2015-2016 учебный год (первый год обучения).

Краткие сведения в историю журналистики – 7 ч.

  1.  Вводное занятия «Знакомство с журналистикой».

Ознакомление с программой. Знакомство с журналистикой.

А) журналистика как профессия и общественная деятельность;

Б) профессиональные качества журналиста. Основы профессиональной культуры, этики;

В)виды и типы СМИ, СМИ и экология, религия, этнография, социальные проблемы и т. д.

Г) влияние профессии на здоровье.

Лекционная, с элементами практики, творческая работа, эвристическая беседа.

Реферат, тест.

  1.  Газетный мир.

Журналистика и литература.

Этимология слов «газета» и «журнал»

Практическая: творческая работа №1, эвристическая беседа, работа со словарями.

Тест «Карта интересов».

  1.  Как и почему возникла журналистика.

А) Период пражурналистики.

Б) Появление предпосылок для создания первых газет.

В) Появление в Европе и России первых печатных газет.

Г) Расцвет журналистики.

Д) Конец «Эры Гуттенберга».

Лекционная, практическая.

Работа со словарями, энциклопедиями, справочниками. Творческая работа.

  1.  Из истории детской прессы.

Понятие «детская журналистика». Особенности периодических изданий для детей и подростков. Первые детские издания Европы и России. Краткая характеристика. Пионерские газеты и журналы. Современные детские СМИ. Требования СЭС к детским изданиям. Экология бумаги. Школьные издания и обсуждения их материалов.

Практическая. Эвристическая беседа, работа с изданиями, практикум.

Тест.

  1.  Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ.

Особенности современных детско-юношеских изданий: информационные, информационно-развлекательные, литературно-художественные, и прочее.

Краткий обзор журналов, альманахов, газет, издающихся в нашей республики.

Дайджест в детских СМИ.

Газетофилия.

Практическая.

Эвристическая беседа, работа с изданиями, виртуальный музей.

Творческая работа.

  1.  Знакомство с законами о СМИ, историей городской газеты.

Знакомство с законом «Об окружающей природной среде» и классификация СМИ: радио, ТВ, Интернет, газетно-журнальная периодика.

Виртуальная экскурсия на радио, ТВ.

Творческая работа.

  1.  Итоговое занятие. Обобщение изученного материала.

Обобщение изученного материала.

Посвящение в юнкоры.

Реферат.

Основы журналистики – 27 ч.

 Знакомство с древом жанров. Публицистика.

Жанровое разнообразие – залог читаемой, интересной газеты.

Система жанров в литературе и журналистике.

Античный театр как предтеча жанров журналистики.

Газетно-журнальные жанры.

Знакомство с понятием «жанр», «факт».

Лекционная и практическая. Эвристическая беседа.

 Мастерская жанров.

Принципы деления на жанры.

Информационные.

Аналитические.

Жанровое своеобразие журналистских материалов.

Лекционная и практическая. Эвристическая беседа. Обзор газет, журналов, семинар с элементами лекции, практикум.

Творческая работа.

          10.   Информация (новость).

11.  Правила построения информации.

Что такое информация (новость).

Типы информации.

Формы подачи новостей.

Правила построения информации.

Методы получения информации.

Факт как основа информационных жанров.

Собирание школьных новостей

Техническое оснащение юнкора.

Лекционная и практическая. Эвристическая беседа.

Написание информации их анализ.

Творческая работа.

12. Заметка.

13. Типы заметок.

Что такое заметка и ее основные черты.

Типы заметок: краткая и расширенная.

Лекционная и практическая. Эвристическая беседа.

Творческая работа.

14.  Отчет.

Что такое отчет и его основные черты.

Лекционная и практическая. Эвристическая беседа.

Творческая работа.

15. Репортаж.

16. Фоторепортаж.

Что такое репортаж и его признаки.

Предмет репортажа и его основа.

Виды и типы репортажа и его герой.

Подготовка к репортажу.

Фоторепортаж.

Работа с техническими средствами.

Лекционная и практическая. Эвристическая беседа.

Творческая работа.

17. Интервью.

18.Этапы работы над интервью.

Что такое интервью и его признаки.

Типы и виды интервью.

Этапы работы над интервью.

Классификация вопросов.

Лекционная и практическая. Эвристическая беседа. Проведение учебных интервью.

19.  Опрос. Пресс-релиз.

Что такое опрос, пресс-релиз.

Функции пресс-релиза, структура.

Практическая.

Творческая работа.

     20. Обозрение. Комментарий.

Понятие об этих жанрах их видах и признаков.

Лекционная и практическая. Эвристическая беседа. Работа с изданиями.

Викторина.

     21. Рецензия. Корреспонденция.

22. Основные требования к рецензии. В чем ее отличие от отзыва.

Понятие об этих жанрах их видах и признаков. Основные требования к рецензии, в чем ее отличие от отзыва.

Лекционная и практическая. Эвристическая беседа.

Тест.

23. Статья.

     24. Приемы написания статей.

Что такое статья, виды статей.

Приемы написания статей.

Описание как элемент любой статьи

Практическая. Работа с изданиями.

Тест. Творческая работа.

    25. Очерк.

    26. Типы очерковых публикаций.

Что такое очерк. Его основные черты.

Виды очерков.

Типы очерковых публикаций.

Практическая. Рецензия на очерк.

Творческая работа.

   27. Зарисовка.

   28.Способы написания зарисовки.

Что такое зарисовка. Ее основные черты.

Виды зарисовок. Способы написания зарисовки.

Лекционная и практическая. Работа со словарем

Творческая работа «Нарисую образ».

29.  Фельетон и памфлет.

Что такое фельетон и памфлет. Элементы и разновидности фельетона.

Фельетоны Зощенко, Ильфа и Петрова.

Фельетон в современной прессе.

Практическая. Работа с сатирическими текстами.

Творческая работа.

30. Эссе.

Что такое эссе. Правила написания.

Эссе как жанр и как принцип композиционного построения очерка.

Практическая. Творческие задания.

Творческая работа.

31. Социология как составная часть журналистских знаний.

Правила построения анкеты. Ее виды.

Правила проведения опроса.

Методики опроса: мониторинг, документ.

Рейтинг.

Лекционная и практическая. Работа с анкетами, встречи.

32,33. Культура речи.

Знакомство с термином «газетный язык».

Требования к языку СМИ.

Выразительные средства газетного языка: фразеологизмы, тропы и т.д.

Лексические и синтаксические особенности газетного языка.

Газетные штампы.

Лексические, логические и синтаксические ошибки в тексте: плеоназм, ляпалиссиады, тавтология и др.

Формы устной и письменной речи: повествование. Рассуждение, размышление, описание.

Искусство обмена информацией в письменном виде (язык письма)

Особенности публицистического стиля, высокий и низкий стили, арго и просторечие в журналистике.

Лекционная и практическая. Работа с изданиями, справочными пособиями, анализ художественных текстов и газетно-журнальных публикаций, «круглый стол»

Анализ художественных текстов и газетно-журнальных публикаций.

34. Итоговое занятие. Обобщение изученного.

Итоговое занятия.

Практическая. Конкурс юнкоров «С легким жанром!»

Защита проектов. Творческая работа.

Творческие работы на 2015-2016 учебный год.

  1. Этимологический «круглый стол». Разделившись на две группы, учащиеся готовят этимологические справки о словах «газета» и «журнал».
  2. Литературный обзор «Путешествие в Страну Малой информации (СМИ). Выбрать любое детское или подростковое издание и рассказать об его особенностях.
  3. Интеллектуальный блицтурнир. Команды по очереди называют детские и подростковые издания и кратко характеризуют их. Составление дайджеста.
  4. Журналистская Дума. Беседа о гласности, свободе печати, российских законах и СМИ, в том числе о детских.
  5. Творческое задание. Используя народные пословицы и поговорки, написать фельетон на тему «Делу время, потехе - час».
  6. Урок читательских удовольствий. Написать зарисовку на одну из тем «Зимняя сказка», «Весеннее настроение», «Летние радости», «Ода осени».
  7. Творческая мастерская «Бюро детективных расследований». Написать «детективный» отчет на тему «Классный день календаря» (о появлении профессиональных праздников – Дне журналиста, Дне российской печати).
  8. Творческая мастерская «Флороскоп». Написать небольшой материал (жанр на выбор) на тему «Цветы нашей жизни» или «Береги флору и фауну», используя элементы путевых заметок, зарисовок.
  9. Круглый стол «Диалог-шоу». Написание дружеских пародий, «портретов».
  10. Круглый стол «Эврика». Стихотворная игра-буриме.
  11. Конкурс журналистского мастерства «Мистер Бин». Написать материал (жанр и тема на выбор), в который включить слова – «бины» (например, кабины, бинокль, карабин). Работы оцениваются по следующим критериям: оригинальность, логичность, композиционная целостность; наибольшее количество «бинов».
  12. Литературный тренинг. Составление письменной характеристики или литературного мини-портрета на тему «Мой сосед по парте: его лучшие качества» или «Угадай, кто это?.
  13. Мастер-новость «Час важных сообщений». Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.
  14. Газета – экспромт. Составление материалов в виде заметок, зарисовок в грамматической игре «О пользе знаков препинания»; в предлагаемом готовом тексте (отрывок из сказки, стихотворение) но без знаков препинания. Расставляются знаки препинания так, чтобы получился новый по смыслу текст.
  15. «Эпитетное меню». Коллективная творческая игра «За кем последнее слово?» - подбор эпитетов к различным словам (например, руки, голова, работа и т. д.).
  16. Творческая мастерская. Написание рассказов по пословице (крылатому выражению, афоризму). В основу можно положить случай из жизни (своей, друзей, родителей) или выдуманную историю. Например, на тему «Ученье – свет, а не ученье - тьма».
  17. Творческое задание «Газетный жанр». Юнкоры делятся на группы по жанрам. Одна группа доказывает, что интервью – самый интересный жанр, другая – что зарисовка самый интересный жанр, и т. д.
  18. Написание эссе на тему «Что значит правильно выбрать профессию.
  19. Написание статьи на тему «Профессии моих родителей» или «Профессии и здоровье».
  20. Жанрворд. Ребята получает карточки с названием жанров. Каждый рисует свой жанр в каком-то образе и от его имени рассказывает, кто он такой, используя в помощь подсказки:

– что изучает этот жанр;

- трудно ли освоить этот жанр, что для этого необходимо;

- кто из журналистов (писателей, критиков и др.) работал в этом жанре и прославил его.




Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся

«Тайны русского языка»

Пояснительная записка

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО) главной задачей в рамках перехода к новым образовательным стандартам является создание в образовательном учреждении условий для вовлечения учащихся в систему внеурочной деятельности. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности может быть достигнуто при комплексном использовании организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеурочной деятельности, индивидуальных самостоятельных занятий. Программа внеурочной деятельности должна быть направлена на обеспечение потребностей обучающихся, стимулирование самостоятельности и креативности в решении учебных задач.

 Данная программа представляет собой адаптированный курс, в основу которого положен курс Трунцевой Т.Н. «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология», одобренная Министерством образования и науки Российской Федерации.

Актуальность программы

Актуальность  курса  заключается  в  том,  что  программа

обладает большим

воспитательным

потенциалом:   реализует   цели   общекультурного  воспитания,

которые  являются  первостепенной  задачей современной

образовательной  системы

и  представляют

собой  важный компонент социального

заказа

для образования,

решить которые необходимо, используя многоаспектную работу над художественным словом, речевым развитием учащихся. Значимость данной программы состоит в приобретении учащимися теоретической и практической базы для анализа языковых норм и формирования у школьников грамотной выразительной речи.

Словарная работа, направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, должна стать первоосновой,

на которой строятся занятия по русскому языку.

Практическая  направленность  рабочей

программы заключается  в

том,  что

её  реализация  направлена на формирование  и

развитие  универсальных

учебных

действий, социальной активности; представлений о нравственности, опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми этическими нормами; на воспитание эстетического отношения к окружающему миру, умение видеть и понимать прекрасное, потребность выражать себя в доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности.

1

Особенностью данного курса является интегративный межпредметный характер. Он включает в себя сведения различных образовательных курсов: русского языка, литературы, истории.

Новизна курса заключается в реализации коммуникативно-деятельностного подхода, формирующего всесторонне развитую личность. Именно внеурочная деятельность создаёт благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции учащихся в творческой и исследовательской деятельности. Практико-ориентированные занятия позволяют учащимся выйти за рамки учебной литературы, научиться самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму. Для активизации познавательной деятельности, интенсификации процесса обучения используется дидактический материал с текстами русской классической литературы и регионального компонента.

Цель программы  создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; обогащение словарного запаса и формирование грамотной устной и письменной речи; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Задачи программы

Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной работе над познанием родного языка; формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование коммуникативной культуры учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Развивающие: приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения пользоваться разнообразными словарями; обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Занятия по внеурочной деятельности ориентированы на системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании, основанные на проблемном, личностно ориентированном обучении, сотрудничестве учителя и ученика, опоры на жизненный опыт учащихся.

Деятельность обучающихся в рамках данной программы базируется на следующих принципах:

  • научность, связь теории и практики;

  • принцип учёта возрастных особенностей учащихся;

  • принцип связи обучения и воспитания с жизнью;

  • учёт индивидуальных особенностей учащихся;

2

  • принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;

  • непрерывность образования и воспитания личностных качеств учащихся как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса.

Содержание программы внеурочной деятельности «Тайны русского языка» соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования, ориентированной на единое пространство учебной и внеурочной деятельности. Поэтому данный курс будет способствовать формированию, совершенствованию и развитию метапредметных умений, предусмотренных ФГОС

  • и общеобразовательной школьной программой.

  • соответствии с требованиями ФГОС ООО во внеурочной деятельности реализуются современные образовательные технологии: информационная технология, технологии проектного и личностно ориентированного обучения. Выбор технологий обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

  • образовательном процессе используются следующие методы и приёмы: метод творческого чтения, проблемный, исследовательский метод, дидактические

игры,  создание  ситуаций  эмоционально-нравственных

переживаний,  ситуаций

апперцепции (опоры на жизненный опыт).

Основными формами организации занятий: беседа,

дискуссия,

практическая

самостоятельная  работа,  ролевая  игра,   круглый   стол,

экскурсия,

презентация,

проект.

Программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» предусматривает использование современных оценочных средств: тестовые программы testedu, диагностирование и мониторинг обученности (ведение индивидуальных карт учёта достижений каждого обучающегося). Одним из методов оценки личностных результатов обучающихся является проектная деятельность, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы работы, рефлексивную и поисковую деятельность, публичное выступление. Данная работа позволяет учащимся в практической ситуации демонстрировать полученные знания.

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных действий, направленных на анализ познавательной деятельности и управление ею. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать познавательные и практические задачи с использованием средств учебного предмета. Такие результаты должны быть выражены в форме письменных работ: сочинений-рассуждений, отзывов, рецензий.

Планируемые результаты внеурочной деятельности Личностные:

  • уважение ценностей семьи, общества;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

3

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

  • способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • умение пользоваться словарями, справочниками;
  • умение осуществлять анализ и синтез;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;

  • умение строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла, адресата, ситуации общения;

  • способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.

Место данного курса в базисном учебном плане

4

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» предназначена для учащихся 6 классов и учитывает возрастные особенности

школьников  12-13  лет.  Она

может быть использована

как  в  работе  педагога  с

отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов.

Срок  реализация программы  –

1 год. Курс  рассчитан на  34

часа в год (1

занятие в неделю). Продолжительность занятия 40 минут.

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Всего

Из них

Форма

Образовательны

п/п

часов

теория

практика

проведения

й

продукт

1

Введение. Слово красит

5

1

4

человека: речевой этикет

1.1.

Правила речевого этикета

1

1

-

беседа

схема

1.2.

Формулы речевого этикета

1

-

1

игра

сценка

1.3.

Вежливость как нравственно-

1

-

1

ролевая игра

презентация

ценностная основа культуры

речевого поведения.

1.4.

Речевой этикет – гарант

2

-

2

групповая

проект

коммуникативного успеха.

работа

2

Слово о словах

20

3

17

2.1.

О словарях

1

0,5

0,5

беседа

таблица

энциклопедических и

лингвистических.

2.2.

В царстве смыслов много

2

-

2

групповая

проект

дорог

работа

2.3.

О многозначности слова

1

-

1

исследование

схема

2.4.

Как и почему появляются

1

0,5

0,5

беседа,

алгоритм

неологизмы?

исследование

2.5.

О словарях, которые

2

1

1

беседа,

выступление

рассказывают об истории слов

выступление

«Его

величество

словарь»

2.6.

Об одном и том же разными

2

-

2

лингвистичес

проект

словами

кое

рисование,

индивидуальн

ая работа

2.7.

Слова – антиподы

1

-

1

викторина

презентация

2.8.

О фразеологических оборотах

2

-

2

коллективная

коллективный

работа,

проект

исследование

2.9.

Словари «чужих» слов

1

0,5

0,5

индивидуальн

индивидуальны

ая работа,

й проект

исследование

2.10

Мы говорим его стихами

2

-

2

групповая

литературная

работа,

композиция,

индивидуальн

выступление

ая работа

2.11

Слова  уходящие

1

-

1

групповая

групповой

работа,

проект

исследование

5

2.12

Паронимы

2

-

2

групповая

презентация

работа, игра

2.13

Словарь - грамотей

2

0,5

1,5

беседа,

схема,

исследование

презентация

3

«Что в имени тебе моём…»

10

1

9

3.1.

Научная этимология

1

1

-

беседа

схема, таблица

3.2.

Какие бывают имена

1

-

1

исследование

коллективный

проект

3.3.

Древнерусские имена

1

-

1

исследование

коллективный

проект

3.4.

Отчество и фамилия

1

-

1

исследование

презентация

3.5.

Имена народов ханты и манси

1

-

1

исследование

групповой

проект

3.6.

Времена года

1

-

1

заочное

коллективный

путешествие

проект

3.7.

О том, что мы носим

1

-

1

заочное

групповой

путешествие

проект

3.8.

Растения – почему их так

1

-

1

устный

индивидуальны

называют?

журнал

й проект

3.9.

Птицы и звери – почему их

1

-

1

исследование

отзыв

так называют?

3.10

Итоговое занятие

1

-

1

исследование

индивидуальны

й проект

34

30

4

Содержание программы «Тайны русского языка»

I. Введение. Слово красит человека: речевой этикет (5 часов)

Тема 1. Правила речевого этикета.(1 ч.)

Понятие «речевой этикет». Учёт при выборе формул речевого этикета пола собеседника, его возраста, служебного положения, профессии.

Тема 2.Формулы речевого этикета (1 ч.)

Понятие «формулы речевого этикета». Этикетные речевые ситуации: приветствие, обращение, привлечение внимания, знакомство, просьба, приглашение, благодарность, извинение, пожелание, поздравление, комплимент, одобрение, утешение, прощание.

Тема 3. Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения. (1 ч.)

Проявление средствами речевого этикета уважения, почтения, приветствия, радушия, учтивости, доброжелательности, обходительности, признания достоинств и значимости человека в обществе.

Тема 4. Речевой этикет  гарант коммуникативного успеха. (2 ч.)

Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций народа.

II. Слово о словах (20 часов)

Тема 5. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1 ч.)

Знакомство с терминами «лексика», «лексическое значение». Лингвистические словари русского языка, особенности словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. Обогащение словарного запаса учащихся.

6

Тема 6. В царстве смыслов много дорог. (2 ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами-омонимами. Способы и причины образования нескольких значений у слова. Проект «Отличие многозначных слов и слов-омонимов».

Тема 7. О многозначности слова. (1 ч.)

Многозначность слова (выделение отличительных признаков омонимии многозначности). Работа с толковыми словарями.

Тема 8. Как и почему появляются неологизмы? (1 ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 9. О словарях, которые рассказывают об истории слов. (2 ч.)

Понятие «этимология». Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Строение словарной статьи этимологического словаря. Определение первоисточников слова.

Тема 10. Об одном и том же разными словами. (2 ч.)

Слова-синонимы: правильное употребление в речи. Лексические нормы синонимов. Особенности синонимического ряда слов. Индивидуальный проект: составление тематических словариков синонимов. Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием синонимов.

Региональный компонент. Хантыйская сказка «Манть-ку» и ее русские

аналоги.    Установление

причинно-следственных

связей.    Формирование

эмоционального  отношения

к прочитанному. Написание отзыва по прочитанному

произведению

Тема 11. Слова  антиподы. (1 ч.)

Понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».

Тема 12. О фразеологических оборотах. (2 ч.)

Понятие «фразеологический оборот». Особенности фразеологических сочетаний. Правильное употребление фразеологизмов в речи. Коллективный проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес»».

Тема 13. Словари «чужих» слов. (1 ч.)

Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Индивидуальный проект: «Исследовательская работа со словарем иностранных слов. Определение значения иностранных слов».

Тема 14. Мы говорим его стихами. (2 ч.)

Языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А. С. Пушкина». Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема 15. Слова уходящие. (1 ч.)

Понятия «архаизмы», «историзмы». Особенности устаревших слов-архаизмов. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов».

Тема 16.  Паронимы. (2 ч.)

7

Понятие «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион».

Тема 17.  Словарь - грамотей. (2 ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

III. «Что в имени тебе моём…» (10 часов)

Тема 18. Научная этимология. (1 ч.)

Словарная статья этимологического словаря. Работа с этимологическим словарем. Индивидуальные проекты (с использованием этимологического словаря): «Значение этимологического словаря», история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая».

Тема 19. Какие бывают имена? (1 ч.)

Понятие «ономастика». Коллективный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси». Способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа с этимологическим словарём.

Тема 20. Древнерусские имена. (1 ч.)

История образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен.

Тема 21. Отчество и фамилия. (1 ч.)

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика».

Тема 22. Имена народов ханты и манси (1 ч.)

Региональный компонент. Групповые проекты: история образования имён народов ханты и манси. Особенности имён.

Тема 23.   Времена года. (1 ч.)

Названия месяцев, времён года у народов ханты и манси. Коллективный проект: «Обрядовые праздники народов ханты и манси».

Тема 24. О том, что мы носим (1 ч.)

Групповой проект: «Названия некоторых предметов одежды», «Национальная одежда ханты и манси».

Тема 25. Растения  почему их так называют?(1 ч.)

Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений. Индивидуальный проект: «Названия некоторых растений».

Тема 26. Птицы и звери  почему их так называют?(1 ч.)

Выяснить, откуда пришли названия некоторых животных.

Региональный компонент. Мансийская сказка «Комполэн – болотный дух». Установка причинно-следственных связей. Написание отзыва по прочитанному произведению

Тема 27. Итоговое занятие. (1 ч.)

Подведение итогов. Индивидуальные проекты учащихся.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература для учителя

1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения/

8

Практическая риторика: 5-9 классы. Книга для учителя. Екатеринбург, 2013.

2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.

3. Бетенькова Н.М. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся. М.: Просвещение, 2009.

4. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М.,2010 5. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь

русского языка. М., 2013.

6. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кодакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.

7. Матвеева Т. В. Риторический практикум журналиста : учеб. пособие/ Т. В. Матвеева. - М.: Флинта, 2010.

8. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М.,2011.

9. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Правильность речи. Словарь – справочник. М., 2010.

10. Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 5 класс. – М.: Московский Лицей,2010.

11. Полякова А.В. Превращения слов: Русский язык в кроссвордах и Головоломках. М.: Учебная литература, 2010

12. Родная речь. Программа для 5 класса. Составители Львова С.И., Разумовская М.М., М.: Мнемозина, 2010

13. Шанский Н. М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка.- 3-е изд., испр. и доп.- М., 2010

14. Энциклопедия для детей. Т.Ю. Языкознание. Русский язык. - 2-е изд., испр./ гл.ред. М.Д.Аксенова. - М.: Аванта, 1999

Литература для ученика

1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения/ Практическая риторика: учебное пособие для 5 класса. Екатеринбург, 2013.

2. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М.,2010.

  1. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 2013.

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Правильность речи. Словарь – справочник. М. 2003.

  1. Шанский Н. М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка.- 3-е изд., испр. и доп.- М., 2010

  1. Энциклопедия для детей. Т.Ю. Языкознание. Русский язык. - 2-е изд., испр./ гл.ред. М.Д.Аксенова. - М.: Аванта, 1999

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...