Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Маленькие академики" (развитие речи и математика)
рабочая программа
Программа предназначена для реализации в учреждениях дополнительного образования в целях подготовки детей к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkie_akademiki-razvitie_rechi_matematika_-_1g.ob_._zabrodina_2021.doc | 866.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«МАЛЕНЬКИЕ АКАДЕМИКИ»
(развитие речи, математика)
Направленность: социально-педагогическая
Вид программы: модифицированная
Уровень реализации программы: 1 год обучения – ознакомительный;
Адресат программы: обучающиеся в возрасте 5 - 7 лет.
Срок реализации программы: 1 год
Общее количество часов: 136 часов.
Разработчик: педагог дополнительного образования
МКОУ ДО Таловского детско-юношеского
центра имени Титова Ю.Т.
Забродина Ольга Васильевна
Реализацию программы осуществляет:
педагог дополнительного образования
МКОУ ДО Таловского детско-юношеского
центра имени Титова Ю.Т.
Забродина Ольга Васильевна
р.п.Таловая Воронежской области, 2021г.
Пояснительная записка
Актуальность программы Согласно ФЗ «Об образовании в РФ», дополнительные общеразвивающие программы представляют собой разновидность дополнительных общеобразовательных программ (п.1 ч.4 ст.12), и согласуются с содержанием основной образовательной программы, не повторяя её. Учитывая это, разработчик программы «Маленькие академики» консолидировал свои усилия в направлении решения следующих задач в теории и практике дошкольного образования:
-актуальность создания условий для развития дополнительного образования детей и реализации запросов родителей;
-интерес к разработке вариантов дополнительного образования на основе индивидуального, личностно-ориентированного, социокультурного и социально-педагогического подходов;
-своевременность создания моделей психолого-педагогической поддержки детей.
Особенность программы в тесном сотрудничестве с семьями обучающихся. Семья составляет первое окружение человека после рождения, она является первой социальной средой, которая транслирует накопленные обществом культурно-исторические ценности. Кроме того, семья обладает собственными внутренними специфическими характеристиками, которыми и обуславливается незаменимый потенциал семьи. Общение с родителями выполняет в период взросления и становления ребенка важную задачу: родители обеспечивают безопасные условия для самостоятельного активного освоения ребенком мира объектов и социальных отношений. Именно в этом и заключается одно из важнейших преимуществ развивающего потенциала семьи перед другими институтами, имеющими целью развитие личности ребенка.
Многие родители нуждаются в конкретной помощи. Источником этой помощи может стать сам педагог при условии установления доверительного сотрудничества и взаимодействия. Назрела острая необходимость в соответствующем просвещении родителей, в осуществлении идивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье. Наиболее распространенные формы взаимодействия педагога и семьи: родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, открытые занятия для родителей, создание информационных стендов и почтовых ящиков.
Целью программы «Маленькие академики» является развития детей старшего дошкольного возраста посредством организации активной жизнедеятельности детей, обеспечения комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе и успешной социализации.
Задачи программы:
-развитие эмоционально-волевой сферы;
-развитие коммуникативных навыков;
-формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
-сохранение здоровья дошкольников.
Реализация данных целей и задач позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Ведь целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
Программа разработана на основе программ социально-педагогической направленности с учетом имеющегося опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по программе «Буратино», реализующейся в Таловском ДЮЦ с 2001 года.
Структура программы соответствует нормативно-правовой документации в системе дополнительного образования:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п.9);
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; СП 3.1/2.4.3598-20 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015г.);
5. Постановление Правительства Воронежской области от 26.12.2018 года №1201 «О введении на территории Воронежской области механизма персонифицированного финансирования в системе дополнительного образования детей».
6. Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14 октября 2015 года № 1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ».
Направленность программы: социально-педагогическая (направлена на социальную адаптацию, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», формирование педагогических навыков).
Основные формы работы объединения – интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы, практические задания и упражнения; дидактические игры; составление творческих рассказов, занятия с элементами презентаций, а также экскурсии и целевые прогулки.
Продолжительность обучения
Программа адресована детям 5-7-летнего возраста (преимущественно неорганизованным, т.е. не посещающим детские дошкольные учреждения, не имеющим медицинские противопоказания), кроме того по данной программе могут обучаться также дети с ОВЗ и дети-инвалиды, имеющие незначительные нарушения интеллекта, задержку психического развития, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоциональные расстройства. Учреждения дополнительного образования являются наиболее открытой и доступной образовательной системой в плане педагогической помощи детям с ОВЗ. Максимальная наполняемость группы – 16 человек. Срок обучения – 1 год. Время проведения одного занятия – 25-30 минут, перемена – 10 минут.
В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в образовательном учреждении, программа курса рассчитана на 136 часов; периодичность занятий – 2 раза в неделю по 2 учебных часа (продолжительность занятия – 30 минут).
В случае введения чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации или режима повышенной готовности дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа может быть реализована с применением электронных средств и дистанционных образовательных технологий.
При переходе на электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в образовательном процессе возможно изменение расписания занятий и содержания календарно-тематического плана.
Общий учебный план программы «Маленькие академики»
№ п/п | Наименование модулей | Общее кол-во часов |
1 | Математика | 68 |
2 | Развитие речи | 68 |
Общее количество часов | 136 |
Модуль «Математика»
Модуль «Математика» разработан на основе программ: Федосовой Н. А. и др. «Преемственность», подготовка к школе (Москва, 2000г.), Колеговой О.И. «Скоро в школу» (Пермь, 2016г., МАДОУ «Эврика», Кустовой О.А. «В стране занимательной математики» (Саянск, 2015г.) и региональной программы «Первые шаги» (составитель – Лемяскина Н.А. под редакцией Савинкова Ю.А., 1998г.), а также является результатом многолетнего опыта работы в системе дополнительного образования, так как программа реализуется в Таловском ДЮЦ с 2001 года.
Содержание и методическое обеспечение программы дополнялись и перерабатывались на основе опыта работы авторского коллектива, работавшего по ней, вносившего свои предложения по дополнению ее содержания, что позволяет использовать ее в настоящее время. Вариативность Программы связана с конкретными особенностями детей данной группы. Ее содержание и объем отбирались так, чтобы школа могла опереться на достаточно высокий уровень познавательного развития ребенка, достигнутый в процессе дошкольного обучения.
Актуальность модуля программы
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое.
Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).
Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.
Педагогическая целесообразность модуля
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. в программе органично аккумулированы разработки в области современных методик формирования у дошкольников элементарных математических представлений и практический опыт работы педагогов с детьми в области организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале. Основная идея Программы: дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, обеспечить процесс овладения знаниями с радостью, привить вкус к учению.
Цель модуля программы: развитие познавательных способностей детей, интеллекта, мыслительных процессов.
Основные задачи при реализации данного модуля программы:
-развитие математических представлений о числах и цифрах;
-знакомство с математическими знаками;
-развитие умение решать и составлять арифметические задачи;
-развитие внимания, наблюдательности, логического мышления;
-подготовка руки к графическим диктантам, письму.
Отличительные особенности модуля программы
Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.
Учебно-тематический план по модулю «Математика»
№ п/п | Название темы | Теория | Практика | Кол-во часов |
1 | Свойства предметов. Сравнение предметов по цвету, форме, длине, высоте, толщине | 1 | 1 | 2 |
2 | Геометрические фигуры. Виды линий. | 1 | 1 | 2 |
3 | Сравнение совокупностей. Знакомство со знаками <, =, > | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | Сложение совокупностей. Знакомство со знаками + и =. | 0,5 | 0,5 | 1 |
5 | Число 1 | 0,5 | 0,5 | 1 |
6 | Число 2 | 0,5 | 0,5 | 1 |
7 | Число 3 | 0,5 | 0,5 | 1 |
8 | Число 4 | 0,5 | 0,5 | 1 |
9 | Число 5 | 0,5 | 0,5 | 1 |
10 | Вычитание. Знакомство со знаками – и =. | 0,5 | 0,5 | 1 |
11 | Закрепление пройденного материала. | 1 | 1 | 2 |
12 | Ориентация в пространстве. Задания на логическое мышление. | 1 | 1 | 2 |
14 | Число 6 | 0,5 | 0,5 | 1 |
15 | Число 7 | 0,5 | 0,5 | 1 |
16 | Закрепление пройденного материала. | 1 | 1 | 2 |
17 | Решение задач на нахождение суммы | 0,5 | 0,5 | 1 |
18 | Число 8 | 0,5 | 0,5 | 1 |
19 | Число 9 | 0,5 | 0,5 | 1 |
20 | Числа 0 и 10 | 0,5 | 0,5 | 1 |
21 | Закрепление пройденного материала. Порядковые числительные. | 1 | 2 | 3 |
22 | Решение задач на нахождение остатка | 0,5 | 0,5 | 1 |
23 | Длина, ширина, высота. Определение длины, ширины и высоты предметов с помощью линейки. | 1 | 1 | 2 |
24 | Температура. Шкала градусника (термометра). Сравнение показаний. | 1 | 1 | 2 |
25 | Время. Определение времени на часах. Единицы времени. | 1 | 2 | 3 |
26 | Закрепление пройденного материала на тему «Сравнение». Решение задач на сравнение | 1 | 1 | 2 |
27 | Вес предметов. Весы. Единицы измерения веса. | 1 | 1 | 2 |
28 | Решение задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. | 1 | 1 | 2 |
29 | Знакомство с числами второго десятка. | 1 | 2 | 3 |
30 | Решение обратных задач. | 1 | 1 | 2 |
31 | Повторение материала на тему «Геометрические фигуры». Выполнение заданий на логическое мышление. | 1 | 1 | 2 |
32 | Часть числа. | 1 | 1 | 2 |
33 | Знакомство с круглыми числами. | 1 | 2 | 3 |
34 | Счет монет и бумажных купюр. Игра «Магазин». | 0,5 | 0,5 | 1 |
35 | Решение задач в два действия. | 1 | 1 | 2 |
36 | Закрепление умения в решении задач и примеров в пределах первого и второго десятка. | 1 | 1 | 2 |
37 | Закрепление умения в сравнении чисел в пределах первого и второго десятка. | 1 | 1 | 2 |
38 | Выполнение заданий на логическое мышление (общие и индивидуальные). | 0,5 | 0,5 | 1 |
39 | Повторение материала на тему «Ориентация в пространстве». Графические диктанты. | 0,5 | 0,5 | 1 |
40 | Подготовка к итоговому тестированию. | 1 | 1 | 2 |
41 | Индивидуальная педагогическая диагностика. | 2 | 2 | 4 |
ИТОГО | 32 | 36 | 68 |
Содержание модуля «Математика»
№ п/п | Название темы | Содержание занятий | Кол-во часов |
1 | Свойства предметов. Сравнение предметов по цвету, форме, длине, высоте, толщине | Изучение цвета, форм, длины, высоты и толщины предметов, сравнение. Работа с наглядностью и учебными картинами. | 2 |
2 | Геометрические фигуры. Виды линий. | Изучение плоских (квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, круг, треугольник, овал) и объемных (куб, пирамида, конус, шар) геометрических фигур, их особенностей (наличие и количество сторон и углов, прямые острые и тупые углы). Линии: прямая, ломаная, луч, отрезок, волнистая, пунктирная. | 2 |
3 | Сравнение совокупностей. Знакомство со знаками <, =, > | Сравнение количества различных предметов. Как уравнять совокупности с помощью прибавления или уменьшения предметов. Сравнение большого количества предметов с помощью составления пар. Знакомство со знаками <, =, > | 1 |
4 | Сложение совокупностей. Знакомство со знаками + и =. | Знакомство с понятиями «Сложение, первое слагаемое, второе слагаемое, сумма, пример». Знакомство со знаками + и =. Работа с наглядностью (счетный материал, учебные картины), упражнения в сложении предметов. | 1 |
5 | Число 1 | Изучение цифр, запись чисел. Ориентация на тетрадном листе. Состав чисел. Упражнение в счете и решении простейших задач. Разучивание стихотворения Маршака «Веселый счет» | 1 |
6 | Число 2 | 1 | |
7 | Число 3 | Изучение цифр, запись чисел. Ориентация на тетрадном листе. Состав чисел. Упражнение в счете и решении простейших задач. Разучивание стихотворения Маршака «Веселый счет». Повторение материала на тему «Геометрические фигуры». | 1 |
8 | Число 4 | 1 | |
9 | Число 5 | Изучение цифр, запись чисел. Ориентация на тетрадном листе. Состав чисел. Упражнение в счете и решении простейших задач. Разучивание стихотворения Маршака «Веселый счет». Повторение материала на тему «Сложение» | 1 |
10 | Вычитание. Знакомство со знаками – и =. | Знакомство с понятиями «Уменьшаемое, вычитаемое, разность». Работа с наглядностью (счетный материал, учебные картины), упражнения в сложении предметов. Знакомство со знаками – и =. | 1 |
11 | Закрепление пройденного материала. | Решение примеров на сложение и вычитание, заданий на сравнение. Повторение материала на тему «Геометрические фигуры, виды линий» | 2 |
12 | Ориентация в пространстве. Задания на логическое мышление. | Знакомство с понятиями «Слева, справа, вверх, вниз, внутри, снаружи». Обучение выполнению графического диктанта. | 2 |
14 | Число 6 | Изучение цифр, запись чисел. Ориентация на тетрадном листе. Состав чисел. Упражнение в счете и решении простейших задач. Разучивание стихотворения Маршака «Веселый счет». Работа по числовой прямой (назвать число слева, справа, назвать число между…, назвать число больше на 1 , меньше на 1, самое маленькое число, самое большое число) | 1 |
15 | Число 7 | 1 | |
16 | Закрепление пройденного материала. | Решение примеров на сложение и вычитание, заданий на сравнение. Работа по числовой прямой (назвать число слева, справа, назвать число между…, назвать число больше на 1 , меньше на 1, самое маленькое число, самое большое число). Графический диктант. | 2 |
17 | Решение задач на нахождение суммы | Составление и решение задач на нахождение суммы. Последовательность действий. Запись задач. Знакомство с понятиями «Условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи, фигурная скобка, знаком «?» | 1 |
18 | Число 8 | Изучение цифр, запись чисел. Ориентация на тетрадном листе. Состав чисел. Упражнение в счете и решении простейших задач. Разучивание стихотворения Маршака «Веселый счет». Закрепление материала на тему «Решение задач на нахождение суммы». Работа по числовой прямой. Выполнение заданий на логическое мышление. | 1 |
19 | Число 9 | 1 | |
20 | Числа 0 и 10 | 1 | |
21 | Закрепление пройденного материала. Порядковые числительные. | Изучение порядковых числительных (первый, второй…) Закрепление материала на тему «Решение задач на нахождение суммы». Работа по числовой прямой. Выполнение заданий на логическое мышление. | 3 |
22 | Решение задач на нахождение остатка | Составление и решение задач на нахождение остатка. Последовательность действий. Запись задач. Повторение понятий «Условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи, фигурная скобка, знаком «?» | 1 |
23 | Длина, ширина, высота. Определение длины, ширины и высоты предметов с помощью линейки. | Знакомство с понятиями «Измерительный прибор, линейка, длина, ширина, высота, шкала, сантиметр, миллиметр» Практические задания по измерению длины, ширины и высоты предметов с помощью линейки. Повторение материала на тему «Сравнение» | 2 |
24 | Температура. Шкала градусника (термометра). Сравнение показаний. | Знакомство с понятиями «Измерительный прибор, градусник, термометр, температура». Повторение материала на тему «Сравнение», особенности сравнения значения температур. | 2 |
25 | Время. Определение времени на часах. Единицы времени. | Изучение циферблата, упражнение в ориентировке по часам (что показывают стрелки). Знакомство с единицами времени (Век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда). | 3 |
26 | Закрепление пройденного материала на тему «Сравнение». Решение задач на сравнение | Повторение материала на тему «Сравнение». Составление и решение задач на сравнение. Последовательность действий. Запись задач. Повторение понятий «Условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи» | 2 |
27 | Вес предметов. Весы. Единицы измерения веса. | Знакомство с понятиями «Вес предметов, весы как измерительный прибор, единицы измерения веса (грамм, килограмм, центнер, тонна)». Повторение материала на тему «Сравнение». | 2 |
28 | Решение задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. | Составление и решение задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. Последовательность действий. Запись задач. Повторение понятий «Условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи» | 2 |
29 | Знакомство с числами второго десятка. | Название и состав чисел второго десятка, счет. Решение примеров и задач с числами второго десятка. Сравнение чисел второго десятка. | 3 |
30 | Решение обратных задач. | Составление и решение обратных задач. Их особенности. Последовательность действий. Запись задач. Повторение понятий «Условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи» | 2 |
31 | Повторение материала на тему «Геометрические фигуры». Выполнение заданий на логическое мышление. | Повторение плоских (квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, круг, треугольник, овал) и объемных (куб, пирамида, конус, шар) геометрических фигур, их особенностей (наличие и количество сторон и углов, прямые острые и тупые углы). Графический диктант. | 2 |
32 | Часть числа. | Что обозначает дробь. Значение числителя и знаменателя. Деление геометрических фигур на равные части. Сравнение дробных чисел. Решение примеров с дробными числами. | 2 |
33 | Знакомство с круглыми числами. | Название и состав круглых чисел. Решение примеров и задач с круглыми числами. Сравнение круглых чисел. | 3 |
34 | Счет монет и бумажных купюр. Игра «Магазин». | Знакомство с понятием «Деньги». Монеты и бумажные купюры. Счет денег. Игра «Магазин». | 1 |
35 | Решение задач в два действия. | Решение задач в два действия. Их особенности. Последовательность действий. Запись задач. Повторение понятий «Условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи» | 2 |
36 | Закрепление умения в решении задач и примеров в пределах первого и второго десятка. | Закрепление пройденного материала по изученным темам. Выполнение индивидуальных и фронтальных практических заданий. | 2 |
37 | Закрепление умения в сравнении чисел в пределах первого и второго десятка. | 2 | |
38 | Выполнение заданий на логическое мышление (общие и индивидуальные). | 1 | |
39 | Повторение материала на тему «Ориентация в пространстве». Графические диктанты. | 1 | |
40 | Подготовка к итоговому тестированию. | 2 | |
41 | Индивидуальная педагогическая диагностика. | Индивидуальная педагогическая диагностика в форме выполнения тестовых заданий на развитие логического мышления, математических способностей. | 4 |
ИТОГО | 68 |
Прогнозируемые результаты по модулю «Математика»
На конец учебного года дети должны уметь:
- Объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого множества и целое по известным частям;
- Считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20);
- Называть числа в прямом и обратном порядке до 10;
- Соотносить цифру и количество предметов;
- Составлять и решать задачу на сложение и вычитание;
- Пользоваться цифрами и математическими знаками;
- Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;
- Измерять длину предметов;
- Делить предметы на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть;
- Различать, называть: отрезок, прямая, луч, круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, шар, куб, конус, цилиндр;
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
- Определять временные отношения;
На конец года дети должны знать:
- Состав чисел первого десятка;
- Предшествующее число, последующее число, соседей числа, предпоследнее число, последнее число;
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;
- Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года.
Модуль «Развитие речи»
Программа «Маленькие академики», модуль «Развитие речи» разработана на основе программ: Федосовой Н. А. и др. «Преемственность», подготовка к школе (Москва, 2000г.), Колесниковой Е.В. «Буковка» (Москва, 2015г.), региональной программы «Первые шаги» (составитель – Лемяскина Н.А. под редакцией Савинкова Ю.А., 1998г.), а также является результатом многолетнего опыта работы в системе дополнительного образования. Ее содержание и объем отбирались так, чтобы школа могла опереться на достаточно высокий уровень речевого развития ребенка, достигнутый в процессе дошкольного обучения.
Содержание Программы представляет одно из направлений образования в области «Речевое развитие», включающее не только решение речевых задач, но и формирование любознательности, познавательной мотивации, предпосылок к учебной деятельности.
Методика реализации Программы способствует развитию у детей аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоты. Как итог, достижение ребенком необходимого уровня в области «Речевое развитие» для успешного освоения им программы начального общего образования на основе индивидуального подхода и использования специфических видов деятельности для детей дошкольного возраста.
В основе концептуальной идеи лежит:
- теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка — это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, — путь амплификации.
- исследования отечественной науки о закономерностях речевого развития ребенка в дошкольном возрасте (Д. Б. Эльконин, ф. А. Сохин, М. М.Алексеева, В. И. Яшина, О. С. Ушакова, Л. Е. Журова и др.), которые предполагают пути освоения ребенком языка в единстве сознания и
деятельности;
- положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А. Н.Леонтьевым о деятельностном подходе в обучении;
- психолого-педагогические исследования Н. Н. Поддьякова, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Л. А. Венгера, которые научно обосновали и доказали, что умственные возможности детей в процессе обучения родному языку значительно больше, чем считалось ранее.
Содержание Программы реализуется в различных видах деятельности
- игре, общении, занятиях как сквозных механизмах развития ребенка.
Организационные формы совместной деятельности могут быть различны:
-занятия по формированию аналитико-синтетической активности;
-режимные моменты (дежурство, игра, наблюдения и т. д.), во время которых используются знания, полученные на занятиях);
-самостоятельная деятельность детей, для которой взрослые создают необходимые условия, сопровождают ее, поддерживают и направляют.
Актуальность и педагогическая целесообразность модуля программы: анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-7-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.
Цель модуля программы: введение ребенка в мир слов, звуков, формирование теоретического мышления, интереса и способности к чтению.
Задачи модуля программы:
-развитие потребности активно мыслить;
-создание условий для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления);
-формирование первоначальных лингвистических представлений о слове, звуке, предложении;
-формирование предпосылок учебной деятельности;
-формирование инициативности, самостоятельности;
-развитие умения применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.);
-формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование);
-формирование простейших графических умений и навыков, развитие мелкой моторики с целью подготовки руки ребенка к письму;
-обеспечение повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Форма проведения занятий: работа проводится фронтально со всей группой с использованием игровых технологий. Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей. Комплексно-игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Дети, играя, постигают понятие «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках.
1.Артикуляционная / речевая гимнастика
2.Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
3.Новый материал:
-звуковой анализ: артикуляция и качественная характеристика каждого звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков,
-буква: её образ и графическое написание, составление и чтение слогов с данной буквой, чтение, составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения.
4.Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение и закрепление нового материала, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
5.Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.
Учебно-тематический план по модулю «Развитие речи»
№ п/п | Название темы | Теория | Практика | Общее кол-во часов |
1 | Вводное занятие: знакомство с понятиями «речь – предложение - слово» | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Введение понятий «слог, звук», деление слов на слоги и звуки. Гласные и согласные звуки. Звуковые схемы слов. | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 | Звук и буква: отличие. Буквы: печатные, прописные, заглавные, строчные. | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | Звук а и буквы Аа. Звук у и буквы Уу. Что такое ударение. Обозначение ударения. | 0,5 | 0,5 | 1 |
5 | Звуки м, м и буквы Мм. Звуки с, с и буквы Сс. Твердые и мягкие согласные. Звуковые схемы слов. | 0,5 | 0,5 | 1 |
6 | Закрепление пройденного материала. Звуковой анализ слов. Составление словосочетаний и предложений. | 1 | 1 | 2 |
7 | Звук о и буква Оо. Звук ы и буква ы. Единственное и множественное число. | 0,5 | 0,5 | 1 |
8 | Звуки р, р и буквы Рр. Звук ш и буквы Шш. Звонкие и глухие согласные. | 0,5 | 0,5 | 1 |
9 | Звуки х, х и буквы Хх. Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ. | 0,5 | 0,5 | 1 |
10 | Звуки л, л и буквы Лл. Звуки н, н и буквы Нн. | 0,5 | 0,5 | 1 |
11 | Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление описательного рассказа с целью описания внешнего вида человека, словосочетаний на тему «Одежда». | 1 | 1 | 2 |
12 | Звуки з, з и буквы З з. Закрепление пройденного материала. Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ. | 0,5 | 0,5 | 1 |
14 | Звуки к, к и буквы Кк. Схема предложения. Составление предложения по данной схеме. | 0,5 | 0,5 | 1 |
15 | Звук и и буквы Ии. Звук й и буквы Йй. Отличие букв и звуков. Составление словосочетаний. Синонимы и антонимы. Многозначные слова. | 0,5 | 0,5 | 1 |
16 | Звуки т, т и буквы Тт. Звуки п, п и буквы Пп. | 0,5 | 0,5 | 1 |
17 | Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление словосочетаний и предложений на тему «Транспорт, дорожная безопасность», составление рассказа по картинкам. | 1 | 1 | 2 |
18 | Звуки г, г и буквы Гг. Звуки в, в и буквы Вв. | 0,5 | 0,5 | 1 |
19 | Звуки д, д и буквы Дд. Звуки б, б и буквы Бб. | 0,5 | 0,5 | 1 |
20 | Жанры художественной литературы и их особенности (сказка, рассказ, стихотворение, басня). Введение понятий «Сказочник, писатель, поэт, баснописец». Чтение и анализ литературного произведения (рассказ, сказка). | 1 | 1 | 2 |
21 | Звук ж и буквы Жж. Дифференциация звуков ж/ш и ж/з. Правило написания «Жи-ши». | 0,5 | 0,5 | 1 |
22 | Звук ч и буквы Чч. Звук щ и буквы Щщ Дифференциация звуков ч/с, ч/ш, ч/ть. Дифференциация звуков щ/с, щ/ч. | 0,5 | 0,5 | 1 |
23 | Звук ц и буквы Цц. Звуки ф, ф и буквы Фф. Дифференциация звуков ц/ч, ц/с | 0,5 | 0,5 | 1 |
24 | Ознакомительное занятие по теме «Род слов» (она моя, он мой, оно моё). Дифференциация слов. | 0,5 | 0,5 | 1 |
25 | «Хитрые» гласные буквы, обозначающие 2 звука и мягкость согласных. Звуки йэ и буквы Ее. Звуки йа в и буквы Яя. | 0,5 | 0,5 | 1 |
26 | Звуки йу и буквы Юю. Звуки йо в и буквы Ёё. «Хитрые» буквы: закрепление понятия | 0,5 | 0,5 | 1 |
27 | Буква ь. Чтение и запись слов с мягким знаком, особенности звукового анализа. Повторение темы «Род слов» | 0,5 | 0,5 | 1 |
28 | Повторение пройденного материала по теме «Жанры художественной литературы». Чтение и анализ литературного произведения (стихотворение). Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ. | 0,5 | 0,5 | 1 |
29 | Звук э и буквы Ээ. Запись слов под диктовку. | 0,5 | 0,5 | 1 |
30 | Слова-родственники. Корень слова. | 1 | 1 | 2 |
31 | Буква ъ. Чтение и запись слов с твердым знаком, особенности звукового анализа. Повторение материала на тему «Слова-родственники. Корень слова.» | 0,5 | 0,5 | 1 |
32 | Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление словосочетаний и предложений на тему «Дикие и домашние животные», составление рассказа по серии картин, составление описательного рассказа на тему «Мой домашний питомец». | 1 | 1 | 2 |
33 | Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление словосочетаний и предложений на тему «Этикет», речевые формулы, составление рассказа по серии картин. | 1 | 1 | 2 |
34 | Обобщение и закрепление пройденного материала. Алфавит. Заучивание стихотворения наизусть. | 1 | 1 | 2 |
35 | Жанры художественной литературы и их особенности (пословицы, поговорки, загадки). | 1 | 1 | 2 |
36 | Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление словосочетаний и предложений на тему «Профессии», составление рассказа по картинам. | 1 | 1 | 2 |
37 | Чтение и анализ произведений на тему «Хлеб» М.Пришвина, В.Чаплиной. | 1 | 1 | 2 |
38 | Задания на развитие речи: составление словосочетаний и предложений на тему «Школа», составление рассказа по картинам. | 0,5 | 0,5 | 1 |
39 | Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ, игра на развитие речи «Ступеньки» | 0,5 | 0,5 | 1 |
40 | Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление описательного рассказа по картинам художников. Введение понятий «портрет, пейзаж, натюрморт». | 0,5 | 0,5 | 1 |
41 | Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление описательного рассказа на тему «Моя Родина». Введение понятий «столица, город, посёлок, герб, гимн, флаг» | 1 | 2 | 3 |
42 | Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление описательного рассказа на тему «Моя семья». Чтение анализ сказки Л.Толстого «Отец и сыновья», рассказа В.Осеевой «Сыновья» | 1 | 1 | 2 |
43 | Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление описательного рассказа на тему «Времена года». Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ. | 1 | 1 | 2 |
44 | Знакомство с творчеством детских поэтов и писателей: К.Чуковский, С.Маршак, А.Барто, Н.Носов, И.Токмакова. Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ. | 1 | 1 | 2 |
45 | Игры со словами (задания на развитие речи): «Ступеньки», кроссворды, ребусы | 1 | 1 | 2 |
46 | Обобщение пройденного материала, подготовка к проведению педагогического тестирования | 1 | 1 | 2 |
47 | Индивидуальное педагогическое тестирование | 2 | 3 | 5 |
ИТОГО | 33 | 35 | 68 |
Содержание модуля «Развитие речи»
№ п/п | Название темы | Содержание занятия | Общее кол-во часов |
1 | Вводное занятие: знакомство с понятиями «речь – предложение - слово» | Знакомство с понятиями «речь, предложение, слово»; задания на развитие устной речи | 1 |
2 | Введение понятий «слог, звук», деление слов на слоги и звуки. Гласные и согласные звуки. Звуковые схемы слов. | Знакомство с понятиями «слог, звук, буква», их отличия; задания на развитие устной речи; обучение звуковому анализу; обучение дифференциации согласных и гласных звуков | 1 |
3 | Звук и буква: отличие. Буквы: печатные, прописные, заглавные, строчные. | 1 | |
4 | Звук а и буквы Аа. Звук у и буквы Уу. Что такое ударение. Обозначение ударения. | Изучение букв русского алфавита; закрепление звукового анализа слов, понятие ударения (самый длинный гласный звук), постановка ударения (одно в слове) | 1 |
5 | Звуки м, м и буквы Мм. Звуки с, с и буквы Сс. Твердые и мягкие согласные. Звуковые схемы слов. | Закрепление понятий «слог, звук, буква»; задания на развитие устной речи; обучение звуковому анализу; обучение дифференциации твердых и мягких согласных | 1 |
6 | Закрепление пройденного материала. Звуковой анализ слов. Составление словосочетаний и предложений. | 2 | |
7 | Звук о и буква Оо. Звук ы и буква ы. Единственное и множественное число. | Изучение букв русского алфавита; закрепление звукового анализа слов; введение понятий о единственном и множественном числе, задания на дифференциацию слов в единственном и множественном числе | 1 |
8 | Звуки р, р и буквы Рр. Звук ш и буквы Шш. Звонкие и глухие согласные. | Изучение букв русского алфавита; закрепление звукового анализа слов; введение понятий о звонких и глухих согласных; выполнение заданий на развитие устной речи обучающихся путем составления описательных рассказов, долговременной памяти (заучивание стихотворения И.Токмаковой «Опустел скворечник», А Барто «Башмак») и мышления (виды одежды с учетом сезонности и предназначения – работа по схеме) | 1 |
9 | Звуки х, х и буквы Хх. Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ. | 1 | |
10 | Звуки л, л и буквы Лл. Звуки н, н и буквы Нн. | 1 | |
11 | Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление описательного рассказа с целью описания внешнего вида человека, словосочетаний на тему «Одежда». | 2 | |
12 | Звуки з, з и буквы З з. Закрепление пройденного материала. Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ. | 1 | |
14 | Звуки к, к и буквы Кк. Схема предложения. Составление предложения по данной схеме. | Изучение букв русского алфавита; закрепление звукового анализа слов; выполнение заданий на развитие устной речи обучающихся на основе составления предложений по картинкам в рамках предложенной схемы, выделение слов в предложении (первое, второе…), счет слов в предложении. | 1 |
15 | Звук и и буквы Ии. Звук й и буквы Йй. Отличие букв и звуков. Составление словосочетаний. Синонимы и антонимы. Многозначные слова. | Изучение букв русского алфавита; закрепление звукового анализа слов; знакомство со словами, отвечающими на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?»; выполнение заданий на развитие устной речи обучающихся в игровой форме («Слово-перевёртыш» – антоним, «И так – и сяк» - подбор синонимов к слову, «Угадай словечко» - по нескольким определениям слова детям нужно его угадать – омоним) | 1 |
16 | Звуки т, т и буквы Тт. Звуки п, п и буквы Пп. | 1 | |
17 | Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление словосочетаний и предложений на тему «Транспорт, дорожная безопасность», составление рассказа по картинкам. | Выполнение заданий на развитие устной речи обучающихся путем составления описательных рассказов и мышления (виды транспорта – работа по учебным картинам), знакомство с правилами дорожной безопасности и правилами поведения на железнодорожном транспорте | 2 |
18 | Звуки г, г и буквы Гг. Звуки в, в и буквы Вв. | Изучение букв русского алфавита; закрепление звукового анализа слов; работа над чтением по слогам. | 1 |
19 | Звуки д, д и буквы Дд. Звуки б, б и буквы Бб. | 1 | |
20 | Жанры художественной литературы и их особенности (сказка, рассказ, стихотворение, басня). Введение понятий «Сказочник, писатель, поэт, баснописец». Чтение и анализ литературного произведения (рассказ, сказка). | Выполнение заданий на развитие устной речи обучающихся: знакомство с основными жанрами художественной литературы. Выявление отличий между сказкой, рассказом, стихотворением и басней. Выявление отличий между сказочником, писателем, поэтом и баснописцем. Чтение и анализ рассказа В.Чаплиной «Крылатый будильник», русской народной сказки «Варежка», басни И.Крылова «Лебедь, рак и щука», С.Есенин «Белая береза». | 2 |
21 | Звук ж и буквы Жж. Дифференциация звуков ж/ш и ж/з. Правило написания «Жи-ши». | Изучение букв русского алфавита; закрепление звукового анализа слов; особенности произношения шипящих звуков, работа над произношением, дифференциация звуков (игра «Поймай звук» - педагог называет слова, дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат заданный звук) | 1 |
22 | Звук ч и буквы Чч. Звук щ и буквы Щщ Дифференциация звуков ч/с, ч/ш, ч/ть. Дифференциация звуков щ/с, щ/ч. | 1 | |
23 | Звук ц и буквы Цц. Звуки ф, ф и буквы Фф. Дифференциация звуков ц/ч, ц/с | 1 | |
24 | Ознакомительное занятие по теме «Род слов» (она моя, он мой, оно моё). Дифференциация слов. | задания на дифференциацию слов женского, мужского и среднего рода | 1 |
25 | «Хитрые» гласные буквы, обозначающие 2 звука и мягкость согласных. Звуки йэ и буквы Ее. Звуки йа в и буквы Яя. | Изучение букв русского алфавита; особенности звукового анализа слов с «хитрыми» гласными буквами, обозначающими 2 звука | 1 |
26 | Звуки йу и буквы Юю. Звуки йо в и буквы Ёё. «Хитрые» буквы: закрепление понятия | 1 | |
27 | Буква ь. Чтение и запись слов с мягким знаком, особенности звукового анализа. Повторение темы «Род слов» | Изучение букв русского алфавита; особенности звукового анализа слов с мягким знаком, не обозначающим звука; особенности чтения слов с мягким знаком | 1 |
28 | Повторение пройденного материала по теме «Жанры художественной литературы». Чтение и анализ литературного произведения (стихотворение). Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ. | Выполнение заданий на развитие устной речи обучающихся: повторение основных жанров художественной литературы. Чтение и анализ стихотворной сказки К.Чуковского «Федорино горе». Заучивание шуточного стихотворения Э.Успенского «Разгром» | 1 |
29 | Звук э и буквы Ээ. Запись слов под диктовку. | Изучение букв русского алфавита; закрепление звукового анализа слов; запись коротких слов под диктовку. | 1 |
30 | Слова-родственники. Корень слова. | Введение понятия «Слова-родственники», выявление одинаковых частей в словах путем анализа и сравнения (корней). Изучение букв русского алфавита; особенности звукового анализа слов с твёрдым знаком, не обозначающим звука; особенности чтения слов с тввёрдым знаком | 2 |
31 | Буква ъ. Чтение и запись слов с твердым знаком, особенности звукового анализа. Повторение материала на тему «Слова-родственники. Корень слова.» | 1 | |
32 | Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление словосочетаний и предложений на тему «Дикие и домашние животные», составление рассказа по серии картин, составление описательного рассказа на тему «Мой домашний питомец». | выполнение заданий на развитие устной речи обучающихся путем составления описательных рассказов на тему «Мой домашний питомец», сотсавление рассказа по серии картин «Как кошка мышку перехитрила», «Тяпа и Топ варят компот», «Мы купили щенка», и мышления (работа по учебным картинам «Дикие животные», «Домашние животные», «Детеныши») Чтение и анализ произведения В.Чаплиной «Мушка» | 2 |
33 | Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление словосочетаний и предложений на тему «Этикет», речевые формулы, составление рассказа по серии картин. | выполнение заданий на развитие устной речи обучающихся путем фиксации речевых формул на темы «Приветствие», «Знакомство», «Прощание», «Извинение», «Просьба», «Поздравление», «Телефонный разговор»; правила поведения в группе, в школе, за столом (в столовой) | 2 |
34 | Обобщение и закрепление пройденного материала. Алфавит. Заучивание стихотворения наизусть. | Повторение букв русского алфавита; закрепление звукового анализа слов; запись коротких слов под диктовку; индивидуальная работа по развитию навыков чтения. | 2 |
35 | Жанры художественной литературы и их особенности (пословицы, поговорки, загадки). | Выполнение заданий на развитие устной речи обучающихся: повторение основных жанров художественной литературы. Знакомство с такими жанрами, как пословицы, поговорки, загадки, их особенностями. Чему учат пословицы. Разгадывание загадок. | 2 |
36 | Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление словосочетаний и предложений на тему «Профессии», составление рассказа по картинам. | Выполнение заданий на развитие устной речи обучающихся: знакомство с основными профессиями. Составление предложений по картинкам с изображением людей различных профессий. Составление и запись словосочетаний. | 2 |
37 | Чтение и анализ произведений на тему «Хлеб» М.Пришвина, В.Чаплиной. | Выполнение заданий на развитие устной речи обучающихся: знакомство жанром художественной литературы – рассказ о природе. Чтение и анализ стихотворения С. Погореловского «Вот он хлебушек душистый», рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб» и белорусской народной сказки «Легкий хлеб»; составление словосочетаний, предложений на тему «Хлеб», отношение к хлебу на Руси | 2 |
38 | Задания на развитие речи: составление словосочетаний и предложений на тему «Школа», составление рассказа по картинам. | Выполнение заданий на развитие устной речи обучающихся: запись «школьных» слов (урок, учитель, перемена, каникулы, учебник…), повторение правил поведения в школе, составление предложений и рассказов по картинкам из жизни школьников | 1 |
39 | Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ, игра на развитие речи «Ступеньки» | Повторение букв русского алфавита; закрепление звукового анализа слов; запись коротких слов под диктовку; индивидуальная работа по развитию навыков чтения. | 1 |
40 | Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление описательного рассказа по картинам художников. Введение понятий «портрет, пейзаж, натюрморт». | Выполнение заданий на развитие устной речи обучающихся: профессия «Художник», материалы и инструменты художника, стихотворение А.Кушнера «Песенка о картинах» (песня на музыку Г.Гладкова). Демонстрация картин, составление описательного рассказа | 1 |
41 | Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление описательного рассказа на тему «Моя Родина». Введение понятий «столица, город, посёлок, герб, гимн, флаг» | Выполнение заданий на развитие устной речи обучающихся: знакомство с понятиями «столица, город, посёлок, герб, гимн, флаг», запись названий городов, рек Воронежской области, названия страны, столицы нашей страны. Изучение карт, символики, прослушивание гимна. Правила поведения гражданина, что такое «гражданский долг» | 3 |
42 | Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление описательного рассказа на тему «Моя семья». Чтение анализ сказки Л.Толстого «Отец и сыновья», рассказа В.Осеевой «Сыновья» | Выполнение заданий на развитие устной речи обучающихся: чтение и анализ сказки Л.Толстого «Отец и сыновья», рассказа В.Осеевой «Сыновья»; отношения в семье, родственники (названия), семейное древо | 2 |
43 | Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление описательного рассказа на тему «Времена года». Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ. | Выполнение заданий на развитие устной речи обучающихся: работа по календарю природы, закрепление понятий «времена года, явления природы, месяцы». Составление предложений, отгадывание загадок, труд людей в разное время года. Заучивание стихотворения В.Орлова «Что подарит лето» | 2 |
44 | Знакомство с творчеством детских поэтов и писателей: С.Маршак, Н.Носов, Г.Лагздынь. Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ. | Чтение и анализ произведений детских писателей и поэтов (С.Маршак, Н.Носов, Г.Лагздынь) Заучивание стихотворения «Сидят на пеньке светлячки» | 2 |
45 | Игры со словами (задания на развитие речи): «Ступеньки», кроссворды, ребусы | Повторение букв русского алфавита; закрепление звукового анализа слов; запись коротких слов под диктовку; изучение игр со словами, индивидуальная работа по развитию навыков чтения. | 2 |
46 | Обобщение пройденного материала, подготовка к проведению педагогического тестирования | 2 | |
47 | Индивидуальное педагогическое тестирование | Изучение навыков чтения детей на конец учебного года, выполнение заданий по звуковому анализу, ответы на устные вопросы педагога по общему развитию речи ребенка. | 5 |
ИТОГО | 68 |
Прогнозируемы результаты модуля «Развитие речи»
Показатели уровней развития речевых навыков и умений детей в области грамоты (по Колесниковой Е. В.):
1.Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения: умение ориентироваться в содержании этого общения, отвечать на вопросы, выполнять поручения
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности:
-о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)
-о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)
-о выразительных средствах речи
3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре
4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи: способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу
Характеристика речевого развития детей 5—7 лет
Словарь ребенка растет не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами (словами, сходными по значению), антонимами (словами с противоположным значением). В ней появляются слова,
обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, темно-зеленый, легче, тяжелее и т. д.), материалы и их признаки (дерево - деревянный, стекло — стеклянный и т. д.).
Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространенные предложения, сложноподчиненные, сложносочиненные конструкции; разные слова для названий одних и тех же предметов (кошка, кошечка, кисонька и др.). Грамматически правильно изменяют слова, входящие в активный словарь (один медвежонок, много медвежат и т. д.). Они стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа (стульев, носков, ключей), образуют новые слова (хлеб - хлебница, сахар - сахарница).
Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов воспитателя. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух, трех слов, определяют порядок слов в предложении.
В 5-7 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают первоначальными навыками чтения, могут писать печатными буквами.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график:
- начало учебного года: 15 сентября 2021 года;
- окончание учебного года: 31 мая 2022 года;
- количество учебных недель: 36.
Сроки проведения итоговых и промежуточных аттестаций
- промежуточная аттестация проходит - декабрь 2021 года;
- итоговая аттестация проходит в апреле – мае 2022 года.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
-комплексная педагогическая диагностика,
-индивидуальные беседы, консультации в течение года,
-открытые занятия для родителей и педагогов.
Аттестация обучающихся проводится в декабре – в форме заполнения шкалы наблюдения за работой обучающихся на занятии (открытые занятия); в мае – индивидуально, в форме опроса и письменных тестовых заданий. Аттестация проводится с целью выявления знаний, умений и навыков, полученных детьми за учебный год. Перечень вопросов и тестовые задания разработаны на основе методического пособия, разработанного Земцовой О.Н. «Тесты для детей 5-6 лет». (см.Приложение №1)
Методы диагностики критериев готовности ребенка к школьному обучению могут варьироваться, меняться из года в год, что обеспечивает всем детям равные условия.
Критерии оценки работы детей на занятии:
Низкий уровень: обучающийся проявляет интерес к обучению. При активном побуждении взрослого может владеть определенными знаниями, умениями и навыками, но пользуется ими еще не достаточно осознанно и самостоятельно.
Средний уровень: обучающий проявляет особый интерес к обучению в течение занятия. Может совместно с педагогом выполнить ту или иную работу.
Высокий уровень: обучающийся обнаруживает постоянный и устойчивый интерес к обучению, пополняет свои знания с помощью родителей, литературы и интернет-ресурсов. Ребенку нравится общаться с педагогом и сверстниками, он испытывает удовольствие и радость от предстоящей работы. Видит и понимает как разнообразные, уже имеющиеся знания, умения и навыки можно применять на практике. Проявляет смекалку в решении определенных задач, оказывает помощь сверстникам. Адекватно оценивает свои способности и возможности.
Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории (Приказ №1554-А, п/п 633 от 27.12.2017 Департамента образования, науки и молодежной политики ВО, 1 КК по должности «ПДО»), имеющий высшее педагогическое образование (БГПИ, факультет ПиМНО, учитель начальных классов, 2001г.) и соответствующую курсовую подготовку.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Название пособия | Цель применения |
1.Папки раскладушки по темам: «Первый десяток», «Алфавит», «Птицы», «Животные», «Насекомые», «Фрукты и овощи», «Транспорт», «Деревья, кустарники, цветы», «Рыбы», «Времена года». | анализ и синтез нахождение ответа на вопрос демонстрация развитие памяти, внимания, мышления классификация |
2.Папки накопления по теме «Азбука». | запоминание написания букв: печатных и прописных, заглавных и строчных нахождение звука в слове по картинке загадки… |
3. Картины по развитию речи различной тематики | составление отдельных предложений и рассказов по картинам придумывание названий для картин |
4. Слоги, слияния звуков | составление слов по схемам звуковой анализ составление слов по слогам |
5. Демонстрационные плакаты по теме «Первый десяток» | соотношение количества предметов и числа написание чисел |
6. «Часы» | изучение временных понятий: день, ночь, утро, вечер, вечер, час, минута |
7. Абак | приспособление для удобного демонстрирования счетного материала |
8. Приспособления для изучения состава чисел первого десятка | изучение состава чисел прямой и обратный счет |
9. Демонстративные плакаты к занятиям по природоведению на темы: «Времена года», «Животные», «Птицы», «Цветы», «Фрукты и овощи» и др. | изучение природы родного края демонстрация проведение нетрадиционных занятий изучение явлений природы заучивание названий |
10. Плоский и объемный счетный материал | изучение состава чисел придумывание и решение задач |
11. Серии сюжетных картин для детей старшего дошкольного возраста | составление и озаглавливание рассказа по серии картин |
12. Картинный словарь | проведение бесед по серии картин проведение игр по звуковому анализу |
13. Серия иллюстраций по теме «Русские народные сказки» | развитие речи: описание сюжета иллюстрации и сказочных героев отдельно, рассказывание сказок, угадывание сказки по картине |
14. Математические таблицы | изучение математических понятий: форма, величина, длина, высота, цвет изучение геометрических фигур |
15. Серии картин различной тематики на темы «Одежда», «Профессии», «Этикет» и др. | развитие логического мышления |
16. Демонстрационные картины по теме «Режим дня» | использование на занятиях по этике и ЗОЖ |
17. Игры для развития внимания и памяти «Лото» | изучение названий различных предметов и живых существ развитие внимания и памяти |
18. Папки накопления | накопление материала по педагогической диагностике накопление материалов к родительским собраниям |
19. Учебный демонстративный материал «Хлопок» | изучение технологии изготовления хлопчатобумажной ткани |
20. Сюжетные плакаты | составление задач изучение порядковых числительных |
21. Азбука в карточках | сопоставление букв и слов, в которых они есть сопоставление букв и звуков |
22.Помещения | наличие оборудованного помещения с необходимой предметно-развивающей средой для теоретических занятий (кабинет дошкольной подготовки) наличие помещения для воспитательных мероприятий (актовый зал) наличие помещения для консультативной и индивидуальной работы (кабинет педагога-психолога) |
Индивидуальный материал для занятий
- тетрадь в клетку – 1 (48 листов),
- фломастеры – 2 пачки (6 цветов),
- ручки – 2 шт.,
- папки для черчения – 2 шт. (10 листов),
- салфетки влажные – 4 пачки на 1 группу (в год).
Методическое обеспечение программы. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, определяет готовность ребенка к занятию. Теоретическая часть занятия включает в себя необходимую информацию о теме и обсуждение материала в ходе открытого диалога педагога и воспитанников. Практическая часть занятия включает в себя различные практические, игровые или творческие задания. В данном возрасте ребенку необходимо активное действие, только в живом процессе он творчески развивается и по-настоящему усваивает, т.е. приобретает личный опыт.
Важным условием в данной программе является подбор материала по принципу «от простого к сложному», содержание тем и материала к занятиям подбирается в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся старшего дошкольного возраста, их внутренними и внешними проблемами.
По дидактическим целям выделяются две группы методов обучения по данной программе: методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, и методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний. К первой группе относятся: информационно-развивающие методы (объяснение, беседа, иллюстрация); эвристические методы обучения (эвристическая беседа). Ко второй группе относятся: упражнения (выполнение творческих заданий практического характера, дидактические игры).
Объяснение - словесный метод обучения, заключающийся в истолковании закономерностей, существенных свойств изучаемых объектов, отдельных понятий, фактов или явлений при изучении, как правило, теоретического материала различных наук, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми всех возрастных групп.
Беседа - диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют следующие виды бесед: эвристическая беседа (педагог, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов); сообщающая беседа (для сообщения новых знаний); закрепляющая беседа (применяется после изучения нового материала); индивидуальная беседа (вопросы адресуются одному учащемуся); фронтальная беседа (вопросы адресуются учащимся всей группы).
Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления. В качестве иллюстрации используются различные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм. Большое значение в данной программе уделяется наглядности (рассматривание и обсуждение репродукций, картин) и ТСО (просмотр мультфильмов и фильмов обучающего характера с целью дальнейшего обсуждения, подбор слайдов – создание презентаций на компьютере). Это обусловлено также возрастными особенностями учащихся.
Практический метод отличается тем, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Функция этого метода - углубление знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.
Дидактические игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс.
Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, воздействующие на нее извне – путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных творческих заданий, посильных ребенку, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход и т.д.
Литература для педагога
- Академия дошкольных наук: Организация образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста / Под ред. Н.В.Микляевой. – М.: АРКТИ, 2018 – 80с.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — С. 624.
- Бугрименко Е. А., Венгер А. Л. и др. Готовность детей к школе. — М., 1992. — С. 127.
- Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005
- Выготский Л. С. Детская психология: Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 243—387
- Выготский Л. С. Лекции по психологии: Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. — М.: Педагогика, 1984. — С. 362—465
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. Ф. Петровского. — М.: Просвещение, 1973
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. — С. 240
- Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России, 2000
- Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003. — С. 223
- Загвязинский В. И. и др. Основы социальной педагогики. — М.: Педагогическое общество России, 2002
- Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт», 2003. — С. 464
- Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. — М.: Эгвес, 2000.
- Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.
- Подласый И. П. Педагогика начальной школы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. — М.: Народное образование, 2002.
- Теория и практика реализации преемственности дошкольного, начального и основного образования / Сост. Н. А. Федосова, З. Ф. Бурденюк. — М.: АПКиПРО, 2004.
- Федосова Н. А. Концепция новой четырехлетней начальной школы. — М.: ИОО Минобразования РФ, 2000.
- Федосова Н. А. и др. Программа «Преемственность», подготовка к школе. — М.: АПКиПРО, 2000.
- Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — С. 25—94.
- Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.
- Программа «Первые шаги»: сост. Лемяскина Н.А под редакцией Савинкова Ю.А., 1998г.
- В.Т.Голубь Уроки обучения грамоте, Воронеж, 2002г.
- В.Г.Машинистов Дидактический материал по трудовому обучению, 1 класс. М., 1992
- Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, О.Е.Жиренко Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. М., 2007г.
- Земцова О.Н. Тесты для детей 5-6 лет. - М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2018. – 112с.
Литература для родителей и детей
- Большая энциклопедия начальной школы, 1-4 класс: в 2 частях. Сост. А.А.Рудковская, Е.Б.Спасская. – М., «Олма-пресс», 2002г.
- Н.Чивикова Как подготовить ребенка к школе. Серия «Внимание, дети!» , М.2001г
- Лариса Бабич 365 увлекательных занятий для дошкольников. Серия «Внимание, дети!», М.2000г.
- Н.В.Новоторцева Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду., Ярославль, 1998г.
- Е.Ю.Сухаревская Занимательное естествознание. Ростов-на-Дону, 2003г.(в 2 частях)
- Е.С.Суркова Пособие по подготовке детей к школе «Дети, в школу собирайтесь!», Воронеж, 2001г.
- Е.В.Колесникова Математика для дошкольников 4-5 лет, М., 2002г.
- Н.Ф.Дик Развивающие занятия по экологии для дошкольников. М., 2006г.
- А.Ллимос Бумага: чудесные поделки. –Украина, 2006г.
- О.И.Крупенчук Научите меня говорить правильно! Пособие для детей 4-6 лет и родителей. Санкт-Петербург, 2006г.
- С.Е.Гаврина Играем в школу. Ярославль, 1998г.
- А.А.Яковлева Я познаю мир. Этикет . М., 2002г.
- М.Дружинина Наш друг – светофор! М., 2005г.
- Н.С.Жукова Букварь. М., 2004г.
- тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе.– М.,2004г.
- О.В.Узорова, Е.А.Нефедова 350 упражнений для подготовки детей к школе, М., 2002г.
Интернет-ресурсы
Приложение №1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Маленькие академики: развитие речи и математика»
Контрольно-измерительные материалы
Комплексное педагогическое тестирование (бланк)
Фамилия и имя обучающегося: _____________________________
Задание №1: Заштрихуйте вертикальной штриховкой из предложенных геометрических фигур красным цветом – круг и овал, синим – треугольник и трапецию. Горизонтальной штриховкой заштрихуйте зеленым цветом – прямоугольник, коричневым – квадрат Задание №2: Поставьте ударения в словах, обведите слово, в котором звуков больше, чем букв.
СЫН ЛИСА БАБУШКА ЛУК КОМАР ЮЛА
Задание №3: Решите задачу, впишите ответ нужным количеством кругов:
- На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Нарисуйте столько кружков – сколько всего детей.
- В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько кружков, сколько человек осталось в машине.
Задание №4 Найдите и закрасьте желтым цветом место пересечения квадрата и круга; поставьте красную точку внутри квадрата, но снаружи круга; поставьте синюю точку внутри круга, но снаружи квадрата
Задание №5 Дорисуйте во второй тарелочке столько яблок, чтобы их стало поровну в первой и во второй тарелке.
Задание №6 Сравните количество кругов и квадратов. Каких геометрических фигур здесь больше и на сколько? Ответ запишите в соседнем квадрате.
Задание №7 Скопируйте напечатанное предложение.
Я живу в России.
*
Задание №8 Обведите кружком цифру, если услышите в слове звук С : 1-галстук, 2-крокодил, 3-мост, 4-зонт, 5-самовар, 6-снеговик, 7-носорог, 8-снежинка, 9-жук, 10-фокусник
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Задание №9 Прочитайте слово и закрасьте его звуковую схему.
МА-ЛИ-НА
|
Задание №10 Повтори фигурку по клеткам
Задание №11 Поставьте стрелочки на часах так, чтобы было ровно 8 часов, ровно 4 часа.
Задание №12 Нарисуйте фигуру под диктовку: -от точки 5 клеток вправо; -1 клетка вниз, -1 клетка влево; -1 клетка вниз; -1 клетка вправо; -1 клетка вниз; -2 клетки влево; -1 клетка вниз; -3 клетки влево; -1клетка вверх; -2 клетки вправо; -2 клетки вверх; -1 клетка влево; -1 клетка вниз; -1 клетка влево; -2 клетки вверх.
Задание №13 Прочитайте предложение. Уровень чтения (подчеркнуть нужное): побуквенное, послоговое, послоговое беглое.
Мы с братом Кириллом сегодня были на рыбалке и поймали трёх карасей.
Задание №14 Придумайте предложение со словом «КОТЁНОК».
Задание №15 Прочитайте любое стихотворение наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Культура и искусство речи»
Курс «Культура и искусство речи» разработан в рамках предметных областей «Филология» и предназначен для учащихся 10-11 классов. Содержание курса выходит за рамки школьной...
Разработка диагностического материала к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция речи»
Название программы: «Коррекция речи»Цель программы: коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, ч...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»
Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Занимательная математика»
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думат...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Избранные вопросы математики»
Программа спецкурса «Избранные вопросы математики» - образовательная, технического направления, направленная на удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии...
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Увлекательная математика»
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической де...
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Увлекательная математика»
Занятия проводятся на основе современных педагогических игровых технологий и включают в себя различные формы: игры, соревнования, викторины, г...