«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Увлекательная математика»
учебно-методический материал
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия.
Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения. Математика у детей может вызвать интерес с ранних лет, если она преподносится в виде занимательного занятия, тренирует логическое мышление, развивает смекалку. Программа «Увлекательная математика» включает множество занимательных задач, а также для развития пространственного воображения подобран материал практического значения – конструирование геометрических тел и бумажных конструкций. Каждое занятие содержит упражнения на развитие смекалки, решения логических задач и математических игр.
В приложении к программе в сборнике собраны занимательные иллюстрированные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 86.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор ГОУ ДОДРЮО «ДДТ»
от "__"____________20__г. _____ _______________________
Протокол № ______ Приказ №______
м.п. «____»_________20__ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Увлекательная математика»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы:1 год (216 часов)
Возрастная категория: от 10 до 11 лет
Состав группы: до 10 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель:Клименко Ксения Фёдоровна,
педагог дополнительного образования
г.Цхинвал, 2022г.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа разработана на основе нормативных документов:
общеобразовательная общеразвивающая
программа разработана на основе нормативных документов:
Согласно Закону РЮО «Об образовании», пункт 18 статья 2,образовательной деятельностью является деятельность по реализации образовательных программ; пункт 19 статья 2 образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В соответствии со статьей 2, пункт 10, Образовательной программой считается документ, содержащий в своей основе комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Согласно Уставу ГОУ ДОД РЮО «ДДТ» главы III, пункт 3.1. Дворец самостоятельно разрабатывает и утверждает программы своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально–– экономического развития региона и национально – культурных традиций.
Методическиерекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающихпрограмм ДДТ составлены на основании разработки "Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», автор-составитель Рыбалёва И.А., кандидат педагогических наук, руководитель РМЦ Краснодарского края, 2020г.
Раздел 1. "Комплекс основных характеристик образования:
объём, содержание, планируемые результаты"
1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Увлекательная математика» составлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Увлекательная математика» естественнонаучная. Данная программа способствует углублению математических знаний обучающихся, развитию логического мышления и расширению кругозора.
Актуальностьданной программы заключается в том, что она востребована детьми и родителями. В неё включены новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах школы. Она способствует совершенствованию и развитию математических знаний и умений, формированию интереса к предмету, пониманию роли математики в деятельности человека, поможет учащимся оценить свои возможности и оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Кроме того, работа по данной программе имеет большое воспитательное значение, так как цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу. Содержание программы позволяет ученику с различными способностями активно включаться в познавательную деятельность и максимально проявить себя. Программа составлена с учетом тенденций в математике и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории.
Новизна данной программы в том, что в нее включены темы, содержание которых может способствовать интеллектуальному, творческому развитию школьников, расширению кругозора и позволит увидеть необычные стороны математики и ее приложений.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что позволяет ознакомить обучающихся с разнообразным математическим материалом, который имеет многовековую историю и в значительной мере способствуют развитию интеллектуального потенциала подрастающего поколения. Математика у детей вызывает интерес. Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения.
Отличительные особенностипрограммы «Увлекательная математика заключаются в том, что программа насыщена большим количеством задач, решение которых способствует развитию мышления. Обучающиеся в ходе реализации программы развиваются интеллектуально, происходит формирование критичности мышления, гибкости ума, развивается логическое мышление.
Адресат программы. Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Увлекательная математика»рассчитана на учащихся 10-11 лет, желающих повысить знания по математике и углубление понимания ими изучаемого фактического материала. Дети 10-11 лет, увлекающиеся точными науками стремятся к изучению математики и углублению своих знаний, развитию творческих способностей, логического мышления, пространственного мышления, углублению знаний, полученных на уроке, и расширению общего кругозора в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересные факты из истории математики, развивают самостоятельность в приобретении новых знаний.
2.Цель, задачи, уровень программы, объем и сроки.
Цель программы | Повышение интереса учащихся к изучению математики и углублению своих знаний, развитию творческих способностей и логического мышления. |
Задачи | Образовательные(предметные): а)способствовать расширению и углублению математических знаний; б) вырабатывать у обучающихся необходимые практические навыки; в) показывать роль и влияние практики на развитие математики; г) формировать у обучающихся логическую цепочку знаний об истории развития математики; д) познакомить с биографиями и достижениями выдающихся математиков. Личностные:а)прививать обучающимся любовь и интерес к математике; б) развивать творческие способности обучающихся; в) развитие математического кругозора, логического и пространственного мышления; г)поддержка научно – исследовательской деятельности учащихся. Метопредметные: а) развитие мотивации к изучению математики; б)формирование умения применять полученные знания и умения на практике. |
Содержание программы | Программа содержит темы экскурса в историю математики.Темы "Числа правят миром", "Математика вокруг нас" приближает ребёнка к практической математике. Тема «Истина или ложь» учит детей делать выбор и анализировать. Темы "Геометрия путешествий" и"Конструирование" - развивают математическое воображение, а "Занимательная математика" и «Житейские» задачи - способствуют формированию смекалки. |
Реализация программы | Для реализации программы подобран и систематизирован дидактический материал, презентации, наборы заданий. |
Срок реализации, особенности организации | Срок реализации программы – 1 год. Предельная наполняемость групп – 10 человек, Занятия групповые. |
Режим занятий | Общее количества часов в год – 216 часов. Продолжительность одного занятия – 40 минут, по 2 занятия 3 раза в неделю. |
Набор | Принимаются все желающие от 10 до 11 лет |
Форма проведения занятий | Ведущей формой организации обучения является групповая или индивидуальная. Занятия проводятся в виде теоретических и практических занятий для обучающихся. |
Образова- тельные технологии | Технология личностно-ориентированного обучения(педагогика сотрудничества, проблемное обучение). |
Кадровые условия реализации программы | Реализовать программу «Увлекательная математика»имеет право педагог, обладающий профессиональными знаниями(высшим педагогическим образование по специальности «математика») |
Результат реализации программы | Положительный эмоциональный настрой и сформированная мотивация обучающихся к дальнейшему изучению математики. Образовательные:
Личностные: - привита обучающимся любовь и интерес к математике; - развиты творческие способности обучающихся; -развит математический кругозор, логическое и пространственное мышление; -учащиеся имеют навык научно – исследовательской деятельности. Метапредметные: - развиты мотивация к изучению математики; -сформированы умения применять полученные знания и умения на практике. |
Результат обучения в количественном выражении | Переход не менее 25% учащихся на базовую программу. |
3.Учебный план 1 группы
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. История развития математики . | 4 | 2 | 2 | Наблюдение |
2 | Числа правят миром. | 28 | 8 | 20 | Упражнения |
3 | Математика вокруг нас. Конструирование. | 40 | 8 | 32 | Опрос Творческая работа |
4 | «Истина или ложь». Логические задачи. | 32 | 6 | 26 | Наблюдение |
5 | Геометрия путешествий . | 20 | 2 | 18 | Творческая работа |
7 | Занимательная математика. | 52 | 12 | 40 | Контрольные задания |
8 | «Житейские» задачи. | 40 | 6 | 34 | Наблюдение |
Всего | 216 | 44 | 172 |
4.Содержание учебного плана.
- Вводное занятие. История развития математики.
Теория: Правила поведения на занятии. История возникновения термина “математика”. Цифры, числа. Беседа о происхождении арифметики. Практика:Упражнения на смекалку. - Числа правят миром.
Теория:Системы счисления. Счет у первобытных людей.
Числа-великаны. Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры у разных народов. Понятие натуральных чисел, дружественных чисел, совершенных чисел.
Практика:Математическая игра “Не собьюсь”.Чтение и обсуждение рассказов о числах-великанах: “Легенда о шахматной доске”, “Награда”, “Выгодная сделка”. Запись цифр и чисел у других народов.
- Математика вокруг нас.
Теория: Симметрия в математике. Симметрия вокруг нас. Золотое сечение. Понятие золотого сечения.
Практика:Использование пропорций золотого сечения в искусстве. Математическая основа красоты пятиконечной звезды. Замечательное свойство «золотого» прямоугольника. Конструирование геометрических тел.Понятие конструирования. Основы работы с бумагой. Пирамида. Куб. Шар. Фигуры животных. Котёнок. Собака.Птичка. Транспорт. Автомобиль. Самолёт.Конкурс летающих моделей. Итоговое занятие.
- «Истина или ложь». Логические задачи.
Теория:Три типа занимательных логических задач. Задачи с различной комбинацией истинных и ложных высказываний.
Практика: Задачи «о мудрецах». Задачи «о лжецах». Логические парадоксы. Парадокс лжеца. Прямое и противоположное утверждения. Парадокс Платона и Сократа. Понятие высказывания как предложения, о котором можно сказать – истинно оно или ложно. Построение отрицательных высказываний, особенно со словами “каждый”, “любой”, “хотя бы один” и т. д. Нестандартные методы решения логических задач с помощью применения таблиц и с помощью рассуждения.
Итоговое занятие.
- Геометрия путешествий.
Теория:Лабиринты.
Практика:Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Изображение кносского лабиринта. Подковообразные, кругло-спиральные, почкообразные лабиринты. Кратчайший маршрут с одними лишь правыми поворотами. Задача о наихудшем маршруте почтальона. Поиск кратчайшего маршрута с минимальным числом поворотов.
- Занимательная математика.
Теория:Арифметические фокусы. Математическая теория построения магических квадратов.
Практика:Предсказание задуманного натурального числа в процессе тождественных преобразований. Магические квадраты.
Магический древнекитайский квадрат третьего порядка. Конкурс на самого смекалистого. Математические игры разных народов. Игра «15». Судоку. Анализ ситуаций и поиск ходов, приводящих к победе.Понятие математических ребусов, шарад. Основные приемы решения математических ребусов, шарад. Правила быстрого счета. Конкурс скоростного счета. Задачи на движение. Задачи, решаемые с конца. Старинные задачи. Задачи в стихах. Задачи на разрезание. Итоговое занятие.
- «Житейские» задачи.
Теория:Житейские задачи.Условие определения необходимого количества жидкости с использованием двух сосудов. Методы решения задач при продаже товаров в процессе их подорожания и удешевления
Практика:Задачи на переливания. Задачи на взвешивание. Занимательные задачи о покупках. Увлекательные задачи на размен денег. Итоговое занятие.
3.Учебный план 2 группы
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. История развития математики . | 2 | 2 |
| Наблюдение |
2 | Числа правят миром. | 20 | 8 | 12 | Упражнения |
3 | Математика вокруг нас. Конструирование. | 20 | 8 | 12 | Опрос Творческая работа |
4 | «Истина или ложь». Логические задачи. | 20 | 6 | 14 | Наблюдение |
5 | Геометрия путешествий . | 20 | 2 | 18 | Творческая работа |
7 | Занимательная математика. | 22 | 12 | 10 | Контрольные задания |
8 | «Житейские» задачи. | 40 | 6 | 34 | Наблюдение |
Всего | 144 | 44 | 100 |
Раздел 2. "Комплекс организационно-педагогических условий, включающий форму аттестации"
5.Календарный учебный график программы
Дата начала и окончания занятий | С 08 сентября 2022г. по 31.05.2023г. |
Количество учебных недель | 36 |
Место проведения занятий | ГОУ ДОД РЮО ДДТ |
Время проведения занятий перемены -10 минут | 1 группа |
Форма занятий | групповая |
Сроки контрольных процедур | Начальная диагностика (октябрь), текущая(февраль), итоговая(май) |
Участие в массовых мероприятиях (соревнования, конкурсы.фестивали, праздники) | Участие в массовых мероприятиях:
Работа с одаренными детьми:
|
Календарный план 1 группы
№ | Дата | Тема занятий | Количество часов | Примечания | |||
1 группа | всего | теория | практика | ||||
Вводное занятие. История развития математики. | 4 | 2 | 2 | ||||
05.09 | Правила поведения на занятии. История возникновения термина “математика”. Цифры, числа. Беседа о происхождении арифметики. | 2 | 2 | ||||
06.09 | Упражнения на смекалку. | 2 | 2 | ||||
Числа правят миром. | 28 | 8 | 20 | ||||
08.09 | Системы счисления. | 2 | 2 | ||||
12.09 | Счет у первобытных людей. | 2 | 2 | ||||
13.09 | Математическая игра “Не собьюсь” | 2 | 2 | ||||
15.09 | Числа-великаны | 2 | 2 | ||||
19.09 | Чтение и обсуждение рассказов о числах-великанах: “Легенда о шахматной доске”, “Награда”, “Выгодная сделка”. | 2 | 2 | ||||
20.09 | Понятие фигурных чисел, дружественных чисел, совершенных чисел. | 2 | 2 | ||||
22.09 | Запись цифр и чисел у других народов. | 2 | 2 | ||||
26.09 | Происхождение и развитие письменной нумерации | 2 | 2 | ||||
27.09 | Цифры у разных народов. | 2 | 2 | ||||
Математика вокруг нас. Конструирование. | 40 | 8 | 32 | ||||
29.09 | Симметрия в математике. | 2 | 2 | ||||
03.10 | Симметрия вокруг нас. | 2 | 2 | ||||
04.10 | Золотое сечение. Понятие золотого сечения. | 2 | 2 | ||||
06.10 | Использование пропорций золотого сечения в искусстве. | 2 | 2 | ||||
10.10 | Математическая основа красоты пятиконечной звезды. | 2 | 2 | ||||
11.10 | Замечательное свойство «золотого» прямоугольника | 2 | 2 | ||||
13.10 | Конструирование геометрических тел. Основы работы с бумагой. | 2 | 2 | ||||
17.10 | Фигуры животных. | 2 | 2 | ||||
18.10 | Куб. | 2 | 2 | ||||
20.10 | Шар. | 2 | 2 | ||||
24.10 | Котёнок. | 2 | 2 | ||||
25.10 | Собака. | 2 | 2 | ||||
27.10 | Птичка. | 2 | 2 | ||||
31.10 | Транспорт | 2 | 2 | ||||
01.11 | Автомобиль | 2 | 2 | ||||
03.11 | Автомобиль | 2 | 2 | ||||
07.11 | Самолет | 2 | 2 | ||||
08.11 | Самолет | 2 | 2 | ||||
10.11 | Конкурс летающих моделей | 2 | 2 | ||||
14.11 | Итоговое занятие | 2 | 2 | ||||
«Истина или ложь». Логические задачи. | 32 | 6 | 26 | ||||
15.11 | Три типа занимательных логических задач. | 2 | 2 |
| |||
17.11 | Задачи с различной комбинацией истинных и ложных высказываний. | 2 | 2 | ||||
21.11 | Задачи «о мудрецах». | 2 | 2 | ||||
22.11 | Задачи «о лжецах». | 2 | 2 | ||||
24.11 | Логические парадоксы. | 2 | 2 | ||||
28.11 | Парадокс лжеца. | 2 | 2 | ||||
29.11 | Прямое и противоположное утверждения. | 2 | 2 | ||||
01.12 | Парадокс Платона и Сократа. | 2 | 2 | ||||
05.12 | Эйлеровы графы. | 2 | 2 | ||||
06.12 | Знакомство с биографией Леонарда Эйлера. | 2 | 2 | ||||
08.12 | Понятие графа. | 2 | 2 | ||||
12.12 | Свойства графов Теория графов в занимательных задачах. | 2 | 2 | ||||
13.12 | Понятие высказывания как предложения, о котором можно сказать – истинно оно или ложно. | 2 | 2 | ||||
15.12 | Построение отрицательных высказываний, особенно со словами “каждый”, “любой”, “хотя бы один” | 2 | 2 | ||||
19.12 | Нестандартные методы решения логических задач с помощью применения таблиц и с помощью рассуждения | 2 | 2 | ||||
20.12 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | ||||
Геометрия путешествий | 20 | 2 | 18 | ||||
22.12 | Лабиринты. | 2 | 2 | ||||
26.12 | Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. | 2 | 2 | ||||
27.12 | Изображение кносского лабиринта. | 2 | 2 | ||||
29.12 | Подковообразные, кругло-спиральные, почкообразные лабиринты. | 2 | 2 | ||||
9.01 | Кратчайший маршрут с одними лишь правыми поворотами. | 2 | 2 | ||||
10.01 | Задача о наихудшем маршруте почтальона. | 2 | 2 | ||||
12.01 | Поиск кратчайшего маршрута с минимальным числом поворотов. | 2 | 2 | ||||
16.01 | Геометрические иллюзии | 2 | 2 | ||||
17.01 | Игра «Танграм». | 2 | 2 | ||||
19.01 | Игра «Танграм». | 2 | 2 | ||||
Занимательная математика. | 52 | 12 | 40 | ||||
23.01 | Арифметические фокусы. | 2 | 2 | ||||
24.01 | Предсказание задуманного натурального числа в процессе тождественных преобразований | 2 | |||||
26.01 | Магические квадраты. | 2 | |||||
30.01 | Математическая теория построения магических квадратов. | 2 | 2 | ||||
31.01 | Математические игры разных народов. | 2 | 2 | ||||
02.02 | Конкурс на самого смекалистого | 2 | 2 | ||||
06.02 | Математические игры разных народов. | 2 | 2 | ||||
07.02 | Игра «15» | 2 | 2 | ||||
09.02 | Судоку | 2 | 2 | ||||
13.02 | Анализ ситуаций и поиск ходов, приводящих к победе. | 2 | 2 | ||||
14.02 | Понятие математических ребусов шарад. | 2 | 2 | ||||
16.02 | Основные приемы решения математических шарад. | 2 | 2 | ||||
20.02 | Понятие математических шарад. | 2 | 2 | ||||
21.02 | Основные приемы решения математических шарад. | 2 | 2 | ||||
27.02 | Математические классики. | 2 | 2 | ||||
28.02 | Правила быстрого счета | 2 | 2 | ||||
02.03 | Конкурс скоростного счета. | 2 | 2 | ||||
06.03 | Задачи на движение | 2 | 2 | ||||
07.03 | Задачи на движение | 2 | 2 | ||||
09.03 | Задачи, решаемые с конца | 2 | 2 | ||||
13.03 | Задачи, решаемые с конца | 2 | 2 | ||||
14.03 | Старинные задачи | 2 | 2 | ||||
16.03 | Задачи в стихах | 2 | 2 | ||||
20.03 | Задачи в стихах | 2 | 2 | ||||
21.03 | Задачи на разрезание | 2 | 2 | ||||
23.03 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | ||||
«Житейские» задачи. | 40 | 6 | 34 | ||||
27.03 | Математические задачи в повседневной жизни | 2 | 2 | 2 | |||
28.03 | Задачи на переливания. | 2 | 2 | ||||
30.03 | Задачи на переливания. | 2 | 2 | ||||
03.04 | Задачи на взвешивание | 2 | 2 | ||||
04.04 | Задачи на взвешивание | 2 | 2 | ||||
06.04 | Занимательные задачи о покупках | 2 | 2 | ||||
10.04 | Математический магазин | 2 | 2 | ||||
11.04 | Методы решения задач при продаже товаров в процессе их подорожания и удешевления | 2 | 2 | ||||
13.04 | Задачи на удешевление товара | 2 | 2 | ||||
17.04 | Задачи на удешевление товара | 2 | 2 | ||||
18.04 | Задачи на подорожание товара | 2 | 2 | ||||
20.04 | Задачи на подорожание товара | 2 | 2 | ||||
24.04 | Задачи «Семейный бюджет» | 2 | 2 | ||||
25.04 | Задачи «Семейный бюджет» | 2 | 2 | ||||
27.04 | Увлекательные задачи на размен денег. | 2 | 2 | ||||
02.05 | Задачи на «Акции» в магазинах | 2 | 2 | ||||
04.05 | Задачи в сказках. | 2 | 2 | ||||
08.05 | Задачи в сказках. | 2 | 2 | ||||
11.05 | Задачи со спичками | 2 | 2 | ||||
15.05 | Задачи со спичками | 2 | 2 | ||||
16.05 | Математические загадки | 2 | 2 | ||||
18.05 | Математические загадки | 2 | 2 | ||||
22.05 | Задачи - шутки | 2 | 2 | ||||
23.05 | Задачи - шутки | 2 | 2 | ||||
25.05 | Итоговое занятие | 2 | 2 | ||||
Всего: | 216 | 44 | 172 |
Календарный план 2 группы
№ | Дата | Тема занятий | Количество часов | Примечания | |||||||||
2 группа | всего | теория | практика | ||||||||||
Вводное занятие. История развития математики. | 2 | 2 |
| ||||||||||
1. | 6.09 | Правила поведения на занятии. История возникновения термина “математика”. Цифры, числа. Беседа о происхождении арифметики. | 2 | 2 |
| ||||||||
Числа правят миром. | 20 | 8 | 12 | ||||||||||
2 | 8.09 | Упражнения на смекалку. | 2 | 2 | |||||||||
3 | 13.09 | Системы счисления. | 2 | 2 | |||||||||
4 | 15.09 | Счет у первобытных людей. | 2 | 2 | |||||||||
5 | 20.09 | Математическая игра “Не собьюсь” | 2 | 2 | |||||||||
6 | 22.09 | Числа-великаны | 2 | 2 | |||||||||
7 | 27.09 | Чтение и обсуждение рассказов о числах-великанах: “Легенда о шахматной доске”, “Награда”, “Выгодная сделка”. | 2 | 2 | |||||||||
8 | 29.09 | Понятие о числах, дружественных чисел, совершенных чисел. | 2 | 2 |
| ||||||||
9 | 4.10 | Цифры у разных народов. | 2 | 2 | |||||||||
10 | 6.10 | Запись цифр и чисел у других народов. | 2 | 2 | |||||||||
11 | 11.10 | Происхождение и развитие письменной нумерации | 2 | 2 | |||||||||
Математика вокруг нас. Конструирование. | 20 | 8 | 12 | ||||||||||
12 | 13.10 | Симметрия в математике. Симметрия вокруг нас. Золотое сечение. Понятие золотого сечения. | 2 | 2 | |||||||||
13 | 18.10 | Математическая основа красоты пятиконечной звезды. Замечательное свойство «золотого» прямоугольника | 2 | 2 |
| ||||||||
14 | 20.10 | Конструирование геометрических тел. Основы работы с бумагой. Фигуры животных. | 2 | 2 | |||||||||
15 | 25.10 | Куб. | 2 | 2 | |||||||||
16 | 27.10 | Шар. | 2 | 2 | |||||||||
17 | 1.11 | Котёнок. | 2 | 2 | |||||||||
18 | 3.11 | Собака. | 2 | 2 | |||||||||
19 | 8.11 | Птичка. | 2 | 2 | |||||||||
20 | 10.11 | Автомобиль | 2 | 2 | |||||||||
21 | 15.11 | Самолет. Конкурс летающих моделей | 2 | 2 |
| ||||||||
«Истина или ложь». Логические задачи. | 20 | 6 | 14 | ||||||||||
22 | 17.11 | Три типа занимательных логических задач. | 2 | 2 |
| ||||||||
23 | 22.11 | Задачи с различной комбинацией истинных и ложных высказываний. | 2 | 2 | |||||||||
24 | 24.11 | Задачи «о мудрецах» и «о лжецах».. | 2 | 2 | |||||||||
25 | 29.11 | Логические парадоксы. | 2 | 2 | |||||||||
26 | 1.12 | Парадокс лжеца. | 2 | 2 | |||||||||
27 | 6.12 | Прямое и противоположное утверждения. | 2 | 2 | |||||||||
28 | 8.12 | Парадокс Платона и Сократа. | 2 | 2 | |||||||||
29 | 13.12 | Понятие графа. | 2 | 2 | |||||||||
30 | 15.12 | Понятие высказывания как предложения, о котором можно сказать – истинно оно или ложно. | 2 | 2 | |||||||||
31 | 20.12 | Построение отрицательных высказываний, особенно со словами “каждый”, “любой”, “хотя бы один” | 2 | 2 | |||||||||
Геометрия путешествий | 20 | 2 | 18 | ||||||||||
32 | 22.12 | Лабиринты. | 2 | 2 | |||||||||
33 | 27.12 | Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. | 2 | 2 | |||||||||
34 | 29.12 | Изображение кносского лабиринта. | 2 | 2 | |||||||||
35 | 10.01 | Подковообразные, кругло-спиральные, почкообразные лабиринты. | 2 | 2 | |||||||||
36 | 12.01 | Кратчайший маршрут с одними лишь правыми поворотами. | 2 | 2 | |||||||||
37 | 17.01 | Задача о наихудшем маршруте почтальона. | 2 | 2 | |||||||||
38 | 19.01 | Поиск кратчайшего маршрута с минимальным числом поворотов. | 2 | 2 | |||||||||
39 | 24.01 | Геометрические иллюзии | 2 | 2 | |||||||||
40 | 26.01 | Игра «Танграм». | 2 | 2 | |||||||||
41 | 31.01 | Игра «Танграм». | 2 | 2 | |||||||||
Занимательная математика. | 22 | 12 | 10 | ||||||||||
42 | 2.02 | Арифметические фокусы. Предсказание задуманного натурального числа в процессе тождественных преобразований | 2 | 2 | |||||||||
43 | 7.02 | Магические квадраты. Математическая теория построения магических квадратов. | 2 | 2 | |||||||||
44 | 9.02 | Конкурс на самого смекалистого | 2 | 2 | |||||||||
45 | 14.02 | Математические игры разных народов. Судоку | 2 | 2 |
| ||||||||
46 | 16.02 | Понятие математических ребусов. | 2 | 2 |
| ||||||||
47 | 21.02 | Понятие математических шарад. | 2 | 2 |
| ||||||||
48 | 28.02 | Правила быстрого счета. Конкурс скоростного счета. | 2 | 2 | |||||||||
49 | 2.03 | Задачи на движение | 2 | 2 | |||||||||
50 | 7.03 | Задачи, решаемые с конца | 2 | 2 | |||||||||
51 | 9.03 | Старинные задачи | 2 | 2 |
| ||||||||
52 | 14.03 | Задачи в стихах | 2 | 2 | |||||||||
| «Житейские» задачи. | 40 | 6 | 34 | |||||||||
53 | 16.03 | Математические задачи в повседневной жизни | 2 | 2 |
| ||||||||
54 | 21.03 | Задачи на переливания. | 2 | 2 | |||||||||
55 | 23.03 | Задачи на взвешивание | 2 | 2 | |||||||||
56 | 28.03 | Занимательные задачи о покупках | 2 | 2 | |||||||||
57 | 30.03 | Математический магазин | 2 | 2 | |||||||||
58 | 4.04 | Методы решения задач при продаже товаров в процессе их подорожания и удешевления | 2 | 2 |
| ||||||||
59 | 6.04 | Задачи на подорожание товара | 2 | 2 | |||||||||
60 | 11.04 | Задачи на удешевление товара | 2 | 2 | |||||||||
61 | 13.04 | Задачи «Семейный бюджет» | 2 | 2 | |||||||||
62 | 18.04 | Задачи «Семейный бюджет» | 2 | 2 | |||||||||
63 | 20.04 | Увлекательные задачи на размен денег. | 2 | 2 | |||||||||
64 | 25.04 | Увлекательные задачи на размен денег. | 2 | 2 | |||||||||
65 | 27.04 | Задачи на «Акции» в магазинах | 2 | 2 | |||||||||
66 | 2.05 | Задачи в сказках. | 2 | 2 | |||||||||
67 | 4.05 | Задачи в сказках. | 2 | 2 | |||||||||
68 | 11.05 | Задачи со спичками | 2 | 2 | |||||||||
69 | 16.05 | Задачи со спичками | 2 | 2 | |||||||||
70 | 18.05 | Математические загадки | 2 | 2 | |||||||||
71 | 23.05 | Задачи - шутки | 2 | 2 | |||||||||
72 | 25.05 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |||||||||
Всего: | 144 | 44 | 100 |
6.Условия реализации программы.
Материально- техническое обеспечение – наличие кабинета с 10 посадочными местами, освещение кабинета и возможность проветривания его должно удовлетворять требованиям СанПиНа. В кабинете должна быть доска для работы мелом.
Перечень оборудования, инструментов и материалов. Методические пособия по математике. Методическая литература. Наглядные пособия. Компьютер. Видеопроектор. Ресурсы сети Интернет. Дидактический, раздаточный материал.
№ | Наименование | Количество на группу |
1 | Бумага ксероксная | 2 пачки |
2 | Мел цветной | 2 пачки |
3 | Раздаточный материал | 50 шт |
4 | Тетради | 10 шт |
5 | Компьютер | 1 шт |
Информационное обеспечение.Презентации по темам «Логика», «Задачи из жизни» , «Геометрия на клетчатой бумаги».
Цифровые образовательные ресурсы. Цифровой ресурс РЕШУ ОГЭhttps://math-oge.sdamgia.ru
Форма аттестации.
Предварительный контроль. Проводится в начале года в виде фронтального, индивидуального опроса.
Текущий контроль. Проводится на каждом занятии в виде устного опроса, беседы.
Итоговая аттестация. Проводится в форме теста.
Критерии оценки ЗУН.
Высокий уровень. Обучающийся демонстрирует высокий уровень заинтересованности учебной и творческой деятельностью(по программе), показывает широкое применение полученных знаний.
Средний уровень. Обучающийся демонстрирует достаточную заинтересованность учебной и творческой деятельности.(по программе) , может применять на практике полученные знания.
Низкий уровень .Обучающийся демонстрирует низкую заинтересованность учебной и творческой деятельностью(по программе) , не стремится применять на практике полученные знания.
7.Методические материалы.
Методы обучения:
- Словесный ( беседа, рассказ, диалог).
- Практическая работа( упражнения, схемы, чертежи).
- Наглядный( таблицы, раздаточный материал).
Образовательные технологии: технология личностно-ориентированного обучения (педагогика сотрудничества, технология проблемного обучения).
Программа построена на следующих принципах:
* Дифференцированного подхода.
Ведется совместная деятельность педагога и ребенка, основанная на началах сотрудничества. Учитывается индивидуальность каждого ребенка.
Системность подхода к решению теоретических и практических вопросов различных составляющих дифференцированного обучения.
Обучение ведется последовательно «от простого к сложному»
*Учета возрастных особенностей.
Подбираются формы, методы, приемы соответственно возраста детей.
*Наглядности.
При обучении наглядно демонстрируется материал, используется раздаточный материал.
*Единства развивающей и диагностирующей функций.
Применяемые технологии обучения соответствуют его содержанию.
Переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и последующим осуществляется с обязательной фиксацией фактов усвоения: тесты, диагностика, контрольные занятия, проводятся занятия обобщения и закрепления.
*Связь теории с практикой.
Каждый блок программы заканчивается повторением и обобщением пройденного материала, где дошкольники на практике могут показать свои знания.
*Принцип воспитания в процессе деятельности.
Поощрение активности детей, чередование их деятельности с отдыхом, требовательное отношение к недостаткам деятельности.
Формы организации учебных занятий –
•беседа, круглый стол, занятие-игра, олимпиада, лекция,
• конкурс, викторина.
Тематика и формы методических материалов по программе:
Каждое занятие имеет свое название, каждое занятие - это разнообразие форм, методов и приемов учения и общения. Формы изложены в содержании учебного плана.
Дидактические материалы – раздаточные материалы в виде схем, опорных конспектов, граф-схем по темам, презентации по темам.
Алгоритм учебного занятия
При построении учебного процесса, основной формой проведения занятий является комбинированное тематическое занятие.
Примерная структура занятия
- Организационная часть: настрой на занятие.
- Основная часть: объяснение педагога, самостоятельное решение задач по теме занятия, причем в числе этих задач должны быть задачи и повышенной трудности, математические игры. Решение задач занимательного характера, задач на смекалку и т.д.
- Заключительная часть: подведение итогов занятия (ответы на вопросы учащихся, обсуждение, анализ).
8.Список литературы
Литература для педагога:
1. Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения
учащихся 5-6 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1998. – 112 с.
https://bookree.org/reader?file=588725
2. Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения
учащимися 5-6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. М.:Просвещение, 2009.
https://uch-lit.ru/matematika-2/dlya-shkolnikov/depman-i-ya-vilenkin-n-ya-za-stranitsami-u
3. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для
учителей. – М.: Просвещение, 2000. -79 с.
https://bookree.org/reader?file=504847
4. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Матем.
головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.:
Просвещение, 1996. – 144 с.
https://bookree.org/reader?file=784615
5. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного
кружка 5-6 классы.- М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002.- 106с.
Литература для детей:
1.Математический портал. Математика.ру
http://matematiku.ru/index.ph p?option=com_frontpage&Itemid=1
2. Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения
учащимися 5-6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. М.:Просвещение, 2009.
https://uch-lit.ru/matematika-2/dlya-shkolnikov/depman-i-ya-vilenkin-n-ya-za-stranitsami-u
Литература для родителей:
1. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка.–М.: Просвещение, 2000.-79 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/19/picture-968934-1529409822.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная математика", 5 класс
В современном образовании стало важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда пер...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/17/picture-1011659-1518891692.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Реальная математика"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Реальная математика"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/17/picture-64404-1355725146.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная программа естественно-научной направленности «Юный математик»
Дополнительная образовательная программа «Юный математик» предназначена для детей 14-15 лет, склонных к занятиям математикой, а также тех, кто желает повысить уровень сво...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/22/picture-1096164-1545494357.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности " За страницами учебника математики"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «За страницами учебника математики» характеризуется ярко выраженной целевой направленностью на развитие и совершенствование поз...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175335-1357833921.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Математика плюс: решаем, исследуем, проектируем"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Математика плюс: решаем, исследуем, проектируем". Срок реализации программы: 2 года. Возраст детей: 14-16 лет. Цель програм...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-1176742-1573907727.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Математика и жизнь» (кружок) для 11 класса
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Математика и жизнь» (кружок) для 11 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/26/picture-1211461-1580041553.jpg)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественно-научной направленности «Математик»
Дополнительная общеобразовательная программа «Математик» имеет научно-познавательную направленность , её содержание направлено на то, чтобы развить интерес школьников ...