Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Культура и искусство речи»
рабочая программа (10 класс) по теме
Курс «Культура и искусство речи» разработан в рамках предметных областей «Филология» и предназначен для учащихся 10-11 классов. Содержание курса выходит за рамки школьной программы, формирует повышенный уровень знаний по русскому языку и математике.
Программа курса составлена Суровой Г.Ф., учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории, в соответствии в соответствии с Положением о программах платных дополнительных образовательных услуг в МБОУ «Новолядинская СОШ» (утв. 28.05.2016 г. приказ №532).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_i_iskusstvo_rechi_10-11_klass.docx | 47.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Новолядинская СОШ»
Тамбовский район Тамбовская область
Рассмотрено на заседании методического совета школы Руководитель ШМС _____________ А.А.Ворожейкина Протокол № 1 от 28.08. 2017г. | Утверждено Директор школы _______________________Н.А.Громова Приказ № 2 от 30.08.2017г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Культура и искусство речи»
(стартовый уровень)
Возраст учащихся: 14-16 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Сурова Галина Федоровна,
учитель русского языка и литературы
п. Новая Ляда
2017г.
Пояснительная записка
Курс «Культура и искусство речи» разработан в рамках предметных областей «Филология» и предназначен для учащихся 10-11 классов. Содержание курса выходит за рамки школьной программы, формирует повышенный уровень знаний по русскому языку и математике.
Программа курса составлена Суровой Г.Ф., учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории, в соответствии в соответствии с Положением о программах платных дополнительных образовательных услуг в МБОУ «Новолядинская СОШ» (утв. 28.05.2016 г. приказ №532).
«Словом можно убить – и оживить, ранить – и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить», - писал талантливый педагог В.А. Сухомлинский.
Яркое и страстное слово во все времена, как известно из истории развития человечества, оказывало большое влияние на людей, их взгляды и убеждения, дела и поступки. Человек, произносящий речь, приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, оратор воздействует на публику. Дейл Карнеги, автор популярной в мире и в нашей стране книги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей», писал: «Умение говорить – это кратчайший путь у известности… Почти любой может говорить так, что будет приятен и желанен в обществе, если он обладает верой в себя и людей, которая его воспламеняет».
Наше время – время деловых, активных и предприимчивых людей. В стране созданы условия для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей современного человека. В связи с этим возникла необходимость в создании программы «Культура и искусство речи».
Цель программы – формирование навыков и умений рационального речевого поведения на основе обучения ораторскому искусству, искусству воздействия на собеседника-единомышленника и оппонента.
Задачи:
- обучающие:
- сформировать общее представление о сущности риторики;
- познакомить с этикой и культурой делового общения, показать воспитанникам возможности слова-действия;
- выработать умения и навыки ораторского мастерства (владение речью и ее техникой, влияния на аудиторию и т.п.);
- научить анализировать и создавать собственную публичную речь с точки зрения ее целесообразности и эффективности;
- сформировать навыки культуры спора, дискуссии, полемики;
- развивающие:
- развивать интерес к родному языку, литературе и культуре:
- развивать потребность постоянного совершенствования своей речевой деятельности:
- воспитательные:
- воспитать морально-волевые качества личности (внимание, память, уверенность в себе, настойчивость, общительность, толерантность).
- расширить кругозор учащихся.
Курс «Культура и искусство речи» реализуется с 1 сентября 2017г. по 31 мая 2018г, из расчета 38 недели, 1 час в неделю, сверх часов и сверх программ, предусмотренных ФГОС.
Предполагаемые результаты и способы их проверки.
Диагностический инструментарий
- опросные листы
- тесты
Формы контроля:
- индивидуальный (письменный и устный)
- групповой (письменный и устный)
- фронтальный
- нетрадиционный
Приемы контроля
- тест
- зачет
- индивидуальное собеседование
- лингвистический эксперимент
- проект
- составление кластера
- составление ментальной карты
- «тонкие» и «толстые» вопросы
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 год обучения | ||||
Раздел 1 | Что такое культура и искусство речи | 20 | 9 | 11 |
1.1 | Основа теории культуры речи | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Правильность речи: нормы ударения | 3 | 1 | 2 |
1.3 | Правильность речи. Нормы грамматики | 3 | 1 | 2 |
1.4 | Точность речи | 2 | 1 | 1 |
1.5 | Логичность речи | 2 | 1 | 1 |
1.6 | Чистота речи | 2 | 1 | 1 |
1.7 | Богатство речи | 2 | 1 | 1 |
1.8 | Выразительность речи | 2 | 1 | 1 |
1.9 | Уместность речи | 2 | 1 | 1 |
Раздел 2 | Культура и этика общения | 12 | 6 | 6 |
2.1 | Общение и его слагаемые. | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Условия эффективного общения | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Деловое общение. | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Структура делового общения | 2 | 1 | 1 |
2.5 | Телефонный разговор – один из видов делового общения. | 2 | 1 | 1 |
2.6 | Невербальные средства общения. | 2 | 1 | 1 |
Раздел 3 | Основы ораторского искусства | 6 | 3 | 3 |
3.1 | Из истории риторики | 1 | 1 | |
3.2 | Риторические навыки и умения. | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Индивидуальные особенности оратора. | 2 | 1 | 1 |
3.4 | Чувство неуверенности и страха перед выступлением. | 1 | 1 | |
2 год обучения | ||||
Раздел 4 | Композиция речи. | 8 | 4 | 4 |
4.1 | Что такое композиция речи? | 1 | 1 | |
4.2 | План – основа композиции: | 2 | 1 | 1 |
4.3 | Составные части композиции | 2 | 1 | 1 |
4.4 | Недостатки композиции и пути их преодоления. | 1 | 1 | |
4.5 | Выступления. Анализ и оценка выступления. | 2 | 2 | |
Раздел 5 | Логические основы красноречия. Искусство быть убедительным. | 8 | 5 | 3 |
5.1 | Требования диалектической логики, предъявляемые к публичному выступлению: | 1 | 1 | |
5.2 | Основные формально-логические законы | 1 | 1 | |
5.3 | Логические ошибки. | 2 | 1 | 1 |
5.4 | Доказательства (демонстрации): их структура и виды. | 2 | 1 | 1 |
5.5 | Фактический материал и средства наглядности: | 2 | 1 | 1 |
Раздел 6 | Владение аудиторией и способы влияния на нее. | 7 | 3 | 4 |
6.1 | Контакт с аудиторией. Что это такое? | 1 | 1 | |
6.2 | Способы установления контакта со слушателями. | 2 | 1 | 1 |
6.3 | Учет особенностей аудитории и психологии слушателей. (Возраст, род занятий, интересы и т.п.) | 1 | 1 | |
6.4 | Форма преподнесения материала. | 2 | 1 | 1 |
6.5 | Поведение оратора (жесты, мимика). | 1 | 1 | |
Раздел 7 | Основы полемического мастерства | 7 | 3 | 4 |
7.1 | Спор | 2 | 1 | 1 |
7.2 | Полемика | 2 | 1 | 1 |
7.3 | Доводы в споре и полемические приемы. | 2 | 1 | 1 |
7.4 | Искусство отвечать на вопросы, виды ответов | 1 | 1 | |
Раздел 8 | Двойственные приемы в споре. | 3 | 1 | 2 |
8.1 | Двойственные и некорректные приемы и уловки в споре | 2 | 1 | 1 |
8.2 | Умение нейтрализовать двойственные приемы | 1 | 1 | |
Раздел 9 | Умение прослыть остроумным | 5 | 2 | 3 |
9.1 | Остроумие, юмор, ирония, сарказм. | 2 | 1 | 1 |
9.2 | Способы создания юмористических ситуаций: | 2 | 1 | 1 |
Итоговое занятие. Деловая игра. («Детектив», «Прием на работу», «Обвинители и защитники».) | 1 | 1 | ||
Итого | 76 | 36 | 40 |
Содержание курса
1 год обучения
1. Что такое культура и искусство речи
Теория. Соотношение речь-язык, речь-мышление, речь-действительность, речь-человек, её адресат, речь- условия общения. Законы языка. Правильность речи: нормы ударения, нормы грамматики. Логичность речи. Чистота речи. Выразительность речи.
Богатство речи. Уместность речи.
Практика. Практическая работа «Нормы грамматики, норы ударения», Работа над словами -сорняками, словами-паразитами, канцеляризмами. Создание собственных высказываний в разных стилях
2. Культура и этика общения.
Теория .Общение и его слагаемые.Субъект, объект, язык, предмет. Виды общения (контактное, дискантное; деловое, неофициальное и т.п.)
Условия эффективного общения. Обоюдное желание, удачный выбор темы интересной для собеседников, умение найти общий язык, понятный собеседнику.
Деловое общение: регламентированность, деловой этикет, речевой этикет; виды и условия эффективного слушания.
Структура деловой беседы. Начало беседы, изложение позиции и ее обоснование; выяснение позиции собеседника; совместный анализ проблемы; принятие решений.
Типичные ошибки: авторитарность; не учитывают мотивы поведения собеседника; не проявляют интереса к проблеме; не слушают собеседника; перебивают говорящих; говорят, не будучи уверенными, что их слушают; говорят долго; не используют всего банка идей.
Телефонный разговор – один из видов делового общения.
Невербальные средства общения. Мимика. Жестикуляция (виды жестов, национальные жесты). Поза.
Практика. Тестирование «Коммуникативная культура личности». Работа с книгой Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», А.Пиза «Язык телодвижений». Практикум «Что это означает?» (умение определять готовность к общению по жестам).. Ролевые игры, тренинги.
3. Основы ораторского искусства.
Теория. Риторика как наука об убеждениях, о формах и методах речевого воздействия на аудиторию. Искусство красноречия в Древней Греции, Древнем Риме, России.
Риторические умения и навыки. Речевой аппарат, дыхание и его тренировка, голос, дикция и процесс их воспитания, интонация, паузация (тон, интенсивность звучания, темп, тембр, 7 интонационных конструкций, назначение интонации и пауз).
Индивидуальные особенности оратора.
Чувство неуверенности и страха перед выступлением.
Практика. Доклады, сообщения учащихся об известных ораторах Древней Греции, Древнего Рима, ораторах современности , об истории русской школы риторики и ее мастерах. Упражнения для дыхания, дикции, голоса, интонации.
2 год обучения
4. Композиция речи.
Теория. Композиция речи. План – основа композиции: предварительный план, рабочий план, основной план, простой и сложный план.
Составные части композиции. Вступление. Основная часть и методы изложения материала. Заключение. Типы композиционного построения речи: дедуктивное и индуктивное рассуждение, движение от проблемы к ее решению, опора на причинно-следственные связи, изложение от простого к сложному, от знакомого к незнакомому.
Недостатки композиции и пути их преодолении.
Практика. Составление рабочего плана. Композиционное построение речи. Тренинг. Ролевые игры
5. Логические основы красноречия. Искусство быть убедительным.
Теория. Логическая связь фактов, мыслей, положений публичного выступления, его подчиненность доказательству главной идеи и реализации цели убедить слушателей.
Требования диалектической логики, предъявляемые к публичному выступлению: всесторонне знание предмета, рассмотрение его в развитии, проверка утверждений практикой, конкретность истины.
Основные формально-логические законы: закон тождества, закон противоречия/непротиворечия, закон исключения третьего, закон достаточного основания.
Логические ошибки: потеря тезиса, подмена тезиса, антиномия, софизм.
Доказательства (демонстрации): их структура и виды. Структура доказательств. Виды доказательств. Способы доказательств (прямое и обратное). Доказывание и убеждение.
Требования, предъявляемые к аргументам: истинность, доказательность. Приемы аргументации (факты, цифры, статистические данные, ссылки на авторитеты).
Фактический материал и средства наглядности: правила цитирования; средства наглядности (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, графические)
Практика. Беседа и сообщения учащихся по теме занятия. Ролевые игры. Тренинг. Составление памятки «Правила цитирования».
6. Владение аудиторией и способы влияния на нее.
Теория. Контакт с аудиторией. Способы установления контакта со слушателями: начальная пауза, «ораторская лихорадка», жесты и мимика, техника речи. Педагогические приемы, используемые при выступлении: прием новизны, учет интересов слушателей, создание проблемной ситуации, прием соучастия и сопереживания.
Учет особенностей аудитории и психологии слушателей. (Возраст, род занятий, интересы и т.п.)
Форма преподнесения материала.
Поведение оратора (жесты, мимика).Типы ораторов.
Практика. Импровизация на заданную тему у с учетом особенностей аудитории. Тренинг. Ролевая игра.
7. Основы полемического мастерства.
Теория. Спор. Классификация: цель, социальная значимость проблемы, количество участников и слушателей, форма проведения, организованные и неорганизованные споры; предмет (предмет отсутствует, умение выделить и не потерять предмет спора; культура спора (определенность позиций, употребление понятий). Из истории искусства спора.
Полемика. Поведение полемистов (не оспаривай глупца, наличие свидетелей, индивидуальные особенности участников). Уважительное отношение к оппонентам. Выдержка и самообладание.
Доводы в споре и полемические приемы. Доводы и их особенности (сильные и слабые; адресат; воздействие на чувства слушателей). Полемические приемы (опровержение ложного тезиса фактам; критика доводов оппонента; опровержение демонстрации; юмор, ирония, сарказм; «сведение к абсурду»; прием бумеранга; атака вопросами; «довод к человеку»).
Вопросы и ответы. Классификация вопросов (уточняющие и восполняющие, простые и сложные, корректные и некорректные, благожелательные и неблагожелательные, острые). Виды ответов(краткие и развернутые).
Практика. Доклады и сообщения учащихся об истории искусства спора и полемики. Составление памятки и словаря полемиста. Ролевые игры. Тренинг. Организация полемики.
8. Двойственные приемы в споре.
Теория. Двойственные и некорректные приемы и уловки в споре.
Двойственные приемы («ошибка многих вопросов», «ответ вопросом на вопрос», «ответ в кредит», «оттянуть возражение»). Психологические приемы («ставка на ложный стыд»; «подмазывание аргумента»; ссылка на возраст, образование, положение; перевод разговора на другую тему («увести разговор в сторону»); «противоречие между словом и делом»).
Некорректные приемы («перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда», «»смещение времени действия»; самоуверенный тон; «чтение в сердцах», обсуждение, «обструкция»).
Нечестные приемы («софизм», «подмена тезиса», «фигура умолчания»; «использование ложных или недоказанных аргументов», «аксиоматическое доказательство»; «наклеивание ярлыков»; «огульное несогласие»; «высокомерный ответ»; «игра на самолюбии»).
Умение нейтрализовать двойственные приемы: опровержение ложного тезиса фактами; «бить врага его оружием»; «сведение к абсурду»; «довод к человеку»; «возвратный удар»; «подхват реплики»; «апелляция к публике или чувству юмора».
.Практика. Распознавание двойственных и некорректных приемов в споре. Психологические приемы в споре. Тренинг Ролевая игра.
9. Умение прослыть остроумным.
Теория. Остроумие, юмор, ирония, сарказм.
Способы создания юмористических ситуаций: глубокомысленная пауза; ложное противопоставление; ложное усиление; доведение до абсурда; остроумие нелепости; смешение стилей, или совмещение планов; псевдоглубокомыслие; намек; блатной стиль; ирония; сравнение по неявному признаку (сравнение по различию, а не по сходству); повторение как прием остроумия; перечисление разнородных предметов; парадокс и парадоксальная ситуация; эпиграмма, каламбур, двойное истолкование слов и выражений (т.е. использование многозначности и двусмысленности, обратная («перевернутая») метафора); «перевернутые» сравнения и ситуации с переменой мест; соединение двух несовместимых высказываний; неправомерный вывод и нарушение логической последовательности; бессмысленная детализация и др.
Практика. Импровизация. Использование способов создания юмористических ситуаций в собственной речи.
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
В результате освоения курса «Культура и искусство речи» у учащегося формируются:
личностные результаты:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности
Коммуникативные УУД
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
знать/понимать:
- основы теории культуры речи;
- формы делового общения;
- композицию публичной речи, ее логическое построение;
- технику речи, межличностные отношения в процессе коммуникации.
уметь:
- сознательно структурировать собственную мысль, опираясь на общие законы и правила монологической речи;
- понимать способы выражения замысла оратора в адекватной языковой форме с учетом поставленных целей;
- прогнозировать и устанавливать связи полученного с ожидаемыми результатами;
- находить и отбирать знания, материал для реализации частных тем; (отработка навыков и умения находить нужную информацию по заданной теме в специальной литературе, расширяя и углубляя учебный материал за счет жизненных наблюдений и интеграции учебных курсов);
- произносить свои сочинения, опираясь на знание аудитории;
- корректно вести спор, дискуссию, полемику;
- распознавать и противостоять двойственным и нечестным приемам в споре.
Перечень учебно-методического обеспечения
- методическая и справочная литература по культуре и искусству речи
- компьютер;
- проектор;
- электронная доска;
- индивидуальные карточки;
- тесты по тематике курса;
- словари русского языка;
- произведения художественной литературы;
- видео- и аудиоматериалы.
Информационные источники
- Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
- Игры – Обучение, тренинг, досуг… / Под ред. Петрусинского В.В.// В 4-х книгах. – М.: Новая школа, 2001.
- Михайличенко Н.А. Риторика: учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. – М.: Новая школа, 2002.
- Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления: Пособие для учащихся 10-11 классов средних школ, гимназий. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: Аспект Пресс, 2005.
- Новиков Л.А. Искусство слова. – М.: Педагогика, 2001.
- Павлова Л. Г. Психология спора. — Владивосток, 2001.
- Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: Книга для учащихся старших классов средней школы. – М.: Просвещение, 1999.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 2005.
- Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: учеб. пособие. – СПб.: Паритет, 2002.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | фактически | |||
РАЗДЕЛ 1. Что такое культура и искусство речи (20 часов) | ||||
1. | Соотношение речь-язык, речь-мышление, речь-действительность, речь-человек, её адресат, речь- условия общения. | 1 | 9.09 | |
2. | Законы языка. | 1 | 9.09 | |
3. | Правильность речи: нормы ударения. | 1 | 23.09 | |
4. | Практическая работа « Нормы ударения» | 1 | 23.09 | |
5. | Практическая работа « Нормы ударения» | 1 | 7.10 | |
6. | Правильность речи: нормы грамматики | 1 | 7.10 | |
7. | Практическая работа « Нормы грамматики» | 1 | ||
8. | Практическая работа « Нормы грамматики» | 1 | ||
9. | Точность речи | 1 | ||
10. | Точность речи | 1 | ||
11. | Логичность речи | 1 | ||
12. | Логичность речи | 1 | ||
13. | Чистота речи | 1 | ||
14. | Работа над словами -сорняками, словами-паразитами, канцеляризмами | 1 | ||
15. | Выразительность речи | 1 | ||
16. | Выразительность речи. | 1 | ||
17. | Богатство речи. | 1 | ||
18. | Богатство речи. | 1 | ||
19. | Уместность речи. | 1 | ||
20. | Создание собственных высказываний в разных стилях | 1 | ||
РАЗДЕЛ 2. Культура и этика общения (12часов) | ||||
21 | Общение и его слагаемые.Субъект, объект, язык, предмет. | 1 | ||
22 | Виды общения (контактное, дискантное; деловое, неофициальное и т.п.) | 1 | ||
23 | Условия эффективного общения. | 1 | ||
24 | Обоюдное желание, удачный выбор темы интересной для собеседников, умение найти общий язык, понятный собеседнику | 1 | ||
25 | Деловое общение: регламентированность, деловой этикет, речевой этикет; виды и условия эффективного слушания. | 1 | ||
26 | Тестирование «Коммуникативная культура личности». | 1 | ||
27 | Структура деловой беседы. Начало беседы, изложение позиции и ее обоснование; выяснение позиции собеседника; совместный анализ проблемы; принятие решений. | 1 | ||
28 | Типичные ошибки: авторитарность; не учитывают мотивы поведения собеседника; не проявляют интереса к проблеме; не слушают собеседника; перебивают говорящих; говорят, не будучи уверенными, что их слушают; говорят долго; не используют всего банка идей. | 1 | ||
29 | Телефонный разговор – один из видов делового общения. | 1 | ||
30 | Невербальные средства общения. Мимика. Жестикуляция (виды жестов, национальные жесты). Поза. | 1 | ||
31 | Работа с книгой Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», А.Пиза «Язык телодвижений». | 1 | ||
32 | Практикум «Что это означает?» (умение определять готовность к общению по жестам). | 1 | ||
РАЗДЕЛ 3. Основы ораторского искусства (6 часов) | ||||
33 | Риторика как наука об убеждениях, о формах и методах речевого воздействия на аудиторию. | 1 | ||
34 | Искусство красноречия в Древней Греции, Древнем Риме, России. | 1 | ||
35 | Риторические умения и навыки. | 1 | ||
36 | Речевой аппарат, дыхание и его тренировка, голос, дикция и процесс их воспитания, интонация, паузация (тон, интенсивность звучания, темп, тембр, 7 интонационных конструкций, назначение интонации и пауз). | 1 | ||
37 | Индивидуальные особенности оратора. | 1 | ||
38 | Чувство неуверенности и страха перед выступлением | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изучение основ хорового искусства»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изучение основ хорового искусства»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шоу-театр «Столица» Искусство театра»
Данная программа обеспечивает создание условий для социального, профессионального, культурного самоопределения, а так же для творческой самореализации личности каждого участника коллектива и содейству...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Музыкальный инструмент» Скрипка 1 модуль Возраст обучающихся: 6,6 - 11 лет.Срок реал...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Ансамбль»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Ансамбль» скрипка 2 модуль Возраст обучающихся: 9 - 18 лет.Срок реализац...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент» Скрипка 2 модуль
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Музыкальный инструмент» Скрипка 2 модуль Возраст обучающихся: 9 - 18 лет.Срок реализ...
Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» II ступень
Дополнительная общеобразовательнаяОбщеразвивающая программав области музыкального искусствапо учебному предмету«Музыкальный инструмент (фортепиано)»II ступень Возраст обучающихс...