Конспект занятия ШДО "Юный правовед" "Коррупция: знать, чтобы победить"
методическая разработка
Конспект занятия ШДО "Юный правовед" "Коррупция: знать, чтобы победить"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 487.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская средняя общеобразовательная школа № 3
Ростовская область, п. Орловский,
ул. Коммунальная 158, т. 8(86375)32464
Разработка участника муниципального
конкурса методических материалов
по антикоррупционному просвещению обучающихся
«Коррупция: знать, чтобы победить!»
Методическая разработка занятия ШДО «Юный правовед»
автор - Марьянина Людмила Михайловна
учитель истории и обществознания
п. Орловский
2019
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ШДО «ЮНЫЙ ПРАВОВЕД» -
участников регионального молодежного общественного движения правового просвещения «За права молодежи»
ТЕМА: «КОРРУПЦИЯ: ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ!»
Цель: пропаганда правовых основ антикоррупционного поведения.
Задачи:
1. Знакомство с понятием «коррупция», историей возникновения, формами проявления, последствиями.
2. Развитие навыков исследовательской, проектной деятельности, коммуникативных способностей.
3. Создание условий для формирования правового самосознания, устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений.
Форма проведения: деловая игра
Подготовительная работа: создание мини-проектов в малых группах («историки», «правоведы», «теоретики», «граждане»)
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Участники: учащиеся 9 классов, члены ШДО «Юный правовед» - участники регионального молодежного общественного движения правового просвещения «За права молодежи»
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1. Приветствие участников.
2. Демонстрация фрагмента обращения Президента РФ В.В.Путина https://www.1tv.ru/shows/vystupleniya-prezidenta-rossii/pryamaya-liniya-2019/
3. Актуализация проблемы.
- О какой общественной проблеме идет речь?
- В чем опасность коррупции?
- Как ее побороть?
На эти вопросы мы постараемся найти ответы в ходе нашего занятия
4. Представление участников деловой игры:
- группа «историки»
- группа «правоведы»
- группа «теоретики»
- группа «граждане»
5. Обсуждение условий игры (регламент, этикет)
II. Деловая игра
1. Прежде всего, нужно разобраться с сутью вопроса и понять, что же такое «коррупция»?
- группа «теоретики» проводит викторину (мини-проект) «Что такое коррупция?»
- Что такое коррупция? (незаконное использование физическим лицом своего должностного положения)
- Как в юриспруденции называют лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях? (взяткодатель)
- Одним из форм коррупции является вымогательство, нарочитое затягивание рассмотрения дела с целью получения взятки (волокита)
- Использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (злоупотребление полномочиями)
- Что такое взятка? (деньги и другие материальные ценности)
- Служебное покровительство своим друзьям, родственникам в ущерб делу (кумовство)
- Пристрастное выдвижение вперед любимцев, не имеющих способностей, необходимых для той или другой службы (фаворитизм)
- Преступление, заключающееся в хищении чужого имущества или приобретении права на чужое имущество путем обмана (мошенничество)
- Коррупция, возникающая при взаимодействии власти и бизнеса, в случае хозяйственного спора, когда стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу (деловая коррупция)
- Коррупция, которая порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников, в неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи (бытовая коррупция)
- Самый опасный вид коррупции, относящийся к политическому руководству и верховным судам в демократических системах; она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей (коррупция верховной власти)
2. А теперь я предлагаю сделать экскурс в историю и понять, как возникла коррупция в нашей стране.
- группа «историков» предлагает вниманию участников свой мини-проект - презентацию об истории появления коррупции и способах борьбы с ней (Приложение 1)
3. Да, российской коррупции уж много веков, и справиться с ней до сих пор не удалось, что же сегодня делается для искоренения этого застарелого общественного порока? Группа «правоведы» изучила современное российское законодательство, и предлагает нам вооружиться памяткой «Стоп, коррупция!», которая содержит в себе информацию о видах уголовной ответственности за мошенничество, вымогательство, получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и др. (Приложение 2) Участники группы вручают присутствующим памятки.
4. Юридическая ответственность предполагает серьезное наказание за коррупционные преступления, почему же должностных лиц это не останавливает? Предлагаю принять участие в «мозговом штурме» и высказать свои предположения. Ребята высказывают свои предложения:
- Соблазн сильнее страха.
- Легкая нажива.
- Коррумпированность судей позволяет избежать ответственности взяточникам и вымогателям.
- Коррупция стала привычкой, взятка воспринимается как подарок.
- Правовая безграмотность.
- Неразвитость институтов гражданского общества.
Да, ребята, вы во многом правы, неразрешенных проблем в нашем обществе очень много. Поскольку вы сегодня выступаете в роли экспертов по проблемам коррупционных проявлений, давайте предложим способы борьбы с ними.
Участники игры высказывают предложения:
- введение «кодекса чести» для чиновников всех уровней.
- широкое внедрение электронных услуг, чтобы минимизировать личный контакт чиновников с гражданами.
- уличенных в коррупции пожизненно лишать права занимать «хлебные должности».
- ввести обязательную конфискацию дорогостоящего имущества не только у коррупционеров, но и членов их семей и т.д.
5. У участников группы «граждане» свой взгляд на решение проблем, связанных с коррупцией, ребята представляют свой мини-проект – видеоклип «Как победить коррупцию» (Приложение3)
III. Подведение итогов игры.
Ребята оценивают свою работу в составе групп, анализируют результаты игры. Принято решение выступить с мини-проектами перед школьниками из других классов, организовать в школе лекторий по теме «Коррупция: знать, чтобы победить!», конкурс плакатов антикоррупционной направленности.
Литература:
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции".
- Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.
- Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.
- Антикоррупционная политика в современной России / Под ред.
А.В. Малько. Саратов: Изд-во СГАП, 2006.
- Гражданское образование: содержание и активные методы
обучения / под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. М., 2005.
Интернет-ресурсы:
- http://law.edu.ru - юридическая Россия. Федеральный правовой портал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу "Знать, чтобы жить!"
На классном часе, посвященном проблемам табакокурения и никотиновой зависимости, были проанализированы результаты анкетирования учащихся класса по данной теме и результаты мировой статистики. Совершен...
Классный час "Знать, чтобы жить"
Презентация к классному часу, приобщённому ко дню борьбы со СПИДом, для учащихся 7-9 классов....
Конспект урока "Что нужно для того, чтобы победить?"(по рассказу Д.Лондона "Любовь к жизни")
Материал представляет разработку урока - исследования (технологическая карта). Дети работают в группах, составляют кластер, план, таблицу, памятку....
«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).
Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....
Урок – конкурс школьных знатоков 5 класса «Учиться, чтобы знать, знать, чтобы уметь»
Проверить себя на смекалку и сообразительность, а также знание школьных предметов....
Сценарий внеклассного мероприятия "Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться"
Данная разработка относится к категории материалов по военно- патриотическому воспитанию. Она поможет классному рководителю подготовить и провести мероприятие с учащимися, посвящённое героям Гра...
Методическая разработка открытого занятия "Знать, чтобы выжить"
В наше непростое время, когда возросли опасности природных катастроф, террористических актов, и прочих негативных явлений необходимо использовать возможности туризма для подготовки занимающихся ...