Конспект занятия ШДО "Юный правовед" "Коррупция: знать, чтобы победить"
методическая разработка

Конспект занятия ШДО "Юный правовед"  "Коррупция: знать, чтобы победить"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx487.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа № 3

                                 Ростовская область, п. Орловский,

                             ул. Коммунальная 158, т. 8(86375)32464

Разработка участника муниципального

конкурса методических материалов

по антикоррупционному просвещению обучающихся

 «Коррупция: знать, чтобы победить!»

Методическая разработка занятия ШДО «Юный правовед»

автор - Марьянина Людмила Михайловна

учитель истории и обществознания

п. Орловский

2019                           

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ШДО «ЮНЫЙ ПРАВОВЕД» -

участников регионального молодежного  общественного движения правового просвещения «За права молодежи»

ТЕМА: «КОРРУПЦИЯ: ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ!»

Цель:  пропаганда правовых основ антикоррупционного поведения.

Задачи:

1. Знакомство с понятием «коррупция», историей возникновения, формами проявления, последствиями.

2. Развитие навыков исследовательской, проектной деятельности, коммуникативных способностей.

3. Создание условий для формирования правового самосознания, устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений.

Форма проведения: деловая игра

Подготовительная работа: создание мини-проектов в малых группах («историки», «правоведы», «теоретики», «граждане»)

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Участники: учащиеся 9 классов, члены ШДО  «Юный правовед» - участники  регионального молодежного общественного движения правового просвещения «За права молодежи»

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Приветствие участников.

2. Демонстрация фрагмента обращения Президента РФ В.В.Путина https://www.1tv.ru/shows/vystupleniya-prezidenta-rossii/pryamaya-liniya-2019/ 

3. Актуализация проблемы.

- О какой общественной проблеме идет речь?

- В чем опасность коррупции?

- Как ее побороть?

На эти вопросы мы постараемся найти ответы в ходе нашего занятия

4. Представление участников деловой игры:

- группа «историки»

- группа «правоведы»

- группа «теоретики»

- группа «граждане»

5. Обсуждение условий игры (регламент, этикет)

II. Деловая игра

1. Прежде всего, нужно разобраться с сутью вопроса и понять, что же такое «коррупция»?

- группа «теоретики» проводит викторину (мини-проект) «Что такое коррупция?» 

  • Что такое коррупция? (незаконное использование физическим лицом своего должностного положения)
  • Как в юриспруденции называют лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую  выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях? (взяткодатель)
  • Одним из форм коррупции является вымогательство, нарочитое затягивание рассмотрения дела с целью получения взятки (волокита)
  • Использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (злоупотребление полномочиями)
  • Что такое взятка? (деньги и другие материальные ценности)
  • Служебное покровительство своим друзьям, родственникам в ущерб делу (кумовство)
  • Пристрастное выдвижение вперед любимцев, не имеющих способностей, необходимых для той или другой службы (фаворитизм)
  • Преступление, заключающееся в хищении чужого имущества или приобретении права на чужое имущество путем обмана (мошенничество)
  • Коррупция, возникающая при взаимодействии власти и бизнеса, в случае хозяйственного спора, когда стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу (деловая коррупция)
  • Коррупция, которая порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников, в неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи (бытовая коррупция)
  • Самый опасный вид коррупции, относящийся к политическому руководству и верховным судам в демократических системах;  она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей (коррупция верховной власти)

2. А теперь я предлагаю сделать экскурс в историю и понять, как возникла коррупция в нашей стране.

 - группа «историков»  предлагает вниманию участников свой мини-проект - презентацию об истории появления коррупции и способах борьбы с ней (Приложение 1)

3. Да, российской коррупции уж много веков, и справиться с ней до сих пор не удалось, что же сегодня делается для искоренения этого застарелого общественного порока? Группа «правоведы» изучила современное российское законодательство,  и предлагает нам вооружиться памяткой «Стоп, коррупция!», которая содержит в себе информацию о видах уголовной ответственности за мошенничество, вымогательство, получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и др. (Приложение 2) Участники группы вручают присутствующим памятки.

4. Юридическая ответственность предполагает серьезное наказание за коррупционные преступления, почему же должностных лиц это не останавливает? Предлагаю принять участие в «мозговом штурме» и высказать свои предположения. Ребята высказывают свои предложения:

  • Соблазн сильнее страха.
  • Легкая нажива.
  • Коррумпированность судей позволяет избежать ответственности взяточникам и вымогателям.
  • Коррупция стала привычкой, взятка воспринимается как подарок.
  • Правовая безграмотность.
  • Неразвитость институтов гражданского общества.

Да, ребята, вы во многом правы, неразрешенных проблем в нашем обществе очень много. Поскольку вы сегодня выступаете в роли экспертов по проблемам коррупционных проявлений, давайте предложим способы борьбы с ними.

Участники игры высказывают предложения:

  • введение «кодекса чести» для чиновников всех уровней.
  • широкое внедрение электронных услуг, чтобы минимизировать личный контакт чиновников с гражданами.
  • уличенных в коррупции пожизненно лишать права занимать «хлебные должности».
  • ввести обязательную конфискацию дорогостоящего имущества не только у коррупционеров, но и членов их семей и т.д.

 5. У участников  группы «граждане»  свой взгляд на решение проблем, связанных с коррупцией, ребята  представляют свой мини-проект – видеоклип «Как победить коррупцию» (Приложение3)

III. Подведение итогов игры.

Ребята оценивают  свою работу в составе групп, анализируют результаты игры. Принято решение выступить с мини-проектами перед школьниками из других классов, организовать в школе  лекторий по теме «Коррупция: знать, чтобы победить!», конкурс плакатов антикоррупционной направленности.

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции".
  2. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.
  3.  Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.
  4. Антикоррупционная политика в современной России / Под ред.

А.В. Малько. Саратов: Изд-во СГАП, 2006.

  1. Гражданское образование: содержание и активные методы

обучения / под ред. Н. Воскресенской и С. Шехтера. М., 2005.

Интернет-ресурсы:

  1. http://law.edu.ru - юридическая Россия. Федеральный правовой портал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Знать, чтобы жить!"

На классном часе, посвященном проблемам табакокурения и никотиновой зависимости, были проанализированы результаты анкетирования учащихся класса по данной теме и результаты мировой статистики. Совершен...

Классный час "Знать, чтобы жить"

Презентация к классному часу, приобщённому ко дню борьбы со СПИДом, для учащихся 7-9 классов....

Конспект урока "Что нужно для того, чтобы победить?"(по рассказу Д.Лондона "Любовь к жизни")

Материал представляет разработку урока - исследования (технологическая карта). Дети работают в группах, составляют кластер, план, таблицу, памятку....

«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).

Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....

Урок – конкурс школьных знатоков 5 класса «Учиться, чтобы знать, знать, чтобы уметь»

Проверить себя на смекалку и сообразительность, а также  знание школьных предметов....

Сценарий внеклассного мероприятия "Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться"

Данная разработка относится к категории материалов по военно- патриотическому воспитанию. Она  поможет классному рководителю подготовить и провести мероприятие с учащимися, посвящённое героям Гра...

Методическая разработка открытого занятия "Знать, чтобы выжить"

В наше непростое время, когда возросли опасности природных катастроф, террористических актов, и прочих негативных явлений  необходимо использовать возможности туризма для подготовки занимающихся ...